Научная статья на тему 'Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства'

Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4114
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / ОПТИМАЛЬНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / PARENTING EDUCATION / RESPONSIBLE AND POSITIVE PARENTHOOD / THE OPTIMUM POSITION OF A PARENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Наталья Михайловна

В статье обоснована актуальность педагогического просвещения родителей, представлены формы и условия его организации, а также определены направления и ведущие принципы создания системы родительского просвещения в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical education for parents as an instrument for the formation of responsible parenthood

The article dwells on the significance of pedagogical education for parents, represents the existing formats of parenting education and conditions for its organization, and defines the directions and the main principles of creating the system of parenting education in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства»

рые станут предметом исследования в следующих статьях.

Литература:

1. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельный аспект/ В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004.-216 с.

2. Котлярова И.О. Инновационные системы повышения квалификации / И.О. Котлярова. - Челябинск : ЮУрГУ, 2008. - 320 с.

3. Краткий психологический словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 359 с.

4. Леонтьев A.A. Что такое деятельностный подход в образовании? / A.A. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 1. - С. 3-6.

5. Миронов A.B. Деятельностный подход в образовании. Деятельность учебная, игровая, проектная, исследовательская: способы реализации, преемственность между различными ступенями общего образования / A.B. Миронов. - Набережные Челны : НИСПТР, 2013. - 212 с.

6. Нисман О.Ю. Процессный подход в управлении образовательным учреждением / О.Ю. Нисман, Е.М. Садыкова. - Самара : КФУ, 2008. - 127 с.

7. Сериков Г.Н. Педагогика. Книга 1. Объект исследования / Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 440 с.

8. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 285 с.

PEDAGOGICAL EDUCATION FOR PARENTS AS AN INSTRUMENT FOR THE FORMATION OF RESPONSIBLE PARENTHOOD

Naumenko Natalya Mikhaelovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of General Pedagogy, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg E-mail: [email protected]

The article dwells on the significance of pedagogical education for parents, represents the existing formats of parenting education and conditions for its organization, and defines the directions and the main principles of creating the system of parenting education in modern conditions.

Keywords: parenting education; responsible and positive parenthood; the optimum position of a parent.

УДК 373.08 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

ВАК РФ 13.00.01 КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО

РОДИТЕЛЬСТВА

©Науменко Н.М., 2017 В статье обоснована актуальность педагогического просвещения родителей,

представлены формы и условия его организации, а также определены направления и ведущие принципы создания системы родительского просвещения в современных условиях.

Ключевые слова: педагогическое просвещение; ответственное и позитивное родительство; оптимальная родительская позиция.

НАУМЕНКО Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург пп.па 1а77@таИ. г и

Семья - это социально-культурный институт, от состояния которого во многом зависит стабильность существования общества; это основная и необходимая ступень бытия человека, естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладывается фундамент полноценного развития личности: происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки коммуникации, формируются образ "Я", самооценка, духовные и мировоззренческие качества, самостоятельность, ответственность. Однако политические и экономические изменения в России конца XX века обусловили кризис семьи: практически полностью исчезло почитание родителей, уважение к истории своей семьи, страны, произошел разрыв связи между старшим и младшим поколениями. Семья с её укладом и традициями для большей части молодых людей перестала быть ценностью. У современных родителей сформировалась потребительская позиция по отношению к государству и безответственная - по отношению к ребенку. Специалистами в сфере работы с семьей отмечается резкое понижение воспитательного потенциала современной семьи, фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания.

Сегодня в России созданы предпосылки для существенного изменения сложившейся ситуации. Разработана и утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года "Концепция государственной семейной политики до 2025 года", в которой одним из приоритетных направлений социальной политики России провозглашено формирование добросовестного, ответственного, осознанного и позитивного родительства. О возрождении самобытныхтра-диций семейного воспитания, об обеспечении родителям возможностей получения своевременной, доступной и квалифицированной психолого-педагогической помощи по вопросам воспитания детей заявлено в "Основах государственной культурной политики" Лейтмотивом "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года" является приоритет семейного воспитания. Необходимость психолого-педагогического просвещения современных родителей подчеркивается "Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", "Фундаментальным ядром общего образования" и другими источниками.

В середине прошлого века В.А. Сухомлинс-ки й, обобщая педа гоги ч ески й оп ыт Па вл ы шской средней школы в области родительского просвещения, писал "сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей" [2,62]. Вместе с тем отметим, что на рубеже XX - XXI вв. в образовательных организациях родительское просвещение было сведено до минимума. У родителей значительно снизилась потребность в знаниях об особенностях детско-родительских отношений, о психологических возрастных особенностях своих детей, формах и методах собственного участия в становлении личности ребенка.

Анализ педагогического опыта в сфере работы с родителями, литературы по проблеме позволил в качестве одной из причин несостоятельности семейного воспитания назвать низкую педагогическую культуру современных родителей. Воспитание-этотворчество взрослых, фундаментом которого являются научные знания. Муж и жена как основатели семьи несут ответственность за все, что в ней происходит, и если отношения между супругами конфликтные или разрушаются, одновременно исчезает педагогически целесообразное взаимодействие родителей и детей. А там, где нет взаимопонимания между супругами, его нет и

с детьми. Нельзя не согласиться со справедливым утверждением В.А. Сухомлинского о том, что "прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отеци мать по-настоящемулюбятдругдру-га и в то же время любят и уважают людей" [3, 411].

Действенным средством оказания помощи современной семье в воспитании детей нам видится создание системы родительского просвещения, которая позволит повысить педагогическую компетентность родителей, грамотно выстроить детско-родительские отношения, вернуться к традиционным ценностям семьи таким, как любовь, верность, забота, честность, искренность, ответственность, доверие, честь, достоинство, знание и уважение своей родословной. Ребенок в подобной семье имеет больше возможностей вырасти добропорядочным семьянином с позитивной, осознанной, ответственной родительской позицией, достойным гражданином своей страны. На практике будет реализовано право каждого ребенка на семью, любовь и заботу родителей. Для граждан России будут обеспечены важныеусловия для саморазвития и совершенствования в выполнении основной социальной функции - семьянина, родителя.

Система педагогического просвещения родителей призвана формировать оптимальную родительскую позицию, ответственное родительство. В самом общем виде родительская позиция - это реальная психологическая и воспитательная направленность каждого из родителей, в основе которой лежит бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в определенных нормах и способах взаимодействия с ним. Оптимальная родительская позиция характеризуется адекватностью (наиболее близка к объективной оценке психологических особенностей ребенка); динамичностью (способна изменять методы и формы взаимодействия с ребенком в зависимости от его возрастных, индивидуальных особенностей и конкретной ситуации); прогностичнос-тью (воспитательные усилия направлены в будущее и ориентируются на требования, которые ставит перед растущим человеком дальнейшая жизнь). Ответственное родительство следует понимать как избирательную, активную позицию отца и матери в отношении выбора ими коммуникативных, воспитательных, образовательных, оздоровительных практик. Прямой противоположностью ответственному родительству является пассивная или инфантильная родительская позиция, которая характеризуется неосознанностью от-

¥

ш S

О ш

<

С1 ш

44

цом или матерью (а в худшем случае обоими супругами) родительских установок, позиций и ценностей, спонтанностью, неразборчивостью в способах общения и приёмах воспитания, низкой готовностью принять на себя ответственность за последствия воспитательных влияний на ребенка.

Просвещение вообще рассматривается как процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации (И.Кон). Педагогическое просвещение - это форма сотрудничества педагогов образовательных организаций и родителей, родительский всеобуч. Оно предполагает информирование родителей о возрастных изменениях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенное в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Педагогическое просвещение от любого другого просвещения отличается не только содержанием, но и способом организации - это, в первую очередь, обмен педагогическим опытом.

Современной педагогической практикой накоплен определенный опыт организации родительского просвещения: регулярно проводятся родительские собрания, общешкольные родительские конференции, встречи, декады Семьи, педагоги приглашают родителей на индивидуальные и групповые консультации, открытые уроки и воспитательные мероприятия.

Анализ опыта педагогического просвещения родителей позволяет основные формы его организации разделить на традиционные: родительские собрания, конференции, лекции, практикумы, семинары, вечера вопросов и ответов, диспуты, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые тематические консультации и нетрадиционные: ролевые и деловые игры, регламентированные дискуссии, устный журнал, обмен родительским опытом, родительские тренинги, родительские ринги. Остановимся на характеристике некоторых популярных форм взаимодействия педагогов образовательной организации и родителей.

Ведущей формой организации родительского просвещения остается родительское собрание, которое, согласно Н.Е. Щурковой, "должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека" [4,202-203].

Конференции (теоретические, научно-практические, читательские, по обмену опытом, конференции отцов, матерей) призваны решать проблему углубления, обобщения и закрепление знаний о воспитании детей. Такая форма работы с родителями требует тщательной подготовки и предусматривает их активное участие.

Лекция как форма родительского просвещения нацелена на изложение основных проблем воспитания. В лекции следует раскрывать механизмы поведения ребенка определенного возраста, закономерности развития его психики, особенности и правила воспитания в семье. Важное условие лекции - опора на опыт семейного воспитания. Эффективными методами общения на лекции представляются диалог заинтересованных партнеров, непринужденный разговор. Тематика лекций должна отличаться разнообразием и актуальностью, например: "Подросток и Интернет", " Как бороться с ненормативной лексикой", "Половое воспитание детей в семье".

Основной целью практикума является формирование у родителей педагогических умений и выработка навыков воспитания детей, эффективного, оптимального решения возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка их педагогического мышления.

Отличительной особенностью диспута является вовлечение всехучастников в обсуждение поставленной проблемы. Успехдиспута во многом определяется его подготовкой и компетентностью ведущего. Основной принцип диспута - уважительное отношение к мнению каждого участника. Особенно тщательно следует выбирать тему для диспута, ею может служить актуальная спорная проблема как семейного, так и школьного воспитания: "Ребенок -это зеркало, в котором родители могут увидеть себя", "Наказание: за и против", "Им 13! Будем рядом, вместе с ними или над ними".

Дни открытых дверей предоставляют родителям возможность познакомиться с содержанием и методами воспитания и обучения, условиями деятельности их детей в образовательной организации. В некоторых случаях "день открытых дверей" помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к своему ребенку, его способностям, увидеть его в другом свете. С этой же целью педагогами организуются открытые уроки, совместные внеклассные мероприятия.

Ролевые и деловые игры направлены на изучение уровня сформированности педагогических умений и навыков участников роди-

тельского просвещения. Методика ролевой и деловой игры предусматривает выбор темы, распределение ролей между участниками, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов их поведения. При этом важно проиграть несколько вариантов (как положительные, так и отрицательные) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать наиболее оптимальный для данной ситуации способ решения.

На индивидуальных и групповыхтематичес-ких консультациях родители узнают о делах и поведении ребенка в образовательной организации, а педагог получает необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого обучающегося. Успех консультирования зависит от того, насколько доверительные отношения установлены между родителями и педагогом, от его заинтересованности и компетентности.

При имеющемся положительном опыте организации педагогического просвещения родителей мы видим сегодня ряд проблем в осуществлении этой деятельности и ее результативности: снижение числа родителей, сотрудничающих с образовательными организациями; усиление расслоения родителей на различные социальные группы с собственными образовательными запросами; зачастую на родительских собраниях вместо родителей присутствуют бабушки и дедушки, братья и сестры, чьи ценности мало адаптированы к изменившимся социальным условиям. В результате этого они, с одной стороны, не являются для детей авторитетными воспитателями, а с другой - не принимают предоставляемую информацию, идущую вразрез с их установками. Мало изменился и характер просветительской деятельности и, несмотря на то, что в обществе значительно изменилась система ценностей, педагоги продолжают вести работу на основе старой системы, используя неэффективные методы и формы, последствием чего является рост недоверия родителей к системе просвещения. За рамками педагогических усилий оказывается группа молодежи, являющаяся потенциальными или молодыми родителями, чьи дети не посещают образовательных организаций, где проводится просветительская работа.

Считаем, что организация педагогического просвещения родителей должна включать три основные направления работы: просветительское направление - научить современных родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; консультативное - со-

вместный поиск методов и форм эффективного взаимодействия с ребенком в процессе приобретения им общественных и учебных навыков; коммуникативное направление -обогащение жизни современной семьи эмоциональными впечатлениями, опытом культуры внутрисемейных отношений.

Эффективность партнерства родителей и педагогов во многом зависит отучета ведущих принципов его организации:

- гуманистический характер отношений между педагогом и родителем, педагогом и ребенком, родителем и ребенком: все участники взаимодействия рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, ведущими принципами которой выступают демократия и творческое начало;

- максимальный учет индивидуальных интересов, потребностей и способностей участников педагогического просвещения, разнообразия культурного, образовательного уровня родителей и применение в связи с этим соответствующих разнообразных технологий, форм, методов и средств работы с родителями, что позволит организовывать просвещение по отдельным группам проблем и повысить его актуальность в глазах потенциальных участников;

- принцип природосообразности (систему родительского просвещения целесообразно выстраивать с учетом всего периода обучения ребенка в образовательной организации: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер);

- принцип индивидуального темпа продвижения участников в освоении учебного материала;

- принцип сочетания репродуктивного и творческого начала (главная задача педагогов заключается в том, чтобы каждый родитель на основе усвоенных знаний построил свою концепцию воспитания, ориентируясь на особенности своей ситуации и индивидуальность своего ребенка);

- смещение акцентов в педагогическом просвещении с информирования на создание условий для формирования и развития педагогических компетенций, навыков эффективного общения с детьми, необходимых для оптимизации детско-родительских отношений;

- изменение технологий работы, учитывающих современные "языки" общения и получения информации: интернет, компьютер;

- принцип сотворчества:участие всего коллектива в педагогическом просвещении родителей;

¥ I

UJ S

о

UJ

<

d UJ

46

- отбор содержания педагогического просвещения на основе мониторинга (запросов родителей и педагогов, динамики результатов проводимой работы);

- активное включение родителей учащихся в разработку и реализацию воспитательных и образовательных проектов и программ.

Целесообразным видится активное использование, наряду с традиционными, новых способов организации педагогического просвещения родителей, таких как исследо-вательско-проектные формы самообразования, ток-шоу, основанные на историях реальной жизни, семейный театр, семейные гостиные, вебинары, видео-лекции в сети Интернет, творческие лаборатории, мастер-классы, коммуникативные площадки.

Становится очевидным, что сегодня необходимо учить родителей быть родителями, формировать у них ответственную, позитивную родительскую позицию. В результате активной системной деятельности в этом направлении может быть решен ряд проблем современного общества: уменьшение количества разводов, повышение общекультурного уровня взрослого и детского населения, создание условий для самостоятельного решения

семьей своих социальных функций. В области образования родительское просвещение позволит решить вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом "повернуть" родителей лицом к образовательной организации. Именно родители должны стать помощниками педагогов, полноправными, заинтересованными участниками педагогического процесса, союзниками в общем деле воспитания подрастающего поколения. Целенаправленная, систематическая работа с родителями - необходимое условие успешной деятельности образовательной организации.

Литература:

1. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: монография. - М. : Интеллектуальная книга - Новый хронограф, 2010. - 352 с.

2. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. - б-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 270 с.

3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Выбор, соч. в 5 т. - М., 1977. - Т. 5. - С. 410-414.

4. Щуркова Н.Е. Классное руководство. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

APPROACHES OF USING FLASH-TECHNOLOGY AT IT LESSONS

Novick Natalia Gennadievna, PhD of Historical science, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

This article is devoted to innovative flash-technology. This technology enhances interest of primary school students, develop creative thinking and quality of the educational process. С increased load in the middle tier, especially important is to maintain student interest. Methodical possibilities of using flash-technology in the classroom natural and humanitarian cycle has a high capacity to develop. Optimizing the learning process takes place through in individualization, feedback present, enhance visibility. Application of flash-technology allows students to receive practically oriented knowledge.

Keywords: flash-technology; interactive learning tools; innovative technology; multimedia.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ FLASH- ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМА ТИКИ

В статье рассмотрена инновационная flash-технология. Данная технология способствует повышению интереса учащихся начальной школы, развитию креативного мышления и качества образовательного процесса. С усилением нагрузки в среднем звене, особенно актуальным является поддержание интереса учащихся. Методические возможности использования flash-технологий на уроках естественного и гуманитарного циклов обладают высокими развивающими возможностями. Оптимизация учебного процесса происходит благодаря индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Применение flash-технологии позволяет учащимся получить практико-ори-ентированные знания.

Ключевые слова: flash-технология; интерактивные средства обучения; инновационные технологии; мультимедиа.

УДК 371.38 ВАК РФ 13.00.02

© Новик Н. Г., 2017

НОВИК Наталья Геннадиевна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.