7. Александрова Е. А. Перекрестки психологии и педагогики: роль и место тьютора [Текст] / Е. А. Александрова // Завуч. -2007. - № 4. - с. 57-59
8. Байбородова Л. В., Золотарева А. В., Серебренников Л. Н. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения ребенка [Текст]: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2009. - 220 с.
9. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Панов В. И., Калиш И. В., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. -М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2003.
10. Бояринцева А. В. Дополнительное образование сегодня // «Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. - Вып. 4 (28). - С. 105-109.
11. Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности: тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». - СПб., 2003.
12. Савенков А. И. Одарённый ребёнок дома и в школе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004
13. Александрова Е. А. Указ. соч.
14. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои индивидуальные способности. - Рига, 2002.
15. Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. - М., 2000.
16. Иваненко И. Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23.
17. Байбородова Л. В., Золотарева А. В., Серебренников Л. Н. Указ. соч.
18. Богоявленская Д. Б. [и др.] Указ. соч.
Сидорова Людмила Александровна,
руководитель Центра дошкольного развития «Светлячок» МАОУ ДОД «Городской дворец творчества детей и молодежи № 1», г. Набережные Челны, Республика Татарстан svetlyachok [email protected]
Осознанное и ответственное родительство - как модель изменения мира Аннотация. Статья содержит методические рекомендации по организации просветительской деятельности с родителями, оказание им помощи в решении проблем семейного воспитания. Автор статьи знакомит с проектом «Университет для родителей», который прошел апробацию, доказал свою эффективность в области педагогического просвещения родителей и успешно функционирует на протяжении пяти лет.
Ключевые слова: педагогическое просвещение родителей, родительские чтения, университет для родителей.
Цель программы педагогического просвещения:
Повышение педагогической культуры и компетентности в вопросах семейного воспитания родителей города через систему родительского просвещения. Задачи:
- укрепить престиж и роль семьи в обществе;
- содействовать формированию в общественном сознании образа высокодуховной, целомудренной, культурной женщины - жены и матери;
- повысить роль и значение отца в семье и обществе;
- подготовка подростков и молодежи к будущему осознанному родительству.
Как никогда остро сегодня ощущается необходимость системного педагогического просвещения родителей. Необходимость учить родителей тому, как создать счастливую семью, как стать заботливым отцом, настоящей мудрой мамой. Как защитить семью от разводов. Как воспитывать счастливых, здоровых, успешных детей. Все мы родом из Детства. Велико его значение в судьбе каждого человека. Именно по этой причине трудно переоценить роль семьи, как школы Любви, школы, где обучают науке, как стать человеком. Семья является единственной школой, где в совместной духовной и практической жизнедеятельности родителей и детей, основанных на взаимной любви и высокой культуре, закладываются моральные основы личности.
В 2008 году было открыто Татарстанское отделение Международного Общественного Движения «Родительская ЗАбота» на базе Городского дворца творчества детей и молодежи. Задачи движения:
- укрепить престиж и роль семьи в обществе;
- содействовать формированию в общественном сознании образа высокодуховной, целомудренной, культурной женщины - жены и матери;
- повысить роль и значение отца в семье и обществе;
- подготовка подростков и молодежи к будущему осознанному родительству.
Важный аспект: ждать, что счастливую семью создаст государство или кто-то другой - бесполезно. Даже самая лучшая президентская программа по вопросам семьи в ходе реализации очень быстро выродится в формальные мероприятия. Существующие сегодня различные государственные и общественные структуры не могут реально изменить ситуацию! А вот соединение действий «сверху» и «снизу» могут привести к реальному результату. Так при поддержке администрации города родился проект «Университет для родителей» города Набережные Челны. Причем инициатива исходила от «низов». Педагоги шли с идеями, предложениями в администрацию города и их идеи были приняты. Его программы охватить просвещение родителей на разных этапах становления семьи.
1. Молодые люди, подавая заявление в ЗАГС, проходят курс «Психологические основы семейного счастья».
2. Беременная мама встает на учет в детскую консультацию, получает материнский паспорт и обязана 8 занятий посетить вместе с мужем по предродовой педагогике «Сонатал».
3. Ребенок собирается в детский сад. Родители, получающие путевку в детский сад, проходят обязательное обучение о психологических особенностях ребенка на разных возрастных этапах.
Занятия в Университете проводят ведущие специалисты города по вопросам психологии, педагогики и проблемам семейного воспитания на базе Городского дворца творчества детей и молодежи каждую субботу. Причем, эти занятия бесплатные. Необходимо заслужить доверие слушателей, пробудить интерес и потребность у населения города системно получать квалифицированные знания как создать счастливую семью.
Занятия в Университете проходят в самых необычных формах: это диспуты, практические семинары, тренинги, семейные гостиные, продуктивные игры, фестивали семейных песен, мастер-классы, Родительские чтения, получившие уровень республиканских.
Активисты постоянно ищут новые формы родительского просвещения. Преподавателями программы успешно апробированы такие новые формы как Родительские Чтения, Парад Отцов, Фестиваль семейной песни, Семейные гостиные.
Кроме того, команду энтузиастов, преподавателей Университета, приглашают для проведения родительских собраний на базе школ города. Эти встречи нашли положительный отклик, как со стороны родителей, так и со стороны администрации города.
В течение пяти лет работа по педагогическому просвещению родителей получает большую поддержку со стороны администрации города. В рейтинг успешной деятельности образовательных учреждений в городе Набережные Челны введен один из показателей - взаимодействие с семьями воспитанников. Программа родительского просвещения пользуется популярностью и спросом.
За 5 лет существования Университета установлено взаимодействие со школами через Управление образования города. Школы направляют на занятия Университета родителей проблемных детей.
По опросам слушателей Университета эти занятия помогли переосмыслить свои отношения с детьми - 65%. Решили конкретные проблемы - 16%. За 2011-2012 год Университет для родителей посетили 1044 родителя. В традиционных ежегодных Родительских чтениях в этом году приняло участие 912 человек: это учащиеся школ города, студенты средних и высших учебных заведений и их родители.
Организаторам педагогического просвещения нашего города очень хочется верить, что через несколько лет в системе образования появится новая ступень образования - образование родителей. И тогда нравственность нашего общества наполнит мир красотой и гармонией. И будут в этом мире счастливые семьи и счастливые дети!
Проект «Университет для родителей»
Цель проекта: содействие укреплению престижа и роли семьи в городе Набережные Челны.
Задачи проекта
1. Формировать у слушателей Университета осознание необходимости своего внутреннего изменения во благо семьи, детей и будущего страны.
2. Содействовать возрождению традиционных устоев и уклада семьи, гармонизации супружеских отношений - повышение статуса, роли и значение мужчины - мужа и отца в семье и обществе, образа высокодуховной, целомудренной, культурной женщины - жены и матери.
3. Повысить родительскую грамотность в вопросах гендерного воспитания полов: воспитания девочек в соответствии с их традиционной ролью в обществе как матери и жены, мальчиков - как будущих защитников, отцов семейства.
4. Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.
Описание проекта. «Университет для родителей» - форма живого общения родителей и ведущих специалистов по проблеме воспитания. Структура работы предусматривает еженедельные встречи ведущих специалистов со слушателями Родительского Университета с сентября по май каждого учебного года. Участниками могут быть все желающие. Встречи проходят в выходные дни на базе Дворца в форме:
1. Лекций, дискуссий и диспутов по темам.
2. Продуктивных и деловых игр.
3. Мастер-классов, тренингов и психолого-педагогических практикумов.
4. Обобщений и распространений успешного опыта семейного воспитания.
5. Индивидуальных бесед и консультаций.
6. Конференций, круглых столов и родительских чтений.
По окончании Университета слушатели получают диплом.
Целевая аудитория проекта:
- молодежь, думающая о Будущем Осознанном Родительстве (учащиеся старших классов школ города, студенты средне-специальных и высших учебных заведений, аспиранты, работающая молодежь);
- родители, неравнодушные к проблемам воспитания;
- дедушки и бабушки, всегда готовые помочь мудрым советом и делом молодым родителям в
деле воспитания внуков;
- практикующие детские психологи, педагоги, учителя школ, медицинские работники.
План и сроки реализации проекта:
- выявить наиболее актуальные проблемы путем анкетирования родителей города; (март-май, 2008 г.)
- подбор инициативной группы для осуществления идей и задач проекта, преподавателей «Университета для родителей» (сентябрь-октябрь, 2008 г.)
- составление программы на полугодие (ноябрь, 2008 г.)
- составление расписания и графика проведения занятий на первое полугодие 2009 г. (до 1 декабря 2008.г.)
- рекламная акция о деятельности университета (ноябрь-декабрь 2008 г.): реклама на стендах и сайте Дворца, реклама в СМИ; распространение рекламных листовок, объявлений, буклетов о деятельности университета; презентация деятельности «Родительского Университета» на родительских собраниях, встречах, электронная рассылка писем приглашений в образовательные учреждения города;
- торжественное открытие «Университета для родителей» (15 декабря 2008 г.);
- анализ работы первого полугодия (май, 2009 г.);
- участие в конференциях по проблемам семейного воспитания в городах России, с целью повышения компетенции педагогов;
- ежегодное участие в работе Международных Родительских Чтениях в г. Москве;
- организация ежегодных Республиканских Родительских Чтений на базе Дворца. (2009-2012);
- выпуск рекламной продукции.
Финансирование проекта: выпуск рекламной продукции и другие статья расходов за счет внебюджетных средств Дворца.
Оборудование и необходимые условия для осуществления проекта:
- кабинеты Дворца;
- театральный и киноконцертный зал Дворца;
- конференц-зал Дворца;
- кинопроектор;
- компьютер;
- интерактивная доска.
Команда проекта: команда единомышленников, ведущих специалистов по проблемам семейного воспитания, имеющие большой стаж практической деятельности, пользующиеся авторитетом в городе и в республике:
- преподаватели высших учебных заведений;
- врачи современных медицинских клиник города;
- педагоги и воспитатели Дворца и других учреждений ДОД и школ города;
- священнослужители;
- представители других общественных организаций;
- куратор Университета (штатный сотрудник).
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Выполнение поставленных задач дает возможность.
1. Сокращение числа неблагополучных семей, числа разводов, увеличение числа брачных союзов.
2. Формирование осознанного отношения к созданию семьи, будущему отцовству и материнству у молодежи города.
3. Переход взаимоотношений родителей и детей на новый, более качественный уровень, за счет повышения психолого-педагогической грамотности родителей.
4. Сохранность психологического здоровья детей в связи с улучшением внутрисемейного климата.
Финансовое обеспечение команды проекта: общественная работа, просветительство на
благотворительной основе. Материальные и финансовые затраты сегодня происходят за счет внебюджетных средств Дворца.
Инертность родителей
Пути преодоления:
- подбор тематики публичных выступлений интересной и понятной широкому кругу слушателей;
- подбор увлеченных, высококвалифицированных специалистов, мастерски излагающих материал;
- рассылка приглашений слушателям по образовательным учреждениям через Управление образования города.
Изменить сознание будущих граждан нашей страны, сегодняшних ребятишек, пришедших в этот мир с новым сознанием, можем только мы - учителя, педагоги и родители.
Мы должны поставить для себя великую цель - воспитание Благородного Человека, и тогда наше общение будет благородным. Давайте погрузим наших детей в творимые нами образы доброты, искренности, преданности, мужества, сострадания, уважения, справедливости и направим их взор на свой внутренний, духовный мир и поможем найти им свой Путь. Будем развивать добромыс-
лие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово. Будем внимательны к педагогическому сообществу, которое придет к нам на помощь в воспитании детей наших.
Учителям - дарующим детям свое Сердце, Любовь, будем особенно благодарны. Они светлые силы! На них зиждется образовательный мир. Будем создавать вокруг детей Пространство Любви. Наши мысли, объединившись, станут мощной энергией, которая обязательно поможет стать нашим детям счастливей уже сегодня, так как мы верим, что «Наши дети на свет родились, чтобы счастливо жить»!
Лёвкина Наталья Георгиевна,
директор МБОУ «СОШ № 276», г. Гаджиев [email protected]
Ресурсный центр как инновационная структура подготовки выпускников, адаптированных к новым социально-экономическим условиям Аннотация. Статья посвящена особенностям системы инновационной работы по переходу на профессиональное обучение на старшей ступени среднего образования через создание ресурсного центра. Ключевые слова: профессиональное обучение, профильная подготовка, познавательный интерес.
Альберт Камю однажды грустно пошутил: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Так не должно быть. Поэтому мы работаем над программой модернизации среднего общего образования, которая предусматривает переход на профессиональное обучение на старшей ступени. В нашей школе сложилась система инновационной работы по данному переходу. Этот переход не прост, к нему должна быть подготовлена администрация, наличие квалифицированных кадров, способных реализовывать задачи профильного обучения, высокий уровень познавательных интересов учащихся, наличие определенной материальной базы и образовательной среды школы. Конечно, для каждой школы эти параметры сугубо индивидуальны. Учитывая то, что МОУ «СОШ №276» в достаточной степени соответствует данным требованием, на ее базе и был создан ресурсный центр. Администрация понимает, что для успешной реализации профильного обучения важна прежде всего предпрофильная подготовка. Обучающийся должен быть информирован о целях, задачах и сущности профильного обучения. Исходя из этого, мы продумываем информационную работу, которая осуществляется посредством психолого-педагогического сопровождения. Также предлагаем учащимся значительный диапазон элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки.
Чем удачнее организована предпрофильная подготовка, тем четче вырисовываются требования к профильной школе.
Сегодня школа, пусть даже самая передовая, не может существовать сама по себе, ей необходимо социальное партнерство.
Добавив к социальному партнерству функционирование в школе научного общества «Вега» и применение проектных технологий, мы добились определенных результатов:
Также для создания модели многопрофильной школы немаловажное значение имеет повышение уровня материально-технического обеспечения.
Перельманы не рождаются каждый год и в каждой школе. А вот способные ребята есть у всех и всегда, и мы работаем над развитием их способностей.
Категория (Б) - заместители руководителей образовательных учреждений по учебной, воспитательной или научной работе
Абрамова Светлана Сергеевна,
заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Лицей № 14», г. о. Электросталь, Московская область [email protected]
Создание единой информационной среды лицея Аннотация. В данной статье пошагово описывается переход лицея на новый виток развития, который позволит создать в учебном заведении единое информационно-образовательное пространство, что обеспечит открытость образовательного процесса, повысит эффективность образовательного и управленческого процессов, а также информационную культуру всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: информатизация, единое образовательное пространство.
По мнению ЮНЕСКО надо «учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе». Для этого ребёнок должен обладать целым рядом компетентностей, в том числе ИКТ-компетентностью, которая взаимосвязана со всеми. Поэтому очень важно сформировать её у обучающихся, что в условиях современного общества невозможно сделать без использования компьютерных технологий, которые становятся неотъемлемой частью процесса обучения, значительно повышают его эффективность. Главное необходимо помнить, что информатизация образовательного процесса должна проходить в соответствии с потребностями и возможностями современного общества.