Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ'

КОМПЛЕКСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая культура / педагогическое просвещение родителей / университетский комплекс / образование / обучение / model / modeling / module / individual educational route

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.М. Эхаева, Н.У. Ярычев

В статье раскрывается проблема формирования и функционирования педагогической культуры родителей как составной части педагогической культуры общества. Констатируется, что от уровня педагогической культуры зависит развитие региональных университетских комплексов, представляющих собой специфические научно-образовательные кластеры. Предложена комплексная модель педагогического просвещения родителей на базе комплексной концепции обучения, разработанной отечественными учеными. Раскрыты методологические основания комплексной концепции обучения. Комплексная концепция основана на выделении четырех блоков: блок 1 («знание»), блок 2 («методология»), блок 3 («навыки и умения»), блок 4 («ответственность»), которые представляют собой базовые системные параметры эффективного и продуктивного обучения. Блоки не разделены между собой непроницаемой стеной. Границы между ними открыты. Особенно это касается блока 1, связанного со знаниями. Аспекты блока 1 присутствуют в той или иной степени во всех трех остальных блоках. Например, для успешного решения задач по блоку 2 и 3 также требуются знания. Фактически знания являются фундаментом для всех блоков. В статье констатируется, что педагогическое просвещение родителей должно базироваться на комплексной концепции обучения. Предлагаемый материал позволил сделать вывод, что комплексная концепция обучения, положенная в основу педагогического просвещения родителей, позволяет повысить динамичность педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX CONCEPT OF EDUCATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS

The article reveals a problem of formation and functioning of the pedagogical culture of parents as an integral part of the pedagogical culture of society. It is stated that the development of regional university complexes representing specific scientific and educational clusters depends on the level of development of pedagogical culture. A comprehensive model of pedagogical education of parents based on a comprehensive learning concept developed by Russian scientists is proposed. The methodological foundations of the integrated learning concept are revealed. The comprehensive concept is based on the allocation of four blocks: Block 1 (“knowledge”), Block 2 (“methodology”), Block 3 (“skills and abilities”), Block 4 (“responsibility”), which represent the basic system parameters of effective and productive learning. The blocks are not separated by an impenetrable wall. The borders between them are open. This is especially true for Block 1 related to knowledge. Aspects of Block 1 are present to varying degrees in all three other blocks. For example, knowledge is also required to successfully solve tasks in Block 2 and 3. In fact, knowledge is the foundation for all the blocks. The article states that the pedagogical education of parents should be based on a comprehensive concept of education. The proposed material allows concluding that the comprehensive concept of education, which is the basis for the pedagogical education of parents, makes it possible to increase the dynamism of the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ»

тенций в определенной области деятельности, то есть на уровне магистратуры и выше. Как мы уже говорили, в цифровом обществе происходит слияние ресурсов человека, технологий и техники, человек при этом становится постановщиком задач для интеллектуальной информационной системы. Цифровое будущее связывается с управлением информацией не столько на экране компьютера или смартфона, сколько непосредственной манипуляцией на уровне сознания. Человек при этом станет биоуправляющей, а возможно, и биоуправляемой, си-

Библиографический список

стемой, а такие перемены влекут стирание межпредметных границ. Понятно, что для реализации глобальных проектов требуются специалисты, умеющие успешно взаимодействовать на обширном профессиональном поле. Разработка междисциплинарных проектов в таком случае является способом формирования компетенций специалиста цифрового общества, однако здесь и сейчас необходимо начинать с малого, а это значит, систематически и последовательно активно применять в вузе идеи современного проектного обучения.

1. Шорина Т.В. Опыт использования средств визуализации информации в преподавании курса «Информационные технологии в управлении персоналом». Ученые записки ИСГЗ. 2014; Т. 12, № 1-1: 403-407.

2. Еремина И.И., Лысанов Д.М. Особенности организации проектной деятельности студентов технического вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 81-4: 148-150.

3. Салтанаева Е.А., Эшелиоглу РИ., Амирова Э.Ф. Студенческие стартапы как новая база экономики России. Вестник Академии знаний. 2023; № 5 (58): 273-275.

4. Шорина Т.В. Проблемы и перспективы применения видеоресурсов профессионального образования. Казанский педагогический журнал. 2012; № (93): 157-161.

5. Шорина Т.В. Реализация визуальных компонентов информационно-образовательной среды вуза. Современные наукоемкие технологии. 2022; № 4: 229-235.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Москва, НИИ школьных технологий, 2019, Т. 1: 184-248.

7. Завада ГВ., Гарифуллина РР Применение технологии портфолио как инструмента оценки сформированности научно-методической компетентности преподавателя вуза. Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2015; № 2 (26): 88-99.

8. Махмутов М.И. Избранные труды: в 7 т. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. Составитель Д.М. Шакирова. Казань: Магариф-Вакыт, 2016; Т. 1, 64-66.

9. Зарипова РС., Менциев А.У, Григорьева И.В. Метод кейсов как практико-ориентированный метод обучения студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 81-3: 105-107.

10. Натальсон А.В. Влияние процессов цифровизации энергетической сферы на развитие компетенций инженера. Russian Journal of Education and Psychology. 2023; Т. 14, № 1-2: 110-114.

References

1. Shorina T.V. Opyt ispol'zovaniya sredstv vizualizacii informacii v prepodavanii kursa «Informacionnye tehnologii v upravlenii personalom». Uchenye zapiski ISGZ. 2014; T. 12, № 1-1: 403-407.

2. Eremina I.I., Lysanov D.M. Osobennosti organizacii proektnoj deyatel'nosti studentov tehnicheskogo vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 81-4: 148-150.

3. Saltanaeva E.A., 'Eshelioglu R.I., Amirova 'E.F. Studencheskie startapy kak novaya baza 'ekonomiki Rossii. VestnikAkademiiznanij. 2023; № 5 (58): 273-275.

4. Shorina T.V. Problemy i perspektivy primeneniya videoresursov professional'nogo obrazovaniya. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2012; № (93): 157-161.

5. Shorina T.V. Realizaciya vizual'nyh komponentov informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2022; № 4: 229-235.

6. Selevko G.K. 'Encikbpediya obrazovatel'nyh tehnologij: v 2 t. Moskva, NII shkol'nyh tehnologij, 2019, T. 1: 184-248.

7. Zavada G.V., Garifullina R.R. Primenenie tehnologii portfolio kak instrumenta ocenki sformirovannosti nauchno-metodicheskoj kompetentnosti prepodavatelya vuza. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo 'energeticheskogo universiteta. 2015; № 2 (26): 88-99.

8. Mahmutov M.I. Izbrannye trudy: v 7 t. Problemnoe obuchenie: Osnovnye voprosy teorii. Sostavitel' D.M. Shakirova. Kazan': Magarif-Vakyt, 2016; T. 1, 64-66.

9. Zaripova R.S., Menciev A.U., Grigor'eva I.V. Metod kejsov kak praktiko-orientirovannyj metod obucheniya studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 81-3: 105-107.

10. Natal'son A.V. Vliyanie processov cifrovizacii 'energeticheskoj sfery na razvitie kompetencij inzhenera. Russian Journal of Education and Psychology. 2023; T. 14, № 1-2: 110-114.

Статья поступила в редакцию 19.03.24

УДК 378

Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Kadyrov Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

THE COMPLEX CONCEPT OF EDUCATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS. The article reveals a problem of formation and functioning of the pedagogical culture of parents as an integral part of the pedagogical culture of society. It is stated that the development of regional university complexes representing specific scientific and educational clusters depends on the level of development of pedagogical culture. A comprehensive model of pedagogical education of parents based on a comprehensive learning concept developed by Russian scientists is proposed. The methodological foundations of the integrated learning concept are revealed. The comprehensive concept is based on the allocation of four blocks: Block 1 ("knowledge"), Block 2 ("methodology"), Block 3 ("skills and abilities"), Block 4 ("responsibility"), which represent the basic system parameters of effective and productive learning. The blocks are not separated by an impenetrable wall. The borders between them are open. This is especially true for Block 1 related to knowledge. Aspects of Block 1 are present to varying degrees in all three other blocks. For example, knowledge is also required to successfully solve tasks in Block 2 and 3. In fact, knowledge is the foundation for all the blocks. The article states that the pedagogical education of parents should be based on a comprehensive concept of education. The proposed material allows concluding that the comprehensive concept of education, which is the basis for the pedagogical education of parents, makes it possible to increase the dynamism of the pedagogical process.

Key words: model, modeling, module, individual educational route

Р.М. Эхаееа. канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова, г. Грозный,

E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

Н.У. Ярычее, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., проректор по учебной работе Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова,

г. Грозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru

КОМПЛЕКСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

В статье раскрывается проблема формирования и функционирования педагогической культуры родителей как составной части педагогической культуры общества. Констатируется, что от уровня педагогической культуры зависит развитие региональных университетских комплексов, представляющих собой специфические научно-образовательные кластеры. Предложена комплексная модель педагогического просвещения родителей на базе комплексной концепции обучения, разработанной отечественными учеными. Раскрыты методологические основания комплексной концепции обучения. Комплексная концепция основана на выделении четырех блоков: блок 1 («знание»), блок 2 («методология»), блок 3 («навыки и умения»), блок 4 («ответственность»), которые представляют собой базовые системные параметры эффективного и продуктивного обучения. Блоки не разделены между собой непроницаемой стеной. Границы между ними открыты. Особенно это касается блока 1, связанного со знаниями. Аспекты блока 1 присутствуют в той или иной степени во

всех трех остальных блоках. Например, для успешного решения задач по блоку 2 и 3 также требуются знания. Фактически знания являются фундаментом для всех блоков. В статье констатируется, что педагогическое просвещение родителей должно базироваться на комплексной концепции обучения. Предлагаемый материал позволил сделать вывод, что комплексная концепция обучения, положенная в основу педагогического просвещения родителей, позволяет повысить динамичность педагогического процесса.

Ключевые слова: педагогическая культура, педагогическое просвещение родителей, университетский комплекс, образование, обучение

Актуальность статьи связана с тем, что одним из наиболее перспективных и актуальных направлений развития экономики того или иного региона является создание и функционирование университетских комплексов.

Университетский комплекс представляет собой научно-образовательный кластер, где осуществляется взаимодействие органов государственной власти, бизнеса, научно-педагогического сообщества и студентов.

Научно-образовательный кластер является наиболее продуктивным и эффективным способом развития способностей студентов и выпускников вузов, позволяет оказывать содействие в достижении ими высокой результативности.

Перспектива функционирования университетских комплексов зависит от педагогической культуры того или иного общества (региона) в целом и педагогической культуры родителей в частности. Именно от глубинного понимания миссии образовательного процесса, его целей и задач, принципов, методов и механизмов зависит то, насколько обществу (региону) удастся выстроить эффективно работающий университетский комплекс.

Вышесказанное обусловило цель настоящего исследования - проанализировать феномен педагогической культуры родителей и предложить новые механизмы ее развития.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать краткий обзор основных идей и концепций в области педагогического просвещения.

2. Выделить основные аспекты исследования феномена педагогической культуры.

3. Изложить основные положения комплексной концепции обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что комплексная концепция

обучения впервые рассматривается в качестве эффективного способа формирования и развития педагогической культуры родителей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для развития теорий и концепций педагогического просвещения родителей и педагогической культуры в целом.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в области образования и воспитания.

Проблема формирования педагогической культуры родителей была одной из центральных тем в истории педагогической мысли.

Одним из первых ее затронул Я. Коменский. В работе «Материнская школа» он предложил план воспитания ребенка в материнской школе и в качестве цели такого воспитания назвал нравственное развитие ребенка и его подготовка к труду [1].

Важность педагогического просвещения родителей подчеркивали А. Луначарский, П. Блонский, Н. Крупская и др.

П. Блонский предлагал активно создавать специальные кружки для просвещения родителей [2], а Н. Крупская призывала к осуществлению педагогической пропаганды на каждой фабрике и в каждом населенном пункте [3].

В 1950-е годы XX века академик ПН. Волков ввел в научный оборот термин «педагогическая культура» и дал ему сущностное определение. Педагогическую культуру он трактовал в качестве специфической среды, связанной с воспитанием детей (фольклор, игрушки, колыбельные песни и т. п.) [4].

В. Сухомлинский важнейшей чертой педагогической культуры называл чувство привязанности к детям, «...чувствование духовного мира каждого ребенка...» [5, с. 91].

Педагогическая культура родителей является одной из наиболее актуальных проблем в современном обществе.

Роль семейного воспитания в России на законодательном уровне отражена в 44-й статье федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой констатируется, что родители обязаны «... заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [6].

В настоящее время в условиях глобализации и цифровизации требуются новые формы, методы и подходы к педагогическому просвещению родителей [7].

Теоретико-методологические основания генезиса педагогической культуры и комплексное определение этому понятию дал В. Бенин [8].

Педагогическая культура трактуется В. Бениным в качестве системообразующего элемента педагогической деятельности, включающей в себя такие компоненты, как субъект, и объект педагогического воздействия, знания и умения (содержание), процесс трансляции знаний и умений (механизм), социальные институты, транслирующие знания и умения (система) и конечная цель этой деятельности.

Сегодня феномен педагогической культуры рассматривается в нескольких аспектах [9].

С социально-педагогической точки зрения педагогическая культура трактуется в качестве социального феномена, инструмента педагогизации окружающей действительности (М. Ситникова, П. Ризз), важнейшего элемента педагогической системы (Е. Захарченко, П Звездунова).

С индивидуально-личностной точки зрения педагогическая культура рассматривается в контексте раскрытия сущностных свойств личности, спецификации профессиональной деятельности педагога (Е. Соболева, Т. Иванова, Т. Белоусова)

И, наконец, педагогическая культура исследуется как составная часть общемировой культуры, отражающая накопленный человечеством педагогический опыт, трансформацию культурных эпох, образовательных парадигм (Е. Шиянов, М. Богуславский, П Карпова, З. Равкин и др.).

Педагогическая культура родителей является составной частью педагогической культуры в целом.

Разные исследователи по-разному моделировали структуру педагогической культуры родителей.

A. Кокоева предложила трехкомпонентную модель педагогической культуры, согласно которой педагогическая культура включает в себя три структурных компонента: операционно-деятельностный, аксиологический и информационно-содержательный [10].

У Е. Бондаревской в структуре педагогической культуры следующие компоненты: семейные традиции, специфика взаимодействия родителей с образовательным учреждением и педагогами, образованность и личностные качества родителей, знания в области педагогики, а также опыт воспитательной деятельности [11].

На наш взгляд, при исследовании проблемы педагогической культуры родителей необходимо отталкиваться от того факта, что «современная система школьного и вузовского образования все более ориентируется только на трансляцию и усвоение знаний. Плавными ценностями здесь становятся информация и информированность, знание о существующем, а не осмысление самого человеческого существования» [11].

B. Никитин прав, утверждая, что процесс обучения в России редуцирован к развитию «чисто механических способностей усвоения и трансляции информации» [11].

Выход из этого кризиса предложен в комплексной концепции обучения, разработанной отечественными учеными [12].

В рамках комплексной концепции обучение определяется как целенаправленная деятельность по освоению фундаментальных и прикладных знаний, технологий и техник правильного и творческого мышления, практических навыков и умений, социальных и моральных норм, конечной задачей которой является раскрытие личностного потенциала обучающегося, а конечной целью - социальный прогресс.

Обучение - это трансляция социального опыта. Оно состоит из четырех комплексных блоков:

1. Блок знаний включает в себя уроки и лекции, которые традиционно преподаются в учебных заведениях и на которые транслируются различные фундаментальные знания о социальных, биологических, физических, химических и т. п. законах.

2. Методологический блок направлен на развитие мыслительных способностей, творческого (оригинального) мышления, способностей критической работы с многочисленными информационными массивами.

3. Блок практических навыков и умений ориентирован на освоение конкретных операций, решение конкретных (прикладных) задач. Например, умение слаженно работать в командах, управлять коллективами (менеджмент), выстраивать коммуникации с людьми, создавать оригинальные тексты, ремонтировать объекты и др.

4. Блок моральной и гражданской ответственности предполагает усвоение определенных нормативов, правил, кодексов, деклараций (например, нормы права или нравственные стандарты).

Первый блок транслирует фундаментальные знания и направлен на пополнение общества знающими гражданами (знатоками, эрудитами).

Методологический блок направлен на формирование правильного и критического мышления в соответствии с законами логики, а также на развитие творческих способностей личности. Он дает обществу творческих, нестандартно мыслящих людей

Блок практических навыков и умений дает социуму высококвалифицированных специалистов, мастеров своего дела, экспертов, а блок моральной и гражданской ответственности формирует для общества ответственного гражданина: рефлексирующего, обладающего высоким нравом, совершающего благородные поступки.

Все блоки так или иначе взаимосвязаны. Они пересекаются. Разграничительными свойствами между ними выступают 4 фактора: основа, предметный состав, задача, конечный результат для общества.

Например, основой блока 1 являются знания. Соответственно, блок 1 имеет высокий удельный вес знаний. Задача этого блока - транслировать истинные знания, а конечный результат - вооружить обучающегося знаниями.

Блок 2 имеет своей основой мышление, воображение (иными словами, когнитивные функции психики). Его задача - привить человеку мыслительные спо-

Таблица 1

Характеристика блоков обучения

Блоки Основа Состав Задача Итог (для общества)

Блок 1 Фундаментальное знание Традиционные школьные предметы Трансляция знаний Человек знающий (знаток, эрудит)

Блок 2 Мышление и воображение Простые и сложные (нестандартные) задачи Развитие правильного и критического мышления; творческих способностей Человек мыслящий, человек творческий

Блок 3 Навык и умение Написание текстов и релизов, проектная деятельность Передача практических навыков и умений Человек умеющий

Блок 4 Ответственность Следование моральным и правовым нормам, гражданский поступок, благое деяние и др. Воспитание ответственности Человек ответственный

собности, развить в нем силу воображения. Конечный результат - дать обществу нестандартно мыслящего человека.

Блоки 3 и 4 основаны на трансляции умений и навыков, с одной стороны, и воспитании чувства ответственности, с другой. Конечный результат - дать обществу ответственного гражданина, мастера, специалиста, эксперта.

Традиционно система образования в России акцентируют внимание на развитии блока знаний. Комплексная концепция требует гармоничного (системного) подхода к организации процесса обучения.

В рамках комплексной концепции обучения переосмысляется и роль учителя в системе современного образования. Теперь учитель - это не «носитель бочки с водой», бесконечно разливающий огромные объемы воды в чащи сознания учащегося. Учитель учит правильно и творчески мыслить, осваивать практические навыки и умения, социальные и моральные нормы.

Педагогическое просвещение родителей должно быть основано на комплексном подходе, направленном на гармонизацию образовательного процесса.

Таким образом, в статье были предложены новые механизмы формирования и развития педагогической культуры родителей.

Был дан краткий обзор некоторых концептуальных положений, которые касаются разработки новых форм, методов и подходов к педагогическому просвещению родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

Также были раскрыты теоретико-методологические основания комплексной концепции обучения, которая впервые в современной педагогической литературе рассмотрена в качестве эффективного способа формирования и развития педагогической культуры родителей.

Комплексная концепция основана на выделении четырех блоков (блок знаний, методологический блок, блок навыков и умений, блок ответственности), которые представляют собой параметры всякого обучения.

Результаты наших исследований могут быть использованы при разработке комплексных программ педагогического просвещения родителей.

С учетом общемировых тенденций можно сказать следующее.

Во-первых, будут востребованы профессии, связанные с созданием уникального продукта (а это следствие творческой работы).

Во-вторых, появится спрос на работников, умеющих выстраивать гармоничные отношения с людьми, грамотно управлять коллективами.

Именно комплексная концепция с ее идеей разделения учебного процесса на 4 блока направлена на то, чтобы соответствовать новым трендам и отвечать на вызовы времени.

Принципы комплексной концепции обучения являются достаточно универсальными и прилагаются к конкретным образовательным практикам и к различным видам образования.

1. Коменский Я.А. Материнская школа. Москва: Учпедгиз, 1947.

2. Блонский П.П. Семейное дошкольное воспитание. Москва: Академия, 2001.

3. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Москва: Академия, 2009.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.

5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Сердце отдаю детям. Москва: Педагогика, 1979; Т. 1.

6. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 11.06.2022). Available at: https://www. legalacts.ru/dok/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-4/stetja-44/

7. Кулешова Е.В. Педагогическая культура родителей: генезис проблемы и ее современное состояние. Поволожский педагогический вестник. 2022; № 3: 61-66.

8. Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа, 1994.

9. Садыкова Е.Р Различные подходы к определению понятия «педагогическая культура учителя». Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Казанского университета и Дню математики. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014: 79-84.

10. Кокоева А.Т. Формирование педагогической культуры родителей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2003.

11. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. Педагогика. 1999; № 3: 37-43.

12. Никитин В. Кризис образования и университет. Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета). 2003; № 7: 150-155.

13. Махаев М.Р, Матыева А.Р Абрис комплексной концепции обучения. Вестник КНИИ РАН. Серия: Социальные и гуманитарные науки. 2022; № 2: 124-131.

References

1. Komenskij Ya.A. Materinskaya shkola. Moskva: Uchpedgiz, 1947.

2. Blonskij P.P. Semejnoe doshkol'noe vospitanie. Moskva: Akademiya, 2001.

3. Lodkina T.V. Social'naya pedagogika. Zaschita sem'i i detstva. Moskva: Akademiya, 2009.

4. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.

5. Suhomlinskij V.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 3 t. Serdce otdayu detyam. Moskva: Pedagogika, 1979; T. 1.

6. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 11.06.2022). Available at: https://www. legalacts.ru/dok/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-4/ statja-44/

7. Kuleshova E.V. Pedagogicheskaya kul'tura roditelej: genezis problemy i ee sovremennoe sostoyanie. Povolozhskij pedagogicheskij vestnik. 2022; № 3: 61-66.

8. Benin V.L. Pedagogicheskaya kul'tura: ee soderzhanie ispecifika. Ufa, 1994.

9. Sadykova E.R. Razlichnye podhody k opredeleniyu ponyatiya «pedagogicheskaya kul'tura uchitelya». Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 210-letiyu Kazanskogo universiteta i Dnyu matematiki. Kazan': Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet, 2014: 79-84.

10. Kokoeva A.T. Formirovaniepedagogicheskojkul'tury roditelej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2003.

11. Bondarevskaya E.V. Pedagogicheskaya kul'tura kak obschestvennaya i lichnaya cennost'. Pedagogika. 1999; № 3: 37-43.

12. Nikitin V. Krizis obrazovaniya i universitet. Nauchno-tehnicheskj vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta tochnoj mehaniki i optiki (tehnicheskogo universiteta). 2003; № 7: 150-155.

13. Mahaev M.R., Matyeva A.R. Abris kompleksnoj koncepcii obucheniya. Vestnik KNII RAN. Seriya: Social'nye i gumanitarnye nauki. 2022; № 2: 124-131.

Статья поступила в редакцию 02.03.24

УДК 371

Gorobets D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: gdv.80@mail.ru

INDICATORS OF THE EFFECTIVENESS OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF UNIVERSITY TEACHING STAFF AS ONE OF THE ELEMENTS OF AN EFFECTIVE CONTRACT. The work is dedicated to an analysis and allocation of indicators for evaluating the scientific activity of university teaching staff, which affects the contents of an effective contract. The main performance indicators related to publication activity, presentation of scientific results at scientific events of various levels, and the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.