Научная статья на тему 'Метод круговой тренировки как форма оздоровления девушек-студенток на занятиях по фитнес-аэробике в вузе'

Метод круговой тренировки как форма оздоровления девушек-студенток на занятиях по фитнес-аэробике в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / CIRCLE TRAINING / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / HEALTH IMPROVEMENT / СТУДЕНТКИ / FEMALE STUDENTS / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / FITNESS AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хвостенко Светлана Юрьевна, Попова Наталья Юрьевна, Пластинина Валентина Борисовна

Статья посвящена обзору литературных источников по теме круговой тренировки. Изучена история возникновения и развития круговой тренировки как эффективного метода воздействия на активную деятельность студенток, занимающихся фитнес-аэробикой. Подробно раскрыта сущность метода круговой тренировки. Представлена организация занятий по фитнес-аэробике в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хвостенко Светлана Юрьевна, Попова Наталья Юрьевна, Пластинина Валентина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF CIRCULAR TRAINING AS A FORM OF IMPROVEMENT OF GIRLS STUDENTS IN THE ACTIVITIES OF FITNESS AEROBICS IN THE UNIVERSITY

The article is devoted to a review of literary sources on the topic of circular training. The history of occurrence and development of circular training as an effective method of influence on active activity of students engaged in fitness aerobics is studied. The essence of the circular training method is revealed in detail. The organization of classes on fitness aerobics in the university is presented.

Текст научной работы на тему «Метод круговой тренировки как форма оздоровления девушек-студенток на занятиях по фитнес-аэробике в вузе»

В процессе организации современного технического творчества студента колледжа во внеучебной деятельности целесообразно использовать следующие педагогические методы: объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые. При этом необходимо осознавать, что педагогическая ценность того, или иного метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей возможности развития творческой личности студента колледжа во внеучебной деятельности.

В качестве примера передового педагогического опыта можно привести организацию технического творчества студентов ГБПОУ Курганской области «Шадринский политехнический колледж» в современных условиях. Он сочетает в себе работу технического клуба в сочетании с участием в различных конкурсах и соревнованиях общеколледжного, областного, федерального и международного уровня. Студенты этого колледжа являются неоднократными победителями и призерами автомногоборья, российских и международных соревнований Но самое главное, они отличаются высоким уровнем творческих

способностей

Выводы. В завершении сказанного, на основе проведенного исследования резюмируем следующее.

Наиболее полное удовлетворение современной потребности общества и производства в творческих кадрах, технических интересов личности возможно, прежде всего, в добровольных творческих внеучебных объединениях технического творчества, работа которых базируется на увлеченности, активности и коллективной самодеятельности студентов колледжа.

Техническое творчество студента колледжа во неучебной деятельности по своей сущности и характеру являет собой вид деятельности, состоящий в целесообразном решении в виде идеи и в форме материального воплощения какой-либо технической задачи, которая может включать в себя элементы как субъективной, так и объективной новизны. Решение это строится на основе использования студентом колледжа знаний, приобретаемых в процессе обучения и личного практического опыта.

Успешное развитие технического творчества студента колледжа во внеучебное время происходит при соблюдении определенных дидактических требований. А именно:

- разновидность и форма технического творчества должны соответствовать уровню подготовки студента, его запросам и интересам;

- в работе каждого творческого студенческого объединения необходимо наличие четкой цели, которая раскрывала бы перед студентом перспективу приобретения им определенных знаний, умений и опыта в технической сфере, представляющей для него определенную жизненную и профессиональную значимость;

- необходимо соблюдение оптимального соотношения между научно-теоретическими и практическими знаниями, которое обеспечивает равномерное повышение политехнического кругозора студента колледжа и его практического опыта деятельности;

- своевременное и полное материально-техническое обеспечение технического творчества студента колледжа;

- используемые методы и приемы организации технического творчества студента колледжа во внеучебной деятельности должны быть направлены на развитие творческой познавательной и практической самостоятельности студента, как главного стимула формирования его технических интересов;

- систематическое подведение итогов технического творчества студента колледжа, показ ему его теоретического и практического роста в избранной им технической области.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, 2005. - 1136 с.

2. Громкова, М.И. О педагогической подготовке преподавателя школы / М.И. Громкова // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 9-12.

3. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

4. Лукманова, Р.Х. О трансформации понимания творчества в философии / Р.Х. Лукманова, А.И. Столетов // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 18. № 4. - С. 1237-1243.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2010. - Т. 1. 743 с.; Т. 2. 637 с.; Т. 3. 695 с.; Т. 4. 736 с.

Педагогика

УДК 796.015.12

старший преподаватель кафедры физического воспитания Хвостенко Светлана Юрьевна

Вятский государственный университет (г. Киров)

старший преподаватель кафедры физического воспитания Попова Наталья Юрьевна

Вятский государственный университет (г. Киров)

старший преподаватель кафедры физического воспитания Пластинина Валентина Борисовна

Вятский государственный университет (г. Киров)

МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ КАК ФОРМА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена обзору литературных источников по теме круговой тренировки. Изучена история возникновения и развития круговой тренировки как эффективного метода воздействия на активную деятельность студенток, занимающихся фитнес-аэробикой. Подробно раскрыта сущность метода круговой тренировки. Представлена организация занятий по фитнес-аэробике в вузе.

Ключевые слова: Круговая тренировка, оздоровление, студентки, фитнес-аэробика.

Annotation. The article is devoted to a review of literary sources on the topic of circular training. The history of occurrence and development of circular training as an effective method of influence on active activity of students engaged in fitness aerobics is studied. The essence of the circular training method is revealed in detail. The organization of classes on fitness aerobics in the university is presented.

Keywords: Circle training, health improvement, female students, fitness aerobics.

Введение. Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под

названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе преподавателей. Она представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Методической основой «круговой тренировки» является многократное выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом [2].

Термин «фитнес» означает разностороннее развитие физических способностей, позволяет улучшить самочувствие во время занятий, сохранить и укрепить здоровье, уравновешивает эмоциональное состояние, совершенствует физическую форму девушек-студенток. Фитнес позволяет жить полноценно, быть свободной от контролируемых факторов риска. С помощью фитнеса развиваются физические способности.

Первоначально круговая тренировка возникла в Англии, как новая организационная форма эффективного использования физических упражнений. Она была разработана в 1952-1958 гг. в университете Лидса специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном. Они предложили варианты кругового занятия различной степени трудности, выделив упражнения для четырех основных мышечных групп (ноги, руки, спина, живот) и общего воздействия, и обосновали эффективность влияния новой формы тренировки на уровень физической подготовленности занимающихся. Предназначалась данная методика для подготовки школьников старших классов, студентов и даже для спортсменов высокого класса. Спортсмены один за другим выполняли определенное количество упражнений на каждой станции (место выполнения определенного упражнения), в то время как партнёр наблюдал за действиями, помогал подготовить оборудование. Станции включали лазанье по канату, прыжки на скамейке, приседания и т.п. [3].

Уже с 1952 года круговая тренировка применялась в ряде стран футболистами, гребцами, регбистами и легкоатлетами.

В России (СССР) к идее круговой тренировки в физическом воспитании студентов пришёл преподаватель Одесского Государственного электротехнического института Связи Б.Д. Фрактман (1955 г.), стремясь к увеличению общей и моторной плотности занятий физическими упражнениями. Предложенный им вариант получил название «метод дополнительных упражнений» [4].

Известный теоретик физической культуры Л.П. Матвеев указывает на «германский след» происхождения круговой тренировки, отмечал, что «эта форма комплексного использования физических упражнений детально была разработана специалистами из ГДР». Сам же термин «круговая тренировка» является дословным переводом с немецкого [5].

В СССР изучением данной проблемы занимались такие учёные, как Л. Геркан, Х. Муртазин, М. Пейсахов, Г. Хачатуров, В. В. Чунин, В. Н. Кряги, В. П. Филин, И. А. Гуревич, В. А. Романенко и другие. На протяжении многих лет полученные исследователи продолжают заниматься изучением, модернизацией и совершенствованием метода круговой тренировки.

Круговая тренировка, применяемая в системе подготовки спортсменов различных спортивных специализаций, зарекомендовала себя, как эффективная форма повышения уровня физической подготовленности. Организация тренировочного занятия круговым способом позволила увеличить моторную плотность, а также в определенной мере интегрировать общую физическую подготовку со специальной, что было легко осуществимо в условиях тренировки спортсменов однородной группы (возраста, квалификации, спортивной специализации).

Исследования, рассматривающие эффективность применения круговой тренировки в учебном процессе у студентов, остаются актуальными и сегодня. Стоит отметить, что метод круговой тренировки активно применяется на занятиях по фитнес-аэробике, ритмической гимнастикой у студенток.

Цель статьи: эффективность использования метода круговой тренировки для оздоровления студенток, занимающихся фитнес-аэробикой.

Изложение основного материала статьи. Термин «круговая тренировка» обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации студентов для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит поточный способ - группа делится на несколько небольших групп (4-6 человек), в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания - повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т.д. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено - для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время ее строгая индивидуализация [1].

Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 6-8 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.

В зависимости от числа упражнений в комплексе группы делят на 6-8 групп по 4-5 человек в каждой группе.

Перед занятием размечают станции для выполнения упражнения.

Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату; в зависимости от рационального использования площади зала и оборудования [9].

Перед началом выполнения комплекса круговой тренировки для каждой студентки устанавливается индивидуальная физическая нагрузка.

Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, студенты по команде преподавателя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время - 30-45 секунд, стараясь выполнить его максимальное число раз. Отдых и восстановление между сериями 2-3 минуты.

В зависимости от подготовленности учебной группы на следующих занятиях студентки выполняют каждое упражнение комплекса, установленное количество раз, но в разных вариантах.

Выполняют каждое упражнение комплекса (например, проходят один круг) заданное количество раз в строго регламентированное время (30-45 сек), выполняя движения с максимальной точностью.

Или студентки выполняют весь комплекс упражнений за строго регламентированное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной дозировке (установленное количество раз).

Организм студенток постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому ее необходимо постепенно повышать, увеличивая дозировку упражнения. Не забывать об индивидуальном подходе и оздоровительном эффекте.

Для эффективной организации в каждой из групп назначить ответственную студентку, которая помогает выполнять упражнения другим, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Преподаватель выбирает себе место, откуда ему более удобно наблюдать за группой, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь. Преподавателю нужен секундомер, для регулирования времени при выполнении упражнения и для подсчета пульса.

Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга и затем еще через две минуты в течении 10 секунд. Показатели пульса записываются в личную карточку студентки (карточки хранятся у преподавателя).

Подсчет пульса начинается по сигналу «Старт» или короткому свистку и после команды «Стоп!» или повторного свистка заканчивают подсчет.

Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Студентам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем учебном занятии.

Систематический учет нагрузки дает возможность преподавателю судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартную нагрузку (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на занятиях по физической культуре) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечно-сосудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль студентов за соответствующими реакциями организма [8].

Для каждой серии занятий составляется соответствующий комплекс упражнений.

Организация занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки.

Анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает основание выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для занятий по физической культуре. Сущность его заключается в том, что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время - по 30-120 секунд. Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на занятии порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств - силовую выносливость, скоростную силу [7].

В комплекс обычно включают 6-8 упражнений (станций), на каждое тратится одна минута (30 секунд на выполнение, 30 секунд на отдых).

Упражнения выбирают наиболее простые, чтобы в течение 30 секунд каждое можно было выполнить 1030 раз. Поэтому подтягивание в висе от низкой перекладины, например, целесообразно заменить сгибанием рук в упоре лежа на опоре (скамейка).

В комплекс включают по два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и два для общего воздействия.

На занятиях в сентябре и в начале октября, которые проводятся на площадке, студенты обучаются в основном бегу, прыжкам, метаниям, выполняя большой объем легкоатлетических упражнений. Это способствует не только освоению техники движений, но и развитию двигательных качеств, в частности быстроты, гибкости, силы. Когда уроки переносятся в зал, чтобы не снижать нагрузки и продолжать развивать двигательные качества в комплексе, необходимо планировать в основной части урока выполнение упражнений по методу круговой тренировки с целью развития силы, силовой и скоростной выносливости.

Примерный комплекс упражнений круговой тренировки:

1.(1 станция) Сидя верхом на скамейке, встать ногами (поочередно) на скамейку, сойти со скамейки, вернуться в исходное положение.

2.(11 станция) Из виса лежа, согнуть и разогнуть руки.

3.(111 станция) Лежа на спине, ноги закреплены (ступни под скамейкой), поднять туловище, вернуться в исходное положение.

4.(1У станция) Лежа на груди, руки вверх ладонями на пол, поднять туловище, руки и ноги (прямые), вернуться в исходное положение.

5.(У станция) Из упора лежа, руки на скамейке. Девушки: согнуть руки, одновременно опуститься на колено; разгибая руки, вернуться в исходное положение.

6.(У1 станция) Стоя боком к гимнастической стенке, рукой взяться за рейку на высоте пояса, присесть на правой ноге, левую вперед, вернуться в исходное положение. То же на левой.

7.(У11 станция) Из виса на гимнастической стенке поднять согнутые ноги, вернуться в исходное положение.

8.(УШ станция) Из полу приседа, руки на коленях, выпрыгнуть вверх, приземлиться в исходное положение.

Комплекс рекомендуется выполнять на 4 учебных занятиях подряд, что составит законченный цикл занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. Такие циклы целесообразно повторять 3-4 раза в течение учебного года.

Размечая станции, необходимо учитывать то, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других, а также, что для выполнения упражнений целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем так, чтобы не передвигать их далеко.

А также учитывать упражнения на расслабление и восстановление дыхания. Для этого между повторениями желательны 2-3 минутные паузы, во время которых выполняется ходьба в невысоком темпе [6].

Выводы. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений юными спортсменами и контролем за ее воздействием на систему организма.

Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как все студентки выполняют упражнения одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям.

Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.

Специальный оздоровительный эффект занятия по фитнес-аэробике у студенток в особенности по методу круговой тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно - сосудистой системы. Он заключается в экономии работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.

Фитнес-занятия благоприятно влияют и на дыхательную систему в процессе тренировок увеличивается число альвеол, участвующих в работе, возрастает жизненная ёмкость легких. Дыхательный аппарат, развитый таким образом, позволяет лучше усваивать кислород, обеспечивающий полноценную жизнедеятельность клеток, и тем самым повышает работоспособность организма.

Под влиянием регулярных занятий фитнес-аэробикой мышцы увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость.

Движение оказывает существенное влияние на развитие и форму костей, к которым прикрепляются мышцы. Выполнение физических упражнений в целом положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией.

Литература:

1. Вильчковский, Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке: учеб. для средней школы / Э.С. Вильчковский. -С.: Физкультура в школе, 1971. - 276 с.

2. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. - М., 1987г. - 157 с.

3. Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с.

4. Фрактман Б.Д. Методика увеличения плотности урока по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. -1955. - № 3. - С. 37-39.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

6. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / Гуревич И.А. - Минск: Высшая школа, 1985. - 256 с.

7. Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. // Жужиков В. Г. - Физкультура в школе 1971 №11

8. Дихтярев В.Я Круговая тренировка // Дихтярев В.Я Физическая культура в школе - 2005 г. № 5

9. Шиян. Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников. Часть 2. - Тернополь: Начальная книга - Богдан, 2007 - с. 248.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна

Российский государственный аграрный университет -

Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева (г. Москва); студент гуманитарно-педагогического факультета Давадова Бегиз Давудовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский государственный аграрный университет -

Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева (г. Москва)

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрено электронное портфолио в образовательном процессе, раскрыты сущность понятия «технологии портфолио», «электронное портфолио», задачи применения электронного портфолио. Проанализированы характерные особенности структуры электронного портфолио. Выявлена и обоснована необходимость использования электронного портфолио в образовательном процессе. Проведен тщательный анализ научно-методической литературы по применению электронного портфолио в учебном процессе, доказана взаимосвязь положительного влияния электронного портфолио на мотивацию к обучению и самооценки студентов.

Ключевые слова: технология портфолио, электронное портфолио, самооценка, мотивация, система образования.

Annotation. This article considers electronic portfolio in the educational process, reveals the essence of the concept of "portfolio technology", "electronic portfolio", the problem of the use of electronic portfolio. The characteristic features of the electronic portfolio structure are analyzed. The necessity of using the electronic portfolio in the educational process is revealed and substantiated. A thorough analysis of scientific and methodological literature on the use of electronic portfolios in the educational process, the relationship between the positive impact of electronic portfolios on the motivation for learning and self-assessment of students.

Keywords: portfolio technology, e-portfolio, self-assessment, motivation, education system.

Введение. Технология электронного портфолио на сегодняшний день внедряется во многие учебные заведения и в систему дополнительного образования, вытесняя бумажные носители информации.

В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Изначально портфолио использовали фотографы, визажисты и модели, создавая альбом. Технология портфолио показала высокую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.