Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ВОСПРИЯТИЯ У КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ВОСПРИЯТИЯ У КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-логическое восприятие / разбор нотного материала / восприятие / импровизация / концертный исполнитель / познавательные процессы в музыкальной деятельности / musical-logical perception / analysis of a musical material / perception / improvisation / concert performer / cognitive processes in musical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букатый Максим Станиславович

В работе рассматривается проблема музыкально-логического восприятия нотного материала концертным исполнителем. Показано, что имеющиеся в образовательной практике подходы несовершенны, трудозатратны и требуют проведения дополнительных исследований. В работе исследованы процессы в области музыкальной деятельности, разработан подход, основанный на музыкально-логическом восприятии, позволяющий оптимизировать работу с нотным и теоретическим материалом концертного исполнителя. Результаты исследований показали целесообразность применения разработанного подхода, также проведена апробация подхода в процессе работы с концертными исполнителями. Результаты работы показали снижение временных затрат по изучению нотного материала, а так же повышение качества восприятия и исполнения произведений в процессе концертного исполнения и импровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of musical and logical perception of musical material by a concert performer is considered in this paper. It is shown that the approaches available in educational practice are imperfect, labor-intensive and require additional research. The paper examines the processes in the field of musical activity, develops an approach based on musical and logical perception, which allows optimizing work with musical and theoretical material of a concert performer. The expediency of using the developed approach is shown as a results of this research. The approach has also been tested in the process of working with concert performers. The reduction in time spent on studying musical material, as well as an increase in the quality of perception and performance of works in the process of concert performance and improvisation is shown as a result of this research.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ВОСПРИЯТИЯ У КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ»

3. Калинин, В.П. Юный гитарист / В.П. Калинин. - 2015. - 128 с.

4. Ларичев, Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Е.Д. Ларичев. - 1975. - 90 с.

5. Осуховская, Н.В. Важные детали технического развития первоклассников в классе домры / Н.В. Осуховская. -Мирный. - Методическая работа. - 10 с.

6. Самохина, М.А., Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары, автореф... дис. кан. наук. - ВАК РФ 13.00.02, 2005. - 165 с.

7. Трунов, И.В. Инструктивный материал для вокалистов как актуальный компонент в образовательном процессе / И.В. Трунов // Таврический научный обозреватель. - 2016. - С. 120-122

Педагогика

УДК 378

преподаватель Букатый Максим Станиславович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (г. Самара); Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «Детская музыкальная школа № 7» (г. Самара)

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ВОСПРИЯТИЯ У КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

Аннотация. В работе рассматривается проблема музыкально-логического восприятия нотного материала концертным исполнителем. Показано, что имеющиеся в образовательной практике подходы несовершенны, трудозатратны и требуют проведения дополнительных исследований. В работе исследованы процессы в области музыкальной деятельности, разработан подход, основанный на музыкально-логическом восприятии, позволяющий оптимизировать работу с нотным и теоретическим материалом концертного исполнителя. Результаты исследований показали целесообразность применения разработанного подхода, также проведена апробация подхода в процессе работы с концертными исполнителями. Результаты работы показали снижение временных затрат по изучению нотного материала, а так же повышение качества восприятия и исполнения произведений в процессе концертного исполнения и импровизации.

Ключевые слова: музыкально-логическое восприятие, разбор нотного материала, восприятие, импровизация, концертный исполнитель, познавательные процессы в музыкальной деятельности.

Annotation. The problem of musical and logical perception of musical material by a concert performer is considered in this paper. It is shown that the approaches available in educational practice are imperfect, labor-intensive and require additional research. The paper examines the processes in the field of musical activity, develops an approach based on musical and logical perception, which allows optimizing work with musical and theoretical material of a concert performer. The expediency of using the developed approach is shown as a results of this research. The approach has also been tested in the process of working with concert performers. The reduction in time spent on studying musical material, as well as an increase in the quality of perception and performance of works in the process of concert performance and improvisation is shown as a result of this research.

Key words: musical-logical perception, analysis of a musical material, perception, improvisation, concert performer, cognitive processes in musical activity.

Введение. Профессионализм музыканта-концертного исполнителя предполагает работу с навыком исполнительского чтения полифонических и эстрадных произведений, а так же владение методиками работы с музыкальным материалом. Отечественная и зарубежная литература предлагает различные методические пособия, посвященные интерпретациям классических, полифонических произведений, в их числе работы З.А. Ринкявичуса, Э. Бодки. Рассматривая главный этап работы с произведением, концертный исполнитель обращает внимание к нотному тексту и музыкальному восприятию. В первом случае, во внимание берется вопрос музыкальной формы, синтаксис произведения, фразировка, во втором -музыкальная, чувственная, эстетическая составляющая. Четкие границы работы с произведением дают поле деятельности для творчества, что играет двоякую роль. Педагогическая работа с учениками пятых классов и студентами показала, что проблемные вопросы на этапе восприятия, решаемые творческим путем, нуждаются в готовой структуре, базе данных, схеме работы с творческим материалом. Образовательный процесс должен предполагать творческую составляющую, но даже музыкальная импровизация трактуется как использование уже сочиненных, ранее подготовленных музыкальных предложений. В трудах Е.Б. Новиковой [3], импровизация трактуется как преобразование уже имеющегося стандарта, новая огранка эталона. На практике, в ходе образовательного процесса, а так же на этапе восприятия, учащиеся решают все возникающие проблемы творческим путем. Так, неверное слуховое восприятие может скрыть проблему ритмического восприятия, причиной которого может являться, как неверное понимание нотного текста, так и индивидуальные ритмические данные концертного исполнителя. В данном примере слуховое восприятие является многоканальным сенсором работы с информацией и будет включать в себя драматургическую, чувственную, ритмическую, нотную, логическую составляющую. При этом, поток информации будет носить двусторонний характер. В первом случае «я слышу то, что делаю», во втором «я хочу услышать то, что нужно сделать». Образовательный процесс затрагивает всю глубину восприятия учебного материала, а именно область работы с информацией. Проблема творчества имеет массовый характер, поскольку музыкальная деятельность работает с помощью ассоциаций. Учитель сольфеджио, вокала формирует у учащихся восприятие фразы, как простейшего элемента музыкальной формы, через ее передачу в движении, пении, интонировании, имитации, подражании звуков, как основу для восприятия и осознания музыкальной формы. Так, творчески сближаясь с музыкальной деятельностью, ученики стабильно решают множество возникающих вопросов доступным мышлению путем. Обнаружение конкретных технических, ритмических, слуховых проблем, проблем личного стереотипа затрудняют работу с учебным материалом. В системе музыкального образования структура восприятия основных музыкальных образов учащихся, полученная опытным путем, наиболее необходима, как преподавателю, так и учащемуся. Необходимо захватывать наиболее важные аспекты для поиска метода работы с конкретной проблемной областью при освоении сложных концертных произведений.

Изложение основного материала статьи. Стандартный процесс обучения охватывает лишь тактильные и слуховые навыки работы с образами, воспринимаемыми человеком. Вследствие этого, обучающийся вынужден строить свои зрительные ориентиры, образы и различные ладовые привязки с целью развития навыков работы с нотным материалом. Но этот вариант лишён системности, а запоминаемая информация занимает больше памяти, не оставляя сил и внимания обучающегося на работу с музыкальным и драматургическим содержанием произведения. Форма тактильных и мышечных

образов, используемых памятью, идут вразрез с семиотически-логической памятью музыканта [1]. Это указывает на необходимость разработки методик формирования зрительно-логических образов восприятия и правил использования этих образов, когда в сознании закладывается сама структура и устройство инструмента. Недостаточное развитие области образного восприятия музыканта может сохраняться на протяжении всей карьеры. Эта область так же нуждается в постоянном реформировании и у специалистов [3], поскольку фактура произведений предполагает богатство выбора аппликатуры и позиций согласно правилам исполнения полифонической и эстрадной музыки, опираясь на глубину обертонов при выборе звуков и аккордов. Так, проработка полифонического произведения не ограничивается одной или двумя позициями. Один и тот-же нотный материал может быть изложен тремя разными аппликатурами в трёх позициях, будь это пассаж или аккордовое, мелодическое движение.

Процесс обучения представляет собой работу со зрительно-логическими образами человека, которые формируются в памяти, и используются в дальнейшей работе с музыкальным материалом как базовая система. Приводимый в работах ранее подход к восприятию нот на грифе гитары на примере гаммы может являться основой формирования этой системы.

В результате проведённых экспериментов и практических занятий, был разработан комплекс авторских методов обучения игре на шестиструнной гитаре для формирования наиболее полного восприятия музыкальных образов нотного материала, представляющий собой замкнутый цикл этапов работы с материалом, основанных на восприятии:

1. Раскрытие семиотического содержания нотного материала.

2. Создание тактильной характеристики аппликатуры для воспроизведения нот.

3. Создание универсальной идеальной идеи восприятия нот.

4. Создание образно-логических структур звукового строения инструмента.

5. Работа с музыкальным процессом на основе активного творческого восприятия музыкальных образов.

6. Активизация системы образных структур в процессе исполнения музыкального произведения/отрывка как главная составляющая импровизации.

Первый этап работы с материалом «Раскрытие семиотического содержания нотного материала» предполагает конвертацию символов нот и музыкальных обозначений в доступные сознанию образы, например: название нот, их расположение на инструменте, аппликатура. Этот этап работы с учебным материалом является основным, как для запоминания, так и главной почвой всех будущих ошибок. Основная трудность работы с нотным материалом - выработка навыка чтения нот и поиска их на грифе, как единый навык конвертации текстовой составляющей в извлекаемый звуковой материал. Ранее нами для решения данной проблемы была предложена методика на основе базы данных, которая включает в себя локальный звукоряд в диапазоне 2 октавы. С помощью готовой базы данных, музыкант способен самостоятельно, без помощи вспомогательных таблиц для поиска нот на инструменте, определять и извлекать ноты. В ходе педагогической практики 75% учащихся обходят образовательный процесс с помощью зрительной памяти. Увидеть ноты, играемые преподавателем и исполнить их несколько раз, для закрепления материала, проще чем освоить систему разбора нот. Однако, учебный материал предназначен для чтения нот учеником, с последующим усложнением базового уровня, но курс дополнительного образования, учебный материал 5 класса, возможно изложить табулатурой или игрой на грифе ученику. На данном этапе работы главной задачей преподавателя является скрупулёзная работа с учеником и символами. Средства обучения, техники, приемы, используемые на этапе «Раскрытие семиотического содержания нотного материала» будут следующие: создание системы восприятия семиотических, зрительных, зрительно-логических, тактильных, мышечных, звуковых, звуко-логических, художественных и эмоциональных музыкальных образов.

Второй этап работы с учебным материалом «Создание тактильной характеристики аппликатуры для воспроизведения нот» представляет собой открытую симуляцию преподавателем процесса восприятия ученика. Первый этап в этом случае дает богатую почву для работы с информацией, обращая внимание ученика не на ноты, а на органы чувств и пути восприятия нотного материала, указывая на многозначность поступаемых данных в сознание и подсознание. Например, звуки отражают не просто звучание нот, а ритм, громкость, настроение и верность зажатия ноты на грифе, качество ее извлечения, технику исполнения звуков. Второй этап обращается к потоковым данным, обозначенным на первом этапе работы с нотным материалом. Таким образом, формируется перечень воспринимаемых музыкальных образов с входящими в них средствами обучения, техниками и приемами:

Семиотические музыкальные образы предполагают схемы сравнения расположения нот на грифе гитары с клавиатурой фортепиано.

Зрительные образы - предполагают работу в режиме направленного внимания на нотный текст.

Зрительно-двигательные образы формируются в результате направленного внимания на расположение и извлечение нот на инструменте.

Зрительно-логические образы в своей основе содержат словесное описание восприятия зрительного образа и его привязку к инструменту.

Тактильные образы включают в себя технику мысленного проигрывания произведения по нотам, на инструменте, но без извлечения звуков.

Мышечные образы прорабатываются с помощью определения оптимального напряжения мышц при извлечении звуков. Так же, включается техника работы с биомеханическими характеристиками музыканта в плане пропорции игрового аппарата к инструменту, оптимальный угол взятия аккорда или приема, оптимальная сила зажатия нот конкретными пальцами, выбор удобной аппликатуры.

Звуковые образы формируются в ходе сопоставления тактильного восприятия музыкальных образов со звуковым материалом в процессе медленного воспроизведения нотного материала.

Звуко-логические образы представляют собой способность и готовность рук к воспроизведению нот из следующего такта музыкального произведения. Углубляясь в данное понятие, воспроизведение звуков может быть как на уровне мысли звуко-логическим, так и на уровне готовности механически исполнить звуковой эпизод произведения.

Третий этап работы с учебным материалом «Создание универсальной идеальной идеи восприятия нот» (база данных на основе ранее проводимых работ). На этом этапе необходимо обобщить материал, упростить его для уменьшения общего объема рабочей информации. В него включаются те же виды музыкальных образов, с сохранением техник и подходов работы с ними. Исключается зрительно-двигательный поток информации, добавляется эмоциональная составляющая восприятия музыкальных образов, ввиду того, что на данном этапе преимущественно производится интеллектуальная работа.

Четвертый этап работы с учебным материалом «Создание образно-логических структур звукового строения инструмента» так же сохраняет все виды восприятия музыкального материала и работы с ним. В данном разделе предполагается работа по объединению исключению и совмещению восприятия различных музыкальных образов в ходе музицирования.

Пятый этап «Работа с музыкальным процессом на основе активного творческого восприятия» так же сохраняет все виды восприятия музыкального материала и работы с ним. Данный этап выступает пусковым механизмом к воспроизведению готового, усвоенного и обработанного музыкального материала. Активизируется память на извлечение всей системы восприятия музыкальных образов в ходе проведенной работы с произведением.

Шестой этап «Активизация системы образных структур в процессе исполнения музыкального произведения/отрывка, как главная составляющая импровизации», так же сохраняет все виды восприятия музыкального материала и работы с ним. Процесс представляет собой воспроизведение музыкального материала на основе полученных знаний, и подобранных оптимальных инструкций. Являясь заключительным, этап воспроизведения предполагает зацикленность работы всех перечисленных этапов, на каждом из которых, преподаватель симулирует работу ученика, тем самым показывая пример проведения дальнейших работ с учебным материалом.

Сам процесс воспроизведения музыкального произведения заключен в этот цикл. Буквально, музыкант обязан проводить такой труд над каждым тактом произведения, доводя навык работы до целостного и автоматически выполняемого анализа, конвертации языка в доступный для работы вид информации, с возможностью последующего его исполнения и корректировки. Стоить обратить внимание, что деятельность гения в работе [3] имеет определенные сходства по описанию. Как и явление импровизации. Импровизатор отчасти является конструктором, который прекрасно владеет системами кодов, позволяющих создавать новое из известных элементов, демонтируя уже имеющееся. Конструирование имеет место и в искусстве, философии, науке, лечебном деле, педагогике, психоанализе. Механизм импровизации универсален и действует во всех областях человеческой жизни [3]. Из этого можно сделать вывод, что способность к импровизации явление редкое, в силу своей специфики работы с материалом. Необходима четкая и структурированная база, техника, подход. В основе которых, будет работа с восприятием информации, качество которой безусловно отразится на широте дальнейшей работы и трансформации, конструировании этой информации. Кроме того, материал имеет свойство накапливаться, а потом неожиданно выплескиваться не только в музыке, «существует такое кажущееся вдохновение, например, в области любви, добродетели, порока» [4]. Это указывает на необходимость полного, постоянного и качественного осмысления учебного и прочего научного материала. Так же, коммуникация с публикой длится не только в течение выступления, но продолжается репрезентативно через аудио и видео материал, через воспоминание о выступлении, в последствие, оказывая влияние на внутренний мир реципиента. Посредством коммуникации происходит воздействие импровизатора на культуру и её преобразование. Соответственно, импровизация, как и гений, способна выходить за пределы своего времени, значит, она могла бы дополнить качества гения, обозначенные Г.В.Ф. Гегелем. Гений не мистическое существо, не сверхчеловек (как полагают некоторые философы-идеалисты), а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда выразить и удовлетворить важнейшие общественные потребности [5]. Работа преподавателя заключается в способности дать возможность ученикам повторить путь гениев, а именно изучить модель мышления метров прошлого и современности, углубить познание, а не обобщить ранее сформированным учебным материалом. Учащиеся испытывают одни и те-же трудности в процессе освоения нотного материала, и каждый разрабатывает собственные способы и ассоциации, помогающие решать эту проблему. Таким образом, создаются индивидуальные системы восприятия и дальнейшего мышления, формируются индивидуальные способы запоминания материала, отсутствует единая для всех отлаженная система, а индивидуальные системы являются сложными и несовершенными вследствие разработки этих систем «на лету» или «по ситуации». В результате часть учеников утверждает, что материал невозможно выучить, поскольку после экзамена он «исчезает» из памяти, и его невозможно вспомнить без помощи педагога. А вопрос работы с игровым аппаратом вовсе остается на периферии сознания учащегося. Работа с техникой происходит на машинальном уровне, а аппликатура в руках может нести импровизационный характер, даже на концертном выступлении ученик может выбрать ту или иную аппликатуру в зависимости от своих непроизвольных предпочтений, что указывает на отсутствии системы в работе с игровым аппаратом.

Выводы. Нотную литературу необходимо сопровождать рекомендациями, затрагивающими основные средства, техники и приемы обучения. Запись нот лишь передает основную задумку автора и несет рекомендательный характер. Без рекомендаций эффективность занятий зависит от индивидуальных способностей обучающихся, а проблемные моменты чаще решаются вопросом техники игры, а не подходом к изучаемому материалу. Современные методики преподавания в классических музыкальных учебных заведениях хоть и предполагают проведение занятий в индивидуальном формате, но построены на общих принципах, зависящих от способностей учащихся. Музыкант добивается результата постоянными пробами и ошибками, играя до тех пор, пока ошибки не исчезнут. Необходимо разрабатывать методики формирования зрительно-логических образов восприятия и правил использования этих образов с целью систематизации структуры и устройства инструмента. Недостаточное развитие области образного восприятия музыканта может сохраняться на протяжении всей карьеры, в результате чего процесс обучения представляет собой работу с индивидуальными зрительно-логическими образами, которые формируются в памяти, и используются в дальнейшей работе с музыкальным материалом как база. Зачастую эта база бессистемна. Формирование этой системы важно для разработки единого подхода к восприятию нот на грифе гитары.

Музыкальная деятельность, как и любая другая специальность, предрасположенная к творчеству, имеет в своей основе все более сложную структуру деятельности, бесконечно прогрессирующую и взаимодействующую с накопленным опытом и знаниями в затрагиваемых и конкретных областях. Это указывает на то, что гений, являясь немифическим существом -человек, обладающий неординарными данными, характеристики которого превышают описание стандартной целеустремленности человека. Так, при работе с музыкальным творческим материалом, серьезную нагрузку на обучающегося окажет статичность труда, которую необходимо заранее предупредить, дабы сознательно избежать Феномена Додсона «Феномен Йеркса-Додсона»: «изо всех сил стремясь к цели, мы можем существенно повысить риск провала», что легко избежать постепенным разбором произведения, по тактам. Все перечисленные этапы работы с восприятием несут рекомендационный смысл, к поиску и определению проблемных моментов в образовательном процессе, применительно к музыкальной области. Вопреки сложности описанных структур, ранее приведенные нами схемы, придуманные и изображенные учениками в не менее сложном виде, говорят о том, что сложноорганизованная деятельность нуждается в упрощенных структурах, техниках, приемах и готовых базах данных, применительно к работе с учебным материалом. В основе любой деятельности производимой с информацией, лежит восприятие. Соответственно, подобные готовые схемы восприятия учебного музыкального материала, могут быть полезны и в других областях искусства. Доступность восприятия методов, техник и базы данных говорит о высоком потенциале разрабатываемого вопроса и необходимости включения образно-логического восприятия в образовательный и творческий процесс концертного исполнителя.

Литература:

1. Александрова, Н.Г. О ритмическом воспитании / Н.Г. Александрова. - М.: Муз. отдел НКП, 1920. - 7 с.

2. Александрова, Н.Г. Ритмическое воспитание / Н.Г. Александрова. - М., 1924. - 16 с.

3. Новикова, Е.Б. Гений и импровизация / Е.Б Новикова. - Гуманитарные исследования. -№ 2 (3). - 2014. - 24 с.

4. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: ЭКСМО-пресс; Харьков: Фолио, 2002. - 848 с.

5. Философский словарь. 3-е изд. / под ред. М.М. Розенталя. М., Политиздат, 1972. - 496 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной безопасности Бырылова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и методики ее преподавания Магомадова Раиса Сайпудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

МЕТОД ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье исследуется степень изученности публичных выступлений как педагогического ресурса. Раскрывается сущность публичных выступлений и их преимуществ для образовательной системы. Объединяются педагогические подходы в отношении коммуникативной компетенции студентов и формировании в них логического мыслительного процесса. Рассматривается поэтапная процедура привлечения студентов к публичным выступлениям и ее взаимосвязь с позиционированием вуза среди других образовательных и научных организаций. Расширяется диапазон практической применимости публичных выступлений как для студентов, так и для педагога. В качестве примера приведены мероприятия трех российских вузов, в рамках которых обозначены не только особенности, но и различия в педагогических подходах к публичным выступлениям студентов.

Ключевые слова: публичные выступления, студент, коммуникативная компетенция, педагог, конференция, образовательное мероприятие, педагогический ресурс.

Annotation. The article examines the degree of knowledge of public speaking as a pedagogical resource. The essence of public speeches and their advantages for the educational system is revealed. Pedagogical approaches are combined in relation to the communicative competence of students and the formation of a logical thinking process in them. A step-by-step procedure for attracting students to public speaking and its relationship with the positioning of the university among other educational and scientific organizations is considered. The range of practical applicability of public speeches for both students and teachers is expanding. As an example, the events of three Russian universities are given, within the framework of which not only the features, but also the differences in pedagogical approaches to public performances of students are indicated.

Key words: public speaking, student, communicative competence, teacher, conference, educational event, pedagogical resource.

Введение. Степень готовности студентов вузов к публичным выступлениям указывает на неоднородное достижение коммуникативной компетенции. Данному обстоятельству способствует достаточно формальное отношение педагогов к публичным выступлениям как ресурсу, который на практике реализуется в виде кратковременных выступлений с докладом или стихийного участия студентов в конференциях. Данный аспект подтверждает отсутствие системности в применении обозначенного метода совершенствования коммуникативной компетенции и требует пересмотра педагогом потенциала публичных выступлений для профессионального развития студентов, как это предусмотрено Федеральным государственном образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования [8].

Обозначенная проблема определяет актуальность настоящей работы и предполагает фундаментальное изучение данной темы. Целью настоящей статьи является выявление преимуществ публичных выступлений в аспекте коммуникативной компетенции и возможности структурирования педагогического подхода к данному методу.

Под публичными выступлениями в образовательной системе понимается процесс публичного обнародования студентом результатов исследований, наблюдений или обобщения в отношении определенной темы в целях развития науки и повышения собственной компетентности в рамках отрасли.

Проблеме публичных выступлений ученые и педагоги посвятили исследования преимущественно прикладного характера. В частности, А. Коренева, отметила в качестве причины неоднородного освоения коммуникативной компетенции специфику направления обучения. По ее мнению, студенты не языковых факультетов количественно меньше обладают навыками публичных выступлений [3, С. 101]. Педагоги М.Е. Глухова, Д.А. Лукьянов и B.C. Еженцев считают, что коммуникативной компетенции предшествует предстартовое состояние студентов накануне публичного обнародования научных результатов [2, С. 91]. Ученые, педагоги О.В. Байгужина, Е.В. Перепелюкова и М.В. Шапошникова считают необходимым, чтобы педагог ориентировался на аспекты эмоционального интеллекта студентов, которым предстоит публичное выступление [1, С. 196].

Исходя из видения ученых и педагогов, необходимо обратить внимание на образовательные мероприятия, которые позволяют привить студентам коммуникативную компетенцию с учетом психоэмоционального состояния и степени их готовности к погружению в научных аспект дисциплины.

Изложение основного материала статьи. Освоение знаний в рамках дисциплины предполагает комплекс действий, который студенты осуществляют для закрепления соответствующих компетенциям навыков. Данный педагогический процесс направлен на развитие комплексной личности, что является основой любого образовательного курса вуза. Обозначенный подход подразумевает использование педагогом ряда компонентов, которые сами выполняют вспомогательную функцию. Это значит, что каждый вид образовательного мероприятия в рамках дисциплины в совокупности приводит к закреплению широкого спектра компетенций путем разносторонней профессиональной подготовки студентов [7, С. 234].

Применение различных видов образовательных мероприятий в действительности повышают качество подготовки, при этом данное качество характеризуется, как готовность студента применять полученные знания путем реализации навыков и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.