УДК 658.5
О МОДЕЛЯХ ОПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
М.С. Портнов, А.В. Речнов, Т.Н. Смирнова
В статье рассмотрены основные виды моделей описания бизнес-процессов организации, такие как текстовый, табличный и графический. На конкретном примере описания бизнес-процесса («Принять заказ») проведен их сравнительный анализ, на основе которого авторы делают вывод о наибольшей эффективности графической модели. Сформулированы рекомендации по описанию бизнес-процессов в целях дальнейшей их оптимизации.
Ключевые слова: бизнес-процесс; оптимизация; модель; IDEF0; Ramus; Aris.
M.S. Portnov, A.V. Rechnov, T.N. Smirnova. ON A MODEL OF DESCRIBING BUSINESS PROCESSES
The article describes the main types of models describing the business processes of the organization, such as a text, tabular and graphical. A specific example of the description of the business process («Make») their comparative analysis on the basis of which the authors conclude the most effectiveness of the graphical model. Recommendations for the description of business processes in order to further optimize them.
Keywords: business process; optimization; model; IDEF0; Ramus; Aris.
Бизнес-процессы как регулярно повторяющиеся последовательности взаимосвязанных мероприятий, при выполнении которых используются ресурсы внешней среды и создается ценность для потребителя, сопровождают деятельность любой организации. Описание бизнес-процессов является важным этапом в управлении организацией. В первую очередь это связано с дальнейшей их оптимизацией, которая проводится с целью повышения качества продукции, сокращения текущих затрат, улучшения показателей бизнес-процесса, увеличения прибыли и т.д. [5].
Для описания бизнес-процессов используются различные виды моделей, среди которых в качестве основных выделяют текстовый, табличный, графический [3].
Текстовая модель представляет собой перечень последовательно выполняемых операций в рамках каждого бизнес-процесса с определенными связями между ними и другими бизнес-процессами. Преимущество данного подхода заключается в том, что предметная область описывается довольно подробно на языке пользователя и отсутствует необходимость описания самой модели [4]. К отрицательным сторонам можно отнести трудности согласования различных бизнес-процессов, сложность понимания общей картины происходящих процессов, а также низкая структурированность.
В качестве примера рассмотрим алгоритм описания бизнес-процесса «Принять заказ» фирмы по поставке компьютерной техники и программного обеспечения [1]:
1) согласовать конфигурацию оборудования;
2) если конфигурация не устраивает, то отказаться от заказа;
3) согласовать время;
4) если сроки производства не устраивают, то вернуться с уточненными сроками к согласованию конфигурации или отказаться от заказа;
5) согласовать цену;
6) если цена не устраивает, то вернуться с уточненной ценой к согласованию конфигурации или отказаться от заказа;
7) оформить заказ;
8) принять оплату.
Если кроме этого выделить еще несколько основных бизнес-процессов, таких как «Сформировать заказ на поставку комплектующих», «Закупить комплектующие», «Выполнить заказ», «Выдать заказ», то получится объемная, но мало информативная модель бизнес-процессов. Такая модель подходит только для описания отдельных конкретных бизнес-процессов.
Табличная модель содержит описание бизнес-процессов с помощью множества реляционных таблиц. Пример табличного представления бизнес-процесса «Принять заказ» приведен в табл. 1.
Как правило, при этом выделяют следующие уровни детализации: уровень данных, уровень ресурсов и уровень операций. На каждом уровне бизнес-процессы организации представляются в виде реляционных таблиц, определяющих основные показатели и их типы, операции, а также конкретных исполнителей.
54
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 4(30)
Таблица 1
Пример описания бизнес-процесса «Принять заказ»
Операции Ответственный Ресурсы Процессы
Вход Выход Вход Выход
Оформить договор Менеджер Данные о клиенте, информация о предмете договора Договор Заполнение договора Подписание договора
Принять оплату Бухгалтер Данные о клиенте, информация об оплате Квитанция об оплате Оформление финансовых документов Получение суммы, подписание документов
Уровень данных представляет собой набор переменных, а также внешних информационных систем, которые используются при выполнении бизнес-процесса. Поэтому используемые данные для бизнес-процесса «Принять заказ» можно описать с помощью следующей таблицы (табл. 2).
Таблица 2
Уровень данных
Таблица 3
Уровень ресурсов
Переменные Тип переменных
Конфигурация текст
Характеристики комплектующих число
Время исполнения дата/время
Цена число
Номер счета число
Дата договора дата/время
Идентификационный номер плательщика число
Идентификационный номер получателя число
Уровень ресурсов включает перечень исполнителей каждого шага бизнес-процесса и представлен в табл. 3.
Уровень операции содержит последовательность всех элементарных операций на каждом шаге выполнения бизнес-процесса. Описание операций отражено в табл. 4.
Шаг бизнес-процесса Исполнитель
Согласовать конфигурацию менеджер
Согласовать время менеджер
Согласовать цену менеджер
Оформить заказ менеджер
Принять оплату бухгалтер
Основным преимуществом табличной модели является высокая структурированность. Однако практическая невозможность декомпозиции процессов не позволяет масштабно ее использовать.
Графические модели бизнес-процессов в виде различных диаграмм позволяют получить наиболее наглядное описание последовательности выполняемых действий. Это обеспечивает четкое представление обо всех бизнес-процессах организации, что способствует эффективной выработке управленческих решений [2]. Кроме того, среди преимуществ такой модели можно выделить возможность анализа построенных моделей с целью оптимизации бизнес-процессов, оперативного внесения необходимых изменений, удобство использования, компактность.
В настоящее время существует множество
Таблица 4
Уровень операций
Шаг бизнес-процесса Операции
Согласовать конфигурацию • провести консультацию; • оказать помощь при выборе оборудования
Согласовать время • оценить объем работы; • ознакомиться с планом-графиком работы; • определить сроки выполнения работ
Согласовать цену • предоставить прайс-лист; • ознакомить с условиями предоставления скидок; • ознакомить с проводимыми акциями
Оформить заказ • запросить типовой шаблон оформляемого заказа; • ввести данные о покупателе, конфигурации и стоимости; • проверить введенные данные; • согласовать оформленный заказ с покупателем
Принять оплату • оформить финансовые документы; • получить сумму; • подписать у покупателя документы
Пример графического описания бизнес-процесса
моделей графического описания бизнес-процессов отечественных и зарубежных разработчиков: DFD, WFD, ARIS, IDEF и др. Причем каждая из них использует собственные средства и имеет уникальный язык, что приводит к некоторым неудобствам в плане их использования в различных организациях. Отсутствие единого стандарта не позволяет совместить различные модели при описании архитектуры бизнеса.
Вышерассмотренный пример описания бизнес-процесса «Принять заказ» графически можно представить в виде функциональной диаграммы IDEF0 (рисунок), выполненной с использованием свободно распространяемой кроссплатформенной системы моделирования и анализа бизнес-процессов Ramus Educational. Данное программное обеспечение (разработчики В. Яковчук, А. Чижевский) предназначено для описания бизнес-процессов предприятия в нотациях IDEF0 и DFD с возможностью создания систем классификации и кодирования. Ramus позиционируется разработчиками как инструмент бизнес-аналитиков в проектах по построению или реорганизации систем управления предприятием. Для дальнейшего использования полученная диаграмма подлежит более подробной декомпозиции процессов.
Таким образом, качественное описание бизнес-процессов способствует определению «узких» мест в деятельности организации,
исключению дублирования функций, устранению противоречий интересов сотрудников, усилению управленческих механизмов и, как следствие, оперативному принятию управленческих решений. Из рассмотренных методов описания бизнес-процессов наиболее эффективным представляется графическая модель, которая является удобным инструментом для анализа и оптимизации бизнес-процессов организации.
Список литературы
1. Пичужкин А.Б., Романов Ю.А., Филиппов В.П. Об управлении бизнес-процессами торгового предприятия // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 2 (12). С. 144-148.
2. Портнов М.С., Смирнова Т.Н. Исследование стратегического потенциала компании как фактор повышения конкурентоспособности // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 74-76.
3. ПортновМ.С., Смирнова Т.Н. Особенности оптимизации бизнес-процессов малых предприятий // Экономические, правовые, организационно-управленческие аспекты развития трудовых ресурсов в современных условиях глобальных рисков: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 февраля 2016): в 2 ч. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. Ч. 2. С. 217-220.
56
вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4(30)
4. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. 7-е изд. М.: Ред.-информ. агентство «Стандарты и качество», 2009. 404 с.
5. Речное А.В. Моделирование торговой дея-
тельности предприятия / Состояние, направления и перспективы развития среднего профессионального образования: сб. материалов Между-нар. заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. С. 140-147.
ПОРТНОВ Михаил Семенович - кандидат социологических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m. s.portnov@rucoop. ru.
РЕЧНОВ Алексей Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
СМИРНОВА Татьяна Николаевна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: t.n.smirnova@ rucoop. ru.
PORTNOV, Mikhail Semenovich - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
RECHNOV, Alexey Vladimirovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
SMIRNOVA, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: t.n.smirnova@ rucoop.ru.
УДК 302 (470.344)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
О.Е. Рассанова, А.Н. Николаева, А.С. Федоров
В статье раскрыто содержание социально-экономического развития территории на региональном уровне. На основе результатов проведенного исследования выявлены тенденции и проблемы социально-экономического развития одного из регионов Российской Федерации -Чувашской Республики. Анализируются показатели экономического и социального развития республики за 2014-2016 гг.
Ключевые слова: регион; социально-экономическое развитие; факторы развития; тенденции развития; проблемы развития.
O.E. Rassanova, A.N. Nikolaeva, A.S. Fyodorov. MODERN TRENDS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION
The article reveals the content of the socio-economic development of the territory at the regional level. Based on the results of the study revealed trends and problems of socio-economic development of a particular region of the Russian Federation - the Chuvash Republic. Analysing indicators of the economic and social development of the Republic for 2014-2016.
Keywords: region; socio-economic development; factors of development; tendencies of development; problems of development.
Россия как государство характеризуется одновременно целостностью экономического пространства и возможностью деления на составные элементы, регионы. Каждый субъ-
ект Российской Федерации обладает особым, свойственным только ему, набором природных ресурсов, уникальным региональным хозяйственным комплексом, определяющим его