Научная статья на тему 'МЕТОД ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ'

МЕТОД ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичные выступления / студент / коммуникативная компетенция / педагог / конференция / образовательное мероприятие / педагогический ресурс / public speaking / student / communicative competence / teacher / conference / educational event / pedagogical resource

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Бырылова Елена Анатольевна, Магомадова Раиса Сайпудиновна

В статье исследуется степень изученности публичных выступлений как педагогического ресурса. Раскрывается сущность публичных выступлений и их преимуществ для образовательной системы. Объединяются педагогические подходы в отношении коммуникативной компетенции студентов и формировании в них логического мыслительного процесса. Рассматривается поэтапная процедура привлечения студентов к публичным выступлениям и ее взаимосвязь с позиционированием вуза среди других образовательных и научных организаций. Расширяется диапазон практической применимости публичных выступлений как для студентов, так и для педагога. В качестве примера приведены мероприятия трех российских вузов, в рамках которых обозначены не только особенности, но и различия в педагогических подходах к публичным выступлениям студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Бырылова Елена Анатольевна, Магомадова Раиса Сайпудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the degree of knowledge of public speaking as a pedagogical resource. The essence of public speeches and their advantages for the educational system is revealed. Pedagogical approaches are combined in relation to the communicative competence of students and the formation of a logical thinking process in them. A step-by-step procedure for attracting students to public speaking and its relationship with the positioning of the university among other educational and scientific organizations is considered. The range of practical applicability of public speeches for both students and teachers is expanding. As an example, the events of three Russian universities are given, within the framework of which not only the features, but also the differences in pedagogical approaches to public performances of students are indicated.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ»

3. Новикова, Е.Б. Гений и импровизация / Е.Б Новикова. - Гуманитарные исследования. -№ 2 (3). - 2014. - 24 с.

4. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: ЭКСМО-пресс; Харьков: Фолио, 2002. - 848 с.

5. Философский словарь. 3-е изд. / под ред. М.М. Розенталя. М., Политиздат, 1972. - 496 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной безопасности Бырылова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и методики ее преподавания Магомадова Раиса Сайпудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

МЕТОД ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье исследуется степень изученности публичных выступлений как педагогического ресурса. Раскрывается сущность публичных выступлений и их преимуществ для образовательной системы. Объединяются педагогические подходы в отношении коммуникативной компетенции студентов и формировании в них логического мыслительного процесса. Рассматривается поэтапная процедура привлечения студентов к публичным выступлениям и ее взаимосвязь с позиционированием вуза среди других образовательных и научных организаций. Расширяется диапазон практической применимости публичных выступлений как для студентов, так и для педагога. В качестве примера приведены мероприятия трех российских вузов, в рамках которых обозначены не только особенности, но и различия в педагогических подходах к публичным выступлениям студентов.

Ключевые слова: публичные выступления, студент, коммуникативная компетенция, педагог, конференция, образовательное мероприятие, педагогический ресурс.

Annotation. The article examines the degree of knowledge of public speaking as a pedagogical resource. The essence of public speeches and their advantages for the educational system is revealed. Pedagogical approaches are combined in relation to the communicative competence of students and the formation of a logical thinking process in them. A step-by-step procedure for attracting students to public speaking and its relationship with the positioning of the university among other educational and scientific organizations is considered. The range of practical applicability of public speeches for both students and teachers is expanding. As an example, the events of three Russian universities are given, within the framework of which not only the features, but also the differences in pedagogical approaches to public performances of students are indicated.

Key words: public speaking, student, communicative competence, teacher, conference, educational event, pedagogical resource.

Введение. Степень готовности студентов вузов к публичным выступлениям указывает на неоднородное достижение коммуникативной компетенции. Данному обстоятельству способствует достаточно формальное отношение педагогов к публичным выступлениям как ресурсу, который на практике реализуется в виде кратковременных выступлений с докладом или стихийного участия студентов в конференциях. Данный аспект подтверждает отсутствие системности в применении обозначенного метода совершенствования коммуникативной компетенции и требует пересмотра педагогом потенциала публичных выступлений для профессионального развития студентов, как это предусмотрено Федеральным государственном образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования [8].

Обозначенная проблема определяет актуальность настоящей работы и предполагает фундаментальное изучение данной темы. Целью настоящей статьи является выявление преимуществ публичных выступлений в аспекте коммуникативной компетенции и возможности структурирования педагогического подхода к данному методу.

Под публичными выступлениями в образовательной системе понимается процесс публичного обнародования студентом результатов исследований, наблюдений или обобщения в отношении определенной темы в целях развития науки и повышения собственной компетентности в рамках отрасли.

Проблеме публичных выступлений ученые и педагоги посвятили исследования преимущественно прикладного характера. В частности, А. Коренева, отметила в качестве причины неоднородного освоения коммуникативной компетенции специфику направления обучения. По ее мнению, студенты не языковых факультетов количественно меньше обладают навыками публичных выступлений [3, С. 101]. Педагоги М.Е. Глухова, Д.А. Лукьянов и B.C. Еженцев считают, что коммуникативной компетенции предшествует предстартовое состояние студентов накануне публичного обнародования научных результатов [2, С. 91]. Ученые, педагоги О.В. Байгужина, Е.В. Перепелюкова и М.В. Шапошникова считают необходимым, чтобы педагог ориентировался на аспекты эмоционального интеллекта студентов, которым предстоит публичное выступление [1, С. 196].

Исходя из видения ученых и педагогов, необходимо обратить внимание на образовательные мероприятия, которые позволяют привить студентам коммуникативную компетенцию с учетом психоэмоционального состояния и степени их готовности к погружению в научных аспект дисциплины.

Изложение основного материала статьи. Освоение знаний в рамках дисциплины предполагает комплекс действий, который студенты осуществляют для закрепления соответствующих компетенциям навыков. Данный педагогический процесс направлен на развитие комплексной личности, что является основой любого образовательного курса вуза. Обозначенный подход подразумевает использование педагогом ряда компонентов, которые сами выполняют вспомогательную функцию. Это значит, что каждый вид образовательного мероприятия в рамках дисциплины в совокупности приводит к закреплению широкого спектра компетенций путем разносторонней профессиональной подготовки студентов [7, С. 234].

Применение различных видов образовательных мероприятий в действительности повышают качество подготовки, при этом данное качество характеризуется, как готовность студента применять полученные знания путем реализации навыков и

использования элементов собственного критического мышления. Образовательные мероприятия в рамках дисциплины существенно расширяют общее представление студента о специфике будущей профессиональной деятельности. Однако все образовательные мероприятия, согласно ФГОС высшего образования, призваны помочь студентам достичь определенной компетенции или их комбинации. Несмотря на то, что компетенции взаимосвязаны между собой, для образовательного процесса приоритетными являются коммуникативная, информативная и рефлексивная компетенции.

Если рассматривать коммуникативную компетенцию, то педагогу следует предусмотреть такие мероприятия, которые способствуют межличностному общению, взаимодействию с аудиторией и умению дискутировать по какому-либо вопросу. Указанная компетенция присутствует в образовательных программах всех профилей подготовки, поэтому некоторые виды образовательных мероприятий могут быть адаптированы в рамках любой дисциплины вне зависимости от направления подготовки студентов вуза.

Одним из таких образовательных мероприятий является публичное выступление студента. Ценность упомянутого мероприятия состоит в том, что оно может выступать в качестве самостоятельного и автономного действия студента, а также в качестве интегрированного мероприятия в рамках другого мероприятия образовательного, научного и иного характера. Вне зависимости от темы публичного выступления подходы педагога в отношении коммуникативной компетенции студентов идентичны. В частности, подразумеваются правила и принципы результативного выступления, построения публичной речи, методов погружения студентом в озвучиваемую им тему и др. В задачу педагога входит закрепление навыков публичного выступления для того, чтобы в последствии студент вуза мог применить полученные навыки для публичных выступлений различных тематик и с учетом соответствующих условий для того рода выступлений.

В качестве педагогического ресурса служат методики привития навыков публичного выступления, которые позволяют разъяснять студентам: как работать с информацией для составления речи; как составлять речь; из каких компонентов должна состоять предполагаемая речь; какие элементы публичного выступления для выступающего являются обязательными; какие существуют различия между письменной, устной и публичной речью; какие психологические факторы могут препятствовать и помогать во время публичного выступления; как взаимодействовать с аудиторией; как отвечать на вопросы, а также как взаимодействовать с будущими единомышленниками и коллегами по вопросу темы выступления.

К педагогическим ресурсам также относятся инструменты, которые используются как для индивидуального обучения, так и для группового обучения. Такими инструментами могут быть: тематические разборы отдельных отраслевых проблем; публичные выступления на семинарских занятиях; дискуссии со студентами; участие студентов в различных образовательных, научных и общественных мероприятиях. В частности, приоритетным для педагога является подход, при котором возможность публичного выступления в обязательном порядке получают все студенты вуза. При этом навыки выступлений студенты получают поэтапно. К примеру, изначально каждый студент учится выступать перед своими однокурсниками, затем спустя определенный период времени данные студенты переходят к публичным выступлениям на уровне вуза, затем - на конференциях, форумах и других публичных мероприятиях более высоких уровней.

Данный подход позволит устранить психологический компонент, который присутствует среди студентов в процессе публичных выступлений и препятствуют эффективному взаимодействию с аудиторией. Кроме того, студент вуза закрепляет коммуникативные навыки посредством общения с людьми, которые ему знакомы в рамках образовательного процесса. Публичные выступления с учетом поэтапного развития навыков предоставляют студентам возможность своевременно корректировать содержательную часть выступления при поддержке педагога, что отражается на более качественном участии данных студентов на внешних мероприятиях более высокого уровня.

Таким образом, педагог не только существенно закрепляет за студентами коммуникативные компетенции, но также положительно влияет на репутацию вуза как научной организации в образовательной среде. Данный аспект представляет важность для вуза, так как результаты фундаментальных исследований с участием студентов не всегда означает их публичное обнародование при межвузовском и межотраслевом взаимодействии. Внедрение поэтапной практики публичных выступлений способствует установлению соответствующей образовательной традиции, что неизбежно влияет на качество обучения и степень погружения студентов в исследуемую тему. Объединение двух таких компонентов, как публичные выступления и погружения в тему в итоге приведет к концентрированному отношению обучающихся к образовательному процессу. Кроме того, данные компоненты зачастую являются источниками репутации вуза, когда потенциальными студентами осуществляется выбор вуза как интеллектуальной и образовательной основы.

Дополнительным преимуществом поэтапного привития навыка публичных выступлений является возможность представления вуза на международном уровне, где студенты демонстрируют собственную осведомленность в отношении темы выступления и практикуют критическое осмысление отдельных аспектов будущей специальности. Коммуникативная компетенция, таким образом, перестает носить избирательный характер, а является повсеместным образовательным ресурсом. При этом ограничения для реализации полученного навыка публичных выступлений отсутствуют.

Публичные выступления позволяют студентам вуза перейти к стадии самореализации и самоактуализации, выявить в себе дополнительные способности, которым он ранее мог не придавать значение. Кроме того, публичные выступления могут стать основным ресурсом для профессиональной самореализации определенной категории студентов, которые захотят развиваться в данном направлении не только в контексте выступлений на конференциях различных уровней, но также в контексте представления результатов тематических исследований в период последующего обучения в аспирантуре конкретного вуза.

Помимо коммуникативных навыков, публичные выступления позволяют формировать логического мышления среди студентов, которые учатся: обобщать сведения; ограничивать смысловую нагрузку информации до приемлемого минимума; ориентироваться в понятийном аппарате; определять действительную проблему в конкретной ситуации и выявлять причины ее возникновения; делить проблему по критериям; осуществлять классификацию обсуждаемой темы; формировать логически выстроенные выводы, а также развивать полученные выводы для выявления решения определенной проблемы.

Для педагога применение публичных выступлений в качестве метода развития коммуникативных компетенций является способом звуковой интерпретации лекционного материала и побуждения студентов интересоваться предметом конкретной темы. Педагог получает возможность развить в себе организаторские качества, что соответствует управленческой педагогической компетенции и способствует формированию вокруг него научного сообщества и потенциальных последователей из числа студентов вуза. К примеру, студенты могут впоследствии стать ассистентами педагога, соавторами совместных исследовательских направлений, а также трансляторами идеи и выводов педагога как ученого.

Так, в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова») студенты реализуют коммуникативные навыки посредством таких мероприятий как: круглый стол, посвященный малому бизнесу; молодежный форум «Машук»; форум «Будущее высшей школы»; конкурс «Культуры

делового общения и этикет»; Хакатон «Uralsib Hack: генеративный интеллект в банках»; студенческая научно-практическая конференция «Методы повышения эффективности инновационных исследований в регионах СКФО» и др. Г61. Особенностью публичных выступлений студентов является то обстоятельство, что доклады для выступлений приводятся в соответствии с международными стандартами, а непосредственное участие в подобных мероприятиях может осуществляться в различных форматах, в том числе в дистанционном.

Студенты Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ЧГПУ») посредством публичных выступлений достигают коммуникативной компетенции на таких мероприятиях, как: «Педагогический стартап»; День русского языка; кураторский час; участие в лекционных мероприятиях Педагогической мастерской; Библиотечный квиз «Искусство в воспитании»; выступления профориентационного характера в школах Чеченской Республики; Фестиваль «Чеченский язык -язык дружбы»; литературный интенсив «Современники - 2022» и др. [51. Отличительной особенностью публичных выступлений студентов обозначенного вуза является педагогическая направленность, привитие публичных навыков при взаимодействии со школьниками, а также лингвострановедческий аспект.

Привитие коммуникативной компетенции среди студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена» (ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена») осуществляется посредством таких мероприятий как: участие в открытой международной студенческой Интернет - олимпиады по дисциплине «Химия»; участие в городском фестивале проекта «Педагогические сезоны»; участие во Втором Международном Межотраслевом Форуме по культуре обеспечения безопасности; конференция к 30-летию радиопередачи «Петербургский исторический клуб»; конкурс студенческих научно-исследовательских работ «ПеликаНИР 2023»; Всероссийский студенческий педагогический форум студент-педагог-наставник «Учитель-профессия дальнего действия»; участие в проекте «Команда школьных педагогов под ключ»; студенческая конференция, посвященная вопросам лингвокультурологии и этнофилологии «Languages and Cultures» и др. [41. Таким образом, студенты вуза постепенно учатся публичным выступлениям с учетом формата межотраслевого сотрудничества.

В целом публичные выступления студентов как метод развития коммуникативной компетенции является оптимальным ресурсом для педагога. Для реализации данного метода педагогу следует ориентироваться на конкретизированные цели публичных выступлений и навыки межличностного общения среди студентов. В процессе выступления каждый студент должен понимать, что он занимается наукой, распространяет ее результаты и продвигает научные идеи. Кроме того, публичные выступления должны способствовать осознанию студентами, что наука неразрывно связана с профессиональной деятельностью. Они также должны понимать, что их выступления и участие в дискуссиях по итогам выступлений носит ценностный характер, так как по результатам подобной деятельности могут появиться другие фундаментальные исследования и виды деятельности, существенно влияющие на различные отрасли жизнедеятельности человека. Стоит отметить, что мероприятия вузов, приведенных в настоящей статье тесно связаны с коммуникативной компетенцией и формированием видения будущей профессиональной деятельности. Вузы стремятся к тому, чтобы студенты находились в постоянном информационном пространстве, которое не ограничивается образовательным процессом.

Выводы. Таким образом, отметим, что исследования, связанные с развитием коммуникативной компетенции посредством публичных выступлений среди студентов вуза нуждаются в существенной модернизации. Это связано с появлением интерактивных способов публичных выступлений в информационном пространстве. Ценность публичных выступлений непрерывно подтверждается практикой, как в отношении студентов, так и в отношении непосредственно педагогом. Практика привлечения студентов к публичным выступлениям в вузах показала, что данный метод способен рассматривать будущую профессиональную деятельность в интерактивном формате, а также поддерживать в студентах чувство сопричастности со способами решений вопросов, которые характерны для соответствующей отрасли.

Литература:

1. Байгужина, О.В. Поведенческие реакции у студентов вузов в условиях публичного выступления / О.В. Байгужина, Е.В. Перепелюкова, М.В. Шапошникова // Вестник ЮУрГГПУ. - 2020. - № 5 (58). - С. 195-207

2. Глухова, М.Е. Влияние предстартового состояния на результат публичных выступлений / М.Е. Глухова, Д.А. Лукьянов, B.C. Еженцев //Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№76-1. - С. 90-93

3. Коренева, А. Обучение публичным выступлениям студентов-нефилологов / А. Коренева // Высшее образование в России. -2008. -№1. - С. 101-105

4. Официальный сайт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: сайт. - 2023. -URL: https://www.herzen.spb.ru/?ysclid=lioigea43h446752795(flaTa обращения: 08.06.2023)

5. Официальный сайт Чеченского государственного педагогического университета: сайт. - 2023. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 08.06.2023)

6. Официальный сайт Чеченского государственного университета им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4ioiasqpk7755390977 (дата обращения: 08.06.2023)

7. Педагогический словарь: в 2 т. / [П.А. Каиров и др.]; под ред. И.А. Каирова. - Москва: Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1960. - 766 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт], 2023. - URL: https://base.garant.ru/ 71344998/53fö942Ibbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/?ysclid=liktcjsygb459200367 (дата обращения: 08.06.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.