vnutrennyaya-norma-rentabelnosti-vajneyshiy-po-kazatel-effektivnosti-investitsiy (дата обращения: 10.07.2013).
8. Фургина Л.А., Самолетов Р.В. Развитие
системы «1С:Предприятие: 8» и «облачные» сервисы // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 3. С. 102-105.
ПЧЕЛЬНИКОВ Максим Михайлович - аспирант. Российский университет кооперации. Россия. Московская область, г. Мытищи. Е-mail: [email protected].
ИЗЗУКА Татьяна Борисовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета. Российский университет кооперации. Россия. Московская область, г. Мытищи. E-mail: [email protected].
PCHELNIKOV, Maxim Mikhaylovich - Graduate Student. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow region, Mitischi. E-mail: [email protected].
IZZUKA, Tatyana Borisovna - Candidate of Economics, Associatе Professor of the Department of Accounting. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow region, Mitischi. E-mail: izzukatb@ yandex.ru.
УДК 378.147
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Т.Н. Смирнова, Г.Г. Волков
Рассмотрены вопросы оценки результатов реализации метода проектов в процессе усвоения дисциплин математического цикла обучающимися по экономическим специальностям.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; метод проектов; математические дисциплины; мотивация обучающихся; экономические специальности.
T.N. Smirnova, G.G. Volkov. PROJECT METHOD AS ECONOMICS STUDENTS MOTIVATION INCREASE INSTRUMENT
Project method implementation assessment during mathematical disciplines adoption for students of economic specialties is considered.
Keywords: professional competences; project method; mathematical discipline; students' motivation; economic specialty.
В настоящее время на рынке образовательных услуг лидируют те учреждения образования, которые, своевременно изменяя стратегию и тактику обучения, могут обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки специалистов в соответствии с существующими на основе Государственных образовательных стандартов требованиями. Основной характеристикой выпускника среднего профессионального образования является компетентность, что требует особого подхода к стратегии и тактике обучения, в частности в колледже. Совершенствование учебно-воспитательного процесса включает не только изменение содержания изучаемых дисциплин, но и расширение арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни
через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых проблем. При этом предполагается, что обучающийся является не пассивным объектом воздействия, а активным исследователем. Достижение такого уровня невозможно с помощью лишь традиционных методов обучения и организации учебной деятельности. Особенно это важно сейчас, когда входной контроль поступающих и поступивших на экономические специальности колледжа свидетельствует, что они имеют низкий уровень школьной подготовки (особенно по математике после 9-го класса), работоспособности и самостоятельности. Они не готовы работать в группе и испытывают затруднения в общении друг с другом и работе с информацией; не могут четко и ясно выражать свою мысль; участвовать в дискуссии и находить аргументы;
анализировать способы своей деятельности и моделировать ее.
В настоящее время многие методические инновации в учебном процессе связаны с применением интерактивных методов обучения, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность обучащихся, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению [1; 2].
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, а также возможностью взаимной оценки и контроля.
Одним из таких направлений является проектное обучение, ключевым понятием которого является «взаимодействие». При этом центр тяжести в обучении переносится на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от активности самого обучающегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается [3].
Преподавателями кафедры информационных технологий и математики Чебоксарского кооперативного института в течение нескольких лет наработан положительный опыт в данном направлении. Приведем образец приложения данной модели обучения на примере преподавания дисциплины «Математика» обучающимся первого курса специальностей «Банковское дело», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Коммерция (по отраслям)».
Проектное обучение предполагает конкретные и прогнозируемые цели, одной из которых является знакомство и оформление сплоченной учебной группы (не умаляя совместную работу деканата, кураторов и обще-
ственных организаций). На первых занятиях обучающимся различных учебных групп было предложено разработать и подготовить творческий проект на тему с рабочим названием «Математика в нашей жизни» в соответствии со следующей структурой:
- название проекта;
- цель проекта;
- задачи проекта;
- содержание проекта;
- ожидаемые результаты проекта;
- авторы проекта.
Обучающиеся в свою очередь дополнили тему, предложив собственные варианты: «Математические головоломки» (рис. 1), «Математика - царица наук» (рис. 2), «С математикой от незнания к знанию» (рис. 3), «Математика в подарках» (рис. 4).
Следующая цель проекта состояла в том, чтобы обучающиеся могли узнать как можно больше в ходе учебы по конкретной теме (или разделу), не сужая совместную работу только получением правильных ответов на поставленные преподавателем вопросы. В частности, в процессе изучения раздела «Матричная алгебра» ребята предложили проекты, которые частично отражены на рис. 5 и 6.
Было замечено, что обучающиеся при этом стали более уважительно относиться друг к другу, чувствовали свою значимость, успешность, необходимость для совместной творческой работы в группе. С другой стороны, происходил процесс совместной деятельности преподавателя и обучающихся: наличие общей цели и личного контакта между ними; обмен мнениями; планирование; консультация; контроль со стороны преподавателя; коррекция и координация действий между участниками; возникновение межличностных отношений. При этом преподаватели не доводили до обучающихся готовые знания и ответы, а орга-
Рис. 1. Обучающиеся с проектом «Математические головоломки»
Рис. 2. Обучающиеся с проектом «Математика - царица наук»
Рис. 3. Обучающиеся с проектом «С математикой от незнания к знанию»
Рис. 5. Обучающиеся с проектом «Матрица: перезагрузка»
низовывали самостоятельную познавательную деятельность. Такая совместная работа показала, что процесс обучения становится продуктивным и содержательным, устанавливается связь между обучающимися и преподавателем, укрепляется авторитет последнего.
Впоследствии конечные результаты проектов рассматривались на занятиях и реализовы-вались при выполнении письменных работ. Полагаем, что указанные достижения могут быть представлены для обсуждения независимой аудитории в виде мультимедийной презентации или сообщений на студенческой научной конференции, отражены в стенгазетах и т.д.
Использование проектного обучения способствовало, на взгляд авторов, повышению интереса обучающихся экономических специальностей к дисциплине «Математика», устранению «математической болезни», развитию познавательного интереса к предмету, самостоятельности и творческой активности обучающихся. Основной задачей преподавателя при этом становится создание условий для развития инициативы обучающихся в познавательной деятельности. Преподаватель отказывается от роли простого транслятора готовых знаний и выполняет функцию одного из источников ин-
Рис. 4. Обучающиеся с проектом «Математика в подарках»
Рис. 6. Обучающиеся с проектом «Ты словно матрица»
формации, помощника и куратора в работе, организующего активную познавательную деятельность обучащихся по усвоению учебного материала, а также самостоятельному решению возникающих проблем.
Следовательно, применение метода проектного обучения способствует качественному усвоению знаний, формированию умений, навыков практического применения математических методов и приемов в соответствии с ФГОС СПО по группе специальностей 38.00.00 «Экономика и управление».
Список литературы
1. Алексеев В.В., Волков Г.Г., Смирнова Т.Н. Формирование компетенций обучающихся на основе ФГОС СПО третьего поколения // Состояние, направления и перспективы развития среднего профессионального образования: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. (25 марта 2016 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. С. 10-17.
2. Волков Г.Г., Смирнова Т.Н. Современные методы повышения познавательной активности обучающихся отделения среднего профессионального образования в курсе «Дискретная математика» // Состояние, направления и
перспективы развития среднего профессионального образования: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. (25 марта 2016 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. С. 149-153.
3. Смирнова Т.Н. Повышение познавательной активности обучающихся при изучении дисцип-
лины «Дискретная математика» // Инновации в современном мире: цели, приоритеты, решения: материалы Междунар. науч.-практ. форума (Екатеринбург, февраль 2016 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского ин-та экономики, управления и права, 2016. Ч. I. С. 452-455.
ВОЛКОВ Геннадий Герасимович - кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: g.g.volkov@ rucoop.ru.
СМИРНОВА Татьяна Николаевна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
VOLKOV, Gennady Gerasimovich — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: g.g.volkov @rucoop.ru.
SMIRNOVA, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: t.n.smirnova@ rucoop.ru.
УДК 338.22.021.4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СТРАНАХ АФРИКИ
Талла Робер Херве Тамбо
В статье рассматриваются сущность и различные аспекты государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в странах Африки. Анализируются факторы, способствующие и препятствующие развитию партнерства, а также факторы его устойчивости в стране. Особо подчеркивается роль региональных властных структур на разных этапах реализации проектов ГЧП. Автор делает вывод, что в условиях нехватки инвестиционных ресурсов ГЧП может сыграть положительную роль в реализации производственных инфраструктурных проектов.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; проекты государственно-частного партнерства; властные структуры; частные компании; инвестиции; производственная инфраструктура; услуги; страны Африки.
Talla Rober Herve Tambo. IMPROVING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP BASED ON THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL INFRASTRUCTURES IN AFRICA
The article examines the nature and various aspects of the public-private partnership (PPP) in developing countries of Africa has made analysis factors which promotes and prevent the development of partnerships, as well as factors of stability of PPP in the country. The author concludes that PPP can play a positive role in the implementation of industrial infrastructure projects.
Keywords: public-private partnership; the principles of PPP; PPP legislation; industrial infrastructure; municipality; services; poverty.
Более десяти лет назад журнал «The Economist» назвал Африку «безнадежным континентом» из-за ее слабых перспектив прогресса и перемен. В последнее время удача повернулась лицом. В 2014 г в том же самом
журнале приветствовали улучшение уровня жизни в Африке за прошедшее десятилетие и заявили, что в следующем десятилетии ситуация будет еще лучше [4]. Многие государства Африки находятся в числе наиболее быстро