Дистанционное обучение в виртуальной реальности часто становится не просто удобным инструментом для получения знаний, но и технологией, которая позволяет раскрыть потенциал каждого учащегося. Также является жизненно важной необходимостью, например, для лиц с ограниченными возможностями. Виртуальную реальность часто называют тенденцией. Но, в отличие от других мимолетных фантазий, она с большой вероятностью войдет в нашу жизнь и останется в ней надолго. Возможности технологии пока до конца даже не изучены. Как только станет ясно, насколько широко можно использовать VR, пути назад уже не будет.
Литература:
1. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Технологии дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования // Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология - 2014. - №4. - С. 192-193.
2. Дендев Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 стр.
3. Леонтьева И. А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Журнал Вестник Челябинского государственного педагогического университета - 2017. -№6. - С. 84-88.
4. Сорочинский П.В. Развитие понятийного мышления субъекта средствами виртуальной реальности //Человек, субъект, личность в современной психологии [Ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко] - М.: ИП РАН, 2013 - Т.2. - С. 351-354.
5. Информационные технологии как одно из средств активизации мыслительного процесса учеников // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии. Материалы всероссийской конференции с иностранным участием [Отв. ред. Ю.П. Зинченко, А.Е. Войскунский, Т.В. Корнилова]. - М.: МГУ, 2013. - С. 269-271.
6. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 3. С. 378-391.
7. Фещенко А.В., Бахарева В.А., Захарова У.С., Сербин В.А. Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательной среде вуза // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 4(60). С. 12-20.
8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. // Российская газета. 05.12.2016. № 646.
9. Севастьянова Ю. О дивный новый мир: пять заблуждений о виртуальной реальности [Электронный ресурс] // Понедельник - ежедневный интернет-журнал об образовании, карьере и бизнесе. [Б. м.], 2016. URL: http://ponedelnikmag.com/post/o-divnyy-novyy-mir-pyat-zabluzhdeniy-o-virtualnoy-realnosti.
Педагогика
УДК 378.14
старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Хубиев Хорлам Амбиевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формировании управленческой компетентности будущего учителя физической культуры через реализацию педагогического мониторинга. На основе анализа понятий «управленческая компетентность», «управленческая компетентность учителя физической культуры» разработана и описана модель мониторинга процесса формирования управленческой компетентности студентов факультета физической культуры: обоснованы объекты мониторинговой деятельности; определены содержание и структура образовательного процесса; описаны этапы осуществления педагогического мониторинга; приведены результаты внедрения модели педагогического мониторинга в образовательный процесс вуза.
Ключевые слова: управленческая компетентность учителя, управленческая компетентность учителя физической культуры, педагогический мониторинг, мотивационно-ценностная компетенция, когнитивная компетенция, деятельностная компетенция, рефлексивная компетенция, эмоционально-волевая компетенция.
Annotation. The article deals with the issue of formation of management competence of the future teacher of physical culture through the implementation of pedagogical monitoring. the model of monitoring the process of formation of managerial competence of students of the faculty of physical culture is developed and described in the article which is based on the analysis of the concepts of "management competence", "management competence of physical education teacher"; the objects of monitoring activities are substantiated; the content and structure of the educational process are defined; the stages of implementation of pedagogical monitoring are described; the results of the implementation of the model of pedagogical monitoring in the educational process of the University are showed.
Keywords: teacher's managerial competence, teacher's managerial competence of physical culture, pedagogical monitoring, motivational and value competence, cognitive competence, activity competence, reflexive competence, emotional and volitional competence.
Введение. Образовательная система России сегодня проходит этап модернизации, целью которой является создание новой образовательной среды, поиск путей становления личности специалиста, способного успешно ориентироваться в поликультурном пространстве и осознавать его ценности, формировать собственную профессиональную позицию, развивать личность другого человека. Всё это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к эффективному выполнению профессиональной деятельности.
Современная школа испытывает потребность в учителе, умеющем грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью обучаемых, учителе-управленце, способного обеспечить прогнозирование и диагностирование высокого результата образованности обучаемого за намеченное время и с заранее определенными затратами ресурсов.
Анализ стандартов ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр») позволяет выделить управленческую компетентность как одну из основных составляющих профессиональной компетентности современного педагога.
Особую актуальность проблема формирования управленческой компетентности приобретает в сфере физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт - одна из быстро развивающихся отраслей социальной сферы во всем мире. Уровень подготовки специалиста в отрасли физической культуры и спорта является одним из ключевых факторов успешного осуществления учителем профессионально-педагогической деятельности.
Проведенные исследования показывают, что управленческая компетентность учителя физической культуры становится необходимым условием успешной их профессиональной деятельности, фактором реализации потенциальных возможностей педагога. Однако несоответствие информационного обеспечения управленческой компетентности педагогов общеобразовательной школы современным требованиям педагогической науки и практики тормозит развитие образования. В данной ситуации возникает необходимость управления процессом формирования указанной компетентности будущего учителя физической культуры в процессе вузовского образования, который был бы представлен в виде целенаправленной системы осознанного, планомерного и непрерывного научно-исследовательского и практикоориентированного отслеживания на всех этапах профессиональной деятельности.
Проблема формирования управленческой компетентности будущих учителей физической культуры рассматривалась в научных трудах Л.И. Лубышева, В.Ф. Костюченко, Д.Е. Несытова, И.И. Переверзина, в которых отражены основные положения концепции управления и менеджмента в сфере физической культуры и спорта; в научных трудах М.Я. Виленского, В.В. Кузина, Ю.А. Зубарева, С.Г. Сейранова, в которых освещены современные теории управления подготовкой специалистов в области физической культуры и спорта.
При этом недостаточно проясненными остаются некоторые вопросы, например, о методах исследования процесса формирования управленческой компетентности, недостаточно проанализированы условия и динамика протекания этого процесса, выявлены его положительные и отрицательные стороны. Необходимо сказать о том, что в процессе формирования управленческой компетентности не всегда имеется полная информация о его состоянии и протекании. Данный факт побудил нас заострить свое внимание на осуществлении педагогического мониторинга как средства информационного обеспечения образовательного процесса, в нашем исследовании - процесса формирования управленческой компетентности будущего учителя физической культуры.
Мониторинг, в отличие от простой диагностики, должен контролировать качество формирования управленческой компетентности, предупреждать от использования стратегий, плохо влияющих на развитие этой компетентности, прогнозировать оптимальные пути ее формирования.
В статье мы обосновываем модель мониторинга формирования управленческой компетентности будущего учителя физической культуры.
Формулировка цели статьи. Цель исследования — теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность модели мониторинга формирования управленческой компетентности будущего учителя физической культуры.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность управленческой компетентности, выделить ее структуру.
2. Определить объекты мониторинга формирования управленческой компетентности будущего учителя физической культуры.
3. Разработать систему спецкурсов, направленных на формирование управленческой компетентности.
4. Разработать модель мониторинга формирования управленческой компетентности будущего учителя физической культуры.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели.
Изложение основного материала статьи. Для успешного осуществления своей профессиональной деятельности учитель физической культуры, тренер должны владеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, уметь управлять людьми, принимать обоснованные и компетентные решения, осуществлять систему поощрений и наказаний, предвидеть тенденцию развития отрасли «Физическая культура». Целостный подход к подготовке современного учителя физической культуры можно разработать только на базе такого понятия, как «управленческая компетентность», объединяющего деятельностные и личностные аспекты работы спортивного педагога, требующего универсальной управленческой подготовки и опыта организаторской деятельности в спорте.
По мнению многих исследователей «управленческая компетентность учителя - сложное индивидуально-психическое образование, включающее умение самоопределяться, ставить ситуативную цель, выбирать адекватные средства ее достижения, самостоятельно принимать решения, организовать учебно-познавательную деятельность школьников, рефлексировать собственную деятельность и организовывать рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса» [1].
«Управленческая компетентность специалиста - особый вид профессиональной компетентности, представляющий совокупность измеряемых характеристик специалиста в сфере физической культуры и спорта, которая позволяет ему быть эффективным в профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды рыночной экономики» [2]. «Характеристиками, определяющими человека в качестве руководителя любого уровня, являются не только профессиональные и управленческие знания, умения и навыки, но личностные характеристики, такие, как мотивация, убеждение, психофизиологические особенности, проявляющиеся в управленческой деятельности» [2].
Анализ проблемы управленческой компетентности позволяет рассматривать ее основой профессиональной компетентности.
«Управленческая компетентность учителя физической культуры представляет собой интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в управленческой сфере, коммуникативных способностей поведения в профессиональной среде, позволяющее эффективно планировать и осуществлять управленческую деятельность, а также анализировать ее результаты» [3].
Специфика управленческой компетентности обусловлена действием общих, особенных и единичных требований к преподаванию физической культуры в школе, а сущность и структура определяются
сформированностью у будущего учителя физической культуры комплекса качеств, отвечающих требованиям, целям, задачам и характеру современной управленческой деятельности.
На основе анализа подходов к пониманию терминов «компетентность», «управленческая компетентность», нами выделена структурная модель управленческой компетентности учителя физической культуры. В нее входят следующие компетенции:
1. Мотивационно-ценностная компетенция.
2. Когнитивная компетенция.
3. Деятельностная компетенция.
4. Рефлексивная компетенция.
5. Эмоционально-волевая компетентность.
Таким образом, для того, чтобы определить уровень сформированности управленческой компетентности будущего учителя физической культуры, необходимо иметь информацию о состоянии сформированности входящих в структуру управленческой компетентности компетенций, перечисленных выше. Перечисленные выше компетенции составляют в нашем исследовании один блок объектов педагогического мониторинга.
Для успешного формирования управленческой компетентности будущих учителей физической культуры в условиях вузовского образования, необходимо создание оптимальных педагогический условий. К ним можно отнести: 1) систему изучения основ управление физической культурой и спортом, предусмотренную учебным планом; 2) использование инновационных методов и приемов эмоционального стимулирования, ориентированных на вовлечение студентов в интеллектуально-творческую деятельность, непосредственно связанную с содержанием специальности. Педагогические условия, обеспечивающие реализацию процесса формирования управленческой компетентности, составляют второй блок объектов педагогического мониторинга.
Для освоения знаний, формирования необходимых компетенций в области менеджмента учебным планом направления 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура» предусмотрено изучение следующих дисциплин: «Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта», «Правовые основы физической культуры и спорта», «Управление физической культурой и спортом», «Рынок физкультурно-образовательных услуг», «Маркетинг физической культуры и спорта».
Целями освоения дисциплины «Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта» являются: организовать углубленную фундаментальную и профессиональную подготовку специалистов к научно-педагогической и исследовательской деятельности в качестве менеджеров и научных сотрудников в различных звеньях системы управления физкультурными и спортивными организациями России в условиях рынка; ознакомить студентов с основными представлениями о теоретико-методологических основах управления сферой физической культуры и спорта; сформировать общие научно-методические основы профессионального мировоззрения будущего специалиста, менеджера, руководителя, научного сотрудника физкультурного вуза; заложить необходимые для этого знания, научить плодотворно пользоваться ими.
При изучении дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта» ставятся следующие цели: составить систематическое представление о правовом регулировании отрасли физической культуры и спорта, о механизмах взаимодействия физкультурно-спортивных организаций различных организационно-правовых форм, об их деятельности в качестве субъектов различных отраслей российского права, о государственных и социальных гарантиях прав специалистов физической культуры и спорта, профессиональных спортсменов; способствовать формированию правовой культуры студентов, повышению уровня их компетентности в области правового регулирования субъектов российского права.
Целью освоения дисциплины «Управление физической культурой и спортом» является формирование у бакалавров основ теории и практики современного управления, овладение элементами управленческой культуры поведения и самоопределения в сфере спортивного предпринимательства.
Целью курса «Маркетинг в физической культуре и спорте» является формирование у студентов научно-методической базы, необходимой для овладения студентами научными основами теории социального управления физкультурно-спортивными организациями России в условиях рыночной экономики; совершенствование хозяйственного механизма деятельности физкультурных и спортивных организаций; принятие обоснованных маркетинговых решений; наиболее рациональное использование всех ресурсов отрасли - финансовых, материальных, трудовых.
Целью курса «Рынок физкультурно-образовательных услуг» является формирование знаний, умений, навыков в области индустрии спортивно-оздоровительных услуг; изучение международной и российской индустрии спортивно-оздоровительного отдыха, формирование профессионального отношения к проектированию оздоровительных программ.
Таким образом, система обучения основам управления на факультете физической культуры КЧГУ имени У.Д. Алиева охватывает основные составляющие управленческой деятельности, актуальные для будущих специалистов по физической культуре и спорту:
- управленческая деятельность;
- экономическая деятельность;
- правовая деятельность.
Иерархию изучения дисциплин можно представить в таблице 1.
Таблица 1
Управленческая деятельность Экономическая деятельность Правовая деятельность
Б1 .В.ОД - дисциплина «Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта» Б1.В.ОД - дисциплина «Правовые основы физической культуры и спорта»
Б1 .В.ДВ - дисциплина «Управление физической культурой и спортом» Б1.В.ДВ -дисциплина «Маркетинг физической культуры и спорта» Б1 .В.ДВ - дисциплина «Рынок физкультурно-образовательных услуг»
Для определения уровня сформированности управленческой компетентности будущих учителей физической культуры мы предлагаем проводить мониторинг по трем направлениям:
1. Выявление уровня сформированности управленческой компетентности студентов.
2. Анализ системы обучения основам управления в физической культуре и спорте.
3. Анализ деятельности преподавателя по формированию управленческой компетенции на занятиях (методического обеспечения занятий по изучаемым дисциплинам).
На каждом направлении предлагаются следующие виды мониторинговой деятельности:
- диагностика показателей;
- выявление причин повышения/понижения значения показателя;
- составление рекомендаций для дальнейшего осуществления образовательной деятельности.
Для проверки эффективности предложенной модели мониторинга был проведен эксперимент, в котором приняли участие студенты факультета физической культуры, обучающиеся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура». Экспериментальная деятельность охватила 5,6 семестры 2016-2017 учебного года и 7-й семестр 2017-2018 учебного года.
Выводы. Проведенный эксперимент позволили отметить достижение студентами следующих результатов:
- формирование устойчивого профессионального интереса;
- повышение уровня готовности специалистов физической культуры и спорта к осуществлению экономической деятельности в своей профессиональной области;
- формирование управленческой компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта;
- эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, повышение мотивации обучения за счет организации коммуникативного пространства, проведения тренингов, управленческих игр и т.д.
Литратура:
1. Колодезникова С.И., Колодезникова М.Г. Формирование управленческой компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 13. - С. 75-80.
2. Багаутдинов З.М. Развитие профессиональной компетентности учителя физической культуры // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 13-17.
3. Чеснова Е.Л., Стойкина Л.В. Развитие управленческой комптентности будущего учителя - студента факультета физической культуры педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 7. -с. 90-95.
Педагогика
УДК: 378.147.34
кандидат педагогических наук, доцент Хусаинова Гузель Рафаэлевна
Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гиниятуллина Диана Равилевна
Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)
МЕТОД ПОРТФОЛИО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ
ИНЖЕНЕРОВ
Аннотация. Процесс ведения портфолио имеет большой потенциал для развития, как навыков самостоятельной работы студентов, так и исследовательских и рефлексивных навыков, что особенно актуально в свете компетентностного подхода, заявленного в федеральных государственных образовательных стандартах. В статье раскрыт опыт применения портфолио в различных вузах России. Проанализированный опыт педагогов, работающих по методу портфолио, позволил выявить перспективные практики для развития ключевых компетенций будущих инженеров на занятиях по иностранному языку, а также выявить эффективные подходы для оценивания работы студентов по методу портфолио. Ключевые слова: портфолио, структура портфолио, ключевые компетенции, критерии оценки. Annotation. The process of work with portfolio has great potential as for the development of students' individual work as for the research and reflexive skills which is especially important under competency-based approach declared in Federal State Educational Standards. The article describes the experience of using portfolio in different universities of Russia. The analyzed experience of researchers working with portfolio tool allowed to find out promising practices for the development of future engineers' key competencies and also find out effective approaches for the assessment of students' work with portfolio tool.
Keywords: portfolio, structure of portfolio, key competencies, assessment criteria.