Научная статья на тему 'Обучение студентов баскетболу в вузе на основе модульной технологии, направленной на самореализацию и саморазвитие личности'

Обучение студентов баскетболу в вузе на основе модульной технологии, направленной на самореализацию и саморазвитие личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
Обучение студентов баскетболу / модульное обучение / саморазвитие личности / Education students basketball / modular training / selfdevelopment of personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин А. А., Опачева Л. А., Шаймухаметова Е. В.

Социально экономические преобразования в стране повлекли и изменения в учебно воспитательном процессе в высших учебных заведениях. В учебный процесс студентов на занятиях физической культуры всё настойчивее вводятся новые технологии. В частности модульная технология направленная на саморазвитие личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio economic reforms in the country and caused changes in training the educational process in higher educational institutions. In the learning process of students in physical education and more persistently introducing new technology. In particular, modular technology aimed at self-development of personality of students.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов баскетболу в вузе на основе модульной технологии, направленной на самореализацию и саморазвитие личности»

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАСКЕТБОЛУ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ И САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Оплетин А.А., Опачева Л.А., Шаймухаметова Е.В.

Пермский государственный университет, г. Пермь, Россия

TEACHING STUDENTS TO BASKETBALL IN HIGH SCHOOL ON THE BASIS

OF MODULAR TECHNOLOGY, AIMED AT SELF-REALIZATION AND SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Opletin, A. A., Opasheva L. A., Shaimukhametova E. V.

Perm state University, Perm, Russia

Аннотация. Социально - экономические преобразования в стране повлекли и изменения в учебно - воспитательном процессе в высших учебных заведениях. В учебный процесс студентов на занятиях физической культуры всё настойчивее вводятся новые технологии. В частности модульная технология направленная на саморазвитие личности студентов.

Summary. Socio - economic reforms in the country and caused changes in training - the educational process in higher educational institutions. In the learning process of students in physical education and more persistently introducing new technology. In particular, modular technology aimed at self-development of personality of students.

Ключевые слова. Обучение студентов баскетболу, модульное обучение, саморазвитие личности.

Keywords. Education students basketball, modular training, selfdevelopment of personality.

Социально-экономические преобразования в стране повлекли и изменения в учебно-воспитательном процессе в высших учебных заведениях. Что, несомненно, отразилось и на преподавании физической культуры, как дисциплины. Привлечение студентов к занятиям физической культурой и спортом, усиление образовательной направленности уроков, изменение содержания и форм физкультурного образования, превращение его в действенную меру формирования здоровья и становления, развития и саморазвития личности. Об этом говорится в требованиях Государственного образовательного стандарта.

Согласно проведённых исследований в Пермском Государственном Университете в последние годы наблюдается снижение интереса студентов к традиционным занятиям физической культурой. В то же время студенты, поступившие в вуз и до этого занимавшиеся спортивными играми в школе, предпочли бы и в дальнейшем заниматься по профилю. Данная

возможность при поступлении студентами в ПГУ реализуется. Так как на кафедре физической культуры в ПГУ имеется ряд приоритетных направлений в работе: лёгкая атлетика, бадминтон, лыжная подготовка, самбо, тяжёлая атлетика, спортивные игры. Благодаря чему студенты могут по выбору совершенствовать своё спортивное мастерство и защищать честь факультета и учебного заведения в спартакиаде вуза, города, края, России и даже на международных соревнованиях.

При поступлении в вуз и выбрав специализацию баскетбол студенты проходят отбор, при котором учитываются такие индивидуальные показатели, как тип телосложения, темперамента, состояние здоровья, техническая подготовленность, мастерство и т.д.

Индивидуализации же процесса обучения, в частности двигательным действиям уделяют внимание преподаватели (С.И. Гилёва, В.С. Захаров, О.В. Петухов, Л.С. Черкасова, Кирьянова А.И. Дешко С.В.), работающие со студентами в процессе специализации баскетбола. Высокоэффективным в настоящее время признаётся использование в образовательном процессе технологического подхода, который позволяет гарантированно получить запланированный результат при выполнении чётко описанных процедур (М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, 2003).

В физической культуре технологический процесс реализован в работах (С.В. Барбаскова, 1999; Н.Л. Пономарёвым, 2000; А.А. Оплетиным, 2005; Л.А. Титовой, 2005 и др.). Но, как нестранно данные технологии редко используются в индивидуализации обучения двигательным действиям преподавателями вузов. Возникает ряд противоречий:

^ между разработанными педагогическими технологиями индивидуализации обучения студентов и ограниченным использованием таких технологий в сфере физической культуры;

^ между имеющимся потенциалом модульного обучения, которые можно использовать при изучении предмета физической культуры саморазвития личности студента и недостаточной проработанностью содержания и структуры учебного материала по баскетболу в вузе.

Разрешение этих противоречий заключается в разработке современной образовательной технологии, построенной, исходя из принципа гуманизации образовательного процесса. Реализация этого принципа видится в предоставлении каждому занимающемуся возможности обучаться спортивным играм на своём собственном уровне, в зависимости от потребностей, способностей, интересов. При этом организация процесса обучения должна способствовать с одной стороны, саморазвитию, самореализации занимающегося, с другой стороны, предоставлять возможность усвоить учебный предмет на уровне образовательного стандарта.

Одним из путей организации образовательного процесса по физической культуре с учётом вышеназванных особенностей является использование современных технологий обучения. Привлекательность технологического подхода в образовательном процессе обусловлена, с одной стороны

преимуществами планирования и контроля, с другой - возможностями проявления индивидуального мастерства педагога.

Модульное обучение обладает всеми признаками технологичности, обеспечивает оптимальную интенсификацию труда преподавателя и студента (П.А. Юцявичене, 1989; П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, 1997; И.В. Галковская, 2000; А.А. Оплетин, 2005 и др.). Модульное обучение строится на основе принципов модульности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности.

В разработанной нами технологии принцип модульности реализован путём формирования блоков-модулей содержания. Целью каждого модуля становится овладение техникой двигательного действия броска нападающего и техникой защитного действия против данного приёма. Достижение каждого из целей фиксируется инструментально.

Таким образом, для того, чтобы повысить результативность вузовского обучения технике спортивных игр, необходимо поставить перед занимающимися двигательную задачу и представить им ориентировочную основу действия. Помимо повышения скорости усвоения материала использование данных элементов позволит более наглядно продемонстрировать студентам целесообразность обработки того или иного элемента техники, то есть повысить мотивацию, а также предоставить возможность для самостоятельной работы.

При обучении студентов баскетболу видится целесообразным в качестве основания индивидуализации использовать уровень обученности двигательным действиям. В существующей учебно-методической литературе по технической подготовке баскетболистов описываются исследования результативности индивидуализированного обучения с акцентом на создание условий для скорейшего исправления ошибок (Б.А. Цариков, 1999).

Принципы модульного обучения, являющиеся теоретиче ской базой технологии позволяют формулировать иерархию целей от комплексной дидактической до частной дидактической и отслеживать достижение каждой из них. Структурирование содержания, алгоритмизация учебной деятельности и поэтапный контроль усвоения знаний являются признаками модульного обучения.

Технологическое формулирование основных опорных точек, используемых в инструменте, даёт возможность для эффективного самоконтроля и взаимоконтроля. Внесение данных в индивидуальный паспорт обученности студентов позволяет подбирать конкретные задания каждому занимающемуся как с помощью преподавателя, так и самостоятельно, отслеживать индивидуальную скорость обучения и определять наиболее сложные для усвоения элементы техники.

Основной частью паспорта является описание ориентировочной основы двигательных действий. Выделение в двигательном действии ориентировочной основы с формулированием основных опорных точек (ООТ) служит инструментом оценки техники. ООТ сформулированы таким

образом, чтобы их наличие в структуре движения можно было зафиксировать однозначно.

Важным, по нашему мнению, является то, что такая отметка за техническую подготовленность выполняет функции по стимулированию, поддержанию интереса, мотивации, формированию адекватной самооценки и т.п., так как содержит чёткие, понятные студентам критерии.

Использование такой системы контроля предоставляет широкие возможности для самоконтроля студентов, так как даёт информацию о конкретных недочётах в технике движения, позволяет индивидуализировать работу над техникой.

Индивидуальная работа студента над двигательным действием состоит из нескольких этапов. Прежде всего, происходит ознакомление с двигательной задачей и ООД изучаемого действия. Это происходит полностью самостоятельно, так как каждый студент имеет тетрадь, содержащую полную информацию, необходимую для обучения.

Прочитав двигательную задачу и выучив наизусть правила (ООТ), студенты в парах осуществляют попытки выполнить двигательное действие, вслух проговаривая правила в момент выполнения и контролируя свои действия и действия своего партнёра.

После того, как, по мнению студента, он выполняет двигательное действие в соответствии со всеми правилами, он приглашает преподавателя, который контролирует правильность выполнения и даёт разрешение перейти к следующим упражнениям, описанным в тетради.

Выполнив одно за другим все упражнения и отработав контрольное (оно отмечено особо) студент снова приглашает преподавателя для контроля и получения разрешения перейти к следующему модулю. Считается, что студент выполняет двигательное действие правильно, когда в структуре движения можно увидеть все ООТ. В паспорт обученности заносятся правила, выполняемые студентом.

В технологиях обучения существует обязательное требование к достижению уровня обученности не менее 70% (В.П. Беспалько, 1989). Указывается, что при достижении этого уровня можно переходить к следующему этапу обучения.

Индивидуализация начального обучения баскетболу в вузе предусматривает использование самостоятельно выполняемых заданий, начиная с первых уроков, а также мониторинг уровня обученности студентов с использованием инструмента, отличающегося диагностичностью и прозрачностью, позволяющего конкретизировать получаемые результаты обучения с первых занятий и пригодного для самооценки обученности баскетболу.

Алгоритм разработки модульной технологии обучения баскетболу должен включать следующие этапы: формулирование дидактических целей, комплексной, интегрирующей и частной; определение общего объёма содержания с выделением базового (стандарт) и усложнённого уровней усвоения; формирование блоков-модулей на основе укрепления дидактических единиц; формулирование двигательных задач, основных

опорных точек ориентировочной основы действия, разработку комплексов спе циальных упражнений.

Применение модульной технологии в процессе обучения баскетболу включает последовательную реализацию следующих деятельностных компонентов: определение исходного уровня обученности, создание мотивации на учебную деятельность, создание у студентов представлений об объёме содержания, усвоение алгоритма самостоятельной учебной деятельности, включающего осознание двигательных задач, запоминание основных опорных точек, выполнение с последовательным переходом от развёрнутого громкоречевого сопровождения к внутренней речи с сокращённой оОд, осуществление само- и взаимоконтроля, предъявление контрольного действия преподавателю в зависимости от этапа обучения, принятие решения о выборе содержания и уровня сложности двигательных действий на основе информации об успешности усвоения материала и самосовершенствования.

Для обеспечения процесса обучения и саморазвития личности студента на основе модульной технологии необходим комплекс информационно-методических средств, мотивирующих на познавательную деятельность, активизирующих самостоятельную учебную деятельность, обеспечивающих эффективность самоконтроля и взаимоконтроля, мониторинг уровня обученности и саморазвития.

fn

^ Список литературы

Q

W

1. Баскетбол: учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.М. Портнова. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 288.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с.: ил. - (Учебник нового века).

3. Макеева, В. С. Оздоровительно-рекреативная физическая культура: учебное пособие / В. С. Макеева, А.Д. Куницин, В. В. Вучева // Под ред. М.Я. Виленского. - Орел: Орел ГТУ, 2004. - 195 с.

4. Оплетин, А.А. Педагогические основы социально - нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания): монография. - Пермь: СПб ИВЭСЭП, 2008. - 224 с.

5. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студентов РГУ ТиС с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культуры /А.А. Оплетин, И.А. Домбровская, 2009.

6. Яхонтов, Е.Р. Баскетбол / Е.Р. Яхонтов, З.А. Генкин. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 160 с.: ил. - (Азбука здоровья).

Cd

References

1. Basketball: the textbook for in-Comrade nat. cult. / Ed. YM Portnov. - M .: Physical Education and Sports, 2004. - 288.

2. Druzhinin, VN Experimental Psychology: a textbook for high schools. - 2 nd ed., Ext. - SPb .: Peter, 2007. - 320 p.: silt. - (New Century Textbook).

3. Makeyev, VS Recreational and recreational physical training: a manual / VS Makeyev, AD Kunitsin, VV Vucheva // Ed. MJ Vilna. - Orel: Orel State Technical University, 2004. - 195 p.

4. Opletin, AA Pedagogical bases of social - moral self-development of the individual student (based on physical education): monograph. - Perm: IVESEP SPb, 2008. - 224 p.

5. Opletin, AA Self-development of personality of students TiS RSU using a universal system to warm-up exercises of physical culture / AA Opletin, IA Dombrovskaya 2009.

6. Yahontov, ER Basketball/ER Yahontov, ZA Genkin. - M.: Physical Education and Sports, 2006. - 160 p .: silt. - (ABC Health).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.