Научная статья на тему 'Педагогическое просвещение в работе классного руководителя'

Педагогическое просвещение в работе классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдарова Людмила Играмудиновна

Семья это основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается формирование личностных свойств, мировоззрения и жизненной позиции растущего человека. Повысить качество воспитания в семье можно через установление отношений сотрудничества семьи и школы, основной формой которого может служить педагогическое просвещение родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдарова Людмила Играмудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое просвещение в работе классного руководителя»

Психолого-педагогические науки

• ••

81

ты экологического образования, без которых человек не может выжить в

условиях экокризиса.

Примечания

1. Алиева Б.Ш. Экологическое воспитание на традициях народной педагогики Дагестана. - Махачкала, 2001. 2. Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых игр // Деловые

игры в мире: Материалы международной научно-практической конференции «Белые ночи». -СПб., 1992. - С. 3-14. 3. Бирюкова А.Н. Проблемы формирования экологического сознания // Педагогика. №4. 2004. - С. 35-42. 4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 5. Дмитриенко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. №2. 2004. - С. 54-56. 6. Лернер

И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 84 с. 7. Машкова С.В. Проблема подготовки будущих учителей к формированию экологической культуры школьников// Экология и география: Тез. докл. конференции педвузов московского региона. - М., 1995. - С. 198. 8. Понамарева И.Н. Становление и развитие экологического образования в России //

Биология в школе. №3. 2001. - С.2-3.

УДК 373.1:371.8

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

©2о°7 Гайдарова Л.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

Семья - это основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается формирование личностных свойств, мировоззрения и жизненной позиции растущего человека. Повысить качество воспитания в семье можно через установление отношений сотрудничества семьи и школы, основной формой которого может служить педагогическое просвещение родителей.

Family is a basis for primary personality’s socialization. The formation of a growing human’s personal qualities, world outlook and life position do begin in the family. This is a fact and the school must be interested in it. It is possible to improve the quality of the family upbringing by regulation of the cooperative relations between the family and the school, the main form of which can serve the parents’ pedagogical education.

Ключевые слова: педагогическое просвещение, сотрудничество семьи и школы, программа педагогического просвещения.

Keywords: pedagogical enlightenment cooperation of family and school, program of

pedagogical enlightenment.

В числе направлений работы классного руководителя следует выделить работу с родителями, в частности, технологии педагогического просвещения родителей. Это, как показывает практика, наиболее дейст-

венное средство оказания помощи семье в воспитании детей.

Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ре-

82

Известия ДГПУ, №1, 2007

бенка, возрастных факторов становления его личности, типичных критических ситуаций, специфических проблем каждой семьи [1]. В этой работе уделяется внимание таким вопросов, как роль матери и отца в воспитании ребенка, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье, принципы ненасильственного воспитания. В ходе педагогического просвещения проводится работа по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать положительные качества.

Педагогическая практика советской школы использовала педагогическое просвещение по месту работы и жительства родителей. Однако в связи с происходящими в обществе изменениями эти формы ушли в прошлое. В некотором роде просветительные функции сегодня выполняют муниципальные библиотеки, где организуются выставки книг для родителей и детей, встречи с педагогами и психологами и т.п. В этой работе активное участие принимают педагогические коллективы школ, делая подобные встречи адресными.

При организации педагогического просвещения родителей учитывается, что подавляющее большинство из них не имеет педагогического образования, поэтому работа должна быть направлена на:

- творческое усвоение педагогических знаний;

- формирование способности реально оценивать обстановку в семье;

- выработку умений принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями и принципами воспитания.

При этом программа педагогического просвещения родителей строится так, чтобы полученные знания могли использоваться на практике.

Построение такой программы

должна предварять психолого-

педагогическая диагностика как родителей, так и учащихся. В решении

этой задачи эффективен метод перекрестных характеристик, которые помогают в оценивании уровня готовности родителей к осуществлению воспитания детей: знание теории воспитания, психологии ребенка [3].

С учетом вышесказанного наиболее эффективными в данном направлении организации работы с семьей представляются следующие методы:

- родительские собрания (обсуждение текущих проблем, затрагивающих интересы большинства участников);

- тренинги;

- диспуты;

- дискуссии.

Хорошо зарекомендовавшим себя методом явилось проведение «Родительских дней» в школе - периодических встреч, в течение которых организуются совместные формы включения детей и родителей в воспитательный процесс. Такие встречи помогают решить следующие воспитательные задачи:

- установление эмоциональнопозитивного контакта родителей с детьми;

- совместное обсуждение актуальных проблем воспитательного процесса;

- педагогическое просвещение родителей.

Следует отметить, что при существующей дифференциации работы с родителями, многообразии форм и методов работы с ними, педагогическое просвещение имеет место в каждом сиюминутном факте взаимодействия педагога и родителя, так как общение этих субъектов воспитательного процесса (родители не могут оставаться в стороне от него) несет информационный заряд.

В целях сбора сведений о направлениях совершенствования педагогического просвещения, его месте и роли в работе классного руководителя были изучены планы работы педагогов. Необходимо отметить, что

Психолого-педагогические науки

83

• ••

в большинстве случаев работа с родителями несет характер спонтанный, несистемный, иногда не отвечающий потребностям конкретного класса и конкретных родителей с их проблемами в воспитании детей в семье.

Полученные в ходе анкетирования результаты способствовали выводу о необходимости создания программы педагогического просвещения родителей, основанного на потребностях реальных родителей, с их реальными проблемами. Таким образом, была создана программа педагогического просвещения родителей, предполагающая два этапа.

На первом этапе проводилась паспортизация семей; диагностика (изучение социального состава семьи, ее психологических особенностей, методов семейного воспитания, семейных проблем).

Второй этап включал целевой мониторинг: поиск способов работы с родителями различного уровня базовой культуры; разработку рекомендаций для каждой категории родителей с учетом их интересов и потребностей в информации; использование активных адресных форм педагогического просвещения.

Практика показала, что при всем многообразии типов семей, проблем семейного воспитания, различиях уровня готовности родителей к проблемам воспитания детей наиболее востребованной является следующая примерная тематика лекториев в системе педагогического просвещения родителей:

- «Мой ребенок» - выявляет знания родителей о своем ребенке, его индивидуальных и возрастных особенностей и т.п.;

- «Роль образования в жизни человека» - выясняет отношение родителей к образованию, его роли в жизни их ребенка и семьи;

- «Проблемы воспитания детей в семье» - развивает умение опреде-

лять главные и второстепенные проблемы, их стратегическое и тактическое значение в формировании ребенка.

Безусловно, в условиях конкретной школы с конкретными родителями тематика будет меняться, так как универсальных методов, применимых ко всем семьям, быть не может.

Основной задачей педагогического просвещения родителей является доведение до их сведения психоло-го-педа-гогических знаний по воспитанию детей в зависимости от возраста. В систему педагогического просвещения родителей включаются педагоги всех звеньев системы образования, начиная с дошкольного звена и вплоть до старшей школы. Меняются отдельные формы, методы работы, обусловленные возрастом учащихся, основная цель остается неизменной. В рамках педагогического просвещения в последнее время возросла роль педагогических лекториев, родительских университетов педагогических знаний, семинаров для родителей. В них читаются лекции и доклады на психологопедагогические темы, проводятся методические конференции и семинары по обмену опытом семейного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии. Все более востребованными стали тренинги для родителей, моделирование педагогических ситуаций, групповые формы работы.

Педагогическое просвещение родителей проводится в рамках организационно-педагогической работы школы с родителями и призвано способствовать решению проблем воспитания детей в семье, повышению образовательной и базовой культуры родителей, установлению доверительных отношений между детьми и родителями, педагогами и родителями учащихся в системе «учитель-ученик-родители».

Примечания

84

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2003. - С.334-337. В.А., Исаев И.Д., Шняков Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов. - М.: мия», 2002. 3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998

2. Сластенин Изд-во «Акаде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.