Пупышева Евгения Леонидовна
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Тема данной статьи связана с актуальными вопросами метапредметного содержания обучения в педагогическом вузе. Особое внимание уделено теоретическому обоснованию метапредметности в научных исследованиях. На примере авторской программы новой вариативной дисциплины "Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ", предназначенной для студентов педагогического направления подготовки, рассмотрены основные условия реализации метапредметного подхода при сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/2-2/57.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 2(56): в 2-х ч. Ч. 2. C. 196-199. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/2-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
196
ISSN 1997-2911. № 2 (56) 2016. Ч. 2
Список литературы
1. Алефиренко Н Ф. Спорные проблемы семантики. М., 2005. 326 с.
2. Англо-русский словарь общей лексики [Электронный ресурс] // ABBYY. 2011. 100 тыс. статей. 9-е изд-е, испр. и доп. URL: http://www.lingvo.ru/ (дата обращения: 10.01.2015).
3. Большой англо-русский словарь: в 2-х т. / авт.: Ю. Д. Апресян, И. Р. Гальперин, Р. С. Гинзбург и др.; под общ. рук. И. Р. Гальперина и Э. М. Медниковой. 4-е изд-е, испр. и доп. М.: Русский язык, 1987-1988. 2110 с.
4. Кошевая И. Г. Курс сравнительной типологии английского и русского языков. М.: Высшая школа, 2008. 327 с.
5. Приходченко П. И. О значении глагольных ed-форм английского языка // Приволжский научный вестник. Ижевск, 2014. № 12 (40). Ч. 3. С. 132-136.
6. Приходченко П. И. О новых подходах к изучению ing-словоформ в английском языке // В мире научных открытий. Красноярск, 2014. С. 1171-1177.
7. Collins English Dictionary. 7th ed. Glasgow: HarperCollins Publishers, 2005. 1874 р.
8. Langacker R. W. An Introduction to Cognitive Grammar [Электронный ресурс]. URL: http://cse.iitk.ac.in/users/se367/ 10/langacker_intro-cog-grammar-cogSci86.pdf (дата обращения: 25.12.2015).
9. Langacker R. W. The Conceptual Basis of Grammatical Structure [Электронный ресурс]. URL: http://lrc.cornell.edu/ events/past/Georgetown/langacker.pdf (дата обращения: 25.12.2015).
10. Oxford Dictionary of English. 2nd edition, revised. Oxford - N. Y.: Oxford University Press, 2005. 2110 р.
11. Thagard P. Mind. Introduction to Cognitive Science. Cambridge (Mass.): The MIT Press, 1996. 217 p.
THE PRACTICAL APPLICATION OF COGNITIVE GRAMMAR WHILE LEARNING THE ENGLISH LANGUAGE BY THE EXAMPLE OF THE ANALYSIS OF THE CONSTRUCTIONS WITH THE VERB BE
Prikhodchenko Petr Ivanovich, Ph. D. in Philology Arzamas Polytechnic Institute (Branch) of Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev
adventus@inbox. ru
The article presents an attempt of working out a new approach to the studying of grammatical constructions of the English language based on the analysis of combinations of meanings of words entering them. The method of defining the meanings of constructions with the verb be, which corresponds to regulations of the cognitive grammar, is suggested. According to the author, it contributes to the perception of grammatical speech and thought schemes of a foreign language, facilitates and accelerates the process of achieving its integral perception and free reproduction.
Key words and phrases: lexical and grammatical meaning of the verb; cognitive grammar; the verb be; the analysis of verbal constructions; speech and thought schemes of the English language.
УДК 378.14
Тема данной статьи связана с актуальными вопросами метапредметного содержания обучения в педагогическом вузе. Особое внимание уделено теоретическому обоснованию метапредметности в научных исследованиях. На примере авторской программы новой вариативной дисциплины «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ», предназначенной для студентов педагогического направления подготовки, рассмотрены основные условия реализации метапредметного подхода при сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями.
Ключевые слова и фразы: метапредмет; метапредметное обучение; метапредметный подход; метапредмет-ные результаты обучения; надпредметные умения; основная образовательная программа; федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Пупышева Евгения Леонидовна, к. пед. н., доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет evpupysheva@yandex. гы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В условиях реформы всех ступеней школьного и высшего образования, введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Профессионального стандарта педагога (ПСП) актуальным остается вопрос о качестве подготовки учителя нового поколения, умеющего подготовить таких учеников, которые могут решить сложившуюся ситуацию в контексте современных реалий и запросов общества, способны к сотрудничеству, отличаются креативностью, мобильностью.
Качественная подготовка будущих учителей предполагает формирование у них надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей профессиональной деятельности как «научение жить здесь и сейчас». В связи с этим необходимо говорить о необходимости содержании метапредметного обучения в педагогическом вузе.
Основные понятия метапредметного содержания обучения, как-то: метапредмет, метапредметное обучение, метапредметный подход, метапредметные результаты обучения, метаспособы, метаумения - определены в работах А. Г. Асмолова [1], С. В. Галян [4], Н. В. Громыко [2], А. В. Хуторского [9] и др. ученых.
В настоящее время многие аспекты технологии метапредметного обучения в практике школьного обучения изложены в статьях Е. Л. Пупышевой, А. П. Родионовой [6], Т. А. Файн [8] и др. Кроме того следует отметить ряд работ, непосредственно рассматривающих вопросы подготовки специалистов в области высшего образования (М. Д. Даммер [3], В. И. Павловец [5], И. Н. Ратикова [7] и др.).
Несмотря на фундаментальные исследования в данной области, можно сделать вывод, что методологическая основа метапредметного обучения сегодня рассматривается как одна из основных проблем педагогической науки, особенно в сфере профессиональной подготовки учителя. Действительно, нельзя говорить о ме-тапредметном обучении в практике школьного обучения, если в этом вопросе не компетентен учитель.
Н. В. Громыко [2], А. В. Хуторской [9; 10] и другие ученые в этой сфере научного исследования рассматривают содержание обучения в контексте метапредметного подхода.
Под метапредметным подходом в данной концепции понимается универсальный подход, обеспечивающий переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности [9].
Следовательно, метапредметный подход, во-первых, предполагает, что ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Во-вторых, ориентирован на метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности, т.е. такие способы деятельности, которые применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. В третьих, основу данного подхода составляют субъектно-субъектные отношения. В четвертых, метапредметный подход даёт возможность изменить структуру, содержание учебного материала, способствует формированию другого, по сравнению с традиционной системой общего образования, типа мышления.
Таким образом, по мнению С. В. Галян, метапредметный подход подразумевает промысливание (а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности [4].
Каким же образом можно реализовать метапредметный подход в процессе подготовки учителя нового поколения?
Согласно концепции А. В. Хуторского метапредметность присутствует в образовании в нескольких функциях, в частности:
- как принцип интеграции содержания образования на горизонтальных уровнях учебных предметов (межпредметная функция);
- как основа организации метапредметной деятельности учащихся [10].
Данная точка зрения предполагает разработку и создание метапредметных курсов и применение их в интерактивных практиках обучения. Приведем следующий пример.
В 2014 году Елабужский институт К(П)ФУ выиграл грант Министерства образования и науки РФ на реализацию проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Педагогическое образование" (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».
В рамках выполнения государственного заказа преподавателями ЕИ К(П)ФУ М. Ф. Гильмуллиным и Е. Л. Пупышевой была разработана метапредметная программа учебной дисциплины «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ», предназначенная для преподавателей данной дисциплины и студентов направления подготовки «Педагогическое образование» (уровень прикладного бакалавриата).
Основная цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов навыки трудовых действий и приобрести опыт деятельности в области конструирования и реализации общеобразовательных программ. Такая цель определяется тем, что Профессиональный стандарт педагога, ФГОС высшего образования и основного общего образования предполагают участие педагога в процессах реализации и, частично, разработки основных образовательных программ (ООП) и дополнительных образовательных программ (ДОП) образовательной организации, индивидуальных программ развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
Программа, трудоёмкость которой составляет две зачетные единицы (72 часа), включает пять взаимосвязанных тем, освоение которых студентами происходит последовательно.
Метапредметный подход при изучении данной дисциплины, по нашему мнению, можно осуществить при соблюдении следующих условий:
- анализа ключевых понятий, например, основная образовательная программа;
- групповых формах работы в технологии обучения в сотрудничестве;
- рефлексии на каждом этапе работы;
- применении разнообразных форм, методов и приемов работы (кластер, дискуссии, ролевые игры, мо-тивационные выступления, мозговой штурм и т.д.);
198
^БЫ 1997-2911. № 2 (56) 2016. Ч. 2
- учебной (профессионально ориентированной практике), под которой понимаются все виды работ студентов, осуществляемые в сетевом взаимодействии в процессе обучения.
Заметим, что первый этап учебной практики, являющийся материалом для рефлексии в вузе, организуется в малых группах по открытым источникам. Руководителем группы назначается университетский куратор практики для организации сетевого взаимодействия. Кроме этого, сформированные группы прикрепляются к школьному куратору. Задачи двух кураторов согласуются в соответствии с программой практики.
Приведенная ниже Таблица 1 наглядно демонстрирует реализацию метапредметного подхода в учебной практике разработанной дисциплины при сетевом взаимодействии, в том числе и с образовательными учреждениями.
Таблица 1.
Сетевое взаимодействие со школами во время распределенной практики
Название тем дисциплины Всего часов Учебная практика
1. Введение в пространство образовательных программ 6 Встреча с представителями сетевой общеобразовательной организации. Мастер-класс «Конструирование образовательных программ». Дискуссия «Новое в образовании: за и против». Краткий терминологический словарь образовательных программ. Мотива-ционное выступление: «Наша общеобразовательная программа».
2. Основная образовательная программа ООО 14 Анализ ООП ООО сетевой организации, а также ее частей по классификационным, конструкционным и другим показателям. Планирование работ по итоговой ОП, определение её цели, задач, образовательных результатов, выделение структурных элементов
3. Дополнительные общеобразовательные программы 14 Действия в ситуации «Я - конструктор ДОП». Разработка в малых группах модели ДОП и разыгрывание ситуации защиты программы перед условным заказчиком (перфоманс). Продолжение работ по итоговой ОП, определение контингента учащихся, возможности её реализации
4. Программы индивидуального развития учащегося. 8 Работа в учебной ситуации разработки индивидуального образовательного маршрута ученика сетевой школы с учетом его индивидуальных способностей. Кластер по теме «Индивидуальный образовательный маршрут»
5. Конструирование разделов ООП и ДОП сетевой образовательной организации 30 Конструирование вариативных ОП сетевой образовательной организации и их апробирование в вузе. Защита программы в сетевой организации. Представление на «Педагогической ярмарке».
Итого: 72
Метапредметный подход предполагает и другую логику построения дисциплины: во-первых, данный курс изучается в новом, специально разработанном в рамках гранта модуле «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов», входит в его вариативную составляющую, все части которой взаимосвязаны и формируют определенный набор трудовых действий и компетенций. Во-вторых, изучение дисциплины идет в другом формате в виде цепочки логически завершающихся событий (учебных ситуаций). Вход в дисциплину «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ» начинается с определения проблематики, изучения социального заказа. Он формируется во время круглого стола в форме «Педагогической мастерской» с участием представителей сетевых школ, получения заказа на разработку конкретных образовательных программ. Завершающим этапом становится Педагогическая ярмарка, на которой студенты представляют итоговую продукцию. Все эти события позволяют использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, ме-тапредметных и предметных результатов обучения в процессе подготовки учителя.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
- одно из требований ФГОС как основного, так и высшего образования - достижение метапредметного результата обучения, что напрямую связано с новыми ориентирами современного образования, требованиями социума к воспитанию такой личности, которая способна принимать решения в постоянно меняющемся информационном мире;
- метапредметное обучение на основе метапредметов, разработанное в рамках мыследеятельностной педагогики (школа Н. В. Громыко и А. В. Хуторского), как способ формирования другого мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании индивида;
- сложившаяся ситуация в системе образования свидетельствует об углубляющемся противоречии между возрастающими требованиями обучения и возможностями педагогов решать эти сложные задачи. Только компетентный в этой области специалист способен обучать по-новому, понимать специфику содержание метапредметного обучения. Применение метапредметного подхода требует совершенно другого уровня и системы профессиональной подготовки учителя. Современный учитель должен уметь выявлять, устанавливать и осмысливать внутренние связи между фактами, законами, закономерностями разных учебных предметов.
Предложенные в статье рекомендации по организации метапредметного подхода в рамках разработанной дисциплины - это один из возможных способов организации учебной деятельности в педагогическом вузе с целью использования возможности сетевой образовательной среды для достижения личностных, метапред-метных и предметных результатов обучения в процессе подготовки будущего учителя.
Список литературы
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Громыко Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников [Электронный ресурс]. URL: http://1314.ru/node/24 (дата обращения: 15.10.2014).
3. Даммер М. Д. Метапредметное содержание учебного предмета [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.susu.ru/ ped/article/view/484 (дата обращения: 01.12. 2015).
4. Метапредметный подход в обучении школьников [Электронный ресурс]: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / авт.-сост. С. В. Галян. URL: http://orc.surgpu.ru/media/mediaHbrary/2014/10/%D0% A1.%D0%92.%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%8 0%D0%B5%D0%B4%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85._-_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0% B4._%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC.pdf (дата обращения: 20.09.2015).
5. Павловец В. И. Внедрение прогрессивных технологий обучения как важный фактор повышения качества высшего образования // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (90). С. 78-80.
6. Пупышева Е. Л., Родионова А. П. Метапредметный подход на уроках русского языка: практико-ориентированный аспект // Елабужские филологические чтения: мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. с Междунар. участием (Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, 28 октября - 2 ноября 2015 г.). Казань: Центр инновационных технологий, 2015. С. 98-102.
7. Ратикова И. Н. Метапредметный подход: теория и практика [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/ 2014/pdf/1597.pdf (дата обращения: 30.11.2015).
8. Файн Т. А. Формирование метапредметных результатов обучающихся при исследовательском подходе в обучении: методические рекомендации. Биробиджан: ОблИПКПР, 2014. 32 с.
9. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2012. № 1. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения: 20.10.2014).
10. Хуторской А. В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской: персональный сайт. Хроника бытия. 27.11.2012 г. URL: http://khutorskoy.ru/ be/2012/1127/index.htm (дата обращения: 25.12.2015).
META-DISCIPLINARY APPROACH IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER
Pupysheva Evgeniya Leonidovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kazan (Volga region) Federal University evpupysheva@yandex. ru
The article touches on the relevant problems of meta-disciplinary education content at the pedagogical higher school. The special attention is paid to the theoretical justification of meta-disciplinarity in the scientific researches. By the example of the author's original programme of the new elective course "Practicum on development and realization of the general education curricula" addressing the students of the pedagogical field of study the paper examines the basic provisions for realization of meta-disciplinary approach on network interaction with the educational institutions.
Key words and phrases: meta-discipline; meta-disciplinary education; meta-disciplinary approach; meta-disciplinary outcomes; meta-disciplinary skills; principal educational program; Federal State Educational Standards (FSES).
УДК 811.161(043)
В статье представлен методический инструментарий по созданию упражнений, направленных на идентификацию и интерпретацию уклончивых высказываний на занятиях по русскому языку как иностранному. Такие упражнения призваны помочь преподавателю научить студентов-иностранцев ориентироваться в пространстве непрямой коммуникации, сознательно планировать речевое поведение, обнаруживать и понимать речевые стратегии и тактики собеседника.
Ключевые слова и фразы: русский язык как иностранный; уклончивый ответ; метасмысл; дискурсивные слова; приемы интерпретации; модель составления упражнений.
Толстова Наталья Николаевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации tolstova. natalia@mail. гы
МОДЕЛЬ СОСТАВЛЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ МЕТАСМЫСЛА УКЛОНЧИВЫХ ОТВЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Как известно, обучение русскому языку как иностранному направлено, прежде всего, на удовлетворение учащимися своих коммуникативных потребностей, например, в социально-бытовой и социально-культурной сферах общения. Однако общение, воссозданное в учебном процессе, зачастую «носит чисто информативный