Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Галина Николаевна

В данной статье представлено обоснование необходимости практического решения объективно назревшей проблемы формирования речевой компетентности обучающихся, осваивающих образовательные программы по педагогическому и психолого-педагогическому направлению подготовки в вузе. В условиях усложнения коммуникационной профессиональной среды, на фоне глобальной информатизации и компьютеризации образования в целом, обязательным преимуществом профессионалов являются умения и навыки эффективного речевого общения. Речевую компетентность автор статьи рассматривает как компонент профессиональной компетентности специалиста и, одновременно, интегральное свойство его личности, обеспечивающее регуляцию и контроль речевой деятельности. Несмотря на существующие работы в изучаемой исследовательской области, как теоретического, так и практического характера, многие ее аспекты остаются недостаточно разработанными. В настоящее время в науке не существует единых подходов к решению проблемы речевой подготовки будущих специалистов речевых профессий. Изучение вузовской образовательной практики также выявило явную недостаточность внимания к обозначенной проблеме. В статье представлены результаты исследования, позволившие выделить типичные недостатки речи будущих специалистов образования: низкое качество технической стороны речи; функциональные нарушения дикции неорганического происхождения; недостатки голоса и др. Автор статьи актуализирует задачу формирования не только когнитивного и коммуникативно-поведенческого компонентов, но и ценностно-смыслового, и коммуникативно-рефлексивного компонентов речевой компетентности будущих специалистов (бакалавров, магистров) образования. Исследователем предложен механизм решения проблемы формирования исследуемой компетентности, посредством разработки и реализации курсов по выбору. Обобщение полученных результатов исследования и выводы автора статьи раскрывают отдельные аспекты многогранной проблемы формирования речевой компетентности обучающихся и указывают на необходимость ее дальнейшей разработки на основе интеграции практического опыта и теоретического знания из различных областей наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьева Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE SPEECH COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF EDUCATION AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING AT A UNIVERSITY

This article presents the rationale for the practical solution to the problem of the formation of the speech competence of future specialists in the field of education. In the context of the increasing complexity of the communication professional environment, against the backdrop of global informatization and computerization of education in general, the mandatory advantage of professionals is the ability and skills of effective speech communication. Speech competency is an integral part of the professional competence of a specialist in the field of education. Speech competency is an integral part of his personality, regulates and controls speech activity. Despite the fact that in science there are works in the studied research field, both theoretical and practical, many of its aspects remain insufficiently developed. Currently, in science there are no unified approaches to solving the problem of speech training of students. The study of educational practice at the university also revealed a lack of attention to this problem. The article presents the results of the study, which allowed to highlight the typical speech flaws of future education specialists: low quality of the technical side of speech; functional disorders of diction of inorganic origin; voice flaws, etc. The author of the article actualizes the task of forming not only cognitive and communicative-behavioral components, but also value-semantic, and communicative-reflective components of speech competence of future education specialists (bachelors, masters). The researcher proposed a mechanism for solving the problems of the formation of the studied competency by developing and implementing elective courses. The results of the study and the conclusions of the author of the article reveal certain aspects of the multifaceted problem of forming the necessary competence and experience in the field of integration in practice.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/76PDMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Артемьева Г.Н. Формирование речевой компетентности будущих специалистов в области образования на этапе профессиональной подготовки в вузе // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/76PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Artemyeva G.N. (2020). Forming the speech competence of future specialists in the field of education at the stage of professional training at a university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/76PDMN120.pdf (in Russian)

УДК 378

Артемьева Галина Николаевна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Доцент кафедры Кандидат педагогических наук E-mail: artemyevagn@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2785-2273

Формирование речевой компетентности будущих специалистов в области образования на этапе профессиональной подготовки в вузе

Аннотация. В данной статье представлено обоснование необходимости практического решения объективно назревшей проблемы формирования речевой компетентности обучающихся, осваивающих образовательные программы по педагогическому и психолого-педагогическому направлению подготовки в вузе. В условиях усложнения коммуникационной профессиональной среды, на фоне глобальной информатизации и компьютеризации образования в целом, обязательным преимуществом профессионалов являются умения и навыки эффективного речевого общения.

Речевую компетентность автор статьи рассматривает как компонент профессиональной компетентности специалиста и, одновременно, интегральное свойство его личности, обеспечивающее регуляцию и контроль речевой деятельности. Несмотря на существующие работы в изучаемой исследовательской области, как теоретического, так и практического характера, многие ее аспекты остаются недостаточно разработанными. В настоящее время в науке не существует единых подходов к решению проблемы речевой подготовки будущих специалистов речевых профессий. Изучение вузовской образовательной практики также выявило явную недостаточность внимания к обозначенной проблеме.

В статье представлены результаты исследования, позволившие выделить типичные недостатки речи будущих специалистов образования: низкое качество технической стороны речи; функциональные нарушения дикции неорганического происхождения; недостатки голоса и др.

Автор статьи актуализирует задачу формирования не только когнитивного и коммуникативно-поведенческого компонентов, но и ценностно-смыслового, и коммуникативно-рефлексивного компонентов речевой компетентности будущих специалистов (бакалавров, магистров) образования. Исследователем предложен механизм решения проблемы

https:// mir-nauki. com

формирования исследуемой компетентности, посредством разработки и реализации курсов по выбору.

Обобщение полученных результатов исследования и выводы автора статьи раскрывают отдельные аспекты многогранной проблемы формирования речевой компетентности обучающихся и указывают на необходимость ее дальнейшей разработки на основе интеграции практического опыта и теоретического знания из различных областей наук.

Ключевые слова: речевая компетентность; коммуникативная компетентность; профессиональная компетентность; профессиональная подготовка; профессиональная деятельность

Современная тенденция к увеличению востребованности лингвоинтенсивных профессий, предполагающих квалифицированную речевую подготовку их представителей, связана с ростом коммуникативно-деятельностных потребностей социума. В ситуации интенсивного развития цифровых технологий, трансформирующих способы коммуникаций между людьми, а также формирующих «новую коммуникативную реальность», востребованными и перспективными становятся профессионалы, способные к продуктивным контактам и сотрудничеству, владеющие навыками эффективного речевого общения [1].

Актуальной задачей обеспечения профессиональной подготовки специалистов в области образования является их личностное развитие, формирование профессиональной компетентности, включающей систему ценностей, профессионально значимых личностных качеств, профессиональных умений и навыков, в том числе речевой деятельности [2]. Важнейшей составляющей профессиональной компетентности специалистов в области образования (педагогов, психологов, менеджеров образования) является коммуникативная компетентность.

По мнению современных исследователей, «речевая компетентность, с одной стороны, является органической частью коммуникативной компетентности образованного человека, а с другой - значимым профессиональным качеством педагога, входящим в состав его профессиональной компетентности [3]. Анализ определений речевой компетентности позволяет констатировать тот факт, что авторы (педагоги, психологи, лингвисты, культурологи) подчеркивают те особенности речевой компетентности, которые с их точки зрения являются наиболее существенными.

В ситуации тотального использования в практике высшей школы цифровых коммуникационных технологий на фоне глобальной информатизации и компьютеризации образования в целом, остро встает проблема формирования речевой компетентности обучающихся, осваивающих образовательные программы по педагогическому и психолого-педагогическому направлению подготовки. Исследование особенностей формирования речевой компетентности студентов обусловлено объективной потребностью рынка труда в высококвалифицированных специалистах образования, способных работать в новых, изменившихся условиях коммуникационных связей.

Для нашего исследования важен вывод Иванчиковой Т.В.: «речевая компетентность является одним из основных факторов формирования позитивного имиджа любого профессионала: она способствует успешной самопрезентации специалиста, повышению его деловой активности, эффективности решения профессиональных задач в сфере коммуникаций»

Введение

[4].

https:// mir-nauki. com

В работах Манаенковой М.П. акцентируется внимание на необходимости и значимости комплексного изучения и моделирования процесса формирования исследуемой компетентности. Автор указывает на тот факт, что степень овладения речевой компетентностью отражает профессиональный и личностный уровень развития специалиста

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования -бакалавриат по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» представлены категории (группы) универсальных и общепрофессиональных компетенций, а также индикаторы их достижения, связанные с коммуникацией и речевым взаимодействием: «Командная работа и лидерство», «Коммуникация», «Межкультурное взаимодействие», «Самоорганизация и саморазвитие» и др. Так, например, освоивший образовательную программу студент, на выходе из вуза должен обладать: способностью осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3); способностью осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4); способностью воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5); способностью управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6) и др. [6; 7].

Следовательно, формирование речевой компетентности специалистов образования в условиях усложнения информационной и коммуникационной профессиональной среды -первостепенная задача, которая должна решаться еще на этапе их учебно-профессиональной подготовки в вузе.

Вместе с тем, анализ современных научных публикаций позволяет сделать вывод, что в настоящее время нет единых подходов к решению проблемы речевой подготовки будущих специалистов речевых профессий. Изучение образовательной практики ряда российских вузов выявило явную недостаточность внимания к обозначенной проблеме подготовки будущих специалистов, профессиональная деятельность которых строится на речевой коммуникации. Предполагается, что обучающиеся в процессе освоения образовательной программы автоматически формируют собственную речевую компетентность. При этом, в европейских странах для приобретения лингвоинтенсивных профессий требуется специальная речевая подготовка [8].

В психолого-педагогической науке значительная роль в разработке понятия «речевая компетентность» принадлежит Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкому, И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторскому.

Согласно точке зрения И.А. Зимней, речевая компетентность включает группы умений в области четырех видов деятельности: говорения, слушания, чтения, письма [9]. По мнению современных исследователей, речевая компетентность по праву может рассматриваться как метапредметная, в связи с тем, что владение устной и письменной речью, необходимо как при решении проблем в профессиональной сфере, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях, не связанных с профессиональной деятельностью человека [10].

Речевую компетентность с позиции психолого-педагогической науки можно рассматривать как компонент профессиональной компетентности специалиста и, одновременно, интегральное свойство его личности, обеспечивающее регуляцию и контроль речевой деятельности [11].

Формирование речевой компетентности будущих специалистов (бакалавров, магистров) мы рассматриваем как приобретение обучающимися в процессе специально организованного,

[5].

профессионально направленного обучения способности эффективно общаться в профессиональной среде для достижения поставленных целей профессиональной деятельности.

Несмотря на существующие работы в изучаемой исследовательской области, как теоретического, так и практического характера, многие ее аспекты остаются недостаточно разработанными. Так, рядом ученых подготовка будущего педагогического работника к речевой деятельности признается слабым звеном в системе профессионального педагогического образования. Этот факт подтверждают полученные данные в процессе исследования речевой техники обучающихся (128 респондентов) по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»: 69 % испытуемых относят свою речевую компетентность к среднему и низкому уровню, указывая при этом, что недостаточно владеют необходимым речевыми качествами.

Анализ результатов исследования, полученных в ходе технологических практик, позволил выделить типичные недостатки речи будущих специалистов в области образования: низкое качество технической стороны речи; функциональные нарушения дикции неорганического происхождения; недостатки голоса и др.

У испытуемых обнаружены:

• Функциональные нарушения дикции неорганического происхождения: компрессия слова (неполное произношение сложных звукосочетаний) - 64 %; замена звуков - 21 %; отсутствие конечной согласной или звуков в начале, внутри или в конце слова - 57 %; сигматизм (неверное произношение свистящих и шипящих согласных звуков) - 62 %; ламбдацизм (нарушение звучания Л-Ль) -32 %; ротацизм (нарушение звучания Р-Рь) - 28 %; скороговорка - 62 %.

• Качества речи: однообразие интонаций (монотонность) - 61 %; отсутствие умения найти оптимальный вариант громкости - 76 %; отсутствие навыков выразительного чтения - 59 %.

• Недостатки голоса: нарушение силы - 73 %; тембра - 41 %; напряжённость -77 %; форсированность - 43 %; носовое звучание - 39 %.

Выпускники факультета педагогики и психологии отмечают, что преподаватели вуза во время учебных занятий указывают, прежде всего, на культуру речи (чистоту, правильность, соответствие орфоэпическим нормам), при этом ее техническая сторона остается без внимания.

На наш взгляд, в современной практике высшей школы имеется реальная возможность решения объективно назревшей проблемы формирования речевой компетентности обучающихся, подготовки их к профессиональной речевой деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС ВО, образовательные организации высшего образования имеют возможность самостоятельно разрабатывать и утверждать содержание программ (бакалавриата, магистратуры) по направлениям подготовки, обеспечивая обучающимся возможность освоения элективных и факультативных дисциплин (модулей) в соответствии с их образовательными запросами.

Результаты работы и их обсуждение

Студентам бакалавриата Нижневартовского государственного университета, осваивающим образовательные программы по направлениям подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» в очной и заочной форме, с целью выявления представлений о профессиональной речевой

https:// mir-nauki. com

компетентности, была предложена анкета. В исследовании приняли участие 128 человек. Более половины опрошенных (58 %) определили речевую компетентность как передачу информации посредством речи; 24 % респондентов - как способность к профессиональному общению; 18 % испытуемых дали нечеткие ответы («затрудняюсь четко сформулировать определение»).

Данные, полученные в результате исследования (анализа анкет, выполнения обучающимися практических заданий) свидетельствуют о том, что знания студентов о речевой компетентности находятся на низком уровне. Вопрос о необходимости целенаправленного формирования профессиональной речевой компетентности обучающихся на этапе учебно-профессиональной подготовки в вузе, у испытуемых не вызывал сомнений (86 %).

По мнению респондентов, основными качествами профессиональной речи являются: нормативность (67 %); правильность (59 %); точность (34 %); логичность (42 %); убедительность (51 %); выразительность (46 %); побудительность (28 %); техника речи -(49 %).

Согласно полученным данным, выделенными речевыми качествами обладают небольшое количество респондентов: 69 % обучающихся указали на несоответствие их речи перечисленным качествам. Часть испытуемых отметили необходимость развития таких речевых качеств, как побудительность (46 %), выразительность (59 %), лексическое богатство (24 %) и т. д.

Результаты проведенного исследования, указывают на необходимость формирования не только когнитивного и коммуникативно-поведенческого компонентов, но и ценностно-смыслового, и коммуникативно-рефлексивного компонентов профессиональной речевой компетентности будущих специалистов (бакалавров, магистров) образования.

Обобщение передового опыта речевой подготовки представителей творческих голосовых профессий (вокалистов, актеров, дикторов радио и телевидения), содержащего высокий конструктивный потенциал, позволило синтезировать имеющиеся данные для построения модели формирования профессиональной речевой компетентности специалистов в области образования, в качестве значимых содержательных компонентов которой, целесообразно рассматривать: ценностно-смысловой компонент; когнитивный компонент, как совокупность научных знаний специфики профессиональной речи и речевой компетентности; коммуникативно-поведенческий компонент, как совокупность умений и навыков устанавливать межличностные связи в профессиональной среде, выбирать оптимальный стиль общения с субъектами образовательного процесса, соблюдать речевой этикет; коммуникативно-рефлексивный компонент, включающий навыки эмоционально-волевой регуляции, умения использовать речевые средства общения, адекватные многообразным ситуациям профессиональной деятельности, опыт речевой деятельности (проявления речевой компетентности).

С целью решения обозначенной проблемы в Нижневартовском государственном университете разработаны и реализуются такие курсы по выбору обучающихся, как «Практикум по профессиональному развитию специалиста образования», «Психологические основы профессионального развития педагога», включающие разделы: «Основы речевой техники специалиста образования», «Основы техники речи педагога». По своему содержанию курсы по выбору студентов имеют профессионально-практическую направленность и интегрирующий характер, внутренне взаимосвязаны с дисциплинами, обеспечивающими формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обязательной и вариативной части образовательной программы («Русский язык и культура речи», «Педагогика», «Психология» и др.). Последовательность и разграничение рассматриваемых тем в рамках разделов «Основы речевой техники специалиста образования»,

«Основы техники речи педагога» условна, что позволяет систематически осуществлять практическую работу, например, над голосом или дикцией, совершенствовать качества и нормы профессиональной речи обучающихся. Активизация деятельности студентов в рамках реализуемых курсов, ее ориентация на практическое решение учебно-профессиональных задач требует особой организации учебного процесса.

Выводы и обобщение полученных результатов исследования раскрывают отдельные аспекты многогранной проблемы формирования речевой компетентности будущих специалистов в области образования и не претендуют на ее исчерпывающее решение. Напротив, исследование показало необходимость ее дальнейшей разработки на основе интеграции практического опыта и знания из различных областей наук.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. 2108-р «Об утверждении перечня мероприятий по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников» // URL: https ://rosmi ntrud. ru/docs/government/129.

2. Артемьева Г.Н. Формирование речевой компетентности и речевых компетенций студентов вуза. Вестник Нижневартовского государственного университета. Педагогические науки. 2016. №1. С. 9-13.

3. Волченкова К.Н. Технология формирования речевой компетентности студентов педагогических специальностей в вузе. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск.

4. Иванчикова Т.В. Формирование речевой компетентности студентов экономических специальностей вуза: ситуационный подход: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. М.

5. Манаенкова М.П. Речевая компетенция в контексте личностно-профессиональных компетенций студента // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 1 (23). С. 28-32.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

- бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки 22.02.2018 №121 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567/.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

- бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки 22.02.2018 №122 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2935 69/.

8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: «Высшая школа», 1991. - 207 с.

9. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова H.A. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. -М., 1999.

10. Косянова О.М. Коммуникативная компетентность как одна из основ качественного профессионального образования студентов правовых специальностей // Наука и школа №1, 2008. С. 8-12.

11. Абрамов А.В., Артемьева Г.Н., Махутов Б.Н. Система педагогического оценивания формирования компетенций у студентов высших учебных заведений // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2013. № 2. С. 27-29.

Artemyeva Galina Nikolaevna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: artemyevagn@mail.ru

Forming the speech competence of future specialists in the field of education at the stage of professional training at a university

Abstract. This article presents the rationale for the practical solution to the problem of the formation of the speech competence of future specialists in the field of education. In the context of the increasing complexity of the communication professional environment, against the backdrop of global informatization and computerization of education in general, the mandatory advantage of professionals is the ability and skills of effective speech communication. Speech competency is an integral part of the professional competence of a specialist in the field of education. Speech competency is an integral part of his personality, regulates and controls speech activity. Despite the fact that in science there are works in the studied research field, both theoretical and practical, many of its aspects remain insufficiently developed. Currently, in science there are no unified approaches to solving the problem of speech training of students. The study of educational practice at the university also revealed a lack of attention to this problem. The article presents the results of the study, which allowed to highlight the typical speech flaws of future education specialists: low quality of the technical side of speech; functional disorders of diction of inorganic origin; voice flaws, etc. The author of the article actualizes the task of forming not only cognitive and communicative-behavioral components, but also value-semantic, and communicative-reflective components of speech competence of future education specialists (bachelors, masters). The researcher proposed a mechanism for solving the problems of the formation of the studied competency by developing and implementing elective courses. The results of the study and the conclusions of the author of the article reveal certain aspects of the multifaceted problem of forming the necessary competence and experience in the field of integration in practice.

Keywords: speech competence; communicative competence; professional competence; professional training; professional activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.