Научная статья на тему 'Исследование стратегического потенциала компании как фактор повышения конкурентоспособности'

Исследование стратегического потенциала компании как фактор повышения конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / STRATEGIC POTENTIAL / COMPETITIVENESS / AUTOMATION / SWOT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Портнов Михаил Семенович, Смирнова Татьяна Николаевна

Рассмотрены вопросы исследования стратегического потенциала компании как фактора повышения конкурентоспособности. Сформулированы рекомендации по анализу деятельности компании с целью повышения ее конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of the strategic potential of the company as a factor in improving competitiveness

The question of the study is the strategic potential of the company as a factor in improving competitiveness. Some recommendations for the analysis of the activities of the company to improve its competitiveness are given.

Текст научной работы на тему «Исследование стратегического потенциала компании как фактор повышения конкурентоспособности»

PAVLOVA, Yulia Vladimirovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: inet2@mail.ru.

УДК 004.42

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

М.С. Портнов, Т.Н. Смирнова

Рассмотрены вопросы исследования стратегического потенциала компании как фактора повышения конкурентоспособности. Сформулированы рекомендации по анализу деятельности компании с целью повышения ее конкурентоспособности.

Ключевые слова: стратегический потенциал; конкурентоспособность; автоматизация; SWOT-анализ.

M.S. Portnov, T.N. Smirnova. A STUDY OF THE STRATEGIC POTENTIAL OF THE COMPANY AS A FACTOR IN IMPROVING COMPETITIVENESS

The question of the study is the strategic potential of the company as a factor in improving competitiveness. Some recommendations for the analysis of the activities of the company to improve its competitiveness are given.

Keywords: strategic potential; competitiveness; automation; SWOT analysis.

Стратегический потенциал компании представляет собой совокупность производственно-финансовых, интеллектуальных и трудовых возможностей, которые обеспечивают устойчивые конкурентные позиции на рынке [2].

Целью стратегического анализа организации является выявление возможностей, которыми располагает предприятие для осуществления деятельности, а также препятствий к этому. В специальной литературе [3] подробно описаны классические методические подходы к анализу: 1) выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия и построение сбалансированной стратегии; 2) выявление проблемы и построение стратегии ее разрешения; 3) оценка возможностей ресурсного потенциала по видам ресурсов.

В результате внутреннего анализа предприятия выявляются основные характеристики следующих факторов: 1) номенклатура выпускаемой продукции; 2) ресурсный потенциал предприятия; 3) издержки, их уровень и структура; 4) источники финансовых средств, их доступность; 5) система управления.

Изменения отечественной экономики со всей очевидностью обусловливают необходимость поиска новых и неординарных решений в сфере управления коммерческой организацией. Действенным инструментом повышения качества управления бизнесом является автоматизация. Актуальность автоматизации опре-

деляется возможностью эффективной поддержки оперативной деятельности компании, минимизацией негативного влияния человеческого фактора, оптимизацией бизнес-процессов, повышением эффективности принимаемых управленческих решений. В первую очередь в этом заинтересованы руководители всех уровней управления.

Под автоматизацией чаще всего понимают переход компании от трудоемких рутинных операций к внедрению современных информационных технологий с целью сокращения времени выполнения работ и повышения качества деятельности, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли компании и ее закреплению на рынке. Таким образом, автоматизация бизнеса дает неоспоримые преимущества в конкурентной борьбе.

В качестве примера рассмотрим деятельность фирмы «Бит». Изначально фирма создавалась как региональное представительство известной московской компании, специализирующейся на торговле компьютерным оборудованием и оргтехникой. С учетом того, что на начальных этапах подобных фирм было небольшое количество, торговые наценки были минимальными, а спрос, в связи с бурным развитием компьютерной техники, был высоким, фирма процветала и не испытывала недостатка в клиентах. Единственным участком, который требовал немедленной автоматизации, был тру-

доемкий процесс по оформлению и хранению различной документации, что было решено созданием автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста [1; 4]. Бухгалтерский учет велся централизованным образом в головном подразделении. Возрастающая конкуренция в данной сфере диктовала свои условия, которые, в свою очередь, предъявляли новые требования: возможность быстрого получения заказанного товара, оплаты «на месте», необходимость рекламы в средствах массовой информации, высокая профессиональная компетенция сотрудников, эффективное управление и др. Отсутствие грамотно выстроенного процесса работы персонала, уменьшение количества клиентов, неспособность определения наиболее проблемных мест во всей цепочке бизнес-процессов, неМатрица SWOT-аl

хватка внутренних ресурсов привели к ситуации возможного закрытия фирмы.

С целью выработки стратегии выхода из сложившейся проблемной ситуации было принято решение провести системный анализ деятельности фирмы «Бит», который в совокупности с методом экспертных оценок позволил бы определить сильные и слабые стороны фирмы, внутренние возможности и внешние угрозы [5]. Результаты анализа нашли отражение в матрице анализа (таблица).

Для обработки данных было использовано прикладное программное обеспечение «SWOT-анализ», реализованное в среде Excel (разработчик AFD-Expert) (рис. 1).

Полученные результаты представлены в виде диаграммы (рис. 2).

Таблица 1

шза фирмы «Бит»

Сильные стороны Слабые стороны

1. Удобное месторасположение фирмы 2. Широкий ассортимент компьютерной продукции 3. Относительно низкие цены 4. Хорошо развитые деловые отношения с головной фирмой 5. Возможность закупать по оптовым ценам 1. Отсутствие четкой стратегии 2. Недостаток требуемых навыков и профессионализма персонала 3. Низкое качество сервисного обслуживания 4. Недостаточно сформировавшийся имидж 5. Узкая направленность деятельности 6. Недостаточная автоматизация бизнес-процессов

Возможности Угрозы

1. Рост уровня доходов населения 2. Высокий спрос на продукцию 3. Быстроразвивающиеся информационные технологии 1. Высокий уровень налогообложения 2. Спад в экономике 3. Появление новых конкурентов 4. Неплатежеспособность покупателей 5. Политически сложная обстановка со странами-поставщиками 6. Высокий уровень инфляции

А В Гс С F С Н 1 J к _ М 1_N_ О Р

1 2 3 AFQ-Expert jlj1 j|j| f *v SWOT анализ © afd-expert.ru 2013 Пример

4 -- Оценка I++

5 Описание проблемы _ _ 3 4- 5 6 7 8 9 1С Комментарий Баллы Описание на диаграмме

6 | Удобное месторасположение фирмы. I 10 Месторасположение

1 8. е i Большой ассортимент компьютерной продукции. я « Я 6 Ассортимент

В Относительно низкие цены ■ 8 Цена

9 1 Хорошо развитые деловые отношения с головной фирмой. ■ 7 Деловые отношения

10 § и Возможность закупать по оптовым ценам. I 10 Закупка опт

- Отсутствие четкой стратегии. I 5 Стратегия

12 1 1 Недостаток требуемых навыков и профессионализма. ■ 7 Профессионализм

13 Низкое качество сервисного об служив ания о ш 6 Сервисное обслуживание

14 Ш Недостаточно сформировавшийся имидж. ■ S Имидж

15 5 Слишком узкое направление деятельности. ■ 7 Направление деятельности

15 Недостаточная автоматизация бизнес-процессов. б Недостаточное автоматизации

17 0 1 о Е Рост уровня доходов населения. > — 6 Рост доходов

18 Высокий спрос на продукцию. 8,67 10 Спрос

19 JL Быстроразвивающиеся информационные технологии 10 И нфор ма ци онн ые технол оги и

20 Высокий уровень налогообл ожения. I 6 Уровень налогообложения

21 Спад в экономике. ■ 7 Спад

22 Угрозь Появление новых конкурентов. г- ■ 9 Конкуренты

23 Неплатежеспособность покупателей. и я 6 Непл атежес п ос обн ость

24 Политически сложная обстановка со странами-поставщиками. ■ 7 Сложная обстановка

25 Повышение инфляции. ■ S Инфляция

Рис. 1. SWOT-таблица

Рис. 2. Диаграмма SWOT

На основе полученного результата авторами были разработаны стратегические рекомендации по дальнейшему развитию фирмы, среди которых:

1. Автоматизация основных бизнес-процессов фирмы: продажи и взаимодействие с клиентами. Расширение направлений деятельности фирмы, увеличение количества бизнес-процессов за счет добавления поставки, внедрения и сопровождения программного обеспечения, установки и настройки компьютерного и серверного оборудования, проведения консультаций. Внедрение автоматизации в поддерживающих процессах - управление, формирование отчетности, бухгалтерский учет. Для реализации данной идеи наиболее подходит, на наш взгляд, ЕКР-система.

2. Повышение качества предоставляемых услуг, рассматриваемое как важнейшая составная часть стратегии фирмы. В связи с этим необходимо изыскание возможностей организации сервисного центра для обслуживания клиентов с акцентом на обеспечение профессионализма и опыта работы сотрудников, тем более есть возможность проходить обучение в головной фирме. Кроме того, современные информационные технологии позволяют осуществлять обучение дистанционно с использованием облачных сервисов и вебинаров без отрыва работников от основной деятельности.

3. Укрепление имиджа фирмы посредством продажи товаров через всемирную сеть Интернет, активизация рекламной деятельности, направленной на различные слои населения,

проведение рекламных акции по привлечению покупателей, предоставление возможности постоянным клиентам приобретения продукции по оптовым ценам, развитие системы скидок.

4. Использование гибкой ценовой политики, включая предоставление возможностей покупки некоторых видов продукции в рассрочку, разработка программного обеспечения с ориентацией как на индивидуального покупателя, так и на крупные предприятия. Интересен опыт бесплатного предоставления в пользование продукции с ограниченным функционалом или установление льготного периода использования.

5. Проведение онлайн-мероприятий по обмену опытом с партнерами по бизнесу с привлечением постоянных покупателей.

Таким образом, авторами был проведен системный анализ деятельности фирмы «Бит», который в совокупности с методом экспертных оценок позволил определить сильные и слабые стороны фирмы, внутренние возможности и внешние угрозы. Сформулированы рекомендации по анализу деятельности компании с целью повышения ее конкурентоспособности.

Список литературы

1. Григорьева Н.А., Портнов М.С. Структура современной информационно-аналитической системы предприятия // Состояние и перспективы развития государства и общества в условиях модернизации: диалог науки и практики: Между-нар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015.С. 108-111.

2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, 2013. 288 с.

3. Новичков В.И., Дембовский В.Р., Виноградова И.М. Стратегический менеджмент. М.: Дашков и К°, 2015. 202 с.

4. Портнов М.С. Анализ информационных потоков в системе управления предприятием //

Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 4 (14). С. 138-141.

5. Смирнова Т.Н. Анализ маркетинговой деятельности коммерческой организации // Фундаментальные и прикладные исследования, разработка и применение высоких технологий в экономике, управлении проектами, информатике: Междунар. научн.-практ. конф. СПб.: КультИнформПресс, 2014. С. 133-135.

ПОРТНОВ Михаил Семенович - кандидат социологических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m.s.portnov@rucoop.ru.

СМИРНОВА Татьяна Николаевна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: t.n.smirnova@ru-coop.ru.

PORTNOV, Mikhail Semenovich - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m.s.portnov@rucoop.ru.

SMIRNOVA, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: t.n.smirnova@ rucoop.ru.

УДК 338(1-21)

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Е. Рассанова, М.В. Гаврилова

Посвящено исследованию состояния и результативности управления экономическим развитием муниципального образования и направлено на применение стратегического подхода к управлению экономическим развитием муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование; управление; экономическое развитие; состояние; проблемы развития; стратегия.

O.E. Rassanova, M.V. Gavrilova. ACTUAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF MUNICIPAL ECONOMIC DEVELOPMENT

The article is dedicated to the study of condition and effectiveness of the management of economic development of the municipality and is aimed at the application of a strategic approach to the management of municipal economic development.

Keywords: municipality; management; status; economic development; problems of development; strategy.

Современное нестабильное состояние экономики России и вытекающие отсюда условия существования муниципальных систем требуют от органов местного самоуправления ответственности за результаты и эффективность экономического развития подведомственной им территории. Органам местного самоуправления предоставлены весьма широкие полно-

мочия в области управления экономикой муниципальных образований. При этом в условиях обострения конкурентной борьбы, нестабильности экономической ситуации эффективное управление экономикой муниципального образования, с целью обеспечения ее устойчивого развития, есть единственный выход и способ устранения угроз внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.