Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ ЛОСКУТНОМУ ШИТЬЮ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ'

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ ЛОСКУТНОМУ ШИТЬЮ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / творческий потенциал / художественный вкус / декоративно-прикладное искусство / лоскутное шитье / лоскутная мозаика / development / creativity / artistic taste / arts and crafts / patchwork / patchwork mosaic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Анна Алексеевна

В данной статье рассматривается техника лоскутного шитья как вид декоративно-прикладного искусства. В настоящее время лоскутное шитье является востребованной, интересной, разнообразной. Она не только развивает эстетические и художественные вкусы, но также способствует совершенствованию мелкой моторики. Декоративно-прикладное искусство влияет и обогащает внутренний мир обучающегося, развивает психологическое, интеллектуальное и эмоциональное состояние личности, формирует потенциалы, воспитывает эстетические и нравственные качества, расширяет врожденные способности, а также способствует применению полученных знаний, умений и навыков в своём творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the patchwork technique as a type of decorative and applied art. Currently, patchwork is in demand, interesting, and varied. It not only develops aesthetic and artistic tastes, but also helps improve fine motor skills. Decorative and applied art influences and enriches the student’s inner world, develops the psychological, intellectual and emotional state of the individual, forms potentials, cultivates aesthetic and moral qualities, expands innate abilities, and also promotes the use of acquired knowledge, skills and abilities in one’s creativity.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ ЛОСКУТНОМУ ШИТЬЮ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ»

ВУЗ, то сейчас этот процесс происходит уже с первого курса. Развитие современных технологий заставляет вводить энергичный стиль обучения, тем более что использование инноваций в образовании позволяет быстрее и эффективнее осваивать образовательные программы.

Выводы. Главный путь совершенствования процесса обучения в техническом вузе - это не увеличение количества передаваемых знаний, а выработка навыков их научного, профессионального осмысления. Это способствует формированию и развитию профессиональной компетентности студентов технических специальностей. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что использование метода кейсов приводит к более глубокому пониманию предметной области. Он является эффективным и полезным инструментом в обучении, способствующим развитию практических навыков и аналитического мышления у студентов. Но эффективность методов обучения всегда зависит от правильной их реализации. Метод кейсов должен быть поддержан хорошо разработанными кейсами, подходящими для учебных целей и адаптированными к специфике обучающихся. Поддержка со стороны преподавателя также является важной составляющей успеха применения метода кейсов.

Таким образом, метод кейсов имеет потенциал быть эффективным инструментом в образовании, но его практическая эффективность может различаться в зависимости от ряда факторов, включая контекст, структуру, подходы и поддержку, предоставляемые в рамках конкретного образовательного процесса. В коллаборации с другими видами обучения кейс-метод занимает лидирующие позиции в подготовке специалистов в учебных заведениях и является одним из самых эффективных способов приобретения практического опыта. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения достаточно проблематично выполнить поставленные задачи по развитию экономики страны.

Литература:

1. Абдреев, И.С. Компьютерные тренажерные комплексы / И.С. Абдреев, A.B. Чупаев, P.P. Галямов,

A.Ю. Шарифуллина // Научно-технический вестник Поволжья. - 2023. -№ 4. - С. 109-111

2. Галиуллина, Э.Р. Цифровые игры как способ обучения / Э.Р. Галиуллина, P.C. Зарипова // Ученые записки ИСГЗ. -2019.-Т. 17,№ 1.-С. 126-129

3. Галиуллина, Э.Р. Организационный аспект открытых образовательных ресурсов / Э.Р. Галиуллина, A.A. Шакиров, P.C. Зарипова // Russian Journal of Bducation and Psychology. - 2019,- Т. 10,№ 11. - C. 6-11

4. Зарипова, P.C. Особенности и тенденции развития современного инженерного образования / P.C. Зарипова, O.A. Пырнова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9, № 8-2. -С. 43-46

5. Зарипова, P.C. Исследование влияния информационных технологий на формирование ценностных ориентаций современных студентов / P.C. Зарипова, Н.Г. Бикеева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9, № 7-2. - С. 110-113

6. Косулин, В.В. Электронные образовательные ресурсы в обучении студентов инженерным дисциплинам /

B.В. Косулин // Уральский научный вестник. - 2018. - Т. 11, № 2. - С. 037-042

7. Овсеенко, Г.А. Разработка курса в информационно-образовательной среде университета / Г.А. Овсеенко, О.Б. Удовенко, Д.Р. Латфуллина // Russian Journal of Bducation and Psychology. - 2023. - T. 14, № 1-3. - C. 41-45

8. Салтанаева, Г.А. Проектный подход в личностно-профессиональном развитии студентов / Г.А. Салтанаева, Р.И. Эшелиоглу, О.В. Рябова // Russian Journal of Bducation and Psychology. - 2023. - T. 14, № 2-3. - C. 105-110

9. Салтанаева, Г.А. Цифровые компетенции как обязательная компонента высшего образования / Г.А. Салтанаева, Р.И. Эшелиоглу, С.И. Бекетова // Russian Journal of Bducation and Psychology. - 2023. - T. 14, № 2-2. - C. 152-156

10. Филимонова, Т.К. Применении технологий гемификации на практических занятиях в техническом вузе / Т.К. Филимонова, Б.В. Федосеева // Информационные технологии в строительных, социальных и экономических системах. - 2022. - № 3(29). - С. 102-104

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Захарова Анна Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ ЛОСКУТНОМУ ШИТЬЮ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматривается техника лоскутного шитья как вид декоративно-прикладного искусства. В настоящее время лоскутное шитье является востребованной, интересной, разнообразной. Она не только развивает эстетические и художественные вкусы, но также способствует совершенствованию мелкой моторики. Декоративно-прикладное искусство влияет и обогащает внутренний мир обучающегося, развивает психологическое, интеллектуальное и эмоциональное состояние личности, формирует потенциалы, воспитывает эстетические и нравственные качества, расширяет врожденные способности, а также способствует применению полученных знаний, умений и навыков в своём творчестве.

Ключевые слова: развитие, творческий потенциал, художественный вкус, декоративно-прикладное искусство, лоскутное шитье, лоскутная мозаика.

Annotation. This article discusses the patchwork technique as a type of decorative and applied art. Currently, patchwork is in demand, interesting, and varied. It not only develops aesthetic and artistic tastes, but also helps improve fine motor skills. Decorative and applied art influences and enriches the student's inner world, develops the psychological, intellectual and emotional state of the individual, forms potentials, cultivates aesthetic and moral qualities, expands innate abilities, and also promotes the use of acquired knowledge, skills and abilities in one's creativity.

Key words: development, creativity, artistic taste, arts and crafts, patchwork, patchwork mosaic.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Введение. Лоскутное искусство, лоскутное шитье, или текстильная мозаика представляют собой рукодельное искусство, в котором из разнообразных тканевых кусочков (лоскутков) собирается цельное изделие, подобно созданию мозаики. В ходе работы формируется уникальное изделие с новыми цветами и узорами. В современном мире мастерицы используют лоскутное шитье для создания объемных композиций, коллекций и картин. Это искусство относится к декоративно-прикладному искусству и остается одним из актуальных видов рукоделия.

Декоративно-прикладное искусство обогащает внутренний мир учащихся, способствует развитию их психологического, интеллектуального и эмоционального состояния, формирует потенциалы, воспитывает эстетические и нравственные качества, расширяет врожденные способности и помогает применять полученные знания, умения и навыки в собственном творчестве. Это направлено на формирование творчески активной, самостоятельной личности, стремящейся к самореализации и самосовершенствованию. Особенно важно создание работ в нетрадиционных техниках, таких как лоскутное шитье, в контексте эстетического воспитания, поскольку оно способствует всестороннему развитию и воспитанию обучающихся [4].

Изложение основного материала статьи. Актуальность этой темы в том, что техника лоскутного шитья в настоящее время является востребованной, интересной, разнообразной. Она не только развивает эстетические и художественные вкусы, но также способствует совершенствованию мелкой моторики.

Перед учителями технологии ставятся основные задачи развитие творческого потенциала обучающихся, начиная с начальной школы. Человек с момента рождения обладает общими и специальными способностями, которые требуется развивать в зависимости от его направленности. Творческая личность определяется наличием определенных способностей. Способности - это сочетание врождённых анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют способности человека в конкретном виде деятельности.

Формировать творческие качества человека начинают уже с детства. Основное развитие творческих способностей начинают обучающиеся получать в школьном возрасте и это является важным этапом в его развитии. Углубленное и систематизированное развитие обучающихся будет способствовать расширению общего кругозора.

Внедрения ручного труда в кружковой деятельности способствует формированию у детей определенных знаний, развитию умений, идет отработка навыков, полученных в процессе теории. В процессе практических занятий у обучающихся формируются творческие, а также интеллектуальные способности [1].

Кружковая деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и в сумме составляет 4 часов в неделю (СанПиН) [5]. Занятия в основном проходят комбинированным методом. При своей кажущейся сухости и техничности позволяет учителю более четко рассматривать урок как элемент образовательной системы в условиях современных ФГОС.

Мы разработали кружковую программу под названием «Чудеса из лоскутка» для учеников 5-8 классов, с акцентом на художественно-эстетическом развитии. Эта образовательная программа рассчитана на 2 года и создана на основе существующих учебных программ по лоскутному шитью, учебных пособий и широко использует доступную литературу по данной теме.

С целью выявления уровня знаний о декоративно-прикладном искусстве было проведено анкетирование. Из шести обучающихся, только три человека занимались и имеют представление о лоскутном шитье. Остальные три обучающихся имеют поверхностное представление о техниках лоскутного шитья. И это показало, что в современном обществе обучающиеся мало интересуются декоративно - прикладным искусством. Современных детей больше интересуют гаджеты и компьютерные игры. По итогам анкетирования пришли к выводу, что в программе кружковой деятельности необходимо совместить интерес обучающихся к интернет ресурсам и декоративно-прикладное искусство в технике лоскутного шитья в единое целое.

В первом году обучения нашей программы мы начинаем с изучения истории лоскутного шитья, акцентируя внимание учеников на этом аспекте. Мы также осуществляем обзор материалов и изучаем цветовую гамму, а также знакомим учащихся с необходимым оборудованием, таким как швейные машины, утюги и инструменты. Эти темы считаются фундаментальными для последующей работы в кружке. После того как ученики ознакамливаются с оборудованием и материалами, мы переходим к изучению «Видов и методов сборки блоков в лоскутном шитье». Все эти учебные материалы в течение первого года закрепляются через практические творческие задания, такие как изучение истории лоскутного шитья в мире, создание простых аппликаций, изготовление прихваток из блоков, разработка композиций для праздничных столов, изготовление мягких игрушек и воплощение национального орнамента «кыбытык тигии» в различных изделиях.

Во второй год обучения, обучающиеся знакомятся с более сложными видами обработки в лоскутном шитье и выполняют большие творческие работы. Самостоятельно создают проекты, защищают их, обосновывают их актуальность на данный момент и изготавливают изделие.

Программа разработана так, чтобы обучающиеся могли доступно использовать интернет ресурсы для поиска информации. Теоретические знания, полученные на кружковых занятиях, должны быть интересны и увлекательны, чтобы заинтересовать обучающихся к данной теме. Необходимо развить интерес к технике лоскутного шитья они могут сами найти интересные факты и рассказать их на занятии. Обучающиеся, самостоятельно подбирают себе практическую работу по предлагаемой учителем теме. То есть учитель предлагаем свои варианты работ на выбор обучающимся, но также они могут предложить и свой вариант учителю. Таким способом обучающиеся самостоятельно ищут в интернете подходящий для них вариант, тем самым они само реализовываются, пытаются создать интересную и неповторимую модель изделия, чувство соперничества и индивидуальности развивается у всех обучающихся.

Составляя технологическую карту выбранного изделия, обучающиеся изучают последовательность обработки, повторяют ТБ, изучают оборудование и приспособления, которыми будут пользоваться. Обучающиеся, изучают, как и каким способом проще и быстрее можно обработать выбранное изделие. Выбранный способ выносят на обсуждения в коллектив, выполняется коллективная работа в обсуждении и корректировке, это сплотит коллектив, в споре рождается истина.

Практические работы обучающимися будут выполняться самостоятельно, под тщательным наблюдением и контролем учителя.

Занятия лоскутным шитьем предоставляют возможность для организации проектной и исследовательской деятельности как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Созданные учащимися декоративные композиции могут быть использованы для украшения кабинета или фойе учреждения, что, в свою очередь, способствует дополнительному стимулу для развития творческих навыков.

Лоскутное шитье даёт возможность выполнять изделия с минимальными затратами. Для работы можно использовать обрезки от швейного производства, старую одежду, вышедшую из моды, что способствует воспитанию чувства бережливости и экологической сознательности у обучающихся.

Данная программа поможет каждому обучающемуся сформировать свои художественные способности в области лоскутного шитья и выявить творческую индивидуальность, а также даст опыт коммуникативной культуры.

Лоскутное шитье в народном творчестве раскрывает перед обучающимися богатые корни духовной жизни этого региона, наглядно выражает художественный вкус, моральные ценности и эстетические устремления этого народа, оставаясь важной частью его истории. Поэтому на занятиях мы стараемся внушить учащимся любовь к своей культуре, призывая их к изучению исторических и культурных основ народного творчества в лоскутном шитье, ознакомление с традициями и обычаями этого народа является одной из важных целей в процессе их эстетического воспитания.

Особое внимание обратили на выполнение и изготовление эко-сумок. Чем же привлекательны эко-сумки из лоскутков? В первую очередь они являются разумной альтернативой пластиковым пакетам. Экологическая ситуация сейчас сложилась довольно непростая, и поэтому защита окружающей среды - это с некоторых пор миссия не только определенных служб, но и каждого жителя планеты. Эко-сумки не подведут вас и не порвутся в подходящий момент, как может произойти с пластиковым пакетом. Эко - сумки можно выполняют из хороших обрезков ткани, идущих на утилизацию из-за своих небольших размеров, давая им новую жизнь. Эко - сумки - это экономия на пластиковых пакетах. Обучающиеся активно участвовали в разработке и выполнении творческих проектов данной темы.

Для выполнения эко-сумки в технике лоскутного шитья можно использовать любую ткань, но для начинающих рекомендуется выбирать хлопчатобумажные, льняные и шерстяные материалы. Они хорошо стираются и утюжатся. Легко ведут себя в обработке. А если профессионалы по шитью, то можно использовать любые материалы: трикотаж, шёлк, портьер и другие [3].

Разнообразие материалов различной фактуры, позволяет изготавливать большой ассортимент эко - сумок, отличающиеся друг от друга не только цветовой гаммой, но и по размеру и назначению. Так же отличаются и по технологии обработки изделий. Эко - сумки могут быть использованы людьми разных возрастных категорий. Они будут интересны своей цветовой гаммой как для детей, так и для взрослых. Используя в семье эко - сумки мы учим детей бережливости, экономии и главное учим их применять вторичное сырье и использовать его на свое благо. Применяя умения и знания, обучающихся по использованию вторичного сырья, они защищают нашу природу от загрязнения и учатся экономить природные ресурсы.

Эко-сумка необходимый предмет в повседневной жизни. Это многоразовая сумка, рюкзак или авоська, предназначенная для хранения и транспортировки самых различных вещей. Сумка может быть не только сшитой, но и связанной крючком или спицами. Такие модели смотрятся не менее оригинально и эффектно, чем текстильные. Сумка может быть выполнена из кожи или замши, а лоскутки будут использоваться в качестве оригинального декора либо аксессуар будет полностью выполненным из пестрых кусочков ткани. Лоскутный декор великолепно сочетается с другими украшениями, например, бахромой, металлической фурнитурой, пуговицами, лентами, тесьмой.

Из истории сумок мы знаем, что ими пользуются с каменного века доя облегчения труда при перетаскивании тяжелых предметов и добытой еды. Эти сумки были изготовлены из шкур добытых на охоте диких зверей сшитые жилами. Со временем сумки модернизировались, их делали более удобными и практичными в использовании того времени. Но пришло время, и начали выпускать пластиковые пакеты, они появились в России в 90-х годах двадцатого столетия. В Советском Союзе все упаковывали в бумагу, которая хорошо утилизировалась, а покупки укладывали в авоськи или само шитые невзрачные на то время хозяйственные сумки, которые носили с собой т.к. в магазинах не было в продаже ни сумок, ни пакетов, как сейчас. Яркие, красочные, удивительно легкие пакеты вытеснили авоськи из повседневной жизни. Но никто на тот момент не задумывался об экологии и об окружающей среде. Так как при сжигании они выделяют вредные вещества в атмосферу, а при утилизации в землю целлофан и другие полимеры долго не разлагаются и выделяют в почву вредные вещества, чем отравляют почву, воду и причиняют огромный вред всем живущим на земле. С некоторых пор люди начали задумываться о том, как мы живем, какой наносим вред окружающей среде, что останется после нас нашим потомкам. В связи с этим начали проводить акции в защиту окружающей среды и на этих мероприятиях раздавали эко-сумки, выполненные в технике лоскутного шитья из остатков ткани (обрезков) полученных в результате раскроя изделий в швейных ателье, которые ранее вывозились на свалку и выбрасывались, тем самым засоряли близлежащие окрестности. В результате использования отходов раскроя в ателье уменьшились растраты на утилизацию отходов ткани.

В ателье так же продают готовые оригинальные эко-сумки, выполненные в национальном стиле. Это изделие не требует больших материальных и физических затрат, тем не менее приносят огромную пользу: девочки, начинающие швеи приобретают навык пошива и знакомятся с историей и бытом своего народа.

При изготовлении эко-сумки орнамент является основным элементом в технике лоскутного шитья. Лоскуты для использования могут быть разными: правильной геометрической формы (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, ромб) или элементы фантазийной формы разного размера. Они могут быть расположенными рядами, в шахматном или произвольном порядке, по спирали, зигзагами. Лоскутки могут быть однотонными или пестрыми, с принтами или без них [2].

При выборе модели эко - сумки мы должны уметь пользоваться цветовым кругом. Тех, кто работает с лоскутками, тоже можно назвать художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскуты и иголка. Также, как и художникам, нам необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании лоскутной «живописи». Особенно эти знания нужны тем, кто, к сожалению, не обладает чувством цвета.

Чтобы выполнить качественную эко-сумку, необходимо определиться с ее внешним видом, размерами и построить точную выкройку по модели. Затем такая же точность должна быть и при стачивании лоскутков, так как даже из-за смещения в несколько миллиметров возникнет перекос всего изделия, и рисунок будет искажен. Владение навыками ручной и машинной работы позволит создавать различные узоры и дополнительно украсить нашу эко-сумку.

При создании модели эко-сумки в мозаичном стиле важно соблюдать цветовую гармонию при выборе лоскутков, чтобы избежать визуальной несогласованности. Особенно сложно работать с разноцветными лоскутками, которые могут содержать несколько оттенков. При сборке этих кусочков вместе мы оцениваем визуальный эффект, руководствуясь своей интуицией, скорее, чем строгой теорией цветового сочетания. Также важно учитывать толщину и плотность тканей при выборе материалов для работы.

Так как наш кружок начал работу с этого года, обучающиеся кружка, приняли участие в школьных выставках, в выставках села, провели акцию «Эко - сумка наше будущее» и т.д. Обучающимся нравится показывать свои работы и их защищать, так как они вложили в свои изделия не только душу, но и частичку любви.

Рассмотрев и проанализировав выполненные работы обучающихся, мы пришли к выводу, что данная программа, за такой короткий срок показала, что она необходима в нашей школе. Несмотря на то что программа разработана для обучающихся 5-8 классов и всего на 6 человек уже есть желающие записаться из старших классов и начальной школы. Этот говорит о том, что мы нашли правильный подход в работе с обучающимися и заинтересовали их в нашем кружке.

Выводы. Подведя итог нашей работы исследование показало, что обучающихся можно заинтересовать в данном направлении. Объединение ИКТ и лоскутного шитья оправдало себя. Повторное анкетирование показало 100% заинтересованность обучающихся в кружковой деятельности по ДЛИ. На примере эко-сумок мы видим, что обучающиеся самостоятельно могут разработать модели, сконструировать выкройки. Идет развитие фантазии, индивидуальности, аккуратности и самореализации.

В процессе творческой работы в лоскутном шитье развиваются: Образное, конструктивное и аналитическое мышление. Воображение. Зрительная память.

Также приобретаются навыки:

Легкости и быстроты овладения знаниями и умениями.

Способности использовать их для решения задач в различных ситуациях, включая нестандартные. Уверенности в правильном принятии обоснованных решений и их успешной реализации.

При использовании техники лоскутного шитья можно изготовить не только эко - сумки, но многое другое, например, как: наборы диванных подушек, покрывало, наволочки, одежду и т.д. Эти вещи можно использовать не только в своем обиходе, но и подарить близкому человеку, который высоко оценивает ручной труд мастериц. Эти изделия все индивидуальны и выполняются с любовью и душевным трепетом мастерицы. Особенно ценны эти работы, выполненные вашим ребенком в школе. Цените, поддерживайте своих детей, которые начинают увлекаться каким-либо видом прикладного искусства. Ваша поддержка - это самое ценное и много значащие для вашего ребенка.

Литература:

1. Гордон, М. Лоскутное шитье: мотивы, узоры, техники. Как повысить свое мастерство / М. Гордон. - Москва: Ниола 21 век, 2001,- 128 с.

2. Лоренц, Н. Орнамент всех времен и стилей / Н. Лоренц. - Москва: Эксмо, 2010. - 47 с.

3. Мазурик, Т.А. Лоскутное шитьё. От ремесла к искусству / Т.А. Мазурик. - СПб.: Паритет, 2005. - 152 с.

4. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания в школе / Н.Н. Ростовцев. - Москва: Агар, 2000. - 176 с.

5. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями на 27 октября 2020 г)

Педагогика

УДК 378.2

магистрант 1 курса Захарова Анна Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация. Проблема формирования технологических компетенций, обучающихся особенно актуальна в настоящее время, т.к. имеет большое влияние на построение всего учебного процесса. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определенные возможности для их формирования. Однако главная роль в этом принадлежит образовательной области «Технология». Новое содержание обучения по курсу «Технология» требует разработки соответствующего учебно-методического обеспечения, которое учитывает широкую вариативность содержания, уровневую дифференциацию, практико-ориентированную направленность, сочетание продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся. Он способствует практической ориентации учебного процесса и развитию навыков учащихся. Важно разработать соответствующее учебно-методическое обеспечение для успешной реализации этого метода в обучении технологии.

Ключевые слова: формирование, компетенции, кружок, деятельность, обучение.

Annotation. The problem of the formation of technological competencies of students is especially relevant at the present time, because it has a great influence on the construction of the entire educational process. Bach academic subject, depending on the subject content, reveals certain opportunities for their formation. However, the main role in this belongs to the educational field "Technology". The new content of the course "Technology" requires the development of appropriate educational and methodological support, which takes into account the wide variability of content, level differentiation, practice-oriented orientation, a combination of productive and reproductive activities of students. It contributes to the practical orientation of the educational process and the development of students' skills. It is important to develop appropriate educational and methodological support for the successful implementation of this method in teaching technology.

Key words: formation, competence, circle, activity, training.

Введение. В современном контексте технология представляет собой системный подход к организации и оптимизации деятельности человека с целью достижения наилучших результатов при минимальных затратах всех ресурсов. Основные принципы оптимизации включают высокое качество продукции или услуг, ориентацию на потребителя, а не просто на количество произведенного продукта, а также эффективное использование ресурсов в широком смысле слова. Обучение учащихся в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов, представленных в основных модулях. Предложенные сквозные образовательные линии представляют собой важный и разносторонний набор тем, которые могут обогатить содержание основного учебного модуля и обеспечить более глубокое понимание технологии [1].

Кружковая работа, одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. Кружковая работа осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях (школы, гимназии, училища и т.п.), а также в учреждениях дополнительного образования (дома творчества, дома культуры, клубы и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.