КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАНИЮ МОБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Найданова Ю.В. Email: [email protected]
Найданова Юлия Вадимовна — аспирант, кафедра безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет),
г. Челябинск
Аннотация: в статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий реализации модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования, который включает: 1) создание единой информационно-образовательной среды для слушателей образовательной программы дополнительного профессионального образования; 2) педагогическую фасилитацию саморазвития слушателей; 3) непрерывную обратную связь как основу для организации продуктивно-творческого сотрудничества субъектов образовательного процесса. Ключевые слова: комплекс организационно-педагогических условий, подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков.
THE COMPLEX OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS TO REALIZATION THE MODEL OF TRAINING TEACHERS FOR EDUCATION OF TEENAGERS MOBILITY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION Naidanova Yu.V.
Naidanova Yuliya Vadimovna — postgraduate student, LIFE SAFETY DEPARTMENT, SOUTH URAL STATE UNIVERSITY (NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY), CHELYABINSK
Abstract: the article considers the complex of organizational-pedagogical conditions for realization the model of training teachers to education of teenagers mobility in the system of additional professional education which includes: 1) the developing of a unified information-educational environment for the educational program participants of additional professional education; 2) pedagogical facilitation self-development of the participants; 3) continuous feedback as the basis for organizing the productive and creative cooperation of the educational process subjects. Keywords: complex of organizational-pedagogical conditions, training teachers for education of teenagers mobility.
УДК 378.046.4
Подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования рассматривается нами как комплексная педагогическая система. Известно, что «результативность развития и функционирования любой педагогической системы зависит от соблюдения определенных условий» [7, с. 192]. В связи с этим для успешности подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования требуется определить и доказать эффективность использования специальных условий.
Под организационно-педагогическими условиями реализации модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования понимается совокупность мер, составляющих образовательную среду муниципальной системы образования, соблюдение которых способствует наиболее успешной подготовке педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы по подготовке педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования выделены следующие организационно-педагогические условия, влияющие на успешность подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования: 1) создание единой информационно-
образовательной среды для слушателей образовательной программы дополнительного профессионального образования; 2) педагогическая фасилитация саморазвития слушателей; 3) непрерывная обратная связь как основа для организации продуктивно-творческого сотрудничества субъектов образовательного процесса.
Хотелось бы подчеркнуть, что данные условия являются не разрозненными, а составляют комплекс условий в силу того, что нами предложена такая совокупность условий, из которых нельзя исключить ни одного положения для достижения требуемого результата, не изменив реализацию данного явления. При этом комплекс условий - это совокупность мер, объединённых вместе, имеющих общее предназначение, отвечающих какой-либо определённой общей цели.
Первое условие реализации модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков - создание единой информационно-образовательной среды (далее - ИОС) для слушателей образовательной программы дополнительного профессионального образования.
Вслед за О.А. Ильченко, мы будем понимать ИОС как «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса» [4, с. 8].
Таким образом, данное условие подразумевает создание своеобразной педагогической системы обеспечения подготовки (в нашем случае - к воспитанию мобильности подростков). Информационно-образовательная среда предназначена для более полноценного взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках реализации образовательной программы. Значит, она должна включать в себя довольно обширный объем информации, который может пригодиться слушателям в процессе подготовки к воспитанию мобильности подростков.
Хотелось бы отметить, что мы видим два вариантов создания информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательной программы дополнительного профессионального образования: 1) использование возможностей блога/сайта (данный вариант предполагает разработку отдельного блога или сайта, представляющего собой ИОС одного курса, на котором размещаются все учебно-методические материалы курса); 2) использование специальных образовательных сред (АСУ УЗ UNIVERSYS WS 5, АС «Сетевой город. Образование»).
Второе условие реализации модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в муниципальной системе состоит в педагогической фасилитации саморазвития слушателей.
Термин «фасилитация» происходит от английского глагола «facilitate» -содействовать, помогать, создавать условия. Когда говорят о педагогической фасилитации, то имеют в виду следующее: усиление продуктивности обучения, поощрение саморазвития обучающихся в процессе субъект-субъектного взаимодействия с педагогом [2, 3].
Е.А. Гнатышина подчеркивает, что педагогическая фасилитация «обеспечивает поддержку и помощь на пути профессионального роста и отклонений от его магистрали в точках бифуркации» [2, с. 61]. Поэтому важно определить основные направления, по которым будет оказываться фасилитация. Мы будем говорить о целенаправленной (т.е. осуществляемой фасилитатором) фасилитации саморазвития слушателей по двум направлениям: развитие уровня мобильности и повышение мотивации к внедрению полученных результатов в профессиональную деятельность слушателей. По нашему мнению, именно данные направления будут способствовать более успешной последующей профессиональной деятельности слушателей на практике.
В нашем исследовании мы рассматриваем процесс подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков. Но педагог, сам не обладающий достаточным уровнем мобильности, не может в полной мере воспитать ее у подростков. Значит, в ходе подготовки педагогов стоит помочь им и в развитии их собственной мобильности, т.е. такого свойства личности, которое бы выражалось в проявлении им признаков мобильности (активность, гибкость и оперативность) в личной и профессиональной сфере. Что касается мотивации к профессиональной деятельности, то, к сожалению, очень часто педагоги приходят в систему дополнительного профессионального образования по принуждению руководства или по причине прохождения аттестации. Поэтому очень важно повысить мотивацию педагогов к внедрению полученных результатов обучения в свою педагогическую практику. Таким образом, мы обеспечим работу педагогов по воспитанию мобильности подростков, согласно разработанным авторским Программам.
Третье условие - непрерывная обратная связь как основа для организации продуктивно-творческого сотрудничества субъектов образовательного процесса.
Р.С. Немов рассматривает обратную связь в психологическом контексте и определяет ее как «технику и приемы получения информации о партнере (источнике информации), используемые для коррекции поведения в процессе взаимодействия» [6, с. 521]. Тем самым ученый
подчеркивает важность обратной связи для регуляции и последующей коррекции поведения. В этом и состоит главная суть получения обратной связи.
Е.А. Кукуев, Е.А. Соловьева, Л.В. Федина говорят о том, что обратная связь в процессе обучения должна осуществляться в следующих направлениях: обратная связь на всех этапах образовательного процесса и обратная связь от всех субъектов образовательной деятельности [5].
Первое направление осуществления обратной связи - это получение обратной связи на всех этапах образовательного процесса. Мы считаем важно проводить не только контрольные мероприятия по итогам обучения, но также и промежуточные, по итогам прохождения определенных блоков образовательной программы. Это даст возможность понять доступность информации конкретной темы. Кроме того, большую пользу может принести сбор обратной связи и другого характера: выявление потребностей и ожиданий (явных и внутренних) качества образовательных услуг, условий их предоставления, насколько предоставленная информация была доступной, насколько удачно были подобраны формы и методы предоставления информации и т.д.
Следующее направление - это сбор обратной связи от всех субъектов образовательной деятельности. Это направление подчеркивает важность получения обратной связи не только от слушателей, но и от других субъектов, задействованных в реализации образовательной программы - это и преподаватели, и методисты, и модераторы, и фасилитаторы. Данные субъекты могут вносить свои предложения о возможных корректировках в содержании образовательной программы, в методах и формах ее реализации, исходя из данных об успеваемости слушателей, а также реалий образовательного процесса.
Кроме проведения обратной связи непосредственно в образовательном процессе, важным является постфактум-оценка полученных педагогами результатов реализации авторских Программ воспитания мобильности подростков в непосредственной профессиональной деятельности. Постфактум-оценка - это анализ реальных результатов вмешательства, который позволит понять факторы успеха или неудачи [1], после того, как будет завершена основная часть работы педагогов. Основная цель проведения постфактум-оценки - это мониторинг и анализ результатов педагогов, для подтверждения или опровержения причинно-следственной зависимости между подготовкой педагогов к воспитанию мобильности подростков и уровнем мобильности подростков.
Итак, нами представлен комплекс организационно -педагогических условий, направленных на успешную реализацию модели подготовки педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования. Новизна предложенных условий состоит в их использовании для решения проблемы нашего исследования и их содержательной интерпретации.
Список литературы / References
1. Glossary of Key Terms in Evaluation and Results Based Management. [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/dac/2754804.pdf/ (date of access: 01.03.2017).
2. Гнатышина Е.А. Векторы внедрения педагогической фасилитации в организацию самостоятельной работы студентов вузов // Мир науки, культуры, образования, 2010. № 2. С. 60 - 62.
3. Димухаметов Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации. Алматы, 2004. 115 с.
4. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: на примере подготовки специалистов с высшим образованием. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2002. 23 с.
5. Кукуев Е.А., Соловьева Е.А., Федина Л.В. Обратная связь как механизм осуществления открытости образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования, 2016. № 51-6. С. 392 - 398.
6. НемовР.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 2003. 688 с.
7. Сериков Г.Н. Педагогика. Книга 1. Объект исследования. М.: ВЛАДОС, 2005. 440 с.