Научная статья на тему 'Связь формирования научного мировоззрения студенческой молодежи с реалиями жизни'

Связь формирования научного мировоззрения студенческой молодежи с реалиями жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / БЕЗДУХОВНОСТЬ / НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / КРИТЕРИИ УРОВНЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тучалаев Салимсултан Тучалаевич, Бабаева Лариса Масумовна, Пулатова Гурият Шарафутдиновна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования мировоззрения студенческой молодежи. Анализируется и выявляется наличный уровень научного мировоззрения обучающихся. Приводятся интересные статистические данные, рассказывающие о фактах бездуховности, потере ориентиров, жизненных приоритетов, расценивающихся как результат слабых знаний молодежи о естественнонаучной картине мира и связи с реалиями жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тучалаев Салимсултан Тучалаевич, Бабаева Лариса Масумовна, Пулатова Гурият Шарафутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь формирования научного мировоззрения студенческой молодежи с реалиями жизни»

60

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

УДК 371.2

СВЯЗЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С РЕАЛИЯМИ ЖИЗНИ

THE CORRELATION BETWEEN DEVELOPING THE STUDENTS’ SCIENTIFIC WORLDVIEW AND THE REALITIES OF LIFE

©2015 Тучалаев С. Т., Бабаева Л. М., Пулатова Г. Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Tuchalaev S. T., Babaeva L. M., Pulatova G. Sh.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья посвящена актуальной проблеме формирования мировоззрения студенческой молодежи. Анализируется и выявляется наличный уровень научного мировоззрения обучающихся. Приводятся интересные статистические данные, рассказывающие о фактах бездуховности, потере ориентиров, жизненных приоритетов, расценивающихся как результат слабых знаний молодежи о естественнонаучной картине мира и связи с реалиями жизни.

Abstract. The article deals with the actual problem of developing the students’ worldview. The authors analyze and reveal the present level of students’ scientific worldview. They provides some interesting statistics that tell about the facts of the lack of spirituality, the loss of guidance, priorities in life, considered as a result of young people's poor knowledge of the natural view of the world and connection with the realities of life.

Rezjume. Stat'ya posvyaschena aktual'noy probleme formirovaniya mirovozzreniya studencheskoy molodezhi. Analiziruetsya i vyyavlyaetsya v nalichii uroven' nauchnogo mirovozzreniya obuchayuschihsya. Privodyatsya interesnye statisticheskie dannye, rasskazyvayuschie о faktah bezduhov-nosti, potere orientirov, zhiznennyh prioritetov, rastsenivayuschih kak rezul'tat slabyh znaniy molodezhi о estestvenno nauchnoy kartine mira i svyazi s realiyami zhizni.

Ключевые слова: мировоззрение, научное мировоззрение, духовно-нравственные основы, бездуховность, негативные явления в общественной жизни, критерии уровня мировоззрения, естественнонаучная грамотность.

Keywords: worldview, scientific worldview, spiritual and moral foundations, the lack of spirituality, negative phenomena of the social life, criteria for the worldview level, natural scientific literacy.

Klyuchevye slova: mirovozzrenie, nauchnoe mirovozzrenie, duhovno-nravstvennye osnovy, bezduhovnost', negativnye yavleniya v obschestvennoy zhizni, kriterii urovnya mirovozzreniya, estestvennonauchnaya gramotnost'.

Кардинальные изменения социальноэкономических, политических и социокультурных отношений, информационная насыщенность жизненного пространства, мобильность человека XXI в. предъявляют высокие требования к психологическим и педагогическим ресурсам человека как субъекта жизнедеятельности. Формирование целостной личности с высокими человеческими качествами всегда являлось самой важной в процессе развития человеческой цивилизации. Но в осуществлении этого процесса мы наталкиваемся на ряд проблем. Так, в настоящее время отноше-

ние к выбору того или иного вида и типа мировоззрения гражданами нашей страны в значительной степени изменилось. Это изменение уже отражено в правовых актах, вышедших в последние годы. В частности, в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1] в статье 3 определен принцип: «Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», там же в статье 87 предусмотрена возможность изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации,

Психолого-педагогические науки •••

курса о нравственных принципах, традициях мировых религий. В отношении отбора и реализации содержания образования в законе, в статье 12 указано: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [1].

На наш взгляд, это означает, что в стране в последние десятилетия изменились отношения и ориентиры на мировоззренческие взгляды, духовно-нравственные ценности, в определенной мере изменились условия социализации и самоопределения обучающихся в образовательных организациях. В результате чего в проектируемых и формируемых ключевых компетенциях, таких как ценностносмысловой, общекультурной, учебнопознавательной, красной нитью проходят идеи, связанные с мировоззрением: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем; осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; быть хорошо осведомленным, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере; в приобретении опыта освоения научной картины мира; быть компетентным в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами, в знаниях и умениях организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Это означает, что мировоззрение человека - сугубо индивидуальное видение человеком окружающего мира, общества, самого себя. Сущность человека и определяется

61

тем, насколько и как, в особенности, какие знания отражены в его сознании, каким из них он отдает предпочтение, из всех различных идеалов, норм, правил, духовнонравственных, социокультурных ценностей, что он выбирает, усваивает, приобретает для себя. Ведь в систему мировоззренческих взглядов, оценок, принципов и представлений, понимания своего места в мире входят только те знания, которые его убеждают, пропущены и осмысленны душой и сердцем. Подобное сокровенное, индивидуальное, сложное восприятие, осознание и перенос внешнего мира во внутреннее состояние индивида всегда происходит специфически. Тем самым человек в интеллектуальном, психическом, духовнонравственном, эмоциональном планах растет и, соответственно, расширяется его мировоззрение. Чтобы легче понять суть всех этих изменений, интеллектуальнодуховных коловращений, мы в самом общем виде представляем личностное в человеке. И такую личность обобщенно называем целостной личностью, где интегрированы основные показатели и критерии свободной, гуманной, духовной и творческой личности в единое целое.

При всем этом школьный учитель обязан, опираясь на новые достижения науки, содержание современной концепции естествознания, системно, целостно, последовательно, понятным и научным языком, с использованием наглядного материла, медиасредств изложить учащимся знания. При этом педагогическая наука, психология, философия образования допускают: чем больше точных, проверенных, адекватных современному уровню развития науки знаний учащиеся получают, тем лучше у них идут процессы стимулирования и организации учебно-познавательной деятельности, формирования умений и навыков, развития мышления, памяти, творческих способностей и дарований, выработки нравственно-этической культуры и научного мировоззрения. Как принято считать, пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать [2].

Это означает, что человек с фундаментальными знаниями об основах естественных и других наук, представлениями о культуре народов, об их традициях, нормах морали, нравах, эстетических вкусах, жизненном укладе будет иметь материалистическое мировоззрение. Как принято считать, именно естественнонаучные дис-

62

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

циплины предоставляют возможность внедрять в сознание людей альтернативный религиозным взглядам ответ на вопрос о нашем происхождении, миропонимании, мироощущении. Касаясь здесь двух этих альтернативных мировоззрений (научно-материалистическое, религиозное), следует подчеркнуть, что в этот перечень некоторые включают и искусственно выделяют ряд других видов, таких как обыденное (житейское, прагматическое), профильное, философское и другие.

Для реализации социально-политического, экономического и культурного развития российского общества необходимо жизнеспособное молодое поколение, способное к созидательной активности, эффективной работе по специальности, готовое к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Наиболее активной частью молодежи, как известно, является студенчество. Готово ли оно взять на себя ответственность за будущее Российского общества? Достаточен ли его культурнонравственный и научно-технический потенциал? Каков образ жизни современного студента и его облик? И что же происходит на самом деле? Имеет ли молодое поколение такие фундаментальные знания об основах наук, сформированы ли у них те или иные нормы морали и нравственности? Какие предпочтения у молодого поколения в своей обыденной жизни?

Как известно, в советский период в содержании обучения и воспитания, и в средствах массовой информации было много примеров и фактов из жизни выдающихся людей. Они убедительно показывали обучающимся насколько и как идейность закаливает человека, укрепляет силу воли и как они шли на ратные подвиги. Твердость мировоззрения давала им силу и возможность стойко и мужественно переносить жизненные невзгоды, лишения, испытания (Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей, генерал Дмитрий Михайлович Карбышев и др.). Недостаточно освещались в прессе факты бездуховности, аморальности, преступности среди молодежи.

В настоящее время анализ происходящих событий, реальная ситуация в стране и республике говорят нам совершенно о другом. В республике небывалыми темпами растет преступность.

В Дагестане, в республике, где испокон веков убийства происходили только тогда,

когда нужно было защитить честь, свободу, домашний очаг, Родину, теперь участились случаи чудовищных террористических актов, убийства светских и духовных лидеров, лучших сынов Отчизны по заказу, за деньги [8].

Очень низок духовный уровень молодежи, особенно проживающей в низменных районах и городах республики [7].

Как отмечает С. А. Халипаева, на 1 октября 2009 г. в республиканском наркодиспансере на учёте состояло 6220 наркозависимых лиц, из которых 113 человек - женщины. Как и во многих центральных регионах России, потребление наркотиков в молодежной среде Дагестана становится своего рода субкультурой, которая в свою очередь несет не только падение морали, но и распространение тяжких неизлечимых заболеваний. Если заболеваемость наркоманией женского населения в 2009 г. составляло 1,8 % (113 женщин), то к началу 2010 г. она составила 2,1 % (127 женщин), а к началу 2012 г. почти 2,4 % от общего числа наркозависимых лиц. Показатель заболеваемости наркоманией в республике за последние два года в целом не претерпел значительных изменений, но количество женщин с диагнозом «наркомания» составляет уже 2,4 % (134 женщин из 6140 человек) [9. С. 22].

По данным членов Общественной палаты России 1 миллион детей до 24 лет -наркоманы. Из них 3 тысячи подростков заканчивают свою жизнь суицидом (в большинстве случаев на почве наркомании). В каждый месяц в России фиксируется 10-20 подкидышей. В 2011 году в России из семей изымали более 4600 детей и столько же 2012 году [4].

Более веские факты об исчезновении устоев общества перечисляет в своем выступлении известный кинорежиссер Андрей Сергеевич Кончаловский: «Ужаснись самому себе». По этому поводу им снят ряд фильмов. В Интернете представлены видеолекции, содержание которых заставляет нас ужаснуться, где цифрами и фактами рассказывается о высокой смертности россиян, гибели 7 млн. русского населения за последние 20 лет, исчезновении населения в некоторых регионах России, проблемах детей и стариков, распаде семей, преступности, алкоголизме, наркомании и многом другом [4].

К этим фактам остается еще добавить десятки и сотни миллиардов бюджетных денег, выделенных в сферу ЖКХ, оборон-

Психолого-педагогические науки •••

ной промышленности, медицины, на социальные нужды, расхищенных наглым образом чиновниками всех рангов. Например, какое мировоззрение и какая служба Отечеству должны быть теперь у бывшего министра здравоохранения, если сказанное Юлией Латыниной правда.

Госпожа Голикова, министр здравоохранения, патронирует у нас фирму Фармстандарт, которая в числе прочего производит противокашлевые препараты терпинкод и коделак. Продажи препаратов растут по экспоненте. Не то, чтобы россияне стали больше кашлять, просто терпин-код и коделак являются дешевым сырьем для производства самого страшного в мире наркотика - дезоморфина. Страну пожирает дезоморфиновая эпидемия, а компания Фармстандарт извлекает сверхприбыли из продажи, внимание, сырья для наркотика. И, полагаю, что прибыли Фармстандарта от продаж терпинкода и коделака превышают прибыли любого самого большого оптового торговца героином [5].

Подобных примеров в жизни нашей страны сотни и тысячи. Это все свидетельство отсутствия мировоззренческих позиций не только у молодежи, но и у взрослых. Эти и другие факты приводят нас к печальным выводам.

Вышеуказанное убедительно показывает слабый уровень развития мировоззренческих взглядов, представлений у современной молодежи и взрослого населения. Даже у последних уровень базовых знаний очень низок.

Так, например, ко Дню науки (8 февраля) социологи ВЦИОМ провели опрос на предмет «научной» осведомленности российских граждан. Главной сенсацией стало то, что треть опрошенных всерьез полагают, что Солнце вращается вокруг Земли. Причем за последние четыре года таких респондентов стало даже больше на 4 %; Самым распространенным научным заблуждением россиян является вера в то, что радиоактивность - исключительно дело человеческих рук (55 %); 46 % опрошенных считают, что антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии; чуть меньшая доля россиян утверждает, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры (29 %); около четверти наших сограждан ошибочно полагают, что лазер работает, фокусируя звуковые волны (26 %); среди других научных заблуждений россиян вера в то, что пол ребенка определяют гены матери (20 %) и что полный

63

оборот Земля совершает вокруг Солнца за один месяц (14 %); каждый шестой россиянин отрицает, что электроны меньше атомов (18 %) и не верит в то, что нынешние люди развились из ранних видов человека (17 %); как показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившийся в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, научные заблуждения более свойственны женщинам, нежели мужчинам. Так, женщины чаще считают, что радиоактивность - дело человеческих рук (58 % против 51 % среди мужчин), верят в способность антибиотиков убивать вирусы так же, как и бактерии (48 % против 43 % соответственно) и более склонны утверждать, что Солнце является спутником Земли (34 % против 29 % соответственно). Впрочем, есть и исключение: мужчины чаще женщин верят в то, что лазер работает, фокусируя звуковые волны (29 % против 23 %) [6].

Парадоксальным является и тот факт, что общеизвестные, утвердившие давно в сознании людей знания становятся для многих проблемой. Так, обычным стал факт отрицания атомной энергетики, в то время, когда доля атомной энергетики в производстве электроэнергии во Франции в прошлом году составила 75 %, в Бельгии

- 58 %, Словакии - 47 %, Республике Корее

- 43 %, Германии - 31 %, Великобритании

- 29 %, США - 20 %. В России доля атомной энергии чуть больше 15 %. Неразумные (и часто антинаучные) требования по защите окружающей среды просачиваются в прессу. Вере лженаукам, пропаганде сверхъестественного и идеям паранауки отдают больше предпочтения даже люди с высшим образованием.

Проведенное нами тестирование студентов второго и четвертых курсов химико-биологического факультета на проверку мировоззренческих ориентиров и грамотности по естественным и точным наукам показало, что на такие вопросы как: «Сколько лет нашей Солнечной системе, Галактике, Вселенной?», «Когда появился «человек разумный»?», «Назовите период каменного века?», «С какого периода считается появление органических веществ, белков?», «В какой период начинаются великие географические открытия?», «Когда человек начал осваивать космос?», «В какой период появляется «новый человек»?», «Когда был век металлов?», «Назовите факты, рассказывающие о следах древнего человека?»,

64

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

«Несколько тысяч лет назад умер человек. В раскопках мы находим одни кости, составляющие менее десяти процентов от общего веса. Куда делась основная масса?», «Вы мусульманин?», «Молитесь, ходите в мечеть, читаете коран?», «Верите ли Вы, что после смерти человека тело или душа воскреснет?», «Когда появилась письменность на планете Земля?», «Что собой представляет душа человека?», «Пробует ли душа (если попадет в рай) яблоки и другие фрукты?», «При отсутствии физического тела души, куда попадут яблоки, будут ли у души желудок, одежда?», «Будет ли туалет в раю?», «Кто такой Сахаров, Солженицын, Булгаков, Алферов?» «В начале ХХ века в группе ученых Эйнштейн спросил: Что двигает паровоз? Тимирязев ответил -солнце! Обоснуйте его ответ!». Парадоксально то, что из двух групп студентов разных курсов, проходивших и не проходивших курс «Концепция современного естествознания», ответ следовал только на два из всех этих вопросов! Притом, из 44 студентов только 3 верно ответили на вопрос «Вы мусульманин?» и двое на вопрос «Когда человек начал осваивать космос?» Все остальные вопросы остались без единого ответа. Это своеобразное чрезвычайное происшествие или «знания на дне», низкий нравственный и духовный уровень.

Человек проник в дебри изучения происхождения жизни на планете Земля, со-

здал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы, вышел в космос, освоил новые виды энергии, проник внутрь атомного ядра, достиг вершин информационно-коммуникационных технологий, открывает секреты нанотехнологий, лазерной и компьютерной терапии, клонирования, генной инженерии, шунтирования и многого другого. Однако он гораздо менее преуспел в познании самого себя, проникновении в тайны сознания - главного дара, которым наделила его природа. Подлинная сущность человека во многом пока продолжает оставаться загадкой для большинства населения страны, и особенно у молодежи не выработаны четкие и устойчивые мировоззренческие ориентиры, пока не сформированы привычки и нормы в рациональном и бережном отношении к природе и к богатейшим ее ресурсам.

Для формирования научного мировоззрения и философского осмысления проблем современности молодому человеку, будь он школьник или студент вуза, необходимо освоить тот стандартный минимум естественнонаучных знаний школьного и вузовского курсов, что предусмотрено обучением по образовательным программам.

Литература

1. Закон об образовании в Российской Федерации. URL: http://mamamasi.ru/index.php7icN116

2. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. Изд. А.П.Н. РСФСР. М., 1961.

3. Кончаловский А. С. URL: http://www.konchalovsky.ru/blog/2012/02/27/uzhasnis-samomu-sebe

4. Кузьмина Ольга и др. ТВ «Россия-24» 11 июль 2012 г. 17ч.40 мин. 5. Латынина Ю. «Эхо Москвы». URL: http://www.cfa.su/article856.html7_openstat 6. Треть россиян уверены, что солнце вращается вокруг земли // Независимая газета. 2011. 8 февраля. URL: http://www.ng.ru/newsng/2011-02-08/100_science.html 7. Тучалаев С. Т. Духовно-нравственные ценности патриотического воспитания учащейся молодежи / С. Т. Тучалаев // Вестник Дагестанского научного центра РАО. 2014. № 1. С. 67.

8. Тучалаев С. Т. Духовные ценности наших предков как основа воспитания гражданственности и патриотизма молодежи / С. Т. Тучалаев, Я. З. Вайламатова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 26. 9. Халипаева С. А. Антинаркотическое воспитание старшеклассниц на этнокультурном потенциале. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / С. А. Халипаева. Махачкакла: ДГПУ, 2012. 22 с.

References

1. The law on education in the Russian Federation. URL: http://mamamasi.ru/index.php?id=116

2. Blonsky P. P. Selected pedagogical works. APS RSFSR. Publishing. M., 1961. 3. Konchalovsky A. S. URL:

http://www.konchalovsky.ru/blog/2012/02/27/uzhasnis-samomu-sebe 4. Kuzmina Olga. TV "Russia-24" 11, July, 2012 17:40. 5. . Latynina Yu. "Echo Of Moscow". URL: http://www.cfa.su/ arti-

cle856.html?_openstat 6. One third of Russians believe that the sun revolves around the earth // Nezavi-simaya Gazeta. 2011. 8, February. URL: http://www.ng.ru/newsng/2011-02-08/100_science.html

7. Tuchalaev S. T. Spiritual and moral values of students' patriotic education / S. T. Tuchalaev // Bulletin of Dagestan Scientific Center of RAE. 2014. # 1. P. 67. 8. Tuchalaev S. T. Spiritual values of our ancestors as the basis of civic education and patriotism of the youth / S. T. Tuchalaev, Ya. Z. Vaylamatova // Proceed-

Психолого-педагогические науки •••

65

ings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences. 2010. # 4. P. 26.

9. Khalipaeva S. A. Anti-drug education of pupils on the ethnic and cultural potential. Author. diss. ... Cand. of Pedagogy / S. A. Khalipaeva. Makhachkala: DSPU, 2012. 22 p.

Literatura

1. Zakon ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. URL: http://mamamasi.ru/index.php?id=116 2. Blonskij P. P. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija. Izd. A.P.N. RSFSR. M., 1961. 3. Konchalovskij A. S.

URL: http://www.konchalovsky.ru/blog/2012/02/27/uzhasnis-samomu-sebe 4. Kuz'mina Ol'ga i dr. TV «Rossija-24» 11 ijul' 2012 g. 17ch.40 min. 5. Latynina Ju. «Jeho Moskvy». URL: http://www.cfa.su/ arti-cle856.html?_openstat 6. Tret' rossijan uvereny, chto solnce vrashhaetsja vokrug zemli // Nezavisimaja gazeta. 2011. 8 fevralja. URL: http://www.ng.ru/newsng/2011-02-08/100_science.html 7. Tuchalaev

S. T. Duhovno-nravstvennye cennosti patrioticheskogo vospitanija uchashhejsja molodezhi / S. T. Tuchalaev // Vestnik Dagestanskogo nauchnogo centra RAO. 2014. № 1. S. 67. 8. Tuchalaev S. T. Duhovnye cennosti nashih predkov kak osnova vospitanija grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi / S. T. Tuchalaev, Ja. Z. Vajlamatova // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psi-hologo-pedagogicheskie nauki. 2010. № 4. S. 26. 9. Halipaeva S. A. Antinarkoticheskoe vospitanie

starsheklassnic na jetnokul'turnom potenciale. Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk / S. A. Halipaeva. Mahach-kakla: DGPU, 2012. 22 s.

Статья поступила в редакцию 18.02.2015 г.

УДК 376

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ THE PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AND THE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES DEVELOPMENT

©2°i5 Умалатова З. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Umalatova Z. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Исследование посвящено проблеме применения элементов педагогической диагностики в воспитательной деятельности. Предлагается система соответствующих показателей, разработана схема управления развитием воспитательной деятельности на уровне образовательной организации и муниципалитета, обоснована методика использования проблемноориентированного анализа для оценки результативности воспитательной деятельности в целях повышения качества и эффективности этой работы.

Abstract. The article deals with a problem of applying the elements of the pedagogical diagnostics in the educational activities. The author offers the system of relevant indicators, develops the control scheme for the development of the educational activities at the level of the educational organization and the municipality, substantiates the technique of using a problem-based analysis to evaluate the impact of educational activities in order to improve the quality and effectiveness of this work.

Rezjume. Issledovanie posvjashheno probleme primenenija jelementov pedagogicheskoj diagno-stiki v vospitatel'noj dejatel'nosti. Predlagaetsja sistema sootvetstvujushhih pokazatelej, razrabotana shema up-ravlenija razvitiem vospitatel'noj dejatel'nosti na urovne obrazovatel'noj organizacii i municipaliteta, obosnovana metodika ispol'zovanija problemno-orientirovannogo analiza dlja ocenki rezul'tativnosti vospitatel'noj dejatel'nosti v celjah povyshenija kachestva i jeffektivnosti jetoj raboty.

Ключевые слова: диагностика, воспитательная деятельность, система, показатели и условия, образовательная организация, муниципалитет, управление развитием, проблемноориентированный, качественный и количественный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.