Научная статья на тему 'Модель формирования рискологической компетентности будущего учителя к инновационной деятельности'

Модель формирования рискологической компетентности будущего учителя к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / RISK COMPETENCE / INNOVATION / ACTIVITY APPROACH / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна

В статье автор описывает основные результаты педагогического моделирования, итогом которого выступила процессная модель формирования рискологической компетентности в ходе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности. Актуализирована необходимость формирования рискологической компетентности будущего учителя в условиях изменения профессиональной подготовки студентов по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. В связи с тенденциями инновационного развития образовательной практики, необходимостью готовности педагога к инновационной деятельности, потребностью в преодолении и минимизации педагогических рисков в инновационной деятельности будущего учителя, процессная модель в данной статье может быть реализована в высшем образовании. Доказано, что инновационная образовательная среда создает необходимые условия для успешного формирования рискологической компетентности будущего учителя. На основе теоретического анализа научной литературы выявлено, что процесс формирования рискологической компетентности будущего учителя в ходе подготовки его к инновационной деятельности базируется на деятельностном подходе. Дана характеристика ведущих принципов исследуемого процесса: принцип преобразующей (надситуативной) активности, принцип субъектности, принцип конструктивного взаимодействия, принцип формирования компетентности в деятельности. Описаны этапы процесса формирования рискологической компетентности в ходе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: личностный, теоретический и практический этапы. В статье наглядно представлена процессная модель формирования рискологической компетентности в ходе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности, которая может быть реализована в профессиональной подготовке студентов по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. В результате сделан вывод о том, что представленная в статье модель может быть реализована на основе комплекса педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of forming riskological competence of future teacher to innovative activity

In the article, the author describes the main results of pedagogical modeling, the outcome of which was the process model of the formation of risk-based competence in preparing the future teacher for innovation. The necessity of the formation of the future teacher’s risk competence in the context of a change in the professional training of students in the direction of 44.03.01 Pedagogical education is updated. In connection with the trends of innovative development of educational practice, the need for a teacher's readiness for innovative activities, the need to overcome and minimize pedagogical risks in the innovative activities of a future teacher, the process model in this article can be implemented in higher education. It is proved that innovative educational environment creates the necessary conditions for the successful formation of the risk competence of the future teacher. Based on the theoretical analysis of the scientific literature, it has been revealed that the process of forming the riskological competence of a future teacher in the course of preparing him for innovation activity is based on the activity approach. The characteristics of the leading principles of the process under study are given: the principle of transformative (supra-situational) activity, the principle of subjectivity, the principle of constructive interaction, the principle of the formation of competence in activity. The stages of the process of forming risk competence during the preparation of the future teacher for innovation are described: the personal, theoretical and practical stages. The article visually presents the process model of the formation of risk competence in the preparation of the future teacher for innovation, which can be implemented in the professional training of students in the direction of 44.03.01 Pedagogical education. As a result, it was concluded that the model presented in the article can be implemented on the basis of a set of pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Модель формирования рискологической компетентности будущего учителя к инновационной деятельности»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 15PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Асхадуллина Н.Н. Модель формирования рискологической компетентности будущего учителя к инновационной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Askhadullina N.N. (2019). Model of forming riskological competence of future teacher to innovative activity. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN419.pdf (in Russian)

УДК 378

Асхадуллина Наиля Нургаяновна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Елабужский институт (филиал), Елабуга, Россия Ассистент кафедры «Педагогики» E-mail: nelyatdkama2008@rambler.ru

Модель формирования рискологической компетентности будущего учителя к инновационной деятельности

Аннотация. В статье автор описывает основные результаты педагогического моделирования, итогом которого выступила процессная модель формирования рискологической компетентности в ходе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности. Актуализирована необходимость формирования рискологической компетентности будущего учителя в условиях изменения профессиональной подготовки студентов по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. В связи с тенденциями инновационного развития образовательной практики, необходимостью готовности педагога к инновационной деятельности, потребностью в преодолении и минимизации педагогических рисков в инновационной деятельности будущего учителя, процессная модель в данной статье может быть реализована в высшем образовании. Доказано, что инновационная образовательная среда создает необходимые условия для успешного формирования рискологической компетентности будущего учителя. На основе теоретического анализа научной литературы выявлено, что процесс формирования рискологической компетентности будущего учителя в ходе подготовки его к инновационной деятельности базируется на деятельностном подходе. Дана характеристика ведущих принципов исследуемого процесса: принцип преобразующей (надситуативной) активности, принцип субъектности, принцип конструктивного взаимодействия, принцип формирования компетентности в деятельности. Описаны этапы процесса формирования рискологической компетентности в ходе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: личностный, теоретический и практический этапы. В статье наглядно представлена процессная модель формирования рискологической компетентности в ходе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности, которая может быть реализована в профессиональной подготовке студентов по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. В результате сделан вывод о том, что представленная в статье модель может быть реализована на основе комплекса педагогических условий.

Ключевые слова: рискологическая компетентность; инновационная деятельность; деятельностный подход; инновационная образовательная среда

Введение

Современные условия реализации профессиональной подготовки будущего учителя ставят перед преподавателями не только образовательные задачи, но и задачи инновационного развития будущего специалиста. В этой связи сегодня в университетах организуется образовательная среда нового поколения - инновационная образовательная среда.

Модернизация отечественного образования, направленность на инновационное развитие общества предопределили основную цель подготовки специалистов любой области профессиональной деятельности - формирование готовности обеспечить переход российской экономики на инновационный путь развития.

Качественная подготовка специалистов, в том числе для системы образования, основывается на осознании необходимости в личностях, находящих инновационные пути решения современных проблем. В данных условиях создание инновационной образовательной среды - это неотъемлемая часть обеспечения качественно нового уровня подготовки будущего учителя, формирования его рискологической компетентности в инновационной деятельности.

Компетентностная характеристика специалиста образования требует от будущего учителя готовности к инновационной деятельности, способности решать профессиональные задачи в инновационной деятельности: обновлять структурные элементы педагогической системы (цели, задачи, содержание, формы и методы, средства и технологии, системы контроля, диагностики и оценки результатов), осуществлять педагогическую поддержку субъектов образования (развивать способности, знания, умения, навыки и способы деятельности, компетенции), изменять характер взаимодействия субъектов образования, изменять функции учителя, осознавать и реализовывать распространение изменений (профессиональное сообщество). В ФГОС ВО 44.03.01 «Педагогическое образование» данные требования актуализированы следующими профессиональными компетенциями: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7); способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10); готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11). Наряду с этим, результаты освоения основной профессиональной образовательной программы по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» соотносятся с требованиями Профессионального стандарта педагога, в котором совокупность характеристик педагогической деятельности представлена готовностью к переменам, мобильностью, способностью к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений. В данном стандарте указано, что от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, включение в содержание профессиональной подготовки будущего учителя учебного материала по основам педагогической инноватики и рискологии позволит сформировать умения и навыки проектирования, выявления рисков, организации инновационной деятельности, подведения итогов (анализа), минимизации степени негативных последствий педагогических новшеств.

Феномен рискологической компетентности выступает предметом исследований А.А. Головкиной, С.А. Днепрова, Е.Е. Мерзон, Е.С. Минковой, Н.Н. Сабининой, Е.В. Савенковой, Р.Е. Санина. Данные исследователи утверждают, что рискологическую компетентность учителя можно представить как способность эффективно работать с системой внешних (социокультурных) и внутренних (собственно образовательных) рисков, сопутствующих инновационной образовательной деятельности. Данная компетентность проявляется, прежде всего, в адекватной постановке и решении педагогических задач в

https:// mir-nauki. com

ситуации неопределенности, в минимизации возможных негативных последствий субъективно нетипичных для учителя действий, в соотнесении рисков с потенциальными преимуществами инновационной деятельности в контексте целей развития образования, в разработке индивидуальной программы инновационной деятельности, включающей анализ соответствующих рисков и способов их минимизации.

При определении понятия «рискологическая компетентность будущего учителя» основополагающими стали исследования ученых, объясняющих данный феномен как: осмысление и осознание обучаемыми моделей рискогенных ситуаций путем выявления и развития у них способностей к познанию, анализу, синтезу и оценке факторов рискогенной ситуации (Р.Е. Санин [12]); профессиональные знания, готовность к деятельности, навыки, умения, способности и личностные качества, связанные с переживанием опасности, осмыслением ее в виде риска для формирования и укрепления безопасности (А.А. Головкина, С.А. Днепров [3]); способность на основе ценностного отношения к объективным опасностям и угрозам в развитии и жизнедеятельности объекта выполнять осмысленные действия в управлении рисковыми ситуациями (Е.С. Минкова [7]); готовность к деятельности в условиях неопределённости и риска в зависимости от личного опыта (Е.В. Савенкова [11]); сформированность эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску путем выявления рисковых зон в профессиональной деятельности (Е.И. Петрова [9]).

В результате анализа научно-педагогических подходов к определению понятия «рискологическая компетентность будущего учителя» было определено, что это интегративное личностное качество, предопределяющее способность субъекта предотвращать негативные последствия инновационной деятельности, прогнозировать развитие образовательного процесса, минимизировать риски внедрения новшеств, оптимизировать инновационные процессы с учетом потребностей и возможностей субъектов образования. Структура рискологической компетентности будущего учителя представлена ценностным, познавательным, поведенческим компонентами, содержание которых интегрирует критерии и соответствующие им показатели (мотивационный: ответственное отношение к осуществлению педагогического замысла инновационной деятельности; направленность на поиск, освоение, внедрение и распространение педагогических инноваций; когнитивный: знание способов преодоления неопределенности в ситуации принятия педагогического решения; опыт минимизации рисков инновационной деятельности; деятельностный: согласованность педагогических действий в инновационной деятельности; инновационная активность; способность прогнозировать инновационную деятельность в образовании).

Конструирование модели в рамках исследования обусловлено изменением целостной модели обучения в новых контекстах будущей профессиональной деятельности учителя. Данная модель призвана способствовать формированию не только заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте компетенций, но и инновационных. Под процессной моделью в статье понимается описание целостного процесса, его этапов и связей со способами и условиями реализации данных этапов (М.В. Ядровская [14]).

Основным результатом исследования стала разработка процессной модели формирования рискологической компетентности в ходе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (рис. 1), которая состоит из целевого, методологического, инвариантного содержательного, вариативного организационного, результативного блоков. Данная модель включает в себя инновационную образовательную среду вуза как фундаментальное основание реализации исследуемого процесса (его этапов и педагогических условий).

Целевой блок

S—*

Цель: сформировать рискологическую компетентность в процессе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности

Методологический блок

Подход: деятельностный Принципы:

преобразующей (надситуативной) активности, субъектности, конструктивного взаимодействия, формирования компетентности в деятельности.

Содержательный блок

Инновационная образовательная среда вуза

-обеспечить информирование студентов о рисках инновационной деятельности по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование» с целью выработки нестандартных решений в преобразовании образовательных структур в системе основного общего образования:

-включить будущих учителей в инновационную деятельность на основе практико-ориентированных ситуаций (определенности. риска и неопределенности) по формированию рискологической компетентности; -использовать вариативные способы организации инновационной деятельности будущих учителей (исследовательские, игровые, проектные).

Организационный блок

Способы

Средства

Формы

Коллективные дискуссии, решение инновационных

проблем, генерирование идей.

Курс «Педагогические риски в инновационной деятельности учителя», система практико-ориентированных ситуаций (определенности, риска, неопределенности).

Этапы

личностный теоретический | практический

аксиологические неологическис -— праксиологические

Возможности

Педагогические условия

Бизнес-инкубатор

педагогических идей, конференции, конкурсы, мастер-классы.

Результативный блок

f \ Критерии: мотивационный. когнитивный, деятельностный V У г > Уровни: низкий. средний, высокий V J

Ii

Результат: рискологическая компетентность будущего учителя

Рисунок 1. Процессная модель формирования рискологической компетентности в ходе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности

Роль инновационной образовательной среды вуза в формировании рискологической компетентности будущего учителя

В основе процессной модели формирования рискологической компетентности в ходе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности лежит инновационная образовательная среда вуза.

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года инновационная компетентность учителя предполагает адекватное отношение к новшеству, ситуации неизвестности, умение реагировать и принимать решения в данных ситуациях.

В педагогических исследованиях (П.П. Ефимов и В.Н. Костин [4], Ю.Н. Михайлова [8]) существует несколько подходов к определению понятия «инновационная образовательная среда»:

• новая образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, существующая в определенных условиях формирования и развития личности, требования к которой предопределены современными потребностями общества и государства; это специфическая сфера социальной жизни, в основе которой лежит непрерывное взаимодействие личности с внешним миром на основе его внутренних побуждений;

• инновационной образовательная среда вуза выступает тогда, когда в ней обеспечивается насыщенная профессиональная деятельность будущего специалиста, управляемая и обеспечиваемая соответствующими ресурсами;

• современная образовательная среда вуза, обладающая признаками инновационности, - это совокупность условий и факторов развития личности специалиста в соответствии с требованиями к его квалификации, а не просто теоретизированная профессиональная подготовка выпускника;

• образовательная среда вуза, в которой реализуется инновационная деятельность, направлена на развитие, прежде всего, мотивационно-смысловой сферы личности будущего специалиста, формирование продуктивного опыта инновационной деятельности, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.

В целом сущностью инновационной образовательной среды вуза выступает интеграция факторов образования и самообразования, развития и саморазвития, формирования и реализации творческого потенциала личности. Данная среда базируется на основных постулатах инновационной педагогики и выступает пространством удовлетворения образовательных, профессиональных и личностных потребностей всех субъектов образовательного процесса, заинтересованных в качественной подготовке специалиста.

Создание инновационной образовательной среды в вузе позволит развивать инновационный потенциал будущего учителя, инновационное мышление и способность генерировать новые идеи, умение создавать новое, а также формировать инновационную активность личности. Системообразующим ядром инновационной образовательной среды выступает субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, которое обеспечивается за счет обновленного содержания профессиональной подготовки будущего учителя, инновационных образовательных технологий, идей о сотрудничестве и партнерстве в образовательном процессе [6]. Отличительной чертой инновационной образовательной среды вуза в контексте формирования рискологической компетентности будущего учителя выступает трансфер достижений современной педагогической науки в учебно-воспитательный процесс, направленность на формирование инновационной личности

будущего учителя, способного принимать решения в рисковых ситуациях профессиональной деятельности.

В контексте профессиональной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности инновационная образовательная среда может быть создана на основе следующих условий: формирование у студентов ценностного отношения к инновационной деятельности в образовании; организация творческого взаимодействия в системе «преподаватель - студент»; овладение будущими учителями инновационными образовательными технологиями в практике профессиональной деятельности [2].

Структура инновационной образовательной среды вуза достаточно полно представлена в исследовании Е.А. Алисова, Л.С. Подымовой [1] через компонентный состав: мотивационный - формирование у студентов мотива к самообразованию, стремления к профессиональному росту; когнитивный - формирование знаний в области педагогической инноватики; личностный - формирование осознанного отношения к педагогическим инновациям и признания себя как субъекта инновационной деятельности; деятельностный - формирование умений и опыта инновационной педагогической деятельности. В соответствии с данными компонентами следует выделить свойства инновационной образовательной среды: открытость, системность, опережение растущих профессиональных, социальных и личностных потребностей, сотрудничество, непрерывность образования, синтез традиционного и инновационного [6].

В условиях инновационной образовательной среды особо актуальным становится творческое взаимодействие студентов с профессиональным сообществом, осуществление поиска и внедрения педагогических инноваций, их анализ и оценка, прогнозирование инновационной деятельности в условиях рисковых ситуаций. В этой связи рискологическая компетентность будущего учителя как интегративная динамическая характеристика профессионала раскрывает его способности на основе ценностного отношения к инновационной деятельности (педагогическим инновациям в целом) выполнять осмысленные действия в управлении педагогическими рисками. Процесс формирования рискологической компетентности базируется на обоснованном содержании профессиональной подготовки будущего учителя по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», обусловленного влиянием инновационных процессов в образовании. Общие требования к процессу формирования рискологической компетентности в этой связи сформулированы в науке:

1. отбор содержания профессиональной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности должен быть ориентирован на обеспечение процесса самоопределения личности будущего специалиста в области инноваций в образовании и на создание условий его самореализации в личностном и профессиональном планах;

2. организация процесса формирования рискологической компетентности будущего учителя в условиях профессиональной подготовки бакалавра призвано обеспечить соответствующий уровень общей и профессиональной культуры студента, содержание которой регламентировано профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;

3. рискологическая компетентность будущего учителя в профессиональной подготовке направлена на соответствие молодых людей профессии «учитель» и квалификации «педагог».

Отбор содержания процесса формирования рискологической компетентности будущего учителя учитывает требования общедидактического принципа оптимальности, в основе

которого лежит адекватность включенных в процесс профессиональной подготовки специалиста умений в соответствии с его профессионально обусловленными функциями. Среди включенных умений будущего учителя, обладающего рискологической компетентностью, следует выделить ориентацию в педагогических рисках и связанных с ними явлениях, направленность на предопределение опасности и угрозы инновационной деятельности в образовании, ценностное принятие педагогического риска, отказ от рискофобии, активизацию личностного потенциала в управлении педагогическими рисками, минимизацию педагогических рисков в инновационном процессе. Функции будущего учителя в инновационной деятельности выделила в своем исследовании Н.Ф. Ильина [5]:

• методическая функция - владение учителем различными инновационными способами и приемами обучения, умение своевременно осуществлять поиск и внедрение новшеств в специфические учебные ситуации, готовность к индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

• психолого-педагогическая функция - знание и учет возрастных особенностей обучающихся при реализации инновационной деятельности, умение диагностировать интеллектуальное развитие ученика и подбирать с его учетом адекватные педагогические действия, проявлять гибкость мышления, способность адаптировать учебно-воспитательный процесс к быстро изменяющимся условиям;

• поликультурная функция - проектирование ценностей «право», «равенство», «мир», «справедливость», «свобода», «безопасность», «открытость», «ответственность», «партнерство», «культурное разнообразие»;

• информативная функция - приобретение, преобразование, передача и использование информации в области инновационной деятельности для качественного выполнения профессиональных действий.

В совокупности данные функции способствуют содержательному направлению и построению стратегии формирования рискологической компетентности будущего учителя в процессе подготовки к инновационной деятельности в аспекте его готовности к обновлению задач и видов будущей профессиональной деятельности, продуктивному овладению способами создания, апробации и внедрения инноваций, творческому изменению стиля и содержания своей деятельности в условиях инновационного процесса, планированию и осуществлению самосовершенствования, предупреждению профессиональных деформаций.

Инновационная образовательная среда предопределяет алгоритм организации инновационной деятельности будущих учителей, который закладывается как в учебных, так и во внеаудиторных заданиях. Данный алгоритм представлен тремя этапами инновационного процесса: «новация (поиск и освоение нового) - нововведение (внедрение и апробация нового) - диффузия инноваций (распространение инновационного опыта)». Проходя данные этапы как технологию, студенты отработают навык алгоритмичной инновационной деятельности, в контексте которого происходит успешное формирование рискологической компетентности. Для реализации данного алгоритма требуется сотрудничество с социальными партнерами (школы, инновационные центры и профессиональные сообщества педагогов-инноваторов).

Методологическое основание процесса формирования рискологической компетентности

Методологическим основанием процесса формирования рискологической компетентности выступает деятельностный подход.

Деятельность выступает основным средством и главным условием развития личности в реализации деятельностного подхода. Авторы методологии деятельностного подхода утверждают, что он предназначен для анализа педагогических процессов, соответственно в любом исследуемом процессе субъект овладевает предметно-практическими и умственными действиями.

Деятельностный подход в формировании рискологической компетентности будущего учителя в процессе подготовки к инновационной деятельности предполагает осуществление нескольких действий: осознание значимости педагогических инноваций, целеполагание инновационной деятельности, ее планирование и взаимодействие в данной деятельности. Основная цель деятельностного подхода в исследуемом процессе - выявление способов действия в практике инновационной деятельности, при которых должным образом будет раскрыта сущность педагогического риска, усвоение субъектом рисковой ситуации в инновационной деятельности. Кроме того, деятельностный подход предполагает активизацию субъектной позиции студента в процессе формирования его рискологической компетентности, что означает направленность данного процесса на самостоятельность, выполнение и регуляцию, самооценку и самоорганизацию собственной деятельности.

Методология деятельностного подхода в рамках формирования рискологической компетентности будущего учителя в процессе подготовки к инновационной деятельности основана на нескольких принципах:

• принцип преобразующей (надситуативной) активности, выступающий стержневым в теории деятельности, поскольку именно надситуативная активность побуждает субъекта к деятельности; принцип преобразующей активности в формировании рискологической компетентности выступает активизирующим принципом всего процесса, поскольку в познавательной деятельности на основе данного принципа у студента возникают такие свойства личности, как избирательность, направленность, пристрастность к деятельности;

• принцип субъектности ориентирует студента в процессе формирования рискологической компетентности на субъективацию личного опыта; данный принцип обусловливает самодвижение субъекта, выступает источником саморазвития, предопределяет сохранение устойчивости деятельности; особо значим данный принцип в ситуации опасности, когда возникает феномен «бескорыстного риска», что выводит личность на новый уровень решения конкретных жизненных задач;

• принцип конструктивного взаимодействия определяет феномен развития и обоюдного изменения взаимодействующих явлений; в развитии рискологической компетентности будущего учителя на основе данного принципа происходит переход в качественно новое состояние, реализуются причинно-следственные связи, обмен и взаимообусловленность; принцип конструктивного взаимодействия обеспечивает интерактивность исследуемого процесса, а именно общение и совместную деятельность;

• принцип формирования компетентности в деятельности обеспечивает связь процесса формирования рискологической компетентности с содержанием профессиональной подготовки будущего учителя; направляет субъекта на самостоятельное решение проблем в различных сферах деятельности; в основе данного принципа лежит идея о создании целостного опыта решения проблем, выполнения профессиональных функций, социальных ролей и компетенций.

Формирование рискологической компетентности

Процесс формирования рискологической компетентности на основе деятельностного подхода, на наш взгляд, включает в себя три этапа:

1. Личностный этап. Будущий учитель, прежде всего, должен быть готов к инновационной деятельности и риску, связанному с данной деятельностью. В этой связи особо значимым выступает рисковый потенциал будущего учителя в инновационной деятельности (Н.Н. Сабинина [10]). Рисковый потенциал - это знание общих и профессиональных барьеров инновационной деятельности, способов их преодоления, функционирования личной психики в стрессовых ситуациях. На личностном этапе происходит формирование способности студента к мотивированному и оправданному риску (надситуативная активность). Посредством проявления рискового потенциала будущий учитель овладевает способами преодоления внешних и внутренних барьеров инновационной деятельности, достигает высокой шкалы мотивации, развивает решительность как одно из важных умений самостоятельного принятия решений в их реализации в будущей профессиональной деятельности. Результатом личностного этапа формирования рискологической компетентности выступает принятие риска инновационной деятельности, осознание рисковых ситуаций в инновационной деятельности будущего учителя, направленность на самопознание и самооценку (психологическая готовность к инновационному взаимодействию), сформированность личностной рискологической позиции студента.

Данный этап коррелирует с аксиологическими возможностями профессиональной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (погружение в мир ценностей инновационной деятельности в образовании, расширение сферы ценностного самоопределения педагога-инноватора), наличие которых в инновационной образовательной среде вуза позволит эффективно реализовать личностный этап формирования рискологической компетентности будущего учителя в инновационной деятельности.

2. Теоретический этап. Готовность будущего учителя к инновационной деятельности и активизация его рискового потенциала требует качественной фундаментальной подготовки, формирования профессиональных знаний о педагогическом риске в инновационной деятельности. Теоретический этап формирования рискологической компетентности будущего учителя связан с интеграцией знаний о риске, рисковом обществе, опасностях и угрозах, имплицитно присущих инновационной деятельности учителя. Целостность представлений о рискогенной среде (У. Бек [15]) - основа второго этапа формирования рискологической компетентности, которая предопределяет сформированность у студента картины опасностей и угроз в реализации инновационной деятельности через типологию педагогических рисков. Результатом реализации данного этапа становится осознание студентами профессиональной рискогенной среды инновационной деятельности будущего учителя.

Данный этап связан с неологическими возможностями профессиональной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (обогащение субъектов инновационной деятельности знаниями о барьерах и затруднениях при поиске, освоении, внедрении и распространении педагогических инноваций; открытость к освоению нового в условиях рискологических ситуаций реальной образовательной практики), проявление которых в инновационной образовательной среде вуза позволит успешно реализовать теоретический этап формирования рискологической компетентности будущего учителя.

3. Практический этап. Наличие фундаментальной базы и готовности к реализации инновационной деятельности предопределяет необходимость осуществления взаимодействия будущего учителя с рискогенной профессиональной средой инновационной деятельности

https:// mir-nauki. com

(П.Е. Щеглов [13]). На данном этапе происходит выявление и апробация оптимальных педагогических действий по предотвращению негативных последствий инновационной деятельности, прогнозированию развития образовательного процесса, минимизации рисков внедрения новшеств, оптимизации инновационных процессов. Практический этап формирования рискологической компетентности будущего учителя в инновационной деятельности интегрирует в себе следующие виды работ со студентом: информационно-описательная, целевая, содержательная (обеспечивающая), мотивационная, оценочно-результативная, обобщающая. Каждой группе работ присущи профессиональные задачи инновационной деятельности: прогностическая характеристика педагогических рисков, составление программы предупреждения и снижения последствий рисков инновационной деятельности, контроль педагогических рисков в инновационной деятельности. Результатом реализации данного этапа выступает личностная вовлеченность студентов в реальную инновационную деятельность, а также отработка умения принимать достаточное и правильное решение по отношению к педагогическому риску.

Третий этап формирования рискологической компетентности будущего учителя в инновационной деятельности соотносится с праксиологическими возможностями профессиональной подготовки студента к инновационной деятельности (освоение нетрадиционных способов преодоления рисков инновационной деятельности; трансляция образцов инновационного опыта), наличие которых позволяет эффективно реализовывать практический этап исследуемого процесса.

Формирование рискологической компетентности происходит в процессе подготовке будущего учителя к инновационной деятельности в инновационной образовательной среде вуза, что позволяет выделить наиболее успешные способы реализации данного процесса: самостоятельная поисковая работа; научно-исследовательская работа; проблемное обучение на занятиях; разработка исследовательских проектов; конкурсные и грантовые мероприятия; игровые методы обучения.

Этапность и логика реализации модельных представлений исследуемого процесса позволяет судить о компетентном или некомпетентном учителе в его будущей профессиональной деятельности. Компетентный учитель в реализации инновационной деятельности, прежде всего, уверен в своих действиях, не разочаровывается в неудачах (из-за отсутствия результата инновационной деятельности), всегда занимается самообразованием, обменивается опытом, просчитывает и прогнозирует возможные риски и способы их минимизации (преодоления или принятия). Некомпетентный учитель, как правило, закрывается от новшеств, не воспринимает инновации, испытывает трудности с освоением и применением нового в профессиональной деятельности, при реализации инновационной деятельности переживает из-за неудач, отказывается от продолжения начатого нововведения, встречает риски с большой психоэмоциональной нагрузкой, не справляется самостоятельно с возникшими рисками, не умеет их анализировать и прогнозировать.

Примером инновационной деятельности будущего учителя, связанной с рисками, может выступить применение на занятии новой образовательной технологии. В данном случае присутствует совокупность педагогических рисков: в личностном плане - это неготовность применять инновацию (или отсутствие мотивации из-за большой нагрузки), в организационном (незнание заранее достигаемого результата), в технологическом (незнание данной технологии).

В этой связи преподавателям вуза необходимо обладать соответствующим уровнем профессионального мастерства, который позволит обеспечить не только технологичность исследуемого процесса, но и минимизировать затруднения студентов в формировании рискологической компетентности в инновационной деятельности: несогласованность требований системы образования с личными интересами, возможностями будущего учителя

как субъекта инновационной деятельности; недостаточная готовность и мотивация будущих учителей к инновационной деятельности; недостаточный уровень методологической подготовки к инновационной деятельности по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»; неадекватный подбор преподавателями способов организации инновационной деятельности будущего учителя; недостаточная сформированность прогностических и рефлексивных умений выпускников педагогического направления; чрезмерная динамика изменений требований к профессиональной подготовке будущего учителя; страх снижения достигнутого профессионального уровня при осуществлении инновационной деятельности. Прогнозирование и предупреждение данных затруднений базируется на трех факторах учебно-воспитательного процесса в инновационной образовательной среде вуза:

• управление организационной культурой вуза (интеграция интересов субъектов и объектов образования, закрепление правил и установок);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация учебно-воспитательного процесса (методическая обеспеченность, психолого-педагогическое сопровождение, организация досуга);

• педагогическое взаимодействие (на основе субъект-субъектных отношений в системе «преподаватель - студент»).

Процессная модель формирования рискологической компетентности будущего учителя

Процессная модель формирования рискологической компетентности в ходе подготовки будущего учителя к инновационной деятельности отображает совокупность взаимосвязанных структурных блоков: целевого, методологического (подход и принципы формирования рискологической компетентности), инвариантного содержательного (этапы и педагогические условия формирования рискологической компетентности будущего учителя в инновационной деятельности), вариативного организационного (способы, средства и формы), результативного (критерии и показатели рискологической компетентности будущего учителя). Данная модель задается содержанием деятельностного подхода и реализуется соответственно выделенным принципам (преобразующей (надситуативной) активности, субъектности, конструктивного взаимодействия, формирования компетентности в деятельности), в логике требует этапности (личностный, теоретический, практический этапы), позволяет прогнозировать контуры совершенствования исследуемого феномена. Реализация сконструированной модели происходит на основе педагогических условий (обеспечить информирование студентов о рисках инновационной деятельности по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» с целью выработки нестандартных решений в преобразовании образовательных структур в системе основного общего образования; включить будущих учителей в инновационную деятельность на основе практико-ориентированных ситуаций (определенности, риска и неопределенности) по формированию рискологической компетентности; использовать вариативные способы организации инновационной деятельности будущих учителей (исследовательские, игровые, проектные).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алисов, Е.А. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности [Текст] / Е.А. Алисов, Л.С. Подымова // СПО. - 2001. - № 1. - С. 61-63.

2. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения [Текст]: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Бордовской. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 636 с.

Страница 11 из 14

15РБМШ19

3. Днепров, С.А. Рискологическая компетенция в формировании профессиональной безопасности бакалавров нефтегазовой отрасли с использованием кейс-стади [Текст] / С.А. Днепров, А.А. Головкина // Высшее образование сегодня. - 2015 -№12. - С. 4-10.

4. Ефимов, П.П. Сущность инновационной образовательной среды вуза [Электронный ресурс] / П.П. Ефимов, В.Н. Костин // Молодой ученый. - 2014. -№7. - С. 502-506. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/66/10991/ (Дата обращения: 26.05.2018).

5. Ильина, Н.Ф. Критерии готовности педагога к инновационной деятельности [Текст] / Н.Ф. Ильина // Педагогика. - 2012. - №7. - С. 82.

6. Мерзон, Е.Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза [Текст] / Е.Е. Мерзон // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2. - №10. - С. 170-172.

7. Минкова, Е.С. Формирование рискологической культуры руководителя [Текст] / Е.С. Минкова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2008. - №4. - С. 78-81.

8. Михайлова, Ю.Н. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство повышения уровня адаптивности студентов к профессиональной деятельности [Текст] / Ю.Н. Михайлова // Вопросы современной науки и практики: Университет им. В.И. Вернадского. - № 7-9(30). - 2010. - C. 131-137.

9. Петрова, Е.И. Профессиональный риск как элемент профессиональной среды [Текст] / Е.И. Петрова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2015. - № 4 (34). -С.152-158.

10. Сабинина, Н.Н. Современные подходы к исследованию профессиональных рисков. [Текст] / Н.Н. Сабинина // Специфика педагогического образования в регионах России. Материалы 5-й Всероссийской научной конференции / Отв. ред. О.В. Ройтблат, Н.Г. Милованова. - Тюмень: ТОГИРРО, 2012. - С. 184-190.

11. Савенкова, Е.В. О некоторых аспектах рисков и их профилактике в современном управлении в сфере образования [Текст] / Е.В. Савенкова //. - 2014. - № 7. - С. 87-89.

12. Санин, Р.Е. Формирование рискологической компетенции у будущих офицеров внутренних войск [Текст]: Дисс. ... канд. пед. наук (13.00.08) / Р.Е. Санин. -Ижевск, 2012. - 193 с.

13. Щеглов, П.Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов [Текст] / П.Е. Щеглов, Н.Ш. Никитина // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 1(24). - С. 46-59.

14. Ядровская, М.В. Модели в педагогике [Электронный ресурс] / М.В. Ядровская // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2013. - №366. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-v-pedagogike (Дата обращения: 15.02.2019).

15. Beck U. Risk Society, Towards a New Modernity [Текст]: Trans. from the German by Mark Ritter, and with an Introduction by Scott Lash and Brian Wynne / U. Beck. -London: Sage Publications, 1992. - 260 pp.

Askhadullina Nailya Nurgayanovna

Kazan (Volga region) federal university Yelabuga institute (branch), Yelabuga, Russia E-mail: nelyatdkama2008@rambler.ru

Model of forming riskological competence of future teacher to innovative activity

Abstract. In the article, the author describes the main results of pedagogical modeling, the outcome of which was the process model of the formation of risk-based competence in preparing the future teacher for innovation. The necessity of the formation of the future teacher's risk competence in the context of a change in the professional training of students in the direction of 44.03.01 Pedagogical education is updated. In connection with the trends of innovative development of educational practice, the need for a teacher's readiness for innovative activities, the need to overcome and minimize pedagogical risks in the innovative activities of a future teacher, the process model in this article can be implemented in higher education. It is proved that innovative educational environment creates the necessary conditions for the successful formation of the risk competence of the future teacher. Based on the theoretical analysis of the scientific literature, it has been revealed that the process of forming the riskological competence of a future teacher in the course of preparing him for innovation activity is based on the activity approach. The characteristics of the leading principles of the process under study are given: the principle of transformative (supra-situational) activity, the principle of subjectivity, the principle of constructive interaction, the principle of the formation of competence in activity. The stages of the process of forming risk competence during the preparation of the future teacher for innovation are described: the personal, theoretical and practical stages. The article visually presents the process model of the formation of risk competence in the preparation of the future teacher for innovation, which can be implemented in the professional training of students in the direction of 44.03.01 Pedagogical education. As a result, it was concluded that the model presented in the article can be implemented on the basis of a set of pedagogical conditions.

Keywords: risk competence; innovation; activity approach; innovative educational environment

REFERENCES

1. Alisov, E.A. Innovative educational environment as a factor in personal self-realization [Text] / E.A. Alisov, L.S. Podymova // SPO. - 2001. - No. 1. - P. 61-63.

2. Humanitarian technology in university educational practice: the practice of design, analysis and application [Text]: Textbook / Ed. ed. N.V. Bordovskoy. - St. Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2008. - 636 p.

3. Dneprov, S.A. Riskological competence in the formation of professional safety for bachelors of the oil and gas industry using case studies [Text] / S.A. Dneprov, A.A. Golovkina // Higher education today. - 2015 - No. 12. - S. 4-10.

4. Efimov, P.P. The essence of the innovative educational environment of the university [Electronic resource] / P.P. Efimov, V.N. Kostin // Young scientist. - 2014. - No. 7. -S. 502-506. - Access mode: https://moluch.ru/archive/66/10991/ (Date of access: 05/26/2018).

https:// mir-nauki. com

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

Ilyina, N.F. Criteria of the teacher's readiness for innovation [Text] / N.F. Ilyina // Pedagogy. - 2012. - No. 7. - S. 82.

Merzon, E.E. Educational environment as a factor in the formation of professional competence of students of a pedagogical university [Text] / E.E. Merzon // Young scientist. - 2011. - T. 2. - No. 10. - S. 170-172.

Minkova, E.S. Formation of the risk-management culture of the leader [Text] / E.S. Minkova // Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Philology, pedagogy, psychology. - 2008. - No. 4. - S. 78-81.

Mikhailova, Yu.N. The educational and educational environment of the university as a means of increasing the level of students' adaptability to professional activities [Text] / Yu.N. Mikhailova // Questions of modern science and practice: University named after V.I. Vernadsky. - No. 7-9 (30). - 2010. - C. 131-137.

Petrova, E.I. Professional risk as an element of the professional environment [Text] / E.I. Petrova // News of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: psychological and pedagogical sciences. - 2015. - No. 4 (34). - S. 152-158.

Sabinina, N.N. Modern approaches to the study of occupational risks. [Text] / N.N. Sabinina // The specifics of teacher education in the regions of Russia. Materials of the 5th All-Russian Scientific Conference / Ed. ed. O.V. Roytblatt, N.G. Milovanova. -Tyumen: Togirro, 2012. - P. 184-190.

Savenkova, E.V. On some aspects of risks and their prevention in modern management in the field of education [Text] / E.V. Savenkova // - 2014. - No. 7. - P. 87-89.

Sanin, R.Ye. Formation of riskological competence in future officers of internal troops [Text]: Diss. ... cand. ped Sciences (13.00.08) / RE. Sanin. - Izhevsk, 2012. - 193 p.

Scheglov, P.E. The quality of higher education. Risks during the training of specialists [Text] / P.E. Shcheglov, N.Sh. Nikitina // University Management: Practice and Analysis. - 2003. - No. 1 (24). - S. 46-59.

Yadrovskaya, M.V. Models in pedagogy [Electronic resource] / M.V. Yadrovskaya // Vestn. Tom. state un-that. - 2013. - No. 366. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7modeli-v-pedagogike (Date of access: 02/15/2019).

Beck U. Risk Society, Towards a New Modernity [Text]: Trans. from the German by Mark Ritter, and with an Introduction by Scott Lash and Brian Wynne / U. Beck. -London: Sage Publications, 1992. - 260 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.