Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание обучающихся в контексте российской политики в сфере национального образования'

Патриотическое воспитание обучающихся в контексте российской политики в сфере национального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ЦЕННОСТИ / ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тучалаев Салимсултан Тучалаевич

Цель. Выявить приоритеты, ценностные ориентиры, методологические основы общероссийского патриотизма, проанализировать реальную ситуацию в практике патриотического воспитания. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение. Результаты. На основе имеющейся правовой базы раскрыты ключевые направления политики России в сфере национального образования; выявлены усилия, принятые меры и результаты руководства страны в разработке политики в сфере национального образования и их влияние на выработку национальной идеи и на патриотическое воспитание молодежи. Выводы. В нашей стране особую значимость приобретает проблема сплочения народов федеративного государства на основе демократических начал, вековых традиций народов России, ценностей, ориентиров, исходящих от национальной идеи патриотизма, а также содержания национального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тучалаев Салимсултан Тучалаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание обучающихся в контексте российской политики в сфере национального образования»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 371.2

Патриотическое воспитание обучающихся в контексте российской политики в сфере национального образования

© 2017 Тучалаев С. Т.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявить приоритеты, ценностные ориентиры, методологические основы общероссийского патриотизма, проанализировать реальную ситуацию в практике патриотического воспитания. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение. Результаты. На основе имеющейся правовой базы раскрыты ключевые направления политики России в сфере национального образования; выявлены усилия, принятые меры и результаты руководства страны в разработке политики в сфере национального образования и их влияние на выработку национальной идеи и на патриотическое воспитание молодежи. Выводы. В нашей стране особую значимость приобретает проблема сплочения народов федеративного государства на основе демократических начал, вековых традиций народов России, ценностей, ориентиров, исходящих от национальной идеи - патриотизма, а также содержания национального образования.

Ключевые слова: патриотизм, национальное образование, методологические основы, национальная идея, ценности, правовая база.

Формат цитирования: Тучалаев С. Т. Патриотическое воспитание обучающихся в контексте российской политики в сфере национального образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 73-78.

Students' Patriotic Education in the Context of Russian Politics in the Field of National Education

© 2017 Salimsultan T. Tuchalaev

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to find out the priorities, value orientations, methodological foundations of All-Russian patriotism, analyse the real-life situation in the patriotic education practice. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation. Results. The author of the article on legal base data releases Russian politics key destinations in the sphere of National Education; he also educes the efforts, initiated measures and results of the highest-level leaders in working of the politics in the sphere of National Education and their impact on national idea preparation and youth's patriotic education. Conclusions. The problem of nation jointing of federal state on the ground of democratic principles, Russia secular traditions, values, landmarks that emanate from national idea - patriotism becomes particular significant.

Keywords: patriotism, national community, methodological bases, national idea, values, legal base.

For citation: Tuchalaev S. T. Students' Patriotic Education in the Context of Russian Politics in the Field of National Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. T. 11. № 2. C. 73-78. (In Russian)

Введение

В нынешних реалиях, когда Российская Федерация стремится занять заслуженное место в мировом пространстве, обозначить

более совершенный проект государственности и внешней политики, особо актуализируется проблема подготовки активной, творческой, гуманной личности.

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 2. 2017

Характерной особенностью обучающегося, т. е. субъекта образования, на наш взгляд, должна быть высокая степень патриотизма, осознание того, что он гражданин России, сформированная духовно-нравственная культура, толерантность к общечеловеческим, религиозным ценностям и нормам, а также адаптация к условиям жизнедеятельности. Ведь главной ценностью любого общества является человеческий капитал, личностный потенциал людей, посредством которого меняется мир, жизнь. Отсюда ключевым фактором изменения ситуации, происходящих процессов и создания человеческого капитала является образование [10].

Школа, развивающаяся согласно требованиям недавно принятых концепций, теорий, правовых актов, таких как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения; Профессиональный стандарт педагога; Национальная доктрина модернизации образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года; Приоритетный национальный проект «Наша новая школа»; Концепция духовно-нравственного развития молодежи; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 года». Все эти документы стали важнейшей законодательной основой в системе образования страны. Они направлены на кардинальные изменения сущностных сторон качества обучения, формирование компетентности и профессионализма выпускников образовательных организаций. В нынешнем высокотехнологичном и конкурентном веке нужны специалисты высокой квалификации, владеющие современными достижениями в научной сфере, технике. У современной образовательной организации сейчас имеются все ориентиры обучать и воспитывать молодежь дерзать, достичь высот науки, техники и технологий, быть конкурентоспособными в резкоменяющейся образовательной, интерактивной среде.

Становление истинного патриота, преданной Отечеству личности эффективно произойдет тогда, когда воспитатели будут исходить из накопленного опыта на основе учета особого национального характера, менталитета российского гражданина, специфики его души, духовного кода и истории российской государственности.

Целью статьи являлось выявление приоритетов, ценностных ориентиров, методологических основ общероссийского патриотизма, анализ реальной ситуации в практике патриотического воспитания.

Методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение.

Результаты и обсуждение

Мировые процессы цивилизационного развития, глобализация, переход к постиндустриальному обществу требуют комплексного анализа основных этапов жизнедеятельности и выявления процесса их отражения на российском обществе. Смена образовательных парадигм, отказ от прежнего идеологического мышления, судьбоносные изменения в жизни страны, начиная с 90-х годов, привели к ломке государственного строя, а вместе с этим и к смене нравственных норм, ценностных ориентиров. Установившийся острый системный, политический, социальный и экономический кризисы породили более страшный духовный кризис, когда в умах поколений нивелировались патриотические чувства, кардинально изменилось их самосознание, деятельность. В результате все это привело к тому, что ранее непоколебимые ценности, как чувство беззаветной любви к своей Родине, осознание высокого долга перед ней, преданное служение своему народу, уходят в забвение. Раньше подобные ценности бывали путеводной звездой россиян. Здесь и сейчас личное обогащение вышло на первый план. Выезд на горячие точки мира, пополнение рядов боевиков в формированиях, запрещенных в России, нежелание служить Отечеству, проявление чуждых нашим народам националистических и фашистских идей - вот малая толика того, что происходит в молодежной среде. Более резко, радикально и явно они вышли наружу из-за всеобщего обнищания основной части народа и процветания другой, олигархической группы, неустроенности и отсутствия стабильной работы для молодежи. В этих условиях в их сознании экономическое, финансовое, потребительское стало превалировать над духовным богатством. Проведенный нами анкетный опрос среди учащейся молодежи свидетельствует, что в их среде преобладает стремление к индивидуальной деятельности, обогащению, при этом на первое место среди ценностей ставят материальное благополучие. Такие духовные ценности как долг перед Отчизной, помощь ближнему, милосердие практически сводятся на «нет». Поступки во имя

должного, подвиги и достижения ради общества ушли на задний план. На фоне всего этого до критического уровня упало признание и почитание трудового человека, работника умственного труда. Юношам привлекательными стали профессии менеджера торговли, работника банка и сферы обслуживания, вместо профессии научного сотрудника или механизатора. Подобная смена ориентиров, ценностных установок, ломка прежней идеологии, ее замена либеральной психологией и моралью происходит очень болезненно. На этой почве разрушаются семьи, привычный уклад жизни. В воспитании школьников возникают вакуумные дыры, снижается качество учебного процесса в результате отсутствия мотивации к учению. Веками устоявшиеся школьные традиции уходят в забвение ради дешевых зарубежных установок и «новшеств», подобно как - «конвейерная дрессировка для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ)», навязанных нам Международным валютным фондом [4; 6; 7; 9; 10; 13].

Поскольку ситуация отсутствия патриотического настроя подрастающего поколения стала значимо злободневной, руководство нашего государства посчитало целесообразным каждые текущие пять лет разрабатывать и предлагать на реализацию государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Если взглянуть более детально на складывающуюся ситуацию, то можно заметить, что о воспитании патриотизма, культуры межнационального общения у разных слоев общества очень своеобразные представления. В частности, эти понятия, трактуя по-разному и используя сугубо в своих целях и интересах, они разжигают социальную вражду. Не секрет, что подобная спекуляция пагубно отражается на психике еще неокрепшего сознания молодежи. Отсюда и как следствие накопившиеся негативные явления в их среде: преступность среди подростков, алкоголизм, наркотическая зависимость, низкий образовательный ценз, агрессивность, отсутствие духовности, распущенность [9].

Вышеизложенное, т. е. тревожное состояние в молодежной среде наталкивает нас на поиск путей выхода из этой проблемы. Педагогическая составляющая в решении данной проблемы заключается, на наш взгляд, в поиске потенциала патриотизма, накопленного веками нашими предками.

Глубокое осознание, осмысление содержания понятия «патриотизм» в том плане, что вкладывали наши отцы в его содержание, становится первоосновой усвоения и реализации сути понятия в обыденной жизни.

Акцент высшего политического руководства страны на формировании ценностных ориентиров современной молодежи и на стратегические ориентиры в области национального образования в процессе воспитания патриотизма у граждан России является важной составляющей в общей политике государства по выработке национальной доктрины в системе российского образования.

«У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. И чиновники, и бизнес, да и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее. Потому что если так будет, каждый из нас, каждый гражданин будет жить лучше - и достаток будет больше, и комфортнее будет, и так далее. Это и есть национальная идея...» [12].

Определяя же перспективы осуществления идеологии национального образования, намечая масштабную, стратегическую целевую установку «сделать российскую школу одной из лучших в мире», руководство страны наметило решить эту задачу объединением всех политических сил, всех властных структур. Это, на наш взгляд, обеспечит ее соответствие направлению развития федеративного государства и интернационального, многоконфессионального российского общества, даст возможность наметить траекторию реализации далеко идущих перспектив.

Развивая дальше свою мысль В. В. Путин высказал о необходимости учета тех тенденций, которые реально обозначились в национальном образовании России и в патриотическом воспитании молодежи. При этом особо выделил проблемы глобализации, гуманизации и гуманитаризации образования как неотъемлемые части мировых процессов развития цивилизации. Он особо акцентировал внимание на сохранении и передаче подрастающему поколению духовного и культурного наследия народов России, на глубоком усвоении таких дисциплин, как история России, русская литература, языки народов Российской Федерации и сделал важный вывод о том, что в этом сила страны, способность народа российского отвечать на любые вызовы и что задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики» [11].

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 2. 2017

Сейчас, несмотря на происходящие в стране социально-экономические и политические трансформации, можно признать, что имеют место проблемы в сфере образования национальных меньшинств, оказании реальной материальной, социальной, правовой и политической помощи в создании инфаструктуры и сети национального образования. Национальное образование России на рубеже веков претерпело коренные изменения. Разительно изменилось самосознание народов, проживающих на национальных окраинах, существенно повысилось качество обучения и воспитания молодежи, строились и сданы в эксплуатацию новые типовые здания школ, дошкольных образовательных организаций. В этих условиях актуальным стал вопрос разработки и осуществления долгосрочной стратегии развития национального образования в стране. Примечательно, что в последние годы во многих субъектах РФ разработаны концепции национального образования, и там они успешно реализуются. Все авторы концепций единодушны в том, что реформирование национального образования в России не может быть осуществлено с необходимой степенью эффективности без разработки единой доктрины национального образования населяющих ее народов. В этом вопросе особое место занимает проблема разработки и реализации на практике ее методологии [6].

Очень оригинальны мысли В. В. Путина, где он, в статье «Россия: национальный вопрос» определил стратегические направления национального образования, гражданского и межнационального согласия, патриотического воспитания, укрепления российской государственности. Если привести некоторые выдержки из статьи, то видно, насколько тонко он подошел к анализу ситуации, которая наличествовала тогда. Сейчас, после крупных событий, которые произошли за эти три с лишним года (теракты в г. Волгограде [2013 г.], Олимпиада в г. Сочи [2014 г.], события на Украине [2014 г.], международные санкции против России, речь В. В. Путина на Генеральной Ассамблее ООН от 28.09.2015 г., начало бомбардировок в Сирии) мы воочию убеждаемся, насколько прозорливы были мысли Владимира Владимировича о дальнейшей судьбе России, об опоре, мощном куль-турно-цивилизационном фундаменте, силе, скрепляющей нацию, о важнейшем

условии сохранения и развития России: каков есть национальный вопрос, российский патриотизм. «Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур -национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер» [11].

Как видно, стратегией и методологической основой всей политики государства в области национального образования и определения образовательной доктрины обозначены идеи патриотизма, гражданственности, мировоззрения, скрепляющих нацию; глубокого изучения культуры, языка, литературы; приобретения культурного кода нации; взращивания в себе всего потенциала ценностей, норм, традиций и т. п.

Если привести некоторые выдержки из его выступления, то любой читатель по содержанию кратких ссылок может понять, насколько утонченно предложены стратегические направления национальной образовательной политики страны:

- приезжим из других регионов необходимо уважительно относиться к обычаям местных жителей;

- приезжим нельзя навязывать коренным жителям свои «законы», обычаи, а неадекватные, агрессивные, вызывающие их действия жестко пресекать законными органами.

Когда начинают кричать: «Хватит кормить Кавказ», - ждите, завтра неизбежно последует призыв: «Хватит кормить Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Подмосковье». Именно по таким рецептам действовали те, кто привел к распаду Советский Союз [3].

О неразумном отрубании наших традиционных корней, искусственном, умышленном срыве народного согласия, устранении из учебных заведений воспитательного компонента, бессовестном антипатриотичном саботаже при составлении учебников по истории с болью в сердце пишет В. Н. Ремарчук: «Школы наводнили учебники российской истории, изготовленные фондом Сороса и подобными ангажированными организациями. При наличии таких установок, вынужденный выживать в условиях рынка, воспринимаемый окружающими как неуспешный человек, учитель едва ли мог быть успешным транслятором патриотического воспитания» [4].

Видя в патриотизме консолидирующую базу современной российской политики, высшее политическое руководство страны так определяет будущее страны: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и

1. Национальная идея России. Т. 1. М. : Научный эксперт, 2012. С. 337-338; С. 249-254.

2. Президент России. Официальный сайт. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] / Режим досту-па: http:// www.kremlin.ru/news/19825 [дата обращения: 08.04.2017]

3. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. № 2, 23.01.2012. С. 5.

4. Ремарчук В. Н. «Новый патриотизм» в современной российской политике // Этносоциум. 2014. № 12. С. 9-17.

5. Совещание представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи. 12 октября 2012 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ros-idea.ru/site/163 [дата обращения: 08.04.2017

6. Тучалаев С. Т. Духовно-нравственные ценности патриотического воспитания учащейся молодежи // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. 2014. № 1. С. 66-71.

7. Тучалаев С. Т. Национальное образование России: методология, теория и практика (на при-

1. Natsional'naya ideya Rossii [National idea of Russia]. Vol. 1. Moscow, Nauchnyi ekspert Publ., 2012. Pp. 337-338; pp. 249-254. (In Russian)

2. Prezident Rossii. Ofitsial'nyy sayt. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federal'nomu So-braniyu, 12 dekabrya 2012 g [Official site. Russian Federation Presidential Address to the Federal Assembly, 12 December, 2012]. [Electronic re-sourse]. Mode of access: http://www.krem-lin.ru/news/ 19825 [accessed: 08.04.2017]

3. Putin V. V. Russia: national question. Nezavi-simaya gazeta [Independent newspaper]. No. 2. 23.01.2012. C. 5. (In Russian)

4. Remarchuk V. N. "New patriotism" in the

языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе» [2; 5].

Резюмируя приведенное выше, можно утвердить, что в нашей стране особую значимость приобретает проблема сплачивания народов федеративного государства на основе демократических начал, вековых традиций народов России, ценностей, ориентиров, исходящих от национальной идеи - патриотизма, а также содержания национального образования.

мере содержания национально-регионального компонента образования Дагестана). Монография. Ростов-на-Дону, 2004. 330 с.

8. Тучалаев С. Т. Национальное образование. Учебное пособие. Махачкала: АЛЕФ, 2015. 130 с.

9. Тучалаев С. Т., Багомедова З. М. Духовное наследие старшего поколения как методологическая основа российского патриотизма // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 6. С. 69-79.

10. Тучалаев С. Т., Вайланматова Я. З. Духовные ценности наших предков как основа воспитания гражданственности и патриотизма молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического унивесритета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 25-31.

11. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kremlin.ru/events/state-council/51143 [дата обращения: 06.04.2017]

12. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://regnum.ru/news/polit/207 50 52 [дата обращения: 06.04.2017]

13. [Электронный ресурс] / Режим досту-па:http://www.levada.ru/27-05-2014 / podmena-po-nyatii-patriotizm-vrossii [дата обращения: 06.04.2017]

modern Russian politics. Etnosotsium [Etnosoci-ety]. 2014. No. 12. Pp. 9-17. (In Russian)

5. Soveshchanie predstaviteley vlasti i ob-shchestvennosti po voprosam nravstvennogo i patri-oticheskogo vospitaniya molodezhi [A meeting of the authorities and the community on the questions of youth's moral and patriotic education]. 12th October 2012. [Electronic resourse]. Mode of access: http://ros-idea.ru/site/163 [accessed: 08.04.2017]

6. Tuchalaev S. T. Spiritual and moral values of patriotic education of students. Vestnik Dage-stanskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akade-mii obrazovaniya [Bulletin of Dagestan Scientific Centre of Russian Education Academy]. 2014. No. 1. Pp. 66-71. (In Russian)

Литература

References

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017

7. Tuchalaev S. T. Natsional'noe obrazovanie Rossii: metodologiya, teoriya i praktika (na primere soderzhaniya natsional'no-regional'nogo kompo-nenta obrazovaniya Dagestana). Monografiya [National education of Russia: methodology, theory and practice (on the example of the content of nationalregional component of Dagestan education). Monograph]. Rostov-on-Don, 2004. 330 p. (In Russian)

8. Tuchalaev S. T. Natsional'noe obrazovanie. Uchebnoeposobie [National education. Manual]. Makhachkala, ALEF Publ., 2015. 130 p. (In Russian)

9. Tuchalaev S. T., Bagomedova Z. M. The spiritual heritage of the older generation as a methodological basis of Russian patriotism. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Proceedings of Southern Federal University. Pedagogical Science]. 2015. No. 6. Pp. 69-79. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Тучалаев Салимсултан Тучалаевич,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: salimsultan- [email protected]

Принята в печать 05.04.2017г.

10. Tuchalaev S. T., Vailanmatova Ya. Z. Spiritual values of our ancestors as the basis of education of civic consciousness and patriotism of youth. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo univesriteta. Psikhologo-pedagog-icheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2010. No. 4. Pp. 25-31. (In Russian)

11. [Electronic resourse]. Mode of access: http://kremlin.ru/events/state-coun-cil/51143 [accessed 06.04.2017]

12. [Electronic resourse]. Mode of access: http://regnum.ru/news/polit/20750 52 [accessed 06.04.2017]

13. [Electronic resourse]. Mode of access: http://www.levada.ru/27-05-2014/ podmena-ponyatii-patriotizm-vrossii [accessed 06. 04.2017]

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Salimsultan T. Tuchalaev, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 05.04.2017.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 377.5

Особенности работы преподавателя при дистанционной форме обучения

© 2017 Ханапиева Х. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является изучение особенностей и определение принципов работы преподавателя при дистанционной форме обучения. Метод. Анализ требований к преподавателю в новых условиях обучения и его работы при дистанционном обучении. Результаты. В статье отмечается, что при дистанционном обучении, прежде всего, необходимы учет взаимосвязи между дидактическими задачами и свойствами информационных технологий, гибко организованный курс, способный удовлетворить разнообразные потребности обучающихся. Основу дистанционного обучения составляет интерактивное взаимодействие со студентами, призванное развивать их самостоятельность, критическое мышление. Изучение особенностей работы преподавателя при дистанционной форме обучения показало, что, при любом педагогическом процессе, сама сущность педагога остается неизменной, и одной из особенностей его работы представляется личностно-ориентированный подход, который сегодня призван быть основой любого высшего образования, вне зависимости от того, в какой форме оно осуществляется. Выводы. Работа преподавателя при дистанционной форме обучения имеет много особенностей, формируются совершенно другие, специфические особенности поведенческой модели преподавателя. Дистанционное обучение требует от преподавателя особенно тщательной подготовки к занятию, умения владеть виртуальной аудиторией и навыков интерактивного общения с разными категориями слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.