Научная статья на тему 'Социально-педагогические проблемы взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании подростков'

Социально-педагогические проблемы взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / PARENTS' UNIVERSITIES / MORAL ACTIVITY / FAMILY / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баджаева З. М.

Вопросы нравственного воспитания интересовали человечество во все времена. Актуальность данной проблемы в современную эпоху обусловлена глобальными кризисными явлениями в социально-экономической, общественно-политической и других сферах жизнедеятельности общества, считает автор статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF FAMILY AND SCHOOL INTERACTION IN TEENAGERS' MORAL EDUCATION

Problems of the moral education are always of the great interest for the mankind. The author thinks that the topicality of the given problem in the modern epoch is conditioned by global crisis phenomena in social, economical, political, etc. spheres of human activity.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические проблемы взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании подростков»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

З.М. БАДЖАЕВА, соискатель кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета

Аннотация. Вопросы нравственного воспитания интересовали человечество во все времена. Актуальность данной проблемы в современную эпоху обусловлена глобальными кризисными явлениями в социально-экономической, общественно-политической и других сферах жизнедеятельности общества, считает автор статьи.

Ключевые слова: нравственное воспитание, семья, школа, родительские университеты.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF FAMILY AND SCHOOL INTERACTION IN TEEN-AGERS' MORAL EDUCATION

Z.M. BADZHAEVA,

competitor for a Candidate's degree, the chair of Pedagogy,

Daghestan State Pedagogical Institute

Annotation. Problems of the moral education are always of the great interest for the mankind. The author thinks that the topicality of the given problem in the modern epoch is conditioned by global crisis phenomena in social, economical, political, etc. spheres of human activity.

Key words: moral activity, family, school, parents' universities.

Большой вклад в разработку теории и методики нравственного воспитания внесли О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, В.М. Коротов, И.А. Колесникова, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.С. Селиванов, И.Ф. Харламов и другие ученые. Они выдвинули концептуальные положения о ценностных основаниях нравственного воспитания, механизмах самореализации, саморазвития, самовоспитания, необходимых для нравственного становления самобытной личности. К настоящему времени современными учеными Е.В. Бондаревской, О.С. Газманом, В.А. Караковским, Н.М. Таланчуком, Н.Е. Щурковой и другими разработан ряд педагогических концепций, в которых нравственное воспитание занимает доминантное место, Большое внимание при этом уделяется вопросам развития творческих способностей ребенка, его индивидуальности, педагогического сопровождения.

Многонациональный характер образования и влияние народных традиций на нравственный облик молодежи исследован дагестанскими учеными Р.Г. Аб-дулатиповым, Э.Г. Гаруновым, З.Т. Гасановым, A.M. Магомедовым, З.М. Магомедовой, Ш.А. Мир-зоевым, Т.Г. Саидовым, З.Я. Якубовыми др., которые предлагают организацию общедагестанского образовательного и культурного пространства через интеграцию и углубление в специфику этнокультур и традиций народов Дагестана [6].

Около 56 общеобразовательных школ республики из-за нехватки учебных площадей функционируют в 2—3 смены, численность учащихся, занимающихся во 2-ю и 3-ю смены, составляет свыше 31%. Безусловно, педагогу в таких условиях очень сложно решать

задачи обучения и воспитания. Рассчитывать на сотрудничество семьи в вопросах воспитания в таких условиях не приходится.

Между тем семья во многом определяет круг интересов и потребностей ребенка, его взглядов и ценностных ориентаций, предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье [4]. Поэтому мы исходим из приоритетности роли семьи в решении задач воспитания детей. Действительно, семья как общечеловеческая ценность имеет огромное значение в формировании и развитии подрастающего поколения. Следует учесть, что семейное воздействие уникально по интенсивности и результативности, так как оно осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Самое важное здесь то, что семейное воспитание основано на эмоциональных отношениях детей и родителей; именно поэтому воспитательный потенциал здесь несравним с потенциалом любого другого социального института воспитания. Действительно, одним из главных психолого-педагогических факторов, оказывающих величайшее влияние на образ жизни ребенка, его психическое развитие, является родительский дом — отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), которые окружают ребенка с момента его рождения. Психологи утверждают, что образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению [1].

При этом надо помнить что воспитательные возможности семьи находятся в прямой зависимости от

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ее психологического и духовно-нравственного климата в ней, стабильности супружеских отношений, от складывающихся взаимоотношений детей и родителей. Нравственное формирование и развитие подрастающего поколения зависит от двух факторов: отношений между родителями и детьми, а также семьей и обществом.

Между тем семья не всегда готова к передаче знаний, умений и навыков. Разрушение традиционных устоев семьи — одна из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества.

Многолетняя педагогическая деятельность, непосредственное участие в организации нравственного воспитания в сотрудничестве с семьей позволяют нам утверждать, что в вопросах семейного воспитания наблюдаются устойчивые деформации:

Ф утрачено традиционное понятие семейного воспитания, направленного на установление духовной общности с детьми;

Ф прервана преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют неграмотность в вопросах воспитания;

Ф утрата родителями нравственных ориентиров приводит к тому, что родители перестают быть нравственным идеалом, зачастую провоцируя ребенка к безнравственному поступку.

Безусловно, семейное воспитание не может осуществляться в отрыве от общественного, поэтому проблемы общественного воспитания становятся существенным препятствием в формировании нравственности в семье и школе. К числу таких проблем относятся:

Ф взаимная отчужденность образовательных учреждений и семьи;

Ф отсутствие единых требований семьи и школы к ребенку;

Ф негативное, разрушающее нравственные устои общества влияние средств массовой информации [2].

Названные проблемы ориентируют школу стать учреждением, компенсирующим нравственный дефицит семьи и общества; центром взаимодействия родителей и детей, государства и общества, педагогов и родителей. Исследование данного вопроса показало, что современная дагестанская семья оказывает серьезное положительное влияние на формирование личности школьника. Общественное воспитание к тому же опирается на богатейший опыт нравственного воспитания в дагестанской семье и обусловлено ее многодетной и иерархической структурой. Воспитанные с раннего детства в духе традиционного гуманизма, выражающегося в уважении и заботе об окружающих (природе, животных и т.п.), особо почтительном отношении к старшим, дагестанские дети впоследствии легко переносят эти нравственные отношения в окружающий социум. В исследовании данного вопроса примечательным является и тат факт, что проводником нравственных идей, культуры, традиций и т.д. выступают сами школьники. В семье они накапливают определенный опыт нравственного поведения, привнося его затем в школьную среду. В семейных дискуссиях они опираются на примеры из жизни

своей школы и проникновенно рассказывают о своих учителях и товарищах, отличающихся нравственностью, гуманизмом, справедливостью и т.п.

Значительное влияние на функционирование института семьи и школы оказывают кризисные явления последних лет. В школе, в которой работает автор статьи (№ 5 г. Махачкала РД), в 2007—2008 гг. наблюдалась тенденция снижения активности родителей в жизнедеятельности школы (посещение родительских собраний практически не достигает 50%, родительский лекторий посещало меньшее количество родителей, удовлетворенность родителей работой школы составляла 21%), многие родители вследствие своей занятости (или других причин) не занимались воспитанием детей.

В целях коррекции сложившейся ситуации в школе и придания ей доминирующей роли в нравственном формировании учащихся, в частности курируемого мной класса, была разработана система мер:

Ф были созданы университеты культуры (нравственной, правовой и т.п.), родительские университеты и другие просветительские курсы, которые были ориентированые на интересы родителей и их детей;

Ф основными методами взаимодействия с родителями были лекции, беседы, семинарские занятия, экскурсии, выставки, демонстрация фильмов, индивидуальные консультации, конференции;

Ф работа, которая велась в родительских университетах по образованию и нравственному просвещению родителей, может быть передана специалистам-психологам, правоведам и всем педагогам, работающим в школе; школы и сами могут организовать родительские университеты.

Школа как исполнитель государственного заказа должна стать координатором усилий семьи и общественности по нравственному воспитанию подрастающего поколения, стать культурным, спортивным, просветительским центром взаимодействия детей и родителей, государства и общества.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2001. 123 с.

2. Болдырев Н.И.Методика воспитательной работы в школе. М., 1989. 87 с.

3. Бочарова Н.И. Организация досуга детей в семье. М.: ИЦ «Академия», 2000. 231 с.

4. Гарунов Э.Г. Нравственное воспитание школьников. Махачкала 1998. 242 с.

5. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и Мониторинг в образовании. № 6. 2002. С. 3-6.

6. МаллаевД.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей / Поиск истины. Дагестан. 2003. № 9-10. С. 46-50.

7. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 95 с.

8. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение роди-тельства. М.: Из-во Института психотерапии, 2003. 319 с.

9. Хотунцев Ю.Л. Нравственное воспитание в общеобразовательной школе и вузе // Стандарты и Мониторинг в образовании. № 1. 2003. С. 62-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.