Научная статья на тему 'Внедрение новых форм работы со студентами в российских вузах: применение традиционных и инновационных методов обучения'

Внедрение новых форм работы со студентами в российских вузах: применение традиционных и инновационных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-образовательная среда вуза / педагогические технологии / образовательные инновации / цифровые средства обучения / технология блокчейн / модель смешанного обучения / information and educational environment of the University / pedagogical technologies / educational innovations / digital learning tools / blockchain technology / mixed learning model.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Инна Анатольевна, Лутошкина Виктория Николаевна, Гусарова Елена Александровна, Асриева Снежана Вячеславовна, Кошокова Саньят Январбиевна

В статье освещаются вопросы о применении новых форм работы со студентами в российских вузах на основе интеграции традиционных и инновационных методов обучения. Важными аспектами внедрения новых форм работы со студентами являются определение специфики образовательной среды, целей и результатов обучения студентов, определение средств достижения образовательных целей и результатов обучения, которые образуют инновационные педагогической технологии. Раскрыта сущность и подходы к информационно-образовательной среде Вуза в условиях цифровой трансформации высшего образования. Описана технология блокчейн, которая является средством формирования и управления информационно-образовательной средой вуза. Показано, что в настоящее время доминирующими стратегиями развития высшего профессионального образования являются компетентностно-ориентированная концепция обучения, интегрирующая в себе личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Описаны технологии компетентностно-ориентированной концепции обучения, которые носят активно-деятельностный, интерактивный и проблемно-исследовательский характер. Описана модель смешанного обучения, которая представляет собой эффективную интеграцию традиционных и инновационных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Инна Анатольевна, Лутошкина Виктория Николаевна, Гусарова Елена Александровна, Асриева Снежана Вячеславовна, Кошокова Саньят Январбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF NEW FORMS OF WORK WITH STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES: APPLICATION OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE TEACHING METHODS

The article highlights the issues of applying new forms of work with students in Russian universities based on the integration of traditional and innovative teaching methods. Important aspects of the introduction of new forms of work with students are the definition of the specifics of the educational environment, the goals and results of student learning, the definition of means to achieve educational goals and learning outcomes, which form innovative pedagogical technologies. The essence and approaches to the information and educational environment of the University in the context of the digital transformation of higher education are revealed. The blockchain technology is described, which is a means of forming and managing the information and educational environment of the university. It is shown that currently the dominant strategies for the development of higher professional education are a competence-oriented learning concept that integrates personality-oriented and system-activity approaches. The technologies of the competence-based learning concept are described, which are active, interactive and problem-based research in nature. A model of blended learning is described, which represents an effective integration of traditional and innovative teaching methods.

Текст научной работы на тему «Внедрение новых форм работы со студентами в российских вузах: применение традиционных и инновационных методов обучения»

Внедрение новых форм работы со студентами в российских вузах: применение традиционных и инновационных методов обучения

Макарова Инна Анатольевна,

канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Амурский государственный университет E-mail: makarovaia23@gmail.com

Лутошкина Виктория Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет E-mail: vikkilu@yandex.ru

Гусарова Елена Александровна,

преподаватель, кафедра инженерной графики и компьютерного моделирования (ИГ и КМ), Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) E-mail: gusarova_ea@mail.ru

Асриева Снежана Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, кафедра социально-культурной деятельности, режиссуры театрализованных представлений и актёрского искусства, Смоленский государственный институт искусств E-mail: asrieva.sgii@mail.ru

Кошокова Саньят Январбиевна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и политологии Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина E-mail: Koshkova.S@edu.kubsau.ru

В статье освещаются вопросы о применении новых форм работы со студентами в российских вузах на основе интеграции традиционных и инновационных методов обучения. Важными аспектами внедрения новых форм работы со студентами являются определение специфики образовательной среды, целей и результатов обучения студентов, определение средств достижения образовательных целей и результатов обучения, которые образуют инновационные педагогической технологии. Раскрыта сущность и подходы к информационно-образовательной среде Вуза в условиях цифровой трансформации высшего образования. Описана технология блокчейн, которая является средством формирования и управления информационно-образовательной средой вуза. Показано, что в настоящее время доминирующими стратегиями развития высшего профессионального образования являются компетентностно-ориентированная концепция обучения, интегрирующая в себе личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Описаны технологии компетентностно-ориентированной концепции обучения, которые носят активно-деятельностный, интерактивный и проблемно-исследовательский характер. Описана модель смешанного обучения, которая представляет собой эффективную интеграцию традиционных и инновационных методов обучения.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда вуза, педагогические технологии, образовательные инновации, цифровые средства обучения, технология блокчейн, модель смешанного обучения.

о с

U со

Новые формы работы со студентами связаны с цифровой трансформацией высшего профессионального образования, которую можно определить, как «системное обновление в быстро развивающейся цифровой образовательной среде требуемых образовательных результатов, содержания цифровой трансформацией образования, организационных форм и методов учебной работы, оценивания образовательных результатов» [5, с. 182]. Цели цифровой трансформацией высшего профессионального образования направлены на подготовку студентов «к жизни и деятельности в условиях цифровой цивилизации; использование потенциала цифровых технологий для повышения эффективности образовательного процесса [5, с. 182].

Анализ вопросов о внедрении инновационных форм работы со студентами требует осмысления понятия «информационно-образовательная среда учебного заведения», которая позволяет раскрыть организационно-педагогические условия применения как традиционных, так и инновационных методов обучения студентов. Внедрение инновационных форм работы со студентами в российских вузах, прежде всего, меняет информационно-образовательную среду высшего учебного заведения. Содержание данного понятия определяется методологическими подходами к его раскрытию. С позиции культурно-общественного подхода информационно-образовательная среда определяется как социокультурная среда с присущими для культуры и общества ценностями и традициями, которые являются механизмом развития личности студента. С позиции социального подхода образовательная среда вуза представляет собой социальную систему, включающую психологический климат, качество воспитательного процесса, ценностно-смысловое единство и уровень благополучности участников образовательного процесса. Информационный подход отражает совокупность информационных потоков и средств информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса [7]. Эколого-психологический подход рассматривает образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, обеспечивающие благополучность и безопасность жизнедеятельности субъекта обучения [3]. Эколого-психологический подход к пониманию информационно-образовательной среды вуза предполагает ориентацию на развитии личностных социально значимых компетенций обучающихся в вузе, «необходимость учета потребностей обучающихся, создание ува-

жительной атмосферы, реализацию преподавателями функций помощников, консультантов, тьюторов, контакты с профессиональным сообществом и учреждениями культуры» [3, с. 18].

Информатизация и цифровизация системы высшего профессионального образования привело к созданию информационно-цифровой образовательной среды, которая оказывает значительное влияние на процесс обучения и профессионально-личностного развития студентов. Электронно-цифровая образовательная среда вуза определяется как «система условий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий, инструментальных средств и электронных образовательных ресурсов» [8, с. 38]. Электронно-цифровая образовательная среда является результатом цифровой трансформации высшего профессионального образования, которая позволяет:

- дополнить зафиксированные образовательные результаты новыми компетентностями субъектов обучения;

- обновить осваиваемое студентами содержание учебных предметов с учетом требований межпредметности и готовности к обучению в технологически насыщенной среде;

- расширить спектр методов и инструментов учебной работы с целью повышения ее результативности;

- дифференцировать и интегрировать различные формы организации учебного процесса, обеспечивая достижение образовательных результатов и удовлетворения познавательных интересов;

- шире использовать критериальное оценивание учебных достижений студентов [5, с. 184-185]. Формирование и управление информационно-

образовательной средой достигается с помощью использования электронно-цифровых технологий управления образовательным процессом. Интерес представляет технология блокчейн, которая «может с успехом применяться в сфере образования для формирования цифрового портфолио хранения аттестатов и дипломов, экзаменационных и творческих работ, результатов экзаменов и образовательных достижений студентов в виде уникальных цифровых записей» [5, с. 174]. В настоящее время в образовательных организациях высшего образования внедрены информационно-управляющие системы для учета обучаемых, посещаемости и планирования занятий и работы преподавателей. Применяются и электронно-цифровые системы управления обучением студентов, в которых находятся учебная информация, учебные задания, а также результаты учебной работы студентов, что позволят получать сведения об учебных достижениях студентов, использовать методы работы с большими данными для обработки накапливаемой информации с целью совершенствования и управления образовательным процессом вуза. Данная система дает возможность «создать

новую инфраструктуру, предоставляя образовательные услуги для глобального использования, выходящие за рамки существующих приложений и сервисов, чтобы позволить всем и каждому легко получить доступ к образованию» [9].

В настоящее время доминирующими стратегиями развития высшего профессионального образования являются компетентностно-ориен-тированная концепция обучения, интегрирующая в себе личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, которые отличаются следующими признаками нового образовательного процесса:

- рефлективность, отражающая рефлексию опыта образования с ориентацией на личностно-ориентированное образование, на сотворение личностно-профессиональных смыслов деятельности;

- субъективность, отражающая авторский подход к построению цели и выработке содержания инновационного образовательного процесса;

- интерактивность и диалогичность как учет индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса, совместная деятельность, соотворчество при определении целей, выборе средств, методов деятельности и фиксации результатов;

- проективность и соавторство, что предполагает использование проектирования как основы учебно-познавательной деятельности студентов;

- единство личностно-смыслового и когнитивного развития, отражающее гуманистическую направленность образования [6, с. 96].

В данной парадигме высшего образования уже традиционными технологиями обучения стали следующие образовательные технологии:

- технологии проблемно-модульного обучения, которые реализуются на основе учебной программы по предмету, составленной в виде модулей, что предполагает самостоятельное или частично самостоятельное освоение студентом учебного материала;

- технологии обучения как учебного исследования, в ходе которого у студентов развиваются интеллектуальные способности и исследовательские умения;

- коммуникативные технологии, к которые относятся мозговой штурм, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты и другие активные формы и методы обучения, направленные на организацию работы в группе;

- проектное обучение, которое носит прикладной, междисциплинарный характер, а содержание проектов и способы их выполнения соответствуют содержанию и технологиям будущей профессиональной деятельности студентов;

- игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, моделирующих профессиональные проблемы и задачи;

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о т

О от

З

и о со

- кейс-технологии, отражающие процессы анализа и разрешения ситуаций, что обеспечивает проблемно-исследовательский характер учебного процесса, его прикладную и профессиональную направленность [2]. Цифровая трансформация образования связана с широким применением информационно-коммуникативных технологий обучения с использованием цифровых средств обучения. В новых условиях получила распространение модель смешанного обучения, которая представляет собой эффективную интеграцию традиционных и инновационных методов обучения. Модель смешанного обучения - это единый, целостный учебный процесс, предполагающий, что часть учебно-профессиональной деятельности студента осуществляется в аудитории под непосредственным руководством преподавателя, а часть деятельности «выносится на дистанционную форму, с преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально или совместно с партнерами в малой группе сотрудничества» [4, с. 33]. Смешанное обучение реализует в себе ряд принципов - последовательности, наглядности, практического применения и непрерывности, которые повышают эффективность и качество образовательного процесса.

Следует отметить ведущую роль современного преподавателя Вуза, которая состоит не столько в трансляции знаний, сколько в организации оптимальной образовательной среды, в том числе и информационно-цифровой среды обучения, в которой студент обучается с опорой на личностный потенциал с использованием соответствующих технологий обучения. Важную роль в системе высшего образования играет профессиональная направленность образовательного процесса и личностно-ориентированный развивающий характер взаимодействия преподаватель - студент. В таком взаимодействии «придается особое значение субъектному опыту жизнедеятельности, включающему предметы, представления, понятия, приемы, правила выполнения действий, личностные смыслы, установки, стеоретипы» личности студента как субъекта обучения [1, с. 214]. Основными целями личностно-ориентированного обучения являются «развить индивидуальные познавательные способности учащегося; выявить, использовать, окультурить его индивидуальный (субъектный) опыт; помочь ему познать себя, самоопределиться, а не формировать у него заранее заданные свойства» [1, с. 214]. Отсюда, профессионально-значимыми качествами преподавателя вуза выступают как его технологическая компетентность, включающая информационно-коммуникативную компетентность, позволяющая эффективно работать в ус° ловиях цифровой трансформации высшего обра" зования, так и гуманистическая направленность ^ личности преподавателя как условие успешной ^ реализации личностно-ориентированного характера педагогического общения.

Таким образом, важными составляющими внедрения новых форм работы со студентами в российских вузах на основе интеграции традиционных и инновационных методов обучения являются определение специфики образовательной среды учебного заведения, целей и результатов обучения студентов в виде владений ключевыми общекультурными и профессиональными компетенциями, определение средств достижения образовательных целей и результатов обучения, которые и образуют инновационные педагогической технологии. Цифровая трансформация высшего образования привела к созданию информационно-цифровой образовательной среды, к использованию электронно-цифровых технологий управления образовательным процессом и учебной деятельностью студентов, к внедрению информационно-коммуникативных технологий обучения на основе интеграции с традиционными формами и методами работы со студентами.

Литература

1. Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры) монография. - Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. - 360 с.

2. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. - Минск: РИВШ, 2009. - 336 с.

3. Панюкова Ю.Г., Сладкова О.Б., Панина Е.Н. Психологическая репрезентация студентами образовательной среды вуза: Монография. - М.: Издательство «Альпен-Принт», 2021. - 210 с.

4. Современные образовательные технологии в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.Ю. Блохи-на, Г.А. Кобелева, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров, 2020. - 70 с.

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 344 с.

6. Федотова Г.А., Игнатьева Е.Ю. Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. - 104 с.

7. Чижаков Г.И. Развитие личности в условиях обновленного образования: монография / Г.И. Чижакова [и др.]. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. - 414 с.

8. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. - 2020. - № 2(63). - С. 36-41.

9. Sony Develops System for Authentication, Sharing, and Rights Manage- ment Using Block-chain Technology, 2017 [Электронный ресурс]. <https://www.sonyged.com/2017/08/10/news/ press-blockchain/>

INTRODUCTION OF NEW FORMS OF WORK WITH STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES: APPLICATION OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE TEACHING METHODS

Makarova I.A., Lutoshkina V.N., Gusarova E.A., Asrieva S.V., Koshokova S. Ya.

Amur State University; Siberian Federal University; National Research Moscow State University of Civil Engineering; Smolensk State Institute of Arts; Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

The article highlights the issues of applying new forms of work with students in Russian universities based on the integration of traditional and innovative teaching methods. Important aspects of the introduction of new forms of work with students are the definition of the specifics of the educational environment, the goals and results of student learning, the definition of means to achieve educational goals and learning outcomes, which form innovative pedagogical technologies. The essence and approaches to the information and educational environment of the University in the context of the digital transformation of higher education are revealed. The blockchain technology is described, which is a means of forming and managing the information and educational environment of the university. It is shown that currently the dominant strategies for the development of higher professional education are a competence-oriented learning concept that integrates personality-oriented and system-activity approaches. The technologies of the competence-based learning concept are described, which are active, interactive and problem-based research in nature. A model of blended learning is described, which represents an effective integration of traditional and innovative teaching methods.

Keywords: information and educational environment of the University, pedagogical technologies, educational innovations, digital learning tools, blockchain technology, mixed learning model.

References

1. Agapova N.G. Paradigmatic orientations and models of modern education (system analysis in the context of the philosophy of culture) monograph. - Ryazan: Ryazan State. University named after S.A. Yesenina, 2008. - 360 p.

2. Zhuk O.L. Pedagogical training of students: a competency-based approach. - Minsk: RIVSH, 2009. - 336 p.

3. Panyukova Yu.G., Sladkova O.B., Panina E.N. Psychological representation by students of the educational environment of a university: Monograph. - M.: Publishing house "Alpen-Print", 2021. - 210 p.

4. Modern educational technologies within the framework of the implementation of the federal project "Digital Educational Environment": Educational and methodological manual / Author's compilation. N. Yu. Blokhina, G.A. Kobeleva, KOGOAU DPO "IRO of the Kirov region". - Kirov, 2020. - 70 p.

5. Difficulties and prospects for digital transformation of education / Edited by A. Yu. Uvarova, I.D. Frumina. - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. - 344 p.

6. Fedotova G.A., Ignatieva E. Yu. Professionally oriented teaching technologies in higher education. - Veliky Novgorod: NovSU named after Yaroslav the Wise, 2010. - 104 p.

7. Chizhakov G. I . Personality development in the context of renewed education: monograph / G.I. Chizhakova [and others]. -Krasnoyarsk: KSPU named after. V.P. Astafieva, 2014. - 414 p.

8. Shilova O.N. Digital educational environment: pedagogical view // Person and education. - 2020. - No. 2(63). - P. 36-41.

9. Sony Develops System for Authentication, Sharing, and Rights Management Using Blockchain Technology, 2017 [Electronic resource]. <https://www.sonyged.com/2017/08/10/news/press-blockchain/>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.