Научная статья на тему 'Теория развивающего обучения в процессе уроков физического воспитания в начальной школе'

Теория развивающего обучения в процессе уроков физического воспитания в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2110
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ТОЧКИ / СТЕПЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ / PRIMARY SCHOOL PUPILS / DEVELOPING EDUCATION / MAIN CONTROL POINTS / LEVEL OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Марина Юрьевна

Рассматривается использование развивающего обучения в физическом воспитании младших школьников на основе модульной технологии в формировании «школы мяча» по баскетболу, опирающейся на теорию обучения двигательным действиям как перспективного направления в организации обучения, а также воздействие развивающего обучения двигательным умениям и навыкам по баскетболу на основе разучивания и запоминания основных опорных точек (ООТ) на степень обученности техническим действиям учеников начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theory of Developing Education at Physical Education Lessons in Primary School

The subject under consideration is the impact of developing teaching of athletic skills in basketball on the basis of modular educational system including training and memorizing the main control points (MCP) on the level of training primary school pupils practiced actions. The use of developing education at the classes of PT at primary school based on the modular technology in development of basketball ball school which is based upon the theory of motor lean training considered as an upcoming trend in the teaching process organization is under study as well.

Текст научной работы на тему «Теория развивающего обучения в процессе уроков физического воспитания в начальной школе»

УДК 372.363 ББК Ч 421.354

М. Ю. Федорова

г. Чита

Теория развивающего обучения в процессе уроков физического воспитания

в начальной школе

Рассматривается использование развивающего обучения в физическом воспитании младших школьников на основе модульной технологии в формировании «школы мяча» по баскетболу, опирающейся на теорию обучения двигательным действиям как перспективного направления в организации обучения, а также воздействие развивающего обучения двигательным умениям и навыкам по баскетболу на основе разучивания и запоминания основных опорных точек (ООТ) на степень обученности техническим действиям учеников начальных классов.

Ключевые слова: младшие школьники, развивающее обучение, основные опорные точки, степень обученности.

М. Yu. Fedorova

Chita

The Theory of Developing Education at Physical Education Lessons in Primary School

The subject under consideration is the impact of developing teaching of athletic skills in basketball on the basis of modular educational system including training and memorizing the main control points (MCP) on the level of training primary school pupils' practiced actions. The use of developing education at the classes of PT at primary school based on the modular technology in development of basketball "ball school" which is based upon the theory of motor lean training considered as an upcoming trend in the teaching process organization is under study as well.

Keywords: primary school pupils, developing education, main control points, level of training.

Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе -развитие личности каждого учащегося, его активности. Творческая активность школьника зависит от переосмысления им своей деятельности. Это переосмысление должно привести его к изменению своего отношения к учебе. Известно, что творческая активность может осуществляться в деятельности, поэтому школы должны постепенно переходить на педагогические технологии, которые включали бы ученика в развивающую деятельность [11].

Специальная педагогическая технология, называемая развивающим обучением ,обеспечивает обучение, идущее впереди развития, максимально использующее генетические возрастные предпосылки и вносящее в них существенные коррективы. В

развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. В основе теории развивающего обучения лежат философско-логические и психологические понятия деятельности, сознания, типов мышления человека и его развития. Целью обучения в данной системе является развитие не только психических функций и свойств личности, но и развитие ребенка как субъекта учения, самодействующего индивида. Это достигается путем формирования основ теоретического мышления [5; 10].

В концепции развивающего обучения решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение, по мнению ученых Л. С. Выготского (1982), А. Н. Леонтьева (1983), С. Л. Рубинштейна (1989), Д. Б. Эльконина (1989), П. Я. Гальперина (1976), Л. В. Занкова (1990), В. В. Давыдова

(2004) должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития.

Концепция развивающего обучения утверждает, что обучение происходит в результате отношений социального порядка и должно быть опережающим по отношению к развитию, а не подстраиваться под него [6]. В современных концепциях развивающего обучения разработаны технологии, способствующие формированию ценностей личности младшего школьника и различающиеся по целевым ориентациям, особенностям содержания и методики [5; 10; 24].

Целостная концепция обучения учащихся - теория учебной деятельности, на которой основывается развивающее обучение, - была разработана Д. Б. Элькониным (1974) и В. В. Давыдовым (1996), существенной характеристикой и особенностью которой является то, что она содержит все компоненты общего понятия деятельности и при этом имеет свое специфическое содержание с обязательным наличием в нем творческого или преобразующего начала [10]. В процессе учебной деятельности, как ведущей в младшем школьном возрасте, дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам указанных выше форм общественного сознания, но и те способности, которые лежат в основе сознания и мышления, - способности к рефлексии, анализу, мысленному эксперименту. Содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, причем учебная деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми в младшем школьном возрасте.

До сих пор мало внимания уделялось развитию самой личности, воспитанию ценностных ориентаций и двигательной культуры. Все это в совокупности является важнейшим средством обеспечения развития личности в целом, а также психики ребенка, его духовных начал. Однако подобные задачи в физическом воспитании детей в школе больше декларировались, чем выполнялись. Для их решения, в том числе и в обучении двигательным действиям, не было необходимой методики [10].

Главными особенностями экспериментальной методики обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности является то, что положения этой теории предполагают строить обучение «от общего к частному». В результате правильной организации такого обучения повышаются положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках; интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.

Физическое воспитание - один из немногих педагогических процессов в школе, который одновременно направлен и на физическое, и на психическое развитие ребенка, в частности на его знания и умения. Как указывают Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич (2006), школьное физическое воспитание необходимо исследовать, с одной стороны, как процесс управления адаптацией на физиологическом уровне, а с другой, -как процесс физкультурного образования. Здесь развитие понимают уже в буквальном смысле, т. е. как возникновение нового, отсутствующего прежде. Новые образования называют знаниями, умениями и навыками, а процесс их обретения - обучением.

Главная задача учебной деятельности по физической культуре как основы развивающего обучения заключается в том, чтобы вооружить учащихся способами самостоятельного достижения знаний. Стержневой идеей технологии развивающего обучения является идея об опережающем развитии мышления, которое способно повести за собой умственное развитие ребенка в целом, обеспечить его умения самостоятельно использовать свой творческий потенциал в применении средств физической культуры

[19].

Концепция модернизации российского образования до 2010 года предусматривает использование современных технологий для реализации идей развивающего обучения, повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса школьников. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010) отмечает, что главным результатом школьного

образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

В настоящее время педагогический процесс носит преимущественно репродуктивный характер, при котором не учитываются в должной мере личность учителя и ученика. Крайне мало в теории и методике физического воспитания внимание уделяется теории содержания развивающего обучения, не в полной мере в физическом воспитании школьников реализована возможность содействовать естественному физическому развитию, опережая его ход [2; 10; 21].

Совершенствование процесса физического воспитания неразрывно связано с разработкой современных педагогических технологий, необходимостью использования в практике школ концепции развивающего обучения, которая в полной мере соответствует принципам гуманистической педагогики и психологии и создает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебной деятельности в сфере физического воспитания школьников [17; 18; 23].

Государственный образовательный стандарт 2004 года, стандарт II поколения 2009 года, Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования 2006 года и Примерная программа начального общего образования по физической культуре 2006 года подчеркивают необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей и ориентируют учителя на повышение качества занятий физической культурой на основе применения современных технологий обучения двигательным действиям. Развивающее обучение, по мнению О. Н. Артеменко

(2008), дает шанс на создание такой системы образования, в центре которой стоит задача расширения возможностей компетентного выбора личностью своего жизненного пути, что соответствует становлению целостной личности младшего школьника и раскрытию его индивидуальных способностей.

По проблемам использования принципов развивающего обучения, так и не нашедшего широкого применения в практике физического воспитания, выполнен целый ряд исследований [10]. В работах предприняты попытки рассмотреть вопросы и обосновать применение развивающего обучения в физическом воспитании школьников. Влияние дифференцированных режимов двигательной активности в условиях развивающих программ обучения на психофизиологический статус младших школьников обосновала в работе О. К. Калашникова (2000). В своем диссертационном исследовании Ю. С. Чернякова (2003) раскрыла индивидуализацию начального обучения баскетболу на основе ориентировочной основы действий (ООД) и основных опорных точек (ООТ) в пятых классах общеобразовательных школ. Опережающее обучение физическим упражнениям игровой направленности учащихся шестых-восьмых классов рассмотрела в своей работе Е. М. Власова (2004). Развитие мыслительных способностей в условиях творческого подхода к обучению двигательным действиям, где суть объединения двигательной и мыслительной деятельности заключается в перестановке образовательных акцентов с регламентированного выполнения двигательного действия учащимися по образцу на рефлексивную двигательную деятельность, прямо направленную на развитие творческого мышления, исследовала в своей работе Н. В. Фомичева (2005). Методика развивающего обучения технике двигательных действий используется в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов [4; 12]. Программированное обучение школьников базовым техническим действиям в баскетболе, где поэтапное освоение технических приемов (элементов) связано с разработкой обучающей программы для отдельного элемента с учетом воспроизведения технических действий, которые определяют предмет игровой деятельности в баскетболе, опубликовано в работе

О. В. Подколзиной, Е. А. Земскова (2010). Существует ряд исследований по методике обучения метанию малого мяча младших школьников, которую составляют упражнения в бросках, отбивании и ловле малого

мяча [15]. Разработана обучающая программа по метанию малого мяча для детей младшего школьного возраста на основе ООТ с проговариванием вслух [8].

Теоретический анализ программнометодического обеспечения по физической культуре свидетельствует об отсутствии в начальной школе наличия развивающего компонента по обучению двигательным действиям, хотя практически по всем предметам школьного блока для младших классов такие программы разработаны и приняты к руководству [13; 16]. В физическом воспитании школьников недостаточно разработанными являются методы и методические приемы в зависимости от исходного уровня их обученности. Отсутствует индивидуализация обучения, направленная на самостоятельное изучение учащимися техники двигательного действия на основе ориентировочной основы действия (ООД) и основных опорных точек (ООТ), а также учебно-методическое обеспечение применения развивающего обучения на уроках физической культуры в формировании «школы мяча» по баскетболу у младших школьников, способствующего применению продуктивных методов обучения.

Для реализации целей начального общего образования по физической культуре и в связи с внесением изменений (2008) в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта (2004), а также на основе стандарта II поколения

(2009) и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2009), была представлена возможность использовать развивающее обучение в физическом воспитании младших школьников на основе модульной технологии в формировании «школы мяча» по баскетболу, опирающейся на теорию обучения двигательным действиям, как перспективного направления в организации обучения.

В процессе моделирования учебновоспитательного процесса по физической культуре в экспериментальной группе была разработана модульная рабочая программа и годовой план-график прохождения учебного материала. При этом третий урок физической культуры был направлен на формирование культуры здоровья посредством

формирования навыков выполнения утренней зарядки - 1 содержательная линия и домашних заданий по основным физическим качествам - 2 содержательная линия.

Младшие школьники, составляющие контрольную группу, занимались по «Комплексной программе физического воспитания учащихся I - XI классов» 2004 года (авторы: д. п. н. В. И. Лях, к. п. н. А. А. Зданевич). На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча, согласно данной программе, был выделен 21 урок (вторая четверть) - вариативная часть программы по выбору учителя и 30 уроков (третья четверть) - раздел «Подвижные игры» с использованием игр с элементами баскетбола.

Основой разработки модульной рабочей программы (на основе вида спорта - баскетбол) в экспериментальной группе являлась примерная программа по физической культуре начального общего образования (2006), разработанная на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (2004) и дополнений, внесенных в стандарт (2008); внедрение третьего урока, который направлен на формирование навыков самостоятельного выполнения физических упражнений, повышение двигательной активности, обучения игровому виду спорта (баскетбол), что, в конечном итоге, способствует формированию культуры здоровья. Комбинированный и ступенчатый методы, которые позволяют решать комплексный подход в постановке образовательных задач в процессе обучающих и развивающих модулей по базовым видам спорта и совершенствование технических действий по баскетболу, был принят за основу моделирования процесса по физической культуре. На базовые виды спорта, направленные на общую физическую подготовку, которой в начальной школе необходимо отводить до 60 % времени, и на обучение двигательным действиям, способствующим формированию культуры движений, до 40 % уроков.

В каждой четверти учебного года планировался один развивающий и один обучающий модуль. В развивающих модулях применялось обучение двигательным умениям и навыкам по базовым видам и со-

вершенствование технических действий по баскетболу с проговариванием вслух ранее изученных ООТ. В обучающих модулях осуществлялось обучение техническим действиям по баскетболу на основе новых ООТ.

В каждом из трех технических действий (ведении мяча на месте с высоким отскоком, передачах мяча от груди двумя руками на месте и бросках мяча в корзину от груди двумя руками с места) для определения степени обученности были выделены по семь основных опорных точек.

В ведении мяча на месте с высоким отскоком были определены следующие правила выполнения двигательного действия - ООТ: 1) ноги согнуты; 2) туловище вперед; 3) голова прямо; 4) пальцы расставлены; 5) встречай мяч; 6) сопровождай до уровня пояса; 7) видеть площадку.

В передачах мяча от груди двумя руками на месте: 1) локти вниз; 2) кругообразное движение; 3) 10 пальцев, расставлены; 4) выпрямить руки; 5) провожай дальше; 6) движение кистями; 7) помоги ногами.

В бросках мяча в корзину от груди двумя руками с места: 1) руки согнуты; 2) нога впереди; 3) мяч у груди; 4) локти опущены; 5) прыжок вверх; 6) руки разогнуть; 7) потянуться за мячом.

Достижение уровня обученности определялось нами по способности школьников выполнить техническое действие, сопровождая его выполнение проговаривани-ем ООТ вслух. Контроль осуществлялся за количеством выполняемых ООТ по мере их изучения как в обучающих, так и в развивающих модулях. Это обеспечивало возможность перехода к последовательному усвоению техники двигательного действия, т. е. построения индивидуальной траектории обучения на основе ООТ. При успешном усвоении двух ООТ в техническом действии в обучающем модуле ученики совершенствовали их в развивающем модуле и переходили к освоению следующих двух ООТ в обучающем модуле следующей четверти. При этом промежуточный контроль осуществлялся в обучающем модуле, т. е. усвоение этих точек, в развивающем модуле - итоговый контроль на этапе совершенствования. С помощью такого контроля

фиксировалось окончание этапа начального обучения и осуществлялся переход к этапу закрепления и совершенствования. Таким образом, переход к изучению последующих ООТ технического действия осуществлялся после контроля ранее изученных.

Сравнение результатов степени обученности в конце годичного исследования позволяет говорить о более высокой эффективности модульной системы обучения техническим действиям по баскетболу младших школьников по сравнению с традиционной методикой. Полученные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о достоверно более высоком уровне сформированности двигательных навыков в экспериментальной группе (р<0,001). По мнению В. П. Беспалько (1989), Ю. С. Чер-няковой (2003), в технологиях обучения двигательным действиям по баскетболу обязательным требованием является достижение уровня обученности не менее 70 %, и при достижении этого уровня можно переходить к следующему этапу обучения. Статистическое сравнение результатов показателей степени обученности показало значительно лучшее выполнение технических приемов школьниками экспериментальной группы, что указывает на более высокий уровень запоминания ООТ и выполнения технического действия согласно им.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что обучение техническим действиям по баскетболу на основе ООТ у младших школьников экспериментальной группы позволило достоверно улучшить показатели в тестах: ведение мяча на месте с высоким отскоком с 28,31 % до 77,25 %; передача мяча от груди двумя руками на месте с 26,72 % до 67,99 %; броски мяча в корзину от груди двумя руками с места с 30,69 % до 71,43 %.

Средний уровень степени обученности в конце исследования в экспериментальной группе составил 72,22 %; в сравнении в контрольной группе - 47,44 %.

Сравнительный анализ эффективности развивающего обучения двигательным умениям и навыкам показал, что экспериментальная методика на основе основных опорных точек (ООТ) позволила младшим школьникам достичь более высокого ка-

чественного уровня степени обученности техническим действиям по баскетболу. Анализ результатов, полученных после эксперимента, дает основание полагать, что разработанная нами методика модульной системы обучения на основе теории развивающего обучения техническим действиям по баскетболу оказала положительное влияние на выполнение учениками ведения, передач и бросков мяча в корзину на основе основных опорных точек.

Выявленное повышение степени обученности техническим действиям в экспериментальной группе в конце исследования свидетельствует об эффективности методики модульной системы обучения на основе теории развивающего обучения с применением в обучении техническим действиям правил выполнения действий (основных опорных точек) для решения задач по формированию «школы мяча» у младших школьников.

Таким образом, проведенное исследование показало влияние развивающего обучения техническим действиям по баскетболу на основе основных опорных точек (ООТ) - правил выполнения действия на показатели степени обученности младших школьников. Полученные в результате ис-

следования показатели степени обученности техническим действиям по баскетболу в экспериментальной группе обусловлены следующими факторами: модульная система обучения на основе теории развивающего обучения была разработана с учетом взаимосвязи двигательной и мыслительной деятельности в процессе обучения техническим действиям по баскетболу; предложенное нами распределение учебного материала с учетом формирования «школы мяча», а также индивидуального дозирования и планирования нагрузок на протяжении эксперимента явилось наиболее рациональным и оказало положительное влияние на прирост показателей степени обученности; овладение необходимыми навыками самоконтроля, включенными в содержание учебных элементов модулей, также способствовало наиболее целенаправленному и эффективному использованию младшими школьниками правил выполнения действий (основных опорных точек - ООТ) для обучения техническим действиям по баскетболу как на уроках, так и при самостоятельных занятиях (домашних заданиях) для повышения степени обученности.

Список литературы

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1989. 189-192 с.

2. Боген М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / предисл. П. Я. Гальперина. Изд. 2, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 145-146 с.

3. Власова Е. М. Опережающее обучение физическим упражнениям игровой направленности учащихся шестых-восьмых классов: автореф. дис. .. .канд. пед. наук. СПб., 2004. 24 с.

4. Губа В. П., Фомин С. Г., Чернов С. В. Особенности отбора в баскетболе. М.: Физкультура и Спорт, 2006. 61-70 с.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: АКАДЕМИА, 2004. 185-189 с.

6. Дмитриев К. И. Формирование сложных физических понятий у учащихся средней школы в условиях развивающего обучения: автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 28 с.

7. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990. 102 с.

8. Зданевич А. А., Шукевич Л. В. Метание малого мяча во II классе // Физическая культура в школе. 2008. № 7. С. 15-17.

9. Калашникова О. К. Влияние дифференцированных режимов двигательной активности в условиях развивающих программ обучения на психофизиологический статус младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2000. 209 с.

10. Кудрявцев М. Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 3. С. 40-44.

11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / Приказ № 271 от 04.02.2010 г. Министерства образования и науки РФ.

12. Нестеровский Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М.: Академия, 2004. 82-84 с.

13. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1-й год обучения: Кн. для учителя / под ред. И. И. Аргин-ской, Н. Я. Дмитриевой, А. В. Поляковой, З. И. Романовской. М.: Просвещение, 1991. 240 с.

14. Подколзина О. В., Земсков Е. А. Обучение баскетболу на основе правил программирования // Физическая культура в школе. 2010. № 4. С. 12-13.

15. Протченко Т. А. «Школа мяча» по П. Ф. Лесгафту // Физическая культура в школе. 2005. № 5. С. 45-47.

16. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (Система Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова). М.: Вита-Пресс, 2004. 288 с.

17. Стародубцева И. В. Интеллектуализация физического воспитания: состояние, проблемы, перспективы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 1. С. 5-7.

18. Столяров В. И., Бальсевич В. К., Моченов В. П., Лубышева Л. И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе. / под общ. ред. док. филос. наук, проф. В. И. Столярова. М.: Науч.-изд. центр «Теория и практика физической культуры», 2009. 40 с.

19. Сырвачева И. С. Технология опережающего обучения и подход к оценке ее эффективности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 5. С. 76-78.

20. Фомичева Н. В. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям: автореф. дис. .канд. пед. наук. Тюмень, 2005. 25 с.

21. Фролов С. В., Фролов С. С. Особенности опережающего подхода в физической подготовке школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 2. С. 13-18.

22. Чернякова Ю. С. Индивидуализация начального обучения баскетболу в общеобразовательной школе на основе модульной технологии: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 155 с.

23. Щербакова Т. А. Умственное и физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 2. С. 18-21.

24. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 484 с.

УДК 371 ББК ч26.21

О. Н. Яковлева

г. Чита

специфика филологического анализа фольклорных произведений в школе (на примере изучения свадебного фольклора забайкальских казаков)

В статье раскрыта специфика филологического анализа фольклорных произведений в школе на примере изучения свадебной поэзии забайкальских казаков. Подробно описаны основные этапы анализа основных фольклорных жанров: причитаний, величальных и корильных песен, заговоров дружки.

Филологический анализ включает в себя элементы лингвистического стилистического и литературоведческого анализов. Он строится на основе понимания формирующих принципов фольклорного текста: в фольклорном произведении все элементы взаимосвязаны; за каждым единичным проявлением текста лежат глубинные смыслы, носящие мифологический характер; текст не просто описывает мир, он вступает с ним в сложные взаимоотношения, раскрывающиеся в языке.

Автор статьи считает, что применение филологического анализа обрядового фольклора в школьной практике позволяет решить важнейшую проблему литературного образования: формирование школьника как читателя.

Ключевые слова: филологический анализ, фольклор забайкальских казаков, фольклорные жанры, причитания, величальные и корильные песни, заговоры дружки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.