2. Декснис В.Б. Некоторые возможности детерминации категориального аппарата педагогики физической культуры и спорта // В сборнике: Достижения и проблемы современной науки : отв. ред. Сукиасян А. А. - 2015. - С. 70-72.
3. Иванова Н.В. Исследования образовательной среды как фактора развития личности младшего школьника //Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. - С. 232-235.
4. Мунирова Л.Р. К вопросу развития педагогики физической культуры в современной образовательной среде // Спортивная наука России: состояние и перспективы развития : сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию журнала "Теория и практика физической культуры. - 2015. - С. 280-285.
5. Надёжина Н.В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у студентов 1-3 курсов АЧИИ ФГБОУ ВО ДОНГАУ// КОНЦЕПТ. - 2016. - Том 23.-С. 55-58.
6. Науменко Ю.В. Педагогика физической культуры // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2016. -Т. 2. №2 (6).-С. 65-79.
7. Попов М.Н. Педагогика на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. - 2010. - №3.-С. 5-8.
8. Шхагапсоева М.Х. Структурно-функциональная модель средовой организации в процессе гражданско-правового воспитания школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. - Вып. 4. - С. 115-120.
9. Fullan М., Langworthy М. Towards a New End: New Pedagogies for Deep Learning. URL: http:// www.newpedagogies.org.
10.Hardman K., Marshall J.J. World-wide Survey II of School Physical Education. Final Report. Berlin: ICSSPE, 2008.
11.Kirk D. Physical Education Futures London: Routledge, 2010.
12.Penney D., Chandler T. Physical education: what future(s)? // Sport, Education and Society. 2000. № 5. pp. 71-87.
13.Siemens G. What does it mean to know today? / / Education Review. 2006. № 16(08). P. 13. 14.Tinning R., Kirk D., Evans J. Learning to Teach Physical Education. Sydney: Prentice Hall, 1993.
THE MODEL OF TEACHERS TRAINING FOR EDUCATION OF TEENAGE MOBILITY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Naidanova Yullya Vadimovna, Post-graduate student, South Ural State University (National research university), Chelyabinsk
E-mail: julianaidanovaigigmail. com
The article describes the model of teachers training for education of teenagers' mobility in the system of additional professional education, including the components: orientating, contensive-methodicai and resuitative-vaiuative, which together represent the logic of implementation the educational process.
Keywords: the model of teachers training; teachers training for education of mobility.
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАНИЮ МОБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье охарактеризована модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования, включающая ориентирующий, содержательно-методический и результативно-оценочный компоненты, которые в совокупности отражают логику реализации соответствующего образовательный процесса. Ключевые слова: модель подготовки педагогов; подготовка педагогов к воспитанию мобильности.
УДК 378.046.4 ВАК РФ 13.00.08
5 Найданова Ю.В., 2017
НАИДАНОВА Юлия Вадимовна, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследова тельский университет), Челябинск julianaidanovalS>gmail. сот
В научной деятельности анализ теоретических материалов, сбор и обобщение эмпирических данных является основой моделирования. Моделью в педагогике принято называть отражение исследуемой действительности в форме реального или идеального объекта, который по своей природе может отличаться от прообраза [2]. Как отмечает В.Б. Шапарь, от моделей ожидают формального упорядочивания, структурирования имеющихся данных; наглядности представления о структуре; возможности перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам [8]. Мы предлагаем рассмотреть модель, которая будет отражать феномен подготовки
педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования.
В модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования для отражения внутренней организации данного процесса целесообразно включить такие традиционные для педагогических моделей составные элементы, как предпосылки, принципы, цель, субъекты,содержание, этапы и результат подготовки педагогов к воспитанию мобильности. Мы объединим предложенные
элементы модели в ориентирующий, содержательно-методический и результативно-оценочный компоненты для того, чтобы отразить общую логику реализации образовательного процесса по подготовке педагогов к воспитанию мобильности личности.
На рисунке 1 представлена концептуальная модель, отражающая феномен подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования, а также взаимосвязь всех компонентов.
Цель Подготовка педагогов к воспитанию социально востребованной мобильности подростков, соответствующей требованиям социального заказа
»риентирующий компонент Предпосылки Нормативно-правовые: профессиональный стандарт педагога, ФГОС основного общего образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», Концепцию развития дополнительного образования детей, Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Стратегию развития воспитания в РФ до 2025 года, послание Президента РФ Федеральному собранию в 2013 и 2014 годах и т.д.
Методологические: совокупность системно-синергетического, процессного и деятельностного подходов.
Теоретические: достижения теорий личности, теории андрагогики, теории воспитания, теории сотрудничества, теории взаимодействия, теории мобильности.
и Практические: выявлены недостаточный уровень подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, низкий уровень мобильности подростков.
Принципы Принцип учета возрастных особенностей взрослых, принцип сочетания формального, неформального и информального образования, принцип преемственности процесса подготовки, принцип осуществления подготовки через деятельность
Функции ориентирующего компонента, целеобразующая и направляющая
▼ ▼
Субъекты взаимодействия: Представители муниципального органа управления образованием и муниципального методического центра, методические объединения педагогов, передовые педагоги-практики = слушатели ) (педагоги)
I ЭТАП - ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
? *
с а II ЭТАП - ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ
III ЭТАП - ЭКСПЕРТНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
Функции содержательно-методического компонента, организационная; обучающая; развивающая и интегративная ▼ ▼
Результативно-оценочный компонент Ожидаемый результат Достижение педагогами более высокого уровня подготовки к воспитанию социально востребованной мобильности подростков, соответствующей требованиям социального заказа
Уровни Пороговый ^ Высокий ^ Продвинутый
Критерии оценивания Знания в области воспитания мобильности Умения в области воспитания мобильности
Мотивация профессиональной деятельности в области воспитания мобильности
Средства оценивания Тесты достижений Тесты способностей Экспертные листы
Функции результативно-оценочного компонента, оценочная; аналитическая и контролирующая
Рисунок 1 - Модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования
Описание представленной модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности стоит начать с рассмотрения ориентирующего компонента, который необходим для оп-
ределения основополагающих установок и направлений деятельности по подготовке педагогов к воспитанию мобильности подростков.
¥
ш S
О ш
<
С1 ш
38
Он включает в себя цель, предпосылки и принципы, выступающие основой проектирования образовательного процесса.
Среди предпосылок мы выделяем следующие: нормативно-правовые, методологические, теоретические и практические предпосылки, которые позволят наиболее полно представить основания нашей модели и образовательной программы.
К нормативно-правовым предпосылкам проектирования модели можно отнести те законодательные акты, которые определяют актуальность как самой подготовки педагогов к воспитанию мобильности, так и самого воспитания мобильности подростков.
Методологические предпосылки проектирования модели нашего исследования представляют собой совокупность системно-синер-гетического, процессного и деятельностного подходов. Поскольку данные подходы достаточно подробно представлены в научно-педагогической литературе, то акцентируем внимание на их использовании в нашем исследовании.
Системно-синергетический подход - это методологическая ориентация исследования, основанная на рассмотрении объектов изучения в виде открытых и нелинейных систем [7]. При этом понятие системы трактуется как "целостная совокупность элементов, находящихся во взаимодействии и взаимосвязях друг с другом, выполняющая определенные функции (в случае социальных систем - целесообразные), тесно связанная со средой, благодаря чему возможно управление ею" [1, с. 59]. Опора на данный подход в нашем исследовании позволила: определить состав и структуру основных компонентов системы подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков; установить ведущие взаимосвязи между компонентами модели, а также этапность реализации содержательно-методического компонента, которые способствуют усилению потенциала системы подготовки педагогов, поднимают ее на качественно новый уровень; определить функции компонентов модели и всей модели в совокупности; установить формальные и неформальные факторы развития модели; рассмотреть сотрудничество слушателей (педагогов) в процессе подготовки как основу для их самовоспитания и самосовершенствования в аспекте мобильности.
Мы будем опираться на процессный подход, который трактуется нами как ориентация исследования на выявление в изучаемом явлении главных процессов и их составляющих, имеющих приоритетное значение для разре-
шения проблемы. Процессный подход предполагает не только реализацию процесса, но и управление (самоуправление) исследуемым процессом [6]. Главным понятием данного подхода является понятие процесса, под которым понимается "совокупность взаимосвязей деятельности и ресурсов, которая преобразует исходное состояние в заданное (желаемое), входящие элементы - в выходящие" [3, с. 217]. Применение процессного подхода в рамках нашего исследования помогло нам: рассмотреть явление подготовки педагогов к воспитанию мобильности личности как целенаправленный, непрерывный, поступательный процесс; признать возможность управления рассматриваемого явления со стороны профессиональных субъектов; условно разделить процесс подготовки на отдельные этапы, которые в совокупности показывают изменение состояния субъектов при движении к заданной цели; охарактеризовать каждый этап через описание целевого, содержательно-процессуального, результативного блоков, которые направлены на преобразование исходного состояния явления подготовки в желаемое; обратить внимание на ресурсы системы, которые используются для достижения цели на каждом из представленных этапов.
Еще одним подходом, которым мы руководствовались при построении модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования, является деятельностиый. Под деятельностным подходом понимается принципиальная ориентация исследования, при которой основной акцент делается на том, что основой развития является деятельность как преобразование окружающей действительности [5]. Исследователями подчеркивается, что суть обучения состоит в совместной деятельности обучаемых и обучающих, признавая при этом обучаемых активными субъектами обучения [4]. В результате реализации деятельностного подхода были определены: непрерывность подготовки, включающей следующие этапы: ознакомительный, проектировочный, экспертно-оценочный; необходимость внедрения системы поддержки педагогов со стороны модераторов и тьюторов; целесообразность применения в процессе подготовки педагогов методов активного обучения, таких как метод конференции, метод круглого стола, метод семинаров, метод проектирования.
Остановимся подробнее на практических предпосылках. По итогам проведенного иссле-
дования нами был выявлен недостаточный уровень подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков. Это значит, что 68 % педагогов обладают пороговым (базовым) уровнем подготовки, владеют исключительно знаниями, которые не подкреплены конкретными умениями, о том, как и с помощью каких средств можно воспитывать мобильность подростков. При этом достаточный и продвинутый уровни подготовки показали лишь 25% и 7% педагогов, соответственно.
Таким образом, основные функции ориентирующего блока - целеобразующая (обозначение основополагающих установок модели) и направляющая (определение основных направлений взаимодействия субъектов подготовки).
Содержательно-методический компонент отражает основное содержание подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков. Субъектами, отвечающими за реализацию содержательно-методического компонента, являются представители муниципального органа управления образованием и муниципального методического центра, эксперты - передовые педагоги-практики и педагоги, входящие в муниципальные методические объединения. Компонент состоит из ознакомительного, проектировочного и экспертно-оценочного этапов. При этом каждый этап условно поделен на целевой, содержательно-процессуальный и результативный блоки, которые помогают представить этапы более структурно. Кроме того, содержательно-процессуальный блок представлен через организационный, информационный, методический аспекты, которые отражают конкретное содержание каждого этапа. Рассмотрим подробнее каждый из этапов содержательно-методического компонента.
Первый этап реализации образовательной программы - ознакомительный.
Целевой блок данного компонента отражает его цель: познакомить педагогов с нормативно-правовой базой федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующей воспитание мобильности подростков; с основными понятиями, содержанием, формами и методами воспитания мобильности подростков.
Содержательно-процессуальный блок ознакомительного этапа состоит из трех аспектов: организационного, информационного и методического.
Организационный аспект данного этапа включает описание необходимыхусловий осуществления образовательного процесса:
- человеческие ресурсы: преподаватели, знающие теоретические основы воспитания мобильности подростков, нормативно-правовую базу федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующую воспитание мобильности подростков;
- материально-технические ресурсы: учебная аудитория, оснащенная учебной мебелью для преподавателя и слушателей, компьютером, проектором, экраном (для занятий в очной форме) и/или учебная аудитория, оснащенная учебной мебелью для преподавателя, компьютером, видео/веб камерой, микрофоном (для занятий в дистанционной форме).
Информационный аспект ознакомительного этапа необходим для описания носителей информации, которые представляются слушателям на период обучения. На данном этапе это можно реализовать через создание Интернет-сайта, составление печатных и/или элект-: ронных пособий.
Методический аспект включает описание возможных форм и средств реализации ознакомительного этапа. В педагогике принято подбирать формы и средства обучения в зависимости от особенностей слушателей. Так как модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков ориентирована на имеющих профессиональный опыт учителей, то рекомендуется использовать следующие формы (исходя из начального уровня подготовленности слушателей по теме воспитания мобильности): лекции (лекции-визуализации, активные или проблемные лекции), семинары (семинар-беседа). Данные формы предложены нами не случайно: они будут способствовать не только передаче и обмену информацией, но обсуждению различных взглядов по теме воспитания мобильности, вовлечению слушателей к решению проблем воспитания мобильности подростков, активизации интереса и мотивации к профессиональной деятельности по решению данной проблемы.
Среди средств, которые могут быть использованы в процессе подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, и, исходя из обозначенных форм, нами предлагаются следующие: раздаточные материалы, печатные и электронные пособия, памятки, презентации, видеофильмы. При этом, если первые перечисленные средства являются довольно распространенными в системе образования,то видеофильм, как средство, в процессе подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков можно рассматривать как некую новацию. Видеофильм может содержать образ-
¥
ш S
О ш
<
С1 ш
40
цы успешной работы передовых педагогов-практиков в воспитании мобильности подростков для последующего обсуждения слушателями.
Результативный блок реализации образовательной программы на ознакомительном эта п е отража ет ожи да емы е резул ьтаты. По итогам реализации данного этапа педагог должен будет знать перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитание мобильности школьников; основные понятия, содержание, формы и методы работы по воспитанию мобильности подростков.
Отметим, что, пройдя первый этап подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, педагог будет обладать знаниями, достаточными для того, чтобы перейти ко второму этапу подготовки - проектировочному.
Итак, второй этап реализации образовательной программы дополнительного профессионального образования - проектировочный -также включает в себя целевой, содержательно-процессуальный и результативный блоки. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Целевой блок данного этапа отражает цель: познакомить педагогов с особенностями проектирования авторской Программы воспитания мобильности подростков: структурой и содержанием программы; а также научить применять полученные знания на практике.
Для достижения поставленной цели в содержательно-процессуальный блок проектировочного этапа включены организационный, информационный и методический аспекты.
Организационный аспект предполагает организацию условий проектирования педагогами авторских Программ воспитания мобильности подростков:
- человеческие ресурсы: преподаватели, знающие основы педагогического проектирования, и тьюторы для сопровождения процесса проектирования авторских Программ воспитания мобильности подростков из числа специалистов муниципального методического центра и экспертов - педагогов-новаторов;
- материально-технические ресурсы: учебная аудитория, оснащенная учебной мебелью для преподавателя и слушателей, компьютером, проектором, экраном (для занятий в очной форме) и/или учебная аудитория, оснащенная учебной мебелью для преподавателя, компьютером, видео/веб камерой, микрофоном (для занятий в дистанционной форме). Кроме того, непосредственно для процесса проектирования нужно обеспечить слушате-
лей оборудованным компьютерным классом с возможностью выхода в сеть интернет.
Информационный аспект проектировочного этапа может быть реализован через создание интернет-сайта, составление печатных и/или электронных пособий.
Методический аспект на проектировочном эта пе п редпола гает оп исан ие возможн ых форм и методов методического сопровождения проектирования педагогами авторских Программ воспитания мобильности подростков. Оказание методического сопровождения включает в себя проведение занятий в форме: лекций (лекций-визуализаций), семинаров (семинар-беседа), индивидуального и группового консультирования. Данные формы направлены на передачу информации о педагогическом проектировании, а также на сопровождении деятельности слушателя, проектирующего авторскую Программу воспитания мобильности подростков.
Среди средств, которые могут быть использованы в процессе подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, и, исходя из обозначенных форм, нами предлагаются следующие: раздаточные материалы, печатные и электронные пособия, памятки, презентации, образцы авторских Программ воспитания мобильности подростков, инструкции по оформлению авторских Программ воспитания мобильности подростков.
Результативный блок реализации проектировочного этапа предполагает, что педагог будет знать методы проектирования программы воспитания мобильности подростков, уметь применять освоенные методы при проектировании собственной Программы воспитания мобильности подростков.
Отметим, что, пройдя второй этап подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, педагог будет обладать знаниями и умениями, достаточными для того, чтобы перейти к третьему этапу подготовки -экспер-тно-оценочному.
Третий этап подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков - экспертно-оценочный - предполагает проведение комплексной оценки авторских Программ воспитания мобильности подростков.
Целевой блок третьего этапа предполагает достижение следующей цели: оценить авторские проекты педагогов "Программа воспитания мобильности подростков"; при необходимости - предложить коррекцию разработанных авторских проектов педагогов в соответствии с замечаниями.
Содержательно-процессуальный блок данного этапа также включает организационный, информационный и методический аспекты.
Организационный аспект экспертно-оце-ночного этапа включает описание необходимых условий его осуществления:
- человеческие ресурсы: преподаватели, эксперты из числа представителей муниципального органа управления образованием, муниципального методического центра и педагогов-новаторов;
- материально-технические ресурсы: учебная аудитория, оснащенная учебной мебелью для преподавателя и слушателей, компьютером, проектором, экраном.
Информационный аспект этого этапа может быть реализован через создание интернет-сайта, составление печатных и/или электронных пособий.
Методический аспект включает описание возможных форм и средств методического сопровождения оценивания педагогами авторских Программ воспитания мобильности подростков. Организовать теоретическую часть данного этапа можно в форме лекций. Непосредственно деятельность по оцениванию Программ лучше проводить в формате конференции, на которой всем педагогам, достигшим этого этапа, необходимо будет представить авторскую Программу воспитания мобильности подростков.
Среди средств, которые могут быть использованы в процессе подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, и, исходя из обозначенных форм, нами предлагаются следующие: раздаточные материалы, печатные и электронные пособия, памятки. Здесь также может пригодиться инструкция по проведению занятий в формате конференции.
Результативный блок реализации эксперт-но-оценочного этапа отражает результаты, которые могут быть получены. Итак, по итогам прохождения экспертно-оценочного этапа педагог будет знать методы оценивания и корректирования Программы воспитания мобильности, уметь оценивать проекты Программ воспитания мобильности подростков, корректировать разработанную Программу воспитания мобильности подростков в соответствии с замечаниями.
Стоит отметить, что, пройдя третий этап подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, педагог будет обладать уровнем подготовленности, достаточным для того, чтобы самостоятельно проектировать, реализовывать, а также своевременно крити-
чески оценивать и вносить корректировки в авторскую Программу воспитания мобильности подростков. Подчеркнем, что при необходимости внесения корректировок, педагог осуществляет редакцию разработанной авторской Программы уже вне рамок данной модели. Безусловно, при этом он может рассчитывать на индивидуальное консультирование со стороны специалистов муниципального методического центра.
Таким образом, содержательно-методический компонент выполняет следующие функции: организационную (создание условий для применения модели через разработку и реализацию образовательной программы), обучающую (освоение новых знаний и умений), раз- ^ вивающую (развитие профессионально значимых качеств педагога, необходимых для -воспитания мобильности подростков), интег- " ративную (организация взаимодействия всех=г субъектов модели для достижения за план и ро- ; ванного результата). КА
Результативно-оценочный компонент модели необходим для того, чтобы определить эффективность предложенной модели, а также оценить полученный итог.
Результативно-оценочный компонент модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков включает ожидаемый результат, а также уровни подготовки педагогов, критерии оценивания данных уровней. В качестве ожидаемого результата мы рассматриваем достижение педагогами более высокого уровня подготовки к воспитанию социально востребованной мобильности подростков, соответствующей требованиям социального заказа. При этом под достижением более высокого уровня подготовки мы понимаем продвижение педагогов в ходе подготовки по следующим уровням: пороговый, высокий, продвинутый. Для определения уровня подготовки нами используются следующие критерии: знания в области воспитания мобильности, умения в области воспитания мобильности, мотивация профессиональной деятельности в области воспитания мобильности подростков.
Таким образом, результативно-оценочный компонент выполняет следующие функции: оценочную (проведение оценки достигнутых результатов), аналитическую (анализ полученных результатов), контролирующую (сравнение полученных результатов с целью модели).
Подводя итог, укажем, что реализация модели подростков в системе дополнительного профессионального образования требует обеспечения специальными условиями, кото-
рые станут предметом исследования в следующих статьях.
Литература:
1. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельный аспект/ В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004.-216 с.
2. Котлярова И.О. Инновационные системы повышения квалификации / И.О. Котлярова. - Челябинск : ЮУрГУ, 2008. - 320 с.
3. Краткий психологический словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 359 с.
4. Леонтьев A.A. Что такое деятельностный подход в образовании? / A.A. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 1. - С. 3-6.
5. Миронов A.B. Деятельностный подход в образовании. Деятельность учебная, игровая, проектная, исследовательская: способы реализации, преемственность между различными ступенями общего образования / A.B. Миронов. - Набережные Челны : НИСПТР, 2013. - 212 с.
6. Нисман О.Ю. Процессный подход в управлении образовательным учреждением / О.Ю. Нисман, Е.М. Садыкова. - Самара : КФУ, 2008. - 127 с.
7. Сериков Г.Н. Педагогика. Книга 1. Объект исследования / Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 440 с.
8. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 285 с.
PEDAGOGICAL EDUCATION FOR PARENTS AS AN INSTRUMENT FOR THE FORMATION OF RESPONSIBLE PARENTHOOD
Naumenko Natalya Mikhaelovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of General Pedagogy, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg E-mail: nn.nata77igimail.ru
The article dwells on the significance of pedagogical education for parents, represents the existing formats of parenting education and conditions for its organization, and defines the directions and the main principles of creating the system of parenting education in modern conditions.
Keywords: parenting education; responsible and positive parenthood; the optimum position of a parent.
УДК 373.08 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ВАК РФ 13.00.01 КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО
РОДИТЕЛЬСТВА
©Науменко Н.М., 2017 В статье обоснована актуальность педагогического просвещения родителей,
представлены формы и условия его организации, а также определены направления и ведущие принципы создания системы родительского просвещения в современных условиях.
Ключевые слова: педагогическое просвещение; ответственное и позитивное родительство; оптимальная родительская позиция.
НАУМЕНКО Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург пп.па 1а77@таИ. г и
Семья - это социально-культурный институт, от состояния которого во многом зависит стабильность существования общества; это основная и необходимая ступень бытия человека, естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладывается фундамент полноценного развития личности: происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки коммуникации, формируются образ "Я", самооценка, духовные и мировоззренческие качества, самостоятельность, ответственность. Однако политические и экономические изменения в России конца XX века обусловили кризис семьи: практически полностью исчезло почитание родителей, уважение к истории своей семьи, страны, произошел разрыв связи между старшим и младшим поколениями. Семья с её укладом и традициями для большей части молодых людей перестала быть ценностью. У современных родителей сформировалась потребительская позиция по отношению к государству и безответственная - по отношению к ребенку. Специалистами в сфере работы с семьей отмечается резкое понижение воспитательного потенциала современной семьи, фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания.