Структурирование компетенций студентов вузов при участии в практико-ориентированной
деятельности
Наталья Владимировна Амяга
кандидат биологических наук, доцент кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия агшда[email protected] 0000-0002-6631-346Х
Тамара Евгеньевна Демидова
доктор педагогических наук, профессор кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия [email protected] 0000-0003-0939-9911
Александр Павлович Тонких
кандидат физико-математических наук, профессор кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия [email protected] 0000-0002-2140-8334
Поступила в редакцию 16.04.2022 Принята 17.05.2022 Опубликована 15.06.2022
* 10.25726/58731-2330-4463-Ь
Аннотация
Современное образование и технологический прогресс предоставляют широкие возможности для самостоятельной творческой учебной деятельности студентов. Учебные задания по дисциплине, которые используются, предусматривают высокий уровень познавательной самостоятельности студентов и широкое использование эвристических навыков. Однако на сегодня остаются нерешенными существенные противоречия между необходимостью творческой самостоятельной познавательной деятельности студентов, широкими возможностями, которые предоставляет настоящее (электронные средства обучения, сеть интернет, большое количество часов по дисциплине для самостоятельной работы студентов) и неготовностью студентов и преподавателей к организации творческой самостоятельной работы студентов в современных условиях, особенно с иностранного языка. Существует три компонента познавательной самостоятельности: мотивационный (интерес к учебной деятельности и стремление овладеть будущей профессией); содержательно-операционный (владение системой ведущих знаний и способов деятельности); волевой (способность к волевым усилиям), а также три уровня познавательной самостоятельности: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Ключевые слова
компетенции, вуз, студенты, дисциплина, самостоятельная работа.
Введение
Применение различных дистанционных технологий и электронных средств обучения можно рассматривать как логический этап эволюции традиционной системы образования. Задачи, предусматривающие их использование, требуют высокого уровня познавательной и творческой самостоятельности студентов и широкое использование эвристических навыков, а также являются мощным средством повышения эффективности обучения (Агеевец, 2021).
Учитывая все вышесказанное, предлагаем использовать ведение собственного учебного блога с целью развития навыков общения с аудиторией как вид индивидуальной самостоятельной работы студентов по дисциплине «учитель начальных классов». Такая работа объединяет в себе развитие познавательно-творческой самостоятельности студентов и использование современных возможностей сети Интернет (Бахирева, 2018).
Большое количество времени занимает обучение общению, чтению, поскольку они являются каркасом для всех других видов речевой деятельности. Именно поэтому считаем целесообразным использование ведения собственного блога с целью развития навыков письма в качестве метода обучения письму; и как форма организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов в день для самоподготовки (Бурдина, 2016).
Материалы и методы исследования
Процесс обучения должен осуществляться в соответствии с индивидуальными возможностями субъекта обучения, темпы обучения, объемы материала для усвоения, способы получения знаний, умений и навыков должны быть индивидуализированы (Еловикова, 20210.
И ведение блогов обеспечивает максимальную индивидуализацию обучения и ежедневную работу студента, что чрезвычайно важно для изучения психологии массовых коммуникаций, а также облегчает контроль преподавателем, поскольку вся информация хранится с указанием даты выполнения и доступна круглосуточно онлайн (Кузнецова, 2007).
Студенты ведут собственный блог в удобное для себя время и каждый работает индивидуально согласно своих собственных возможностей, умений и интересов, именно он подбирает факты и информация, яка интересна и полезна именно ему и отражает его внутренний мир. Преподаватель регулярно перечитывает работы, задает направление, тематику и вместе со студентом анализирует наиболее распространенные ошибки (Курамшин, 2014).
Такие задачи позволяют эффективно использовать аудиторные часы с дисциплины, поскольку работа в аудитории предполагает только инструктаж к заданию, регулярный уточняющий мониторинг работы студентов, предоставление обратной связи и определения рекомендуемой тематики студенческих блогов (Лернер, 1981).
Результаты и обсуждение
Роль преподавателя является опосредованной, он создает условия протекания самостоятельной деятельности, стимулирует активность студентов, поощряет творчество из-за ухода от авторитаризма и создания атмосферы сотрудничества и сотворчества, что соответствует требованиям организации в личностно-ориентированного обучения (Подласый, 2004).
Фиксация текста во времени и онлайн предоставляет возможности студентам перечитать свои работы и самим найти ошибки и проанализировать их. Мы не рекомендуем на начальном этапе исправлять ошибки и комментировать грамматическую правильность предложений.
Задача интересна не только студентам, поскольку позволяет использовать средства мультимедиа и предоставляет свободу в выборе методов работы, но и преподавателям. Студенты более свободно и творчески выражают свои мысли в удобных для себя обстоятельствах и откровенничают с другой стороны.
Самым сложным этапом предложенного вида самостоятельной работы считаем начальный операционный, а именно приступить к написанию, выбрать время и электронное устройство для работы.
Оформление блогов является дополнительным элементом усиления мотивации и облегчения психологического барьера перед началом работы (Современные, 2007).
Начиная с технических несложных шагов, таких как включение электронного прибора, нахождение вебсайта, начало графического оформления, студент постепенно включается в работу и переходит к собственно написанию текста. Демонстрация собственного учебного продукта вызывает чувство гордости, удовлетворения от результата и тем самым стимулирует интерес и поощрения к продолжению работы.
Ссылки на учебные блоги студентов размещаются на официальном веб сайте кафедры на странице преподавателя. Студенты могут просмотреть блоги одногруппников и разместить комментарии, это стимулирует конкуренцию, тем самым усиливая мотивацию и придает вдохновение. Обнародование результатов считаем необходимым для такой задачи как ведение студентами собственного блога с целью развития навыков общения с аудиторией (Юрловская, 2014).
Настоящая аудитория читателей, которая имеет возможность перечитать работу студента, приближает учебную задачу к жизни, и оно перестает быть оторванным от практической реальности, что очень часто наблюдается в современном отечественном образовании.
Темы занятий, на которых используются учебные блоги студентов могут быть разные в соответствии с рабочей программой по дисциплине.
В рамках общей темы рекомендуем предоставлять студентам свободу в выборе подтемы, которая будет иметь личностную значимость для студента, поскольку по утверждению профессора Н. Лазарева во время выполнения эвристического задания, студенты одновременно создают два важных для себя образовательные продукты - наружный и внутренний (Байгушева, 2017). Внешний продукт -это результат выполнения эвристического задания (сочинение, проект и тому подобное).
Внутренний продукт - это более интегрированный и внешне часто незаметный результат деятельности, но он является действительно стратегическим, потому что представляет собой конечную цель - достигнутый уровень профессионально-творческой самореализации личности.
Работа с учебными блогами ведется каждый день, кроме выходных, но по желанию или с целью компенсировать пропущенные дни в работе над блогами студенты могут работать и в выходные. Особенно это касается тех ситуаций, когда есть вдохновение и переполняют эмоции, которые можно воплотить в письменной речи (Болдов, 2017).
Еще одним положительным аспектом ведения блогов является преодоление застенчивости студентов и страха перед коммуникацией со школьниками младшего возраста.
Шаг за шагом студенты пишут тексты все больших и больших размеров, пытаются логически их соединить, и постепенно от письменной речи переходят к устной.
Наличие комментариев поощряет диалогическая речь, студенты желают ответить на них, выразить свои мысли, эмоции и перестают концентрировать внимание на самом тексте и владения языком переходит в средство общения, а в цели изучения дисциплины.
Ведение студентами собственного блога с целью развития навыков общения с аудиторией базируется на принципах: системности и последовательности, доступности, связи с жизнью, сознания и активности, индивидуального подхода к студентам, эмоциональности.
Мы выделяем следующие этапы работы над блогами с целью развития навыков общения с аудиторией: выберите тему, определите формат и платформу, подготовьте и напишите, опубликуйте. Кроме учебной цели, такие виды публичных работ помогают студентам чувствовать себя частью общины, формируют четкую гражданскую позицию, студенты оставляют свой «цифровой отпечаток в обществе». Мы считаем, что такие виды проектов из учебных могут стать социальными.
Совместное ведение блогов студентами расширяет их возможности. Из индивидуальных самостоятельных работ они превращаются в коллективные и могут использоваться также для командных, творческих видов проектной работы (Демидова, 2007).
К ним относим онлайн общения, электронные письма друг другу на иностранном языке, а также Wiki-секции в системе дистанционного обучения университета, которые предоставляют возможность группе студентов создать общий текст из нескольких частей. Эти части каждый студент создает и добавляет отдельно, но они подчинены единой цели.
Примером такой задачи является оформление совместной заявки на грант, которая состоит из цели грантового проекта, обоснование ее актуальности и важности, бюджета, и тому подобное. Однако опыт работы с такими задачами показывает неготовность студентов работать в группе, и именно поэтому мы переориентировали свое внимание на индивидуальную работу с блогами.
Для ведения собственного блога с целью развития навыков общения с аудиторией студенты широко используют собственные индивидуальные мобильные устройства (Инновационные, 2019).
Электронные устройства неотъемлемые вид человека в современном мире, всегда имеющиеся с собой и это позволяет студенту выполнить задание в любой момент, что значительно усиливает мотивацию обучения, индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, предоставляет возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности, и является эффективным средством для осуществления индивидуально-ориентированного обучения.
Ведение студентами собственного учебного блога способствует эффективному развитию навыков письменной речи, развивает творческую самостоятельность студентов и начинать использование эвристических механизмов деятельности и возможностей современных информационных технологий (Кочерьян, 2019).
Как известно, коммуникативная компетенция состоит из следующих компонентов:
- речевой компетенции, которая заключается в умении понимать и адекватно интерпретировать услышанную информацию, разговаривать, читать, писать;
- языковой компетенции, направленной на знание фонетического, лексического и грамматического материала, умение применять его в речи;
- лингво-культурной компетенции, основным требованием в овладении которой является способность ориентироваться в разнообразных социальных ситуациях, что предполагает формирование мировоззренческих культурных ценностей, умение критически относиться к чужой и собственной мысли, способность к самопознанию и самореализации личности, ее активной жизненной позиции.
Преподавание академического письма предусматривает, прежде всего, овладение студентами индивидуальными навыками перевода, составление рефератов, сообщений, аннотаций, подготовка докладов, обоснование собственных научных исследований и тому подобное. Еще до того момента, когда студент перейдет к письменной деятельности, он должен усвоить навыки академического чтения, то есть чтения с образовательной целью (Кочерьян, 2014).
Преподаватель объясняет студентам разницу между различными видами чтений, учит их самостоятельно выбирать и использовать отдельные виды чтения или сочетать их в соответствии с целью. Языковые задачи выполняют в полном объеме только на начальном этапе, во время дальнейшей обработки текстов студент должен самостоятельно освоить максимум текстовой информации (не менее 70%).
Успех первого приближения во многом зависит от словарного запаса (Лубышева, 1990).
Академическое письмо должно стать следующим по академическому чтению этапом аналитико-синтетической обработки информации, содержащейся в тексте: информация подлежит оценке, сопоставлению, обобщению. Формирование навыков аналитико-синтетической обработки информации предполагает выполнение комплекса задач, в частности: изучить содержание текста, составить план, определить в тексте необходимый речевой материал, обсудить подготовленные аннотации и рефераты.
На этапе обобщения полученной информации важную роль отводят ее оформлению в удобную для практического использования форму в виде аннотаций, рефератов и конспектов.
Методика формирования речевой компетенции в значительной мере зависит от жанровых типов текстов, написанием которых необходимо овладеть студентам. Преимущественно ощущается потребность овладения практическим письмом (Приказ, 2017).
В практических видах письма, что обусловлено практическими потребностями будущей профессии и личными потребностями, относят деловую (официальную) переписку, неофициальные (дружеские) переписки, написание деловых документов (заявлений, контрактов, соглашений), конспектирование, аннотирование, реферирование.
Студентам необходимо учиться писать различные типы текстов, что поможет им как в процессе обучения, так и дальнейшем профессиональном росте (Тонких, 2019).
Академическим письмом называют все виды письменных работ студентов, благодаря которым они обучаются письму, как творческой продуктивной речевой деятельности, но которые не имеют серьезного практического значения с точки зрения профессии.
Однако такая деятельность значительно повышает эффективность обучения, поскольку в данном случае студент пишет от себя, что эффективно развивает его умения творческого мышления и продуктивного письма. Оно базируется одновременно на подвижном, зрительном, речево-моторном и слуховом анализаторе.
Благодаря этому академическое письмо играет также роль закрепителя.
Установлено, что академически письмо развивает процессуальную мотивацию и играет куда более весомую голь за другие виды письма в развитии речевой деятельности.
Процесс формирования навыков творческой письменной речи состоит из трех этапов: рецептивного, рецептивно-репродуктивного и продуктивного, и базируется на следующих принципах:
- принцип интегрированности обучения письму с обучением других видов речевой деятельности;
- принцип сочетания учебных действий по развитию техники письма с учебными действиями как вида речевой деятельности;
- принцип рационального сочетания упражнений с разной степенью управляемости;
- принцип широкого использования информационных технологий в обучении как техники письма, так и письма как вида речевой деятельности;
- принцип получения студентами всех необходимых объяснений относительно формата письменного текста, который нужно научиться писать, его структуры, композиции, составных частей, средств выражения мысли, обеспечения единства, логической и языковой связности текста;
- принцип использования различных приемов, помогающих студентам генерировать и логически композиционно разместить идеи для написания различных видов письменных текстов;
- принцип сочетания кооперативного обучения студентов с индивидуальным;
- принцип внедрения подхода, основанного на решении задач (the taskbased approach);
- принцип внедрения специальных видов учебной деятельности и для развития высокой мотивации студентов к овладению навыками и умениями;
- принцип учета и рациональное использование основных методических подходов к обучению письму: текстового, жанрового и процессуального;
- принцип учета в самой методике обучения жанру текстов, которых студентов учат писать.
Важным видом академического письма является креативное письмо. Это такой вид работы, когда
студенты пишут на иностранном языке, опираясь на собственный опыт и фантазию. Примерами результатов креативного письма могут быть рассказы, эссе, стихи и т. п.
Заключение
Таким образом можно утверждать, что письменные работы имеют очень большое влияние на развитие всех коммуникативных навыков и умений студентов и аспирантов, их творческого потенциала и позитивной учебной мотивации. Применение данного вида работы имеет ряд преимуществ.
Письмо, в частности академическое, является хорошим стимулятором развития лингвистической компетенции. При этом наблюдается также расширение словарного запаса и повышение грамматической правильности речи, значительный прогресс в умении выражать на иностранном языке собственное мнение.
Объясняется это тем, что студентам приходится много самостоятельно работать со справочной литературой, словарями, заниматься поисковой работой.
Чрезвычайно важен тот факт, что студенты проявляют инициативу, поскольку они испытывают потребность в самосовершенствовании.
Необходимость коренного изменения подходов к построению системы обучения иностранным языкам на современном этапе вполне очевидна, потому что изменились условия, в которых происходит обучение, а именно: техническая и информационная среда, сфера использования языковых и речевых компетентностей, объем аудиторной нагрузки студентов. Вывод может быть только один - необходимо полностью изменить парадигму обучения навыкам общения с аудиторией.
Список литературы
1. Агеевец А.В., Ефимов-Комаров В.Ю., Ефимова-Комарова Л.Б., Куликов М.Л., Пучкова М.В. Физическая культура в ВУЗе. Что это? // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. №3(193). С. 11-18.
2. Байгушева И.А., Ермилов Н.О. Организация проектной деятельности студентов как фактор повышения качества математической подготовки в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 10. С. 79-83.
3. Бахирева Н.А., Саянова Е.Н. Обзор причин непосещаемости студентами занятий по физической культуре // Решетневские чтения. 2018. №2. С. 544-546.
4. Болдов А.С., Гусев А.В., Илькевич К.Б., Шарагин В.И. Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 4 (146). С. 275-281.
5. Бурдина Н.Н., Гарипова А.З. Физическая культура в ВУЗе: проблема посещаемости и ее решение // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1(52). С. 55-56.
6. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация компетентностного подхода в вузе // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. М.: Баласс, 2007. С. 36-39.
7. Еловикова Д.А., Амяга Н.В., Культурные ассимиляторы в решении проблем поликультурного семейного взаимодействия // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 137-148.
8. Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании: монография / Н.В. Буренкова, Т.В. Данилова, М.С. Сидорина, А.П. Тонких и др. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 220 с.
9. Кочерьян М.А., Тихомирова А.М., Сидоров Р.В. Социологический анализ отношения студентов к здоровью, занятие спорта и физической культурой в университете // Педагогический журнал. 2019. № 9 (5-1). С. 391-399.
10. Кузнецова, З.М., Симаков Ю.П. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007. № 4(2). С. 8-14.
11. Курамшин Ю.Ф. Состояние программно-нормативных основ физического воспитания во второй половине ХХ века и пути их развития на современном этапе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 77-82.
12. Курамшин Ю.Ф. Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20-40 годы XX века // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 67-71.
13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
14. Лубышева, Л.И., Грузных Г.М. О программных основах вузовского физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1990. № 3. С. 4245.
15. Моспанова Н.Ю., Буренкова Н.В., Крамарева И.Е. Языковое образование как основа развития коммуникативной компетенции будущих педагогов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 5 (45). С. 266-273.
16. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
17. Приказ Министерства образования и науки РФ №301 от 05.04.2017 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». https://minjust. consultant. ru/ documents/36015
18. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.: Издательский центр «Академия», 2007.
19. Тонких А.П., Данилова Т.В. Развитие профессионально-нравственной компетентности будущего учителя начальных классов в условиях ФГОС // Пед. журн. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 28-38.
20. Юрловская И.А. Проектные технологии в реализации стандартов высшего профессионального образования третьего поколения // Науковедение: интернет-журнал. 2014. Вып. 2. Март - апрель. http://naukovedenie.ru/PDF/127PVN214.pdf
Structuring the competencies of university students while participating in practice-oriented activities Natalia V. Amyaga
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Methods of Primary Education and Pedagogical Management
Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia [email protected] 0000-0002-6631-346X
Tamara E. Demidova
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Methods of Primary Education and Pedagogical Management
Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia [email protected] 0000-0003-0939-9911
Alexander P. Tonkikh
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Professor of the Department of Methods of Primary Education and Pedagogical Management Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia [email protected] 0000-0002-2140-8334
Received 16.04.2022 Accepted 17.05.2022 Published 15.06.2022
< 10.25726/s8731 -2330-4463-b
Abstract
Modern education and technological progress provide ample opportunities for independent creative learning activities of students. The academic tasks in the discipline that are used provide for a high level of cognitive independence of students and the widespread use of heuristic skills. However, significant contradictions remain unresolved today between the need for creative independent cognitive activity of students, the wide opportunities provided by the present (electronic learning tools, the Internet, a large number of hours in the discipline for independent work of students) and the unwillingness of students and teachers to organize creative independent work of students in modern conditions, especially from a foreign language. There are three components of cognitive independence: motivational (interest in learning activities and the desire to master a future profession); content-operational (possession of a system of leading knowledge and methods of activity); volitional (the ability to volitional efforts), as well as three levels of cognitive independence: reproductive, partially exploratory, research.
Keywords
competencies, university, students, discipline, independent work.
References
1. Ageevec A.V., Efimov-Komarov V.Ju., Efimova-Komarova L.B., Kulikov M.L., Puchkova M.V. Fizicheskaja kul'tura v VUZe. Chto jeto? // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. №3(193). S. 11-18.
2. Bajgusheva I.A., Ermilov N.O. Organizacija proektnoj dejatel'nosti studentov kak faktor povyshenija kachestva matematicheskoj podgotovki v vuze // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2017. № 10. S. 79-83.
3. Bahireva N.A., Sajanova E.N. Obzor prichin neposeshhaemosti studentami zanjatij po fizicheskoj kul'ture // Reshetnevskie chtenija. 2018. №2. S. 544-546.
4. Boldov A.S., Gusev A.V., Il'kevich K.B., Sharagin V.I. Issledovanie vneshnih i vnutrennih psihologicheskih prichin otsutstvija motivacii studentov k zanjatijam po fizicheskoj kul'ture v vuze // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. № 4 (146). S. 275-281.
5. Burdina N.N., Garipova A.Z. Fizicheskaja kul'tura v VUZe: problema poseshhaemosti i ee reshenie // Psihologija, sociologija i pedagogika. 2016. № 1(52). S. 55-56.
6. Demidova T.E., Tonkih A.P. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v vuze // Problemy podgotovki uchitelja dlja sovremennoj rossijskoj shkoly: Sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. M.: Balass, 2007. S. 36-39.
7. Elovikova D.A., Amjaga N.V., Kul'turnye assimiljatory v reshenii problem polikul'turnogo semejnogo vzaimodejstvija // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2021. № 2 (42). S. 137-148.
8. Innovacionnye tehnologii kak faktor realizacii kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii: monografija / N.V. Burenkova, T.V. Danilova, M.S. Sidorina, A.P. Tonkih i dr. Saratov: Aj Pi Ar Media, 2019. 220 s.
9. Kocher'jan M.A., Tihomirova A.M., Sidorov R.V. Sociologicheskij analiz otnoshenija studentov k zdorov'ju, zanjatie sporta i fizicheskoj kul'turoj v universitete // Pedagogicheskij zhurnal. 2019. № 9 (5-1). S. 391-399.
10. Kuznecova, Z.M., Simakov Ju.P. Istoricheskie predposylki formirovanija fizkul'turnogo obrazovanija // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2007. № 4(2). S. 8-14.
11. Kuramshin Ju.F. Sostojanie programmno-normativnyh osnov fizicheskogo vospitanija vo vtoroj polovine HH veka i puti ih razvitija na sovremennom jetape // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2014. № 5 (111). S. 77-82.
12. Kuramshin Ju.F. Stanovlenie i razvitie programmno-normativnyh osnov vuzovskogo fizicheskogo vospitanija v 20-40 gody XX veka // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2014. № 4 (110). S. 67-71.
13. Lerner I.Ja. Didakticheskie osnovy metodov obuchenija. M.: Pedagogika, 1981. 186 s.
14. Lubysheva, L.I., Gruznyh G.M. O programmnyh osnovah vuzovskogo fizkul'turnogo obrazovanija // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 1990. № 3. S. 4245.
15. Mospanova N.Ju., Burenkova N.V., Kramareva I.E. Jazykovoe obrazovanie kak osnova razvitija kommunikativnoj kompetencii budushhih pedagogov // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2021. № 5 (45). S. 266-273.
16. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: ucheb. posobie dlja vuzov. M.: VLADOS-press, 2004. 365 s.
17. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF №301 ot 05.04.2017 «Ob utverzhdenii porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury». https://minjust. consultant. ru/ documents/36015
18. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: Uchebnoe posobie / E.S. Polat, M.Ju. Buharkina, M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2007.
19. Tonkih A.P., Danilova T.V. Razvitie professional'no-nravstvennoj kompetentnosti budushhego uchitelja nachal'nyh klassov v uslovijah FGOS // Ped. zhurn. 2019. T. 9. № 1-1. S. 28-38.
20. Jurlovskaja I.A. Proektnye tehnologii v realizacii standartov vysshego professional'nogo obrazovanija tret'ego pokolenija // Naukovedenie: internet-zhurnal. 2014. Vyp. 2. Mart - aprel'. http://naukovedenie.ru/PDF/127PVN214.pdf