УДК 338.22 (470.344)
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ФОРМЫ ЕГО ПОДДЕРЖКИ В РЕГИОНЕ
М.В. Гаврилова, С.Г. Кочергина
Посвящено исследованию развития малого предпринимательства и форм его государственной поддержки в Чувашской Республике и направлено на определение региональных особенностей развития малого предпринимательства с целью совершенствования применяемых форм и инструментов государственного регулирования и поддержки на региональном уровне.
Ключевые слова: субъекты; малое предпринимательство; государственное регулирование; государственная поддержка; проблемы развития; состояние; перспективы развития.
M.V. Gavrilova, S.G. Kochergina. DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS AND THE FORMS OF ITS SUPPORT IN THE REGION
The article is devoted to the development of small business and its forms of state support in the Chuvash Republic and aims at determining the regional peculiarities of the development of small entrepreneurship with a view to enhancing the applied forms and tools of state regulation and support at the regional level.
Keywods: constituent territories; small business; government regulation; state support; problems of development; status; development prospects.
Растущая роль малого предпринимательства в региональной экономике - актуальный тренд, характеризующий современные тенденции развития социально-экономических систем мезоуровня, что обусловлено принятием малым бизнесом на себя функций, обеспечивающих условия воспроизводства рыночных отношений на основе баланса интересов спроса и предложения как на факторы производства, так и их результаты. Важно отметить, что развитие малого бизнеса выступает катализатором эффективного производства крупных компаний посредством освоения новых рынков, придания экономике эластичности в оперативной реакции на изменение рыночной конъюнктуры, участия в формировании конкурентной среды. Активизация развития малого предпринимательства особенно актуализируется для регионов, в которых концентрируется отраслевой сегмент крупного бизнеса, имеются проблемы структурного характера в экономике, проблематично достижение сбалансированности социально-экономического развития.
Чувашская Республика - субъект Российской Федерации, не обладающий значительной площадью территории в масштабах страны, стратегически важными полезными ископаемыми, компенсируя указанные недостатки выгодным географическим положением, развитой инженерной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктурой, значительным потенциалом трудовых ресурсов с акцентом на самозанятость.
Развитие малого бизнеса остается приоритетным направлением государственной политики Чувашской Республики, что становится особенно очевидным в условиях экономических санкций и трансформации модели экономического развития России. Руководство республики в стратегических документах определяет, что укрепление социально-экономического развития региона в значительной степени зависит от реализации потенциала малого и среднего бизнеса, связанного с ростом вклада сектора в формирование валового регионального продукта как за счет развития традиционных, так и инновационных отраслей экономики.
Благодаря интеллектуальному потенциалу, сконцентрированному в секторе малого и среднего предпринимательства, удельный вес отгруженной инновационной продукции возрос в два раза к уровню 2010 г. (с 6,1 до 13,6% по итогам 2014 г), что способствует формированию основ новой экономической модели развития экономики республики. Особое внимание уделяется развитию малых предприятий в области инноваций и промышленного производства, коммерциализации разработок малых инновационных предприятий. Для этого создана инфраструктура поддержки, представленная бизнес-инкубаторами в районах и городах республики, центрами инжиниринга, молодежного инновационного творчества, прототипи-рования, сертификации, стандартизации и испытаний, индустриальным парком.
26 Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №4(22)
Таблица 1
Показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Чувашской Республики за 2012-2014 гг. [3]
Показатели Годы Отклонение 2014 г. от Темп изменения, %, 2014 г. к
2012 2013 2014 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г.
1. Количество субъектов малого предпринимательства, в т.ч.:
- малые предприятия, включая микропредприятия 13975 14589 15807 1218 1832 108,4 113,1
- индивидуальные предприниматели, тыс. чел. 51,1 40,9 38,4 -2,5 -12,7 93,9 75,1
2. Средняя численность работников, чел. 94250 96580 95172 -1408 922 98,5 101,0
3. Объем деятельности, млн руб. 131896,4 143716,7 153527 9810,3 21630,6 106,8 116,4
4. Инвестиции в основной капитал, млн руб. 4077,3 7413,8 8795,2 1381,4 4717,9 118,6 в 2,2 р.
5. Объем налоговых поступлений, млрд руб. 1,9 2,0 2,7 0,7 0,8 135,0 142,1
В табл. 1 представлены ключевые показатели деятельности субъектов малого предпринимательства.
В Чувашской Республике осуществляют деятельность свыше 15,8 тыс. малых предприятий, количество которых стабильно растет. В них занято 95,2 тыс. чел. Наметилась тенденция сокращения количества индивидуальных предпринимателей в среднем на 6-8% ежегодно.
Объем деятельности малых предприятий в 2014 г. превысил 153,5 млрд руб. и характеризуется стабильной динамикой роста. В расчете на одно малое предприятие показатель объема деятельности в 2014 г составил 9,7 млн руб. (для сравнения, в 2012 г - 9,4 млн руб.).
Доля малого бизнеса в валовом региональном продукте по итогам 2014 г. составила 17,6%, а в совокупности со средним бизнесом - 57%.
Стабильно растет объем налоговых поступлений, который составил по итогам 2014 г. 2,7 млрд руб. и возрос по сравнению с 2012 г. в 1,4 раза. Вложенные в развитие малого бизнеса бюджетные инвестиции возвращаются в виде налоговых поступлений со сложившейся положительной динамикой, которые в дальнейшем реинвестируются на развитие и реализацию социальных проектов в республике.
На рис. 1 представлена отраслевая структура малого бизнеса Чувашской Республики в 2014 г.
Преобладающей отраслью деятельности является торговля и ремонтные услуги (36,7%), операции с недвижимостью (19,4%), строительство (13,3%).
Основным инструментом реализации государственной поддержки малого бизнеса является подпрограмма «Развитие малого и
Рис. 1. Отраслевая структура малого бизнеса Чувашской Республики в 2014 г., % [3]
среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы» [5]. В 2014 г. на реализацию мероприятий подпрограммы выделено 434,4 млн руб., что на 21,5% больше, чем в 2013 г. В 2015 г. планируется направить из федерального и республиканского бюджетов около 400 млн руб., из которых около 25% - средства регионального бюджета.
Действующие на территории республики формы и мероприятия государственной поддержки охватывают практически все стороны создания, развития и становления бизнеса от консультирования, правового обеспечения, помощи в подготовке бизнес-проектов до прямой финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
В 2011-2014 гг. на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства было выделено из бюджета около 1,4 млрд руб., направленных на оказание практически всех форм государственной поддержки, законодательно определенных в РФ. В целях расширения возможностей получения кредитных ресурсов в республике осуществляют деятельность гарантийный фонд, микрофинансовая организация, венчурный фонд. Преимущественная финансовая поддержка адресована малым предприятиям, функционирующим в обрабатывающем производстве (52,8%) и строительстве (25,3%).
Эффективность применяемых форм поддержки малого предпринимательства в республике подтверждается его поступательным экономическим развитием. Производительность
труда в малом бизнесе превысила в 2014 г. 1,6 млн руб. и возросла за последние 3 года на 15,3%. Объем инвестиций, приходящийся на одного работника малого предприятия, достиг 92,4 тыс. руб. и возрос в 2,1 раза, что является следствием реализации системы комплексной финансовой поддержки малого предпринимательства. Объем налоговых поступлений в расчете на одного работника малого предприятия составил в 2014 г. 28,3 тыс. руб. и характеризуется положительной динамикой.
Социальная эффективность поддержки малого предпринимательства выражается в создании новых рабочих мест и сохранении числа созданных. Приходится констатировать снижение социальной эффективности, выраженное в сокращении количества занятых в малых предприятиях республики в 2014 г. В то же время, в совокупности со средним бизнесом, малый бизнес формирует третью часть занятых в экономике региона, а реализованные программы поддержки в целом способствовали созданию 800 рабочих мест.
Развивается молодежное предпринимательство. В мероприятия по поддержке данной формы вовлечено 3,5 тыс. чел., для которых были организованы специальные тренинги, обучающие семинары, олимпиады, региональный этап Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России». За три последних года на реализацию комплекса мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства направлено 13,2 млн руб.
В табл. 2 отражены результаты оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике.
Приведенные данные свидетельствуют об
Таблица 2
Результаты оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
в Чувашской Республике за 2012-2014 гг.*
Показатели Годы Отклонение 2014 г. от Темп изменения, %, 2014 г. к
2012 2013 2014 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г.
1. Количество субъектов малого предпринимательства, которым оказана финансовая поддержка, ед. 1239 1575 1805 230 566 114,6 145,7
2. Количество созданных рабочих мест, ед. 2500 2575 2320 -255 -180 90,1 92,8
3. Количество сохраненных рабочих мест, ед. 9000 11589 11500 -89 2500 99,2 127,8
4. Количество субъектов малого предпринимательства, которым оказаны все формы поддержки, ед. 9000 9200 9300 100 300 101,1 103,3
* Составлено по данным доклада министра экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики «Отчет о деятельности Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики в 2014 году» [4]
устойчивом росте количества субъектов малого бизнеса, которым оказывается государственная финансовая поддержка, и количества малых предприятий, получающих все формы поддержки.
В республике объявлен конкурс, направленный на предоставление грантов в форме субсидий на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационных проектов, результаты которых имеют перспективу коммерциализации. Гранты предоставляются малым инновационным предприятиям в размере до 10 млн руб.
Приоритеты Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики в 2015 г. в сфере поддержки определены следующими критериями:
1) создание новых рабочих мест;
2) предприятия, реализующие проекты в сфере импортозамещения;
3) резиденты бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных парков при достижении целевых показателей занятости на малых предприятиях.
Результаты проведенного исследования позволили сформулировать проблематику развития малого бизнеса в Чувашской Республике:
1) ограниченность доступа к источникам финансирования развития предпринимательской деятельности;
2) наличие административных барьеров, в том числе длительность сроков рассмотрения документов и принятия решений различными службами республики и согласующих структур;
3) низкий уровень осведомленности предпринимателей об инстсументах поддержки, в том числе низкий уровень финансовой грамот-носеи предпринимателей;
4) ограниченность финансовых возможностей регионального бюджета в сфере оказания поддержки субъектам малого предпринимательства;
5) нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малого и среднего предпринимательства.
Решение проблем видится в продолжении реализации мероприятий в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, инициированных в республике (рис. 2).
Накопленный в республике опыт реализации комплексной поддержки развития субъектов малого предпринимательства, внедрения новых инфраструктурных объектов, расширения сети консультационных пунктов будет способствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в регионе.
Нами предлагается модель управления малым бизнесом региона, ориентированная на формирование условий для его развития (рис. 3).
Суть модели - формирование совокупности взаимосвязанных элементов, функционирующих как единый динамичный комплекс и нацеленных на обеспечение устойчивого развития предприятий малого и среднего бизнеса за счет формирования системы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства.
Приоритетной задачей государственного регулирования развития малого бизнеса является разрешение проблем, стоящих перед ним на федеральном, региональном и местном уровнях.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального и регионального бюджетов
Оказание консультационной и организационной поддержки субъектам
малого и среднего предпринимательства
Рекомендации по реализации
мероприятий в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Эффективное функционирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Реализация программ обучения в сфере малого и среднего предпринимательства
Рис. 2. Рекомендации по реализации мероприятий в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Федеральные органы государственной власти
Органы государственной власти субъектов РФ
ей
а
^ о
н <и
и I
^ <п
а
н ю
о ей о
а
-е о ч
I й
К 2
Кредиты
Информация
Консультации
Обучение
Страхование
Гарантии
ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Лоббирование
Экспертиза
Поддержка
Информация
Кредиты
«
<ц
п
о н
2 я ей
X Е
X <а и н о X 8 X
« X
а
<ц С
3 ю <ц ю <ц а
О о С
Рис.3. Моде ль упаавпения малым бизнесом региона, ооиентиpованная наИаамиаование условий для его развития
В связи с этим считаем необходимым обеспечить на федеральном уровне:
1. Стратегическое планирование поддержки малого бизнеса.
2. Повышение эффективности федераль-
ных программ поддержки малого предпринимательства.
3. Устранение административных барьеров, преодоление коррупции и ухода малых предприятий в теневой сектор экономики.
30
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №4(22)
4. Формирование федеральной нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства.
5. Предоставление налоговых льгот, упрощение и стабильность систем налогообложения, стандартизации и сертификации; создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства.
6. Совершенствование системы финансовой поддержки, ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов (микрофинансирование, инвестиционные конкурсы и т.д.).
На региональном уровне целесообразно обеспечить реализацию следующих мер:
1. Участие субъектов малого предпринимательства в программах государственной поддержки.
2. Повышение эффективности региональных программ поддержки малого предпринимательства.
3. Ликвидация административных барьеров в развитии малого бизнеса.
4. Разработка механизма активизации участия субъектов малого предпринимательства в выполнении государственных и муниципальных заказов на конкурсной основе.
5. Повышение результативности мер по взаимодействию малых предприятий с крупными промышленными компаниями.
6. Активное вовлечение фондов поддержки в мероприятия по развитию малого бизнеса в регионе и содействие развитию конкуренции.
7. Активизация роли бизнес-инкубаторов в сфере подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.
В целях решения вопросов местного значения, затрагивающих аспекты развития субъектов малого предпринимательства, органы местного самоуправления должны обеспечить:
1. Формирование и размещение муниципальных заказов с участием в конкурсе предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
2. Установление индивидуальных тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями для малых предприятий, функционирующих в приоритетных направлениях развития экономики региона.
3. Принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования посредством развития малого бизнеса.
4. Организационная и материально-техническая помощь субъектам малого предпринимательства.
5. Учреждение средств массовой информации, предназначенных для опубликования муниципальных правовых актов, связанных с деятельностью субъектов малого предпринимательства и информации, обеспечивающей поддержку развития данного сектора.
Основой управления развитием малого бизнеса в регионе и его предпосылками выступают приоритеты стратегического развития региона.
Таким образом, механизм управления развитием малого бизнеса, учитывающий приоритеты регионального развития, позволит целенаправленно решать актуальные проблемы развития малого предпринимательства с учетом территориальных особенностей субъекта Российской Федерации.
Список литературы
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 04.05.2015).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 19.10.2009 г. № 51 (ред. действующая). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2015).
3. Доклад о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике и мерах, направленных на их государственную поддержку в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы», за 2014 год. URL: http://gov. cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_142/doklad_o_raz-vitii_predprinimateljstva_v_2014_godu.pdf
4. Отчет о деятельности Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики в 2014 году: доклад Министра экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики. URL: http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_24/prez_ doklad-otchet_o_deyat_min.pptx.
5. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы»: утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 г. № 398 (ред. от 09.04.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 04.05.2015).
ГАВРИЛОВА Марина Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
КОЧЕРГИНА Светлана Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
GAVRILOVA, Marina Vyacheslavovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
KOCHERGINA, Svetlana Gennadyevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 336.2(510)
ИЗ ОПЫТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КНР:
ЧТО ПРИГОДИТСЯ РОССИИ
С.Ю. Гурова, Я.Г. Шипеев
Рассматривается опыт налогообложения доходов граждан в Китайской Народной Республике (КНР) применительно к подоходному налогу с физических лиц в Российской Федерации.
Ключевые слова: опыт подоходного налогообложения в Китае; Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц»; ставки НДФЛ в отношении оплаты труда.
S.Yu. Gurova, Ya.G. Shipeev. FROM THE EXPERIENCE OF TAXATION OF NATURAL PERSONS OF THE PRC: WHAT IS USEFUL TO RUSSIA
Experience of the taxation of the income of citizens in the People's Republic of China (PRC) in relation to income tax from natural persons in the Russian Federation is considered.
Keywords: experience of the income taxation in China; The Law People's Republic of China «About a tax on the income of natural persons»; personal income tax rates concerning compensation.
Государственная политика в области налогообложения в странах с социально ориентированной экономикой направлена не просто на защиту человека от социальных рисков, а на недопущение резкого материального и социального неравенства, обеспечение достаточно высокого уровня поддержки и помощи нуждающимся слоям населения, на сохранение и развитие человеческого капитала.
В Российской Федерации к доходам от выполнения трудовых обязанностей применяется единая ставка подоходного налога 13%, что, строго говоря, не соответствует принципу равного налогового бремени. Переход к ставке 13% был осуществлен в 2001 г. в связи со вступлением в силу гл. 23 Налогового кодекса. До 2001 г. налог на доходы физических лиц исчислялся по прогрессивной шкале на основании Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», принятом в декабре 1991 г. Введение плоской шкалы налогообложения трудовых доходов обосновывалось тем, что крупные сум-
мы доходов в этом случае будут выведены из теневого сектора экономики. Однако результаты исследований Счетной палаты и Всероссийского центра уровня жизни свидетельствуют о том, что введение в нашей стране плоской шкалы подоходного налога не позволило решить те задачи, которые ставились изначально [5].
К тому же плоская шкала подоходного налогообложения упрощает налоговое администрирование, а чрезвычайные сложности, связанные с собираемостью налогов при прогрессивных ставках подоходного налогообложения, представляются надуманными.
Опыт подоходного налогообложения в Российской Федерации может быть обогащен опытом подоходного налогообложения, сложившимся в последние десятилетия в КНР, где при численности населения, на порядок превышающей численность населения России, успешно применяется 7-ми ступенчатая прогрессивная система подоходного налогообложения с минимальной ставкой 5% и максимальной - 45%,