Научная статья на тему 'МЕТОД КЕЙСОВ КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

МЕТОД КЕЙСОВ КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / метод кейсов / образовательные инновации / практико-ориентированный метод / учебная деятельность / обучающиеся / практические навыки / методы обучения / education / case method / educational innovations / practice-oriented method / learning activities / learners / practical skills / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Римма Солтановна, Менциев Адам Умалтович, Григорьева Ирина Васильевна

Современные экономические условия требуют подготовки высококвалифицированных специалистов. В эпоху развития технологий и изменения образовательных предпочтений студентов возникает проблема использования разнообразных методов обучения. Традиционные методы остаются важными и необходимыми, но они должны дополняться новыми подходами, которые включают в себя кейсы, онлайн-ресурсы, интерактивные платформы, виртуальную реальность, нейронные сети и другие инновационные технологии. Данная статья посвящена исследованию метода кейсов как практико-ориентированному методу обучения. Приведен анализ эффективности этого метода, его преимущества и недостатки. Рассмотрено применение метода кейсов для формирования навыков решения типичных профессиональных задач. Доказана актуальность, важность и целесообразность использования данного метода в учебном процессе. В статье проведен анализ эффективности кейс метода по отношению к традиционным методам обучения. Проведенные исследования подтверждают, что современное образование требует объединения традиционных и инновационных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern economic conditions require the training of highly qualified specialists. In the era of technological development and changing educational preferences of students, the problem of using a variety of teaching methods arises. Traditional methods remain important and necessary, but they should be supplemented with new approaches, which include cases, online resources, interactive platforms, virtual reality, neural networks and other innovative technologies. This article is devoted to the study of the case method as a practice-oriented teaching method. It analyses the effectiveness of this method, its advantages and disadvantages. The application of the case method for the formation of skills for solving typical professional problems is considered. The relevance, importance and expediency of using this method in the educational process are proved. The article analyses the effectiveness of the case method in relation to traditional teaching methods. The conducted research confirms that modern education requires combining traditional and innovative teaching methods.

Текст научной работы на тему «МЕТОД КЕЙСОВ КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат технических наук, доцент Зарииова Римма Солтановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань); старший преподаватель Менциев Адам Умалтович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); старший преподаватель Григорьева Ирина Васильевна

Казанский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Казань)

МЕТОД КЕЙСОВ КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Современные экономические условия требуют подготовки высококвалифицированных специалистов. В эпоху развития технологий и изменения образовательных предпочтений студентов возникает проблема использования разнообразных методов обучения. Традиционные методы остаются важными и необходимыми, но они должны дополняться новыми подходами, которые включают в себя кейсы, онлайн-ресурсы, интерактивные платформы, виртуальную реальность, нейронные сети и другие инновационные технологии. Данная статья посвящена исследованию метода кейсов как практико-ориентированному методу обучения. Приведен анализ эффективности этого метода, его преимущества и недостатки. Рассмотрено применение метода кейсов для формирования навыков решения типичных профессиональных задач. Доказана актуальность, важность и целесообразность использования данного метода в учебном процессе. В статье проведен анализ эффективности кейс метода по отношению к традиционным методам обучения. Проведенные исследования подтверждают, что современное образование требует объединения традиционных и инновационных методов обучения.

Ключевые слова: образование, метод кейсов, образовательные инновации, практико-ориентированный метод, учебная деятельность, обучающиеся, практические навыки, методы обучения.

Annotation. Modern economic conditions require the training of highly qualified specialists. In the era of technological development and changing educational preferences of students, the problem of using a variety of teaching methods arises. Traditional methods remain important and necessary, but they should be supplemented with new approaches, which include cases, online resources, interactive platforms, virtual reality, neural networks and other innovative technologies. This article is devoted to the study of the case method as a practice-oriented teaching method. It analyses the effectiveness of this method, its advantages and disadvantages. The application of the case method for the formation of skills for solving typical professional problems is considered. The relevance, importance and expediency of using this method in the educational process are proved. The article analyses the effectiveness of the case method in relation to traditional teaching methods. The conducted research confirms that modern education requires combining traditional and innovative teaching methods.

Key words: education, case method, educational innovations, practice-oriented method, learning activities, learners, practical skills, teaching methods.

Введение. Изучение российских и международных требований к подготовке квалифицированного технического специалиста показывает, что профессиональная компетентность специалистов в настоящее время определяется не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и развитием личностных компетенций, как:

- понимание сущности профессии, обязанности служить обществу, профессии и осознание ответственности за технические решения;

- способность эффективно работать индивидуально и как член команды;

- умение использовать различные методы эффективной коммуникации в профессиональной среде и социуме;

- осведомленность в вопросах проектной деятельности;

- творческий поиск в рамках профессии, осознание необходимости и способность самостоятельного обучения в течение всей жизни.

Следовательно, для развития высшего образования в эпоху четвертой промышленной революции необходимым условием является увеличение практической составляющей в подготовке будущих специалистов [8, С. 106]. Образовательный процесс должен быть сосредоточен на приобретении обучающимися опыта практической деятельности. Только создание практико-ориентированной среды позволит обеспечить связь получаемых знаний с будущей профессиональной деятельностью [3, С. 10]. Одним из наиболее популярных и эффективных способов обучения навыкам решения профессиональных задач является кейс-метод. Он представляет собой такой подход, при котором перед обучающимися ставятся реальные или имитационные задачи [9, С. 1551. В результате выполнения таких задач студенты должны принимать решения, исходя из доступной информации и проделанного ими анализа. Следовательно, метод кейсов способствует развитию аналитического и критического мышления у обучающихся, а также освоению практических навыков.

Изложение основного материала статьи. В систему практико-ориентированного обучения входит огромное количество различных методов и средств. Рассмотрим альтернативные методы обучения [2, С. 126].

- Лекции - это пассивный метод передачи информации, который используется для объяснения теоретического материала или введения в новую область знаний.

- Семинары создают атмосферу для активного обсуждения и обмена мнениями и идеями между студентами и преподавателем. Этот метод относится к интерактивному обучению и обычно используется для развития аналитического и критического мышления, а также для развития способности работать в коллективе.

- Групповые проекты позволяют студентам работать в команде и решать реальные проблемы. Этот метод развивает коммуникацию, лидерство, навыки взаимодействия и сотрудничества, а также способность применять знания на практике.

- Ролевые игры дают возможность студентам примерить разные роли и сыграть разные сценарии, имитирующие реальные ситуации. Этот метод позволяет студентам вжиться в роль и попробовать различные стратегии и подходы к решению поставленных задач.

- Виртуальное обучение и компьютерные моделирования позволяют студентам взаимодействовать с компьютерными моделями, симуляциями или виртуальными ситуациями. Этот метод полезен для обучения в определенных областях, таких как медицина, строительство или пилотирование, где риск обучения на реальных объектах в десятки или сотни раз дороже, чем на симуляторах.

Тем не менее чаще всего комбинирование разных методов обучения оказывается наиболее эффективным способом освоения учебного материала.

Литературные источники, посвященные исследованию методу кейсов, подчеркивают эффективность метода кейсов в образовательном процессе и отмечают преимущества данного метода Г5, С. 1111. К преимуществам относятся адаптируемость данного метода к разным дисциплинам и возможность глубокого понимания материала через его практическое применение. Но некоторые источники указывают на наличие недостатков, одним из которых является необходимость большого объема времени и ресурсов для подготовки и проведения занятий с использованием кейсов [1,С. 109].

Кейс-метод - это современный метод обучения в учебных заведениях, который учитывает особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Данный метод направлен на решение конкретных задач. Но в данном случае задача не дается в готовом виде, а формулируется преподавателем, исходя из условий учебной ситуации. Студентам предлагается решить реальную или имитационную задачу, описание которой отражает какую-то практическую проблему и актуализирует знания, которые необходимо усвоить при решении данной задачи [10, С. 103]. Таким образом, учебный материал подается студентам в виде ситуаций (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельной постановки целей и задач, сбора необходимой информации, проведения аналитики, критического мышления, анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения и т.д.

Процесс обучения с использованием метода кейсов включает в себя следующие этапы:

- изучение кейса, когда студенты получают кейс и знакомятся с ним;

- анализ ситуации, когда студенты анализируют поставленную задачу, выявляют проблемы, собирают данные для принятия решения;

- дискуссия и обсуждение, когда студенты обсуждают кейс, высказывают своё мнение и идеи;

- принятие решения, когда студенты разрабатывают решение для поставленной задачи.

Рассмотрим преимущества применения методов кейсов в образовательном процессе, а именно в практико-ориентированных дисциплинах.

1. Развитие практических навыков. Метод кейсов позволяет обучающимся применять знания на практике и развивать навыки принятия решений.

2. Активное участие в учебной деятельности. Благодаря методу кейсов обучающиеся начинают проявлять активность в учёбе Г4, С. 451. При решении кейсовых задач они должны обсуждать, дискуссировать, активно участвовать, анализировать информацию, делать выводы и принимать решения. Это позволяет более глубже понять материал, так как обучающиеся непосредственно вовлечены в его применение на практике.

3. Подготовка к реальным ситуациям. Посредством метода кейсов студенты учатся применять свои знания и навыки к реальным ситуациям, что помогает улучшить их подготовку к профессиональной деятельности.

4. Развитие коммуникационных навыков. Метод кейсов даёт возможность совместно обсуждать и анализировать ситуации для решения поставленных задач. Студенты могут обмениваться своими идеями, мнениями и решениями, что способствует развитию их коммуникационных навыков и навыков работы в коллективе Г6, С. 38-391.

Для достижения полной эффективности метод кейсов должен быть хорошо разработан и поддерживаться соответствующими ресурсами и преподавателем. Но есть несколько факторов, которые могут влиять на эффективность методов обучения. Сюда относятся:

- активное участие. Это методы, которые активно вовлекают студентов в учебный процесс обучения. Это могут быть дискуссии, групповые проекты или командная работа. Активное участие помогает студентам лучше усваивать материал и применять его на практике;

- контекстуальность. Сюда относятся методы обучения, связанные с реальными или контекстуальными ситуациями. Применение полученных знаний и навыков к реальным сценариям помогает студентам осознать значимость и применимость материала в реальной жизни;

- интерес и мотивация. Методы обучения, которые вызывают интерес и мотивацию студентов, оказываются более эффективными. Это может быть связано с выбором темы или проекта, использованием актуальных приложений, созданием интерактивных сред и вознаграждений за достижения;

- коммуникация и сотрудничество. Сюда относятся методы обучения, которые поддерживают коммуникацию и сотрудничество между студентами или с преподавателем. Это могут быть групповая работа, обсуждения, обратная связь, коучинг и т. д. Они также оказываются более эффективными;

- многоканальность. Использование различных каналов и ресурсов обучения, таких как текстовые материалы, видео, аудиозаписи, интерактивные задачи и т. д., помогает обучающимся лучше усваивать информацию и создает разнообразие в процессе обучения.

Для определения наиболее эффективного метода обучения был проведен эксперимент, в котором приняли участие студенты КГЭУ в количестве 50 человек. Полученные в ходе эксперимента результаты подтвердили, что использование метода кейсов привело к заинтересованности со стороны студентов и увеличению показателей успеваемости студентов. После проведения обычной лекции диапазон уровня знаний составлял от 35% до 70%, а после проведения занятий с помощью метода кейсов он составил от 65% до 90%. Также был проведен опрос студентов в рамках данного исследования, в котором 40 студентов ответили, что занятия с использованием кейс-метода им понравились больше, чем традиционные практические занятия и лекции, и что они хотели бы чаще посещать такие занятия. Таким образом, использование кейс-метода привело к повышению умственных способностей обучающихся и активизации самостоятельной деятельности.

Мониторинг эффективности использования кейс-методов при подготовке студентов должен проводиться по специальным тестам или анкетам, которые позволяют определять уровень знаний, умений и навыков [7, С. 44]. Полноценная профессиональная подготовка специалистов невозможна без обеспечения практико-ориентированных подходов в обучении, которые можно реализовать путем объединения фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки. Получение студентами практических навыков в процессе освоения образовательной программы гарантируется несколькими составляющими обучения.

Во-первых, необходимо наличие преподавателей-практиков в профессорско-преподавательском составе. Федеральные образовательные стандарты устанавливают, какую долю от общего числа преподавателей, реализующих образовательную программу, должны составлять работники организаций, деятельность которых связана с профилем этой программы, и требования к стажу таких практиков. Зачастую ВУЗы не ограничиваются этими минимальными установленными значениями.

Во-вторых, многие образовательные программы в настоящее время предполагают не только определенное количество часов практических занятий, а фактически полное погружение в специальность до окончания обучения. Если раньше студенты только на старших курсах начинали делать проекты и научные работы в организациях, с которыми сотрудничает

ВУЗ, то сейчас этот процесс происходит уже с первого курса. Развитие современных технологий заставляет вводить энергичный стиль обучения, тем более что использование инноваций в образовании позволяет быстрее и эффективнее осваивать образовательные программы.

Выводы. Главный путь совершенствования процесса обучения в техническом вузе - это не увеличение количества передаваемых знаний, а выработка навыков их научного, профессионального осмысления. Это способствует формированию и развитию профессиональной компетентности студентов технических специальностей. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что использование метода кейсов приводит к более глубокому пониманию предметной области. Он является эффективным и полезным инструментом в обучении, способствующим развитию практических навыков и аналитического мышления у студентов. Но эффективность методов обучения всегда зависит от правильной их реализации. Метод кейсов должен быть поддержан хорошо разработанными кейсами, подходящими для учебных целей и адаптированными к специфике обучающихся. Поддержка со стороны преподавателя также является важной составляющей успеха применения метода кейсов.

Таким образом, метод кейсов имеет потенциал быть эффективным инструментом в образовании, но его практическая эффективность может различаться в зависимости от ряда факторов, включая контекст, структуру, подходы и поддержку, предоставляемые в рамках конкретного образовательного процесса. В коллаборации с другими видами обучения кейс-метод занимает лидирующие позиции в подготовке специалистов в учебных заведениях и является одним из самых эффективных способов приобретения практического опыта. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения достаточно проблематично выполнить поставленные задачи по развитию экономики страны.

Литература:

1. Абдреев, И.С. Компьютерные тренажерные комплексы / И.С. Абдреев, A.B. Чупаев, P.P. Галямов,

A.Ю. Шарифуллина // Научно-технический вестник Поволжья. - 2023. -№ 4. - С. 109-111

2. Галиуллина, Э.Р. Цифровые игры как способ обучения / Э.Р. Галиуллина, P.C. Зарипова // Ученые записки ИСГЗ. -2019.-Т. 17,№ 1.-С. 126-129

3. Галиуллина, Э.Р. Организационный аспект открытых образовательных ресурсов / Э.Р. Галиуллина, A.A. Шакиров, P.C. Зарипова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2019,- Т. 10,№ 11. - C. 6-11

4. Зарипова, P.C. Особенности и тенденции развития современного инженерного образования / P.C. Зарипова, O.A. Пырнова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9, № 8-2. -С. 43-46

5. Зарипова, P.C. Исследование влияния информационных технологий на формирование ценностных ориентаций современных студентов / P.C. Зарипова, Н.Г. Бикеева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9, № 7-2. - С. 110-113

6. Косулин, В.В. Электронные образовательные ресурсы в обучении студентов инженерным дисциплинам /

B.В. Косулин // Уральский научный вестник. - 2018. - Т. 11, № 2. - С. 037-042

7. Овсеенко, Г.А. Разработка курса в информационно-образовательной среде университета / Г.А. Овсеенко, О.Б. Удовенко, Д.Р. Латфуллина // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023. - T. 14, № 1-3. - C. 41-45

8. Салтанаева, E.A. Проектный подход в личностно-профессиональном развитии студентов / Е.А. Салтанаева, Р.И. Эшелиоглу, О.В. Рябова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023. - T. 14, № 2-3. - C. 105-110

9. Салтанаева, E.A. Цифровые компетенции как обязательная компонента высшего образования / Е.А. Салтанаева, Р.И. Эшелиоглу, С.И. Бекетова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023. - T. 14, № 2-2. - C. 152-156

10. Филимонова, Т.К. Применении технологий гемификации на практических занятиях в техническом вузе / Т.К. Филимонова, Е.В. Федосеева // Информационные технологии в строительных, социальных и экономических системах. - 2022. - № 3(29). - С. 102-104

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Захарова Анна Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ ЛОСКУТНОМУ ШИТЬЮ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматривается техника лоскутного шитья как вид декоративно-прикладного искусства. В настоящее время лоскутное шитье является востребованной, интересной, разнообразной. Она не только развивает эстетические и художественные вкусы, но также способствует совершенствованию мелкой моторики. Декоративно-прикладное искусство влияет и обогащает внутренний мир обучающегося, развивает психологическое, интеллектуальное и эмоциональное состояние личности, формирует потенциалы, воспитывает эстетические и нравственные качества, расширяет врожденные способности, а также способствует применению полученных знаний, умений и навыков в своём творчестве.

Ключевые слова: развитие, творческий потенциал, художественный вкус, декоративно-прикладное искусство, лоскутное шитье, лоскутная мозаика.

Annotation. This article discusses the patchwork technique as a type of decorative and applied art. Currently, patchwork is in demand, interesting, and varied. It not only develops aesthetic and artistic tastes, but also helps improve fine motor skills. Decorative and applied art influences and enriches the student's inner world, develops the psychological, intellectual and emotional state of the individual, forms potentials, cultivates aesthetic and moral qualities, expands innate abilities, and also promotes the use of acquired knowledge, skills and abilities in one's creativity.

Key words: development, creativity, artistic taste, arts and crafts, patchwork, patchwork mosaic.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.