9. Хайруллин Р.Д., Храмова Ю.Н. Роль культуры в преподавании английского языка // В сборнике: Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Науч. ред. М.В. Золотова. 2019. С. 292-296.
10. Хайруллин Р.Д., Храмова Ю.Н. Электронный учебник как средство обучения иностранному языку в вузе // В сборнике: Актуальные проблемы обучения дисциплинам гуманитарного цикла в высшей школе сборник статей и тезисов докладов X Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию аграрного образования в г. Нижнем Новгороде. 2017. С. 171-173.
11. Хайруллин Р.Д., Храмова Ю.Н. Некоторые пути мотивации в преподавании иностранного языка студентам юридического вуза // В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы двенадцатой международной научно-практической конференции. 2018. С. 302-306.
12. Храмова Ю.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков в процессе обучения студентов-юристов деловому английскому языку // В сборнике: Социально-гуманитарные аспекты современного российского правосудия Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Ю.В. Журавлёва. 2016. С. 262-266.
13. Huntinson T., Waters A. English for Specific Purposes. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
Педагогика
УДК 37.012
доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Конкина Анастасия Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматривается значение коммуникативной компетенции в подготовке будущих педагогов. Формирование коммуникативной компетентности педагога предполагает овладение коммуникативно-речевыми умениями, осознание специфики педагогического общения, оосбенностей коммуникативно-речевых ситуаций характерных для профессиональной деятельности педагога. Проанализированы условия и способы формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов в образовательном пространстве высшей школы.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, образование, обучающиеся, педагог, педагогическое общение.
Annotation. The article considers the importance of communicative competence in the training of future teachers. The formation of a teacher's communicative competence involves mastering communicative and speech skills, awareness of the specifics of pedagogical communication, and the limitations of communicative and speech situations characteristic of a teacher's professional activity. The article analyzes the conditions and methods of forming the communicative competence of future teachers in the educational space of higher education.
Keywords: competence, competence, communicative competence, education, students, teacher, pedagogical communication.
Введение. Образовательный процесс - это организация взаимодействия с обучающимися в разных видах педагогической деятельности, успешность которой определяется характером и содержанием отношений, возникающих в ходе взаимодействия.
Подготовка специалиста для любой сферы производства должна гарантировать высокий уровень компетентности, мобильности, способности к саморазвитию. Компетентность является интегральной характеристикой жизнедеятельности человека, мерой его успешности в достижении цели. Проявляется в готовности к мобилизации знаний, умений и опыта, необходимых для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Рядом с понятием «компетентность» часто встречается понятие «компетенция». А.В. Хуторской вкладывает в это понятие совокупность взаимосвязанных качеств личности - знаний, умений, навыков, способов деятельности. Качества, которые необходимы для эффективной деятельности личности в разных предлагаемых условиях [1].
Многие исследователи включают в структуру коммуникативной компетенции достаточно разнообразные элементы. В то же время среди этого разнообразия четко выделяются следующие компоненты:
1. Коммуникативные знания - понимание того, что такое коммуникация, виды, фазы, методы и приемы общения.
2. Коммуникативные умения - способность поддерживать обратную связь, преодолевать коммуникационные барьеры.
3. Коммуникативные способности - уметь прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общаться.
Коммуникативная компетенция обладает следующими признаками:
- формируется в процессе взаимодействия индивида с социальным окружением;
- обладает сложным образованием, имеет структуру;
-является интегративной характеристикой межличностного (профессионального общения);
- проявляется в умении человека организовывать межличностное пространство в общении;
- служит проявлением многогранных отношений личности;
- предстает динамичным образованием, обусловленным опытом личности;
- остается интегральной характеристикой общения, в которой косвенно проявляются ценности, установки, качества личности.
Овладение коммуникативной компетенцией зависит от:
- уровня развития, образования, взаимодействия с другими участниками образовательного процесса с учетом их личностных и коммуникативных качеств;
- коммуникативных операций, которые позволяют свободно ориентироваться в познавательном пространстве и способствуют успешному осуществлению процесса общения;
- межличностного общения, где основой формирования являются процессы индивидуализации и социализации;
- умения вступать в социальные контакты, регулировать ситуации взаимодействия, достигать коммуникативных целей в межличностных отношениях [2].
Коммуникативная компетентность является неотъемлемым элементом профессиональной деятельности независимо от сферы ее применения. Следовательно, конкретная целевая подготовка обучающихся должна осуществляться с точки зрения коммуникативной культуры, ядром которой является коммуникативная компетентность. При этом процесс развития коммуникативных навыков необходимо рассматривать как совокупность коммуникативных знаний, умений, компетентности, профессионализма и культуры [8].
Нормативной основой для решения задач коммуникативной компетентности являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования до 2025 года» и Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Эти документы регулируют функции, задачи, основные направления образования, в том числе подготовку квалифицированных педагогических кадров с высоким уровнем коммуникативной компетентности. Это объясняется тем, что использование коммуникативных навыков является необходимостью, продиктованной законами для любого обучения как такового, поскольку известно, что все приобретенные знания человеку нужны для использования в предстоящей деятельности.
Изложение основного материала статьи. Эффективность процесса профессиональной подготовки будущих педагогов предусматривает повышение не только уровня теоретических знаний, но и совершенствование практических коммуникативных умений и навыков, необходимых для обучения, развития самостоятельности, способности к организации собственного коммуникативного пространства. Интегративная сущность коммуникативной компетентности требует научно-методического обеспечения, удовлетворяющего растущим требованиям государства и общества к формированию конкурентоспособного специалиста.
Профессия учителя - коммуникативная, поэтому выпускник направления подготовки «Педагогическое образование» должен свободно говорить, взаимодействовать с аудиторией, вне зависимости от профиля, поскольку не только педагоги-филологи, но и математики, физики, химики и др. специалисты решают гуманитарные проблемы и обучают речи. В связи с этим современному учителю нужны знания о речи, ее разновидностях, речевой деятельности, о языке внешнего вида (о невербальных средствах общения), о педагогическом голосе и о том, как его улучшить, что такое педагогический диалог, каковы его особенности, чем научный диалог отличается от научно-популярного, как построить разговор с родителями и т.д.
Формирование коммуникативных компетенций будущих учителей имеет большое значение, поскольку уровень формирования этих навыков влияет не только на эффективность обучения учащихся, но и на процесс их социализации и развития в целом [6].
Коммуникативная компетентность позволяет педагогу свободно выстраивать общение по учебному предмету, ответственно и профессионально реагировать на изменения в содержании вопросов, характере общения с учениками и корректировать направленность учебного процесса. Поскольку учитель является организатором обучения, он должен управлять учебной ситуацией, которую прогнозирует и реализует согласованным образом. Компетенция учителя в педагогическом общении гарантирует качественный продукт в обучении, а также в воспитании и личностном развитии обучающихся [7].
Формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов является необходимой частью образовательного пространства высшей школы. Процесс реализации этой задачи ставит перед преподавательским составом вуза поиск необходимых средств, технологий, а также возможностей каждой учебной дисциплины формировать коммуникативные умения и навыки. Кроме того, в учебном плане всех направлений подготовки университета, есть дисциплины, относящиеся к циклу «Коммуникативная деятельность и языковое общение», содержание которых, непосредственно, направлено на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся.
Так, например, учебная дисциплина «Ораторское искусство» ставит своей целью формирование коммуникативной и риторической компетенции студентов. Одной из основных задач изучения этой дисциплины является развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач.
Коммуникативные способности будущих педагогов также формируются в процессе изучения другой учебной дисциплины - «Русский язык и культура речи». Освоение этой дисциплины позволяет студентам не только качественно повысить уровень речевой культуры, но и расширить навыки эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.
Практически все дисциплины общего гуманитарного, психолого-педагогического цикла обладают способностью формировать коммуникативную компетентность, поскольку затрагивают различные аспекты общения в своих предметных областях, а также специальные дисциплины, готовящие к непосредственной профессиональной деятельности, педагогические практики, позволяющие закрепить полученные знания и навыки в условиях реальной деятельности.
Известно, что индивидуальные навыки формируются в действии, а навыки общения формируются и совершенствуются в процессе общения. Следовательно, организация учебных занятий с использованием различных форм и методов работы, например дискуссии, диалоги, эвристические беседы, инновационные технологии, такие как, мозговой штурм, организация тренингов по коммуникациям, коммуникативные игры, проектная деятельность - будут способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции у обучающихся.
Так, например, дискуссия, как метод организации учебных занятий, дает возможность эффективно решать проблемные задачи, позволяет не только обмениваться информацией, но и развивает критическое мышление, способствует формированию коммуникативных навыков.
Мозговой штурм рекомендуется использовать не только во время учебных занятий, но и на разнообразных социокультурных, научных и воспитательных мероприятиях. Студент получает возможность участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать личное мнение в ходе дискуссии.
Следует отметить еще одну форму образовательной деятельности - коммуникативный тренинг, способствующий формированию личностных качеств, необходимых в ситуациях взаимодействия с партнерами по общению. Данная форма ориентирована прежде всего на восприятие и понимание мнения окружающих, их суждений, правильности обоснования собственной позиции.
Предлагая разнообразные формы педагогической деятельности, нельзя не включить в систематизированный процесс взаимодействия деловые коммуникативные игры и проектную деятельность. Коммуникативные игры направлены на обучение через действие, что позволяет приблизить студента к активной мыслительной коллективной деятельности, которая необходима ему в решении различных педагогических задач.
Коммуникация в проектной деятельности направлена на эффективный обмен информацией между участниками проекта, что в свою очередь способствует совершенствованию педагогических умений и коммуникативных компетенций [3].
В.А. Кан-Калик рассматривает педагогическое общение, как сложный и многослойный процесс, который представляет собой непрерывно развивающиеся и изменяющиеся формы общения, способствующие образованию динамической коммуникативной системы. Движение коммуникативной системы вызвано постоянной сменой педагогических, а следовательно, и коммуникативных задач.
Адекватность коммуникативной задачи задаче педагогической, избранной методике воздействия — непременное условие продуктивности процесса общения и педагогического воздействия в целом.
Исследования, проводимые в области профессионального общения, позволяют сделать вывод, что овладеть основами профессионально-педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания. Сделать это можно двумя путями:
1. Изучая и осваивая природу, структуру и законы процесса профессионально-педагогического общения.
2. Овладевая процедурой и технологией педагогической коммуникации, формируя умения и навыки профессионально-педагогического общения, развивая коммуникативные способности.
Но было бы неверным думать, что только эти два направления полностью обеспечат овладение навыками профессионального общения. В качестве важного фактора, формирующего опыт коммуникативной деятельности, выступает непосредственная педагогическая деятельность, общественная работа педагогов, способствующая формированию у них опыта организаторской деятельности и навыков профессионального общения. Выступление с лекциями, докладами, участие в диспутах и дискуссиях, в художественной самодеятельности (особенно в театральной) - все это формирует основы профессионально-педагогического общения и, следовательно, коммуникативных компетенций [5].
Опираясь на имеющиеся теоретические и экспериментальные разработки в структуре формирования коммуникативных компетенций будущих педагогов, можно выделить два основных блока общения:
1. Коммуникативный - общение, как обмен информацией. Реализация этого блока возможна при помощи игровых упражнений, которые тренируют речевую практику посредством активизации ее в рамках монологической и диалогической речи, построения многообразных функциональных типов высказываний (описания, сообщения информации, доказательства, выражения мнения, согласия и т.п.).
2. Интерактивный (межличностное взаимодействие). Этот блок включает в себя следующее поведение участников - содействие, противодействие и бездействие. Наиболее важными аспектами взаимодействия участников этого блока общения являются - совместное преодоление проблем, поиск путей сотрудничества, основанного на умении доверять, взаимодействовать в любых ситуациях, вступать в диалог, где происходит обмен информацией, спор, согласие и т.д.
При разнообразии предлагаемых видов и форм организации процесса формирования у будущих педагогов коммуникативной компетенции необходимо включать в них ряд инвариантных коммуникативных действий, владение которыми определяет успешность профессиональной деятельности педагога:
1. Распределение первоначальных действий между участниками взаимодействия, с учетом заданного предмета и условий совместной деятельности.
2. Обмен способами действия, взаимодействия и общения, направленный на достижение потенциальной продуктивности и результативности сотрудничества.
3. Построение коммуникации на основе процессов распределения, обмена, взаимопонимания, установления соответствия собственных действий и действий партнеров.
4. Планирование общих способов сотрудничества на основе прогнозирования условий и результатов совместной деятельности.
5. Преодоление существующих или возможных коммуникативных ограничений каждого участника взаимодействия через самоконтроль, самокоррекцию действий, рефлексию [4].
Выводы. Таким образом, результатом процесса формирования коммуникативной компетенции будущего педагога выступает его способность к организации и осуществлению продуктивного общения с участниками образовательного процесса, умению интегрировать общекультурные знания, личный опыт и речевые навыки для решения конкретной педагогической задачи. Коммуникативные компетенции специалиста в области образования приобретают все более важное значение, в связи со сложностью приобретаемого социального опыта, появлением все новых и совершенно разных способов получения и обработки информации, с ростом уровня запросов к подготовке педагогов, которые предъявляет общество к выпускникам вузов.
Литература:
1. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Компетенции и компетентность. Вестник ЮУрГУ, 2009. №24. С. 13-18.
2. Большанина Л.В., Мичурина Е.С. Педагогическая модель развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (35) 2019. С. 7-14.
3. Голубева И.А., Наговицын Р.С., Ельцова О.В. Формирование коммуникативных компетенций будущего педагога на основе комплекса разнообразных форм работы во внеучебной деятельности. Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. Электронный ресурс / Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28303.
4. Захарченко Н.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Интернетжурнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 [Электронный ресурс] / Режим доступа: Ы^://т^-nauki.com/PDF/02PDMN517.pdf
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
6. Курашева, Светлана Викторовна. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: Автореф. диссертации ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кемерово, 2006. - 28 с.
7. Маслов С.И. Илькова А.П. Совершенствование коммуникативной компетентности преподавателя вуза // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 4 (1). 2014. С. 280-285.
8. Охотникова В.В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях: Автореф.диссс...канд.пед.наук. - Омск, 2000. - 20 с.
Педагогика
УДК 372.881.161
кандидат филологических наук, доцент Цынк Светлана Владимировна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Научно-исследовательского ядерного университета «МИФИ» («Московский инженерно-физический институт») (г. Димитровград)
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБОБЩЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ПРАВИЛА ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
Аннотация. В статье представлен комплекс заданий и упражнений для подготовки к ЕГЭ, направленный на закрепление орфографического правила - правописание гласных в корне слова. Предлагается система работы по преодолению трудностей, связанных со смешиванием орфограмм, членением слова на морфемы, подбором родственных лексических единиц, запоминанием словарных слов. Делается вывод о том, что предлагаемый подход - обобщенное изучение - способствует выработке у слушателей курса русского языка осмысленной орфографической грамотности.
Ключевые слова: русский язык, методика преподавания русского языка, орфографическое правило, правописание гласных в корне слова, обобщенное изучение.
Annotation. The article presents a set of tasks and exercises to prepare for the Unified State exam, aimed at consolidating the spelling rule - spelling of vowels at the root of the word. A system of work is proposed to overcome the difficulties associated with mixing spelling, dividing words into morphemes, selecting related lexical units, memorizing vocabulary words. It is concluded that the proposed approach - a generalized study - contributes to the development of meaningful spelling literacy among students of the Russian language course.
Keywords: russian language, Russian language teaching methodology, spelling rule, spelling of vowels at the root of the word, generalized study.
Введение. К числу достаточно трудных заданий ЕГЭ относятся те, которые проверяют орфографическую грамотность школьников. При подготовке к ЕГЭ необходимы задания и упражнения, специально направленные на систематизацию и обобщение. Вслед за Е.Г. Шатовой под обобщенным изучением понимаем и обобщенные знания, и обобщенные способы деятельности [13, с. 8]. Цель статьи -раскрыть особенности обобщенного изучения одного из сложнейших разделов орфографии - правописание гласных в корне слова. Большое количество ошибок в работах школьников на соответствующие орфограммы в настоящее время делает актуальным обращение к проблеме изучения гласных в корне слова как к предмету особого рассмотрения в системе занятий по орфографии на курсах по подготовке к ЕГЭ.
Проблемам освоения данного правила посвящены статьи Т.А. Бровиковой [2], Л.Г. Ларионовой [4], К. Магомедовой [5], Е.М. Мельниковой [6], В.Д. Нарожной [7], С.В. Троян [10] и других. Данная орфографическая тема освещается в пособиях для учителя Н.Н. Алгазиной [1], М.М. Разумовской [9] и других.
Изложение основного материала статьи. Работа по изучению правил правописания гласных в корне слова трудоёмка, сложна, многоаспектна. В задачу преподавателя курсов по подготовке к ЕГЭ входит, во-первых, введение в практику обучения теоретических обобщений по орфографии и организация их изучения на принципах единообразия и полноты, обязательности. Формирование теоретических обобщений является путем передачи знаний и способов их применения, служит задаче освоения системы русской орфографии. При обобщенном изучении теоретический материала не должно быть механического повторения ранее изученного. На занятиях обобщенного изучения темы формируется умение обучающихся подводить частные явления под общее правило, рассматривать изученные ранее факты в сопоставлении. Объяснение особенностей правописания корней ведется по таблице, что облегчает процесс постижения нормы правописания. Это может быть таблица-обобщение, представленная в нашем учебном пособии [11, с. 43-44].
Следующее задание, которое предлагает в своей статье Л.Д. Пастухова [8], направлено на оперирование системой орфографических понятий и на ее осознанное использование: определите, верно или неверно каждое утверждение (1. Написание корней гар/гор зависит от суффикса, стоящего после корня. 2. Написание корней лаг/лож зависит от ударения и т.п.).
Упражнения, осуществляющие закрепление навыка правописания гласных в корне слова, должны быть разнообразными, не должны повторяться ни по содержанию, ни по форме, ни по способу подачи обучающимся. Разнообразить характер упражнений важно не только для расширения знаний и достижения гибкости орфографических навыков, но и для развития творческой активности слушателей курса русского языка.