Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования'

Подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАНИЮ МОБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАНИЮ МОБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ / КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ / TEACHERS TRAINING FOR EDUCATION OF TEENAGE MOBILITY / MODEL OF TEACHERS TRAINING FOR EDUCATION OF TEENAGE MOBILITY / COMPLEX OF CONDITIONS TO REALIZATION THE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найданова Юлия Вадимовна

Цель. Статья посвящена проблеме подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования. Автор ставит своей целью описать модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков и комплекс организационно-педагогических условий ее реализации. Методы. Основу исследования образуют теоретические (теоретический анализ и синтез информации, содержащейся в педагогической, психологической литературе по проблеме исследования, моделирование) методы исследования. Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор дает определение понятия «подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков», описывает модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, которая состоит из ориентирующего, содержательно-методического и диагностико-оценочного компонента; стадий проектирования и реализации программы воспитания мобильности подростков; блока разработки и реализации программ самовоспитания мобильности; предлагает комплекс организационно-педагогических условий реализации модели, который включает создание единой информационно-образовательной среды для слушателей образовательной программы дополнительного профессионального образования; педагогическую фасилитацию самовоспитания мобильности слушателей; непрерывную обратную связь как основу для организации продуктивно-творческого сотрудничества субъектов образовательного процесса. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены для подготовки педагогов к исполнению новых трудовых функций в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найданова Юлия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS TRAINING FOR EDUCATION OF TEENAGE MOBILITY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Purpose. The article is devoted to the problem of teachers training for education of teenage mobility in the system of additional professional education. The author’s aim is to describe the model of teachers training for education of teenage mobility and the complex of organizational-pedagogical conditions for its implementation. Methods. The basis of the research is the theoretical (theoretical analysis and synthesis of information contained in the pedagogical, psychological literature about the problem of research, modeling) research methods. Results. The results of this work consist in the fact that the author gives a definition of the concept “teachers training for education of teenage mobility”, describes the model of teachers training for education of teenage mobility, which contains of an orientating, contensive-methodical and diagnostic-valuative component; stages of design and implementation of the program for education of teenage mobility; block of development and realization of mobility self-education programs; offers a complex of organizational-pedagogical conditions for implementation of model, which includes the developing of a unified information-educational environment for the educational program participants of additional professional education; pedagogical facilitation selfeducation for mobility of the participants; continuous feedback as the basis for organizing the productive and creative cooperation of the educational process subjects. Practical implication. The results of this research can be applied to train teachers for fulfillment of new labor functions in the system of additional professional education.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-56-74 УДК 378.046.4

ПОДГОТОВКА

ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАНИЮ МОБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найданова Ю.В.

Цель. Статья посвящена проблеме подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования. Автор ставит своей целью описать модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков и комплекс организационно-педагогических условий ее реализации.

Методы. Основу исследования образуют теоретические (теоретический анализ и синтез информации, содержащейся в педагогической, психологической литературе по проблеме исследования, моделирование) методы исследования.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор дает определение понятия «подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков», описывает модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, которая состоит из ориентирующего, содержательно-методического и диагностико-оценочного компонента; стадий проектирования и реализации программы воспитания мобильности подростков; блока разработки и реализации программ самовоспитания мобильности; предлагает комплекс организационно-педагогических условий реализации модели, который включает создание единой информационно-образовательной среды для слушателей образовательной программы дополнительного профессионального образования; педагогическую фасилитацию самовоспитания мобильности слушателей; непрерывную обратную связь как основу для организации продуктивно-творческого сотрудничества субъектов образовательного процесса.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены для подготовки педагогов к исполнению новых трудовых функций в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков; модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков; комплекс условий реализации модели.

TEACHERS TRAINING FOR EDUCATION OF TEENAGE MOBILITY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Naydanova Yu.V.

Purpose. The article is devoted to the problem of teachers training for education of teenage mobility in the system ofadditional professional education. The author’s aim is to describe the model of teachers training for education of teenage mobility and the complex of organizational-pedagogical conditions for its implementation.

Methods. The basis of the research is the theoretical (theoretical analysis and synthesis of information contained in the pedagogical, psychological literature about the problem of research, modeling) research methods.

Results. The results of this work consist in the fact that the author gives a definition of the concept “teachers training for education of teenage mobility”, describes the model of teachers training for education of teenage mobility, which contains of an orientating, contensive-methodical and diagnostic-valuative component; stages of design and implementation of the program for education of teenage mobility; block of development and realization of mobility self-education programs; offers a complex of organizational-pedagogical conditions for implementation ofmodel, which includes the developing of a unified information-educational environment for the educational program participants of additional professional education; pedagogicalfacilitation self- education for mobility of the partici-

pants; continuous feedback as the basis for organizing the productive and creative cooperation of the educational process subjects.

Practical implication. The results of this research can be applied to train teachers for fulfillment of new labor functions in the system of additional professional education.

Keywords: teachers training for education of teenage mobility; model of teachers training for education of teenage mobility in the system of additional professional education; complex of conditions to realization the model.

Проблемой нашего исследования является подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков, под которой мы понимаем вид их профессиональной подготовки, осуществляемый в системе дополнительного профессионального образования, который направлен на освоение слушателями знаний, умений, мотивов и формирование профессиональной мобильности, необходимой при проектировании и реализации программ воспитания мобильности подростков. Проблема обусловлена следующими факторами: во-первых, имеющийся социальный заказ подтверждает важность и актуальность подготовки педагогов к воспитанию мобильности обучающихся [3, 11, 12]. Во-вторых, актуальность воспитания мобильности подростков и подготовки педагогов к исполнению этой инновационной трудовой функции определятся и потребностями практики образования. В ходе констатирующего эксперимента нами установлено, что около трети педагогов обладают пороговым (базовым) уровнем готовности, т.е. владеют исключительно знаниями (которые не подкреплены конкретными умениями) о том, как и с помощью каких средств можно воспитывать мобильность личности подростков. При этом примерно 61,0% подростков обладают низким (репродуктивным) уровнем мобильности, а значит, уровнем, недостаточным для успешной жизнедеятельности в образовательном и жизненном пространствах.

В то же время анализ отечественной и зарубежной литературы показал недостаточную теоретическую разработанность данной

проблемы, несмотря на то, что большой вклад в изучение отдельных аспектов вышеназванной проблемы внесли Е.В. Корябкина, Э.М. Никитин, Е.П. Тонконогая и др. - в положения теории дополнительного профессионального образования педагогических работников [5, 9, 15]; Л.А. Амирова, Т.Б. Котмакова, П. Сорокин и др. - в ключевые позиции теории мобильности [1, 7, 17]; Г.Я. Гревцева, Л.И. Новикова, Г.Н. Сериков и др. - в положения теории воспитания [4, 13, 14]. В частности, данными исследователями были обоснованы возможности развития мобильности у обучающихся, а также особенности повышения квалификации педагогов как специфических субъектов дополнительного профессионального образования. Однако широкий спектр педагогических исследований в данной области не способен решить поднятую проблему, т.к. в них не учитываются современные требования, предъявляемые к педагогам со стороны государства, а также специфика основного общего образования и психологическая обусловленность необходимости воспитания мобильности у подростков.

Для решения обозначенной проблемы был проведен анализ теоретических материалов, сбор и обобщение эмпирических данных, которые стали основой моделирования. Моделирование педагогических явлений и процессов составляет суть исследовательской деятельности в образовании.

Обобщенной целью разработки нашей модели является построение системы подготовки педагогов к воспитанию социально востребованной мобильности подростков, соответствующей требованиям социального заказа. Для достижения этой цели возможно использование ресурсов муниципальной системы образования, в состав которой кроме образовательных организаций различного вида и уровней входят также профессиональные объединения педагогов, общественные организации, родительские советы, муниципальные органы управления образованием, муниципальные методические службы и т.д.

Модель в педагогике представляет собой проектируемый образовательный процесс [6]. Таким образом, предлагаемая нами модель

является отражением образовательного процесса, который поможет в подготовке педагогов к воспитанию мобильности подростков.

В модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования для отражения внутренней организации данного процесса целесообразно включить такие традиционные для педагогических моделей составные элементы, как предпосылки, принципы, цель, субъекты, содержание, этапы и результат подготовки педагогов к воспитанию мобильности. Именно указанные элементы позволят системно подойти к описанию подготовки педагогов, подробно остановившись на всех особенностях содержания модели. Мы объединим предложенные элементы модели в ориентирующий, содержательно-методический и диагностико-оценочный компоненты для того, чтобы отразить общую логику реализации образовательного процесса по подготовке педагогов к воспитанию мобильности личности. Кроме того, в модель входят стадии проектирования и реализации программы воспитания мобильности подростков, которые отражают логику деятельности педагогов по воспитанию мобильности подростков, и блок разработки и реализации программ самовоспитания мобильности, показывающий специфику самовоспитания мобильности педагогов в ходе осуществления подготовки. Именно самовоспитание педагога, сопровождение которого может и должно осуществляться в процессе дополнительного профессионального образования, позволит ему приобрести такое значимое личностное качество как профессиональная мобильность и демонстрировать его подросткам, став для них примером проявления активности и творческой самореализации в изменяющихся условиях.

Каждый компонент системы выполняет определенную функцию, имеет специфическое содержательное наполнение и вносит вклад в гарантированное достижение поставленной цели в деле подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков.

На рисунке 1 представлена модель, отражающая процесс подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, а также взаимосвязь всех компонентов.

Цель: подготовить педагогов к воспитанию мобильности подростков U-

----------------------------------1 т------

/7рег)и0съ1У/ки:норма1'ивно-11равовые, методологические, теоретические, практические

Притопы: учета возрастных особенностей взрослых, преемственности процесса подготовки, сочетания формального, ________________________________неформального и информального образования_______________________________

Дополнительное профессиональное образование

Ориентирующий компонент функции: целеобоазуюшая, направляющая

1 Целы, ориентировать педагогов па воспитание мобильности I подростков

| Методы: пример, обращение к личностным интересам и опыту, беседа, демонстрация и др.

Осознанная потребность в подготовке к воспитанию мобильности подростков

Содержательно-

методический

компонент

Внешняя среда

чСамовоспитание I \ педагога

Цель'.

самовоспитание

профессиональной

мобильности

Цель: осуществить подт-товку педагога к воспитанию мобильности подростков

Функции. организационная, обучающая, развивающая, интефативпая, реализующая

Целы познакомить педагогов с теоретическими основами и нормативноправовой базой, регламентирующей воспитание мобильности подростков

J

ОЛ

В

ei

т = <т> ы

О

Субъектный aci ickt педагоги; представители муниципальною методического центра, эксперты -педагоги-практики

Информационный аспект: электронные источники, со-лспжащиегеорегическис основы и нопмагивно-ппавокые акты воспитания мобильности подростков

Методический аспект: лекции-визуализации, активные тити проблемные лекции, семинар-бсссда и др.

Результат: знаниспсдашгаминормативно-правовых и теоретических основ воспитания мобильности подростков

Цель: освоение недатгами практических умений проектирования программывоспитания мобильности подростков

Субъектный аспект :пеп&гош, представители муниципального методического центра, эксперты —

Информсащонный ас-нект:электронные источники е образцами иротрамм воспитания мобильности, методические рекомендации но проектированию нро-

Методический аспект: лекции-визуализации, семинарбеседа, индивидуальное и групповое консультирование и др.

Результат: освоение педагогами способовпроектирования

программы воспитания мобильности подростков_________________

Цель: экспертиза, оценка и коррекция разработанных слушателями авгорекихнрограмм воспитания мобильности подростков

Субъектный аспект:педагоги; предс тавители органа управления образованием и муниципального методического центра, педагоги-практики

Информационный ас-нек7н;:)лек1рош1ыс матс-pnajTbi но критериям и методикам экспертизы оценивания программ

Методический аспект: установочная сессия, конференция и

щ___________

Результат: овладение псдагогамимстодами экспертизы, оценивания и корректирования протраммы воспитания

Цель: сопровождение реализации авторских профамм воспитания ___________________мобильности подростков__________________

Субъектный ас-некди.пелагоги: подростки; представители муниципального методическо-

Информащонный аспект: интернет-сайт, методические рекомендации по реализации профамм воспитания мобильности

Методический аспект: индивидуальные консультации и др.

Результат: умение педагоговреализовывать авторские программы воспитания мобильности подростков____________

Проектирование

программы

воспитании

мобильности

подростков

3 а

-II

1!

JO 3

1 s

«I S $ 3

*

« о 3 О. pf 35 О S 1к

’8 |! i

К Я О о в- К К

я и и

о f К 1§ 1 f 1 о •0- и О. hQ

р ЗЯ <■> Я К сЗ ч 1

¥ X 1

4>

1

! 1 К 1“ р

1 *

вариативный характер ■.одержания модулей

i.'g

s> s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

si

«^ § e-o я A, o® a

У в

Целы, осуществить мониторинг ______готовности педагога_____

Диагностико-оценочный компонент

Уровни подготовки: пороговый, высокий, продвинугый Показатели готовности: знания, умения, мотивы, профсссионазгьная моби/тьностъ______________

Функции: оценочная, аналитическая, контролирующая

=

5 & J

к л j я ч а « ;

У & я

и £■§

SZ

Профес-

сиональная

мобильность

педагога

Признаки мобильности - активность

- гибкость

- оператив-

ность

Мобильность

подростков

Результат', готовность педагогов к воспитанию мобильности подростков, соответствующей требованиям ______________________________________социального заказа_____________________________________

Рис. 1. Модель подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования

Ориентирующий компонент представляет собой сочетание цели и методов работы, направленных на стимулирование педагогов к профессиональной деятельности в области воспитания мобильности подростков. Цель данного компонента - ориентировать педагогов на воспитание мобильности подростков. Для этого могут быть использованы различные методы работы: предоставление личного примера других педагогов через проведение мастер-классов, а также обращение к личностным интересам педагогов-слушателей.

Содержательно-методический компонент отражает основное содержание подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков. Он состоит из ознакомительного, проектировочного, экспертно-оценочного и реализующего этапов.

Первый этап реализации образовательной программы - ознакомительный. Цель данного этапа: познакомить педагогов с нормативно-правовой базой федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующей воспитание мобильности подростков; с основными понятиями, содержанием, формами и методами воспитания мобильности подростков. Предложенная цель подчеркивает теоретическую направленность данного этапа.

Второй этап реализации образовательной программы дополнительного профессионального образования - проектировочный. Цель данного этапа: освоение педагогами практических умений проектирования программы воспитания мобильности подростков. Таким образом, в цели уже заложен не только теоретический аспект подготовки педагогов относительно возможных методов проектирования авторской программы воспитания мобильности подростков, но и практический, в ходе которого педагогам будет предложено спроектировать авторскую программу воспитания мобильности подростков, опираясь на полученные знания. При этом отметим, что авторская программа воспитания мобильности подростков представляет собой комплексный проект профессиональной деятельности педагога и может содержать такие традиционные для школьной педагогики разделы как пояснительная записка, концептуальные основы, блоки и модули реализации программы,

календарно-тематический план мероприятий, ожидаемые результаты и пр. Наполнением данных разделов будет заниматься каждый педагог в отдельности, исходя из потребностей учеников-подрост-ков, своих воспитательных возможностей, возможностей образовательной организации, возможностей других образовательных организаций (дополнительного образования в том числе), организаций культуры, науки, спорта.

Третий этап - экспертно-оценочный Он предполагает проведение комплексной оценки (включающей самооценку, взаимооценку и экспертную оценку) авторских программ воспитания мобильности подростков. Цель данного этапа: экспертиза, оценка и коррекция разработанных слушателями программ воспитания мобильности подростков.

Четвертый этап подготовки - реализующий. Он предполагает проведение апробации и внедрение авторских программ воспитания мобильности подростков в педагогической практике. Цель данного этапа: осуществить сопровождение реализации слушателями программ воспитания мобильности подростков в педагогической практике.

Остановимся подробнее на стадиях проектирования и реализации программы воспитания мобильности подростков, отражающих логику деятельности педагогов по воспитанию мобильности подростков в педагогической практике, напрямую связанных с этапами содержательно-методического компонента. Мы предлагаем 3 стадии: проектирование, экспертная оценка, апробация и внедрение. При этом стадия проектирования соответствует проектировочному этапу, стадия экспертной оценки - экспертно-оценочному этапу, стадия апробации и внедрения - реализующему этапу содержательно-методического компонента.

При проектировании необходимо учитывать два взаимосвязанных блока работы педагога по воспитанию мобильности подростков: блок учебной деятельности и блок внеучебной деятельности. Кроме того, в подготовке педагогов к воспитанию мобильности подростков должна учитываться сама логика данного процес-

са. Опираясь на исследования Е.Н. Кузнецовой, Н.А. Плаксиной,

О.Г. Трегубовой и др. [8, 10, 16] мы выделяем три этапа воспитания мобильности подростков: актуализация мобильности как динамического свойства современной личности; приобретение знания о мобильности как динамическом свойстве личности; присвоение мобильности как динамического свойства личности, предусматривающий получение опыта проявления мобильности в учебной и внеучебной деятельности, интериоризацию и экстериоризацию действий.

Первый этап связан с актуализацией мобильности как динамического свойства современной личности. На данном этапе необходимо содействовать становлению у подростков позитивного и ценностного отношения к мобильности как динамическому свойству современной личности, осознанию подростками важности проявления мобильности и ее признаков (активность, гибкость и оперативность) в решении задач учебной и внеучебной деятельности, принятию подростками мобильности как личностно-значимого свойства личности. Этому способствуют процесс открытого общения педагогов и подростков в ходе учебной и внеучебной деятельности, совместная работа с информационной средой, а это значит, что в программу воспитания мобильности подростков, подготовку к разработке которой мы осуществляем в системе дополнительного профессионального образования педагогов, должны быть включены модули упражнений, деловых игр и проблемных ситуаций, и работы с информационной средой.

Второй этап связан с приобретением знания о мобильности как динамическом свойстве личности. На этом этапе педагогу необходимо формировать представления подростков о мобильности, активности, гибкости, оперативности; информировать их о возможном многообразии и вариативности поведения человека при решении задач учебной и внеучебной деятельности; перевести мобильность в область личностно значимой ценности, фактора успешности подростка. Обеспечению решения этой задачи будут содействовать модули работы с информационной средой, упражне-

ний, деловых игр и проблемных ситуаций, долгосрочных проектов, массовых мероприятий.

Третий этап связан с присвоением мобильности как динамического свойства личности через практическую деятельность по получению подростками опыта проявления мобильности в учебной и внеучебной деятельности, интериоризацию и экстериоризацию действий. На этом этапе педагог должен способствовать формированию у подростков опыта вариативного поведения; создавать условия для выбора ими задач адекватного для себя уровня сложности и своевременного решения задач учебной и внеучебной деятельности; формировать у подростков готовность включиться в нестандартную учебную задачу; формировать у них умение осуществлять поиск новых средств для решения задач учебной и внеучебной деятельности; проявлять и реализовывать свой творческий потенциал. Безусловно, на этом этапе должны быть задействованы ресурсы всех модулей программы воспитания мобильности (работы с информационной средой, упражнений, деловых игр и проблемных ситуаций, долгосрочных проектов, массовых мероприятий). Реализация данного этапа связана с проведением рефлексии мобильности как динамического свойства современной личности. При этом педагог способствует оценке подростками своих потребностей и направлений для самореализации, своего опыта проявления мобильности, осознанию подростками своей мобильности как динамического свойства личности, пониманию важности мобильности для достижения своих целей. В решении этой задачи большую роль играет модуль рефлексии, который тоже должен входить в состав программы воспитания мобильности подростков.

Таким образом, программа воспитания мобильности подростков, подготовка к проектированию которой осуществляется в рамках нашей модели, должна содержать следующие модули:

- модуль работы с информационной средой - предполагает организацию оперативного наполнения информационной среды информацией, редактирования информации, обсуждения мероприятий программы с подростками и их родителями;

- модуль упражнений, деловых игр и проблемных ситуаций -содержит мероприятия по проведению деловых игр по предмету и решению учебных заданий по предмету, дифференцированных по уровню сложности; проведению классных часов, интерактивных игр, часов интересного общения и т.д. для обсуждения проблемных ситуаций;

- модуль массовых мероприятий - предполагает организацию участия подростков в олимпиадах и конкурсах по предмету; в массовых мероприятиях физкультурно-спортивного, социально-педагогического, естественного, гражданско-патриотического, интеллектуального направлений;

- модуль долгосрочных проектов - содержит мероприятия по организации выполнения проектов по предмету, организации и участия подростков в социальных проектах (волонтерская деятельность, помощь детям, ветеранам, людям с ограниченными возможностями здоровья и т.д.);

- модуль рефлексии - предполагает проведение рефлексии по итогам реализации модулей.

Взаимные связи данных блоков и модулей представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Логика взаимных связей блоков и модулей программы воспитания мобильности подростков

Показано, что все модули реализуются как в учебной, так и во внеучебной деятельности, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Модуль рефлексии связан со всеми модулями, давая время и возможность для осознания подростками своих достижений, для принятия новых обдуманных решений, для выбора следующего направления деятельности. Модуль работы с информационной средой также неотделим от реализации остальных модулей. Модуль долгосрочных проектов осуществляется долговременно, в сочетании с прохождением других модулей, что позволяет обеспечить подростков необходимыми для выполнения проектов элементами знаний и умений.

Отметим, что для обеспечения воспитания у подростков именно мобильности - динамического свойства личности - модули должны носить вариативный характер и предоставлять обучающимся разнообразные возможности для проявления активности и переключения с одного вида деятельности на другой. При этом искусство педагога заключается именно в том, чтобы помочь школьнику в его самоопределении и своевременно скорректировать направление работы.

Диагностико-оценочный компонент модели необходим для того, чтобы определить эффективность процесса подготовки педагогов, а также оценить полученный итог.

Стоит подчеркнуть важность разработки и реализации программ самовоспитания профессиональной мобильности педагога. Действительно, педагог, сам не обладающий достаточным уровнем профессиональной мобильности, не может в полной мере воспитать ее у обучающихся. Значит, в ходе подготовки педагогов стоит помочь им и в развитии их собственной мобильности, т.е. такого свойства личности, которое бы выражалось в проявлении ими признаков мобильности (активность, гибкость и оперативность) в профессиональной деятельности. Логика самовоспитания мобильности слушателей может быть представлена как последовательность следующих ключевых этапов:

1. Рефлексия признаков мобильности своей личности происходит на ознакомительном этапе содержательно-методического компонента. Действительно, на этом этапе слушатели изуча-

ют основы теории мобильности личности и могут сопоставить их со своей личностью, оценить себя.

2. Разработка программы самовоспитания мобильности происходит на проектировочном этапе содержательно-методического компонента параллельно с проектированием программы воспитания мобильности подростков. Ведь именно на этом этапе осваиваются способы проектирования и предоставляются соответствующие для этого ресурсы.

3. Реализация программы самовоспитания происходит на экспертно-оценочном и реализующем этапах, на которых осуществляется апробация и внедрение программ воспитания мобильности подростков.

4. Рефлексия результатов предусматривает постоянное оценивание степени сформированности профессиональной мобильности, проводимое на фоне взаимооценок, анализа продуктов деятельности педагога и внесение корректив в программу самовоспитания.

Все эти этапы будут способствовать более качественному воспитанию мобильности подростков со стороны педагогов, обладающих профессиональной мобильностью.

Отметим, что реализация данной модели требует обеспечения специальными организационно-педагогическими условиями, комплекс которых был выявлен нами, исходя из анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы по подготовке педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования, включающими:

1) создание единой информационно-образовательной среды для слушателей образовательной программы дополнительного профессионального образования;

2) педагогическую фасилитацию самовоспитания мобильности слушателей образовательной программы дополнительного профессионального образования;

3) непрерывную обратную связь как основу для организации продуктивно-творческого сотрудничества субъектов образовательного процесса.

Первое условие подразумевает создание своеобразной педагогической системы обеспечения подготовки к воспитанию мобильности подростков. Информационно-образовательная среда предназначена для более полноценного взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках реализации образовательной программы [2]. Значит, она должна включать в себя довольно обширный объем информации, который может пригодиться слушателям в процессе подготовки к воспитанию мобильности подростков.

Опишем информационно-образовательную среду, необходимую для успешной реализации модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков (табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика информационно-образовательной среды, необходимой для успешной реализации модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного

профессионального образования

Параметры информационнообразовательной среды Характеристика

Цель Информационное обеспечение образовательного процесса подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков

Содержание Отражает содержание образовательной программы дополнительного профессионального образования для педагогов, т.е. разделы (модули), заложенные в содержание образовательной программы

Обучающийся Руководящие и педагогические работники образовательных организаций

Преподаватель Специалисты муниципального методического центра, педагоги-новаторы, имеющие передовой опыт в воспитании мобильности подростков

Технологическая подсистема: средства Специальная автоматизированная образовательная среда, интернет-сайт, интернет-блог, компьютер, программы Microsoft Office или Open Office

Технологическая подсистема: методы Видеолекции, текстовые и графические материалы, тестирование, онлайн-консультирование, форум (конференция) и т.д.

Технологическая подсистема: формы Индивидуальная форма обучения - тестирование, онлайн-консультирование. Групповая форма обучения - лекции, практические занятия, конференции

При выдвижении второго условия мы исходим из тезиса о том, что только мобильный педагог способен понять это свойство личности и способствовать его воспитанию. Значит, в ходе подготовки педагогов необходимо помочь им и в развитии их собственной мобильности, т.е. такого свойства личности, которое бы выражалось в проявлении ими признаков мобильности (активность, гибкость и оперативность) в профессиональной сфере. Развитию мобильности у слушателей могут способствовать формат (очное, электронное или очно-электронное) и формы (лекции, семинары, круглые столы и т.д.) проведения занятий, которые педагоги могут выбрать сами в соответствии со своими особенностями личности. Роль фасилитатора также может выражаться в: сопровождении самостоятельной работы слушателей, использовании поисковых и исследовательских технологий обучения и технологии учебного портфолио; выступлении в качестве ведущего или помощника ведущего конференции, семинара, отвечающего за соблюдение регламента и обмен информационными материалами и пр.

Третье условие будет пониматься нами как осуществление обратной связи непосредственно во время обучения, а также как постфактум-оценка полученных педагогами результатов реализации авторских программ воспитания мобильности подростков в непосредственной профессиональной деятельности. Для сбора обратной связи целесообразно использовать возможности информационно-образовательной среды, о которой было сказано выше. Действительно, сбор, обработку и анализ полученной информации достаточно оперативно можно проводить именно в электронном формате через заполнение всеми субъектами образовательного процесса специализированных анкет. Это даст возможность получить наиболее достоверные сведения в короткие сроки от большого числа человек.

Обобщение результатов исследований, представленных в литературе, а также собственные научные представления позволяют утверждать, что проблема подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков, несмотря на свою актуальность, является слаборазработанной, однако, на сегодняшний день сформирован

достаточный научный потенциал для ее решения; данная проблема может быть решена посредством реализации методологически обоснованной модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков и комплекса организационно-педагогических условий ее эффективного функционирования, представленных нами в данной статье.

Список литературы

1. Амирова Л.А., Амиров А.Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации. Уфа: Вагант, 2011. 194 с.

2. Богомолова Е.В., Васина О.С. К вопросу о формировании готовности методистов системы образования к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115). С. 17-20.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_146497 (дата обращения 15.03.2017).

4. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитания как фактор социализации школьников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2006. 44 с.

5. Корябкина Е.В. Становление и развитие системы повышения квалификации классных руководителей // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2012. № 4. 1782 с.

6. Котлярова И.О. Инновационные системы повышения квалификации. Челябинск: ЮУрГУ, 2008. 320 с.

7. Котмакова Т.Б. Личностная мобильность как основополагающее качество будущего специалиста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск, 2009. С.119-124.

8. Кузнецова Е.Н. Модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 177-177.

9. Никитин Э.М. Реформа российского образования и повышение квалификации педагогов // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 164-174.

10. Плаксина Н.А. Воспитание толерантности младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2016. 24 с.

11. Проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www. dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 15.03.2017).

12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70435556/ (дата обращения 15.03.2017).

13. Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Шакурова М.В. Научная школа Л.И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №1 (16). С. 37-45.

14. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002. 416 с.

15. Тонконогая Е.П. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Т I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых. Кн. 1. История развития образования взрослых в России. СПб.: ИОВ РАО, 2000. 114 с.

16. Трегубова О.Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2015. 23 с.

17. Sorokin P.A. Social and Cultural Mobility. URL: http://goo.gl/fZ4JsT (дата обращения 15.03.2017).

References

1. Amirova L.A., Amirov A.F. Razvitie kachestv mobil’noy lichnosti na etape doprofessional’noy sotsializatsii [Development of mobile qualities of the personality at the stage of pre professional socialization]. Ufa: Vagant Publ., 2011, 194 p.

2. Bogomolova E.V., Vasina O.S. Kazanskiypedagogicheskiy zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2016, no. 2-1 (115), pp. 17-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gosudarstvennayaprogramma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazo-vaniya» na 2013-2020 gody [State program of the Russian Federation

“Development of education” for 2013-2020]. http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_146497 (accessed March 15, 2017).

4. Grevtseva G.Ya. Grazhdanskoe vospitaniya kak faktor sotsializatsii shkol’nikov: Avtoref. dis. ... d-raped. nauk [Civic education as a factor of socialization of students: Abstract of Doct. Diss.]. Chelyabinsk, 2006, 44 p.

5. Koryabkina E.V Pis ’mav Emissiya. Offlayn: elektronnyynauchnyyzhurnal [Internet-Journal “The Emissia.Offline Letters”], 2012, no. 4, pp. 1782.

6. Kotlyarova I.O. Innovatsionnye sistemy povysheniya kvalifikatsii [Innovative system of professional development]. Chelyabinsk: YuUrGU Publ., 2008, 320 p.

7. Kotmakova T.B. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prak-ticheskogo primeneniya: sbornik materialov VII Vseros-siyskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii [Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application: proceedings of the VII all-Russian-Rus-sian scientific-practical conference], Novosibirsk, 2009, pp. 119-124.

8. Kuznetsova E.N. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, no. 3, pp. 177-177.

9. Nikitin E.M. Voprosy obrazovaniya [Questions of education], 2005, no. 4,pp. 164-174.

10. Plaksina N.A. Vospitanie tolerantnosti mladshikh shkol’nikov k detyam s osobymi obrazovatel’nymipotrebnostyami: Avtoref. dis.... kand.ped. nauk [The upbringing of tolerance of Junior schoolchildren children with special educational needs: Abstract of Cand. Diss.]. Volgograd, 2016, 24 p.

11. Proekt Kontseptsii razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [The draft concept of development of adult continuing education in the Russian Federation for the period up to 2025]. http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (accessed March 15, 2017).

12. Professional’nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel’nost’ v doshkol’nom, nachal’nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii)» [Professional standard “Teacher (teaching activities in pre-school, primary general, basic general, secondary general education)”]. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (accessed March 15, 2017).

13. Selivanova N.L., Stepanov P.V., Shakurova M.V Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2014, no. 1 (16), pp. 37-45.

14. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and development of human]. Moscow: Mnemozina Publ., 2002, 416 p.

15. Tonkonogaya E.P. Obrazovanie vzroslykh na rubezhe vekov: voprosy metodologii, teorii ipraktiki. T I. Sotsial’no-ekonomicheskie ipravovye predposylki razvitiya obrazovaniya vzroslykh. Kn. 1. Istoriya razvitiya obrazovaniya vzroslykh v Rossii [Adult education at the turn of the century: issues of methodology, theory and practice. T. I. Socio-economic and legal preconditions for the development of adult education. Book 1. The history of the development of adult education in Russia]. St. Petersburg: IOV RAO Publ., 2000, 114 p.

16. Tregubova O.G. Vospitanie ekologicheskoy kul’tury u podrostkov v usloviyakh obrazovatel’noy sredy shkoly: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Education of ecological culture of teenagers in conditions of educational environment of the school: Abstract of Cand. Diss.]. Perm’, 2015, 23 p.

17. Sorokin P.A. Social and Cultural Mobility. http://goo.gl/fZ4JsT (accessed March 15, 2017).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Найданова Юлия Вадимовна, аспирант кафедры «Безопасность жизнедеятельности»

Южно-Уральский государственный университет

пр. Ленина, д. 76, г. Челябинск, 454080, Российская Федерация

[email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Naidanova Yuliya Vadimovna, Postgraduate Student of Life Safety Department

South Ural State University

76, Lenina Av., Chelyabinsk, 454080, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.