Психолого-педагогические науки •••
89
УДК 371
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР И ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
INTRODUCING THE NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
AS A FACTOR AND TREND OF THE EDUCATIONAL DEVELOPMENT
©2015 Тучалаев С. Т., Бабаева Л. М., Пулатова Г. Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
©2015 Tuchalaev S. T., Babaeva L. M., Pulatova G. Sh.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена актуальной проблеме осуществления в практике инновационных педагогических технологий. Делая экскурс в состояние проблемы, подчеркивая ее злободневность, авторы раскрывают необходимость внедрения новых педагогических технологий в систему образования в целях его модернизации. В статье представлены тенденции по их использованию и внедрению на примере содержания начального образования.
Abstract. The article deals with the actual problem of implementation of innovative pedagogical technologies in the practice. Making a tour to the state of the problem, highlighting its topicality, the authors reveal the necessity of introducing the new educational technologies into the educational system in order to modernize it. The article represents the trends in their use and implementation on the example of the primary education content.
Rezjume. Stat'ja posvjashhena aktual'noj probleme osushhestvlenija v praktike innovacionnyh pe-dagogicheskih tehnologij. Delaja jekskurs v sostojanie problemy, podcherkivaja ee zlobodnevnost', avtory raskryvajut neobhodimost' vnedrenija novyh pedagogicheskih tehno-logij v sistemu obrazovanija v celjah ego modernizacii. V stat'e predstavleny tenden-cii po ih ispol'zovaniju i vnedreniju na primere soderzhanija nachal'nogo obrazovanija.
Ключевые слова: новые педагогические технологии, факторы и тенденции в образовании, внедрение, информационно-коммуникативные технологии, механизм использования, изменение ситуации.
Keywords: new pedagogical technologies, factors and trends in education, introduction, information communication technologies, mechanism of using, change of situation.
Klyuchevye slova: novye pedagogicheskie tekhnologii, faktory i tendencii v obrazovanii, vnedrenie, informacionno-kommunikativnye tekhnologii, mekhanizm ispol'zovaniya, izmenenie situacii.
Как известно, общепризнанным в настоящее время является факт приоритетности образования и неоценимости его роли в жизни общества и цивилизации. Если, как считают многие, главной ценностью любого общества является человеческий капитал, личностный потенциал людей, посредством которого меняется мир, жизнь, то образование считается главным фактором в процессе становления и развития этого капитала.
В настоящее время в системе образования намечены ориентиры и ставка сделана
на подготовку активной, свободной, творческой, компетентной, высокоорганизованной, целостной личности. Основным условием достижения этой целевой установки школы является модернизация всей системы образования, внедрение в учебный процесс всех достижений науки, через осуществление системного, компетент-ностного, технологического подходов и внедрение новых педагогических технологий.
Научная разработка методологических основ альтернативных развивающих тех-
90
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
нологий в нашей стране начаты еще 60-е годы, но их апробирование, признание и последующая реализация - только начиная с 90-х годов ХХ столетия.
Многие исследователи [4-7] единодушны в том, что преодоление кризисный явлений и их последствий, преобразование существующей ситуации в системе образования возможно только в том случае, если осуществить перевод ее из режима простого функционирования в режим развития путем внедрения инновационных развивающих технологий.
Общепризнанным является определение о том, что педагогическая технология -совокупность задействованных в педагогическом процессе пространственновременных факторов, средств, методов, форм работы, участвующих лиц, их мастерство, набор обязательных видов деятельности, объем приобретаемых знаний, умений, навыков, материально - техническое и правовое обеспечение учебновоспитательного процесса, то есть строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующие успех педагогических действий. В настоящее время известно более двухсот образовательных (педагогических) технологий, которые могут быть представлены как технологии обучения, дидактические системы и технологии воспитания. Одних только дефиниций понятия «технология», отражающих его причастность к педагогическим процессам, более пятидесяти [1].
На наш взгляд, наиболее значимыми для освоения на первое время из огромного арсенала новых педагогических технологий предлагаем следующие технологии: Дальтон-технологии; Дистанционные технологии в профессиональном образовании; Игровые технологии (Игровое обучение); Интегрированное обучение; Интерактивные (программированные, компьютерные, мультимедийные, информационные) технологии; Технологии использования опорных схем; Кейс-технологии; Коллективные способы обучения; Модульная (модульно-блочная) технология; Тестовые (диагностические, кредитно-рейтинговые) технологии; Технологии авторских школ; Технологии личностно-ориентированного образования; Технологии развивающего обучения; Технологии проблемного (эвристического) обучения; Технологии проектного обучения; Технологии опережающего обучения; Технологии гуманно-
личностного подхода (Ш. А. Амонашвили) и др.
Сегодня самым главным путем, стратегическим направлением модернизации и развития школы всех типов (начальной, основной, средней и высшей) является путь внедрения в содержание обучения и использования высокотехнологичных,
эффективных, инновационных методов и технологий обучения, вовлекающих учащихся в активную творческую работу. Они выводят учащихся за пределы школы, превращая школу в технологический центр того или иного населенного пункта. Особая роль в этом процессе принадлежит информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ).
Компьютер за несколько лет из предмета исключительно офисного оборудования или дорогой домашней игрушки превратился в инструмент для работы и учебы, без которого не обойтись. Очевидно, что сейчас настало время, когда «бумажные» книги, учебники вытесняются электронными. Время ставит новые задачи перед учениками и их учителями. ИКТ сейчас на наших глазах производят революцию в образовании.
Сегодня в мультимедийном мире, уже живут современные школы всех ведущих стран мира, примерно 40% массовых и всех элитных школ России.
В этом плане наметились такие тенденции в образовании [2]:
1. Одним из значимых, эффективных рычагов модернизации современной школы стало явление широко планового, системного внедрения инновационных педагогических технологий в учебный процесс.
2. «Современный учитель (Учитель XXI века), не владеющий информационнокоммуникативными технологиями, выглядит так, как учитель ХХ век, не умеющий писать и читать!» [3].
3. Педагогические условия использования ИКТ: Что же нам обеспечивает применение, внедрение новых педагогических технологий? Прежде всего, от этого выигрывают учителя и обучающиеся. В частности, учителям предоставляется возможность: обеспечить такую образовательную среду, где учебные программы реализуются мобильными, интерактивными средствами, электронными ресурсами и использованием возможностей Интернета. Через них учитель может проиллюстрировать реальный процесс или явление, провести эксперимент с помощью компьютер-
Психолого-педагогические науки •••
ных и цифровых электронных ресурсов, обеспечить насыщенность информации по данной теме. В этой системе и ученик также занимает преимущественное место, в частности, он имеет возможность «заглянуть» в доступные электронные ресурсы Интернета, на различные его порталы, быстро найти источники и интересующую информацию самого разного типа. Учебный процесс для них становится интересной, привлекательной, творческой деятельностью, благодаря которой повышается качество образования.
4. Прослеживаются следующие положительные тенденции в использовании ИКТ:
- возможность разнообразить уроки яркими методическими пособиями, наглядными примерами, интерактивными тестами и задачами;
- чтобы ИКТ стали положительным явлением в обучении необходимо конструировать урок так, чтобы в центре обучения был ученик, основная деятельность;
- сотрудничество, большое внимание уделять развитию способности ученика к самообразованию;
- снимает частично нагрузку на учителя;
- задействует у учеников различные уровни памяти, повышает интерес к обучению;
- эффективный фактор мотивации тех учеников, кто не нашел себя в условиях урока с традиционными методами;
- многократное использование подготовленного материала;
- экономия времени;
- возможность самостоятельной работы учащихся, отсутствующих на этой теме, более широко раскрыть свои способности в изучении данного вопроса.
5. Отрицательные тенденции в использования ИКТ:
- усвоение материала идет по классической схеме, просто изменяется способ подачи информации, из-за этого возникает заорганизованность учителя;
- в разы увеличенный поток информации, плохо и ненадолго запоминается в памяти обучающихся;
- необходимо время на «приработку», «обкатку» учителю и учащимся;
- значительные затраты времени и сил по освоению нового незнакомого пространства; - сложности в подборе и систематизации необходимого материала.
В настоящее время (а для кое-каких стран и регионов нашей страны - еще 80-е
91
годы ХХ столетия) обозначились следующие тенденции в качественном росте и развитии самых образовательных технологий:
1. Самые примитивные «допотопные» учебные средства как указка, мел, классная доска и другие бумажные таблицы, схемы, картинки, муляжи, ТСО классического типа заменяются медиасредствами самых разнообразных типов. (Они следующие: дискета, интерактивная электронная доска, цифровой, оптический лазерный экран, электронная и видео книга, компьютер, ноутбук и другие). Записи мелом, графитом карандаша, чернильной ручкой заменяются записями на печатной основе, аудиозаписи, электронная почта и прочее.
2. С 1 января 2010 года в соответствии с
приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года №15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» введен в действие новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Он отражает социальный заказ и учитывает потребности развивающегося информационного общества. ФГОС НОО прямо ставят задачу перехода школ на новое программнометодическое обеспечение, рассчитанного реализовать на основе использования преимуществ информационно-
коммуникативных технологий. Их использование, естественно, обеспечит высокое качество преподавания и учебной деятельности обучающихся, соответствие учебного процесса возрастным особенностям детей.
Если в качестве примера рассмотреть данный вопрос в реалиях начальной школы, то в «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» эффективное использование ИКТ определяется как ведущий инструментарий формирования у обучающихся универсальных учебных действий. При этом подобная образовательная среда наиболее благоприятно может отражаться на развитии обучающихся. Поэтому наряду с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и ее структуре, ФГОС НОО выделяет требование к условиям реализации программы начального образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-
92
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
техническим, предусматривает создание информационной образовательной среды (ИОС).
Учитель же имеет возможности быстро и четко осуществить контроль о степени восприятия усвоения и осмысления учебного материала и внести соответствующие коррективы в свою работу. Интерактивность и открытость обучающей среды позволяет учителю сотрудничать с коллегами в любой стране мира. Он успешно может с ними обмениваться опытом, наработками и ресурсами, вдохновлять друг друга.
Подобное учение с использованием электронных учебных материалов снимают дидактическую перегрузку обучающихся и увеличивают у них комфортность обучения, повышают познавательную активность, инициативность, развивают творческое мышление, формируют информационно-коммуникативные компетенции.
Согласно данным Министерства образования и науки Республики Дагестан в целях обеспечения готовности образовательных организаций к реализации ФГОС НОО, начиная с 2011 года, идет централизованное снабжение начальных школ. В комплект поставок входят такие медиасредства как Интегрированный интерактивный комплекс (АРМ), в состав которого включается ноутбук, проектор, колонки, наушники, многофункциональное устройство (МФУ), средство визуализации объектов MimioVeiw (документ-камера), интерактивная доска Smart board, система голосования Smart Response.
Основным компонентом АРМ учителя является ноутбук. Он обеспечивает взаимодействие всех составляющих автоматизированного рабочего места педагога и ученика, предназначен для поиска, обработки, хранения и визуализации информации, результатов образовательной деятельности обучающихся. Ноутбук учителя оснащен веб-камерой - инструментом организации дистанционного обучения. С помощью документ-камеры можно осуществить визуализацию на масштабном экране информации, полученной с нецифровых носителей, в том числе ход проведения натурных экспериментов, а также фиксацию образовательных результатов обучающихся. Многофункциональное
устройство обеспечивает вывод и тиражирование информации на бумажных носителях, а также оцифровку графической и текстовой информации посредством ска-
нирования. Использование интерактивных досок Smart board помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Системы голосований и опросов Smart Response - системы предназначены для тестирования учеников школ и вузов. Фотоаппарат, видеокамера и диктофон -эффективные инструменты для фиксации результатов образовательного процесса, личностных достижений обучающихся, для подготовки групповых и специальных проектов.
Оснащение кабинета начальной школы автоматизированным рабочим местом учителя существенно меняет и способ представления материала, и работу учащегося у доски. Учитель может сопровождать свой рассказ заранее подобранными цифровыми картинками или непосредственно обращаться интернет - источникам, использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Основные определения и факты, которые нужно запомнить, могут быть выделены на экране и распечатаны по окончании выступления. Эффективно организуется работа с текстом, который теперь можно редактировать с участием всего класса. Проектор позволяет демонстрировать всем учащимся их работы. Это способствует удержанию высокого уровня мотивации учащихся, что является одним из главных условий успешности обучения.
Наличие современного оборудования, предоставляющего учителю и обучающимся новые образовательные возможности, не гарантирует достижения требований стандарта второго поколения: если у педагогов низкая мотивация на использование ИКТ в повседневной педагогической практике; если уровень ИКТ - компетентности педагога недостаточный; в начальной школе не создана эффективная ин-форм ационно- образовательная среда.
На наш взгляд, решение этих проблем возможно только в комплексе: учитель, обладающий высоким уровнем ИКТ -компетентности, не испытывает сложностей в работе с новым оборудованием; развитая ИОС школы позволяет сократить время для подготовки к занятиям: обеспечивает автоматизацию обработки результатов мониторинга, взаимосвязь всех участников образовательного процесса, взаимодействие с педагогами других образовательных учреждений. Таким образом, создаются условия для профессионального самообразования, педагогического творчества, что повышает мотивацию педагога к
Психолого-педагогические науки •••
использованию новых педагогических технологий и интерактивных средств обучения. Необходима система совместных дей-
93
ствий администрации школы, учителей начальных классов и всего педагогического коллектива.
Литература
1. Минбулатов В. М., Неверкович С. Д. Педагогическая технология: эволюция понятия, сущность, опыт разработки. Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2000. 76 с.
2. Перспективы развития педагогических технологий // Электронный ресурс: http: // gigabaza.ru / doc /
97451.html. 3. Тучалаев С. Т. Новые педагогические технологии. Махачкала : Алеф, 2015. 172 с.
4. Тучалаев С. Т., Гаспарян Е. В. Развивающие педагогические технологии в системе начального образования Республики Дагестан. Махачкала: Алеф, 2012. 156 с. 5. Тучалаев С. Т., Гаспарян Е. В. Внедрение инновационных педагогических технологий как условие модернизационных изменений в начальном образовании Республики Дагестан // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 5. С. 61-72. 6. Тучалаев С. Т., Минбулатов Х. М. Методологическая рефлексия проблемы развития личности в технологии развивающего обучения // Педагогика. 2010. № 10. С. 117-119. 7. Тучалаев С. Т., Бабаев Т. Я., Гаспарян Е. В. Потенциал развивающих технологий обучения в развитии личности младшего школьника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 1 (6). С. 68-75.
References
1. Minbulatov V. M, Neverkovich S. D. Educational technology: evolution of concept, essence, experience of development. Makhachkala: Dagestan State Pedagogical University, 2000. 76 p. 2. Prospects of development of pedagogical technologies // Electronic resource: http: // gigabaza.ru / doc / 97451.html.
3. Tuchalaev S. T. New pedagogical technologies. Makhachkala: Aleph, 2015. 172 p. 4. Tuchalaev S. T.,
Gasparyan E. V. Developmental pedagogical technologies in the primary education system of the Republic of Dagestan. Makhachkala: Aleph, 2012. 156 p. 5. Tuchalaev S. T., Gasparyan E. V. The introduction of innovative pedagogic technologies as a condition of modernization changes in primary education of the Republic of Dagestan // Proceedings of Southern Federal University. Pedagogical science. 2009. # 5. P. 61-72. 6. Tuchalaev S. T., Minbulatov Kh. M. Methodological reflection of the personality development in the technology of developing training // Pedagogics. 2010. # 10. P. 117-119. 7. Tuchalaev S. T., Ba-
baev T. Ya., Gasparyan E. V. Potential of educational learning technologies in the personal development of the junior schoolchildren // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2009. # 1(6). P. 68-75.
Literatura
1. Minbulatov V. M., Neverkovich S. D. Pedagogicheskaja tehnologija: jevoljucija ponjatija, sushhnost', opyt
razrabotki. Mahachkala: Dagestanskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2000. 76 s.
2. Perspektivy razvitija pedagogi-cheskih tehnologij // Jelektronnyj resurs: http: // gigabaza.ru / doc /
97451.html. 3. Tuchalaev S. T. No-vye pedagogicheskie tehnologii. Mahachkala: Alef, 2015. 172 s.
4. Tuchalaev S. T., Gas-parjan E. V. Razvivajushhie pedagogicheskie tehnologii v sisteme nachal'nogo obra-zovanija Respubliki Dagestan. Mahachkala: Alef, 2012. 156 s. 5. Tuchalaev S. T., Gasparjan E. V. Vnedrenie innovacionnyh pedagogicheskih tehnologij kak uslovie modernizacionnyh izmenenij v na-chal'nom obrazovanii Respubliki Dagestan // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009. № 5. S. 61-72. 6. Tuchalaev S. T., Minbulatov H. M. Metodologicheskaja refleksija problemy razvitija lichnosti v tehnologii razvivajushhego obuchenija // Pedagogika. 2010. № 10. S. 117-119.
7. Tuchalaev S. T., Babaev T. Ja., Gasparjan E. V. Potencial razvivajushhih tehnologij obuchenija v razvitii lichnosti mladshego shkol'nika // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2009. № 1 (6). S. 68-75.
Статья поступила в редакцию 16.11.2015 г.