Научная статья на тему 'Совершенствование государственно-частного партнерства на основе развития производственной инфраструктуры в странах Африки'

Совершенствование государственно-частного партнерства на основе развития производственной инфраструктуры в странах Африки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ / ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УСЛУГИ / СТРАНЫ АФРИКИ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / THE PRINCIPLES OF PPP / PPP LEGISLATION / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / MUNICIPALITY / SERVICES / POVERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамбо Талла Робер Херве

В статье рассматриваются сущность и различные аспекты государственно-частного партнерства (далее ГЧП) в странах Африки. Анализируются факторы, способствующие и препятствующие развитию партнерства, а также факторы его устойчивости в стране. Особо подчеркивается роль региональных властных структур на разных этапах реализации проектов ГЧП. Автор делает вывод, что в условиях нехватки инвестиционных ресурсов ГЧП может сыграть положительную роль в реализации производственных инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP BASED ON THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL INFRASTRUCTURES IN AFRICA

The article examines the nature and various aspects of the public-private partnership (PPP) in developing countries of Africa has made analysis factors which promotes and prevent the development of partnerships, as well as factors of stability of PPP in the country. The author concludes that PPP can play a positive role in the implementation of industrial infrastructure projects.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственно-частного партнерства на основе развития производственной инфраструктуры в странах Африки»

78

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 4(26)

перспективы развития среднего профессионального образования: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. (25 марта 2016 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. С. 149-153.

3. Смирнова Т.Н. Повышение познавательной активности обучающихся при изучении дисцип-

лины «Дискретная математика» // Инновации в современном мире: цели, приоритеты, решения: материалы Междунар. науч.-практ. форума (Екатеринбург, февраль 2016 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского ин-та экономики, управления и права, 2016. Ч. I. С. 452-455.

ВОЛКОВ Геннадий Герасимович - кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: g.g.volkov@ rucoop.ru.

СМИРНОВА Татьяна Николаевна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: t.n.smirnova@ru-coop.ru.

VOLKOV, Gennady Gerasimovich — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: g.g.volkov @rucoop.ru.

SMIRNOVA, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: t.n.smirnova@ rucoop.ru.

УДК 338.22.021.4

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СТРАНАХ АФРИКИ

Талла Робер Херве Тамбо

В статье рассматриваются сущность и различные аспекты государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в странах Африки. Анализируются факторы, способствующие и препятствующие развитию партнерства, а также факторы его устойчивости в стране. Особо подчеркивается роль региональных властных структур на разных этапах реализации проектов ГЧП. Автор делает вывод, что в условиях нехватки инвестиционных ресурсов ГЧП может сыграть положительную роль в реализации производственных инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; проекты государственно-частного партнерства; властные структуры; частные компании; инвестиции; производственная инфраструктура; услуги; страны Африки.

Talla Rober Herve Tambo. IMPROVING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP BASED ON THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL INFRASTRUCTURES IN AFRICA

The article examines the nature and various aspects of the public-private partnership (PPP) in developing countries of Africa has made analysis factors which promotes and prevent the development of partnerships, as well as factors of stability of PPP in the country. The author concludes that PPP can play a positive role in the implementation of industrial infrastructure projects.

Keywords: public-private partnership; the principles of PPP; PPP legislation; industrial infrastructure; municipality; services; poverty.

Более десяти лет назад журнал «The Economist» назвал Африку «безнадежным континентом» из-за ее слабых перспектив прогресса и перемен. В последнее время удача повернулась лицом. В 2014 г в том же самом

журнале приветствовали улучшение уровня жизни в Африке за прошедшее десятилетие и заявили, что в следующем десятилетии ситуация будет еще лучше [4]. Многие государства Африки находятся в числе наиболее быстро

развивающихся в мире стран. По крайней мере десятки из них увеличили свой рост на более чем 6 % в год в течение порядка шести лет. Но успех порождает новые вызовы. Хотя частные инвестиции уже появились в Африке, они еще не удовлетворяют возрастающую необходимость в инфраструктуре. Молодое население и увеличивающийся средний класс предъявляют новые требования. Некоторые недостатки представляют угрозу устойчивому развитию.

Важным средством оказания помощи Африке в преодолении этих вызовов является государственно-частное партнерство. В 2009 г исследование Группы Всемирного банка под названием «Африканская инфраструктура: время для трансформации» выявило, что инвестиции в инфраструктурные проекты были ответственны за недавний рост Африки в более половины случаев и имеется потенциал для внесения больших вкладов, но они обойдутся очень дорого. Обычно африканская инфраструктура, включающая в себя дороги, электричество и воду, требует ежегодно 93 млрд долл. новых инвестиций. Некоторые из этих проектов инфраструктуры могут финансиро-

ваться на внутреннем рынке, но тогда, по оценкам специалистов, ежегодный дефицит финансирования инфраструктуры, вероятно, достигнет более 30 млрд долл. [2].

Дефицит финансирования инфраструктуры

Частные инвесторы демонстрируют растущий интерес к Африке и огромный финансовый потенциал по отношению к потребностям континента. При создании структуры ГЧП потребности в общественных услугах могут быть удовлетворены с помощью стимулов для частных инвесторов, которые должны получить справедливые и привлекательные условия для инвестиционного риска.

ГЧП уже знакомо в Африке и набирает обороты. Если в 1993 г. в рамках деятельности ГЧП был привлечен всего 1 млн долл., то к 2013 г. в инфраструктуру были направлены частные инвестиции в сумме 15 млрд долл. (таблица). Мировой финансовой кризис замедлил поток инвестиций, но восстановление мировой экономики в сочетании с ясными перспективами роста в Африке укрепляют позиции разных моделей ГЧП, что может стать новой волной

Инвестиции в инфраструктурные проекты в Африке в 1990-2014 гг. (млн долл. США)*

Инвестиционный год Концессия Лишение Аренда Управление и сдача в аренду, контракт Итого

1990 40 0 0 0 40

1991 0 0 0 0 0

1992 0 0 20 0 20

1993 0 0 1 0 1

1994 31 0 647 0 678

1995 103 85 735 0 923

1996 28 417 968 24 1437

1997 720 1450 808 0 2978

1998 27 1156 1334 0 2517

1999 1041 1796 1684 32 4553

2000 503 1525 1421 1 3450

2001 70 2016 3160 3 5250

2002 99 1097 3000 0 4196

2003 298 1551 4443 9 6301

2004 243 1112 3401 36 4792

2005 2794 380 5387 0 8561

2006 936 1683 9442 0 12061

2007 305 2491 9602 0 12397

2008 1255 2184 10378 0 13817

2009 423 1900 11063 0 13386

2010 250 2500 10013 0 12763

2011 486 761 9850 0 11097

2012 0 522 12532 0 13054

2013 677 820 13449 10 14956

2014 172 0 2338 0 2510

Итого 10499 25444 115676 115 151734

* Составлено автором на основе «The World Bank Group. Private Participation in Infrastructure. Database 2015»

развития континента в будущем. Диапазон и размер проектов ГЧП меняется, как только новые страны и новые типы инвесторов вступают в процесс. До недавнего времени инфраструктурные проекты ГЧП были сконцентрированы в таких секторах, как энергетика и телекоммуникации, и, как правило, вовлекались в крупные инвестиции с иностранными спонсорами, которые принимали инициативы. В последнее время ряд отраслей, в которых были реализованы проекты ГЧП, расширился: внедрялись инновационные проекты, вследствие чего как местные, так и региональные инвесторы стали участвовать в более широком диапазоне инфраструктуры страны.

Перспективы развития инфраструктуры

Войны и гражданские конфликты оказали разрушительное воздействие на состояние африканской инфраструктуры, поэтому все более существенной частью решения этой проблемы становятся частные инвестиции.

Восстановление системы электроснабжения в Либерии является хорошим примером потенциала ГЧП. В 2008 г., всего через пять лет после того, как гражданская война разрушила электроэнергетическую инфраструктуру, правительство страны наняло Международную финансовую корпорацию (далее - МФК), являющуюся структурой Всемирного банка, чтобы привлечь частных операторов для инвестиций. С помощью стран-доноров власти начали работу в направлении восстановления системы питания электроэнергии в столице - городе Монровия. В 2010 г. компания «Manitoba Hydro International» приступила к управлению проектом в рамках пятилетнего контракта. К 2012 г. были осуществлены более 12 тыс. новых подключений, выручка увеличилась на 160 %, а потери уменьшились на 21 % [8].

Либерия - не единственная страна, где использовались принципы ГЧП, чтобы поддержать восстановление разрушенной инфраструктуры. Республика Бурунди, Демократическая Республика Конго, Республика Сьерра-Леоне и Республика Южный Судан активно рассматривают возможность продолжения программы ГЧП. Если Африка и впредь намерена прогрессировать и поддерживать свое обещание быть «континентом надежды», она должна развивать свою инфраструктуру. Ресурсы правительств африканских стран и стран-доноров недостаточны для решения этих задач. Качественно разработанные проекты ГЧП могут внести существенный вклад, чтобы восполнить эти недостатки.

Потенциал ГЧП в Африке безграничен по сравнению с его настоящим уровнем. Новые

возможности предоставляет расширение ГЧП в новых секторах, таких как социальные услуги. Партнерство, адаптированное к малым и большим проектам, привлечет местных и региональных инвесторов наряду с крупными международными игроками. В Африке, как и везде в мире, ГЧП может использоваться, чтобы помочь там, где ощущается наибольшая потребность.

Водная инфраструктура

Водоснабжение всегда являлось сектором, где для предоставления услуг использовалось ГЧП. Предыдущие проекты были крупномасштабными инвестициями, направленными на обеспечение водоснабжения в городских центрах. Совсем недавно цель ГЧП в секторе водоснабжения была перенаправлена на поощрение частного сектора в обеспечении водой малых сельских центров. В 2007 г. МФК подписала с правительством Уганды мандат на реализацию Программы предоставления услуг инфраструктуры через мелких поставщиков в сфере водоснабжения. Программа помогла местным инвесторам обеспечить водой некоторые города, а также позволила муниципалитетам управлять этими контрактами и улучшить доступ к финансированию для поставщиков услуг.

Первый пятилетний контракт на управление был заключен с местной частной компанией в 2010 г. для оказания услуг в городе Бузем-батиа. В течение первых двух лет компания-оператор обеспечила 400 новых подключений к системе водоснабжения, т.е. удвоила размер подключений, и установила 17 фонтанов питьевой воды там, где их раньше не было. Все эти улучшения были реализованы без какого-либо увеличения тарифа на услуги. Оператор был профинансирован за счет займа из местного банка в размере 100 тыс. долл. [1]. В настоящее время больница «Mamohato Memorial Hospital» в Лесото использует пример Бузембатиа в качестве модели. Южный Судан также хочет реализовать аналогичную программу в нескольких своих небольших городских центрах.

Электроэнергетическая инфраструктура

Частные инвестиции в энергетический сектор достигли 8,3 млрд долларов в 2012 г., что отражено в финансовом отчете по 25 новым проектам - в Кот-д'Ивуаре, Гане, Кении (2), Марокко, ЮАР (18), Уганде, Замбии. Вместе они добавили в общей сложности 3312 МВт к энергосистеме Африки (1076 МВт только в ЮАР), при средней стоимости в 2,5 млн долл. за мегаватт [3].

Телекоммуникационная инфраструктура

Телекоммуникации - это сфера огромного

прогресса по всей Африке. С 1990 по 2012 г. частные операторы инвестировали в эту область более 50 млрд долл. через поставщиков - операторов мобильной и домашней телефонной связи. Поставщики - телекоммуникационные компании - имеют в Африке в среднем 4,4 млн абонентов-провайдеров. Благодаря инвестициям в 2012 г. было подключено более 700 млн абонентов. В 2012 г. появились три новых мобильных оператора: «Haatif Telecom» (Сомали), «Smile Communications» (Уганда) и «Africell» (Демократическая Республика Конго) [6].

Транспортная инфраструктура

С 1990 г. около 20 млрд долларов частных инвестиций были вложены в транспортный сектор Африки. 14,5 млрд долл. было направлено в портовые проекты, 3,3 млрд долл. - в железнодорожные проекты, а остальные средства были разделены между аэропортами (1,5 млрд долл.) и дорогами (0,7 млрд долл.) [6].

Канализационная инфраструктура

Система коммунальной инфраструктуры (водоснабжение и канализация) в Африке с 1990 г. получила 3,3 млрд долл. инвестиций. Развитие сектора в 1990-х гг. шло медленно, достигло своего пика в 2007-2008 гг., но затем вновь замедлилось из-за глобального финансового кризиса. Две больших концессии были реализованы в Египте в 2010 г. и Алжире в 2009 г. - на сумму 475 млн долл. и 468 млн долл. соответственно. Из 44 проектов 28 были по управлению и контрактам аренды, 13 новых проектов по подключению и две концессии [6].

Выводы

Крупнейшие африканские страны, измеряемые по их валовому внутреннему продукту, привлекли большую долю инвестиций в инфраструктуру при участии частного сектора. ЮАР, Египет, Нигерия, Алжир привлекли 65 % инвестиций в инфраструктуру с 1990-х гг. - в общей сумме 158 млрд долл. Важно отметить, что количество населения не влияет на инвестиции: страны с большой численностью населения, такие как Эфиопия (87 млн чел.), Демократическая Республика Конго (75 млн чел.) и Танзания (46 млн чел.) получили мало инвестиций - 4 млн долл., 2,6 млрд долл. и 5,1 млрд долл. соответственно [5].

Уровень инвестиций в Африке остался довольно стабильным, несмотря на глобальный финансовый кризис 2008 г. Более того, инвестиции в энергетических проектах в последние годы увеличились. Инвестиции в основном сосредоточены в нескольких странах, а именно в ЮАР, Нигерии и крупных странах Северной Африки. Другие 48 стран получили оставшиеся 35 % инвестиций [5].

Программа «Африканская диаспора» действует в регионе в тесном сотрудничестве с Комиссией Африканского союза с целью мобилизации диаспоры для оказания поддержки странам Африки: а) привлечение диаспоры к участию в разработке и реализации политики; б) финансовое содействие диаспоры в виде денежных переводов на развитие региона; в) мобилизация диаспоры на техническую поддержку и развитие человеческого капитала в Африке. Все это осуществляется с помощью мероприятий, проводимых в совокупности со странами-партнерами, странами-донорами, профессиональными сетями африканской диаспоры, ассоциацией диаспоры «Hometown» (Родной город), которых эта программа позволяет подключать [6].

Рекомендации

Основываясь на изложенных выводах, можно сделать 10 ключевых рекомендаций.

• Стремление к эффективности африканской инфраструктуры нужно установить как приоритетную задачу для развития региона. Это увеличит потенциальные объемы дивидендов до 17 млрд долл. в год. Одним из наиболее ярких проявлений неэффективности является неспособность обеспечить поддержание инфраструктурных проектов. Обслуживание объектов инфраструктуры следует рассматривать как инвестиции в сохранение проектов.

• Институциональная реформа остается важной, если в регионе хотят решить проблему неэффективности операторов в сфере государственных услуг через участие частного сектора в управлении преобразованием государственных предприятий. Институциональная реформа должна выйти за рамки государственных предприятий, чтобы укрепить функцию планирования в министерствах и устранить серьезные недостатки в бюджетном процессе.

• «Нематериальные» реформы необходимы, чтобы получить максимально возможное значение роста существующей инфраструктуры. Устранение многих узких недостатков - как административных, так и нормативных - предотвратят полное преимущество отдельных проектов.

• Региональная интеграция может внести существенный вклад в снижение затрат на инфраструктуру, что позволит странам Африки извлечь выгоду из экономии и эффективно управлять региональными общественными благами.

• Для достижения стратегических целей представители частных операторов, отвечающие за развитие сетей инфраструктуры, должны быть проинформированы о пространствен-

ном распределении экономической деятельности и экономии от агломерации.

• Чтобы ускорить доступ к услугам, социальная политика, связанная с инфраструктурой, должна быть переосмыслена с большим упором на возмещение затрат от тех, кто может себе это позволить, и перенаправление субсидий.

• Для обеспечения всеобщего доступа необходимо уделять больше внимания на устранение барьеров, которые препятствуют осуществлению услуг и поставке запасного оборудования, а также принятию эффективных решений.

• Закрытие дефицита африканского финансирования инфраструктурных проектов имеет важное значение для процветания региона. Мировой финансовый кризис 2008 г. сделал более очевидной проблему необходимости самостоятельного развития производственной инфраструктуры в странах Африки.

Список литературы

1. Уганда: Программа предоставления услуг инфраструктуры через мелких поставщиков - водоснабжение / Успешный опыт: госу-

дарственно-частные партнерства. Департамент консультационных услуг IFC по проблемам государственно-частных партнерств, 2013.

2. Фогель Д.В. Совершенствование инвестиционных механизмов в Африке как фактор экономического развития // Экономические науки. 2015. № 126. С. 125-128.

3. David Baxter. The Role of PPPs and PPAs: Underlying Africa's Power Delivery // The Institute for Public-Private Partnerships. 2015.

4. James Kenny. The growing power market has awoken investors to possibilities for PPPs in Africa // Journal Partnerships bulletin. 1 June 2014.

5. Jeffrey Gutman, Amadou Sy. Soumya Chatto-padhyay. Financing African Infrastructure Can the World Deliver? // The Brookings Institution is a private non-profit organization. March 2015. 76 p.

6. Robbert van Eerd. Steady as she Grow. World Bank IFC.org/handshake.

7. World Bank - Partnering for Africa's Regional Integration Progress // Report on the Regional Integration Assistance Strategy for Sub-Saharan Africa (21 March 2011). Africa region. 2011. 60 p.

8. Zachary A. Kaplan, Kyle P., Shugart Ch., Moody A. Developing Public-Private Partnerships in Liberia. World Bank studies. 2012. 91 p.

ТАМБО Талла Робер Херве (Камерун) - аспирант. Российский университет дружбы народов. Россия. Москва. E-mail: tamboherve@yahoo.fr.

TAMBO, Talla Rober Herve (Cameroon) - Graduate Student. Russian Peoples' Friendship University. Russia. Moscow. E-mail: tamboherve@yahoo.fr.

УДК 338.43 (470.344)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЛУЧШЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО И ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНА

Н.В. Федорова, В.Г. Федоров, А.Ю. Мунши

Несмотря на рост производительности труда, масштабы производства большинства видов продукции земледелия и животноводства в расчете на 100 га сельхозугодий и пашни не сопровождались расширенным воспроизводством продукции этих отраслей. Основная причина снижения продуктивности - это деградация сельскохозяйственных земель под влиянием физического, морального и биологического (усталость почвы) износа почвенного плодородия. Исследователями доказано, что причинами возникновения физического износа плодородия являются развитие процессов водной эрозии и поглощение питательных веществ почвы сорняками; морального износа - трудности внедрения достижений НТП в производство и невостребованность плодородных земель; биологического износа - несоблюдение закона чередования культур в севообороте и почвоутомление - накопление в почве фитотоксичных соединений. Эти факторы провоцируют функционирование закона убывающего плодородия почв и снижение эффективности отраслей сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.