2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, 2013. 288 с.
3. Новичков В.И., Дембовский В.Р., Виноградова И.М. Стратегический менеджмент. М.: Дашков и К°, 2015. 202 с.
4. Портнов М.С. Анализ информационных потоков в системе управления предприятием //
Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 4 (14). С. 138-141.
5. Смирнова Т.Н. Анализ маркетинговой деятельности коммерческой организации // Фундаментальные и прикладные исследования, разработка и применение высоких технологий в экономике, управлении проектами, информатике: Междунар. научн.-практ. конф. СПб.: КультИнформПресс, 2014. С. 133-135.
ПОРТНОВ Михаил Семенович - кандидат социологических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m.s.portnov@rucoop.ru.
СМИРНОВА Татьяна Николаевна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: t.n.smirnova@ru-coop.ru.
PORTNOV, Mikhail Semenovich - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m.s.portnov@rucoop.ru.
SMIRNOVA, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: t.n.smirnova@ rucoop.ru.
УДК 338(1-21)
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Е. Рассанова, М.В. Гаврилова
Посвящено исследованию состояния и результативности управления экономическим развитием муниципального образования и направлено на применение стратегического подхода к управлению экономическим развитием муниципального образования.
Ключевые слова: муниципальное образование; управление; экономическое развитие; состояние; проблемы развития; стратегия.
O.E. Rassanova, M.V. Gavrilova. ACTUAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF MUNICIPAL ECONOMIC DEVELOPMENT
The article is dedicated to the study of condition and effectiveness of the management of economic development of the municipality and is aimed at the application of a strategic approach to the management of municipal economic development.
Keywords: municipality; management; status; economic development; problems of development; strategy.
Современное нестабильное состояние экономики России и вытекающие отсюда условия существования муниципальных систем требуют от органов местного самоуправления ответственности за результаты и эффективность экономического развития подведомственной им территории. Органам местного самоуправления предоставлены весьма широкие полно-
мочия в области управления экономикой муниципальных образований. При этом в условиях обострения конкурентной борьбы, нестабильности экономической ситуации эффективное управление экономикой муниципального образования, с целью обеспечения ее устойчивого развития, есть единственный выход и способ устранения угроз внешней среды.
78
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 3(25)
В самом общем виде муниципальное экономическое развитие можно понимать как процесс определенных изменений в муниципальном образовании, направленных на улучшение его экономики. На экономическое развитие муниципального образования одновременно оказывает управленческое воздействие целая система субъектов, особое место среди которых занимают органы местного самоуправления, обладающие определенным набором рычагов, инструментов влияния на экономику. Направления управления экономикой муниципального образования представлены на рис. 1.
Приоритетные направления развития экономики на муниципальном уровне прописываются в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования, которая, согласно Федеральному закону от 28.06.2014 г 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в обязательном порядке разрабатывается в каждом муниципальном образовании [1].
Согласно Стратегии социально-экономического развития Цивильского района Чувашской Республики на период до 2020 г., в основе которой принципы социальной ориентации и устойчивости экономического развития, обеспечение высоких темпов экономического роста достижимо посредством:
- повышения инновационной восприимчивости предприятий района;
- развития инвестиционной деятельности в районе;
- повышения эффективности агропромышленного комплекса района;
- формирования делового климата для развития предпринимательства [5].
Определяя направления развития экономики муниципального района на долгосрочную перспективу, Стратегия выступает основой муниципальных программ, планов развития муниципального сектора экономики (табл. 1).
Важнейшей составляющей механизма реализации программ является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий, отдельные из которых финансируются из муниципального бюджета (табл. 2).
Консолидированный бюджет муниципального района в целом за 2015 г. исполнен по доходам на 87,6 % к уровню 2014 г. Собственные доходы составили к 2014 г. 88,5 %; их доля в совокупных доходах почти 39 % и возросла по сравнению с 2012 г. на 5 %, что является следствием активной работы администрации совместно с территориальными представительствами федеральных органов власти по мобилизации доходов в бюджет района.
Предоставление бюджетных средств в Ци-вильский район осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе в виде поступлений по государственным или муниципальным контрактам. В 2015 г., по данным муниципальных заказчиков, всего проведено 7584 торга и других способов закупок продукции, общая стоимость заключенных контрактов составила почти 205 млн руб. По результатам торгов заключено 50 муниципальных контрактов на 117,2 млн руб. (57 % объема закупок).
По итогам специализированных торгов по определению поставщиков для субъектов малого предпринимательства и социально ориен-
Рис. 1. Направления управления экономикой муниципального образования
Таблица 1
Перечень муниципальных программ Цивильского района Чувашской Республики, охватывающих ключевые направления развития экономики района [5]
Направление развития Наименование муниципальных программ (МП)
Промышленность МП «Развитие биотехнологий в Цивильском районе Чувашской Республики до 2020 года»
МП «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы»
Сельское хозяйство МП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Цивильского района Чувашской Республики на 2014-2020 годы»
МП «Развитие производства зерна и картофеля в Цивильском районе Чувашской Республики на 2011-2015 годы»
Малое и среднее предпринимательство МП поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Цивильском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы
МП «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Цивильском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы»
Строительство МП «Развитие и освоение земельных участков под жилищное строительство в Цивильском районе на 2012-2018 годы на основе документов территориального планирования»
МП «Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог на территории Цивильского района Чувашской Республики в 2010-2020 годы»
Транспорт МП «Развитие транспортной системы в Цивильском районе Чувашской Республики на 2014-2020 годы»
Жилищно- коммунальное хозяйство МП энергосбережения и энергетической эффективности в Цивильском районе Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года
МП «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства в Цивильском районе Чувашской Республики на 2014-2020 годы»
тированных некоммерческих организаций заключено 34 контракта на 18,2 млн руб. (почти 30 % совокупного годового объема закупок).
Приоритетом экономического развития Цивильского района Чувашской Республики является формирование в районе благоприятного инвестиционного климата, возможностей для создания и развития производств, что выступает гарантом социальной защищённости местного населения. В целях снижения административных барьеров и создания благоприятной инвестиционной и предпринимательской деятельности в данном муниципальном районе в 2014-2015 гг. [5]:
- создан Совет по инвестиционному развитию и предпринимательству (постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от 13.10.2014 г. № 986);
- утвержден Порядок формирования и предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для создания индустриальных парков на территории района (постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от 15.04.2015 г. № 350);
- подготовлен перечень земельных участков, объектов недвижимости для реализации инвестиционных проектов (7 участков общей площадью 407, 2 га);
- разработана и размещена на сайте инвестиционная карта, где отражена информация по реализуемым инвестиционным проектам, свободным от застройки земельным участкам, а также
Таблица 2
Консолидированный бюджет Цивильского района Чувашской Республики за 2012-2015 гг. [5]
Показатели Годы Темп изменения 2015 г. к, %
2012 2013 2014 2015 2012 г. 2014 г.
1. Доходы консолидированного бюджета района, всего, млн руб. 564,9 681,1 676,4 592,8 105,0 87,6
в т.ч. собственные доходы бюджета района:
- сумма 191,5 251,5 260,0 230,1 120,2 88,5
- доля, % 33,9 36,9 38,4 38,8 - -
2. Расходы консолидированного бюджета района, млн руб. 563,2 670,2 687,0 599,9 106,5 87,3
3. Дефицит (-), профицит консолидированного бюджета, млн руб. 1,7 10,9 -10,6 -7, 1 - -
Таблица 3
Показатели экономического развития Цивильского района Чувашской Республики за 2011-2015 гг. [5]
Показатели Годы Темп изменения 2015 г. к, %
2011 2012 2013 2014 2015 2011 г. 2014 г.
1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг по видам экономической деятельности, тыс. руб.:
- обрабатывающие производства 210511 133682 249341 267354 281077 133,5 105,1
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 38388 47228 49451 52108 53445 139,2 102,6
2. Продукция сельского хозяйства, млн руб. 2221,8 2169,4 2375,7 2351,0 * - -
3. Ввод в действие общей площади жилых домов, м2 27520 24819 25636 26736 26969 98,0 100,9
4. Оборот розничной торговли, млн руб. 865,9 1011,3 1216,5 1326,6 1457,8 168,4 110,0
5. Оборот общественного питания, млн руб. 5,3 10,6 18,8 18,4 21,6 в 4,1 р. 117,4
6. Сальдированный финансовый результат в экономике, тыс. руб. 61746 69884 167369 92708 * - -
7. Инвестиции в основной капитал, млн руб. 138,3 879,1 1283,0 607,9 * - -
8. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, ед. 321,3 300,2 236,1 248,6 251,7 78,3 101,2
* отсутствуют официальные данные
информация о каналах прямой связи предпринимателей с главой администрации района;
- утвержден План мероприятий («дорожная карта») развития малого и среднего предпринимательства на 2015-2016 гг. (постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от 12.05.2015 г. № 394).
Результативность управления экономикой муниципального образования отражается в показателях его экономического развития (табл. 3).
На основе представленных показателей можно выявить следующие тенденции развития экономики муниципального образования за период:
- увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг в обрабатывающих производствах на 34 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - в 1,4 раза, при этом на протяжении периода показатели не имеют четко выраженной тенденции развития;
- рост общего объема сельскохозяйственного производства за 2011-2014 гг. на 6 %;
- сокращение в целом за период (на 2 %) ввода в действие общей площади жилых домов; некоторое увеличение показателя в 2015 г. в сравнении с 2014 г.;
- ежегодный рост в действующих ценах оборота розничной торговли, в результате чего отмечается его увеличение почти в 1,7 раза в целом за период;
- ежегодный рост в действующих ценах оборота общественного питания, в результате чего отмечается его увеличение в 4 раза в целом за период;
- получение на протяжении периода общего положительного сальдированного финансового результата;
- рост высокими темпами до 2013 г. включительно объема инвестиций в основной капитал района; с 2014 г. наметилась тенденция его снижения;
- снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность в районе, почти на 22 % (рост показателя более чем на 1 % в сравнении с 2014 г.);
- преобладание в структуре малого бизнеса по видам экономической деятельности розничной торговли и общественного питания (их доля около 31 % от общего числа малых предприятий), сельского хозяйства (16,5 %), строительства (16,7 %) и обрабатывающих производств (22,8 %).
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии как положительных, так и отрицательных тенденций экономического развития Цивильского района Чувашской Республики.
Как уже было отмечено, прогрессивное экономическое развитие муниципального образования обеспечивается применением инструментов стратегического управления. Следует заметить, что каждое муниципальное образование имеет право на свой подход к стратегическому управлению, в том числе и к определению формата стратегии как документа и к ее содержанию. Критическое обобщение опыта стратегического управления муниципальных образований России позволяет обозначить от-
дельные недостатки, присущие практической деятельности в этой сфере [2; 4]:
1. Документы, отражающие перспективы экономического развития муниципального образования на долгосрочный и среднесрочный периоды, разрабатываются без учета мнения представителей бизнеса и населения, что часто приводит к нереалистичности формируемых целевых установок.
2. Большинству документов, разрабатываемых на уровне муниципального образования на долгосрочную перспективу, присущи некоторые недостатки:
- неспособность адаптироваться под регу-
лярно меняющиеся условия и факторы внешней среды;
- неотражаемость тенденций, закономерностей экономического развития муниципального образования, неучет изменений внутренних и внешних факторов воздействия;
- отсутствие системы количественно определенных целей перспективного комплексного социально-экономического развития территории;
- отсутствие нескольких проработанных возможных вариантов развития;
- полное копирование без преломления под местную специфику стратегических приоритетов социально-экономического развития региона.
Разработка программ и проектов экономического развития МО
Рис. 2. Алгоритм процесса стратегического управления экономическим развитием муниципального образования
Рис 3. Стратегические направления экономического развития Цивильского района Чувашской Республики, способствующие достижению цели обеспечения стабильного экономического роста
3. В Стратегии развития муниципального образования отражаются не все направления экономической политики. В частности, в действующей Стратегии Цивильского района Чувашской Республики выработаны приоритетные направления развития АПК, инвестиционной и инновационной политики, но не отражены приоритетные направления промышленной политики. В документе прописаны ничем не подкрепленные перспективы развития отдельных предприятий промышленности района, зачастую все сведено к констатации уже имеющих место фактов.
С учетом выявленных недочетов нами предлагается алгоритм процесса стратегического управления экономическим развитием муниципального образования (рис. 2).
Исходя из стратегических установок Правительства Чувашской Республики, с учетом местной специфики нами обозначены стратегические направления экономического развития Цивильского района, способствующие достижению цели обеспечения стабильного экономического роста на основе повышения конкурентоспособности и формирования инновационной модели муниципальной экономики (рис. 3).
Представляется, что обозначенные рекомендации, направленные на совершенствование системы управления экономическим развитием муниципального образования, могут способствовать усилению экономического роста на ос-
нове качественных сдвигов, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности муниципального образования.
Список литературы
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 09.09.2016).
2. Кордон Б.А., Рассанова О.Е. Управление муниципальным образованием // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 1 (19). С. 59-63.
3. Ремеслова А.Н., Рассанова О.Е. Подходы к оценке эффективности и результативности управления муниципальным образованием // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 3 (21). С. 61-64.
4. Ремеслова А.Н., Рассанова О.Е. Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования // Экономика, право и управление: теория, методология и практика: сб. материалов заочной науч.-практ. конф., посвящ. юбилею засл. работника высш. школы Российской Федерации и Чувашской Республики Ю.П. Леванова (30 мая 2015 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. С. 111-114.
5. Официальный сайт администрации Цивильского района Чувашской Республики. URL: http://zivil@cap.ru.
РАССАНОВА Ольга Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: olgarussl@mail.ru.
ГАВРИЛОВА Марина Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m-gavrilova@list.ru.
RASSANOVA, Olga Evgenyevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: olgarussl@mail.ru.
GAVRILOVA, Marina Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m-gavrilova@list.ru.
УДК 658
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРЕВЕНТИВНОМ АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
И.Ю. Рыков
В статье рассмотрены теоретические аспекты применения методов кластерного анализа финансовых показателей деятельности организаций в ранней диагностике негативных тенденций его развития и предкризисных изменений; разработана общая практическая схема применения такой методологии в оценке состояния конкретной организации.
Ключевые слова: превентивное антикризисное управление; кластерный анализ; финансовые показатели; организация.
I.Yu. Rykov. CLUSTER ANALYSIS METHODS APPLYING OF FINANCIAL PERFORMANCE ORGANIZATIONS IN PREVENTIVE CRISIS MANAGEMENT
This article considers theoretic aspects of cluster analysis methods applying of financial performance organizations in early diagnosis of negative trends of its increase and pre-crisis changes; general practice scheme of using this methodology in condition rating of particular organization is designed.
Keywords: preventive crisis management; cluster analysis; financial performance; organization.
Традиционное для теории антикризисного управления представление организации в виде социально-экономической системы, находящейся в постоянном взаимодействии с надсистемным пространством, достаточно очевидно показывает, что вероятность возникновения в ней экзогенных кризисных явлений находится в обратной зависимости от способности такой организации противостоять нежелательным изменениям факторов внешней среды, поддерживать внутреннее равновесное состояние в неких, оптимальных для нормального осуществления хозяйственной деятельности, границах. Такая способность, на практике определяемая целым комплексом весьма разнородных показателей (например: особенностями механизмов менеджмента организации, степенью адекватности проводимой маркетинговой политики текущим условиям рынка, общим финансовым состоянием организации и пр.), в самом общем смысле может быть названа адаптационным ресурсом организации.
В качестве одного из важных маркеров кризисной устойчивости, во многом задающим объем и качество адаптационного ресурса организации, выступает совокупность ее основных финансовых показателей, которая может быть достаточно просто формализована и подвергнута целевому анализу различными математическими методами.
Стоит отметить, что оценка системы финансовых показателей предприятия является достаточно универсальным средством определения не только степени резистентности компании по отношению к всевозможным негативным внешним факторам, но и в целом ряде случаев способна весьма точно отразить процессы, протекающие внутри организации, а значит - выступить в роли одного из показателей, отражающих принадлежность организации к той или иной фазе жизненного цикла.
Таким образом, методологические подходы к оценке и анализу текущих значений финан-