Научная статья на тему 'Метапредметный подход в образовательной практике'

Метапредметный подход в образовательной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6102
883
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТ / МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / METASUBJECT / METASUBJECT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратикова Ирина Николаевна

Статья посвящена вопросу метапредметности в современном образовании. Автор обосновывает необходимость метапредметного подхода и предлагает пути его реализации в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратикова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metasubject approach in educational practice

The article is devoted to the issue of metasubject approach in modern education. The author tries to give proof of necessity of metasubject approach and suggests the ways of its realization in the educational practice.

Текст научной работы на тему «Метапредметный подход в образовательной практике»

научно-методический электронный журнал

Ратикова И. Н. Метапредметный подход в образовательной практике // Концепт. - 2013. -

Спецвыпуск № 06. - ART 13557. - 0,3 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2013/13557.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

дет 13557

УДК 378.14

Ратикова Ирина Николаевна,

преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут arine2009@rambler.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросу метапредметности в современном образовании. Автор обосновывает необходимость метапредметного подхода и предлагает пути его реализации в образовательной практике.

Ключевые слова: метапредмет, метапредметность, метапредметный подход.

По мнению многих ученых современности, образование постоянно испытывает влияние социума. В XXI веке заметны глобальные изменения социально-культурных и научно-технических факторов. Особый интерес вызывает глобальная информатизация общества, которая делает доступной информацию для всего человечества: порой одна и та же информация в разных странах распространяется мгновенно. Поэтому современному студенту, ученику, педагогу при свободном доступе к информации необходимо обладать умениями приобретать, сохранять, творчески интерпретировать ее в обучении и профессиональной деятельности.

Если рассматривать такое явление в обществе, как массовая и межкультурная коммуникация, которая приводит к открытости новому знанию, новым способам общения и жизнедеятельности, то можно увидеть открытость на планетарном уровне. А это требует освоения в образовательной практике коммуникативных технологий [1].

Современные условия требуют от каждого человека принятия самостоятельных решений, понимание способов реализации своих возможностей в обществе. Поэтому студент, учащийся, педагог должен обладать технологиями самоорганизации и самопрезентации, возникает необходимость развития критического мышления.

Для того, чтобы оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность, современная школа и вуз поставлены перед необходимостью активного внедрения различных подходов и технологий. В настоящее время формирование метазнаний и метаспособов становится центральной задачей обучения. Метапредмет-ный подход в образовании обеспечивает переход от дробления на части к целостному восприятию мира, метадеятельности.

Термины «метапредмет», «метапредметность» в современном образовании заявлены как ориентиры новых образовательных стандартов. Научные школы трактуют эти понятия по-разному. У Ю. В. Громыко под метапредметным содержанием понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета [2]. Научная школа А. В. Хуторского реализует метапредметную образовательную деятельность, включая метапредметное содержание и учебные метапредметы уже более двух десятилетий. А. В. Хуторской характеризует метапредметность как «выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет - это то, что за предметом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности» [3]. Согласно позиции А. В. Хуторского, метапредметность - это неотъемлимая часть любой образовательной среды.

На первый план в обучении выступают метапредметные умения, сформированные у выпускников школы и вузов, например, умение разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативность и самостоятельность, работать в команде.

Метапредметный подход в образовательной практике

f\j ■Л f\j

http://ekoncept.ru/2013/13557.htm

научно-методический электронный журнал

Ратикова И. Н. Метапредметный подход в образовательной практике // Концепт. - 2013. -

Спецвыпуск № 06. - ART 13557. - 0,3 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2013/13557.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

дет 13557

УДК 378.14

Новые требования требуют от педагога необходимость изменения не только содержания образования, но и подходов к организации деятельности обучающихся. Педагог становится «режиссером» новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование метаспособов и освоение метазнаний. Сегодня метапредметность - необходимое условие организации учебного процесса.

Почему же образовательная практика нуждается в реализации метапредметно-го подхода?

Во-первых, началось бурное развитие научного знания, образование в прошлом было ориентировано на подготовку специалистов конкретных областей знания. Это привело к раздробленности учебных дисциплин. Была потеряна некая универсальность, целостность восприятия мира. Но технологический процесс нам дал открытость и информатизированность, мгновенность овладения знаниями.

Во-вторых, метапредметный подход обеспечивает не только целостность развития учащегося, студента, но и преемственность всех ступеней образовательного процесса.

В-третьих, метапредметный подход предлагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания - не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности.

В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, а не просто в русле, что должно и можно. Педагог в таком случае выступает как партнер, тьютор.

Как же реализовывать принцип метапредметности в современном вузе?

Наиболее эффективный способ - введение метапредметных курсов по выбору (по аналогии идеи Ю. В. Громыко). Студенты смогут использовать общие способы, общие подходы в разных предметных областях. В рамках таких спецкурсов важно выстраивать коллективное взаимодействие между студентами.

Можно ввести в образовательную практику более доступный способ - это занятия с элементами метапредметного похода. Обязательными условиями организации таких занятий будет являться:

- работа с ключевыми понятиями в философском аспекте;

- сопоставление философского понимания этого понятия и его смыслового наполнения в предметном материале;

- постоянная рефлексия действий на каждом этапе работы;

- создание проблемных ситуаций;

- введение разнообразных форм, методов и приемов работы, активизирующих деятельность студентов.

Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов может быть использование современных образовательных технологий, в которых за основу положен системно-деятельностный подход, например (табл. 1).

Остановимся на некоторых технологиях и подробнее охарактеризуем особенности их использования в образовательном процессе в педагогическом вузе. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ориентирована на реальную педагогическую практику. Она позволяет решать эффективно задачи обучения и развития студентов, сочетать навыки работы с текстом в коммуникации, развивает умения работать с большими текстами научного характера. Многие приемы данной технологии используются на занятиях и семинарах в вузе, например: прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (используется таблица с одноименными названиями столбцов). Студенты предварительно изучают тему «Методы изучения русского языка в начальной школе». Далее они заполняют первые два столбца таблицы са-

«VI О <Х»

http://ekoncept.ru/2013/13557.htm

КОНТ тнпт

научно-методический электронный журнал ART 13SS7 УДК 378.14

Ратикова И. Н. Метапредметный подход в образовательной практике // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 06. - ART 13557. - 0,3 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2013/13557.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Таблица 1

Пример системно-деятельностного подхода

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Через интерактивное включение в учебный процесс формирование критического мышления, культуры работы с информацией

Проектный метод обучения Активизация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, то есть проектирования, развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями

Исследовательские методы обучения Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры: - мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); - умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; - специальных исследовательских умений и навыков

Технология «Дебаты» Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога

Система инновационной оценки «Портфолио» Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Формирование умения работать сообща на единый результат. Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции

мостоятельно («Знаю», «Хочу узнать»), в парах обсуждают полученные ответы, тем самым обмениваются новой информацией друг с другом. В итоге их совместной работы каждый заполняет последний столбец «Узнал». В конце такого занятия все студенты представляют материал изученной темы в таблице, выделяя главное, корректируя свои записи в первых столбцах.

Применяется прием «Вопросы по Б. Блуму» («толстые» и «тонкие» вопросы) с целью выявления объема имеющихся знаний по модулю и оценки их глубины усвоения. Студентам предлагается самостоятельно сформулировать вопросы и ответы по изученной теме, далее в парах они проверяют полученные результаты.

На стадии осмысления одним из самых эффективных является прием «Кластер», который применяется для обобщения имеющейся информации. Студенты выписывают ключевые слова по изучаемой теме, графически отображая связь между понятиями, в итоге получается схема («гроздь») взаимосвязанных понятий по теме.

Очень эффективной является технология обучения в сотрудничестве. Цель этой технологии состоит в формировании умений у субъектов образовательного процесса работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов [4]. На занятиях в вузе, в основном, используется когнитивный тип сотрудничества. Создается атмосфера творческого поиска и логического анализа, формируется умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, развивается оригинальность мышления. Все студенты выступают в роли партнеров, которые должны максимально отдать свои силы на выполнение общего задания: составление конспектов уроков по теме, представление планирования внеклассной и внешкольной

http://ekoncept.ru/2013/13557.htm

КОНТ тнпт

Ратикова И. Н. Метапредметный подход в образовательной практике // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 06. - ART 13557. - 0,3 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2013/13557.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 13557 УДК 378.14

работы по предмету на учебный год, работа с технологическими картами. Основным принципами взаимодействия в такой технологии является добровольность, равенство позиций, результативность, заинтересованность всех участников.

На занятиях включаются не только указанные технологии, но и разнообразные приемы работы, направленные на приобретение определенного опыта у студентов совместного поиска решений поставленной проблемы. Вырабатывается установка на умение учитывать мнения других и открывать нечто общее между мнениями всех участников группы.

В современном образовании изучаются различные дисциплины, при этом не выделяется связь между ними. А мир, который нас окружает, образует целостную систему. Чтобы понимать его, недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. В результате такого образования формируется разрозненное представление о картине мира.

Сегодня ситуация кардинально меняется в школе в связи с введением новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Предложенные в статье рекомендации - это возможные способы организации учебной деятельности в вузе, направленной на достижение метапредметных результатов.

Следует отметить и качество организации подготовки педагогов школ, и студентов педагогических вузов к реализации метапредметного подхода. Подготовка должна быть организована на самом высоком уровне.

На сегодняшний день перед нами поставлена задача реализации метапредметного подхода в процессе преподавания методики обучения русскому языку (начальные классы) в педагогическом вузе. Мы считаем, что заявленные в статье технологии на основе системного-деятельностного подхода могут быть использованы для эффективной реализации опытно-экспериментальной работы обучения бакалавров по специальности «Педагогическое образование (профиль «Начальное образование»)».

Ссылки на источники

1. Современные образовательные технологии / Под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.

2. Скрипкина Ю. В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации // Интернет-журнал «Эйдос». - 2011. - № 4. - URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2011/0425-10.htm.

3. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - № 1. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.

4. Современные образовательные технологии. Указ. соч.

Ratikova Irina,

lecturer at the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical

University, Surgut

arine2009@rambler.ru

Metasubject approach in educational practice

Abstract. The article is devoted to the issue of metasubject approach in modern educa- issn 2304-120X tion. The author tries to give proof of necessity of metasubject approach and suggests the ways of its realization in the educational practice.

Keywords: metasubject, metasubject approach.

Рекомендовано к публикации:

Пашковой Л. П., доктором педагогических наук;

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

гм yj nj

977230412013518

http://ekoncept.ru/2013/13557.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.