Языковое образование как основа развития коммуникативной компетенции будущих педагогов Наталья Юрьевна Моспанова
кандидат филологических наук, доцент кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия [email protected] 0000-0002-5959-6027
Наталья Владимировна Буренкова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования и педагогического менеджмента
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия [email protected] 0000-0002-9527-7971
Инна Евгеньевна Крамарева
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия [email protected] 0000-0002-0072-0628
Поступила в редакцию 12.08.2021 Принята 27.09.2021 Опубликована 15.10.2021
" 10.25726/(17724-3523-3113-Ь
Аннотация
Статья посвящена поиску путей развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном процессе в вузе. Одним из таких путей может стать совершенствование процесса языковой подготовки студентов, формирования общих и профессионально значимых умений и навыков речевого поведения. В статье определены компоненты языковой компетенции как основы коммуникативной компетенции, направления языковой и речевой подготовки, описаны способы и приемы формирования коммуникативных умений будущих педагогов, в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения лингвистических дисциплин. Таким образом, коммуникативная компетенция включает в себя не только высокий уровень знания и владения языковыми средствами, но и коммуникативной (и речевой) ситуацией: определение всех ее компонентов, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения (места и времени), коммуникативных намерений, личности коммуникаторов (возраста, статуса, особенностей восприятия информации и т.д.), реализацию плана, использование приемов гибкого реагирования, подыгрывания или оказания противодействия и т.д. С этой целью предлагаются задания аналитического и конструктивного характера: анализ художественных текстов (изучается речевая ситуация и взаимодействие ее участников), моделирование различных коммуникативных ситуаций (родительское собрание, собеседование при приеме на работу, встреча-знакомство и т.д.), ролевые игры. Важную роль здесь играет умение инициировать общение, выслушать, найти общие точки взаимодействия, проявить эмпатию, эмоционально окрашивать диалог, быть внимательным и гибким, адекватно реагировать на
реплики собеседника и т.д. Все это способствует формированию не только коммуникативных, но и личностных качеств будущих специалистов.
Ключевые слова
профессиональная компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникативные умения, языковая подготовка, способы и приемы формирования коммуникативной компетенции, будущие педагоги.
Введение
Стратегической целью высшего образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, готовности решать различные педагогические задачи. В связи с этим принято говорить о профессиональной компетенции будущего педагога как, пожалуй, самой важной его черте, самом важном результате и достижении. Представляя собой совокупность многообразных профессиональных качеств, способностей, умений, общая профессиональная компетенция имеет своей составной частью компетенцию коммуникативную. Коммуникативная компетенция формируется и развивается в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения (Литвинко, 2009).
Материалы и методы исследования
Термин «коммуникативная компетенция» не имеет единого определения в научно-методической литературе (Вороничев, 2021; Данилова, 2021; Колесников, 2006; Литвинко, 2009; Львов, 1999; Рябцева, 2006; Хуторской, 2003).
Чаще всего она рассматривается, как «интегративное образование, включающее знания, навыки, умения, качества, способности личности, которые определяют эффективное общение в различных видах деятельности» (Колесников, 2006). Эти качества, связанные с «необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками», умением «находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе или коллективе» (Хуторской, 2003), позволяют достигать коммуникативных целей, делают эффективным протекание коммуникативного процесса. Таким образом, коммуникативная компетенция может быть определена как «способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию» (Обучение, 2004). Следовательно, в коммуникативной компетенции в целом можно выделить три важнейших составляющих:
- когнитивную - представляет совокупность знаний в области языка и речи;
- технологическую - это система умений и навыков (воспроизводить, анализировать, отбирать, прогнозировать, варьировать, моделировать);
- рефлексивную - строится на осмыслении собственных профессиональных личностных возможностей, развитии навыков к самоанализу, самокоррекции.
В этом процессе большое значение отводится коммуникации вербальной, использующей в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является универсальным средством общения: при передаче информации при помощи речи в большей степени сохраняется смысл сообщения. Поэтому основу коммуникативной компетенции составляет компетенция языковая, и языковое образование будущих педагогов способствует формированию у них общих и профессионально значимых умений и навыков речевого поведения.
Исследователи по-разному определяют количество и название компонентов в структуре коммуникативной компетенции (Данилова, 2021; Изаренков, 1990; Литвинко, 2009; Московкин, 2006; Стурикова, 2015). Обращая особое внимание на речевой аспект, рассмотрим те компоненты коммуникативной компетенции, которые формируются в процессе языковой подготовки будущих педагогов в процессе изучения лингвистических дисциплин в вузе, а именно:
- нормативный;
- дискурсивный;
- риторический;
- этический.
Мы провели анкетирование студентов, будущих педагогов (56 человек), на предмет понимания сущности и структуры коммуникативной компетенции и ее вербальной формы выражения. Представим результаты анкетирования в таблице:
Таблица 1. Сущность и структура коммуникативной компетенции и ее вербальной формы _выражения __
Сущность КК и ее вербальной формы выражения Компонент КК Количество студентов (в %)
Выбор языковых и речевых средств для общения с людьми разного возраста, статуса, пола и т.д. Риторический 72%
Грамотная речь, соблюдение языковых норм Нормативный 50%
Соблюдение норм речевого этикета, вежливость Этический 39%
Умение составлять, пересказывать разные виды текстов Дискурсивный 21%
Таким образом, будущие педагоги связывают коммуникативную компетенцию, прежде всего, с речевой (коммуникативной) ситуацией и учетом ее основных компонентов, выборам языковых средств в соответствии с коммуникативной целью. Дискурсивный компонент в структуре коммуникативной компетенции меньше всего осознается будущими педагогами: как видим, лишь 21% студентов отметили необходимость развития умений работать с текстами, соблюдать стилистические нормы. Поэтому представляется важным вести работу по развитию всех компонентов коммуникативной компетенции у будущих педагогов, развитию коммуникативных умений в двух плоскостях: восприятия речи и порождения (адресат, адресант).
Определим особенности развития каждого из указанных компонентов в процессе языковой подготовки будущих педагогов.
Результаты и обсуждение
Владение родным языком предполагает способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли в устной и письменной форме в различных ситуациях. Следовательно, знакомство с основами речевой культуры включает обязательную отработку правильности речи, составляющей базу для формирования коммуникативных речевых качеств (доступности, точности, логичности, чистоты, выразительности и уместности).
Хорошее владение литературным языком - неотъемлемое качество профессионала-педагога, чья речь призвана служить образцом для учащихся и их родителей, поэтому большое внимание на занятиях у студентов уделяется освоению правильного произношения, правописания, слово- и формоупотребления, построению синтаксических конструкций. Соблюдение норм всех уровней языка в процессе речевой деятельности Ф.М.Литвинко называет нормативными умениями (Литвинко, 2009).
Развитие нормативных умений идет двумя путями:
- знакомство с образцовыми речевыми произведениями. Оно проводится с целью усвоения языковых норм. При этом используются печатные, аудио и видеоматериалы, мультимедийные средства.
- включенность самих студентов в процесс освоения родного языка, практическое владение им, в связи с этим на занятиях используются различные формы и методы работы. Необходимым является анализ единиц различных языковых уровней, нахождение и исправление ошибок, редактирование текстов (записи речи представителей различных социальных групп). Эта работа может быть как аудиторной, так и домашней. На практических занятиях возможно сочетание всех видов работы: групповой разбор анализируемого материала, микрогрупповая работа, индивидуальная. Такая работа ставит задачи не только изучения лингвистического материала, развития нормативных умений,
но и собственно коммуникативных умений, таких, как слышать и слушать, отбирать языковые средства, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и
др.
Изучение различных единиц текстовой организации речи и функциональных стилей, их особенностей позволяет работать с текстами, используемыми в различных сферах общения: деловой, научной, публицистической, разговорной, - и таким образом развивать дискурсивные умения. Важными для педагога являются такие умения, как: умение анализировать, создавать и корректировать учебные тексты; использовать вербальные и невербальные средства передачи информации; представлять учебную информацию в разных формах; умение импровизировать в зависимости от учебной ситуации (разъяснять, уточнять, аргументировать учебный материал)» и др. (Демидова, 2021). Составление презентаций, ментальных карт, анализ языковых единиц и их стилистических особенностей, деловые игры, составление вопросов и заданий по изучаемой теме самими студентами, дискуссии, составление собственных речевых произведений, поиск и исправление ошибок, «скажи по-другому» (пересказ одной мысли или темы в разных стилях, жанрах, с использованием языковых единиц разных типов), использование лингвистической «угадайки» - вот некоторые из приемов, которые, на наш взгляд, эффективны для развития этих умений.
Одной из ключевых, универсальных компетенций, формируемых в процессе подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование, является способность «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» (ФГОС ВО). Наши наблюдения показывают, что студенты испытывают затруднения в определении основных видов общения по характеру передаваемого сообщения (по основной задаче): сообщить, запросить информацию, поддержать контакт, убедить, аргументировать и др., - и, как следствие, в составлении текстов для общения и для информации, поэтому значимой является работа по редактированию и составлению текстов различных речевых жанров (письмо личное и деловое, информационная заметка, заявление, реферат, очерк и др.) с опорой на их основные признаки и правила составления.
Коммуникативные умения формируются в процессе парной, микрогрупповой и групповой работы и в дистанционном формате: групповые дискуссии с использованием системы Zoom, Big Blue Button, индивидуальный и групповой анализ ситуативных задач на основе контента МЭО, защита проекта с использование ресурсов платформы MIRO, презентации Power Point, Canva и др., веб-квесты и практико-ориентированные задания с использованием ресурсов Google: Google Jamboard, Google Hangont и др.
На занятиях по освоению основ речевой культуры закладывается умение работать с научными текстами, рассматриваются их специфические свойства, правила оформления ссылок и литературы. Эта профессионально значимая работа, сочетающая в себе владение научным языком и умение доступно, информативно излагать материал, - залог успешной профессиональной деятельности выпускника, будущего педагога. Уделяется внимание и творческому изложению одного и того же материала в виде текстов различных стилей (например, рассказывание сказок в виде жанров официально-делового или научного стиля).
Работа на основе текстов разных типов и жанров, с различными учебными задачами способствует развитию умений взаимодействия, сотрудничества в микрогруппе: слушать собеседника и правильно понимать его мысль, формулировать в ответ свое суждение, задавать вопросы, согласовывать свои действия, мнения с потребностями других участников, применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач и др.
Умение грамотно и последовательно излагать свою речь формируется и в процессе написания индивидуальных сообщений, с которыми студенты выступают на занятиях. При этом будет полезным проводить анализ таких выступлений, включая в него аудиторию (студенческую группу):
- какова была цель выступления, реализовал ли ее говорящий;
- грамотна и информативна ли речь выступающего;
- доступен ли отобранный материал, интересен;
- используются ли в речи средства выразительности;
- насколько речь богата;
- был ли контакт говорящего со слушателями;
- какое впечатление произвело на нас выступление и т.д.
Важным является не только вынесение оценки коммуникативным качествам речи говорящего, его умению владеть аудиторией, но и обращение внимания на учебный компонент деятельности: за что мы можем похвалить выступающего, что нам понравилось, что бы посоветовали ему, может, стоит чему-то поучиться и т.п. Такая работа закладывает основы публичного выступления будущих педагогов, развивает умение верно воспринимать (оценивать и контролировать) свое и чужое речевое поведение, чувствовать аудиторию. Ведущим становится организация профессионально-личностного опыта.
К основным требованиям, которые предъявляются к лингвистической подготовке будущего педагога, относят овладение способностью создавать письменные и устные высказывания профессионального характера. Так, в своей работе учителю приходится строить взаимодействие с различными категориями людей различного возраста, статуса и т.д. в самых разных коммуникативных ситуациях, возникающих в учебно-воспитательном процессе в урочной и внеурочной работе. Способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды - важное умение, которое необходимо формировать у студентов. Поэтому еще одним направлением работы является выполнение творческих письменных заданий: изложений, мини-сочинений (монологов), диалогов, эссе. Обязательным компонентом всех заданий является определение целей тех или иных текстов, предварительный анализ речевой ситуации и определение стратегии и тактик речевого взаимодействия.
Как известно, речь является не только средством общения, показателем развития личности в целом, но и «зеркалом» нравственной и интеллектуальной сферы. Поэтому не случайно важным становится вопрос нравственности (в том числе и нравственности речевых действий, речевых поступков) будущих педагогов (Курцева, 2010). Учитель, как никто другой, ответственен за создание атмосферы общения, а следовательно, за каждое слово, которое он произносит в той или иной педагогической ситуации. Принцип гармонизирующего общения - главный принцип, реализуемый педагогом в коммуникативном процессе. Гармонизация общения предполагает не только интеллектуальный контакт, связанный с передачей и пониманием фактической информации, но и эмоциональный и эстетический. При этом участники коммуникативной ситуации должны обладать высокой степенью общности понимания ситуации.
Обращение внимания на нравственный аспект речевого взаимодействия предполагает рассмотрение и таких понятий, как и речевая агрессия (проявление враждебности в речевом общении в виде грубых, резких высказываний, грубо просторечных слов, ненормативной лексики, обвинений и оскорблений; агрессивный тон собеседника, его пренебрежительность в разговоре, оскорбительные жесты) и речевой этикет (сложившаяся исторически система правил речевого поведения, речевых формул общения, проявляющаяся чаще всего в ситуациях приветствия, прощания, обращения, извинения, приглашения и т.д.). Первое явление не позволяет достичь диалога в общении, гармонии в речевом взаимодействии (Щербинина, 2004), тогда как второе способствует эффективности взаимодействия. Изучение речеэтикетных формул в той или иной этикетной ситуации, отработка их употребления при моделировании (корректировке и составлении) этих ситуаций, составление текстов монологического и диалогического характера - вот основные виды работы, позволяющие формировать некоторые компоненты коммуникативной культуры и профессиональной этики будущего специалиста.
В контексте нашего исследования нами определены критерии сформированности коммуникативной компетенции будущих педагогов в процессе их языковой подготовки. Представим выделенные нами критерии:
- знает структурные элементы языка, необходимые для коммуникации,
- строит устные высказывания в монологической и диалогической форме речи с учетом языковой нормы и коммуникативной ситуации,
- использует необходимые речевые средства и модели речевого поведения в соответствии с ситуациями речевого общения,
- воспринимает и создает речевое произведение на заданную тему,
- устно и письменно пересказывает информацию без искажений темы, идеи, жанра,
- поддерживает коммуникацию на родном языке, соблюдая профессиональную этику,
- аргументировано, конструктивно и корректно отстаивает свое мнение, ведет диалог,
- работает с литературой, первоисточниками, оформляет результаты исследований в виде различных работ,
- отбирает и адаптирует оригинальные тексты для обучающихся начальной школы.
Заключение
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в рамках языковой подготовки будущих педагогов направлено на синтезирование различных профессионально значимых аспектов педагогической деятельности с целью выработки оптимальной стратегии ее осуществления, обеспечение рефлексивного отношения к речевому поведению вообще и профессионально-педагогическому в частности и формированию опыта речевой организации коммуникативно-речевого поведения в рамках педагогической деятельности.
Базовым качеством, формирующим коммуникативную компетенцию, является способность реализовать языковую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом нормированного, этического и коммуникативного аспектов культуры речи, соблюдения социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Все это будет способствовать формированию культуры личности будущего специалиста, успешной самореализации в социуме, ответственности за свои поступки (в том числе речевые), стремлению к развитию и самосовершенствованию.
Список литературы
1. Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю., Буренкова Н.В. Проблемы и перспективы профессионально ориентированного обучения русскому языку в современном образовательном пространстве // Управление образованием: теория и практика. Том 11 (2021). №2 . С. 122 - 134.
2. Данилова Т.В., Лапыко Т.П., Тонких А.П. Применение разных форм интерактивного обучения в вузе в развитии коммуникативных умений студентов // Управление образованием: теория и практика . Том 11 (2021). №2 . С. 103 - 113
3. Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Формирование дискурсивных умений будущего учителя начальных классов // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск: РИСО БГУ. 2021. С. 559 - 568
4. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. Москва. 1990. 255 с.
5. Колесников И. И. Развитие коммуникативных компетенций преподавателей гуманитарных вузов: Автореф.... канд. пед. наук. Сходня: 2006. С.4
6. Курцева З.И. Речевой поступок в педагогическом общении. М.: Баласс. 2010. 224с.
7. Литвинко Ф. М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. Мн. 2009. Вып. 9. 102с.
8. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа. 1999. 272 с.
9. Московкин Л. В., Юрков Е. Е. Коммуникативная компетенция: определение, состав, проблемы обучения // Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания: сб. науч. тр. / ред.-сост. А. Н. Щукин. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина; Филоматис. 2006.
10. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А. Быстровой. М.: Дрофа. 2004. С.92-93
11. Рябцева О.М. Сущность понятия коммуникативная компетенция (КК) // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 9-2 (64). С. 136-138.
12. Стурикова М.В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. С.27-32.
13. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64
14. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. М.: Флинта.
2004.
Language education as the basis for the development of the communicative competence in future
teachers
Natalia Yu. Mospanova
Candidate of filological sciences, Associate Professor, Head of Department of Primary Education Methodology and Pedagogical Management
Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky Bryansk, Russia [email protected] 0000-0002-5959-6027
Natalia V. Burenkova
Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Head of Department of Primary Education Methodology and Pedagogical Management Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky Bryansk, Russia [email protected] 0000-0002-9527-7971
Inna E. Kramareva
Senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky Bryansk, Russia [email protected] 0000-0002-0072-0628
Received 12.08.2021 Accepted 27.09.2021 Published 15.10.2021
d 10.25726/d7724-3523-3113-h
Abstract
The article is devoted to the search for ways to develop the communicative competence of future teachers in the educational process at the university. One of these ways may be to improve the process of language training of students, the formation of general and professionally significant skills and skills of speech behavior. The article defines the components of language competence as the basis of communicative competence, the directions of language and speech training, describes the ways and techniques of forming the communicative skills of future teachers, including using information and communication technologies in the process of studying linguistic disciplines. Thus, communicative competence includes not only a high level of
knowledge and proficiency in language means, but also a communicative (and speech) situation: the definition of all its components, the planning of speech interaction depending on the specific conditions of communication (place and time), communicative intentions, personality of communicators (age, status, features of information perception, etc.), the implementation of the plan, the use of flexible response techniques, playing along or countering, etc. For this purpose, tasks of an analytical and constructive nature are offered: analysis of literary texts (the speech situation and the interaction of its participants are studied), modeling of various communicative situations (parent meeting, job interview, meeting-acquaintance, etc.), role-playing games. An important role here is played by the ability to initiate communication, listen, find common points of interaction, show empathy, emotionally color the dialogue, be attentive and flexible, respond adequately to the interlocutor's remarks, etc. All this contributes to the formation of not only communicative, but also personal qualities of future specialists.
Keywords
Professional competence, communicative competence, communication skills, language training, methods and techniques for the formation of communicative competence, future teachers.
References
1. Voronichev O.E., Mospanova N.Ju., Burenkova N.V. Problemy i perspektivy professional'no orientirovannogo obuchenija russkomu jazyku v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. Tom 11 (2021). №2 . S. 122 - 134.
2. Danilova T.V., Lapyko T.P., Tonkih A.P. Primenenie raznyh form interaktivnogo obuchenija v vuze v razvitii kommunikativnyh umenij studentov // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika . Tom 11 (2021). №2 . S. 103 - 113
3. Demidova T.E., Chizhevskaja I.N., Chizhevskij A.E. Formirovanie diskursivnyh umenij budushhego uchitelja nachal'nyh klassov // Diskurs social'nyh problem v sociokul'turnom, obrazovatel'nom, jazykovom prostranstve v period pandemii koronavirusa. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Brjansk: RISO BGU. 2021. S. 559 - 568
4. Izarenkov D.I. Bazisnye sostavljajushhie kommunikativnoj kompetencii i ih formirovanie na prodvinutom jetape obuchenija studentov-nefilologov // Russkij jazyk za rubezhom. Moskva. 1990. 255 s.
5. Kolesnikov I.I. Razvitie kommunikativnyh kompetencij prepodavatelej gumanitarnyh vuzov: Avtoref.... kand. ped. nauk. Shodnja: 2006. S.4
6. Kurceva Z.I. Rechevoj postupok v pedagogicheskom obshhenii. M.: Balass. 2010. 224s.
7. Litvinko F. M. Kommunikativnaja kompetencija: principy, metody, priemy formirovanija: sb. nauch. st. / Belorus. gos. un-t; v avt. red. Mn. 2009. Vyp. 9. 102s.
8. L'vov M. R. Slovar'-spravochnik po metodike prepodavanija russkogo jazyka: Posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i kolledzhej. M.: Izdatel'skij centr "Akademija"; Vysshaja shkola. 1999. 272 s.
9. Moskovkin L. V., Jurkov E. E. Kommunikativnaja kompetencija: opredelenie, sostav, problemy obuchenija // Jazyk i kul'tura v filologicheskom vuze. Aktual'nye problemy izuchenija i prepodavanija: sb. nauch. tr. / red.-sost. A. N. Shhukin. M.: Gos. IRJa im. A. S. Pushkina; Filomatis. 2006.
10. Obuchenie russkomu jazyku v shkole: ucheb. posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov / Pod red. E.A. Bystrovoj. M.: Drofa. 2004. S.92-93
11. Rjabceva O.M. Sushhnost' ponjatija kommunikativnaja kompetencija (KK) // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki. 2006. № 9-2 (64). S. 136-138.
12. Sturikova M.V. Kommunikativnaja kompetencija: k voprosu o definicii i strukture // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2015. № 6. S.27-32.
13. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetentnosti kak komponent lichnostno orientirovannoj paradigmy obrazovanija // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 2. S. 58-64
14. Shherbinina Ju.V. Russkij jazyk. Rechevaja agressija i puti ee preodolenija. M.: Flinta. 2004.