Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / цифровая педагогика / проектная деятельность / искусственный интеллект / образование / стартап / digital technologies / digital pedagogy / project activities / artificial intelligence / education / startup

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салтанаева Елена Андреевна, Эшелиоглу Раиля Ильдаровна, Логинова Ирина Михайловна

В данной статье рассматривается роль информационных технологий в становлении новой формы педагогики, а именно цифровой педагогики. Объясняются причины цифровой трансформации образовательной среды. Характеризуются умения современного специалиста, владеющего цифровыми технологиями. Рассмотрены положительные стороны влияния цифровой педагогики на качество образования. Приведены способы реализации цифровой педагогики на практике, в частности развитие проектной деятельности. В качестве одного из элемента цифровой педагогики предлагается рассмотреть участие студентов в конкурсе стартапов. Дается оценка влияния стартапов как на развитие персональных компетенций студента, так и на сам образовательный процесс. Рассмотрены наиболее перспективные направления проектов по аналитике с привлечением искусственного интеллекта. Затронуты возможные опасности излишней цифровизации образовательной сферы. Применение машинного обучения и искусственного интеллекта в рамках цифровой педагогики может автоматизировать многие задачи образовательного процесса (разнообразная аналитика обучения, персонализированное образование). Также делается акцент на по-прежнему важной роли преподавателя в правильном применении цифровых технологий в образовательном процессе для эффективного соответствия целям образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the role of information technology in the formation of a new form of pedagogy, namely digital pedagogy. The reasons for the digital transformation of the educational environment are explained. The skills of a modern specialist who owns digital technologies are characterized. The positive aspects of the influence of digital pedagogy on the quality of education are considered. The ways of implementing digital pedagogy in practice, in particular the development of project activities, are given. As one of the elements of digital pedagogy, it is proposed to consider the participation of students in the startup competition. The assessment of the impact of startups on the development of the student's personal competencies, as well as on the educational process itself, is given. The most promising areas of analytics projects involving artificial intelligence are considered. The possible dangers of excessive digitalization of the educational sphere are touched upon. The use of machine learning and artificial intelligence in the framework of digital pedagogy can automate many tasks of the educational process (diverse learning analytics, personalized education). The emphasis is also placed on the still important role of the teacher in the correct application of digital technologies in the educational process for effective compliance with the goals of education.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ»

подготовки врачей-лечебников. Для более быстрой адаптации студентов- преподавателями организуется психолого-педагогическая поддержка в электронной среде вуза и диагностика выявления образовательных рисков, консультирование по проблемам обучения, личностного самоопределения, система наставничества «студент-преподаватель». При встрече с начинающими студентами обсуждались значимость в выбранной профессии таких дисциплин, как математика и информатика в профессиональной деятельности, что способствует более успешной их адаптации в своей профессии. Значительный интерес вызвали у обучающихся психологические групповые дискуссии, где разбирались вопросы специфики и проблемы начинающих врачей-лечебников,

- организационно-методические, реализуются через систему взаимодействия «преподаватель-студенты», «студент-студент», если данная связь является эффективной и плодотворной, то повышается уровень профессиональной направленности [8]. Такие факторы, как применение преподавателями в процессе обучения активных методов и средств обучения, задач профессиональной направленности, способствуют мотивации в более углубленном изучении учебного материала.

Психолого-педагогические условия, реализуемые в электронной образовательной среде студентов направлены на положительное формирование как профессиональных, так и личностных качеств будущих специалистов.

Выводы. Таким образом, в соответствии с поставленной целью мы сформулировали следующие выводы исследования:

- проанализированы понятия «электронная образовательная среда», «профессиональная направленность», «психолого-педагогические условия», которые непосредственно являются основополагающими в профессиональной подготовке студентов;

- правильно подобранные психолого-педагогические условия (дидактические, материально-технические, психологические, организационно-методические) будут способствовать повышению уровня сформированности профессиональной направленности студентов любой специальности.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург, 2003. - 336 с.

2. Караванова, Л.Ж. Психолого-педагогический условия профессиональнотрудовой социализации студентов вуза / Л.Ж. Караванова // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». -2016. - №2. - С. 101-111

3. Мантрова, A.B. Психолого-педагогические условия, необходимые для обучения студентов направления «Гостиничное дело» / A.B. Мантрова, ИЛ. Федотенко // Молодость. Интеллект. Инициатива. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2022. - С. 439-440

4. Шарабайко, О.Г. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности специалиста: научный анализ понятия / О.Г. Шарабайко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. -2016.-№15.-С. 29-34

5. Шмидт, М.А. Профессиональная направленность личности студента: современное состояние, перспективы изучения проблемы / М.А. Шмидт // Наука и современность. - 2010. - №7-1. - С. 264-270

6. Югфельд, A.C. Образовательная среда современного университета: риски и ресурсы / A.C. Югфельд, И.Л. Федотенко, К.С. Шалагинова // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: теории, технологии, управление. - Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2019. - С. 96-100

7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 100 с.

8. Тимохина, A.B. Формирование безопасной образовательной среды в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов-фармацевтов / A.B. Тимохина // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития». -2022. - С. 298-302

9. Садыкова, О.И. Математическое моделирование систем и процессов. Курс лекций: учебное пособие / О.И. Садыкова, О.Ю. Кривич. - Москва: РУТ (МИИТ): РОАТ, 2020. - ISBN 978-5-7473-1010-0. - 1 CD-ROM. - Текст: электронный.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат технических наук, доцент Салтанаева Елена Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (Казань); старший преподаватель Эшелиоглу Раиля Ильдаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (Казань); кандидат экономических наук, доцент Логинова Ирина Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный аграрный университет» (Казань)

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается роль информационных технологий в становлении новой формы педагогики, а именно цифровой педагогики. Объясняются причины цифровой трансформации образовательной среды. Характеризуются умения современного специалиста, владеющего цифровыми технологиями. Рассмотрены положительные стороны влияния цифровой педагогики на качество образования. Приведены способы реализации цифровой педагогики на практике, в частности развитие проектной деятельности. В качестве одного из элемента цифровой педагогики предлагается рассмотреть участие студентов в конкурсе стартапов. Дается оценка влияния стартапов как на развитие персональных компетенций студента, так и на сам образовательный процесс. Рассмотрены наиболее перспективные направления проектов по аналитике с привлечением искусственного интеллекта. Затронуты возможные опасности излишней цифровизации образовательной сферы. Применение машинного обучения и искусственного интеллекта в рамках цифровой педагогики может автоматизировать многие задачи образовательного процесса (разнообразная аналитика обучения, персонализированное образование). Также делается акцент на по-прежнему важной роли преподавателя в правильном применении цифровых технологий в образовательном процессе для эффективного соответствия целям образования.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая педагогика, проектная деятельность, искусственный интеллект, образование, стартап.

Annotation. This article examines the role of information technology in the formation of a new form of pedagogy, namely digital pedagogy. The reasons for the digital transformation of the educational environment are explained. The skills of a modern specialist who owns digital technologies are characterized. The positive aspects of the influence of digital pedagogy on the quality of education are considered. The ways of implementing digital pedagogy in practice, in particular the development of project activities, are given. As one of the elements of digital pedagogy, it is proposed to consider the participation of students in the startup competition. The assessment of the impact of startups on the development of the student's personal competencies, as well as on the educational process itself, is given. The most promising areas of analytics projects involving artificial intelligence are considered. The possible dangers of excessive digitalization of the educational sphere are touched upon. The use of machine learning and artificial intelligence in the framework of digital pedagogy can automate many tasks of the educational process (diverse learning analytics, personalized education). The emphasis is also placed on the still important role of the teacher in the correct application of digital technologies in the educational process for effective compliance with the goals of education.

Key words: digital technologies, digital pedagogy, project activities, artificial intelligence, education, startup.

Введение. Реалии современного мира таковы, что существующему рынку труда требуются специалисты с новыми компетенциями, владеющие мобильными и интернет-технологиями.

Происходит постепенное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности общества - рабочие процессы, коммуникацию, времяпрепровождение людей. Система образования не стала исключением [1]. В современных цифровых технологиях 21 века находится большой потенциал для экономического роста государства благодаря точности, автоматизации и новым возможностям управления.

Цифровая трансформация, в том числе образовательной среды, ведет к изменению роли преподавателей. Готовность кадров к использованию информационных технологий - это залог успеха в новой цифровой парадигме в педагогике.

Изложение основного материала статьи. Наряду с общим снижением уровня подготовки молодых специалистов, повсеместное распространение ИТ технологий вносит овладение молодежью новыми неожиданными навыками [2]. У будущих специалистов должен быть сформирован такой уровень фундаментальной подготовки, который необходим для решения профессиональных задач. Однако многие из них не осознают цели изучения в вузе многих учебных дисциплин, особенно общеобразовательных, не умеют переносить знания, полученные при изучении одной дисциплины для объяснения процессов, изучаемых в других дисциплинах.

Современный специалист - это специалист на стыке, дисциплин умеющий видеть междисциплинарные связи. Такой подход задействует и педагогику. Открытым вопросом востребованной трансформации педагогики, является ее консолидация с информационными технологиями [3].

Глубина проникновения информационных технологий в повседневную жизнь вызывает опасения у специалистов. Однако для педагогики это может выступить фактором повышения качества обучения [4].

Основная ставка педагогики всегда делалась на человеческие ценности, и в условиях новых реалий необходимо их также сохранить.

Цифровая педагогика - это использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, который является важным фактором в повышении качества образовательных услуг.

Во-первых, цифровая педагогика позволяет персонализировать образование и адаптировать его под индивидуальные потребности каждого ученика. С помощью различных онлайн-платформ и программ можно создавать учебные материалы, задания и тесты, учитывая уровень знаний и интересы каждого ученика. Это помогает ученикам более эффективно усваивать материал и достигать лучших результатов.

Во-вторых, цифровая педагогика способствует развитию навыков работы с информацией и коммуникацией, которые являются неотъемлемой частью современной жизни. Ученики получают опыт поиска, анализа и оценки информации, а также учатся эффективно коммуницировать с помощью различных онлайн-инструментов. Эти навыки являются ключевыми для успешной адаптации к быстро меняющемуся информационному обществу.

В-третьих, цифровая педагогика расширяет доступ к образованию. С помощью онлайн-образования можно получить знания и навыки в любое время и в любом месте, что особенно актуально для учащихся, которые не могут посещать школу или университет по различным причинам. Это также позволяет ученикам из удаленных и малонаселенных районов получать качественное образование без необходимости переезда в большие города. Сегодня цифровая педагогика стала неотъемлемой частью образовательной системы России. Во многих школах и университетах применяются различные цифровые технологии, такие как интерактивные доски, электронные учебники, онлайн-курсы и дистанционное обучение. Педагоги активно используют интернет и социальные сети в своей работе, а также применяют различные программы и приложения для обучения и контроля знаний учащихся.

Цифровизация в вузах России проходит постепенно и активно развивается. В рамках государственной программы "Цифровая экономика" вузы получают поддержку и финансирование доя внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

Реализация цифровой педагогики на практике включает в себя использование цифровых технологий и инструментов в образовательном процессе для достижения определенных целей и задач. Вот некоторые способы реализации цифровой педагогики на практике:

1. Использование дополнительных технических компонентов (интерактивные доски и проекторы) помогает привлечь внимание более широкой аудитории, поскольку визуально является более привлекательными для студентов, чем стандартное чтение лекций под запись.

2. Использование онлайн-ресурсов и образовательных платформ, ценность и польза которых уже не подлежат сомнению.

3. Использование образовательных приложений и программного обеспечения теперь выходит на новый уровень, когда студенты сами при необходимости могут написать подобное программное обеспечение (ПО).

4. Использование онлайн-коммуникации и сотрудничества: самая востребованная и распространенная форма общение, которая нашла широкое применения во время пандемии.

5. Использование адаптивных технологий для формирования индивидуальной траектории обучения.

6. Использование геймификации: Геймификация применяется для создания игровых элементов в учебном процессе, что может повысить мотивацию учащихся и улучшить их академические результаты

7. Онлайн-оценивание и обратная связь.

Для полноценной реализации цифровой педагогики, необходимо снова вернутся к вопросу о готовности кадров к использованию информационных технологий. Важно понимать, как эффективно интегрировать технологии в учебный

процесс, а также достаточно знать об инструментах и ресурсах, доступных для преподавания в цифровой среде, что в конечном итоге при правильном использовании может значительно улучшить качество образования и повысить мотивацию и успеваемость учащихся [5].

Цифровая педагогика не должна становиться заменой традиционным методам обучения, а являться дополнением, расширяющим возможности в образовательном процессе.

Одним из проявлений цифровой педагогики вполне можно считать привлечение студентов к проектной деятельности, через участие в конкурсе стартапов.

Стартап - это хорошее подспорье новому виду педагогике. Они являются основой для частных задач, для которых ранее не были предложены решения. Поддержка стартапов увеличивает инновационный потенциал страны. Над проектом работает команда, каждый член которой отвечает за определенную часть в проекте. В процессе реализации идеи студенты нарабатывают понимание связей между дисциплинами, оттачивают умения и навыки в различных направлениях (коммуникативные навыки, оценка рынков сбыта, бизнес-планирование, бизнес-прогнозирование, оценка перспектив развития, программирование) [6].

В стартап-проекте участвуют студенты, лично заинтересованные, с высоким уровнем мотивации. Стартап должен быть конкурентоспособным. Реализация идеи стартап-проекта - это не просто решение задачи на оценку в рамках обучения дисциплинам в вузе. Уровень подготовки участников конкурса с каждым годом растет, требования к качеству проекта с каждым годом увеличивается. Таким образом, студенты хорошо самомотивированы на поиски новых решений, тем самым охватывают как минимум объем курса, запланированного в рамках программы обучения ИТ специальностей, а как максимум - дополнительно изучают самостоятельно многие разделы в этом направлении.

С другой стороны, в рамках стартапа могут быть разработаны инновационные образовательные платформы, приложения и решения, которые помогут улучшить образовательный процесс и удовлетворить потребности студентов и преподавателей. Например, онлайн-платформы для дистанционного обучения, которые предоставляют доступ к учебному материалу и заданиям, а также поддерживают взаимодействие между студентами и преподавателями. Или, например, мобильные приложения, которые облегчают доступ к образовательным ресурсам и позволяют студентам учиться в любое время и в любом месте.

Интересным новым направлением идей стартапов может выступить разнообразная аналитика, в том числе аналитика обучения для сбора и анализа данных об учебном процессе, чтобы предоставить студентам и преподавателям обратную связь и помочь им улучшить свои результаты.

Некоторые авторы считают, что существует опасность ухудшения уровня образования за счет меньшей его персонифицированности по причине стремления обучающихся к комментированию электронных курсов. Зачастую интерес обучающихся к изучаемой дисциплине напрямую зависит от влияния педагога, его увлеченности своим предметом, его харизмы. Включение стартап-проектов в образовательной процесс придает дополнительную положительную «окраску» привлекательности изучаемой дисциплине. При этом также наблюдается положительной эффект на процесс воспитания и развития полноценной личности за счет слаженной командной работы над проектом, распределения в нем ролей участников и чуткого руководство наставника проекта.

Цифровая педагогика предоставляет стартапам в образовании широкие возможности для развития инновационных и эффективных решений. Однако, важно помнить о том, что успешность стартапа в этой сфере зависит не только от использования цифровых технологий, но и от качества образовательного контента и подхода к обучению.

Цифровая педагогика и искусственный интеллект (ИИ) - это две тесно связанные области, подразумевающие использование цифровых технологий.

Разработки в области искусственного интеллекта набирают обороты и все чаще становятся объектом студенческих разработок. В образовательной сфере в перспективе искусственный интеллект может быть использован для адаптивного обучения, персонализации образовательного процесса и оценки успеваемости студентов. Любая аналитика реализуется с привлечение машинного обучения и ИИ. С помощью ИИ возможно будет анализировать данные обучения студентов и школьников и предлагать им индивидуализированные рекомендации, основываясь на уникальных потребностях и способностях ребенка [7].

Не следует забывать, что использование цифровых технологий всегда требует учитывать этические и конфиденциальные вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта в образовании. Направление цифровых технологий развивается быстрыми темпами, прогресс не остановить, его влияние на общество будет только увеличиваться. При этом необходимо понимать, что выбор при принятии ключевых решений всегда должен остаться за человеком.

Выводы. Цифровая педагогика является важным и актуальным направлением в современном образовании. Она открывает новые возможности для преподавателей и студентов, помогает улучшить качество обучения и сделать его более интерактивным, индивидуализированным и эффективным. Цифровая педагогика помогает студентам развивать навыки, которые требуются в цифровой эпохе. Это включает навыки работы с информацией, критическое мышление, коммуникацию, сотрудничество, техническую грамотность и другие компетенции, которые являются важными для будущей успешной карьеры. Цифровые технологии способствуют участию студентов в активном обучении. Они могут создавать собственные проекты, взаимодействовать с материалами и заданиями, общаться с учителями и другими студентами, делиться своими идеями и участвовать в онлайн-дискуссиях. А также повышается доступность образования.

В конечном счете, цифровая педагогика помогает создать более эффективную, интересную и инновационную образовательную среду с использованием цифровых технологий, и играет ключевую роль в этом процессе.

Литература:

1. Малацион, С.Ф. Цифровизация образования: ожидания и риски / С.Ф. Малацион, С.М. Куценко // Russian Journal of Education and Psychology. - 2022. - Т.13,- № 2-3. - C. 34-38

2. Галиуллина, Э.Р. Проблема возрастного цифрового разрыва современности / Э.Р. Галиуллина, A.A. Шакиров, P.C. Зарипова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2019,- T. 10,- № 4. - C. 25-29

3. Натальсон, A.B. Готовность современной образовательной системы технических вузов к оперативному реагированию на быстроизменяющиеся тренды развития информационных технологий / A.B. Натальсон // Russian Journal of Education and Psychology. - 2022. - Т.13,- № 4-2. - C. 48-52

4. Хамитов, P.M. Цифровизация образования и ее аспекты / P.M. Хамитов // Современные проблемы науки и образования. - 2021. -№ 3. - С. 8.

5. Хабибрахманова, А.И Особенности межличностных отношений в диаде преподаватель-студент / А.И. Хабибрахманова, // В сборнике: Внедрение научных исследований в образовательный процесс вуза, материалы II Международного Круглого стола, посвященного Дню преподавателя высшей школы. - Казань. - 2023. - С. 267-270

6. Эшелиоглу, Р.И. Цифровые компетенции как обязательная компонента высшего образования / Р.И. Эшелиоглу, С.И. Бекетова, Е.А. Салтанаева // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023. - T. 14. - № 2-2. - C. 152-156

7. Гафиятуллина, A.P. Проблемы и методы построения индивидуальной образовательной траектории выпускника вуза в условиях индустрии 4.0 / А.Р. Гафиятуллина, Ю.В. Торкунова // Вестник РМАТ. - 2023. -№ 1. - С. 37-41

Педагогика

УДК 376.2/796/799

аспирант, преподаватель Саркисян Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет» (г. Сочи); кандидат педагогических наук, доцент Томилин Константин Георгиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет» (г. Сочи)

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Осуществлен анализ статей и докладов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь-науке-14», проходившей в Сочинском государственном университете 18 мая 2023 года. Проведено обобщение современного опыта по подготовке спортсменов различного возраста и квалификации: методика миофасциального релиза в подготовке спортсменов; повышение работоспособности мальчиков-легкоатлетов в различных условиях окружающей среды; особенности сердечного ритма студенток, занимающихся в секции волейбола и баскетбола; значимость показателей для определения ведущих игроков в учебно-тренировочном процессе хоккеистов; применение игровых технологий в процессе занятий единоборствами; надежность соревновательной деятельности баскетболистов; профилактика травматизма в спортивной акробатике; методика развития подвижности суставов тяжелоатлетов 16-17 лет; нормирование скоростной подготовленности юных футболистов; психологические и физические последствия как результат прекращения занятий спортом.

Ключевые слова: конференция «Молодежь-науке-14»; подготовка спортсменов различного возраста и квалификации.

Annotation. An analysis of articles and reports of the All-Russian scientific and practical conference of students, graduate students and young scientists «Youth-Science-14», held at Sochi State University on May 18, 2023, was carried out. A generalization of modern experience in training athletes of various ages and qualifications has been carried out: the technique of myofascial release in the training of athletes; increasing the performance of boys athletes in various environmental conditions; features of the heart rate of female students involved in volleyball and basketball sections; the importance of indicators for determining the leading players in the educational and training process of hockey players; the use of gaming technologies in the process of martial arts training; reliability of competitive activity of basketball players; prevention of injuries in sports acrobatics; methodology for developing joint mobility in weightlifters 16-17 years old; standardization of speed readiness of young football players; psychological and physical consequences as a result of stopping sports activities.

Key words: conference «Youth-Science-14»; training of athletes of various ages and qualifications.

Введение. 18 мая 2023 года в Сочинском государственном университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь-науке-14», где большое внимание было уделено спортивной тематике.

Изложение основного материала статьи. И.Ю. Знаменский с соавтором С.О. Цекуновым (ДВЮИ МВД РФ, г. Хабаровск) представили «Особенности применения методики миофасциального релиза в подготовке спортсменов, занимающихся рукопашным боем» [1, С. 269-271]. В педагогическом эксперименте приняли участие 22 спортсмена секции рукопашного боя различных весовых категорий и спортивной квалификации. Перед каждым тренировочным занятием и после занятия экспериментальная группа по 7-10 минут, а также в свободное от тренировок время проводили по 15-30 минут три раза в неделю самомассаж, с использованием массажного роллера («foam- roller»). Для объективности педагогического эксперимента и апробации миофасциального релиза во второй месяц (июнь 2022 г.) группы менялись местами (контрольная - экспериментальная).

Выявлено, что массаж и самомассаж являются важными методами восстановления после тяжелых физических нагрузок. Миофасциальный релиз как определенная мануальная техника, для которой спортсмену не требуется помощь специалистов, дорогостоящего массажного оборудования должна активно использоваться в тренировочном процессе спортсменов-единоборцев.

И.Р. Кунаков и Е.Б. Саркисян (СГУ, г. Сочи) доложили «Физиологические основы изменения и повышения работоспособности мальчиков-легкоатлетов в различных условиях окружающей среды» [1, С. 305-309]. Эксперимент проводился на базе стадиона «Юность» города Сочи и СОК «Кисловодск», на спортсменах группы начальной подготовки 12-13 лет (п=8) со 2 по 29 сентября 2022 года. Экспериментальная группа обладала низкими показателями ОФП и была отправлена на сборы в среднегорье (объём нагрузки остался прежним).

Показано улучшение большинства показателей занимающихся, по сравнению с результатами уже существующей программой тренировок: скорость бега (р<0,01); силовые показатели (р<0,05); координационные способности (р<0,01); выносливости (р<0,01); скоростно-силовые качеств (р<0,05). Рекоменовано включать спортивные сборы в среднегорье для улучшения ОФП, СФП и работоспособности легкоатлетов 12-13 лет.

Е.В. Кальная, С.С. Гречишкина и А.В. Шаханова (АГУ, г. Майкоп) изучали «Особенности сердечного ритма студенток, занимающихся в секции волейбола и баскетбола» [1, С. 331-333]. В исследовании принимали участие 59 студенток в возрасте 18-21 года, тренирующихся в секциях волейбола и баскетбола 3 раза в неделю по 2 часа. Контрольную группу составили студентки факультета естествознания, не занимающиеся спортом. Запись электрокардиограммы и расчет показателей ВСР проводились на комплексе «Поли-Спектр-8ЕХ» в положении лежа в течение 5 минут, а также в условиях ортостатической пробы.

У волейболисток в фоновой пробе превалировали HF-волны; rF-волн были весьма низкими (21,3±0,6%), при выраженных значениях волн очень медленной частоты (VPF-волны). Ортостатическая проба выявила уравновешенную активацию симпатических механизмов регуляции, с низкими значениями волн быстрого периода (HF-компонент) и в небольшом приросте волн медленной частоты. Наблюдалось практически сбалансированное влияние парасимпатического (HF 33,1±0,9%, р<0,05) и симпатического компонентов (LF 32,0±0,5%,). Однако в сердечном ритме присутствуют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.