Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прядехо А. А., Карбанович О. В., Степченко Т. А.

Динамичное развитие информационного пространства, его насыщенность и разноплановость способствуют совершенствованию фундаментальных подходов к качественной подготовке специалистов - инициативных, творческих граждан, наделенных чувством долга, ответственности, активный и таких, которые умеют быстро адаптироваться к новым условиям, стремительно обучаться и постоянно развиваться. Этого можно достичь при условии формирования у студентов чувства самостоятельности и творчества (критического мышления), а это осуществляется путем внедрения в образовательный процесс ключевых принципов модульного обучения. Современное образование наряду со становлением национальной и общественно-политической независимости уверенно шагает к модернизации учебных технологий. Важной задачей быстрой адаптации образования к международному, социокультурному и профессиональному пространству является реформирование Российской школы, ведь выпускники заполняют важную нишу рынка труда через приобретенную профессиональную компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF MODULAR LEARNING IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The dynamic development of the information space, its richness and diversity contribute to the improvement of fundamental approaches to high-quality training of specialists - initiative, creative citizens endowed with a sense of duty, responsibility, active and those who are able to quickly adapt to new conditions, learn rapidly and constantly develop. This can be achieved if students develop a sense of independence and creativity (critical thinking), and this is done by introducing the key principles of modular learning into the educational process. Modern education, along with the formation of national and socio-political independence, is confidently moving towards the modernization of educational technologies. An important task of rapid adaptation of education to the international, socio-cultural and professional space is the reform of the Russian school, because graduates fill an important niche of the labor market through acquired professional competence.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Реализация принципов модульного обучения в образовательной организации

Алексей Анатольевич Прядехо

профессор, доктор педагогических наук

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия [email protected] 0000-0002-6615-0883

Оксана Вячеславовна Карбанович

доцент, кандидат педагогических наук

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия [email protected] 0000-0001-6122-3943

Татьяна Александровна Степченко

профессор, доктор педагогических наук

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия ta-step2007@yandex. ги 0000-0001-6376-8525

Поступила в редакцию 01.03.2022 Принята 02.04.2022 Опубликована 15.05.2022

0 10.25726/а2088-4844-3907-д

Аннотация

Динамичное развитие информационного пространства, его насыщенность и разноплановость способствуют совершенствованию фундаментальных подходов к качественной подготовке специалистов - инициативных, творческих граждан, наделенных чувством долга, ответственности, активный и таких, которые умеют быстро адаптироваться к новым условиям, стремительно обучаться и постоянно развиваться. Этого можно достичь при условии формирования у студентов чувства самостоятельности и творчества (критического мышления), а это осуществляется путем внедрения в образовательный процесс ключевых принципов модульного обучения. Современное образование наряду со становлением национальной и общественно-политической независимости уверенно шагает к модернизации учебных технологий. Важной задачей быстрой адаптации образования к международному, социокультурному и профессиональному пространству является реформирование Российской школы, ведь выпускники заполняют важную нишу рынка труда через приобретенную профессиональную компетентность.

Ключевые слова

модульное обучение, образование, концепция, подготовка.

Введение

Целью статьи является анализ основных принципов модульного обучения и их влияние на формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

Проблема модульного обучения не является новой для российской педагогики и образования. «В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее последователей А. Алексюк, М.А. Анденко, Р.С. Бекировой, К.Я. Вазиной, Г.В. Лаврентьева и Н.Б. Лаврентьевой, Э.В. Лузик, М.А. Чошонова и др. Обобщение подходов названных авторов позволяет сказать, что цель модульного обучения — создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе». (Чернилевский, 2005)

Центральным понятием, которое следовало бы актуализировать, является терминологическая лексема "модуль". М.Ю. Пушникова считает, что «модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им. В виде модуля можно представить и урок, и весь процесс обучения» (Пушникова, 2015). Н.Ю. Корнеева замечает, что модуль - «это завершенная дидактическая единица основной образовательной программы, которая призвана формировать одну или несколько профессиональных компетенций, владеющая диагностикой знаний и умений, владений, обучаемых на выходе. Модульная основная образовательная программа — это совокупность и последовательность образовательных модулей, сосредоточенная на овладении определенными компетенциями, обязательными для присвоения определенной профессиональной квалификации» (Корнеева, 2011). Такая образовательная деятельность оптимизирует на практике академические и личные достижения обучающихся с определенным уровнем предварительной подготовки.

Еще одним важным понятием рассматриваемого аспекта образования является «модульная технология», которая современными исследователями определяется не как изолированная субстанция, а как понятие, которое носит «междисциплинарный характер, т.е. представляет совокупность научных направлений, делая ее мощным инструментом преобразования процесса обучения» (Осипова, 2020).

«Данная образовательная технология способствует формированию новых квалификационных характеристик, которыми призваны обладать будущие специалисты, а именно: - когнитивными качествами, относящиеся к сфере интеллектуальной деятельности; - практическими умениями, формирующими профессиональную компетентность; - дополнительными профессиональными качествами напрямую связанные с производственной деятельностью» (Осипова, 2020).

Материалы и методы исследования

Важной при формировании модульного обучения является самостоятельная работа обучающихся. Участник учебного процесса прорабатывает материал, пользуясь учебно-методической литературой и выполняет предложенные преподавателем задания. Поэтому использование учебного модуля предусматривает перераспределение бюджета времени, выделенного на усвоение определенного курса. Оно распределяется на практические и лабораторные занятия с обязательным использованием активных методов обучения (проблемных ситуаций, деловых игр, дискуссий, бесед и тому подобное) с осуществлением текущего контроля. Остальная часть времени должна отводиться на лекционные занятия, которые по содержанию являются вводными (учредительными) или обзорными и, как правило, читаются в начале и в конце модуля. Модуль - это своеобразный совершенный блок с четко определенными началом и концом. В каждом модуле не только есть текстовое содержание материала, но и разработаны задания в соответствии с материалом, которые следует выполнить; вопросы для контроля со стороны педагогов и вопросы для осуществления самоконтроля. В модульном обучении используется модульно-рейтинговая система оценивания освоенных компетенций.

Результаты и обсуждение

Анализ функционирования механизмов модульного обучения осуществлен на основе метода педагогического наблюдения, в частности изучения особенностей образовательной деятельности обучающихся. В результате наблюдения отмечены положительные и в то же время негативные аспекты.

Относительно положительных стоило бы отметить стимулирующую роль модульных технологий в учебном процессе, поскольку обучающиеся были заинтересованы в быстром достижении желаемого результата, ведь можно самому считать свои баллы и избегать лишнего стресса во время сессии. Самостоятельная работа обучающихся, по нашим наблюдениям, существенно повлияла на формирование и развитие коммуникативных качеств: умение вести дискуссию, переговоры, деловые беседы; убедительно приводить аргументы; достигать компромисса в конфликтных ситуациях; обеспечивать реализацию успешных взаимоотношений в профессиональной деятельности, что крайне важно на современном рынке труда.

Однако отмечены и некоторые недостатки модульного обучения. По мнению преподавателей, успеваемость у определенной группы обучающихся стала несколько падать, поскольку большинству было достаточно преодолеть минимальный порог оценивания. Также некоторым из них трудно учиться самостоятельно: они не могут рационально распределять свое время, выделять главное и отбрасывать лишнее. Часто они зацикливались на очень узком аспекте и не были способны освоить остальной материал. Поэтому здесь важной оставалась работа преподавателя, но уже не как специалиста и знатока определенного предмета, а как ментора, который направит работу в необходимое русло, даст ценные советы быстрой проработки и усвоения материала. Несмотря на недостатки этой системы, все же стоит отметить, что она способствовала мобильности обучающихся и преподавателей, дала возможность продолжать обучение в любое время и в любом учебном заведении.

Для эффективного внедрения модульного обучения в образовательный процесс нужно придерживаться принципов, которые были бы действенными и результативными.

В педагогических трудах ряда российских исследователей (Конышева, 2009; Петренко, 2015; Реутова, 2018; Челнокова, 2017; Юцевичене, 1989) предлагается и обосновывается ряд принципов модульного обучения. Изучение и обобщение этого материала позволило нам выделить следующие основные принципы:

- принцип модульности, определяющий подход к организации овладения обучающимся функциональными дидактическими узлами (модулями), четко определенными педагогом. Каждый отдельный модуль автономен, состоит из конструктивных элементов, которые легко видоизменяются. Реализация этого принципа способствовала освоению навыков быстро адаптироваться к новой ситуации, ориентироваться в новом материале, ведь ход обучения легко можно было предвидеть благодаря стабильному планированию. обучающиеся чувствовали себя уверенными, что позволяло больше времени и эмоций сосредоточить на содержании обучения;

- принцип системности модульного подхода, который является одним из основных принципов и заключается в единстве теоретической, практической, самостоятельной и научно-исследовательской составляющих деятельности студента. Каждый компонент наполнен определенными дидактическими элементами, которые важны в формировании целостной системы познавательно-профессиональных умений и навыков на основе необходимого и достаточного знания, без которого ни модуль, ни дисциплина в целом существовать не могут. Так, например, во время изучения языка по профессиональному направлению (английского языка по профессиональному направлению) студенты не только усваивали речевые нормы и принципы делопроизводства, но и учились использовать в процессе профессионального общения языковые нормативные принципы с целью обеспечения точности, правильности, четкости и доступности речевой информации, чтобы владеть тактикой и стратегиями общения, основными законами и способами коммуникативного поведения;

- принцип проектирования, который связан с тем, что в педагогике моделируют содержание образования и одновременно способы учебной деятельности. Важно также учитывать четкость и логичность в формировании проекта учебной дисциплины. Важно спроектировать так учебный материал, чтобы он имел логическую последовательность и давал ответы на целесообразность его изучения и функционирования в будущей профессиональной сфере.

Частично определенные принципы организации модульного обучения можно дополнить и другими, которые, по нашему мнению, являются не менее важными в процессе организации самого обучения и во время формирования у студентов коммуникативных знаний и умений. Так, стоит обратить

внимание на принцип гибкости. Важно, что гибкость касается структуры, содержания модулей, а также предполагает учет индивидуальных потребностей обучающихся. Здесь речь идет не только о создании условий, например, адаптации соискателя образования, но и о необходимости постоянного обновления содержания, что может переформатироваться в соответствии с потребностями на рынке труда, ведь требования последнего постоянно меняются, а потому будущий специалист и заведение, что его готовит, должны постоянно следить за новинками и изменениями рыночного спроса.

Близким к последнему является принцип индивидуализации модульного обучения, что предполагает ориентацию на индивидуальные особенности обучающихся в процессе самообразовательной деятельности. Преподаватель пытается ускорить процесс усвоения материала, сделать его продуктивным, углубить знания и усовершенствовать навыки, поощряет учеников с высокими балами. К сожалению, наблюдается и обратная тенденция: часто это приводило к оттягивание времени для сдачи материалов, а сами работы были поверхностными и лишенными научной новизны. Поэтому обучение может быть только тогда эффективным, когда и сам обучающийся, и преподаватель активно и мотивированно будут работать на результат.

Логическим продолжением вышеуказанного принципа является принцип осознанной перспективы, направленный на глубокое понимание обучающимися близких, средних и отдаленных целей (перспектив) образовательной деятельности, а также принцип паритетности, что предполагает равенство и сотрудничество ученика и преподавателя (мастера) в учебном процессе. Такой механизм реализуется через взаимодействие с доминированием творческого (продуктивного) типа учебного процесса над репродуктивным (объяснительным). Чтобы процесс был действенным, должна происходить полноценная, продуктивная и результативная коммуникация. Ученик должен уметь донести до преподавателя приобретенные им знания и умения, продемонстрировать их, убедить в усвоении им (учеником) программного материала и умении оперировать им в профессиональной деятельности. Роль преподавателя (мастера) в этом процессе заключается в консультативно-координационных действиях, а не управляющих, доминантных.

Принцип обеспечения дидактической цели заключается в подчинении всех элементов модуля комплексной дидактической цели, то есть формировании познавательных, деятельностных умений, способности жить в гармонии с собой и миром.

Логично близкими к вышеупомянутым являются принципы гуманизации, реализации обратной связи, разноплановости методического консультирования в условиях модульного обучения, перехода управления в самоуправление, предполагающих тесный контакт педагога и студента, чувство ответственности и самодисциплины у последнего.

Заключение

Модульное обучение продуцирует качество и гибкость профессиональной подготовки будущих работников на рынке труда, воспитывает самостоятельность, стремление к саморазвитию, устойчивую мотивацию к профессиональному росту. Но без четких принципов организации модульного обучения все может сойти на нет и даже способствовать деградации участников учебного процесса. Важно не забывать, что лишь учет принципов модульного обучения будет способствовать его результативности в образовательной процессе. Главные преимущества этого механизма заключаются в воспитании самостоятельности, экономии времени, демократизации образовательного процесса, его гибкости и динамичности.

Список литературы

1. Конышева А.В. Принципы модульного обучения и их характеристики // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2009. № 5. С. 51-55.

2. Корнеева Н.Ю. Формирование готовности педагога профессионального обучения к созданию инклюзивной среды образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 38 (255). С. 49-52.

3. Осипова Л. Б. Внедрение технологии модульного обучения студентов в техническом вузе// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (64). С. 86-91.

4. Петренко А.С. Принципы модульного обучения в отечественном и зарубежном опыте. // Мир образования - образование в мире. 2015. № 1 (57). С. 63-69.

5. Прядехо А.А., Исаченко Ю.С., Тонких А.П. Базовые понятия педагогической инноватики//Университет на пути к новому качеству науки и образования: сборник статей национальной научно-практической конференции с международным участием. Брянск: БГУ, 2020. 481 с. https://brgu.ru/science/publikatsii/sborniki-trudov/

6. Пушникова М.Ю. Модульное обучение в научной работе с учащимися // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. С. 50-52.

7. Реутова Л.П., Болгова Ю.А. К вопросу о составе принципов в теории модульного обучения. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (125). С. 50-54.

8. Челнокова Е.А., Сулимова И.Д., Григорян Н.М. Принципы модульного обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (42). С. 151-156.

9. Чернилевский Д.В. Модульное обучение в высшей школе // Профессиональное образование. 2005. № 10. С. 6-7.

10. Юцевичене, П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.

Implementation of the principles of modular learning in an educational organization

Alexey A. Pryadekho

Professor, Doctor of Pedagogical Sciences Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia [email protected] 0000-0002-6615-0883

Oksana V. Karbanovich

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia [email protected] 0000-0001-6122-3943

Tatiana A. Stepchenko

Professor, Doctor of Pedagogical Sciences Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia [email protected] 0000-0001-6376-8525

Received 01.03.2022 Accepted 02.04.2022 Published 15.05.2022

< 10.25726/a2088-4844-3907-g

Abstract

The dynamic development of the information space, its richness and diversity contribute to the improvement of fundamental approaches to high-quality training of specialists - initiative, creative citizens endowed with a sense of duty, responsibility, active and those who are able to quickly adapt to new conditions, learn rapidly and constantly develop. This can be achieved if students develop a sense of independence and creativity (critical thinking), and this is done by introducing the key principles of modular learning into the educational process. Modern education, along with the formation of national and socio-political independence, is confidently moving towards the modernization of educational technologies. An important task of rapid adaptation of education to the international, socio-cultural and professional space is the reform of the Russian school, because graduates fill an important niche of the labor market through acquired professional competence.

Keywords

modular training, education, concept, preparation.

References

1. Konysheva A.V. Principy modul'nogo obuchenija i ih harakteristiki // Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Serija E. Pedagogicheskie nauki. 2009. № 5. S. 51-55.

2. Korneeva N.Ju. Formirovanie gotovnosti pedagoga professional'nogo obuchenija k sozdaniju inkljuzivnoj sredy obrazovanija // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2011. № 38 (255). S. 49-52.

3. Osipova L.B. Vnedrenie tehnologii modul'nogo obuchenija studentov v tehnicheskom vuze// Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 1 (64). S. 86-91.

4. Petrenko A.S. Principy modul'nogo obuchenija v otechestvennom i zarubezhnom opyte. // Mir obrazovanija - obrazovanie v mire. 2015. № 1 (57). S. 63-69.

5. Prjadeho A.A., Isachenko Ju.S., Tonkih A.P. Bazovye ponjatija pedagogicheskoj innovatiki//Universitet na puti k novomu kachestvu nauki i obrazovanija: sbornik statej nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Brjansk: BGU, 2020. 481 s. https://brgu.ru/science/publikatsii/sborniki-trudov/

6. Pushnikova M.Ju. Modul'noe obuchenie v nauchnoj rabote s uchashhimisja // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2015. № 4. S. 50-52.

7. Reutova L.P., Bolgova Ju.A. K voprosu o sostave principov v teorii modul'nogo obuchenija. // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 2 (125). S. 50-54.

8. Chelnokova E.A., Sulimova I.D., Grigorjan N.M. Principy modul'nogo obuchenija // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2017. № 4 (42). S. 151-156.

9. Chernilevskij D.V. Modul'noe obuchenie v vysshej shkole // Professional'noe obrazovanie. 2005. № 10. S. 6-7.

10. Jucevichene, P.A. Teorija i praktika modul'nogo obuchenija. Kaunas: Shviesa, 1989. 272 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.