Психолого-педагогические науки
73
УДК 37.013.42
О СОДЕРЖАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
THE CONTENT OF SOCIO-PEDAGOGICAL WORKING
WITH A FAMILY
© 2014 Пицхелаури Э. М., Махаева Г. М. Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Pitskhelauri E. М., Makhaeva G. М. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье анализируется взаимовлияние образовательного уровня, эмоциональных внутрисемейных отношений и образа жизни семьи на социальную и школьную адаптацию; определяются, апробируются и вводятся в действие ведущие функции социального работника, работающего с проблемной семьей.
Abstract. The authors of the article analyze the mutual influence of the educational level, emotional intra-family relations and lifestyle of the family on the social and school adaptation, define, test and introduce the leading functions of a social worker, working with troubled family.
Rezjume. V stat'e analiziruetsja vzaimovlijanie obrazovatel'nogo urovnja, jemocional'nyh vnutrise-mejnyh otnoshenij i obraza zhizni sem'i na social'nuju i shkol'nuju adaptaciju; opredeljajutsja, aprobiru-jutsja i vvodjatsja v dejstvie vedushhie funkcii social'nogo rabotnika, rabotajushhego sproblemnojsem'ej.
Ключевые слова: семья, родители, социальная адаптация, социально-педагогическая работа, общество, функции.
Keywords: family, parents, social adaptation, socio-pedagogical work, society, functions.
Kljuchevye slova: semja, roditeli, social'naja adaptacija, social'no-pedagogicheskaja rabota, obsh-hestvo, funkcii.
В процессе изучения роста семей группы риска, к которой относится и неполная семья, перед нами возникал закономерный вопрос: только ли плачевное положение экономики в обществе может являться причиной увеличения количества семей группы риска? По нашему предположению - не только это, а еще и низкий социальный статус семьи в обществе, недопонимание ее роли в жизни каждой личности, а также безуспешное направление социальной работы в увеличении льгот.
Понятие социальная работа содержит в себе процесс формирования, реабилитации, поддержания жизненных сил, социальной и индивидуальной сущности человека. Педагогика социальной работы состоит из изучения «процесса социализации индивида и семьи в системе взаимоотношений» [2. С. 48]. Исходя из выше озвученных положений, мы предприняли попытку в определении основных направлений социально-педагогической работы с семьей, которые состояли из таких компонентов: а) активизация профессиональной деятельности специалиста; б) активизация потенциала семьи; в) кадровое и методическое обеспечение. Активизация собственного потенциала семьи состоит из ряда особых мер, которые направлены на поднятие статуса семьи и семейного воспитания, формируя образ «здоро-
вой» семьи, через ее педагогическое просвещение, оказывая социальную поддержку при помощи специалиста и активных помощников из числа таких семей.
Результаты проведенного нами анализа процесса формирования образа «здоровой» семьи с помощью средств массовой информации показали, что в передачах по радио и ТВ, в ток-шоу и художественных фильмах не часто демонстрируют здоровые семейные отношения, а более рассматриваются кризисные моменты жизни семьи. Зрители приходят к выводу, что сегодня практически нет четкого определения нормы здоровой семейной жизни.
Подсознательный образ семьи у современной молодежи в основном выстраивается из жизненного опыта семьи родителей, знакомых и родственников, реже, как констатируют исследования, из специальной педагогической литературы. Знакомство и обследование нами многодетных семей в 2012-2013 гг. показало следующие результаты: 42,2 % матерей и 24 % отцов не имеют понятия о специальной педагогической литературе; только 27,1 % матерей и 38 % отцов регулярно ее читают. С периодической печатью «дружат» только 26,2% родителей из многодетных семей. Кроме средств массовой информации, педагогическое просвещение семьи происходит позднее за счет образователь-
74
Известия ДГПУ, №3, 2014
ных учреждений в форме конференций, родительских собраний и семинаров. Используя методику С. А. Беличевой, мы проанализировали взаимовлияние следующих положений: 1) образовательный уровень; 2) образ жизни се-
мьи и 3) внутрисемейные эмоциональные отношения на социальную и школьную адаптацию. Данный эксперимент показал, что социальная и школьная адаптация напрямую зависит от вышеозначенных факторов.
Таблица 1
Социальная адаптация учащегося в зависимости от образования родителей (в %) (исследовано 26 семей)
——.^^Образование родителей Категория учащихся Оба родителя с высшим образ-ем Высшее у одного из родителей Среднее у обоих родителей Среднее у одного из родителей Оба родит. без среднего
1 Благополучные учащиеся 55% 20% 25% - -
2 Педагогически запущенные учащиеся 5% 10% 85% - -
3 Социально запущенные учащиеся - 10% 25% 35% 30%
Таблица 2
Социальная адаптация учащегося в зависимости от негативных _____наклонностей родителей (в %) (исследовано 26 семей)__________
^^-^^.Образ жизни и наклонности Категории родит.уч-ся Здоро- вый Склонен к злоупотреблению алкоголя Эпизодическ. запои, конфликты Частые запои, дебоши Алкоголизм, аморальный образ жизни
1 Благополучные уч-ся 85% 15% - - -
2 Педагогически запущенные уч-ся 50% 35% 10% - -
3 Социально запущенные уч-ся 10% 45% 10% 25% 10%
Таблица 3
Взаимоотношения в семье и в коллективе в зависимости от категории учащихся (в %)
взаимоотн. в семье Дружеская Ровные, Эпизодич Эмоцион. Напряжен-
и коллект. взаимо- без конфликт, отчужде- ный кон-
Категория учащихся помощь эмоций холодные ние фликт
1 Благополучные учащиеся 60% 40% - - -
2 Педагогически запущенные уч-ся 5% 40% 25% 15% 15%
3 Социально запущенные уч-ся - 10% 35% 30% 25%
Наши наблюдения показали, что родители практически всегда встречаются с педагогом, при этом не ожидая от этой встречи ничего приятного. Психологическая установка родителей на якобы неизбежную конфронтацию вызывает болезненную реакцию на проявление недовольства со стороны педагога. При этом положение нередко усугубляется не совсем продуманной с психологической точки зрения методикой проведения родительского собрания. Например, по сей день еще не изжиты такие обсуждения итогов учебного года или четверти, в которых классный руководитель хвалит сильных учащихся, благодарит их родителей и чрезмерно критически характеризует работы недисциплинированных, слабых школьников, параллельно адресуя свои замечания семьям подобных детей.
Учитывая тот факт, что многие «трудные» школьники проживают в неблагополучных семьях, критика педагога не только не достигает положительного результата, но и еще более усугубляет непростую ситуацию. На родительские собрания, заседания советов, конференции обычно приходят родители «благополучных учащихся», серьезно занимающиеся воспитанием своих детей. Родители же «педагогически и социально запущенных учащихся» как правило, избегают встреч с учителями, поскольку им хорошо известны претензии школы, а ис-
правлять существующую ситуацию они часто оказываются не в состоянии. Чуть более 30% опрошенных нами родителей школы № 26 г. Махачкалы высказывают мнение, что учителя поддерживают хорошие связи с родителями. Причины частых пропусков родительских собраний родителями таковы: «сильная загруженность на работе, общественные поручения» -47%; «загруженность в вечернее время домашними хлопотами» - 17%; «нет информации о времени и дате проведения собраний» - 12%; «неприязненные чувства к школе в связи с постоянными «придирками» классного руководителя и педагогов» - 7%; «конфликтные отно-шениея с классным руководителем» - 3%; «затрудняются назвать причину» - 14%. Общее количество родителей, которые были негативно настроены к посещению родительских собраний и школы составило 24%.
Тем не менее, изучение работы образовательных учреждений за последние два года, а также наша научно-практическая деятельность как руководителей практики студентов социального отделения факультета педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета в образовательных учреждениях, свидетельствуют о некоторых изменениях, происходящих сегодня в области педагогического просвещения родителей,
Психолого-педагогические науки
75
активизации их воспитательных функций через общение со школой.
Эффективный результат в социальнопедагогической работе с проблемными семьями достигается участием в ней волонтеров из числа благополучных, «здоровых» семей. Игнорирование данной категории семьи нередко приводит к переходу ее в категорию группы риска, в связи с чем необходимо активное использование собственного потенциала «здоровой» семьи, позволяющее стабилизировать, устойчиво и надежно развивать семью, использование ее в качестве примера для подражания другим типам семей. Применение «здоровой» семьи в деятельности с семьями группы риска позволит получать эффект в стабилизации жизнедеятельности семьи кризисной категории.
Для использования «здоровой» семьи в социально-педагогической деятельности нами предлагаются и апробируются критерии, определяющие ее положение с психологопедагогическими возможностями.
1. Материально - бытовое благополучие. Материальное благополучие большинства семей в Дагестане оставляет желать лучшего. Данные социологического исследования свидетельствуют, что почти 82% семей, имеющих несовершеннолетних детей, проживают на уровне ниже прожиточного минимума. При этом, рассмотрев бытовое благополучие, можно предпринять попытку в определении внутреннего потенциала семьи. Например, если взять за основу наличие уголка для занятий, отдыха и игр у члена семьи, причем не временного уголка, а постоянного, то для этого необходима площадь примерно в полтора квадратных метра. Ведь если одним из понятий счастья является ситуация, «когда мы радостно бежим на работу и с не меньшей радостью возвращаемся домой», то о какой же радости можно говорить, если ребенку дома негде «приткнуться»? Как быть ребёнку, когда он хочет побыть один со своими мыслями, а кто-то из домашних то и дело вторгается в его личный детский мир? Разумеется, можно привести примеры о счастливых семьях, проживших в согласии, мире и любви в одной комнате, и о несчастных семьях, обитающих в просторных квартирах.
В беседах касательно «личного уголка в квартире» практически не было случаев возникновения разногласий с аудиторией. Следовательно, материальная сторона имеет большое значение. «В истории каждой семьи, нации или какой- нибудь группы, - отмечает П. Сорокин, - не существовало устойчивой тенденции ни к обнищанию, ни к обогащению. Исчезновение или обнищание всех бывших богатых кланов прошлого, означает, что после периода обогащения наступит период обнищания» [3. С. 154]. Понятие «собственный уголок для занятий, отдыха и игр» приобретает чувствительный материальный оттенок, расходящийся с понятием «здоровая семья», что означает -понятие «здоровая семья» тяготеет больше к духовным, нежели материальным ценностям.
2. Самоощущение личностью своей «необходимости» для семьи. Одно из главных ощущений здоровой личности - это чувство защищенности и комфортности. Идущий с радостью домой человек, чувствующий себя любимым, необходимым - значит в семье здоровый климат. Свидетельством тому некоторые ответы детей из школы № 26 г. Махачкалы. На вопрос: «Чем для тебя являются семья и дом?» были получены следующие ответы: «Меня радует мой дом, так как я уверен, что у меня есть место, куда я всегда могу вернуться, я там нужен и меня там ждут». Или: «Для меня наш дом - это самое лучшее место в мире, а семья - есть часть моей жизни, место, где я стал человеком и буду полезен другим».
3. Взаимоуважение и взаимопонимание родителей. Доверие друг другу, открытость чувств, тактично и культурно обсуждаемые спорные вопросы учат с чувством уважения к другому и с достоинством выходить из сложных жизненных ситуаций. В процессе формирования личности в семье чрезвычайно важен доброжелательный психологический микроклимат, здоровые отношения между родителями. Последние, старающиеся воспитывать детей «правильно», нередко забывают о том, что в случае, если их слово расходится с делом, ребенок обычно берет в качестве образца именно «дело», т. е. ту позицию, обычно присущую его родителям, а не ту, которую они пытаются показать, вспоминая о собственной роли воспитателя.
Несмотря на некоторую резкость, нам близка точка зрения на взаимоотношения старшего и младшего, отмеченная Г. С. Курагиной: «Что мы представляем собой в глазах своих детей? Если мы являемся «снабженцами», то, возможно, с подобной ролью мы иногда справляемся удовлетворительно... Если мы в виде «учителя» собственных детей, то мы вполне можем утешаться тем, что несем в себе багаж знаний, осмысливая их и выстраивая в правильный порядок в зависимости от важности и целесообразности в нашей жизни. Мы уже давно и прочно заняли позиции их пожизненных «судей», убедившись, как безапелляционны мы в оценке их мыслей, поведения, интересов и всего, что они намерены сделать или делают» [1. С. 44]. Как бы отец и мать ни старались скрыть от своих детей свои взаимные обиды, неуважительное друг к другу отношение, создавать видимую картину «благополучия», пустота и холод все равно закрадываются в души и сердца их детей. Чувство угнетенности, давящее на детские души, формирует негативное восприятие семейных взаимоотношений и семьи как естественного социального института, чего допускать ни в коем случае нельзя.
4. Взаимоотношения семьи и общества. Можно считаться достаточно благополучной семьей, ориентируясь на вышеназванные критерии, но при этом не воспитать и не сформировать в ребенке социально здоровой личности, если семья по отношению к обществу маргинальна. Часто семьи, попавшие в какую-нибудь кризисную ситуацию (беженцы, роди-
76
Известия ДГПУ, №3, 2014
тели инвалидов; девиантные семьи, где один из родителей совершил преступление или правонарушение и т. п.), семьи малочисленных народностей, нетипичных вероисповеданий для окружения, состоят с обществом в конфликте, выражающемся в неприятии этих семьей обществом. В другом случае, неблагополучные семьи пребывают в состоянии критики или постоянной обиды общественного устройства.
5. Семейные традиции. В процессе работы с ознакомлением положения неблагополучных семей в 2012-2013 годах мы провели опрос, один из вопросов которого звучал так: «Кто в вашей семье помогает в воспитании ваших детей?». 8% из числа опрошенных как помощника в воспитании детей отметили бабушку (т. е. мать одного из родителей) и 4% - тетю (сестру одного из родителей). Вывод: у большинства неблагополучных семей - отсутствие контактов с родными. Данный факт свидетельствует о потере связи поколений, исчезновении семейных традиций. Поэтому одной из главных задач в социальной работе с семьей, тем более - с многодетной является их возрождение, а иногда создание новых и пробуждения в осознании важности их наличия.
Критерии «здоровой» семьи предполагают определить готовность родителей к подобному типу сотрудничества и участия в волонтерской деятельности, а также с их помощью «подстраивать» неблагополучные семьи под позитивный образ, тем самым моделируя результат.
Одним из важных компонентов социальнопедагогической работы с семьей считается активная профессиональная деятельность специалиста. Важным моментом обеспечения реального эффективного механизма поддержки и активизации семьи является социальный статус работника, обеспечивающего данную деятельность. Анализ результатов проведённого «предварительного опроса социальных педагогов, работающих в школах г. Махачкалы» показал, что каждый третий опрошенный испытывает неудовлетворенность социальным статусом; 10% посетовали на «нехватку понимания коллег». Чуть более одного процента отметили «отсутствие контактов с детьми», 14,3% испытывают «неуверенность в своих силах». Представленные показатели, отражаются на эффективности работы этих специалистов. «Предварительный опрос...» показал, что никто не считает свою работу высокоэффективной: 28,6% полагают, что эффективность могла бы быть и выше; около 40% назвали эффективность своей работы средней, 13% оценили свою работу с низкой эффективностью; 19%, то есть почти каждый пятый респондент, не смогли оценить собственную работу.
Каждая организация, в разной степени связанная с проблемами семей, осознает значимость профессиональной деятельности в сфере социальной защиты. Сегодня практически все государственные структуры имеют в своем составе социальных педагогов и социальных работников с самыми различными функциями. Однако эти специалисты занимаются решением вопросов семьи исключительно в интересах
подобных учреждений, например: образовательное учреждение - в интересах обучаемости ребенка; воспитательное и реабилитационное, -в основном, в интересах защиты ребенка и подростка; социальные работники учреждений, предприятий работают в интересах обеспечения эффективной деятельности их работников. С одной стороны, все это имеет позитив, поскольку семья находится в центре внимания государства, но с другой - негатив, так как в жизнедеятельность одной и той же семьи с «благородной целью» - помочь, вторгается сразу несколько специалистов. Это не только не вызывает у членов семьи потребности в получении такой помощи, но, как свидетельствует практика, нередко и отталкивает. Какая бы ни была сформированная у самой семьи потребность в улучшении положения, сама она часто не может оценить всей глубины, причинности лежащих на поверхности и требующих быстрого решения проблем. При этом мы можем говорить о недостаточной сформированное^ у многих семей желания решить собственные проблемы при помощи специалистов или просто допустить до них кого-либо. Специалист в своей работе с семьей, по сути является универсальным координатором и посредником всей совокупности социально-педагогической деятельности, способствующей положительному изменению семьи всеми доступными средствами на возможных уровнях. В связи с этим, кадровое и методическое обеспечение представляется также одним из важных компонентов содержания социально-педагогической работы с семьей.
Таким образом, мы попытались определить, апробировать и ввести в практику такие ведущие функции специалиста в его работе с семьей:
1. Диагностическая функция, выполнение которой зависело от профессионализма социального работника и социального педагога с наличием в их распоряжении средств массовой информации, вместе с рекламой их деятельности.
2. Прогностическая функция, обеспечивавшая изменение положения в отношении семьи, с активизацией ее социально-воспитательного потенциала, сформированность новых семейных традиций. Разбор ситуации в каждой семье, в определенной категории семей, учет потребностей и возможностей социума, позволяющий определение образа, модели семьи, создание прогноза для определенного отрезка времени.
В случае, когда дестабилизация семьи усугубляет дестабилизацию общества, задачей специалиста по работе с семьей является определение основ, способствующих развитию семьи при всякой общественно-исторической формации. Поэтому, в решении поставленной задачи специалистам рекомендуется изучение закономерностей развития общества и природы, овладение системой знаний о закономерности педагогического процесса, о взаимосвязи психического, физического и социального здоровья индивида, семьи и общества в целом,
Психолого-педагогические науки
77
осознание своей деятельности как особой сферы социокультурной практики, которая обеспечивала бы трансляцию культуры от поколе-
ния к поколению. В работе с многодетными семьями все это усложняется и усиливается многократно.
Литература
1. Курагина Г. С. История многодетной семьи // Семейное воспитание: история и современность. Сб. статей. СПб, 2003. 2. Модель общеобразовательной школы - системы, направленной на адаптацию и развитие детей и подростков / под ред. Г. А. Новокшоновой. Краснокамск, 1996. 3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2002.
References
1. Kuragina G. S. History of a large family // Family education: history and modernity. Collected articles. SPb, 2003. 2. The secondary school model, system aimed at adaptating and educating the children and teenagers / ed. by G. A. Novokshonova. Krasnokamsk, 1996. 3. Sorokin P. Human. Civilization. Society. M,
2002.
Literatura
1. Kuragina G. S. Istorija mnogodetnoj sem'i // Semejnoe vospitanie: istorija i sovremennost'. Sb. statej. SPb, 2003. 2. Model' obshheobrazovatel'noj shkoly - sistemy, napravlennoj na adaptaciju i razvitie detej i podrostkov / pod red. G. A. Novokshonovoj. Krasnokamsk, 1996. 3. Sorokin P. Chelovek. Civilizacija.
Obshhestvo. M., 2002.
Статья поступила в редакцию 24.06.2014 г.
УДК 371,2
МЕСТО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
THE TEACHER’S PLACE OF PRIMARY CLASSES IN THE PROCESS OF THE IMPLEMENTATION OF DEVELOPMENTAL EDUCATION
© 2014 Тучалаев С. Т.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Tuchalaev S. T. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена проблеме места и роли учителя начальных классов в процессе реализации развивающего обучения в начальной школе Дагестана. Автор диагностирует, анализирует исходный уровень профессиональной подготовки учителей. В статье представлена модель содержания личностных и профессиональных качеств учителя, а также концепция его подготовки и переподготовки, исходя из методологии развивающего обучения.
Abstract. The Article is dedicated to the problem of the place and dug the teacher of the initial classes in process of the realization developping education in grade school Dagestana. The Author diagnoses, analyses and reveals the source level of the training of the teachers. In article is presented model of the contents larval and professional quality of the teacher, as well as concept of his (its) preparation and refresher courses coming from methodology developping education.
Rezjume. Stat'ya posvyashhena probleme mesta i roli uchitelya nachal'nykh klassov v protsesse reali-zatsii razvivayushhego obucheniya v nachal'noj shkole Dagestana. Avtor diagnostiruet, analiziruet isk-hodnyj uroven ' professional'noj podgotovki uchitelej. V stat'e predstavlena model' soderzhaniya lichnost-nykh i professional'nykh kachestv uchitelya, a takzhe kontseptsiya ego podgotovki i perepodgotovki isk-hodya iz metodologii razvivayushhego obucheniya.
Ключевые слова: требования к учителю современной школы, исходный уровень профессионализма, учитель в развивающей системе обучения, методология развивающих технологий,