УДК 371.2
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
© 2013
Тучалаев С.Т., Бабаева Л.М., Магомедова Э.Г., Гаспарян Е.В. Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена внедрению идей развивающих педагогических технологий в начальную школу Дагестана, преимуществам инновационных, развивающих педагогических технологий. Авторы анализируют альтернативные пути преобразования существующей ситуации, модернизации системы начального образования. Излагаются результаты эффективности реализации педагогических условий, созданных с целью внедрения развивающих педагогических технологий обучения в начальной школе. Осуществляется оценка эффективности реализации их в практику начальных школ.
The article deals with introducing the ideas of the developing pedagogical technologies into the Dagestan primary school, priorities of innovative, developing pedagogical technologies. The authors analyze alternative ways of transformation of the existing situation, modernization of the primary education system. They outline the results of the efficiency of realizingthe pedagogical conditions, created for the purpose of the implementation of developing pedagogical technologies of teaching at the primary school and evaluate the effectiveness of theit implementing into the practical work at primary schools.
Ключевые слова: развивающие педагогические технологии, внедрение идей, принципов, методов, методологическая рефлексия, опыт реализации, уровень личностного развития дагестанского младшего школьника.
Keywords: developing pedagogical technologies, introducing the ideas, principles, methods, methdological reflection, experience of realization, Dagestan primary schoolchildren’s level of the personality development.
В условиях внедрения новых технологий проблема развития младших школьников является важной задачей, рассматриваемой как специально построенной процесс, направленный на развитие личностных свойств (ум, воля, чувства), а также критичности, рефлексивности, коллизийносги, мотивирование, опосредование, ориентирование, автономности, самоактуализации и самореализации, в своем единстве составляющих основу личности субъекта.
Чтобы изменить существующую ситуацию в массовых школах, нужно искать пути перехода к инновационной системы начального образования республики, рассматриваемой в качестве важнейшего условия эволюционного и безболезненного перехода к качественному обучению. При этом сутью внедрения новых технологий выступает ориентация на развитие интеллектуальных возможностей учащихся; выявление и развитие способностей с учетом индивидуального и субъективного опыта каждого школьника, содействие полному раскрытию потенциала личности; укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение оптимальных условий для приобщения к историко-культурному наследию народов Дагестана.
Сегодня настоятельной необходимостью является реализация педагогических условий, которые изменят ситуацию в начальном образовании республики, определение стратегических ориентиров, приоритетов, целевых установок, принципов, методов, форм, технологий обучения и воспитания младших школьников.
Анкетирование учителей начальных классов, намеревающихся работать по системе Л. В. Занкова, показало у большинства учителей поверхностное с достаточным уровнем
профессионализма представление о методологии развивающих систем, их теоретической платформе, их преимуществах и т. д. При этом затруднения вызывали осмысление сути ключевых идей, стратегий, принципов, фундаментальных подходов развивающих систем обучения, поскольку 80,1% опрошенных не разбираются в сущностных сторонах идей Л. С. Выготского. Полученные результаты показывают, что большинство учителей (около 78%), зная принципы системы Л. В. Занкова, затруднялись раскрыть их сущностные и содержательные стороны. Данный этап показал недостаточную готовность учителей к внедрению развивающих технологий в практику начальной школы.
Очевидна необходимость целенаправленной курсовой подготовки, рассчитанной на учителей, работающих в городских и поселковых школах со смешанным составом учащихся, где обучение ведется на русском языке.
Более серьезные проблемы возникают у учителей, работающих в сельских национальных школах, желающих работать по системе Л. В. Занкова или Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, поскольку они преобладают в системе образования Республики Дагестан (70% от общего количества, 1663 школы), отличающихся по содержанию, концептуальности, специфике и многим другим параметрам. Возникает необходимость в изучении опыта внедрения развивающих технологий инновационных образовательных учреждениях; создании педагогических условий, в начальных национальных школах, расположенных в сельской местности, способствующих внедрению идей, принципов, методов, стратегий развивающих систем. Естественно, условия (экономические, климато-географические, материально-технические, культурно-бытовые, этнопедагогические) в сельской местности и уровень подготовки детей, поступающих в школу, образовательный ценз родителей, а также профессиональная компетентность учителей существенно отличаются от в городских и поселковых образовательных учреяедений (табл. 1).
Таблица 1
Проявление профессиональных качеств учителя (по пятибалльной шкале)
Интегральные качества учителей В традиционной системе По развивающей системе
уровни уровни
репро-ду ктив-ный эврис- тичес-к ИЙ креа-т ив-ны й репро-ду ктив-ный эврис-т ичес-ки й креа-ти в-ный
Умение структурировать, проектировать и организовать процесс формирования у младших школьников учебной деятельности 3,9 1,1 1,2 2,0 1,8
Умение активизировать познавательную деятельность по решению учебных задач 2,2 2,2 0,6 1,4 2,1 1,5
Умение интегрировать образовательные, воспитательные, развивающие функции и использовать активные методы, приемы и средства обучения 2,1 2,6 о,з 0,3 2,2 2,5
Умение включать учащихся в поиск, самостоятельное решение учебных задач и нахождение способа решения 4,1 0,9 2,1 2,9
Умение использовать средства формирования потребности в адекватной самооценке, самовыражении и самоактуализации 3,3 1,7 1,0 2,1 1,9
Наличие у учителей сведений о новых технологиях и понимание сути методологии и теоретической платформы развивающих систем обучения 4,8 0,2 2,2 2,8
Наличие ценностных отношений; увлеченность профессией; желание самореализоваться, оценивать собственные достижения, личностный рост 2,1 2,3 0,6
Владение принципами развивающего обучения. 4,6 0,4 1,8 3,2
Владение логикой построения педпроцесса по учебным дисциплинам 1,3 2,4 1,3
Сформированность личностных качеств (осознанность, критичность, ответственность) 4,3 0,7 1,0 2,4 1,6
Важной задачей работы, проведенной в инновационных учебных заведениях республики, стало определение исходного уровня развития младших школьников, степени успешности их обучения в развивающей образовательной среде. Параллельно, в качестве эталона и своеобразного образца, экспериментальное наблюдение и мониторинг проводились в классах, работающих по системе Л. В. Занкова. В частности, экспериментальное исследование велось в городских школах, выбранных в качестве базовых, инновационных учебных заведениях, работающих в режиме развития, и в сельских национальных школах, расположенных в предгорной и низменной зонах республики (гор. Махачкала, Каспийск, Дербент, экспериментальная начальная школа «Перспектива» (г. Махачкала), гимназия (г. Каспийск), гимназия (г. Дербент), сельские школы Табасаранского, Казбековского районов и ТУО зон отгонного животноводства).
Параллельно со сбором и накоплением фактов, диагностических сведений шел процесс сравнительно-теоретичес-кого анализа, проводились статистическая обработка и систематизация полученных данных, а также апробация и пропаганда научных идей.
Результаты первого этапа послужили предпосылкой для обоснования педагогических условий внедрения развивающих технологий и критериальных моделей, охватывающих такие области работы, как уровень сформированности личностных структур сознания, психологических новообразований (уровень развития мышления, воображения, восприятия, графические навыки, ручные поделки, детское художественное творчество и др.), уровень сформированности компонентов учебной деятельности, уровень сформированности методологической культуры учителя начальных классов [1-3].
Для реализации развивающих технологий в начальном образовании необходимы учебные программы по дисциплинам (математика, чтение, грамматика, природоведение, технология, родной язык) с целью определения общих способов построения учебных задач на основе действующих в той или иной системе принципов; установления возрастных интеллектуальных возможностей усвоения соответствующего содержания школьниками разных классов; изучения закономерностей формирования исходных структур теоретического мышления у младших школьников согласно существующим методикам диагностики.
Как известно, действующие учебно-методические комплекты начальной национальной школы, реализующие учебный план и учебные программы (1-4) национально-регионального компонента образования, не в полной мере воплотили в себе то передовое, что достигнуто педагогической и психологической науками в области развивающего обучения. По нашему мнению, в учебники надо включить учебные задания, ситуации по алгоритмам, составленные согласно вышеизложенным принципам, стратегиям, теоретическим постулатам и т. д.
Изучение состояния учебной деятельности дагестанских младших школьников выявило слабую сформированность функциональных блоков учебной деятельности и в частности: мотивационного блока (не умеют выделить, осознать, принять цель действия, отсутствует учебно-познавательный интерес); ориентационного блока (нет преобразования мотивации, конкретной ориентации в процессе деятельности); операционного блока (у детей нет достаточных операционных возможностей, умений, навыков, мастерства); энергетического блока (отсутствуют настрой на учебу, волевая активность, внимательность); оценочного блока (неумение контролировать свои действия).
Педагогические условия, созданные нами для формирования учебной деятельности младших школьников, показали, что они способствуют повышению самостоятельности, целенаправленности, осознанности, саморазвитию младших школьников, обучающихся по системе Л. В. Занкова.
В результате сформированность учебной деятельности младших школьников выше, чем у обучающихся в обычных классах, ярко выражены умения самостоятельно добывать знания из различных источников и приобретать умения и навыки (45,1%). Относительно меньшее количество школьников умеют использовать приобретенные знания, навыки в практических действиях, при выполнении детских сочинений, создании собственных произведений (39,2 %). Кроме того, нами
отдельно выделялось умение применять полученные знания в практической деятельности при решении жизненных проблем (27,2 %)•
Анализ статистических данных (табл. 2), полученных в ходе эксперимента и характеризующих показатели сформированности компонентов учебной деятельности в традиционной и развивающей системах с использованием критерия Манна-Уитни, указывает на их более высокую представленность у респондентов, обучающихся по развивающей системе Л. В. Занкова.
Нами выделены условия эффективного внедрения в учебно-воспитатель-ный процесс развивающих технологий: выработанный креативный стиль подачи материала учителем, проблемный характер преподавания и т. д.
Таблица 2
Уровень сформированности учебной деятельности младших школьников
Компоненты учебной деятельности Традиционная система обучения Развивающая система обучения
Кол-во Среднее Отклонение Кол-во Среднее Отклонение
Мотивация и познавательный интерес 127 2,95 1,07 154 3,81 1,2
Целеполагание 127 2,89 1,02 154 3,96 1,1
Учебные действия 127 2,9 0,92 154 3,4 0,98
Действия контроля 127 2,39 0,96 154 3,5 1,1
Действия оценки 127 2,4 0,97 154 з,з 1,08
Рис. 1. Схема комплексной модели учебной деятельности в развивающей технологии обучения, реализуемой в инновационных учебных заведениях республики
Таблица 3
Успешность и результативность обучения в условиях развивающих дидактических технологий
Фамилия, имя Показатели (критерии) Сум ма балл ов В%*
Увлеч еннос ть учебо й, посещ аемос ть Посто янств О интер еса к учебн ой деяте льнос ти Про явл єни е кри тич нос ти мы ели Сте пен ь и час тот а уди вле ния Случ аи обос нова ния свои X шаго в в учен ИИ Яркое ть эмоци ональ ных реакц ИЙ, связа иных с учени ем Проявле ние практич еских умений: изготов ление предмет ов, ручные поделки Само стоя тель ноет ь доб ыты X знан ИЙ Личны е достиж ения в нахожд ении общих способ ов решени я задач Расшире ние кругозо ра, наблюд ательно сть, умение выдели ть свойств а Стремле ние соверше нствова ть дополни тельные познава тельные умения
А. Саида 7 6 5 8 6 8 6 7 4 8 6 71 64,5
А. Икрам 8 7 6 7 6 9 7 8 5 8 6 77 70,0
А. Суайбат 6 7 8 10 5 7 8 7 5 7 3 73 66,3
Б. Айшат 7 8 6 9 6 7 6 8 6 6 4 73 66,3
М. Башир 8 7 6 6 5 6 5 6 5 6 5 65 59,0
Р. Аида 9 8 4 7 4 6 4 5 4 5 3 59 53,6
Р. Игорь 10 9 8 10 7 10 8 8 7 9 5 91 82,7
К. Биневша 6 7 5 7 5 4 6 5 5 5 3 58 52,7
Н. Гаджи 7 6 5 6 4 5 5 5 5 5 3 56 50,9
С. Гулишат 6 7 4 5 4 5 5 6 5 5 3 55 50,0
С. Рита 8 8 5 6 5 6 7 6 5 6 4 66 60,0
Т. Сергей 9 8 8 8 8 10 10 8 6 9 6 90 81,8
X. Шамиль 6 5 4 5 4 4 6 5 5 5 3 52 47,2
X. Асият 5 6 4 5 3 4 5 4 3 4 3 46 41,8
У. Магомед 5 5 3 4 3 3 4 4 3 4 2 40 36,4
Ф. Рафик 6 7 3 4 4 3 5 3 3 3 1 42 38,2
Я. Зарема 3 4 2 3 2 2 3 2 1 2 0 24 21,8
* По 10-балльной шкале и 11 критериям сумма (max бал.) каждого составляет 110 баллов, отсюда % соотношение - сумма полученных баллов, умноженная на 100 и деленная на 110
Использование методов, направленных на переориентацию типа мышления младших школьников: включение в содержательные обобщения, осознание процесса учения на более высоком уровне трудности, переход от содержательного общего к частному и единичному.
Организуя экспериментальную работу в соответствии с поставленными задачами, нами в сельских школах проведен семинар с мастер-классом для учителей, где познакомили их с важностью проведения эксперимента и после чего некоторые учителя пробовали себя через тренинг овладеть методикой и алгоритмом развивающих технологий. Определенные коррективы были внесены в содержание действующих требований, в частности, при отборе и подаче учебного материала, с учетом принципов реализации развивающих педагогических технологий. Введенные изменения призваны были действовать на мыслительные операции, память, эмоциональную сферу, речевую деятельность, внимание, мотивацию, рефлексивность и другие личностные качества младших школьников.
Анализ полученных результатов по динамике основных качеств, т. е. уровня личностного развития младших школьников, обучающихся в сельских начальных
школах, показал эффективность и целесообразность подобной деятельности. В частности, анализ сводных данных (табл. 4) мониторинга уровня личностного развития младших школьников позволяет сделать вывод о том, что у школьников экспериментального класса наблюдается рост сформированности интеллектуальных функций, способности к мыслительным операциям, накопления определенного объема знаний, повышение общего уровня личностного развития. Контрольные работы, проведенные по таким учебным дисциплинам, как математика, русский язык, родной язык, в обычных и экспериментальных классах в конце эксперимента показали, что в экспериментальных классах результаты были намного выше, чем в контрольных, т. е. обычных классах.
Таблица 4 Уровень личностного развития - сформированности психических процессов сельских школьников в условиях реализации принципов развивающих педагогических технологий 2010-2011 учебный год (в процентах)
№ п/п Показатели (критерии) Контрольные классы Экспериментальные классы
уровни уровни
низкий средний высокий низкий средний высокий
1 Мышление 93,7 6,3 32,5 61,2 6,3
1. Анализ, синтез (сравнение)
2. Обобщение, классификация 89,2 10,8 26,8 70,3 2,9
3. Смысловое соотнесение 96,4 3,6 38,4 56,1 5,5
4. Ориентировка во времени и пространстве 68,3 31,7 12,3 59,2 28,5
5. Сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) 72,1 27,9 17,6 48,1 34,3
II Память 9,3 23,4 67,3 78,1 17,6 4,3
1. Кратковременная (механическая)
2. Опосредованная 69,1 28,5 2,4 42,3 56,1 1,6
3. Долговременная 78,4 11,8 9,8 12,9 66,4 20,7
III Внимание 88,7 21,3 22,5 71,2 6,3
1. Устойчивость
2. Степень сосредоточенности 96,1 3,9 33,2 41,3 25,5
IV Уровни развития речи 82,3 17,7 31,2 47,7 21,1
1. Словарный запас
2. Характер звукопроизношения 20,7 72,5 6,8 18,2 81,8
V Уровень математической готовности 38,1 52,3 9,6 12,7 73,5 13,8
1. Умение считать, сделать расчеты
2. Понимание условности вопросов и задач 92,5 7,5 34,4 62,3 з,з
VI Личностные функции 87,2 12,8 23,8 73,1 3,1
1. Критичность
2 Рефлексивность 83,8 16,2 19,7 80,3
3. Мотивирование 60,2 33,4 6,4 4,8 76,4 18,8
4. Автономность 96,1 3,9 44,3 53,1 2,6
По сравнению с контрольными классами успешность учебной деятельности учащихся в экспериментальных классах по математике повысилась на 12%, по русскому языку - на 11% и по родному языку - на 15%. Значительный перевес составили хорошие и отличные оценки, соответственно: 29,3%, 33,1% и 38,9%.
Системный анализ результатов эксперимента и ситуация реальной педагогической практики по реализации развивающих систем обучения позволили нам выделить ряд качественных сдвигов в уровне развития младших школьников. За период педагогического эксперимента процентное соотношение уровня и качества сформированности личностных свойств было намного выше у детей, обучающихся
развивающим технологиям. Динамика роста основных показателей и качества их сформированности составила 56%. Количество детей с низким уровнем развития этих качеств в экспериментальных классах сократилось на 12%, а со средним уровнем возросло. Наше предположение о позитивном влиянии процесса реализации принципов развивающих педагогических технологий в содержание начальной национальной школы республики на продуктивность и качество учебной деятельности и на уровень личностного развития младших школьников подтвердилось результатами эксперимента.
Примечания
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1975. С. 252. 2. Давыдов В. В. О понятии
развивающего обучения II Педагогика. 1995. № 1. С. 29-39. 3. Занков Л. В. Избранные педагогические труды.
М. : Педагогика, 1990. С. 318. 4. Испалатова И. В. Сочетание двух систем обучения в условиях сельской
школы II Начальная школа. 2002. № 1. С. 86-87.
Статья поступила в редакцию 30.01.2013 г.