Научная статья на тему 'ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна, Шалугина Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются и раскрываются основные компоненты профессионально педагогической культуры, которые являются одной из категорий педагогики. Педагогическая культура - сложноорганизованная система, где основой является структура личности педагогического воздействия. Личность современного педагога высшей школы следует рассматривать как ключевую фигуру, которая определяет состояние образовательного процесса. Педагог сегодня - это носитель культурных традиций и профессионального педагогического творчества. Именно от его знаний, навыков и умения донести информацию зависит развитие индивидуальности каждого из обучающихся. Авторы статьи считают, что компоненты необходимо рассматривать в системе. Системность позволит добиться наилучших результатов в образовательной деятельности. В статье анализируются и раскрываются особенности каждого из компонента профессионально-педагогической культуры, показывая и доказывая, что именно в системе они позволят достигнуть максимальных результатов как в педагогической, так и в профессиональной деятельности педагога высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна, Шалугина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL COMPONENTS OF PROFESSIONALLY AND PEDAGOGICAL CULTURE OF A HIGHER SCHOOL TEACHER

The article discusses and reveals the main components of professional pedagogical culture, which are one of the categories of pedagogy. Pedagogical culture is a complex system, where the basis is the structure of the personality of pedagogical influence. The personality of a modern teacher of higher education should be considered as a key figure that determines the state of the educational process. The teacher today is the bearer of cultural traditions and professional pedagogical creativity. It is on his knowledge, skills and ability to convey information that the development of the individuality of each of the students depends. The authors of the article believe that the components must be considered in the system. Consistency will allow you to achieve the best results in educational activities. The article analyzes and reveals the features of each of the components of professional and pedagogical culture, showing and proving that it is in the system that they will achieve maximum results both in the pedagogical and professional activities of a teacher of higher education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

математическую формулировку задачи, определение способа решения, разработку алгоритма, написание программы и ее тестирование, получение результата решения задачи и его анализ.

Выводы. Метод проектов позволяет в полной мере раскрыть воспитательный потенциал дисциплины «информатика». Метод проектов можно рассматривать на наш взгляд, во-первых, как метод обучения, который активизирует познавательный процесс путем поиска решения определенной задачи, во-вторых, как способ обучения мыслить и творить самостоятельно, в-третьих, как прием обучения совместной работе в группе, что позволяет социализировать обучающихся и сформировать профессиональные навыки которые необходимы им для успешной реализации в профессии.

Реализация деятельностного подхода при воспитании и обучении также осуществляется на основе проектного метода. Ярко выраженная практическая направленность дисциплины «информатика» позволяет использовать различные формы деятельностного обучения при изучении предмета. Но, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал деятельностного подхода следует применять его для межпредметного обучения смежным дисциплинам. Если обучающиеся на занятиях будут решать задачи практической направленности на стыке смежных дисциплин, то обучение приобретет запоминающиеся и интересные формы. Это приведет к более качественному усвоению учебной программы. Также обучающиеся быстрее разберутся в существующей между смежными дисциплинами взаимосвязях.

Литература:

1. Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / [В.И. Гребенюков и др.]; под ред. В.И. Гребенюкова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 155 с.

2. Кислякова, О.П. Компетентностно ориентированный подход в проектировании технологий обучения / О.П. Кислякова, И.Ф. Афанасьева // European Social Journal. - 2018. - № 10. - С. 402-405.

3. Кислякова, О.П. Методика работы по формированию творческой личности курсанта / О.П. Кислякова, Е.Ю. Панцева, В.Б. Кислинский // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: материалы Международной научно-практической конференции в 3 частях. - Сызрань, 2018. - С. 59-61.

4. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

5. Скоробогатова, Н.В. Комплексы профессионально ориентированных задач в обучении математике будущего инженера / Н.В. Скоробогатова // Труды IV Колмогоровских чтений. - Ярославль, 2006. - С. 219-224.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

Педагогика

УДК 37

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань) старший преподаватель Шалугина Татьяна Викторовна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются и раскрываются основные компоненты профессионально педагогической культуры, которые являются одной из категорий педагогики. Педагогическая культура - сложноорганизованная система, где основой является структура личности педагогического воздействия. Личность современного педагога высшей школы следует рассматривать как ключевую фигуру, которая определяет состояние образовательного процесса. Педагог сегодня -это носитель культурных традиций и профессионального педагогического творчества. Именно от его знаний, навыков и умения донести информацию зависит развитие индивидуальности каждого из обучающихся. Авторы статьи считают, что компоненты необходимо рассматривать в системе. Системность позволит добиться наилучших результатов в образовательной деятельности. В статье анализируются и раскрываются особенности каждого из компонента профессионально-педагогической культуры, показывая и доказывая, что именно в системе они позволят достигнуть максимальных результатов как в педагогической, так и в профессиональной деятельности педагога высшей школы.

Ключевые слова: педагогика, культура, педагогическая культура, педагогическая деятельность, компоненты педагогической культуры.

Annotation. The article discusses and reveals the main components of professional pedagogical culture, which are one of the categories of pedagogy. Pedagogical culture is a complex system, where the basis is the structure of the personality of pedagogical influence. The personality of a modern teacher of higher education should be considered as a key figure that determines the state of the educational process. The teacher today is the bearer of cultural traditions and professional pedagogical creativity. It is on his knowledge, skills and ability to convey information that the development of the individuality of each of the students depends. The authors of the article believe that the components must be considered in the system. Consistency will allow you to achieve the best results in educational activities. The article analyzes and reveals the features of each of the components of professional and pedagogical culture, showing and proving that it is in the system that they will achieve maximum results both in the pedagogical and professional activities of a teacher of higher education.

Key words: pedagogy, culture, pedagogical culture, pedagogical activity, components of pedagogical culture.

Введение. Постоянно меняющаяся внутренняя и внешняя среда обязывает на выполнение таких условий, при которых исследования в области профессионально-педагогической культуре должны вестись постоянно. Реформирование современного общества диктует условия, при которых возникает необходимость постоянного обновления не только содержания, но и самих технологий образовательной деятельности. Особое внимание должно уделяться подготовке педагогических кадров высшего образования, потому что именно им приходится постоянно сталкиваться и решать непростые задачи социально-педагогической направленности.

В высшем образовании происходят сложные процессы, которые направлены на преобразование и дальнейшее развитие

высшей школы. Приоритетным направлением всех происходящих изменений выступают общечеловеческие ценности, их понимание невозможно без осознания сущности и значения культуры.

Культура - необъемлемая часть общества, при этом педагогическая культура является самостоятельным явлением и требует особого внимания [1, С. 87]. Такое внимание обуславливается специфичностью педагогической деятельности и необходимостью непрерывного повышения требований к личности педагога.

Культуры во всех ее проявлениях следует рассматривать как универсальную форму реализации сущности человека, принимая во внимание и созидательную деятельность тоже. Она является совокупностью достижений человека в таких направлениях как:

- духовная деятельность;

- познавательная деятельность;

- ценностно-ориентированная деятельность;

- производственная деятельность;

- общественная деятельность.

Нельзя забывать и про опыт, получаемый в социальных институтах в виде образования. Именно он определяет единство полученных знаний, умений и навыков, которые необходимы для гармоничного развития личности. Каждый отдельно взятый человек является носителем культуры, которая выступает, как один из признаков деятельности человека при этом подразумевается высокий уровень ее развития.

Во все времена существовало много видов культуры, так как ее основой выступают нормативные требования, которые предъявляются к различным видам деятельности человека, а видов деятельность бесчисленное множество.

На основании вышеизложенного мы можем сказать, что педагогическая культура - интегрированная характеристика педагогического процесса, который подразумевает объединение разного вида деятельности человека с полученными результатами от вида деятельности, при этом принимаются во внимание и специфические институты по передачи данных (передача знаний, учений и навыков от поколения к поколению).

Изложение основного материала. Социальные и экономические изменения в российском обществе и увеличение объемов как научной, так и методической информации диктуют условия обновления целей, задач и содержания педагогического образования, следовательно, и педагогическая культура тоже должна меняться, чтобы соответствовать запросам обновляющегося общества. Педагогическую культуру следует рассматривать как системную характеристику, где основой выступает высокая профессиональная и педагогическая подготовленность педагога, умение осуществлять педагогическую деятельность и обладать высокими внутренними личными качествами, которые необходимы для более результативного решения педагогических задач с дальнейшем проектированием на его профессиональную деятельность.

Рассматривая педагогическую культуру важно помнить, что в ее основе лежит общая культура человека и именно она выполняет основные функции культурного наследия, социализации личности и управляет процессами ее становления и развития в целом [1, С. 55].

Основными показателями культуры профессионала следует считать:

- широта кругозора;

- высокая социальная степень активности;

- эмоциональная восприимчивость характера.

Педагогическую культура условно можно разделит на два уровня (такое деление позволит подчеркнуть значимость каждого уровня):

- житейский уровень (уровень, в основе которого лежит умение правильно выстраивать взаимоотношения в процессе общения);

- теоретический уровень (уровень, который позволяет рассматривать педагогическую культуру как часть общей культуры, так как она способствует объединению не только исторического, но и культурного опыта человека, необходимого для правильного выстраивания отношений и поведения в процессе педагогического общения, является частью социальной практики и позволяет через традиции и нормы взаимоотношений общаться профессорско-преподавательскому составу с обучающимися, позволяет педагогам реализовать педагогические концепции, системы и технологии в профессиональной деятельности).

Рассматривать педагогическую культуру следует, как динамическую систему, где основой выступают педагогические ценности, а также профессиональная деятельность и поведение преподавателя. Все это в совокупности позволяет передать профессиональные занятия [2, С. 56].

К основным компонентам педагогической культуры относят:

- педагогическое мышление, основой данного компонента является анализ получаемой информации, наблюдательность, творческое мышление и воображение;

- духовно-нравственная составляющая, включает в себя богатый духовный мир, нравственность, убеждение;

- педагогическое общение, где основой выступают взаимоотношение между педагогами и обучающимися;

- педагогическая этика - достоинство педагога, авторитет, справедливость, профессиональный долг;

- культура речи - грамотность построения фраз, правильное выражение своих мыслей;

- нравственная культура - культура речи, вежливость, корректность, как в пределах учебного учреждения, так и за его пределами.

Для педагога самым главным и основным является выстраивание педагогически правильных взаимоотношений (сотрудничество, честность, доверие) с обучающимися.

Основой педагогической позиции является моральный облик преподавателя, который он выбирает самостоятельно, но при этом он должен принимать во внимание и учитывать следующие составляющие:

- мировоззрение - глубокое понимание того какую профессию он выбрал, что педагогическая деятельность обязывает вести достойный образ жизни и быть примером для обучающихся (окружающих), выказывать внимание, уважение и заботу в отношении близких;

- поведение - умение принимать верные решения в сложных ситуациях и в дальнейшем нести за них полную ответственность, умение создавать благоприятные условия для гармонического развития личности обучающихся среды [3, С. 63].

Обучающиеся воспринимают педагога в качестве ключевой фигурой, как в личном, так и в профессиональном плане, следовательно, в основе его интересов и духовных потребностей должны быть такие качествах как:

- личную направленность;

- полная уверенность, что сделанный выбор правильный;

- социальная активность;

- интеллигентность;

- гуманизм;

- глубокое осознание и понимание важности педагогической деятельности.

Рассматривая и анализируя компоненты педагогической культуры, особое внимание следует уделить таким звеньям как:

- педагогические знания;

- педагогическое мышление.

Педагогически знания - умение владеть такими знаниями как:

- эмпирические знания;

- опытно-теоретические знания;

- экспериментально-теоретические знания;

- рефлексивно-теоретические знания.

Педагогическое мышление сложно представить без таких составляющих как:

- конструктивное мышление;

- аналитическое мышление;

- творческое мышление;

- проблемно-вариантное мышление.

Педагогическая культура окружает нас, она пронизывает как материальную, так и духовную культуру общества в целом, а в некоторых моментах служит необходимым мостом между ним. Именно она позволяет обеспечить связь между двумя составляющими человеческой культуры, что приводит как к материальному, так и к духовному прогрессу в обществе [3, С. 65].

Рассматривая компоненты и их особенности в педагогической культуре необходимо особое внимание уделить компонента профессионального плана.

Профессионально-педагогическая культура следует рассматривать с точки зрения системного образования. Это обуславливается тем, что оно включает в себя определенное количество структурно-функциональных компонентов, которые в свою очередь имеет собственную организацию, избирательно взаимодействуют друг с другом и при этом обладают интегрированными свойствами единого целого.

В таблице 1 в структурированном виде представлены компоненты профессионально-педагогической культуры, каждый из компонентов имеет важное значение и являются дополнением друг друга, что в конечном итоге позволяет достичь максимального результата как в профессиональной, так и в педагогической культуре.

Таблица 1

Структурированное представление основных компонентов профессионально-педагогической культуры

Компоненты профессионально-педагогической культуры

Аксиологический компонент Технологический компонент Личностно-творческий компонент

Профессиональные знания Умение решать педагогические задачи: - аналитики-рефлексивные; - конструктивно-прогностические; - организационно-деятельностные. Инициативность

Профессиональные умения Индивидуальная свобода

Умение в новом видеть старое Самостоятельность

Умение старые идеи воплощать в новых условиях Ответственность

Умение правильно излагать возникающие идеи и замыслы

Аксиологический компонент принимается во внимание одним из первых, так как в его основе лежит мировоззрение, именно оно способствует процессу формирования педагогических убеждений, помогает педагогу определить сферу своих интересов, ценностей и предпочтений на современном этапе развития высшего образовании.

Профессиональная деятельность педагога должна строиться на поиске новых методов, приемов и учений, которые позволят обучающимся в полной мере усваивать знания и умения, предлагаемые им педагогом в рамках читаемой дисциплины с учетом постоянно меняющейся внутренней и внешней [2, С. 50].

Сегодня наша страна нуждается в специалистах высокого класса именно этим и обусловленное повышенное внимание к образовательной деятельно, а следовательно и к профессорско-преподавательскому составу высших учебных учреждений. Образовательный процесс сегодня - процесс непрерывного оценивания, пересмотр и переосмысление имеющихся и установленных целей, которые необходимо корректировать в зависимости от тех лили иных ситуационных изменений, которые происходят в современном обществе.

Педагог сегодня - личность, которая в старом, давно известном, может видеть новое, по достоинству оценив его использовать в образовательной деятельности.

Педагогическая деятельность, однозначно, включает в себя технологическую составляющую, так как предусматривает решение задач педагогической направленности.

К таким задачам относят:

- задачи аналитического характера;

- задачи рефлексивного характера;

- задачи организационного характера;

- задачи оценочного характера;

- задачи информационной направленности;

- задачи регулирующей направленности и т.п.

Приемы, способы и пути решения выше перечисленных задач и направлений составляют технологию профессионально-педагогической культуры педагога. Она призвана: более полно понять суть педагогической культуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объяснить с помощью простых примеров основные направления той или иной деятельности при определенных ситуациях и отношениях.

Рассматривая педагогическую культуру с такой точки зрения, следует отметить, что она выполняет такие функции как: регулирующую; сохраняющую; воспроизводительную.

Все выше перечисленные функции способствуют развитию педагогической реальности.

Личностно-творческий компонент следует рассматривать как один из наиболее значимых. Данный компонент в полной мере способствует проявлению творческих способностей педагога. Его основа - творческая самореализация и полная индивидуальность педагога в профессиональной деятельности.

Непрерывность педагогической деятельности приводит к тому, что педагог стремиться к освоению новых методов, приемов и методик в образовательном процессе с одной лишь целью внести что-то новое и интересное в рамках читаемой дисциплины для более понятного ее восприятия.

Выводы. В широком понимании педагогическая культура представляется как культура масс. Именно она является важным звеном общей культуры общества в целом. Смена эпох, следовательно, и культурного развития приводит к изменениям в педагогической деятельности, на фоне чего происходит процесс формирования нового типа педагогической культуры.

В заключение следует отметить, что педагог должен вести постоянную работу в направлении развития и совершенствования как профессиональной, так и педагогической культуры. Профессионализм педагога должен подсказать, где и в каких ситуациях необходимо провести четкое разграничение между педагогическими ценностями и технологиями, чтобы спрогнозировать конечный результат обучения на фоне повышения эффективности и улучшения образовательного процесса в целом.

Литература:

1. Библер, В.С. На гранях логики культуры / В.С. Библер. - Москва: Русское феноменологическое общество, 1997. - 423 с.

Образование и эпоха [Текст]. - Education and epoch: (актуальная научная парадигма): монография / под общ. ред. Олега Ивановича Кирикова. - Житомир: Наука информ, 2014. - 21 см.

Педагогика: семья - школа - вуз - общество (образовательно-инновационные технологии). Монография / Астадурьян А.П., Ахметшина И.А., Балакирева Н.А. [и др.]; - Воронеж-Москва, 2021. - 186 с.

Педагогика

УДК 372.2

кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Морозова Татьяна Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Арт-терапия прочно завоевала ведущие позиции в работе с детьми дошкольного возраста. Данное направление дает возможность ребенку самореализоваться в творчестве, повысить свою самооценку, выразить чувства к происходящему. Функциями педагогической арт-терапии являются обучение, воспитание, развитие, социализация. В процессе творчества ребенок исследует реальность, познает новые стороны продукта творчества. В статье раскрываются актуальные направления арт-терапии применяемы в дошкольных образовательных организациях. Авторы статьи приводят подробное описание и анализ основных направлений работы с детьми дошкольного возраста. Основными направлениями в арт-терапии в работе с дошкольниками являются изотерапия, сказкотерапия, мандалатерапия, куклотерапия, ландшафтная терапия, музыкальная и танцевальная терапия. Авторы уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изотерапии. В статье приведена классификация занятий по изобразительной деятельности. Кроме того, в статье авторы обращают внимание на то, что процессе рисования развивается чувственно-двигательная координация, развивается межполушарное взаимодействие, что в свою очередь положительно влияет на развитие творческого потенциала ребенка. Применяя инновационную методику арт-терапии в дошкольной образовательной организации, педагог способствует творческой самореализации детей дошкольного возраста, их эмоциональному благополучию, развитию коммуникативных способностей. Благодаря данной методике дошкольники более успешно овладевают коммуникативными навыками, это дает им ощущения успеха, что очень важно для успешной социализации в среде сверстников и адаптации к новым условиям.

Ключевые слова: Арт-терапия, ребенок дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, развитие, социализация, творческое развитие, эмоциональное развитие, инновации.

Annotation. Art therapy has firmly gained a leading position in working with preschool children. This direction gives the child the opportunity to self-actualize in creativity, increase his self-esteem, express feelings about what is happening. The functions of pedagogical art therapy are training, education, development, socialization. In the process of creativity, the child explores reality, learns new sides of the product of creativity. The article reveals the current directions of art therapy used in preschool educational organizations. The authors of the article provide a detailed description and analysis of the main areas of work with preschool children. The main directions in art therapy in working with preschoolers are isotherapy, fairy tale therapy, mandalotherapy, doll therapy, landscape therapy, music and dance therapy. The authors pay great attention to the development of creative abilities of preschool children by means of isotherapy. The article provides a classification of visual activities. In addition, in the article, the authors draw attention to the fact that the process of drawing develops sensory-motor coordination, develops interhemispheric interaction, which in turn has a positive effect on the development of the creative potential of the child. Applying an innovative method of art therapy in a preschool educational organization, the teacher promotes the creative self-realization of preschool children, their emotional well-being, and the development of communicative abilities.

Key words: Art therapy, preschool child, preschool educational organization, development, socialization, creative development, emotional development, innovation.

Введение. Приоритетом современного образования детей дошкольного возраста является личностно-ориентированная парадигма, при которой признается уникальность каждого ребенка, его индивидуальная образовательная траектория

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.