Психолого-педагогические науки
77
осознание своей деятельности как особой сферы социокультурной практики, которая обеспечивала бы трансляцию культуры от поколе-
ния к поколению. В работе с многодетными семьями все это усложняется и усиливается многократно.
Литература
1. Курагина Г. С. История многодетной семьи // Семейное воспитание: история и современность. Сб. статей. СПб, 2003. 2. Модель общеобразовательной школы - системы, направленной на адаптацию и развитие детей и подростков / под ред. Г. А. Новокшоновой. Краснокамск, 1996. 3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2002.
References
1. Kuragina G. S. History of a large family // Family education: history and modernity. Collected articles. SPb, 2003. 2. The secondary school model, system aimed at adaptating and educating the children and teenagers / ed. by G. A. Novokshonova. Krasnokamsk, 1996. 3. Sorokin P. Human. Civilization. Society. M, 2002.
Literatura
1. Kuragina G. S. Istorija mnogodetnoj sem'i // Semejnoe vospitanie: istorija i sovremennost'. Sb. statej. SPb, 2003. 2. Model' obshheobrazovatel'noj shkoly - sistemy, napravlennoj na adaptaciju i razvitie detej i podrostkov / pod red. G. A. Novokshonovoj. Krasnokamsk, 1996. 3. Sorokin P. Chelovek. Civilizacija.
Obshhestvo. M., 2002.
Статья поступила в редакцию 24.06.2014 г.
УДК 371,2
МЕСТО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
THE TEACHER’S PLACE OF PRIMARY CLASSES IN THE PROCESS OF THE IMPLEMENTATION OF DEVELOPMENTAL EDUCATION
© 2014 Тучалаев С. Т.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Tuchalaev S. T. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена проблеме места и роли учителя начальных классов в процессе реализации развивающего обучения в начальной школе Дагестана. Автор диагностирует, анализирует исходный уровень профессиональной подготовки учителей. В статье представлена модель содержания личностных и профессиональных качеств учителя, а также концепция его подготовки и переподготовки, исходя из методологии развивающего обучения.
Abstract. The Article is dedicated to the problem of the place and dug the teacher of the initial classes in process of the realization developping education in grade school Dagestana. The Author diagnoses, analyses and reveals the source level of the training of the teachers. In article is presented model of the contents larval and professional quality of the teacher, as well as concept of his (its) preparation and refresher courses coming from methodology developping education.
Rezjume. Stat'ya posvyashhena probleme mesta i roli uchitelya nachal'nykh klassov v protsesse reali-zatsii razvivayushhego obucheniya v nachal'noj shkole Dagestana. Avtor diagnostiruet, analiziruet isk-hodnyj uroven ' professional'noj podgotovki uchitelej. V stat'e predstavlena model' soderzhaniya lichnost-nykh i professional'nykh kachestv uchitelya, a takzhe kontseptsiya ego podgotovki i perepodgotovki isk-hodya iz metodologii razvivayushhego obucheniya.
Ключевые слова: требования к учителю современной школы, исходный уровень профессионализма, учитель в развивающей системе обучения, методология развивающих технологий,
78
Известия ДГПУ, №3, 2014
содержание личностных и профессиональных качеств, концепция переподготовки учителей начальных классов, изменение структуры мышления учителя.
Keywords: the requirements to teacher of the modern school, source level of the professionalism, teacher in developping system of the education, methodology developping technology, contents larval and professional quality, concept of the refresher course of the teachers of the initial classes, change the structure of the thinking of the teacher.
Klyuchevye slova: trebovaniya k uchitelyu sovremennoj shkoly, iskhodnyj uroven ' professionalizma, uchitel' v razvivayushhej sisteme obucheniya, metodologiya razvivayushhikh tekhnologij, soderzhanie lichnostnykh i professional'nykh kachestv, kontseptsiya perepodgotovki uchitelej nachal'nykh klassov, izmenenie struktury myshleniya uchitelya.
Современный период развития российского образования характеризуется тем, что государственная образовательная политика направлена на обеспечение качества как общего, так и профессионального образования. Эта тенденция нашла отражение в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», которая определила главный вектор реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Закон «Об образовании в Российской Федерации» также ориентирует на изменения условий организации образовательного процесса и применение новых форм и методов обучения. Содержание этих документов направлено на удовлетворение современных образовательных потребностей, создание условий, необходимых для успешного и качественного обучения детей.
В профессиональном стандарте педагога, в котором определяются основные требования к его квалификации красной нитью проходит идея развития самого педагога и развития учащихся в образовательной деятельности, в частности, отмечено, что личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности, должны коренным образом отличаться. Педагог должен быть готовым: принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, оказать помощь любому ребенку; выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; разработать программу его индивидуального развития и отслеживать динамику, составляя психологопедагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. В учебной деятельности: формировать у детей социальную позицию ученика; обеспечивать развитие умения учиться, приобретения ими универсальных учебных действий; обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований; быть готовым к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю; нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников; учитывать неравномерность, своеобразие и динамику индивидуального психического развития мальчиков и девочек [1].
К учителю предъявляются высокие требования. Тип учителя, только передающего учебную информацию, уходит в прошлое. В совре-
менных условиях учитель должен быть развитой, творческой личностью, владеть достижениями наук о человеке и знаниями о закономерностях его развития, новыми педагогическими технологиями, искусством компьютерного обучения.
Педагогическая деятельность становится сферой практического человекознания и человековедения, целью которой является развитие личности. Особое значение приобретают педагогический профессионализм, высокий уровень психолого-педагогической и методической грамотности, овладение новыми формами воспитательной работы.
В настоящее время и учителя-практики, и организаторы-работники органов управления образования, и ученые единодушны в том, что необходима реализация в начальном образовании развивающей функции обучения и что нет альтернативы внедрению развивающих технологий в практику образовательных учреждений. Организатором и главной фигурой осуществления развивающего обучения, как известно, выступает учитель. Именно от него, от его квалификации, мастерства, знания предмета и его человеческих, личностных качеств зависит, насколько идея развивающего обучения будет реализована на практике.
В нашей общей исследовательской работе по внедрению идей развивающих педагогических технологий в практику начальных школ Дагестана [2; 4. С. 70-71] проблема, какой учитель начальных классов должен работать в классах, где внедряются подобные технологии, явилась частной, но очень важной составляющей. Поэтому, одной из задач экспериментальной работы явилась задача диагностики уровня подготовки учителей начальных классов образовательных учреждений по реализации развивающих технологий обучения в практику начального образования и их ориентация и переподготовка на новую методологию развивающих педагогических технологий (закономерности, принципы, методы, средства, приемы, алгоритмы учебных действий и т. д.), учебный план, учебные программы, учебнометодические комплексы и пр.
Был проведен научно-педагогический анализ современной ситуации в системе национально-регионального компонента образования республики с целью определения исходного уровня ориентированности учителей, работников органов управления образования на изменение ситуации в системе начального обра-
Психолого-педагогические науки
79
зования посредством внедрения педагогических новаций, новых педагогических развивающих технологий в учебный процесс. Выявлялся уровень подготовки учителей начальных классов к работе по развивающим системам обучения по таким параметрам, как: 1) уровень профессионализма и мастерства, опыт; 2) степень понимания учителем необходимости радикальных перемен в системе начального образования; 3) информированность учителей о недостатках и противоречиях традиционной системы обучения; 4) знание преимуществ развивающих технологий перед традиционной; 5) знание и уровень осмысления ключевых идей, стратегий развивающих систем («соотношение обучения и развития», «формирование учебной деятельности», «критерии общего психического развития детей», «эмпирические и теоретические знания», «формирование содержательного обобщения», «нахождение общего способа решения частных задач» и другие) то есть, общая методологическая подготовка.
Диагностика (анкетирование) профессионализма учителей начальных классов показала их поверхностное представление о методологии развивающих систем. При этом затруднения вызывали осмысление сути ключевых идей, стратегий, принципов, фундаментальных подходов развивающих систем обучения, поскольку 80,1% опрошенных не разбираются в сущностных сторонах идей Л. С. Выготского. Полученные результаты показывают, что большинство учителей (около 78%), зная принципы системы Л. В. Занкова, затруднялись раскрыть их сущностные и содержательные стороны. Данный этап показал недостаточную готовность учителей к внедрению развивающих технологий в практику начальной школы [3. С. 78].
Более серьезные проблемы возникают у учителей, работающих в сельских национальных школах, желающих работать по системе Л. В. Занкова или Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (в системе образования Республики Дагестан они занимают 70% от общего количества и достигают до 1663 школ), отличающихся по содержанию, концептуальности, специфике и многим другим параметрам. Возникает необходимость в: изучении опыта внедрения развивающих технологий в инновационных образовательных учреждениях; создании педагогических условий, в начальных национальных школах, расположенных в сельской местности, способствующих внедрению идей, принципов, методов, стратегий развивающих систем. Естественно, условия (экономические, климатогеографические, материально-технические, культурно-бытовые, этнопедагогические) в сельской местности и уровень подготовки детей, поступающих в школу, образовательный ценз родителей, а также профессиональная компетентность учителей существенно отличаются в городских и поселковых образовательных организациях [3. С. 79].
Педагогическая диагностика, проведенная в массовой школе, выявила ряд негативных сторон, в частности: недостаточную профессио-
нальную подготовку и отсутствие работы по самообразованию, загруженность учителя, отсутствие мастерства, творчества, поискового, исследовательского стиля, неспособность к смелым инициативам, несовершенство стиля общения учителя с учащимися и родителями и т. п.
Какие новые цели и задачи стоят перед учителями начальных классов республики в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов начального образования?
Для обеспечения человеческого фактора как условия преобразования существующей ситуации необходимо формирование психологопедагогической компетентности учителя для работы в гуманистической, личностно ориентированной системе образования, продиктованной новой парадигмой, стратегией образования, новыми принципами, ориентирами, идеями, концептуальными основами развивающих технологий обучения.
В новых условиях учитель должен: 1) проводить образовательный процесс на высоком профессиональном уровне; 2) в совершенстве владеть информационно-коммуникативными технологиями, компьютерной технологией; 3) воспитывать у каждого учащегося потребность в постоянном самообразовании и самовоспитании; 4) постоянно совершенствовать учебновоспитательный процесс, предполагающий открытость, гибкость, вариативность, динамичность, изменение в содержании, формах и методах ведения образовательного процесса; 5) использовать в своей работе современные педагогические технологии, опыт учителей-новаторов, активные и нетрадиционные формы обучения; 6) воспитывать учащихся на принципах общечеловеческой морали, интернационализма и дружбы народов, формировать у них целостную картину мира, помочь им осмысливать информацию, получаемую из разных источников, и искать свое место в мире.
Как известно, согласно требованиям новых государственных образовательных стандартов начального образования, вышли новые учебники. В их содержании заложены все идеи развивающих педагогических технологий. Учителю начальных классов сейчас важно не только владеть компьютерной, информационнокоммуникативной технологией, но и освоить методологию развивающего обучения с целью выработки целостной и системной методологической культуры и теоретикометодологического осмысления сути и содержания этих систем. Ведь нельзя внедрить технологию развивающего обучения без предварительной подготовки учителя, без освоения им теоретических основ, принципов технологии, без осознания основополагающих положений концепций ее авторов. С этой целью для выработки методологической культуры учителя, осмысления им сущностных сторон развивающих концепций обучения (постулаты концепции Л. С. Выготского, теоретические предпосылки, принципы, методы и вся методология, теоретическая платформа развивающих
80
Известия ДГПУ, №3, 2014
технологий обучения, разработанных Д. Б. Элькониным, Ё. В.Занковым, В. В. Давыдовым, Ш. А. Амонашвили и др.).
Появление новых учебников в начальном образовании позволяет решить одну из важных и ответственных задач разработки, отбора и обновления содержания обучения каждого класса начального обучения и по отдельным учебным дисциплинам. Естественно, в них более оптимально учтены все теоретические предпосылки, идеи, принципы развивающих технологий, Так, структурирование содержания обучения в развивающих технологиях требует иного подхода, чем в традиционной системе обучения, в частности, построения учебного процесса, где делается содержательное обобщение, находят общий способ решения учебной задачи, формируется теоретическое мышление по пути от общего к частному, от абстрактного - к конкретному и т. п. Подобная ориентация учебного материала и методики обучения на нахождение способов действия, выработку соответствующих понятий свойствена учебникам развивающих систем.
В этих условиях чрезвычайно важной становится проблема подготовки и переподготовки учителей начальных классов к работе по развивающим технологиям с учетом реальной ситуации региона. Ведь значительная часть учителей начальных классов, к сожалению, не владеют компьютерной технологией, не в полной мере осознают сущностных сторон методологии развивающих систем обучения, школы не в полной мере обеспечены компьютерами и интерактивными медиасредствами, даже новыми учебниками и т. д.
Значит, необходимо совершенствование всей многогранной деятельности школ, т. е. ее модернизация, обновление школьных программ, корректировка содержания образования, качества и уровня преподавания, а также основательное и качественное повышение профессионализма учителя.
Концептуально значимым в модели про-фессиограммы учителя начальных классов становится его способность осваивать предлагаемые нетрадиционные стратегии обучения, новые профессиональные навыки и умения, связанные с уровнем педагогической зрелости и профессионализма. Они характеризуются высоким уровнем образованности, безупречным знанием преподаваемых предметов, определенной культурой мышления и речи. Учитель должен быть активным в социальной жизни, владеть методами самовоспитания и самообразования, жить творческой жизнью, а также не только передавать знания и прививать умения, но и наставлять, побуждать к каким-либо действиям, что особенно важно при осуществлении развивающего обучения.
Немаловажным в работе по новым развивающим технологиям являются личностные характеристики учителя. Мы допускаем, у них могут быть отличия друг от друга по темпераменту, складу ума, по силе чувств. Но все они должны иметь живой, активный характер, быть доброжелательными, чуткими, гибкими при
установлении духовного контакта с детьми; постоянно самосовершенствоваться; обладать высокой степенью самооценки; иметь широкий круг интересов, знаний и умений; владеть творческим нетрадиционным мировоззрением, внутренней уверенностью, настойчивостью и творческим началом. Это далеко не полный перечень качеств личности учителя. Профессионально грамотные и зрелые учителя отличаются тем, что всегда четко представляют свои цели и задачи, готовы принимать оптимальные решения в любых сложных педагогических ситуациях, которые часто создаются при развивающем обучении. Они умело видоизменяют процесс обучения в целях эффективного решения педагогических задач, умеют строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования детей, видеть их продвижение в учебе, стимулировать и правильно оценивать успехи детей, модифицировать, корректировать учебные программы с учетом конкретных условий и уровня развития детей, правильно выбирать учебный материал.
Не все учителя имеют вышеуказанные качества и умеют организовать учебный процесс детей подобным образом. В этих условиях нацелить стремления учительства к повышению качества своей работы. Чтобы новаторство и творческий подход к делу стали потребностью каждого учителя, необходимо достойно стимулировать их труд. Эти условия у нас отсутствуют. В итоге во многих школах еще царят авторитарные, назидательные, рутинные формы работы.
Опираясь на указанные выше новые методологические подходы и концепции в подготовке и переподготовке педагогических кадров для начальной национальной школы, необходимо откорректировать цели и содержание курсов. Все это исходит из новой образовательной методологии, где педагогическое творчество и педагогическая деятельность в содержании курсов должны выступать как феномен самореализации педагогического творчества, а процессы профессионального становления и повышения квалификации - как включение личностных структур сознания в режим профессиональной самоорганизации.
В структуру подготовки учителя к работе по развивающей технологии независимо от автора и научной школы, которые разработали данную технологию, входят, в первую очередь, знания, факты, теории, концепции, научные изыскания о преимуществе теории развивающей технологии по сравнению с теорией традиционного обучения, через призму традиционной педагогической практики. Частью этой структуры является теоретическая основа (методологическая платформа) технологии развивающего обучения, которая была заложена в концепциях зарубежных и отечественных психологов, глубоко осмыслена и описана Ё. С. Выготским. В дальнейшем она была творчески доработана, развита и реализована в практику образовательных организаций Д. Б. Элькониным, Ё. В. Занковым, В. В. Давыдовым, Ш. А. Амонашвили и другими отечественными пси-
Психолого-педагогические науки •••
хологами. Этот блок знаний в подготовке учителя к работе по развивающим системам, технологиям можно считать инвариантным.
На втором этапе работа данной подготовки может состоять из блока, куда включаются сведения, научно-теоретические, психологопедагогические знания о субъекте учебной деятельности в сопоставительном плане: а) модель субъекта - личности младшего школьника в традиционной системе; б) модель субъекта -личности младшего школьника в развивающей системе.
В модели личности младшего школьника, рассматриваемой в традиционной системе, учителя должны осознать недостающие звенья данной модели, видеть те факты, личностные новообразования, личностные структуры современных младших школьников, которые традиционная школа недооценивала. В технологии развивающего обучения в идеале выделяется целостная личность: активная, творческая, интеллектуально, нравственно и физически развитая, эмоционально богатая, морально зрелая, гуманистически ориентированная, способная к саморазвитию, самоорганизации, самореализации.
На последующем этапе следует работа по освоению собственно развивающей технологии, принадлежащей той или иной авторской или научной школе. Необходимо раскрыть учителям весь комплекс педагогических условий осуществления технологии развивающего обучения в отличие от традиционной: цели, закономерности, принципы, методы содержание, средства, формы, результат, после чего на предметном уровне анализировать особенности решения конкретных педагогических задач, учебных действий.
Педагогический практикум по освоению технологий развивающего обучения осуществляется через рефлексии содержания вышеуказанных блоков, индивидуальные групповые занятия, где учителя могут моделировать, конструировать коллективную мыслительную деятельность по обсуждению понятий, категорий, касающихся теории развивающего обучения, освоить методологическую культуру учителя, которому предстоит работать по той или иной технологии обучения. Основной костяк занятий можно посвятить преобразованию учебной ситуации, выработке понятий, установлению взаимосвязей, взаимозависимостей, анализу учебного материала. При этом: стимулировать и поддержать вопросы, задаваемые учениками, их свободные мысли и идеи; признать права
81
учащихся на свободу выбора заданий, темпа работы; создать в учебной деятельности ситуации сомнений, противоречий, несогласий, неожиданностей.
Структура и содержание работы учителя в учебном процессе несколько отличается от учебной деятельности обучающихся. Работа Учителя начинается с «постановки цели». Затем идет «уяснение задачи». И наконец, третье действие - цена, время, затраченная энергия, степень мучения, эйфория успеха, отсюда и результат своих действий. Главная беда учителя, работающего творческим заделом в том, что у него нет свободного времени, нет дополнительного времени. В результате, мы не даем в учебной деятельности детям времени на обдумывание, на решение проблемных вопросов, подгоняем их дальше. Мешают такие обстоятельства, как большой контингент учащихся, учебная программа, которая, в свою очередь, подгоняет самого учителя, порицания завуча и других руководителей учреждений образования за отставание. Боязнь, страх от всего этого не позволяет учителю свободно чувствовать и реально, с учетом конкретных ситуаций в учебной деятельности и творчески вести руководство ею. Только у учителя, не боящегося всего этого, сделавшего смелый шаг в сторону к самостоятельности, творчеству, имеется подобное время. Успех учительницы начальных классов средней школы г. Москвы С. Н. Лысен-ковой главным образом начался с того, что она позволяла себе и учащимся дополнительное время в ущерб лимиту учебной программы. Несмотря на то, что тематическое планирование, требования учебной программы диктовали условия прохождения учебного материала, содержания учебных дисциплин в положенное время, опытная учительница допускала «нарушения» и не переходила к изучению следующей темы, пока все ученики осмысленно не усваивали текущий материал. В результате сначала наблюдалась колоссальная трата времени, но в последующем дети сами, преуспевая в учебной деятельности, компенсировали эти расходы.
Это и есть проявление учителем самостоятельности, творчества, смелых шагов в сторону изменения существующей ситуации. В качестве резюме можно подчеркнуть - для успешной реализации поставленных задач в развивающей технологии нужен творчески работающий, смелый и инициативный, компетентный учитель, вобравший в себя все указанное выше.
Литература
1. Профессиональный стандарт учителя [Электронный ресурс] http://www.psypress.ru/ psynews/ 26159.shtml 2. Тучалаев С. Т., Гаспарян Е. В. Развивающие педагогические технологии в системе начального образования Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ. 2012. 156 c. 3. Тучалаев С. Т., Бабаева Л. М., Магомедова Э. Г., Гаспарян Е. В. Реализация развивающих педагогических технологий в системе начального образования Республики Дагестан // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 1. С. 78-84. 4. Тучалаев С. Т. Внедрение инновационных педагогических технологий как условие модернизационных изменений в начальном образовании Республики Дагестан [Текст] / С. Т. Тучалаев, Е. В. Гаспарян // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 5. С. 70-71.
82
Известия ДГПУ, №3, 2014
References
1. Professional standard teachers [Electronic resource] http://www.psypress.ru/psynews/26159.shtml
2. Totalai S. T., Gasparyan E. V. Developing educational technology in the primary education system of the Republic of Dagestan. Makhachkala: ALEPH. 2012. 156 p. 3. Totalai S. T., Babaev L. M., Magomedov E. G., Gasparyan E. V. Implementation develop appropriate educational technology in the primary education system of the Republic of Dagestan // Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Science. 2013. # 1. P. 78-84. 4. Totalai With. So The introduction of innovative educational technologies as a condition of modernization changes in primary education of the Republic of Dagestan [Text] / S. T. Tuchalaev, E. V. Gasparyan // Proceedings of the southern Federal University. Pedagogical science. 2009. # 5. P. 70-71.
Literatura
1. Professionally] standart uchitelja [Jelektronnyj re-surs]http://www.psypress.ru/psynews/26159.shtml
2. Tuchalaev S. T., Gasparjan E. V. Razvivajushhie pedagogicheskie tehnologii v sisteme nachal'nogo obra-
zovanija Respubliki Dagestan. Mahachkala: ALEF. 2012. 156 s. 3. Tuchalaev S. T., Babaeva L. M., Mago-medova Je. G., Gasparjan E. V. Realizacija razvivaju-shhih pedagogicheskih tehnologij v sisteme nachal'nogo obrazovanija Respubliki Dagestan // Izvestija dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo un-iversiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013. № 1. S. 78-84. 4. Tuchalaev S. T. Vnedrenie innova-
cionnyh pedagogicheskih tehnologij kak uslovie modernizacionnyh izmenenij v nachal'nom obrazovanii Respubliki Dagestan [Tekst] / S. T. Tuchalaev, E. V. Gasparjan // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universite-ta. Pedagogicheskie nauki. 2009. № 5. S. 70-71.
Статья поступила в редакцию 04.06.2014 г.
УДК 378
НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE SCIENTIFIC CONCEPTS OF THE DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION
© 2014 Хайбулаев М. Х., Омарова Д. С. Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Khaybulaev M. Kh, Omarova D. S. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье анализируются научные концепции развития и становления современной системы профессионально-педагогического образования России, этапы их практической реализации и достигнутые результаты, изучены факторы, обусловившие динамику изменений научных представлений и практики профессионально-педагогического образования.
Abstract. The authors of the article analyze scientific concepts of developing and establishing the modern system of professional pedagogical education in Russia, the stages of their implementation and the results achieved. They studied the factors conditioned the changes dynamics of scientific ideas and practice of professional pedagogical education.
Rezjume. V stat’e analizirujutsja nauchnye koncepcii razvitija i stanovlenija sovremennoj sistemy professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija Rossii, jetapy ih prakticheskoj realizacii i dostignutye rezul'taty, izucheny faktory, obuslovivshie dinamiku izmenenij nauchnyh predstavlenij i praktiki professional 'no-pedagogicheskogo obrazovanija.
Ключевые слова: концепция, профессионально-педагогическое образование, инженер-педагог, педагог профессионального обучения, компетентный специалист, виды профессиональной деятельности
Keywords: concept, professional pedagogical education, engineer teacher, professional training teacher, competent authority, professional activity types.