Научная статья на тему 'Особенности педагогического просвещения родителей в современной национальной школе'

Особенности педагогического просвещения родителей в современной национальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГ / PEDAGOGICAL EDUCATION / NATIONAL SCHOOL / PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдарова Л. И.

В последнее время все большую актуальность приобретают проблемы национального воспитания, вопросы регионализации образования, оказывая все большее влияние на все аспекты функционирования национальной системы образования. Свои особенности в национальной школе приобретает и работа по педагогическому просвещению родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICULARITIES OF PARENTS' PEDAGOGICAL EDUCATION AT THE MODERN NATIONAL SCHOOL

Recently the problems of the national education and educational regionalization have become more and more urgent. These problems have an influence upon all the functioning aspects of the national educational system. In the author's opinion, at the national school the work on parents' pedagogical education gains its own particularities as well.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогического просвещения родителей в современной национальной школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л.И. ГАЙДАРОВА, соискатель кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета

Аннотация. В последнее время все большую актуальность приобретают проблемы национального воспитания, вопросы регионализации образования, оказывая все большее влияние на все аспекты функционирования национальной системы образования. Свои особенности в национальной школе приобретает и работа по педагогическому просвещению родителей.

Ключевые слова: педагогическое просвещение, национальная школа, воспитание, педагог.

THE PARTICULARITIES OF PARENTS' PEDAGOGICAL EDUCATION AT

THE MODERN NATIONAL SCHOOL

L.I. GAYDAROVA,

competitor for a Candidate's degree, the chair of Pedagogy,

Daghestan State Pedagogical Institute

Annotation. Recently the problems of the national education and educational regionalization have become more and more urgent. These problems have an influence upon all the functioning aspects of the national educational system. In the author's opinion, at the national school the work on parents' pedagogical education gains its own particularities as well.

Key words: pedagogical education, national school, education, pedagogue.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что современное состояние семьи в России и Дагестане можно охарактеризовать как кризисное: упали рождаемость, жизненный уровень большинства семей, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей, растет число разводов, отрицательно влияющих на психику детей. Особую сложность для организации педагогического просвещения родителей у педагогов вызывают семьи, где алкоголизм, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка. В таких семьях родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание интуитивно, по-старинке [2].

Доказательством тому служит то, что немалая часть опрошенных нами родителей не проявляют должного интереса к проблемам своего ребенка, делам школы и класса, где он учится. В этой связи возникает масса проблем, решение которых стало основой разработки программы нашей экспериментальной работы по совершенствованию взаимодействия семьи и школы посредством модернизации педагогического просвещения в школе.

В решении проблемы педагогического просвещения нами были учтены недостатки, выявленные в ходе личных наблюдений и накопленного опыта работы в школе (руководство педагогической практикой в студенческие годы и в период преподавательской деятельности в вузе). К их числу относятся:

# падение престижа педагогической деятельности в республике и в целом по стране;

Ф отход от сложившихся опыта и традиций народной педагогики в воспитании подрастающего поколения;

Ф игнорирование прогрессивного педагогического наследия народов Дагестана в современном воспитательном процессе и др.

С целью преодоления названных недостатков в рамках экспериментальной работы использовались четыре формы сотрудничества с родителями.

1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, «круглые столы», конференции, «вечера вопросов и ответов», консультации педагогов, психологов и др.

2. Традиционная: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.

3. Просветительская: использование средств массовой информации и средств мобильной связи для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск информационных листков, стендов и уголков для родителей.

4. Государственно-общественная: создание попечительского совета, совета школы, совета родителей.

В школе регулярно проводились родительские собрания, на которых обсуждались важнейшие проблемы воспитания, продолжался поиск новых форм и средств совместной работы с семьей, осуществлялся регулярный мониторинг эффективности работы по педагогическому просвещению.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В ходе экспериментальной рекомендации педагогами и психологами использовались традиционные формы работы по педагогическому просвещению родителей:

Ф родительские собрания, направленные на обсуждения с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении;

Ф знакомство родителей с задачами и итогами работы школы;

Ф родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания.

В качестве новых форм педагогического просвещения родителей апробировались: психологические игры, собрания-диспуты, семейные гостиные, встречи за «круглым столом», семинары, тренинги, вечера вопросов и ответов, публичные отчеты, конференции отцов и др.

Необходимо отметить: педагоги школы понимают, что в условиях тяжелого положения современной дагестанской семьи, наличия многих сложностей в преодолении кризисных явлений в семейном воспитании не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической поддержке семьи. В этих целях школа поэтапно проводит организационную и содержательную разработку педагогического сопровождения семейного воспитания. По нашей рекомендации ежегодно обновляется банк данных семей, требующих повышенного внимания и нуждающихся в помощи: многодетные; неполные; малоимущие; имеющие детей-инвалидов; неблагополучные.

Перечисленные категории семей находятся под постоянным контролем образовательного учреждения; в школе созданы группы родительской поддержки для проблемных семей, ведется индивидуальная работа с каждой проблемной семьей, сформирован банк данных на многодетные семьи. Многодетным семьям (родителям и детям) уделяется большое внимание, их включают в списки на получение пособий, дополнительного питания, социальной помощи.

На воспитательной практике сегодня негативно сказывается на отход педагогов и родителей от требований этнической системы нравственного воспитания и национального этикета. В числе таких требований ученые отмечают: конструктивные принципы народного этикета; дагестанский народный кодекс чести и совести «намус»; принцип скромности и толерантности; почитание старших, женщин, заботливое всеобщее внимание к детям; гостеприимство; куначество; систематическое приобщение детей и молодежи к этикету; культивирование вежливости, приветливости, предупредительности; формирование искренности во взаимоотношениях; речевой этикет; ритуалы приветствия и прощания; иерархия отношений и строгость их соблюдения; народная (национальная) школа обучения этикету и др. Безу-

словно, педагог должен не только сам владеть этими нормами, но и включать их в программу педагогического просвещения, индивидуальных и групповых бесед с учащимися и их родителями[2].

Понимание того, что родители в большинстве случаев заняты, нами использовуались оптимальные способы проведения анкетирования а также телефонные опросы, индивидуальные интервью, анкетирование на дому на основании единого опросника. Это помогло сэкономить время педагогов и родителей и своевременно получить необходимую информацию в конфиденциальной форме, учитывая, что родительское собрание — публичное мероприятие.

В результате проведенной работы обозначились следующие положительные изменения в педагогической культуре родителей школьников. Первое — стихийное, разрозненное воспитание уступило место целенаправленному, научно обоснованному воздействию родителей на личность своего ребенка. Второе — увеличился объем изучаемой педагогической литературы. Третье — качественно повысился уровень педагогической культуры взрослых членов семей: они овладели информацией о возрастных особенностях школьников, познакомились с различными педагогическими приемами и правилами поведения в проблемных ситуациях, освоили основные методические приемы обучения школьным предметам, узнали о том, как привить ребенку необходимые навыки учебной работы.

В целом были отмечены положительная динамика уровня оценки родителями своих педагогических способностей и возможностей, рост уверенности в себе как воспитателях, повышение активности при исполнении педагогических обязанностей в семье.

Литература

1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 1978. 280 с.

2. Волков Т.Н., Мирзоев Ш.А. Народная педагогика. Программа для средних специальных и высших учебных заведений по профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров. Махачкала: Юпитер, 2000. 40 с.

3. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М.: Новая школа, 1992. 115 с.

4. Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя: Кн для учителя: из опыта работы. М., 1989. 205 с.

5. Методика воспитательной работы / Под ред. Л.И. Ру-винского. М.: Педагогика, 1989. 442 с.

6. Настольная книга классного руководителя / Сост. В.А. Березина и др. М: Астрель, 2003. С. 69.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.