13. Ferjanchih S. Konstantin [Konstantin]. Beograd, Sluzhbeni glasnik Publ., 2013, pp. 306-337. (In Serb.).
14. Chairovic I. Preobrazhenie i kreshchenie tsarya Konstantina [Transfiguration and the baptism of Emperor Con-stantine]. Trudy Nisha i Vizantii [Proceedings of Nis and Byzantium]. Nish, University of Nish Publ., 2007, no. VI, pp. 369-378. (In Serb.).
15. Chairovic I. Velikiy kak khristianin - otnosheniye nekotorykh istoriografov k nemu i ego vere [Great as a Christian - the approach of some historiographers to him and his faith]. Trudy Nisha i Vizantii [Proceedings of Nis and Byzantium]. Nish, University of Nish Publ., 2009, no. VIII, pp. 471-478. (In Serb.).
УДК 7.747
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ДОМАШНЕГО РУКОДЕЛИЯ В ОБЫВАТЕЛЬСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ
Усанова Алла Леонидовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии и дизайна, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
Кирюшина Юлия Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
В современном искусствознании происходит расширение границ понятия художественной культуры, что позволяет исследователям обращаться к различным аспектам художественной практики прошлого, оставшимся вне поля научного знания. На наш взгляд, художественное убранство обывательского жилища (в историко-сословном контексте определения) представляет особый интерес, в силу численного преобладания данной категории населения как в отечественной истории второй половины XIX, так и в советский период несмотря на коннотационные трансформации понятия «обыватель». В советском искусствознании творческие практики в рамках домашнего рукоделия балансировали в границах народного искусства либо обозначались обтекаемым термином «самодеятельное искусство». Однако современные исследователи дают более точное определение - «нетрадиционное народное творчество», в границах которого и развивался, по выражению О. Балдиной, советский «бытовой дизайн» (см. [4, с. 121]). Его специфика заключалась в ориентации на самые яркие образцы как традиционного народного, так и высокого «элитарного» искусства, их интерпретации и адаптации «для себя». В статье рассматриваются приемы оформления жилого пространства декоративным текстилем, описываются наиболее типичные техники изготовления кружева, лоскутного шитья, вышивки и предметный спектр рукоделия в интерьере XIX-XX веков. Особое внимание уделяется художественно-бытовым традициям Сибирского региона. Стилистический анализ предметов, выполненных в рамках домашнего рукоделия, позволяет сформулировать выводы не только об индивидуальных вкусах и эстетических предпочтениях мастериц, но и о художественных тенденциях домашнего рукоделия XIX-XX веков.
Ключевые слова: домашнее рукоделие, вышивка, кружево, лоскутное шитье, интерьер.
HOME HANDICRAFT ART TRADITIONS OF MIDDLE-BROW INTERIOR OF THE 19th AND 20th CENTURIES
Usanova Alla Leonidovna, Dr of Art History, Professor of Department of Culturology and Design, Altai State University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Kiryushina Yuliya Vladimirovna, PhD in Art History, Associate Professor of Department of the History of Art, Costume and Textile, Altai State University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]
In modern Art History, the boundaries of the concept of artistic culture are expanding, which allows researchers to turn to various aspects of the artistic practice of the past that remain outside the field of scientific
knowledge. In authors' opinion, the artistic decoration of the philistine (in the historical-estate context of the definition) dwelling is of particular interest, due to the numerical predominance of this category of the population in the domestic history of the second half of the 19th century and in the Soviet period despite the connotation transformations of the concept of "philistine." In Soviet art criticism, creative practices within the framework of home needlework balanced within the boundaries of folk art or were denoted by the streamlined term "amateur art." However, modern researchers give a more precise definition of non-traditional folk art, within the boundaries of which the Soviet "household design" developed according to the expression of O. Baldina [4, p. 121]. Its specificity was focused on the most striking examples of traditional folk and high "elite" art, their interpretation and adaptation "for themselves." The article discusses the techniques for decorating living space with decorative textiles, describes the most typical techniques for making lace, patchwork, embroidery and the subject spectrum of needlework in the interior of the 19th and 20th centuries. Particular attention is paid to the artistic and domestic traditions of Siberian region. A stylistic analysis of objects made as part of homemade needlework allows us to formulate conclusions not only about the individual tastes and about aesthetic preferences of the craftswomen but also the artistic trends of home handicraft of the 19th and 20th centuries.
Keywords: homemade needlework, embroidery, lace, patchwork, interior.
DOI: 10.317773/2078-1768-2020-50-137-142
В убранстве жилого интерьера с середины
XIX века происходит трансформация традиционных форм народного творчества. Особенно ярко эти тенденции проявились в текстильных изделиях, ориентирующихся на эклектичные формы промежуточной художественной культуры.
События, происходящие в первой четверти
XX века - революция, войны, глобальная миграция сельского и городского населения, а также трудности переходного периода, не оказывают существенного влияния на эстетические представления обывателя о красоте и уюте обитаемого интерьера.
В 1930-х годах и послевоенное десятилетие в обществе отмечается возрастающий интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов. Занятие домашним рукоделием, самостоятельное изготовление незатейливых элементов убранства жилища - популярный досуг как у городского, так и сельского населения - активно поощряется государством в условиях неразвитой индустрии быта. Рукотворные предметы декора в интерьере, вышивка, кружево не только не исчезают, но становятся важной стилистической особенностью советского жилого интерьера.
Художественному убранству спального места, кровати уделялось особое внимание. Тради-
ционно аутентичное отношение к данному предмету, определявшееся его статусом еще в крестьянском быту, в 1920-30-х и даже 1950-х годах лишь укрепляется, поскольку нередко в этот период для многих «койко-место» в общежитии становится единственным личным пространством. [7, с. 110]. Традиция художественного убранства и декорирования кровати представляет собой отражение эстетических предпочтений, навыков рукоделия хозяйки и проявление региональной моды.
Кружевные подзоры и техники их изготовления становятся все более разнообразными. Распространенные ранее, особенно в Сибирском регионе, украшения представляли собой вывязанный крючком ленточный орнамент с ромбами, крестами, квадратами, пересекающимися или расположенными рядами, а также изображенными один в другом. Постепенно кружевные подзоры и уголки начинают обогащаться сложным растительным, а иногда и сюжетным изображением.
К середине XX века все большую популярность получают кружевные техники ришелье и мережка, особым изяществом отличалось богато декорированное постельное белье: наволочки, подзоры, уголки и пододеяльники. Нехарактерные для крестьянских мастериц Сибири аристократические техники кружевоплетения были привнесены и адаптированы мастерицами, вы-
ходцами из Прибалтики, немецких поселений Поволжья, Западной Украины в конце XIX - первой половине XX века. Наибольшей популярностью в домашнем рукоделии пользовалась традиционная техника вязания кружев крючком из хлопчатобумажных и льняных нитей [5, с. 47]. Различные по назначению предметы декоративного текстиля, отделанные кружевом (подзоры, занавески, скатерти, накидки на подушки, салфетки и дорожки), которые располагались на поверхности стола, комода и этажерки, сообщали интерьеру жилища атмосферу легкости и праздничности. Особой популярностью пользовался прием диагонального размещения кружевных, вышитых салфеток-дорожек на высокой спинке дивана или на ковре над кроватью.
Композиционная цельность и стилистическая завершенность интерьера обусловлена ансамблевым подходом к изготовлению и использованию кружевного текстиля, что в целом свойственно художественным тенденциям конца XIX - середины XX века.
Не менее популярным и изобретательным видом домашнего рукоделия в художественном оформлении спального места являлось лоскутное шитье. Техника изготовления эффектного предмета интерьера - изделия из лоскутков - предельно проста: по принципу мозаики сшиваются между собой кусочки ткани с разной фактурой, цветом и составом, и создается единое полотно с неповторимым рисунком и композицией [9, с. 10]. Истоки возникновения и популярности данного вида домашнего рукоделия в различных культурах и странах обусловлены очевидными причинами.
Бережливые хозяйки нередко обновляли одежду, латая и перешивая обветшавшие вещи. Одежду, не пригодную для носки, использовали для дальнейшей переработки и изготовления предметов декоративно-бытового назначения. Вещи сортировали и, выбирая пригодные фрагменты ткани, разрезали на лоскуты для шитья одеял и занавесок, совсем ветхие ткани употребляли для плетения напольных дорожек и ковриков. В России традиции лоскутного шитья получили широкое распространение в конце XVIII - начале XIX века, когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода в домах. Во второй половине XIX века благодаря развитию промышленности появился ситец с ярким,
радужным рисунком, значительно украсив быт того времени. Это давало возможность хозяйкам подшивать одежду ставшую детям короткой, а обрезки шли на пошив одеял, покрывал, занавесок. В каждом русском изделии из лоскутов сохранялись общие традиционные подходы к цвету, композиции, к способам его создания [3, с. 33].
Не исключено, что наряду с социально-экономическими причинами идея подбора различных кусочков ткани и составления лоскутных орнаментов берет свое начало от древнего искусства создания мозаичных композиций. Подтверждением является тот факт, что в лоскутных изделиях часто использовали технику аппликации. Аппликация - способ выполнения орнаментов, различных изображений многофигурных композиций путем нашивания, наклеивания на ткань разноцветных и разнофактурных кусочков какого-либо однотипного или чужеродного материала: ткань, мех и т. д. [2, с. 73]. Мастерицы уже на готовое лоскутное изделие накладывали различные кусочки ткани - так появлялись сюжетные композиции. В крестьянском творчестве, особенно в центральной части России, иногда аппликация заменяла вышивку. Яркий лоскуток ситца или сатина мастерица вставляла между вышивкой на полотенце, рукавах рубахи, подоле, фартуке в костюме. Данная техника декорирования была более быстрой, чем трудоемкая мелкая вышивка, и доступной даже малоопытной мастерице.
В конце XIX - первой половине XX века наиболее распространенными предметами текстильного интерьера, выполненными в технике лоскутного шитья, являлись одеяла и декоративные панно. Изготовление стеганых одеял - одна из наиболее распространенных практик домашнего рукоделия. Кусочки ткани сшивались либо в произвольном порядке, либо в виде орнамента. Далее орнаментированная сторона соединялась с утепленной прокладкой - ватином или с подкладочным материалом. Изделие прошивалось, при этом швы представляли собой замкнутую орнаментальную композицию либо определенное узнаваемое изображение. Часто мастерицы обращались к стилизованным изображениям растений и животных, вернее, к их наивным очертаниям, особенно к контурам разных цветов и листьев.
Декоративные панно из лоскутов, и даже целые картины, первоначально получили распро-
странение в Европе в XVIII веке, когда началась популяризация тканей пестрых расцветок - набивных ситцев, привозимых, в основном, из Индии и Персии. Тогда, чтобы сэкономить дорогую модную материю, портнихи часто выполняли из них только узоры, которые нашивали на однотонную ткань. На некоторых вещах, созданных в такой технике, кусочки пестрого ситца, создававшие узор, располагались далеко друг от друга, а однотонный фон просто простегивался фигурными швами, нередко - с прокладыванием шнура для придания шву объема. Подобный вариант шитья получил красноречивое название - «персидская вышивка». Традиционно изделие состоит из трёх слоёв ткани: нижний слой - основа, средний слой - мягкая прокладка и верхний слой -главный. Его суть - аппликация или «смешанная техника»: сочетание накладных лоскутков с вышивкой нитками, коллажами из других материалов и т. д. Все три слоя обязательно простёгиваются, после чего на поверхности изделия образуется рельефный узор, и изделие приобретает объем.
Позднее, в XIX веке и особенно в первой половине ХХ века, изготовление декоративных панно в технике лоскутного шитья или аппликации получило распространение в России. Как правило, данные изделия использовались в качестве прикроватного коврика, выполняющего не столько утилитарные функции, сколько репрезентативные: обозначение композиционного и смыслового центра интерьера.
В оформлении обывательского интерьера наряду с кружевным декором и лоскутными изделиями большой популярностью пользовался вышитый текстиль. С конца XIX века и особенно в первой половине XX века кроме традиционных рушников мода на вышитый декор распространяется еще на большинство видов ин-терьерного текстиля - салфетки и скатерти, занавески, покрывала, наволочки, чехлы, накидки, а также подушки-думочки. Широкое распространение в убранстве интерьера приобретают сюжетные декоративные панно, картины в технике вышивки. Качественные изменения в назначении вышитого декора в интерьере повлекли за собой изменения формального свойства: «.. .сюжеты придавали несвойственную вышивке динамику; возникали новые стилистические приемы, материалы и даже техники исполнения» [1, с. 48]. Наряду с тради-
ционными для крестьянского рукоделия техниками вышивки (крест, полукрест, тамбурный шов) творческий арсенал домашних мастериц пополняется более сложной гладью. В палитре и технике исполнения интерьерной вышивки происходят зримые изменения - от цветового минимума и орнаментальной условности к реалистической цветной глади или фактурному болгарскому кресту. Выраженные перемены претерпевает компоновка изображения: ясность и уравновешенность геоме-тризированного ленточного орнамента сменяется на замкнутую круговую композицию либо асимметричную. Стилизованные и символические изображения утрачивают первоначальное назначение и трансформируются в декоративные элементы, дополняющие или обрамляющие изображения флористических мотивов, пасторальных сюжетов в вышивках 1930-1950-х годов.
В 2013-2014 годах анализировались содержательные аспекты вышитых декоративных панно с сюжетными композициями, представленных в разделе декоративно-прикладного искусства Восточно-Казахстанского музея-заповедника (Усть-Каменогорск), Государственного художественного музея Алтайского края (ГXМАК), и публиковались некоторые результаты исследования, доказывающие выраженную тенденцию перехода данного вида домашнего рукоделия из категории традиционного народного ремесла в область промежуточной культуры. «Тематический круг представленных работ можно условно разделить на хрестоматийные образы из русских сказок, былин и басен; реалистичные сюжеты из повседневной жизни, в которых очень часто встречаются изображения детей. Обилие сказочной и детской тематики в сюжетных композициях не случайно, большинство настенных вышивок предназначалось для украшения детской комнаты. Широко представлены бытовые сюжеты с изображением сельских сцен и романтических образов прошлого. В музейных и частных собраниях часто повторяется сюжет "Девушка с кувшином" с изображением молодой итальянки, сидящей на берегу. Пейзаж как самостоятельный жанр в вышивке встречался довольно редко, в основном вышивали животных на фоне природы. Распространенной техникой в те годы была вышивка крестом и его разновидностями, реже вышивали гладью,
с применением хлопчатобумажных ниток мулине. Для вышивания использовали схемы на бумаге и готовые трафареты с различными рисунками на ткани. Образцы для вышивок прилагались к различным женским журналам, как в дореволюционный период, так и в советское время. Мастерицы редко сами придумывали композицию работы, так как это требовало наличия определенных художественных способностей» [6].
Однако в работе из экспозиции ГXМАК автора А. Xохловой из села Верх-Катунское представлена целая галерея характерных образов односельчан с текстовыми и орнаментальными вставками, выполненная в традиционной технике вышивки крестом [8, с. 446]. Широкая практика использования вышитого текстиля позволяет сделать выводы о его роли и назначении в интерьере, а именно быть цветовой доминантой и олицетворять бытующие представления об уюте, красоте и эстетические притязания хозяев.
Аналитический обзор художественных качеств и техник изготовления предметного ассортимента домашнего рукоделия рассматриваемого периода наглядно демонстрирует изменения формального либо сущностного характера. Так, к середине прошедшего века при изготовлении
кружевного текстиля домашние мастерицы наряду с традиционными техниками активно обращаются к более сложным - мережка, ришелье, при этом геометрический орнамент теснят растительные узоры, иногда сюжетные изображения. Расширяется предметная линейка кружевного декора в интерьере. Изделия, выполненные в технике лоскутного шитья, не только не теряют своей актуальности, но наряду с утилитарным назначением приобретают декоративные функции. В вышивке при всем многообразии техник популярными становятся декоративные панно с сюжетными изображениями и богатыми флористическими мотивами как отражение барочных тенденций в послевоенном декоративно-прикладном искусстве.
Широкая практика применения декоративного текстиля преимущественно собственного, домашнего рукоделия в обывательском интерьере конца XIX - первой половины XX века позволяет говорить о формировании выраженной стилевой тенденции. Однако исследование причин и условий формирования уникального по характеру, но массового по степени распространения принципа оформления интерьера неотделимо от изучения социокультурных и исторических факторов.
Литература
1. Воронов В. О крестьянском искусстве: избр. тр. - М.: Совет. художник, 1972. - 352 с.
2. Кирюшина Ю. В., Степанская Т. М. Искусство художественного текстиля на Алтае. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 124 с.
3. Максяшин А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание. - Екатеринбург: Урал. гос. юрид. акад., 2012. - 44 с.
4. Народная культура в современных условиях / отв. ред. Н. Г. Михайлова. - М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. - 219 с.
5. Оршанский Л. Г. Художественная и кустарная промышленность СССР 1917-1927. - Л.: Акад. художеств, 1927. - 84 с.
6. Романова Е. А. Сюжетная вышивка середины ХХ века на территории Восточного Казахстана (на основе фондовой коллекции музея-заповедника) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vkoem.kz/index.php/ru/ 2010-03-09-08-54-46/85-2010-03-09-10-07-22/965 (дата обращения: 10.11.2019).
7. Усанова А. Л. Пути формирования отечественного жилого интерьера первой половины ХХ века. Ситуативный анализ // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 27. - С. 110-115.
8. Усанова А. Л. Художественное убранство городского жилища в первой половине ХХ века // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). - С. 445-449.
9. Чернышева Л. А. Большая энциклопедия. Лоскутное шитье. - М.: АСТ, 2015. - 240 с.
References
1. Voronov V. O krest'yanskom iskusstve: izbrannye trudy [On peasant art. Selected Works]. Moscow, Soviet artist Publ., 1972. 352 p. (In Russ.).
2. Kiryushina Yu.V., Stepanskaya T.M. Iskusstvo khudozhestvennogo tekstilya na Altaye [The Art of Textile Art in Altai]. Barnaul, Altai University Publ., 2005. 124 p. (In Russ.).
3. Maksyashin A.S. Dekorativno-prikladnoe i narodnoe iskusstvo: ikh sushchnost' i soderzhanie [Decorative and applied and folk art: their essence and content]. Ekaterinburg, Ural State Law Academy Publ., 2012. 44 p. (In Russ.).
4. Narodnaya kul'tura v sovremennykh usloviyakh [Folk culture in modern conditions]. Ed. by N.G. Mikhaylova. Moscow, Russian Institute of Culturology Publ., 2000. 219 p. (In Russ.).
5. Orshansky L.G. Khudozhestvennaya i kustarnaya promyshlennost' SSSR 1917-1927 [Art and handicraft industry of the USSR 1917-1927]. Leningrad, Academy of Arts Publ., 1927. 84 p. (In Russ.).
6. Romanova E.A. Syuzhetnaya vyshivka serediny XX veka na territorii Vostochnogo Kazakhstana (na osnove fon-dovoy kollektsii muzeya-zapovednika) [Story embroidery of the middle of the twentieth century on the territory of East Kazakhstan (based on the stock collection of the museum-reserve)]. (In Russ.). Available at: http://www. vkoem.kz/index.php/ru/2010-03-09-08-54-46/85-2010-03-09-10-07-22/965 (accessed 10.11.2019).
7. Usanova A.L. Puti formirovaniya otechestvennogo zhilogo inter'era pervoy poloviny XX veka. Situativnyy analiz [Ways of forming a domestic residential interior of the first half of the twentieth century. Situational analysis]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2014, no. 27, pp. 110-115. (In Russ.).
8. Usanova A.L. Khudozhestvennoe ubranstvo gorodskogo zhilishcha v pervoy polovine XX veka [Artistic decoration of urban housing in the first half of the twentieth century]. Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2014, no. 6 (49), pp. 445-449. (In Russ.).
9. Chernysheva L.A. Bol'shaya entsiklopediya. Loskutnoe shit'e [Big Encyclopedia. Patchwork]. Moscow, AST Publ., 2015. 240 p. (In Russ.).
УДК 7.072.3
ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ
Безрукова Екатерина Александровна, доцент кафедры дизайна, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Дрозд Андрей Николаевич, доцент, профессор кафедры дизайна, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Черданцева Алена Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Астахов Олег Юрьевич, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Критика как явление художественной культуры приобретает особое значение в условиях кардинальных изменений художественных процессов ХХ века. При рассмотрении факторов развития художественной критики отмечается, что ее современное положение претерпевает серьезные изменения и создает большое проблемное поле, интересное для исследования причин ее трансформации. Авторами анализируются тенденции становления художественной критики в изобразительном искусстве, выявляются особенности ее состояния в свете актуальных проблем современной культуры. Установлено, что историческая необходимость художественной критики диктуется ее ориентированностью на выявление идеалов, определяющих характер стилеобразования в искусстве. И сегодня эта необходимость с целью формирования мнения широкой общественности об искусстве в целом и творчестве отдельных мастеров не утратила своего значения, однако не всегда эти установки реализуются в современной художественной критике. Выявляются факторы, определяющие изменение статуса художественной критики ХХ века. Отмечается значимость развития арт-рынка, способного формировать новый механизм трансляции идей в художественной коммуникации. В связи с этим особенность положения