Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ЦИФРОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Положенцева Ирина Вениаминовна, Орлова Инга Константиновна, Солодовник Елена Викторовна, Кордик Анастасия Олеговна, Анкудинов Николай Викторович

Статья посвящена современным методам повышения эффективности получения профессиональных знаний и навыков при обучении в современном ВУЗе. Показано, что приоритетными в современной высшей школе являются культурологическая и компетентностно-ориентированная образовательные парадигмы. Современными ценностями высшего образования являются приоритет личностного и профессионального саморазвития субъектов обучения. Образовательный процесс современного ВУЗа обладает признаками рефлективности, субъективности, интерактивности и диалогичности, коммуникативно-деятельностным характером обучения, проективностью и соавторством. Единство личностно-смыслового и когнитивного развития субъектов обучения обеспечивается применением в современном ВУЗе интерактивных и активно-действенных методов обучения. Достижению высокого качества обучения в ВУЗе способствуют практико-ориентированные методы обучения на основе организации квази-профессиональной деятельности. Значительным развивающим ресурсом обладают эвристические методы обучения, методы проблемного обучения, проектные методы, методы научного исследования. Раскрыты достоинства использования методов интерактивного обучения. Описаны групповая дискуссия, диспут, игровые методы обучения, тренинг, дополняющие традиционные методы обучения студентов. Современные методы обучения студентов в настоящее время реализуются на основе использования информационных образовательных технологий в электронно-цифровой среде ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Положенцева Ирина Вениаминовна, Орлова Инга Константиновна, Солодовник Елена Викторовна, Кордик Анастасия Олеговна, Анкудинов Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF OBTAINING PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS WHEN STUDYING AT A MODERN UNIVERSITY

The article is devoted to modern methods of increasing the efficiency of obtaining professional knowledge and skills while studying at a modern university. It is shown that cultural and competence-oriented educational paradigms are the priority in modern higher education. The modern values of higher education are the priority of personal and professional self-development of subjects of education. The educational process of a modern university has the features of reflectivity, subjectivity, interactivity and dialogism, communicative and activity-based nature of learning, projectivity and co-authorship. The unity of the personal-meaningful and cognitive development of the subjects of education is ensured by the use of interactive and active-effective teaching methods in a modern university. The achievement of high quality education at the university is facilitated by practice-oriented teaching methods based on the organization of quasi-professional activities. Heuristic methods of teaching, methods of problem-based learning, project methods, methods of scientific research have a significant developmental resource. The advantages of using interactive learning methods are revealed. Group discussion, dispute, game methods of teaching, training, supplementing the traditional methods of teaching students are described. Modern methods of teaching students are currently being implemented on the basis of the use of information educational technologies in the electronic digital environment of the university.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

Современные методы повышения эффективности получения профессиональных знаний и навыков при обучении в современном вузе

о с

U со

Положенцева Ирина Вениаминовна,

Кандидат экономических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) E -mail: vipperh@yandex.ru

Орлова Инга Константиновна,

к.пед. наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Московский государственный университет технологий и управления, им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) E-mail: inga-orlova@mail.ru

Солодовник Елена Викторовна,

к.ф.-м.н, магистр психологии, доцент; доцент каф. ПГС, ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет E-mail: esolodovnik@yandex.ru

Кордик Анастасия Олеговна,

учитель, Ташкентский государственный экономический

университет

E-mail: kordika@mail.ru

Анкудинов Николай Викторович,

кандидат педагогических наук, профессор, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» E-mail: ankudinov.nik@list.ru

Статья посвящена современным методам повышения эффективности получения профессиональных знаний и навыков при обучении в современном ВУЗе. Показано, что приоритетными в современной высшей школе являются культурологическая и компетентностно-ориентированная образовательные парадигмы. Современными ценностями высшего образования являются приоритет личностного и профессионального саморазвития субъектов обучения. Образовательный процесс современного ВУЗа обладает признаками рефлективности, субъективности, интерактивности и диалогичности, коммуникативно-деятельностным характером обучения, проективностью и соавторством. Единство личностно-смыслового и когнитивного развития субъектов обучения обеспечивается применением в современном ВУЗе интерактивных и активно-действенных методов обучения. Достижению высокого качества обучения в ВУЗе способствуют практико-ориентированные методы обучения на основе организации квази-профессиональной деятельности. Значительным развивающим ресурсом обладают эвристические методы обучения, методы проблемного обучения, проектные методы, методы научного исследования. Раскрыты достоинства использования методов интерактивного обучения. Описаны групповая дискуссия, диспут, игровые методы обучения, тренинг, дополняющие традиционные методы обучения студентов. Современные методы обучения студентов в настоящее время реализуются на основе использования информационных образовательных технологий в электронно-цифровой среде ВУЗа.

Ключевые слова: педагогические методы, компетентностный подход, системно-деятельностный подход, аксиологический подход, интерактивные методы обучения, метод проектов, цифровые средства обучения.

Развитие современного наукоемкого производства, цифровизация экономической и социальной сфер общества актуализируют проблему повышения качества профессионального образования в структуре высшей школы. Решение задач эффективности получения профессиональных знаний и навыков будущими социалистами при обучении в современном ВУЗе требует изучения современных педагогических методов, обуславливающих высокое качество профессионального обучения.

Методические подходы профессионального обучения в высшей школе определяются, прежде всего, образовательными парадигмами, анализ которых позволяет выявить современные педагогические методы, реализация которых служит достижению высокого качества профессиональных знаний и навыков при обучении в современном ВУЗе. Современные тенденции развития высшего профессионального образования связаны с реализацией, с одной стороны, культурологической парадигмы образования, формирующей аксиологическую составляющую его содержания и методологии, с другой компетентностно-ориентированная парадигма, отражающей принципы системно-дея-тельностного и личностно-деятельностного подходов, задающих цели, технологии, результаты и критерии качества образовательной деятельности. Образовательный процесс современного ВУЗа с этих позиций обладает следующими признаками:

- рефлективность, отражающая ориентацию на личностно-ориентированное образование, нацеленность на осознание смыслов профессиональной деятельности и формирование рефлективности как профессионально важного качества будущего специалиста; необходимой характеристики любого профессионала;

- субъективность, отражающая авторский подход к созданию условий для формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- интерактивность и диалогичность, коммуника-тивно-деятельностный характер обучения, совместную деятельность и сотворчество;

- проективность и соавторство, предполагающие применение методов проектирования содержания образования как основы учебно-познавательной деятельности субъектов обучения;

- единство личностно-смыслового и когнитивного развития субъектов обучения, поскольку «гуманистическая направленность образования

выражается в единстве этих компонент, потому что когнитивное развитие вне личностного смысла теряет свое значение» [3, с. 96]. Аксиологический подход в высшей школе, определяющий ценности образования в современном вузе, ориентирует образовательный процесс на приоритет личностного и профессионального саморазвития субъектов обучения, что позволяет создавать организационно-педагогические и психолого-педагогические условия для формирования у субъектов обучения потребности в самореализации в учебной и квази-профессиональной деятельности. Компетентностно-ориентированная парадигма образования, включающая принципы системно-деятельностного и личностно-деятельностного подходов, позволяет ориентировать образовательный процесс на личностно-профессиональное развитие субъектов обучения в процессе их включения в различные виды учебно-профессиональной деятельности на основе интерактивного и личностно-ориентированного характера взаимодействия в системе студент-преподаватель, студент-студент. Отдельного рассмотрения требуют процессы технологизации высшего образования, связанные с информатизацией образовательного процесса и образовательной среды современного ВУЗа, с использованием электронно-цифровых средств обучения, с развитием дистанционного обучения в высшей школе. Данные тенденции, подходы и принципы современного высшего образования определяют и современные методы, обеспечивающие повышение эффективности получения профессиональных знаний и навыков при обучении в современном ВУЗе.

Современные методы обучения в высшей школе предъявляют особые требования к уровню профессиональных компетенций преподавателя ВУЗа, который должен уметь проектировать образовательную деятельность студентов на основе методологии компетентностного подхода для подготовки специалиста определенного профиля. Цели и результаты обучения студентов формулируются в компетентностно-ориентированной парадигме образования. Это предполагает умение преподавателя определять конечные и промежуточные результаты обучения в рамках учебной дисциплины в терминах компетенций, а также умение организовать учебную деятельность студентов с учетом формируемых учебно-профессиональных компетенций. Преподаватель современного ВУЗа должен уметь разрабатывать и совершенствовать учебные программы, модули учебных дисциплин и контроля качества знаний и навыков студентов с использованием электронно-цифровых средств обучения, что предполагает высокий уровень информационной компетентности. В свою очередь, это требует умение осуществлять выбор педагогических технологий, методов и методик обучения на учебных занятиях, которые способны обеспечить формирование профессиональных компетенций студентов. Ориентация на активно-деятельностный характер образовательного про-

цесса требует от преподавателя современного ВУЗа использования в образовательном процессе разных видов учебных, практических и профессионально ориентированных задач в соответствии с целями формирования профессиональных компетенций студентов. Этому способствуют применение интерактивных и активно-действенных методов обучения, активизирующих творческий потенциал студентов. Использование практико-ориентированных методов обучения на основе организации квази-профессиональной деятельности в образовательном процессе служит повышению мотивации студентов к будущей профессии.

Отдельного рассмотрения требуют методы обучения, активирующие творческое мышление студентов, к которым относятся эвристические методы, методы проблемного обучения, проектные методы, методы научного исследования и др. Для их успешной реализации в образовательно процессе ВУЗа преподавателю необходимы «умение проблемного изложения учебного материала, навыки ведения эвристической беседы, создания дискуссионных ситуаций, интеллектуально-творческой атмосферы вплоть до применения методов мозгового штурма и организации учебно-исследовательской деятельности студентов» [2, с. 13]. Развитие творческого потенциала студентов, наряду с формированием профессиональных знаний и навыков обеспечивает проектное образование, в основе которого лежит метод проектов, предполагающее получение нового знания в процессе обучения студентов. Отличие проективного образования от традиционного в следующем:

- повышение роли самостоятельной деятельности студентов, при которой преподаватель выступает в роли координатора учебно-познавательной деятельности студентов;

- переход от готовых систематизированных знаний к знаниям, которые необходимо самостоятельно систематизировать;

- основным элементом образовательного процесса является информация, из которой студенты должны извлечь знания [3].

В основе проектного обучения лежит проблема, которую предстоит решить в ходе учебно-познавательной деятельности студентов. Проект, как правило, имеет достижимую цель в виде проектного продукта, а сам процесс обучения студентов в проектной деятельности обладает исследовательски-творческим характером.

Интерактивный характер обучения в современном ВУЗе требует создания интерактивного образовательного пространства, связанных с использованием педагогических методов и приемов интерактивного обучения в современном ВУЗе. В основе интерактивных методов обучения лежит коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает направленность «педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся учебной коммуникативной деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, спосо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

бы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества» [4, с. 2324]. Интерактивные методы обучения в настоящее время широко внедряются, как в отечественной высшей школе, так и в передовых ВУЗах Европы и США. Внимания заслуживает опыт внедрения интерактивных программ обучения, например, «экспериментальная интерактивная система обучения - Национальный тренинговый центр (США, штат Мэриленд, Канадский университет Британской Колумбии); интерактивная образовательная площадка Edx - Гарвард, Массачусетский технологический институт; бесплатное интерактивное дистанционное обучение, проект Khan Academy -университеты Мичигана, Пенсильвании, Стэн-форд и Принстон; Reward InterN@tive - компьютерная программа, разработанная учеными Оксфордского университета» [4, с. 51].

Опыт использования интерактивных методов обучения в отечественной высшей школе в настоящее время показал их эффективность. Интерактивные методы обучения отличаются широким разнообразием. Рассмотрим некоторые их них:

- групповая дискуссия и диспут относятся к интерактивным методам обучения, обеспечивающим коллективное обсуждение конкретных проблем, которое сопровождается групповым обменом мнениями, опытом, аргументами. Данные методы позволяют формировать умения и навыки взаимодействовать с участниками группового взаимодействия, презентовать свои идеи и решения, обучают анализу учебно-профессиональных проблем и ситуаций;

- игровые методы обучения позволяют моделировать и имитировать разнообразные условия учебно-профессиональной деятельности в процессе решения поставленных задач;

- тренинг, который «является многофункциональным методом формирования компетентного поведения студентов, развития их индивидуальной активности, гармонизации профессионального и личностного опыта, опыта взаимодействия с другими участниками в имитационном обучающем пространстве, осознания индивидуального уровня подготовленности» [1, с. 39]. Преимущество применения тренинга как метода обучения студентов связано с тем, что «у преподавателя появляется возможность организовывать на занятии активную групповую работу студентов, в рамках которой развиваются и навыки межличностного и профессионального общения, и мышления, и рефлексивной деятельности» [1, с. 27].

Интерактивные методы обучения студентов в современном ВУЗе являются «эффективным дополнением к общепринятому формату профессионального обучения и гармонично интегрируются 5 в учебный процесс по передаче специализирован-5 ных знаний и умений в той или иной конкретной S3 сфере трудовой деятельности» [1, с. 27]. еЗ Интерактивность обучения студентов в высшей ¡в школе обусловлена и информатизацией различ-

ных аспектов образовательного процесса в Вузах. В настоящее время широкое развитие в структуре высшей школы получили информационные образовательные технологии. Внедрение электронных образовательных ресурсов программного типа позволяет осуществить научно-методическое обеспечение образовательного процесса в высшей школе на высоком уровне качества, обеспечить интерактивность взаимодействия субъектов обучения, а также проводить непрерывный мониторинг качества усвоения изученного материала, уровня знаний и навыков студентов. Информационные технологии обладают высоким развивающим ресурсом, поскольку их использование «обеспечивает достижение целей развития навыков самостоятельного конструирования системы личных знаний обучающегося, стимулирование его познавательной активности и саморазвития» [2, с. 89].

Таким образом, современные методы повышения эффективности получения профессиональных знаний и навыков при обучении в современном ВУЗе определяются культурологической и компетентностно-ориентированной парадигмами высшего образования, отражающими принципы системно-деятельностного и личностно-деятельностного подходов. Аксиологический подход в высшей школе ориентирует образовательный процесс на ценности личностного и профессионального саморазвития субъектов обучения. Образовательный процесс современного ВУЗа с этих позиций обладает признаками рефлективности, субъективности, интерактивности и диало-гичности, коммуникативно-деятельностным характером обучения, проективностью и соавторством. Использование в современном ВУЗе интерактивных и активно-действенных методов обучения обеспечивает единство личностно-смыслового и когнитивного развития субъектов обучения. Достижению высокого качества обучения в ВУЗе способствуют внедрение практико-ориентированных методов обучения на основе организации квазипрофессиональной деятельности, методы обучения, активирующие творческое мышление студентов (эвристические методы, методы проблемного обучения, проектные методы, методы научного исследования), методы интерактивного обучения (групповая дискуссия, диспут, игровые методы обучения, тренинг). Внедрение современных методов обучения студентов в настоящее время осуществляется на основе использования информационных образовательных технологий в электронно-цифровой среде современного ВУЗа.

Литература

1. Долгополова Л.В. Педагогические условия подготовки преподавателей вуза к использованию тренинговых методов обучения: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Армавир, 2020. - 205 с.

2. Обучение в высшей школе: возможности современных образовательных технологий:

учебно-методическое пособие / Е.Ф. Зачиняе-ва, В.В. Кравцов, Н.Н. Савельева, А.Н. Сазонова; Дальневосточный федеральный университет. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального ун-та, 2020. - 156 с.

3. Федотова Г.А., Игнатьева Е.Ю. Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе: учебное пособие. - Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2010. - 104 с.

4. Ярчак И.Л. Технологическое сопровождение будущих бакалавров в интерактивном обучении деловому общению: на материале иностранного языка: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - М., 2017. - 208 с.

MODERN METHODS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF OBTAINING PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS WHEN STUDYING AT A MODERN UNIVERSITY

Polozhentseva I.V., Orlova I.K., Solodovnik E.V., Kordik A.O., Ankudinov N.V.

K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management, Pacific State University, Tashkent State University of Economics, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service

The article is devoted to modern methods of increasing the efficiency of obtaining professional knowledge and skills while studying at a modern university. It is shown that cultural and competence-oriented educational paradigms are the priority in modern higher education. The modern values of higher education are the priority of personal and professional self-development of subjects of education. The educational process of a modern university has the features of reflectivity, subjectivity, interactivity and dialogism, communicative and

activity-based nature of learning, projectivity and co-authorship. The unity of the personal-meaningful and cognitive development of the subjects of education is ensured by the use of interactive and active-effective teaching methods in a modern university. The achievement of high quality education at the university is facilitated by practice-oriented teaching methods based on the organization of quasiprofessional activities. Heuristic methods of teaching, methods of problem-based learning, project methods, methods of scientific research have a significant developmental resource. The advantages of using interactive learning methods are revealed. Group discussion, dispute, game methods of teaching, training, supplementing the traditional methods of teaching students are described. Modern methods of teaching students are currently being implemented on the basis of the use of information educational technologies in the electronic digital environment of the university.

Keywords: pedagogical methods, competence-based approach, system-activity approach, axiological approach, interactive teaching methods, project method, digital learning tools.

References

1. Dolgopolova L.V. Pedagogical conditions for the preparation of university teachers for the use of training methods of teaching: dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. - Armavir, 2020. - 205 p.

2. Education in higher education: the possibilities of modern educational technologies: teaching aid / E.F. Zachinyaeva, V.V. Kravtsov, N.N. Savelyeva, A.N. Sazonova; Far Eastern Federal University. - Vladivostok: Publishing House of the Far Eastern Federal University, 2020. - 156 p.

3. Fedotova G.A., Ignatieva E. Yu. Vocational-oriented teaching technologies in higher education: a textbook. - Veliky Novgorod: Novgorod State. un-t im. Yaroslav the Wise, 2010. - 104 p.

4. Yarchak I. L. Technological support of future bachelors in interactive training in business communication: based on a foreign language: dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. -M., 2017. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.