МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ ТАНБУРА: БУХАРА,
ФЕРГАНА-ТАШКЕНТ, ХОРЕЗМ Маматкулов М.М.
Маматкулов Махаммаджон Мамасадикович - преподаватель, кафедра макомного инструментального исполнительства, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: сведения о национальных музыкальных инструментах, которые составляют основу знаний о музыке, включая музыкальный инструмент танбур, представлены в различных научных источниках, написанных на арабском, персидском, турецком и других языках. У восточных народов есть примеры музыкального инструмента танбур с разными названиями, которые отличаются друг от друга по своему расположению, стилю игры, звучанию, покрытию, исполнению музыкальных произведений. Трудно представить традиционную музыку в Узбекистане без танбура. На протяжении многих веков танбур использовался в стиле устной традиции в музыкальном исполнении на основе системы наставничества. В данной статье рассказывается о школах исполнения на танбуре в Узбекистане.
Ключевые слова: танбур, метод исполнения, макомы, произведения, традиционная музыка, наставничества.
УДК 787.8
В каждом регионе Узбекистана есть свои традиции и обычаи. Точно так же и его искусство, и его музыка отличаются друг от друга. Сам по себе каждый оазис также имеет свои собственные школы исполнения. В частности, мы рассмотрим отдельные направления с точки зрения исполнительской школы танбура. Обучая студентов игре на инструменте танбур, педагог должен давать полную информацию о школах игры на танбуре. В процессе подготовки студенты должны научиться исполнять произведения, принадлежащие каждому Оазису. И учитель должен контролировать их и восполнять их недостатки.
В Бухаре танбур держат вертикально. При удержании в вертикальном положении при нажатии на ноту сила пальца больше исходуется иммено на ту же ноту. Кроме того, в исполнении Бухарской школы танбура много встречается "титрама", то есть большого количества вибрационных звуков, а такая позиция считается очень удобной для такого исполнения. В такой позиции рука не устает, создавая устойчивую вибрацию в танбуре. Помимо "якка зарб", "пирранг" и "куш зарб" также используется "билак зарб": в этом случае пальцы руки, держащей чашу танбура, освобождаются [1]. В этом случае большой и указательный (с "нохун"ом) пальцы действуя вместе или один за другим, создаёт особый, красивый звук. "Нохун" в основном исполняется стуком выше "харрак" и звук танбура также выделяется своеобразно. В данном стиле исполнения больше используется "якка зарб", а глубокие "кашиш" почти не появляются. Примером этого может служить выступление Мастеров, записанное на магнитные ленты. При обучении студентов такой технике исполнения можно рекомендовать прослушивание выступлений наставников, записанных на магнитные ленты.
Элементы узбекского, таджикского, иранского исполнительства также можно услышать в бухарском школе исполнительства на танбуре. Такая интернациональность является наиболее фундаментальным аспектом этого местного стиля исполнения танбура, который отличается от других [2].
Стоит отметить, что традиционные формы исполнения региона начинаются не только с формирования тона, но и с состояния подготовки к исполнению на танбуре или другом инструменте. Например, на ручке инструмента (аппликация) формируется расположение пальцев, выделение звука (артикуляция) и х. к. Мы видим это в сравнении с традиционным танбурским исполнением Бухары и Ташкент-Ферганы.
Ташкентско-Ферганские танбуристы сосредотачиваются в основном на рукояти танбура, держа ее почти как рубаб. Одной из главных причин этого является то, что в этой технике исполнения "кашиш" используются чаще, чем в традиционной Бухарской школе. Треморные звуки звучат быстрее, чем тремор в Бухарской школе исполнения, то есть мелкие треморы и быстрые треморы (вибрация) чаще встречаются в традиционной исполнительской школе Ташкента-Ферганы. Также здесь "нохун" (медиатор) защипывает струну ближе к "харрак", а иногда под ним [3].
Выступление Ташкентско-Ферганского танбура чувственнее, чем выступление Бухарского танбура, это связано с чувствительностью Ташкентско-Ферганских певцов. А в Бухаре за счет намудов исполняют мелодию красивой. Они, конечно, представлены во всех территориальных стилях, но отличаются друг от друга оригинальностью.
Если обратиться к магнитным записям, то в исполнении Уста Рузмата Исабаева чувствуется сродство к бухарскому стилю, то есть исполнение "якка зарб" очень сильное. Возможно, 100-150 лет назад не было случаев чувственности и импровизации или защипывания медиатором под "харрак" в традиционном танбурском исполнении Ташкент-Фергана. Потому что исполнение макомов и произведений в стиле маком было почти во всех локальных районах одинаково.
Конечно, прогресс привел к такому уровню, что традиционное исполнение танбура Ташкент-Фергана развился как отдельный метод, и появился несколько школ в том же стиле. Это исполнительская школа
танбура Уста Рузматхона Исабаева, исполнительская школа танбура Муйдин Ходжи, исполнительская школа танбура Шодмана Ходжи, исполнительская школа Тургуна Алиматова и другие.
В Хорезме циклы макомов сформировались в начале XVIII - XIX веков и получили широкое развитие. Состав цикла состоит из макомов Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок и Панжгох, каждый статус, в свою очередь, состоит из двух разделов, аналогичных Шашмакому: инструментальная часть (мансур) и часть пения (манзум). Цикл Хорезмских макомов охватывает почти 200 музыкальных и певческих произведений. Хорезмский маком является произведением композиторов - наставников. Известные хорезмские композиторы Ниязжон Ходжа, Феруз, Камиль Хорезми, Мухаммадрасул Мирзо, Матякуб Харрат и другие сочинили новые музыкальные партии и обогатили маком по форме и содержанию [4].
Хорезмские макомы в последней четверти XIX века по инициативе Хивинского хана Мухаммеда Рахимхана Сони "танбурная нотация", открытая Камилем Хорезми, была записана им и его сыном Мухаммедом Расулом Мирзабоши, всех макомов (цикл макомов танбура и дутора). Данная «танбурная нотация» использовалась в практике исполнения, в школах наставничества вплоть до 40-х годов XX века.
В сегодняшних нотных записях инструментальная часть Хорезмских макомов написана Е. Романовской (Классическая музыка Хорезма. Ташкент, 1939), инструментальная и певческая части были записаны М. Юсуповым (Макомы Хорезма. Ташкент, 1958: Маком Хорезма. Отдельный сборник, состоящий из пяти книг по три части. Ташкент, 1978-1991). «Хорезмская танбурная нотация» была переведена на Европейскую ноту В. Беляевым, И. Акбаровым, О. Бобоназаровым, Р. Болтаевым, Б. Рахимовым [5].
Когда речь идёт о макоме Хорезма, конечно, упоминается и инструмент танбур. Конечно, в этом нет ничего удивительного. В исполнении хорезмского макома музыкальный инструмент танбур считается самым основным и уникальным. Постукивание по крышке танбура во время исполнения, в некоторых случаях, когда основные пальцы стоят на струне, в то время передача другим пальцам усуль произведения, считается элегантностью Хорезмской исполнительской школы танбура.
Список литературы
1. Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка. Ташкент, 1972.
2. Фитрат «Узбек классик музикаси ва унинг тарихи». Ташкент, 1993.
3. Рифатилла Цосимов. Анъанавий танбур ижрочилиги. Тошкент, 2002.
4. Матёкубов О. «Макомот». Ташкент, 2004.
5. Узбек нотаси. Тошкент: ЮНЕСКО, 2007.