Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просвещение родителей / исторические этапы просвещения / особенности и тенденции современных программ / parental education / historical stages of education / features and trends of modern programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.М. Эхаева

Дана характеристика понятию «просвещение». Раскрыты этапы и цели программ просвещения для родителей. На основании анализа существующих программ просвещения выделены их особенности, отмечены новые функции и обозначены намечающиеся тенденции дальнейшего развития. Также в статье представлена характеристика просвещения семей как механизм развития педагогической культуры родителей: способах и методах воспитания детей; приобщение к воспитательной работе школы; ориентирование в теоретических знаниях, факторах и условиях воспитания. В работе изучено компетенции родителей в умении воспитывать детей. Разработана модель педагогического просвещения родителей, основанных на педагогических и психологических лекториях, содержащих из вопросов возрастных особенностей развития детей и ключевых педагогических аспектах воспитания гармоничной личности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF PARENTS

Characteristics of the concept of “education” are given. Stages and goals of educational programs for parents are disclosed. Based on the analysis of existing educational programs, their features are highlighted, new functions are noted and the emerging trends of further development are indicated. The article presents characteristics of enlightening families as a mechanism for the development of the pedagogical culture of parents: ways and methods of raising children; introduction to the educational work of the school; orientation in theoretical knowledge, factors and conditions of education. The work examines the competence of parents in the ability to raise children. A model of pedagogical education of parents has been developed, based on pedagogical and psychological lectures containing questions of age characteristics of the development of children and key pedagogical aspects of upbringing a harmonious personality in the society.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

УДК 378

Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

STAGES OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF PARENTS. Characteristics of the concept of "education" are given. Stages and goals of educational programs for parents are disclosed. Based on the analysis of existing educational programs, their features are highlighted, new functions are noted and the emerging trends of further development are indicated. The article presents characteristics of enlightening families as a mechanism for the development of the pedagogical culture of parents: ways and methods of raising children; introduction to the educational work of the school; orientation in theoretical knowledge, factors and conditions of education. The work examines the competence of parents in the ability to raise children. A model of pedagogical education of parents has been developed, based on pedagogical and psychological lectures containing questions of age characteristics of the development of children and key pedagogical aspects of upbringing a harmonious personality in the society.

Key words: parental education, historical stages of education, features and trends of modern programs.

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» г. Грозный, E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дана характеристика понятию «просвещение». Раскрыты этапы и цели программ просвещения для родителей. На основании анализа существующих программ просвещения выделены их особенности, отмечены новые функции и обозначены намечающиеся тенденции дальнейшего развития. Также в статье представлена характеристика просвещения семей как механизм развития педагогической культуры родителей: способах и методах воспитания детей; приобщение к воспитательной работе школы; ориентирование в теоретических знаниях, факторах и условиях воспитания. В работе изучено компетенции родителей в умении воспитывать детей. Разработана модель педагогического просвещения родителей, основанных на педагогических и психологических лекториях, содержащих из вопросов возрастных особенностей развития детей и ключевых педагогических аспектах воспитания гармоничной личности общества.

Ключевые слова: просвещение родителей, исторические этапы просвещения, особенности и тенденции современных программ.

Актуальность данной темы обусловлена сложившейся проблемой нравственного, этнического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности. Данная проблема остро стоит при утрате исторических и духовных ценностей прошлого, что может привести к бездуховности личности. Именно поэтому особую значимость приобретает роль родителей в процессе воспитания и развития гармоничной личности.

Целью нашего исследования послужила констатация факта значимости и актуальности родительского участия в гармоничном развитии и воспитании подрастающего поколения.

Понимание роли родителей в воспитании полезного обществу человека было различным на протяжении истории человечества: от полного ее отрицания до передачи всей ответственности за воспитание. В нашей стране сегодня взят курс на повышение роли родителей в воспитательном процессе детей. Однако далеко не все родители знают, понимают и умеют грамотно воспитывать своих детей. Поэтому образовательные организации стараются организовывать просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

Просвещение как педагогический феномен понимается учеными по-разному:

- «развитие достоинств и избавление от недостатков» (Конфуций) [1, с. 119];

- знания, образованность, их распространенность (С.И. Ожегов) [2, с. 619];

- процесс пропаганды и распространения культуры (И. Кон) [3, с. 151];

- педагогическая деятельность, направленная на духовное обогащение личности (Ю.Д. Красильников) [4, с. 18];

- совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний [5, с. 8].

Наша позиция в том, что педагогическое просвещение есть процесс передачи структурированной, тщательно подобранной информации по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношений с ребенком.

Для понимания намечающихся тенденции в организации и осуществлении просвещения родителей необходимо обратиться к истории данного вопроса.

Впервые вопросы просвещения родителей стали решать в Англии и Франции, организовав школы для молодых матерей, в которых проходило обучение элементарным правилам ухода за новорожденными. Такое просвещение было всецело направлено на снижение количества смертей младенцев. Эту эстафету подхватила и Россия, организовав в 1904 году «Союз для борьбы с детской смертностью». Поэтому ответственность за работу с молодыми родителями взяли на себя медицинские учреждения. И первый этап просвещения родителей можно назвать гигиеническим.

Второй этап просвещения родителей начался в нашей стране в 1940-е годы. На этом этапе ответственность за просвещение родителей взяла на себя школа, организуя «родительские университеты». Намного позже второй этап начался в Европе, а затем и в США. Это произошло в начале 1970-х годов с появлением тренингов по налаживанию взаимоотношений в семье, пониманию психологических особенностей детей разного возраста, повышению коммуникативных способностей родителей. Популярность тренингов была высокая, поэтому появились организации, которые проводили данные мероприятия регулярно и достаточно профессионально.

В нашей стране тренинги для родителей появились только в конце ХХ века, и необходимо признать, они еще не приобрели той популярности и массовости, как за рубежом.

Третий этап просвещения родителей начался в период огромных трансформаций в нашей стране (с 1992 года), когда были развенчаны коммунистические идеалы, а новые еще не созданы. У родителей были тысячи вопросов, на которые, к сожалению, никто ответить не мог. Нам кажется, что именно это обстоятельство стало началом «разрыва» между семьей и школой.

В настоящее время существуют большие различия между родителями, их отношениями к детям и их воспитанию. Отсутствие четких ориентиров в успешных моделях воспитания привело к тому, что рекомендациям малознакомых авторов в Интернете и социальных сетях доверяют больше, чем авторитетным педагогам. Иными словами, родители в вопросе воспитания своих детей выстраивают собственную позицию интуитивно, что может приводить к ошибкам, просчетам, а иногда и трагедиям.

Государство через нормативно-правовые документы стремится активизировать педагогическую общественность на работу по просвещению родителей. В этом процессе участвуют многие общественные организации, дошкольные образовательные учреждения и школы, разрабатывая программы как для широкого круга родителей, так и для определенных групп родителей, имеющих одинаковые проблемы (физическое или психологическое состояние детей, снятие зависимостей, борьба с вредными привычками и т.п.) или разные ролевые позиции в семье (тренинг для отцов, программы для бабушек и дедушек).

Два года назад Национальная родительская ассоциация провела опрос более 3 тысяч родителей и 650 педагогов с целью определения наиболее востребованных тем у родителей. Их оказалось 4: возрастные психологические особенности и возрастные физиологические особенности детей; помощь детям в экстремальных ситуациях и обеспечение информационной безопасности [6, с. 8].

Анализ существующих практик реализации программ просвещения родителей позволил отметить следующие их особенности:

- наличие трех независимо работающих структур: государственные образовательные и медицинские организации, религиозные учреждения и частные структуры, предлагающие программы / тренинги (в основном краткосрочные) для «эффективных родителей». Отметим, что государственные программы - бесплатные для родителей, поэтому участвовать в них могут родители с различным финансовым положением;

- отсутствие единой теории, на которую ориентируются программы (в отличие от социалистического педагогического прошлого нашей страны);

- реализуемые программы не ориентируются друг на друга и не обладают преемственностью;

- личностно ориентированная направленность. Программы детерминируют работу с личностными сомнениями, переживаниями родителей, развитию из способностей к саморегуляции и самореализации в семье;

- появление и рост программ для родителей в дистанционном формате;

- отсутствие единого стандарта (а, соответственно, и понимания качества) предлагаемых программ просвещения родителей;

- нет публичной оценки эффективности образовательных практик просвещения родителей: ни внутренней (со стороны образовательных организаций), ни внешней (со стороны родителей или вышестоящих инстанций).

Полагаем уместным отметить, что Программы просвещения выполняют несколько функций:

1) традиционно-просветительскую, о которой мы писали в начале статьи;

2) консультативную - создание специализированных программ для узкого круга родителей, интересующихся одной проблемой, что позволяет родителям получать ответы на актуальные для них вопросы;

3) коммуникативную - улучшение детско-родительских отношений и отношений между родителями в результате получения новых педагогических знаний;

4) мотивационную - побуждение родителей к применению полученных сведений в практике, повышение интереса к педагогике и психологии;

5) консолидирующую - объединение родителей и детей со школой.

Таким образом, современные Программы просвещения родителей стали

выполнять не свойственные им ранее функции, что, безусловно, отвечает современным запросам родителей.

Сегодня можно констатировать, что воспитание ребенка складывается из двух составляющих - воспитания в семье и воспитания в общественных учреждениях. Вокруг ребенка образуется воспитательная система, имеющая свои особенности взаимодействия. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего родители и педагоги. Потребность в специальных педагогических знаниях возникает у родителей тогда, когда в семье отмечается неблагополучие, что является одной из главных причин, побуждающей их обратиться за помощью к педагогам.

Наблюдаемые различия в целях, принципах, содержании семейного и общественного воспитания носят объективный характер - это «заказ» общества, с одной стороны, и культурные особенности семей и ее влияние на ребенка, с другой стороны.

Сегодня назрела необходимость в создании или развитии воспитательного пространства, в котором происходит распространение педагогических знаний, помогающих родителям воспитывать своих детей. Однако переход к новым формам отношений родителей и педагогов, по мнению Т.А. Куликовой, невозможен в рамках закрытого образовательного учреждения. Для обеспечения этого перехода общественные учреждения должны стать открытой системой для родителей. Эта открытость понимается ею как «открытость внутрь» и «открытость наружу». Придать общественному учреждению «открытость внутрь» - значит, сделать пе-

можно рассматривать как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, наоборот - стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей.

В дисгармоничных семьях, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, отчетливо выявляются изменения родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские показатели неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок.

Воспитание и развитие ребенка доставляет очень много переживаний родителям, поэтому в семье, где растут дети, обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Большой вклад в развитие данного вопроса внес В.А. Сухомлинский, считая педагогику не только наукой для учителей, но и наукой для родителей. Он, отстаивая необходимость формирования и повышения педагогической культуры родителей, разработал непрерывности и единства семейного и общественного воспитания [8, с. 37]. Очень важным педагог считал посещение родителями специальных курсов еще до прихода ребенка в школу, а также наличие родительской библиотеки в семье. Все это должно было укрепить связь семьи и школы.

На основании всего вышесказанного можно заключить, что просвещение семей является механизмом развития педагогической культуры родителей, потому что расширяет их представления о законах, способах и методах воспитания детей; приобщает к воспитательной работе школы; ориентирует в теоретических знаниях, факторах и условиях воспитания.

Учитывая все вышеизложенное, мы попытались изучить особенность развития навыков умения родителей воспитывать своих детей. Для изучения данного факта мы использовали тест-опросник «Умеете ли Вы воспитывать своих детей». В исследовании участвовали молодые родители в количестве 50 человек. Результаты опроса отражены в табл. 1.

По результатам данной диагностики нами изучены следующие критерии родительских умений: способности и умения воспитывать детей - с данными

Таблица 1

Результаты диагностики родителей

№ п/п Содержание мероприятий Кол - во родителей Родители, имеющие способности и умеющие воспитывать детей Родители, которым необходимо постоянно проявлять большую заботу о ребенке Родители, неверно воспитывающие детей

1. Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?» 50 14 19 17

дагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, т.е. создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, успехах, неудачах и т.д. [7, с. 12].

Родительство - это фактическое начало семьи как тесных социальных отношений, связи, которая должна длиться всю жизнь.

Под родительским отношением принято понимать «систему или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способом поведения с ним». Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите.

В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отмечает требованиям адекватности, гибкости, а также прогностичности. Адекватность родительской позиции определяется как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать все происходящее в его душевном мире. Гибкость родительской позиции

Библиографический список

умениями выявлено 14 человек (28%); родители, которым необходимо постоянно проявлять большую заботу о ребенке - 19 чел. (38%); родители, неверно воспитывающие детей, - 17 человек - 34%. Данные результаты позволили нам разработать модель организации и просвещения родителей по вопросам воспитания детей.

Модель просвещения родителей для успешного воспитания гармоничной личности общества:

1) лектории по просвещению родителей по развитию возрастных особенностях детей, учитывающие психологические изменения и ценности согласно возрасту детей;

2) лектории на тему физиологических особенностей развития детей на разных возрастных этапах роста и развития;

3) ценностные ориентации и изменения согласно возрастной ориентации;

4) способы и факторы девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков;

5) педагогические и психологические аспекты воспитания и развития детей в век гаджетов и информационного потока.

Предлагаемая нами модель просвещения поможет родителям в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения как основы гармоничного общества.

1. Конфуций и его школа. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва: Азбуковник, 1997.

3. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2003.

4. Красильников Ю.Д. Основы теории культурно-просветительной работы. Москва: МГИК, 1982.

5. Методические рекомендации по развитию дистанционной информационно-просветительской работы с родителями для организаторов родительского просвещения. Available at: https://roditelskayaliga.ru/w p-content/uploads/2020Л0/Методрекомендации-родительское-просвещение.pdf

6. О просветительской деятельности. Модельный закон. Санкт-Петербург: ИОВ РАО. 2000.

7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.

8. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. Москва: Молодая гвардия, 1988.

References

1. Konfucij i ego shkola. Moskva: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, 2002.

2. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: Azbukovnik, 1997.

3. Kon I.S. Rebenokiobschestvo: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2003.

4. Krasil'nikov Yu.D. Osnovy teoriikul'turno-prosvetitel'nojraboty. Moskva: MGIK, 1982.

5. Metodicheskie rekomendacii po razvitiyu distancionnoj informacionno-prosvetitel'skoj raboty s roditelyami dlya organizatorov roditel'skogo prosvescheniya. Available at: https:// roditelskayaliga.ru/w p-content/uploads/2020/10/Metodrekomendacii-roditefskoe-prosveschenie.pdf

6. O prosvetitel'skoj deyatel'nosti. Model'nyj zakon. Sankt-Peterburg: IOV RAO. 2000.

7. Kulikova T.A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie: uchebnik dlya studentov srednih i vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.

8. Suhomlinskij V.A. Mudrost'roditel'skoj lyubvi. Moskva: Molodaya gvardiya, 1988.

Статья поступила в редакцию 20.07.21

УДК 378

lureva D.V., senior teacher, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (Saint-Petersburg, Russia); postgraduate, Pushkin Leningrad State University (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: yurieva_dv@mail.ru

MOBILE LEARNING IN A RUSSIAN UNIVERSITY. The article discusses an issue of using mobile learning and technologies based on it as an educational component of the educational process in a Russian university. Today, mobile learning is a new form of learning that differs from distance learning, and mobile learning technologies are transforming the learning process and making the postulate about the active participation of the learner in their own education a reality. Therefore, having analyzed the scientific pedagogical literature, the author gives her own definition of mobile learning, revealing its technological features and didactic capabilities using mobile devices. Based on a study carried out in a Russian university, the author proposed a classification of mobile devices by the share of employment in the educational process and by the frequency of use among students, and identified the categories of their use in the educational process. The survey data also show that students have an ambiguous approach to the issue of mobile learning in the process of forming and assimilating knowledge, skills, and abilities in the learning process. Key words: mobile learning, mobile technologies, mobile devices, Russian university, higher education.

Д.В. Юрьева, ст. преп., Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, аспирант, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Санкт-Петербург, E-mail: yurieva_dv@mail.ru

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается вопрос использования мобильного обучения и технологий на его основе как учебную составляющую образовательного процесса в российском вузе. Сегодня мобильное обучение - это новая форма, которая отличается от дистанционного, а технологии мобильного обучения трансформируют процесс обучения и делают реальным постулат об активном участии обучающегося в собственном образовании. Так, проанализировав научную педагогическую литературу, автор дает свое определение мобильного обучения, раскрывая его технологические особенности и дидактические возможности с помощью мобильных устройств. Также на основе проведенного исследования в российском вузе автором предложена классификация мобильных устройств по доли занятости в учебном процессе и по частоте использования среди студентов, выделены категории их использования в учебном процессе. Данные проведенного опроса свидетельствуют также, что студенты неоднозначно подходят к вопросу мобильного обучения в процессе формирования и усвоения знаний, умений, навыков в процессе обучения.

Ключевые слова: мобильное обучение, мобильные технологии, мобильные устройства, российский вуз, высшее образование.

Образование в российском вузе в системе высшей школы представляет собой процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний в соответствии с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим процессом. В настоящее время на всех его этапах происходит постепенная образовательная интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На их основе на первый план в процессе обучения выходит использование мобильных гаджетов (планшеты, ноутбуки и другие мобильные устройства) и, прежде всего, мобильного телефона, незаменимого и многофункционального инструмента также и в повседневной жизни любого жителя нашей страны.

По данным аналитической компании AC&M Consulting «за последние 6 месяцев 2019 года количество мобильных абонентов в России выросло почти на 2 миллиона» [1]. Значительную часть пользователей смартфонами с мобильным Интернетом и установленными приложениями для различных целей (в том числе обучающей) составляют студенты, проживающие в основном в городских зонах. Явление повсеместного распространения мобильных телефонов послужило одной из весомых причин для внедрения в традиционный образовательный процесс мобильного обучения, одновременно став одной из актуальных проблем современной системы образования. Причем такое обучение с использованием мобильных устройств принимает самые различные формы: мы можем использовать портативные устройства для доступа к образовательным ресурсам, одновременно подключать их к другим гаджетам или создавать необходимый контент (в соответствии с целями обучения) как в учебном классе, так и за его пределами [2].

В научной педагогической литературе теоретические основы мобильного обучения, его средства, методы, формы подробно рассмотрены и раскрыты в работах отечественных и зарубежных исследователей В.А. Куклева [3], М.Б. Файн [4], С.В. Титовой [5], Дж. Тракслера [6], Д. Киско [7] и др. Однако во всех исследованиях термин «мобильное обучение» трактуется неоднозначно, поэтому, проанализировав его различные толкования и вычленив общее для всех определений, в данной работе мы будем понимать мобильное обучение как

«форму организации учебного процесса, в основе которой лежит применение средств мобильных информационно-коммуникационных технологий и беспроводной связи» [8].

Сегодня на этапе цифровых достижений использование мобильного обучения и лежащих в его основе мобильных технологий в современном процессе образования кажется очевидным и неизбежным. Однако многие видят в таком обучении прежде всего отрицательные стороны: поощрение досуга, изоляция от окружающего мира и даже киберзапугивание. А важный элемент в виде отсутствия образовательного содержания в системе мобильного взаимодействия, по их мнению, существенно может снизить эффективность обучения на разных ступенях и направлениях образования. Но, на наш взгляд, именно в данных суждениях и проявляется традиционалистское видение процесса обучения.

В России весьма предвзято относятся к мобильному обучению. К тому же ввиду вышеперечисленных причин негативного влияния на учебный процесс его технологий на основе мобильных устройств и минимизации их вредного воздействия на обучающихся всё более распространенным становится запрет на использование мобильных телефонов в стенах учебных заведений. Но несмотря на все попытки удержать сотовые телефоны вне учебных классов, следует отметить, что соблюдение этого запрета малоэффективно для реорганизации современного процесса обучения. Вследствие недоверия руководителей системы российского образования к мобильным телефонам выявляется противоречивый характер их консервативного подхода ко всему учебному процессу в наших общеобразовательных организациях.

В современном веке цифровой информации мобильное обучение и мобильные технологии могут помочь обогатить и существенно увеличить образовательный потенциал обучающихся в различных дисциплинах, преподаваемых в вузе. Грамотная и систематичная организация учебного процесса с вовлечением мобильных технологий обеспечит его высокое качество - один из его приоритетов российского образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В вопросе применения мобильного обучения вузы нашей страны опираются на исследовательские труды Организации Объединенных Наций по вопросам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.