Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонов Юрий Алексеевич, Крайнова Екатерина Анатольевна, Снадченко Светлана Валерьевна

Рассматривается применение метода проектов как интерактивного метода обучения на практических занятиях по дисциплине «Информатика» в вузе на основе компетентностного и деятельностного подходов. Обосновывается необходимость использования профессионально-ориентированных задач для обеспечения тесных междисциплинарных связей между математикой и информатикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонов Юрий Алексеевич, Крайнова Екатерина Анатольевна, Снадченко Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE PROJECT METHOD IN PRACTICAL CLASSES ON THE COMPUTER SCIENCE DISCIPLINE AT THE UNIVERSITY

The article considers the application of the project method as an interactive method of teaching in practical classes in the discipline "Informatics" at the university on the basis of competence and activity approaches. The necessity of using professionally-oriented tasks to ensure close interdisciplinary connections between mathematics and computer science is justified.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» В ВУЗЕ»

11. Хамзина, Р.Э. Устный пересказ как элемент развития навыка публичного выступления / Р.Э. Хамзина // Ученые записки Казанского филиала "Российского государственного университета правосудия". - 2020. - Т. 16. - С. 431-435.

12. Христофорова, Н.И. К вопросу об адаптированных текстах и терминологии в специализированных учебных текстах / Н.И. Христофорова, А.С. Верховод // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 466-467.

13. Shmeleva, Zh.N. Learning of the retelling in English of the text on specialty / Zh.N. Shmeleva // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Красноярск: КГАУ, 2019. - С. 293-296.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат экономических наук, доцент Тихонов Юрий Алексеевич

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Крайнова Екатерина Анатольевна Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); преподаватель Снадченко Светлана Валерьевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНФОРМАТИКА» В ВУЗЕ

Аннотация. Рассматривается применение метода проектов как интерактивного метода обучения на практических занятиях по дисциплине «Информатика» в вузе на основе компетентностного и деятельностного подходов. Обосновывается необходимость использования профессионально-ориентированных задач для обеспечения тесных междисциплинарных связей между математикой и информатикой.

Ключевые слова: компетентностный подход, деятельностный подход, интерактивные методы обучения, метод проектов, профессионально-ориентированные задачи.

Annotation. The article considers the application of the project method as an interactive method of teaching in practical classes in the discipline "Informatics" at the university on the basis of competence and activity approaches. The necessity of using professionally-oriented tasks to ensure close interdisciplinary connections between mathematics and computer science is justified.

Key words: competence-based approach, activity-based approach, interactive teaching methods, project method, professionally-oriented tasks.

Введение. Социальные и культурные преобразования последних десятилетий в основе которых лежат динамично развивающиеся глобализация, информатизация, гуманизация, открытость системы образования требуют разработки новой модели образования в которой обучаемый рассматривается как развивающаяся личность овладевающая совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций, которые основаны на знаниях, умениях и опыте приобретаемых обучаемым на каждой ступени системы образования в процессе творческой деятельности в течении всей своей жизни. Для этого необходимо, чтобы процесс обучения результатом которого является приобретение знаний и умений носил творческий характер. Это создает условия для раскрытия потенциала свободного и ответственного, а значит обоснованного выбора тех или иных возможностей. Создание условий для творческой деятельности в процессе обучения даст возможность раскрыть креативные способности самого обучающегося, с тем, чтобы их успешно развить и совершенствовать.

Реализация новой модели образования основывается на применении различных подходов, к которым прежде всего можно отнести - аксиологический, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, культурологический и системный. В данной статье будут детально рассмотрены компетентностный и деятельностный подходы, которые позволяют преподавателям высшей школы вне зависимости от квалификации и опыта работы в высшем учебном заведении достигать более высоких результатов в своей профессии, которые в свою очередь оцениваются в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшей школы уровнями владения соответствующими компетенциями.

Изложение основного материала статьи. Подход на основе компетенций воплощается в жизнь в сфере высшего образования, исходя из задач, поставленных в концепции развития высшей школы и сферы науки вплоть до 30 года 21 века. Данный подход должен повысить качество услуг в сфере образования и обеспечить для обучающихся более широкий набор возможных компетенций. Ориентация на компетентностный подход вытекает также из образовательного стандарта для высших учебных заведений, который предполагает необходимость постоянного обновления знаний и умений, что составляет дидактическую сущность компетенций. В сфере высшего образования это означает, что обучающийся приобретая базовые теоретические и практико-ориентированные знания развивает необходимые социальные и профессиональные личностные качества, которые в свою очередь способствуют его жизненному успеху и профессиональной самореализации [2].

Необходимо подчеркнуть, что дефиниция «компетенция» различными авторами понимается неодинаково. Так Зеер Э.Ф. под компетенцией подрузамевает совокупность приемов и методов, гарантирующих эффективное исполнение различных профессиональных задач [1].

Байденко В.И. считает, что дефиниция «компетенция» необходима для определения целостных требований к уровню обучения будущего специалиста и качеству его образования, а дефиниция «профессиональные компетенции» характеризует способность рационально выполнять свои функциональные обязанности, умение решать возникающие проблемы методически правильно, а также объективно и непредвзято оценивать результаты своей работы [1].

Фионова Л.Р. под компетенциями рассматривает особенности личности необходимые для понимания процессов определенной профессиональной сферы и выполнения соответствующих обязанностей и полномочий [1].

Учитывая вышеизложенные различные трактовки термина «компетенция» можно утверждать, что компетенция это совокупность навыков и умений позволяющих осуществлять определенную профессиональную деятельность с высоким уровнем результативности и эффективности.

Освоение общекультурных и профессиональных компетенций до необходимых показателей достигается, прежде всего, характером учебной работы обучающегося, его умением обучаться, на котором, главным образом и проявляется компетентность самого преподавателя, его способностью реализации умения обучать необходимым навыкам и умениям путем создания условий для творческой деятельности обучающегося. На том основании, что процесс обучения представляет

собой процесс творческой деятельности обучающегося, который направлен на формирование его целостной личности, можно говорить о реализации деятельностного подхода [6].

Деятельностный подход на наш взгляд является методологической основой обучения, способствующего развитию и направленного на поиск приемов и методов, применение которых призвано помочь в раскрытии сущности обучающегося как личности, реализации творческой деятельности в системе «обучающийся - преподаватель». Именно благодаря творчеству, собственным индивидуальным усилиям, а также общению с преподавателями воспитывают в обучающемся лучшие человеческие и социальные качества.

Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения происходит более эффективно путем применения деятельностного подхода, который позволяет обучающимся развивать свой творческий потенциал. Данный подход превращает обучающегося из объекта в субъект обучения.

Компетентностный подход при организации учебного процесса предусматривает внесение изменений в процесс обучения. Необходимо изменить структуру, формы организации обучения, а также принципы взаимодействия различных субъектов. Преподаватель в своей работе должен отдавать предпочтение методам обучения основанным на диалоге. Все это может быть реализовано с помощью интерактивных методов обучения [3].

Интерактивное обучение представляет собой особую форму организации когнитивной деятельности, метод познания, которая осуществляется путем совместной деятельности обучающихся. Все субъекты действуют совместно: вместе решают проблемы, моделируют различные ситуации, производят обмен информацией, дают оценку своих действий и действий других участников, создают дружескую атмосферу делового взаимодействия для решения проблемы.

Целью данного метода является формирование таких условий обучения, при которых обучающийся ощущает свой успех, свою профессиональную состоятельность, что повышает эффективность процесса обучения.

В сравнении с традиционными формами организации занятий интерактивное обучение меняет взаимосвязи преподавателя и обучающегося: инициативность педагога уступает место инициативности обучающихся, а задачей преподавателя является формирование условий для их активности. Преподаватель не дает готовых решений, но стимулирует участников к их самостоятельному поиску.

Применение интерактивного обучения требует обязательного соблюдения следующих основных правил:

- необходимо вовлекать в совместную работу всех участников;

- необходимо психологически подготовить участников интерактивного обучения (использовать разминки, за активную работу постоянно поощерять участников, давать возможность для личной реализации);

- количество участников не должно быть более 15 человек;

- помещение должно быть удобным для обучения, чтобы участники могли быстро и легко пересаживаться и работать как в больших, так и в малых группах;

- нужно четко закрепить (зафиксировать) порядок и последовательность действий и постараться в ходе работы не нарушать его;

- необходимо внимательно отнестись к разделению участников занятия на подгруппы (первое время применять принцип добровольности, а потом применять принцип произвольного выбора).

Для организации интерактивного обучения необходимы следующие условия:

- отношения между обучающим и обучающимися должны быть основаны на доверии;

- стиль общения должен быть демократичным;

- опираться следует на личный опыт обучающихся;

- использовать различные формы и методы представления информации;

- использовать как внутреннюю так и внешнюю мотивацию обучающихся.

Аудиторные занятия при преподавании дисциплины «Информатика» включает в себя лекционные и практические занятия. Практические занятия по информатике проводятся либо в виде упражнений, либо в виде лабораторных работ. Практические занятия предусматривают углубленное рассмотрение изучаемой темы и вырабатывают у обучающихся умение использовать знания при решении практических задач действуя совместно с преподавателем.

Порядок проведения практического занятия носит схожий характер: вводное слово преподавателя, ответы на вопросы обучающихся по материалам предыдущего практического занятия, выполнение заданий обучающимися, итоговое слово преподавателя. Разница заключается в заданиях, включающих решение задач, написание различных программ и т.д.

Упражнения по информатике. Упражнения по информатике предусматривают решение различных задач на основе теории, которая была изложена на лекции. Целью занятия является формирование соответствующих умений и навыков, которые необходимы для решения такого типа задач.

Лабораторные работы по информатике. Главной отличительной чертой преподавания информатики является последовательное изложение теоретических и практических вопросов. Лабораторные работы дают возможность соединить теоретические знания и практические навыки и умения обучающихся как целостный процесс деятельности учебно-исследовательской направленности.

Лабораторные работы включают в себя два вида работ: групповая работа, предусматривающая параллельное выполнение одного и того же задания всеми обучающимися учебной группы (данный вид работы чаще всего используется при рассмотрении новой темы), индивидуальная работа, предусматривающая получение каждым обучающимся индивидуальных заданий, различающихся по объему и сложности. В процессе выполнения задания формируются определенные навыки и умения, которые оценивает преподаватель во время сдачи отчета.

Индивидуальная работа на практике по информатике предусматривает индивидуальную и самостоятельную работу обучающихся по выполнению заданий, используя при этом помощь преподавателя в случае необходимости. Это дает возможность корректировать скорость обучения и приобретения необходимого объема знаний каждым членом группы в соответствии с его возможностями.

Групповая работа на практике по информатике предусматривает деление учебной группы на несколько подгрупп, которые выполняют схожие или различающиеся задания (общая и дифференцированная работа в подгруппах). Выполнение группой дифференцированных заданий дает возможность обучающимся научиться коллективным методам работы.

Надо стараться, чтобы индивидуальные или групповые задания имели целостную структуру, а именно:

- были направлены на реализацию полного цикла работ (определение задачи, создание модели и написание на ее основе алгоритма, программная реализация, отладка программы, анализ результатов, подготовка отчета);

- требовали длительного времени для работы над ними и предусматривали консультации преподавателя в случае необходимости.

Для реализации деятельностного подхода в обучении на практических занятиях по дисциплине «Информатика» можно использовать различные интерактивные методы. Однако на наш взгляд методу проектов стоит уделить больше внимания в процессе обучения информатике, поскольку он позволяет реализовать деятельностный подход к обучению в полной мере.

Учебный проект как форма реализации учебно-воспитательного процесса впервые был применен в России в двадцатых годах прошлого столетия в области ремесленного обучения. Метод проектов основан на подходе обучения через деятельность и поэтому успешно применялся для быстрого обучения рабочим профессиям. Позже метод проектов был раскритикован за отсутствие системности образования. В современных условиях, когда обучение основано на компетенциях метод проектов является востребованным [4]. На наш взгляд востребованность метода проектов можно объяснить тем, что активное применение в учебном процессе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) ведет к передаче части функций обучения к средствам ИКТ или не может быть полностью реализована без них. В этом случае деятельность преподавателя при организации учебного процесса которая включает получение и закрепление определенных навыков и знаний обучающимися во многом совпадает с деятельностью по разработке информационных автоматизированных систем на новом рабочем месте. Иными словами, преподавателю необходимо четко представлять каким навыкам и умениям должны научиться обучающиеся, как можно проконтролировать полноту полученных ими знаний и какова роль ИКТ в этом процессе. Преподаватель должен сопоставлять функции средств ИКТ с действиями обучающихся, а также иметь представление о видах и способах подачи учебного материала на основе средств ИКТ. В данном случае и можно говорить о создании учебного проекта, который необходимо понимать как упорядоченную целенаправленную деятельность. Можно указать соответствующие условия, которые необходимо соблюдать для эффективного использования метода проектов:

1. Обучающиеся должны иметь широкий выбор тем проектов с целью раскрытия своего творческого потенциала. Реализуемые обучающимися проекты могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Коллективный способ реализации проекта учит взаимодействию обучающихся между собой.

2. Так как обучающийся может быть не знаком с проектным методом, его следует ознакомить порядком работы над проектом.

3. Обучающимся необходимо, чтобы полученный ими результат имел практическую ценность и получил соответствующую оценку со стороны одногруппников и преподавателя. Поэтому реализация проекта для обучающихся должна иметь законченный и целостный вид и был презентован.

4. Применение метода проектов направлено прежде всего на приобретение навыков работы с компьютером и различными программными продуктами.

Применение метода проектов на дисциплине «информатика» формирует навыки решения задач на основе системного подхода, учит самостоятельности в принятии решений и позволяет установить партнерский стиль общения между обучающимся и преподавателем.

Изучение программных продуктов и средств вычислительной техники происходит более осмысленно, а сам процесс обучения можно охарактеризовать как более осознанный и мотивированный. Также проектный метод позволяет организовать групповое обучение.

Чтобы более полноценно использовать потенциал, заложенный в деятельностном подходе, необходимо его использовать не при изучении каждой дисциплины отдельно, а при междисциплинарном изучении. Если на занятиях обучающиеся будут решать задачи практической направленности на стыке смежных дисциплин, то взаимосвязь между этим дисциплинами будет восприниматься как логичная и естественная. Соответственно усвоение учебного материала по обеим дисциплинам будет более полным.

Математическая и информационная подготовка поступающих на первый курс технического вуза позволяет утверждать, что основной методической проблемой при изучении высшей математики и информатики является разрыв преемственных связей между средним учебным образовательным учреждением и вузом технической направленности, имеет место существенный отрыв теоретических знаний по предмету от их практического применения, что влечет непонимание значимости и роли указанных предметов в процессе обучения и в их будущей профессии. Это оказывает негативное влияние на математическую и информационно-технологическую подготовку обучающихся, главным образом, в плане формирования прочного междисциплинарного взаимодействия между предметным содержанием дисциплин при совместном решении задач инженерной направленности.

В качестве основного направления решения данной проблемы на наш взгляд может рассматриваться организация практических занятий по информатике в интерактивной форме на которых профессионально-ориентированные математические задачи инженерной направленности решаются с помощью современных программных средств образовательного назначения.

В основе термина «профессионально-ориентированные задачи» лежит идея компетентностного подхода к обучению, на которой построена современная система высшего профессионального образования в России. В современном обществе человек сталкивается с различными ситуациями и проблемами, поэтому задачи образования на сегодняшнем этапе развития - «вооружить» обучающихся опытом практического применения полученных знаний и сформировать ключевые компетенции.

Скоробогатова Н.В. под профессионально-ориентированной задачей понимает некоторую абстрактную модель конкретной проблемы, которая носит прикладной характер в определенной области профессиональной деятельности. Данная проблема формулируется в словесной, на основе показателей или образной форме и решается с помощью средств математики [5].

В процессе обучения такая задача воспринимается как задача, условие и требование которой определяют модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной сфере деятельности будущего специалиста, а исследование этой ситуации осуществляется средствами информатики.

Формирование и оценка компетенций в теории и на практике достаточно сложная задача. Главная трудность заключается в том, что компетенции формируются и проявляются обучающимися исключительно в процессе деятельности, следовательно, эту деятельность необходимо планировать и организовывать в учебном процессе. Деятельностное формирование компетенций основано на том, что их развитие будет происходить в процессе выполнения заданий. Хотя необходимые знания и необходимый опыт для будущей профессиональной сферы деятельности проектируются обучающимися самостоятельно, такая работа нуждается в планировании и организации для достижения максимального результата.

К отличительной особенности профессионально-ориентированных задач от других задач следует отнести их профессионально-значимую ориентированность. Под профессионально-ориентированными заданиями будем понимать задания, включающие в себя интеграцию знаний, умений и основных компетенций, которые несут профессионально-ориентированный характер и раскрывают сущность будущей работы специалиста.

Для того, чтобы подготовить решение задачи и непосредственно реализовать его с помощью прикладных программных средств на компьютере необходимо выполнить набор определенных шагов, который включает в себя: постановку задачи,

математическую формулировку задачи, определение способа решения, разработку алгоритма, написание программы и ее тестирование, получение результата решения задачи и его анализ.

Выводы. Метод проектов позволяет в полной мере раскрыть воспитательный потенциал дисциплины «информатика». Метод проектов можно рассматривать на наш взгляд, во-первых, как метод обучения, который активизирует познавательный процесс путем поиска решения определенной задачи, во-вторых, как способ обучения мыслить и творить самостоятельно, в-третьих, как прием обучения совместной работе в группе, что позволяет социализировать обучающихся и сформировать профессиональные навыки которые необходимы им для успешной реализации в профессии.

Реализация деятельностного подхода при воспитании и обучении также осуществляется на основе проектного метода. Ярко выраженная практическая направленность дисциплины «информатика» позволяет использовать различные формы деятельностного обучения при изучении предмета. Но, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал деятельностного подхода следует применять его для межпредметного обучения смежным дисциплинам. Если обучающиеся на занятиях будут решать задачи практической направленности на стыке смежных дисциплин, то обучение приобретет запоминающиеся и интересные формы. Это приведет к более качественному усвоению учебной программы. Также обучающиеся быстрее разберутся в существующей между смежными дисциплинами взаимосвязях.

Литература:

1. Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / [В.И. Гребенюков и др.]; под ред. В.И. Гребенюкова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 155 с.

2. Кислякова, О.П. Компетентностно ориентированный подход в проектировании технологий обучения / О.П. Кислякова, И.Ф. Афанасьева // European Social Journal. - 2018. - № 10. - С. 402-405.

3. Кислякова, О.П. Методика работы по формированию творческой личности курсанта / О.П. Кислякова, Е.Ю. Панцева, В.Б. Кислинский // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: материалы Международной научно-практической конференции в 3 частях. - Сызрань, 2018. - С. 59-61.

4. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

5. Скоробогатова, Н.В. Комплексы профессионально ориентированных задач в обучении математике будущего инженера / Н.В. Скоробогатова // Труды IV Колмогоровских чтений. - Ярославль, 2006. - С. 219-224.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

Педагогика

УДК 37

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань) старший преподаватель Шалугина Татьяна Викторовна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются и раскрываются основные компоненты профессионально педагогической культуры, которые являются одной из категорий педагогики. Педагогическая культура - сложноорганизованная система, где основой является структура личности педагогического воздействия. Личность современного педагога высшей школы следует рассматривать как ключевую фигуру, которая определяет состояние образовательного процесса. Педагог сегодня -это носитель культурных традиций и профессионального педагогического творчества. Именно от его знаний, навыков и умения донести информацию зависит развитие индивидуальности каждого из обучающихся. Авторы статьи считают, что компоненты необходимо рассматривать в системе. Системность позволит добиться наилучших результатов в образовательной деятельности. В статье анализируются и раскрываются особенности каждого из компонента профессионально-педагогической культуры, показывая и доказывая, что именно в системе они позволят достигнуть максимальных результатов как в педагогической, так и в профессиональной деятельности педагога высшей школы.

Ключевые слова: педагогика, культура, педагогическая культура, педагогическая деятельность, компоненты педагогической культуры.

Annotation. The article discusses and reveals the main components of professional pedagogical culture, which are one of the categories of pedagogy. Pedagogical culture is a complex system, where the basis is the structure of the personality of pedagogical influence. The personality of a modern teacher of higher education should be considered as a key figure that determines the state of the educational process. The teacher today is the bearer of cultural traditions and professional pedagogical creativity. It is on his knowledge, skills and ability to convey information that the development of the individuality of each of the students depends. The authors of the article believe that the components must be considered in the system. Consistency will allow you to achieve the best results in educational activities. The article analyzes and reveals the features of each of the components of professional and pedagogical culture, showing and proving that it is in the system that they will achieve maximum results both in the pedagogical and professional activities of a teacher of higher education.

Key words: pedagogy, culture, pedagogical culture, pedagogical activity, components of pedagogical culture.

Введение. Постоянно меняющаяся внутренняя и внешняя среда обязывает на выполнение таких условий, при которых исследования в области профессионально-педагогической культуре должны вестись постоянно. Реформирование современного общества диктует условия, при которых возникает необходимость постоянного обновления не только содержания, но и самих технологий образовательной деятельности. Особое внимание должно уделяться подготовке педагогических кадров высшего образования, потому что именно им приходится постоянно сталкиваться и решать непростые задачи социально-педагогической направленности.

В высшем образовании происходят сложные процессы, которые направлены на преобразование и дальнейшее развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.