Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное обучение / активизация образовательной деятельности / качество обучения / информационно-коммуникативные технологии / информационные образовательные ресурсы / вуз / project-based learning / activation of educational activities / quality of education / information and communication technologies / information educational resources / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Шорина

Статья посвящена вопросу рационального применения идей проектного обучения в учебном процессе вуза. Анализ литературы позволил установить, что современное проектное обучение базируется на развитии идей проблемного обучения и подразумевает получение конкретного научного или практического результата. Спецификой данного обучения является повышение собственной активности обучающихся, позволяющей формировать требуемые компетенции выпускника вуза в процессе работы над заявленной проблемой. В работе систематизируются и обобщаются данные по вопросу применения в обучении некоторых наиболее распространенных методов проектной деятельности. Обозначаются границы применения их в образовательном процессе вуза, акцент при этом делается на активном применении информационно-коммуникативных технологий. В заключение обобщается информация по проблеме дальнейшего совершенствования идей современного проектного обучения в цифровую эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Шорина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR PROJECT-BASED LEARNING AT A UNIVERSITY IN THE DIGITAL AGE

The article raises an issue of rational application of project-based learning ideas in the educational process of a university. An analysis of the literature makes it possible to establish that modern project-based learning is based on the development of the ideas of problem-based learning and implies obtaining a specific scientific or practical result. The specificity of this training is to increase students’ own activity, which allows them to form the required competencies of a university graduate in the process of working on the stated problem. The work systematizes and summarizes data on the application in teaching of some of the most common methods of project activity in teaching. The boundaries of their application in the educational process of the university are outlined, with emphasis placed on the active use of information and communication technologies. In conclusion, information on the problem of further improving the ideas of modern project-based learning in the digital era is summarized.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

7. Bertenshou T.H. Vvedenie v teoriyu muzyku. Sostavitel' Myao Tyan'zhuj. Shanhaj: Knizhnyj magazin «Van'e», 1949. (Й®п (T. H. Bertenshaw). Щ^ЩЙ?. .hi®: Ъ WÊ, 1949).

8. Getshus P. Masshtabnye formy v muzykal'noj kompozicii. Perevod Syuj Yunsanya. Shanhaj: Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1982. ШБШв/кВ1ЁМ::$2.:Б. ? g: The large forms of musical composition / Percy Goetschius. New York: G. Schirmer, 1943. ±É:À^s/MKtt, 1982).

9. Van Ya. Predvaritel'noe issledovanie kontrmer po reformirovaniyu i razvitiyu muzykal'nogo obrazovaniya v kolledzhah i universitetah. Muzykal'naya kompoziciya. 2013; № 05: 179-181. (ï!¥. вШШ. 2013; № 05: 179-181)

10. Lyu H. «Kitajskaya muzyka», «'etnicheskaya muzyka» i «tradicionnaya kitajskaya muzyka» - nablyudenie i razmyshlenie o fenomene ponimaniya «istoricheskih izmenenij». Muzykainye issledovaniya. 2019; № 01: 5-17. $]ff. (а/МШн/Л^ФаШн///» 2019; № 01: 5-17)

11. Caj L. Proryv, transcendentnost' i integraciya: istoricheskie problemy i sovremennoe osoznanie sovremennoj transformacii kitajskogo muzykal'nogo obrazovaniya. Huayin.com 2022-02-07 (Hff. 2022-02-07. Available at: https://www.huain.com/article/other/2022/0207/461.htm

12. Chzhou C. «Predislovie». Van Golyan. Transformaciya osnovnyh konfucianskih cennostej v dinastiyah Min i Cin. H'ef'ej: Anhui University Press, 2006: 1-5. (HBs.

м» . im. южяттмшт. ж 2006: 1-5)

13. Lyu G. Tradicionnye instrumenty v obschem muzykal'nom vospitanii sovremennogo Kitaya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2012.

14. Stepanchuk O.A. Gumanitarnost' - «fundamental'noe yadro» sovremennogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2012: 42-44.

15. Cyuan' M., Syuj H. O nasledovanii i innovaciyah kitajskogo nacional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. 'Etnicheskaya seriya H'ejlunczyan. 2013; № 1: 132-136. йФаШШШШ^РЙМ. 2013; № 1: 132-136).

16. Kot V.V., Zotova T.A., Ustinov D.Yu. Institucional'nye innovacii i adaptivnoe povedenie v rossijskoj sfere obrazovaniya. Upravlenec. 2018; T. 9, № 1: 31-37.

Статья поступила в редакцию 26.02.24

УДК 378.147

Shorina T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Kazan State Energy University (Kazan, Russia), E-mail: shorina.t.v@maii.ru

PROSPECTS FOR PROJECT-BASED LEARNING AT A UNIVERSITY IN THE DIGITAL AGE. The article raises an issue of rational application of project-based learning ideas in the educational process of a university. An analysis of the literature makes it possible to establish that modern project-based learning is based on the development of the ideas of problem-based learning and implies obtaining a specific scientific or practical result. The specificity of this training is to increase students' own activity, which allows them to form the required competencies of a university graduate in the process of working on the stated problem. The work systematizes and summarizes data on the application in teaching of some of the most common methods of project activity in teaching. The boundaries of their application in the educational process of the university are outlined, with emphasis placed on the active use of information and communication technologies. In conclusion, information on the problem of further improving the ideas of modern project-based learning in the digital era is summarized.

Key words: project-based learning, activation of educational activities, quality of education, information and communication technologies, information educational resources, university

Т.В. Шорина, канд. пед. наук, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, E-mail: shorina.t.v@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Статья посвящена вопросу рационального применения идей проектного обучения в учебном процессе вуза. Анализ литературы позволил установить, что современное проектное обучение базируется на развитии идей проблемного обучения и подразумевает получение конкретного научного или практического результата. Спецификой данного обучения является повышение собственной активности обучающихся, позволяющей формировать требуемые компетенции выпускника вуза в процессе работы над заявленной проблемой. В работе систематизируются и обобщаются данные по вопросу применения в обучении некоторых наиболее распространенных методов проектной деятельности. Обозначаются границы применения их в образовательном процессе вуза, акцент при этом делается на активном применении информационно-коммуникативных технологий. В заключение обобщается информация по проблеме дальнейшего совершенствования идей современного проектного обучения в цифровую эпоху.

Ключевые слова: проектное обучение, активизация образовательной деятельности, качество обучения, информационно-коммуникативные технологии, информационные образовательные ресурсы, вуз

Вопросу повышение эффективности образовательной деятельности в вузе посвящены многочисленные исследования. Ряд авторов связывают данный вопрос с использованием в обучении электронных образовательных ресурсов [1], другая группа авторов - с применением продуктивных форм и методов обучения, а также технологий, направленных на активизацию и интенсификацию процесса обучения [2; 3]. Кроме того, значимым для системы высшего образования является формирование опыта работы с информацией, особенно касающейся выбранной профессиональной сферы [4]. Объединяют упомянутые выше исследования нацеленность на собственную активность обучающихся, получение опыта деятельности, формирование компетенций работы с информацией, без которых невозможно представить специалиста цифрового общества. При этом в цифровом обществе неизменной константой в обучении является активное применение информационно-коммуникативных технологий и работа в информационно-образовательной среде [5].

Анализ литературы по проблеме исследования позволил установить, что истоки современного проектного обучения находят свое отражение в дальнейшем развитии идей проблемного обучения [6]. Главное отличие в данном случае заключается в получении конкретного запланированного результата и его публичном предъявлении. Значимость применения идей современного проектного обучения содержится в проектировании, разработке и реализации конкретного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. В основе методов данной группы лежит собственный интерес обучающихся к той или иной проблеме, решение которой позволяет осуществлять развитие в них интеллектуальных, творческих способностей, возможности самореализации в определенной области деятельности. Кроме того, моделирование в обучении элементов будущей сферы деятельности способствует формированию профессионально значимых компетенций будущего выпускника, мотивирует к дальнейшему освоению дисциплин выбранного профиля подготовки, делает процесс обучения осознанным, а

стало быть, оказывает положительное влияние на результаты обучения в целом.

Однако необходимо отметить ряд существенных недостатков при организации современного проектного обучения в вузе. Определенные трудности в данном вопросе связаны с подготовленностью преподавателей вуза. Поскольку проектирование и разработка готового продукта часто включает владение междисциплинарными знаниями и навыками деятельности, не каждый преподаватель готов к освоению смежных областей [7]. Кроме того, современный преподаватель вуза итак достаточно загружен, что связано с постоянным обновлением учебных материалов и освоением цифровых технологий для подготовки электронных образовательных ресурсов.

Другая сложность заключается в недостаточной активности и сознательности студентов. И если от преподавателя требуется готовность к освоению междисциплинарных знаний, то от студентов - готовность взять ответственность за собственное обучение. Внедрение проектного обучения в практику вуза показывает, что студенты часто не стремятся задавать вопросы и предлагать варианты решений проблемных ситуаций, а пассивно ждут, когда данные вопросы будут раскрыты самим преподавателем.

Изложенное выше позволяет сформулировать следующее противоречие: современное проектное обучение в вузе призвано повысить эффективность обучения и служить способом формирования профессионально значимых компетенций, однако субъекты образовательного процесса не проявляют в должной мере готовность к осуществлению данной деятельности.

Данное противоречие позволило выбрать цель исследования: выявить, какие факторы оказывают существенное влияние на организацию проектной деятельности в цифровую эпоху.

Основными методами исследования являются теоретические - анализ литературы и эмпирические - обобщение полученных данных и формулировка выводов.

Научная новизна статьи: на основе анализа литературы и опыта практического применения основных идей проектного обучения определены границы применения его в системе высшего образования, кроме того, представлены ближайшие перспективы развития проектного обучения в вузе. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации методов проектной деятельности пропорционально формируемым компетенциям вуза. Практическая значимость состоит в разграничении применения методов проектной деятельности соответственно уровням высшего образования.

Как уже упоминалось выше, современное проектное обучение является закономерным продолжением идей проблемного обучения. Признание и развитие идей проблемного обучения связано с XX веком. Теоретические положения основателя данного течения Д. Дьюи были впервые применены на практике в Чикаго. Условиями успешности обучения в опытной школе Д. Дьюи являлись про-блемность учебной информации; активность обучающегося и связь обучения с практической деятельностью, трудом. В России одним из основателей проблемного обучения является М.И. Махмутов. Основной идеей проблемного обучения, согласно М.И. Махмутову [8], является активное использование в нем «проблемных ситуаций, когда педагог формулирует проблему и предлагает на основе сопоставления фактов, точек зрения найти способ ее решения».

Развивая идеи проблемного обучения, Д. Дьюи, У. Килпатрик и Э. Коллингс разработали обучение на основе метода проектов. Обучение с использованием данного метода подразумевает поиск и решение определенной проблемной ситуации, результатом решения которой будет разработка и реализация реального продукта. Основные идеи, лежащие в основе проектного обучения, связаны с постижением обучающимися основных законов и закономерностей в результате работы над определенной проблемой. При этом студенты проникают в суть явления, закона, события; интерпретируют его в контексте решаемого вопроса и на основе полученных данных проектируют, разрабатывают и реализуют определенный продукт, обладающий объективной или субъективной новизной. Учебные проекты при этом подразделяются на исследовательские, приближенные к научному стилю познания; творческие, направленные на реализацию определенного продукта (фильм, сайт, статья); информационные, направленные на поиск и отбор информации; социально значимые, ориентированные на привлечение внимания к проблеме, и др. [5].

Одним из примеров проектного обучения является Дальтон-план (X. Пар-кхерст) - обучение на основе индивидуального плана в форме карточек. Преподаватель работает со студентами на вводном и заключительном занятиях. А основная деятельность заключается в самостоятельном выполнении комплекса заданий, по которому и оценивается эффективность работы студента. Другим примером проектного обучения являются кейс-стади (разработаны в Гарвардском университете) - обучение, основанное на решении конкретной проблемной ситуации (реальной жизни, профессиональной деятельности, социальной сферы и др.). Предполагается использование нескольких вариантов кейсов: кейсы-иллюстрации, кейсы-упражнения, кейсы-оценки, кейсы решения проблемы. Большую популярность в России и за рубежом получили кейсы принятия решений, которые предполагают на основе избыточной или недостаточной информации, наличия нескольких возможных решений найти оптимальное при определенных условиях (которые, как правило, заранее заданы). Кейсы позволяют развивать следующие компетенции работы с информацией. Это умение анализировать и отбирать наиболее существенные детали информации; применять на практике теоретические законы, методы, принципы; проявлять творческие способности генерации новых идей, альтернативных решений; формировать коммуникативные умения и навыки ведения дискуссии, умение слышать чужое мнение, отстаивать собственную точку зрения, аргументировано вести диалог и др.

Особенно популярны кейсы при моделировании бизнес-процессов, а так как значительная часть кейсов рассчитана на практическое применение, обоснование целесообразности их использования в определенной сфере является залогом успешной защиты. В настоящее время в обучении используется большое количество разнообразных кейс-технологий [9; 10]. Существуют полноформатные кейсы, моделирующие различные аспекты ведения бизнеса, такие кейсы могут достигать размера в несколько сотен страниц. Однако наибольшей эффективностью в обучении обладают кейсы среднего формата либо мини-кейсы. Главное требование к таким кейсам - это преобладание качества над количеством. Средний европейский кейс - это всего 5-7 листов машинописного текста (примерно 25 тыс. знаков). В кейсе такого объема нет места незначащей информации, каждое слово многократно выверено, главная проблема и пути ее решения обоснованы строго и последовательно, приведено экономическое обоснование и актуальность на рынке товаров и услуг.

Таким образом, существенным фактором в цифровую эпоху является нацеленность проектного обучения на решение конкретных учебных, предпро-фессиональных и профессиональных задач, формат таких проектов может быть разнообразным, однако предпочтительно их рассмотрение в рамках отдельной либо группы смежных дисциплин. Реализуемые проекты в рамках одной дисциплины чаще всего могут использоваться для контрольной или курсовой работы и применяются на начальном этапе обучения в вузе. Проекты, выполняемые в рамках смежных дисциплин, могут быть реализованы группой обучающихся и курироваться совместно одним или более преподавателями, такие совместные

проекты представляются на различные конкурсы профессионального мастерства или гранты и, как правило, применяются на старших курсах.

Наибольший интерес в высшем образовании представляют исследовательские и междисциплинарные проекты, так как они позволяют освоить методы научного познания, значимые в цифровую эпоху которые предполагают возможность решения проблемы, находящейся на стыке двух или более областей деятельности.

Исследовательские проекты позволяют приобщить студентов к научной работе. Результатом деятельности подобного рода выступают научные статьи, изданные в периодической печати, участие в научно-практических конференциях, различные патенты, исследовательские гранты и др. Кроме того, результатом обучения в вузе является подготовка и защита выпускной квалификационной работы, которая по своему содержанию соответствует решению определенной научной или прикладной задачи. По манере изложения выпускная квалификационная задача приближена к научному стилю повествования. То есть студент на этапе подготовки научно-исследовательской работы должен уметь грамотно провести анализ литературы по проблеме исследования, сформулировать имеющиеся противоречия на уровне теории и практики и на основе полученных данных обозначить проблему исследования, сформулировать цель, выдвинуть гипотезу и в соответствии с ними сформулировать задачи исследования, а также в обозначенной канве представить свою работу.

Таким образом, другим существенным фактором в цифровую эпоху является нацеленность проектного обучения на решение круга научно-исследовательских задач. В подобных проектах присутствует определенная последовательность работы с информацией. На начальном этапе происходит ознакомление с порядком ведения исследовательской работы и планированием предполагаемых результатов, и только затем проводится само исследование, получаются и описываются выводы по нему. Подобная деятельность требует длительной подготовительной работы, поэтому предпочтительно основы ее закладывать уже на начальном этапе обучения в вузе и далее указанные навыки требуется дополнять и расширять на каждом этапе обучения.

В последнее время актуальными становятся групповые междисциплинарные проекты. В США данная деятельность имеет название Cross Departmental Collaboration. Это проекты, разрабатываемые совместно несколькими кафедрами или факультетами университета. Подобные проекты позволяют решать самые сложные задачи, рассматривать выбранную проблему с различных точек зрения, находить нестандартное решение, объединяя опыт различных областей деятельности. Работа над такими проектами в полной мере активизирует развитие навыков творческого, критического мышления и способствует поиску инновационного решения проблемы на основе синтеза различных подходов. Кроме того, в результате поиска и решения проблемы формируются компетенции работы в команде, когда на каждом ее члене лежат определенные задачи, и от эффективности решения их зависит успех проекта в целом. Коммуникативные навыки, навыки взаимодействия, умение найти рациональное зерно в иной точке зрения, ином способе решения проблемы и в то же время возможность грамотно отстоять собственную, доказать ее применимость в конкретной ситуации.

В настоящее время междисциплинарные профессиональные проекты уже не являются чем-то незаурядным, более того, только на основе интеграции различных областей деятельности возможно создание нового продукта, ресурса, инновационной технологии и др. Необходимо при этом отметить, что в цифровом обществе понятия «создание продукта» и «разработка поддерживающей его технологий» достаточно часто взаимодополняемы, так как наличие технического продукта невозможно без разработки соответствующих его работе технологии. В цифровом обществе происходит слияние ресурсов человека, технологий и техники, результат данного процесса называют интеллектуальной информационной системой.

Таким образом, третьим существенным фактором в цифровую эпоху является нацеленность проектного обучения на решение междисциплинарных профессиональных задач. В проектах подобного уровня могут участвовать специалисты самых различных областей деятельности. Подобный симбиоз может быть необходим для решения задач, границы которых выходят за отдельную сферу деятельности и которые не могут быть успешно решены в рамках отдельной дисциплины, модуля, направления. В данной деятельности практически на равных участвуют студенты, преподаватели и представители профессиональных сфер. К реализации подобных проектов необходимо привлекать талантливых студентов из числа бакалавров-выпускников либо магистров, однако становление основ проектной деятельности закладывается уже на начальном этапе обучения путем участия в научно-исследовательской работе и проектах на уровне отдельной дисциплины.

Итак, в работе выделены факторы, оказывающие существенное влияние на организацию проектной деятельности в цифровую эпоху. Данные факторы дополняются особенностями реализации тех или иных видов проектной деятельности вуза и имеют свои границы применения в образовательном процессе. Проекты, охватывающие отдельные классы задач или направления научной деятельности, предпочтительно реализовывать уже на начальном этапе обучения в вузе. Тогда по мере продвижения по образовательному маршруту подобные проекты закономерно усложняются и перерастают в итоге в выпускную квалификационную работу бакалавра. Однако междисциплинарные проекты целесообразно реализовывать на этапе уже сформированных профессиональных компе-

тенций в определенной области деятельности, то есть на уровне магистратуры и выше. Как мы уже говорили, в цифровом обществе происходит слияние ресурсов человека, технологий и техники, человек при этом становится постановщиком задач для интеллектуальной информационной системы. Цифровое будущее связывается с управлением информацией не столько на экране компьютера или смартфона, сколько непосредственной манипуляцией на уровне сознания. Человек при этом станет биоуправляющей, а возможно, и биоуправляемой, си-

Библиографический список

стемой, а такие перемены влекут стирание межпредметных границ. Понятно, что для реализации глобальных проектов требуются специалисты, умеющие успешно взаимодействовать на обширном профессиональном поле. Разработка междисциплинарных проектов в таком случае является способом формирования компетенций специалиста цифрового общества, однако здесь и сейчас необходимо начинать с малого, а это значит, систематически и последовательно активно применять в вузе идеи современного проектного обучения.

1. Шорина Т.В. Опыт использования средств визуализации информации в преподавании курса «Информационные технологии в управлении персоналом». Ученые записки ИСГЗ. 2014; Т. 12, № 1-1: 403-407.

2. Еремина И.И., Лысанов ДМ Особенности организации проектной деятельности студентов технического вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 81-4: 148-150.

3. Салтанаева Е.А., Эшелиоглу РИ., Амирова Э.Ф. Студенческие стартапы как новая база экономики России. Вестник Академии знаний. 2023; № 5 (58): 273-275.

4. Шорина Т.В. Проблемы и перспективы применения видеоресурсов профессионального образования. Казанский педагогический журнал. 2012; № (93): 157-161.

5. Шорина Т.В. Реализация визуальных компонентов информационно-образовательной среды вуза. Современные наукоемкие технологии. 2022; № 4: 229-235.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Mосква, НИИ школьных технологий, 2019, Т. 1: 184-248.

7. Завада ГВ., Гарифуллина РР Применение технологии портфолио как инструмента оценки сформированности научно-методической компетентности преподавателя вуза. Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2015; № 2 (26): 88-99.

8. Mахмутов M.K Избранные труды: в 7 т. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. Составитель ftM. Шакирова. Казань: Mагариф-Вакыт, 2016; Т. 1, 64-66.

9. Зарипова РС., Mенциев А.У, Григорьева И.В. Ms^ кейсов как практико-ориентированный метод обучения студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 81-3: 105-107.

10. Натальсон А.В. Влияние процессов цифровизации энергетической сферы на развитие компетенций инженера. Russian Journal of Education and Psychology. 2023; Т. 14, № 1-2: 110-114.

References

1. Shorina T.V. Opyt ispol'zovaniya sredstv vizualizacii informacii v prepodavanii kursa «Informacionnye tehnologii v upravlenii personalom». Uchenye zapiski ISGZ. 2014; T. 12, № 1-1: 403-407.

2. Eremina I.I., Lysanov D.M. Osobennosti organizacii proektnoj deyatel'nosti studentov tehnicheskogo vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 81-4: 148-150.

3. Saltanaeva E.A., 'Eshelioglu R.I., Amirova 'E.F. Studencheskie startapy kak novaya baza 'ekonomiki Rossii. VestnikAkademiiznanij. 2023; № 5 (58): 273-275.

4. Shorina T.V. Problemy i perspektivy primeneniya videoresursov professional'nogo obrazovaniya. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2012; № (93): 157-161.

5. Shorina T.V. Realizaciya vizual'nyh komponentov informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2022; № 4: 229-235.

6. Selevko G.K. 'Encikbpediya obrazovatel'nyh tehnologij: v 2 t. Moskva, NII shkol'nyh tehnologij, 2019, T. 1: 184-248.

7. Zavada G.V., Garifullina R.R. Primenenie tehnologii portfolio kak instrumenta ocenki sformirovannosti nauchno-metodicheskoj kompetentnosti prepodavatelya vuza. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo 'energeticheskogo universiteta. 2015; № 2 (26): 88-99.

8. Mahmutov M.I. Izbrannye trudy: v 7 t. Problemnoe obuchenie: Osnovnye voprosy teorii. Sostavitel' D.M. Shakirova. Kazan': Magarif-Vakyt, 2016; T. 1, 64-66.

9. Zaripova R.S., Menciev A.U., Grigor'eva I.V. Metod kejsov kak praktiko-orientirovannyj metod obucheniya studentov. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 81-3: 105-107.

10. Natal'son A.V. Vliyanie processov cifrovizacii 'energeticheskoj sfery na razvitie kompetencij inzhenera. Russian Journal of Education and Psychology. 2023; T. 14, № 1-2: 110-114.

Статья поступила в редакцию 19.03.24

УДК 378

Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Kadyrov Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

THE COMPLEX CONCEPT OF EDUCATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS. The article reveals a problem of formation and functioning of the pedagogical culture of parents as an integral part of the pedagogical culture of society. It is stated that the development of regional university complexes representing specific scientific and educational clusters depends on the level of development of pedagogical culture. A comprehensive model of pedagogical education of parents based on a comprehensive learning concept developed by Russian scientists is proposed. The methodological foundations of the integrated learning concept are revealed. The comprehensive concept is based on the allocation of four blocks: Block 1 ("knowledge"), Block 2 ("methodology"), Block 3 ("skills and abilities"), Block 4 ("responsibility"), which represent the basic system parameters of effective and productive learning. The blocks are not separated by an impenetrable wall. The borders between them are open. This is especially true for Block 1 related to knowledge. Aspects of Block 1 are present to varying degrees in all three other blocks. For example, knowledge is also required to successfully solve tasks in Block 2 and 3. In fact, knowledge is the foundation for all the blocks. The article states that the pedagogical education of parents should be based on a comprehensive concept of education. The proposed material allows concluding that the comprehensive concept of education, which is the basis for the pedagogical education of parents, makes it possible to increase the dynamism of the pedagogical process.

Key words: model, modeling, module, individual educational route

Р.М. Эхаееа. канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова, г. Грозный,

E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

Н.У. Ярычее, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., проректор по учебной работе Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова,

г. Грозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru

КОМПЛЕКСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

В статье раскрывается проблема формирования и функционирования педагогической культуры родителей как составной части педагогической культуры общества. Констатируется, что от уровня педагогической культуры зависит развитие региональных университетских комплексов, представляющих собой специфические научно-образовательные кластеры. Предложена комплексная модель педагогического просвещения родителей на базе комплексной концепции обучения, разработанной отечественными учеными. Раскрыты методологические основания комплексной концепции обучения. Комплексная концепция основана на выделении четырех блоков: блок 1 («знание»), блок 2 («методология»), блок 3 («навыки и умения»), блок 4 («ответственность»), которые представляют собой базовые системные параметры эффективного и продуктивного обучения. Блоки не разделены между собой непроницаемой стеной. Границы между ними открыты. Особенно это касается блока 1, связанного со знаниями. Аспекты блока 1 присутствуют в той или иной степени во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.