Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Ирина Сергеевна

В статье раскрывается сущность феномена «профессиональная культура будущих педагогов дошкольных образовательных организаций», рассматриваемого как сложное интегральное образование в рамках целостной структуры личности. Данное понятие характеризуется положительным отношением к субъектам и объектам педагогической деятельности (аксиологический компонент), глубокими и систематизированными профессиональными знаниями, навыками и компетенциями (когнитивный компонент), а также личностными и профессиональными качествами, которые отражают уровень овладения специальной областью знаний (личностный компонент) и находят свое отражение в педагогической деятельности (рефлексивный компонент). Автором определены критерии (заданные показателями), характеризующие уровни развития профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций, в том числе: информационный, мотивационный, поведенческий и оценочно-творческий. В статье обоснованы педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе их профессиональной подготовки. Вышеперечисленные педагогические условия предполагают: активизацию образовательной деятельности будущих дошкольных педагогов в культурно-образовательной среде высшего педагогического учреждения; обеспечение интерактивного технологического сопровождения образовательного процесса будущих педагогов дошкольных образовательных организаций; интеграция содержания нормативных профессиональных дисциплин. Автором представлена методика формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article reveals the essence of the phenomenon "professional culture of future teachers of preschool educational organizations", considered as a complex integral education within the framework of an integral personality structure. This concept is characterized by a positive attitude to the subjects and objects of pedagogical activity (axiological component), deep and systematized professional knowledge, skills and competencies (cognitive component), as well as personal and professional qualities that reflect the level of mastery of a special field of knowledge (personal component) and are reflected in pedagogical activity (reflexive component). The author defines the criteria (set by indicators) that characterize the levels of development of professional culture of future teachers of preschool educational organizations, including: informational, motivational, behavioral, and evaluative-creative. The article substantiates the pedagogical conditions for the formation of the professional culture of future teachers of preschool educational organizations in the process of their professional training. The above-mentioned pedagogical conditions assume: activation of educational activities of future preschool teachers in the cultural and educational environment of a higher pedagogical institution; provision of interactive technological support for the educational process of future teachers of preschool educational organizations; integration of the content of normative professional disciplines. The author presents a method of forming the professional culture of future teachers of preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №5, Том 9 / 2021, No 5, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-5-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN521.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мартынова, И. С. Педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций / И. С. Мартынова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN521.pdf

For citation:

Martynova I.S. Pedagogical conditions for the formation of professional culture of future teachers of preschool educational organizations. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(5): 06PDMN521. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Мартынова Ирина Сергеевна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Ассистент

E-mail: irina_chukanova@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=848016

Педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций

Аннотация. В статье раскрывается сущность феномена «профессиональная культура будущих педагогов дошкольных образовательных организаций», рассматриваемого как сложное интегральное образование в рамках целостной структуры личности. Данное понятие характеризуется положительным отношением к субъектам и объектам педагогической деятельности (аксиологический компонент), глубокими и систематизированными профессиональными знаниями, навыками и компетенциями (когнитивный компонент), а также личностными и профессиональными качествами, которые отражают уровень овладения специальной областью знаний (личностный компонент) и находят свое отражение в педагогической деятельности (рефлексивный компонент). Автором определены критерии (заданные показателями), характеризующие уровни развития профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций, в том числе: информационный, мотивационный, поведенческий и оценочно-творческий. В статье обоснованы педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе их профессиональной подготовки. Вышеперечисленные педагогические условия предполагают: активизацию образовательной деятельности будущих дошкольных педагогов в культурно-образовательной среде высшего педагогического учреждения; обеспечение интерактивного технологического сопровождения образовательного процесса будущих педагогов дошкольных образовательных организаций; интеграция содержания нормативных профессиональных дисциплин. Автором представлена методика формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: будущие педагоги дошкольных организаций; профессиональная культура; профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных организаций; педагогические условия; методика формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольного образования

https:// mir-nauki. com

Введение

В условиях социально-культурных изменений в России перед высшим образованием стоит задача подготовки специалистов дошкольных организаций, способных быть конкурентоспособными на рынке труда. Современные специалисты должны овладеть определенным оптимальным набором разнообразных профессиональных навыков. Профессиональные требования основаны на уровне владения теоретическим материалом, а также на умении применять теоретические знания и практические навыки при выполнении самостоятельных и творческих заданий [1].

Поэтому при подготовке будущих специалистов для дошкольных образовательных организаций важно уделять приоритетное внимание содержанию учебной программы и применяемым методам обучения, чтобы они формировали мировоззрение, критическое мышление, способность к самопознанию и самореализации личности в различных видах деятельности, развивали другие компетенции и навыки, необходимые для жизни и профессионального выбора. В связи с этим меняется подход к определению содержания профессиональной подготовки в высшем педагогическом учебном заведении.

Современная практика подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных организаций показывает, что существует противоречие между необходимостью повышения качества подготовки будущих педагогов дошкольных организаций и отсутствием научно обоснованных концепций и технологий формирования профессиональной культуры как неотъемлемого элемента профессионального образования специалистов дошкольной образовательной организации.

Актуальность исследования формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных организаций обусловлена требованиями Национальной доктрины образования РФ1, Концепцией модернизации Российского образования [2], ФГОС ДО2, региональными программами развития образования.

Для определения теоретических основ изучаемого явления были использованы методы анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения научных подходов к проблеме исследования, представленные в философских, социологических, психологических, педагогических источниках.

Методы эмпирического исследования и моделирования были использованы для апробации разработанной экспериментальной методики формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных организаций в процессе профессиональной подготовки.

Метод педагогического эксперимента применялся с целью определения эффективности педагогических условий, способствующих этому процессу.

Валидность экспериментальных данных и их количественный и качественный анализ проводились с использованием методов математической статистики.

1 Российская газета RG.RU: [сайт] / учредитель АО «Российская газета RG.RU». — Москва, 1999. Обновляется в течение суток. — URL: https://rg.rul (дата обращения: 14.09.2021). — Текст: электронный.

2 Информационно правовой портал Гарант РУ.: [сайт] — Москва, 1990 Обновляется в течение суток. — URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 14.09.2021). — Текст: электронный.

Страница 2 из 10

Методы исследования

06PDMN521

Экспериментально-исследовательская работа проводилась на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого г. Тула. Общее количество участников на всех этапах экспериментального исследования составило 56 человек, в формирующем этапе эксперимента приняли участие 40 студентов.

Полученные результаты

Анализ научной литературы доказывает, что понятие профессиональная культура включает в себя трудовую деятельность человека и качественные результаты такой деятельности. Истоки профессиональной культуры проистекают из исторического общественного разделения труда, появления различных профессий, стремления выделить культуру труда и т. д.

В научных исследованиях (таких ученых, как В. Кравцов, В. Радул, В. Сластенин, Е. Шиянов, И. Исаев, М. Михайличенко, Н. Крылов и др.) [3], общая культура рассматривается как основа профессиональной культуры и включает в себя определенный уровень образования, особенности мировоззрения, отношение к работе, общее воспитание, круг интересов и запросов, нормы повседневного поведения.

Понятие «профессиональная культура» является относительно новым, так как оно получило широкое распространение в Российской педагогике 1980-х годов. Профессиональная культура — это «важнейшее качество человека, проявляющееся в умении находить удовольствие в самом процессе работы» (Шабаева Г.) [4].

Профессиональная культура специалиста — это системное качество, исходными элементами которого являются знания, практические навыки и собственные социальные качества, характеризующие отношение человека к миру социальных ценностей (Шабаева Г.) [4].

Х. Кочетов характеризует профессиональную культуру как элемент модели личности специалиста с высшим образованием с такими особенностями, как: знание свойств продукта и запросов потребителя, способность прогнозировать последствия собственных действий, предпринимаемых специалистом, и принятие ответственности за собственные действия [5].

В. Гринева отмечает, что профессиональная культура является объективным качественным показателем формирование как субъекта деятельности, так и среды его обитания; по особенностям профессиональной культуры можно судить как о самом обществе в целом, так и о многих его составляющих: сферах, элементах, частях [6].

Характеризуя профессиональную культуру, С. Елканов называет такие черты, как: гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие, широкий научный и художественно-эстетический кругозор, способность легко и естественно входить в творческое состояние, умение анализировать собственные эмоционально-волевые процессы [7].

Мы разделяем взгляды Т. Ивановой, которая считает, что формирование профессиональной культуры будущих педагогов — это накопление знаний, опыта и качественная реализация их в личной деятельности и поведении [8].

По результатам анализа и обобщения теоретических основ формирования профессиональной культуры было установлено, что профессиональная культура педагога — это характеристика уровня и качества деятельности, которая включает в себя профессиональные знания, практические навыки, соответствующие компетенции и личностные качества, которые относятся к определенному виду работы.

Е. Бондаревская отмечает, что фундаментальной проблемой профессиональной подготовки в условиях высшего учебного заведения является процесс социального и

профессионального взросления преподавателя, который важно осуществлять в студенческие годы [9].

Мы согласны с этим утверждением, потому что, получая педагогическое образование, будущий педагог должен осознать себя как профессионалом, так и высокообразованной личностью.

Поэтому термин «профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных организаций» трактуется как организованный образовательный процесс, направленный на овладение специальными знаниями, умениями и навыками, развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых для дальнейшей успешной педагогической деятельности [10].

Профессиональная культура будущих педагогов дошкольного образования представляет собой сложное формирование в рамках целостной структуры личности. Она характеризуется положительным отношением к субъектам и объектам педагогической деятельности (аксиологический компонент), глубокими и систематизированными профессиональными знаниями, умениями и компетенциями (когнитивный компонент), личностными и профессиональными качествами, которые отражают уровень овладения специальной областью знаний (личностный компонент) и находят свое проявление в педагогической деятельности (рефлексивный компонент).

Педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе их профессиональной подготовки определяются следующим образом:

• активизация образовательной деятельности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в культурно-образовательной среде высшего педагогического учебного заведения;

• обеспечение интерактивного технологического сопровождения образовательного процесса будущих педагогов дошкольных образовательных организаций;

• интеграция содержания нормативных профессиональных дисциплин.

Были выбраны критерии с соответствующими показателями, в том числе:

• информационный критерий (понимание сущности профессиональной культуры; знание специфики профессиональной культуры педагогов; знание комплексных и парциальных программ, а также основных компонентов дошкольного образования);

• мотивационный критерий (наличие положительной мотивации к профессиональной деятельности дошкольного педагога; осознание ценности профессии педагог дошкольного обучения; потребность в профессиональной самореализации, а также в культурном и педагогическом росте);

• поведенческий критерий (осознание необходимости саморазвития личностных и профессиональных качеств, которые подтверждают формирование профессиональной культуры педагога, в том числе эмпатия, коммуникабельность, тактичность; умение использовать формы речевого этикета в процесс общения с детьми и их родителями; способность использовать актуальную информацию в процессе обучения);

• оценочно-творческий критерий (наличие рефлексивных навыков в оценке сформированности профессиональной культуры; наличие возможности взаимно оценивать проявления профессиональной культуры в поведении коллег; умение

самостоятельно оценивать проявления профессиональной культуры в собственном поведении) [11].

В соответствии с критериями и показателями определены уровни профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе профессиональной подготовки (высокий, достаточный, удовлетворительный и низкий).

Экспериментально-исследовательская работа по формированию профессиональной культуры включала студентов (I, II, III, курсов обучения) образовательного уровня: «Бакалавр» по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Психология и педагогика дошкольного образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Общее количество участников на всех этапах экспериментального исследования составило 56. В формирующем этапе эксперимента приняли участие 40 студентов.

На первом мотивационном этапе были реализованы следующие педагогические условия:

• активизация образовательной деятельности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в культурно-образовательной среде высшего педагогического учебного заведения;

• обеспечение интерактивного технологического сопровождения образовательного процесса будущих дошкольных педагогов. Все учебные мероприятия были направлены на приобретение студентами необходимых знаний о сущности понятий «профессиональная культура», а также на формирование у обучающихся осознания важности профессиональной культуры для педагогов дошкольных образовательных организаций. Основными организационными формами обучения были лекции с использованием элементов беседы, лекции с интерактивными методами преподавания, лекции-дискуссии, лабораторные занятия, семинар-практикум, семинары по деловым играм, практические занятия с творческими заданиями, мастер-классы, экскурсии в дошкольные образовательные организации, индивидуальная работа студентов, видеоконференции по скайпу, индивидуальная работа преподавателя со студентами (оказание научно-методической помощи при выполнении заданий самостоятельной работы, интернет-консультирование, проверка выполнения заданий индивидуальной работы и т. д.), проводимые в рамках таких учебных дисциплин, как «Введение в профессию», «Возрастная педагогика»;

• интервью («Педагогические ценности современного педагога», «Педагогическое творчество как компонент профессиональной подготовки дошкольного педагога», «Профессиональная культура как интегральная качество будущего дошкольного педагога»);

• споры («Профессиональное самосовершенствование дошкольного педагога — нужно это или нет?», «Педагогическое мастерство педагога дошкольной образовательной организации как высший уровень его профессиональной деятельности»);

• дебаты («Идея планирования и реализация интегративного подхода в педагогическом процессе с дошкольниками: преимущества и недостатки применения интегративного подхода с точки зрения педагога и ребенка»);

• «Микрофон» («Какие функции должен выполнять современный педагог?», «Что делает настоящего мастера?» и т. д.);

• «Незаконченные предложения» («Характеристики профессиональной культуры дошкольных педагогов...», «Фирменный знак учителя...» и т. д.); деловые игры («Шаги, необходимые для достижения педагогического мастерства», «Современный педагог — каким он должен быть?», «Культура языка дошкольного педагога»);

• технология «Дидактика кино» и др., использовались в качестве интерактивных методов и приемов для формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных организаций [12].

В ходе изучения дисциплин, относящихся к циклу профессионально-практической подготовки, в частности «Введение в профессию» и «Возрастная Педагогика», был разработан сайт для будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. Данный сайт содержит рабочие программы дисциплин, планы и темы занятий; методические рекомендации для практических (семинарских) и лабораторных занятий; задания для самостоятельной работы студентов, проблемные ситуации и задачи, творческие задания, позволившие раскрыть содержание профессиональной культуры педагогической деятельности; вопросы для самопроверки, тесты, словари и др.

Интернет-консультирование предоставило возможность обсудить проблемные вопросы со студентами («Современный педагог как носителем профессиональной культуры», «что нужно изменить в профессиональной подготовке будущего педагога дошкольного образования в соответствии с современными требованиями?»), и выразить собственную позицию по профессиональным задачам педагога, оспорить, а также получить опыт коллективной деятельности.

На втором (деятельностно-творческом) этапе было выполнено следующие педагогические условия:

интегрировано содержание нормативных профессиональных дисциплин, предусматривающая формирование и апробацию практических навыков посредством лекций, семинаров и практических занятий по модулю: «Основы формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений» в рамках учебной дисциплины: «Введение в профессию». Студенты ознакомились с сущностью понятий «профессия», «профессионализм», «культура». Они также проанализировали такие явления, как «профессиональная культура», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура». На занятиях обсуждались требования к педагогу как субъекту профессиональной культуры, профессиональные и личностные качества педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также основные профессиональные педагогические ценности.

Большое внимание было уделено особенностям речевого этикета в профессиональной культуре педагогов.

Практические занятия по дисциплине:

• «Возрастная педагогика» проводились с учетом специфики педагогической деятельности дошкольного педагога. Педагогические ситуации и упражнения («Броуновское движение», «Создай новую игру») были выбраны в качестве активных форм становления профессиональной культуры;

• творческие задания, направленные на формирование умения решать профессиональные задачи с позиции проявления профессиональной культуры;

• миниатюрные эссе («Профессиональный портрет современного педагога», «Профессиональная культура как основа развития личности учителя»), также

использовались рефлексивные эссе («Значение профессиональной культуры в педагогической деятельности», «Образ дошкольного педагога») [13].

На этапе итоговой оценки приоритет был отдан таким педагогическим условиям, как обеспечение интерактивного технологического сопровождения образовательного процесса будущих педагогов дошкольных образовательных организаций; интеграция содержания нормативных профессиональных дисциплины. Это позволило сформировать у студентов рефлексивные и аналитические навыки, их способность самостоятельно оценивать уровень сформированности профессиональной культуры и способность к профессиональному самосовершенствованию.

Повышению профессиональных навыков способствовало вовлечение студентов в факультативный курс «Практические аспекты формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций». Студенты выполняли активные упражнения, такие как: «Я не хочу хвастаться, но я...», «Волшебная шкатулка», «Качества и навыки, необходимые для эффективного общения», «Мои положительные качества», «Чувствовать партнера», «Невербальные эскизы», «Стереотип очки», «Нобелевская премия», направленные на формирование профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных организаций, а также на культуру педагогического общения и поведения в различных ситуациях, и организационные навыки межличностного взаимодействия [14].

Формирование профессиональной культуры будущих педагогов в процессе педагогической практики было обеспечено реализацией образовательных и научно-исследовательских задач, таких как: создание модели под названием «Портрет современного дошкольного педагога». Результаты педагогической практики были рассмотрены на итоговой конференции в форме круглого стола. В ходе конференции студентами были представлены такие видеоролики, как: «Профессиональная культура дошкольного педагога», «Культура речи и речевой этикет в профессиональной деятельности дошкольного педагога», «Мастерство педагогического взаимодействия в профессиональной деятельности дошкольного педагога»; также использовались постановочные педагогические ситуации. По итогам педагогической конференций были предложены и обсуждены студентами рекомендации по повышению профессиональной культуры педагогов на более высокий уровень.

Выводы

В конце формирующего этапа эксперимента была проведена заключительная проверка эффективности педагогических условий, изложенных в экспериментальной методике.

Статистическая достоверность результатов формирующего этапа исследования была проверена с использованием критерия Пирсона х2.3 Эмпирическое значение критерия Пирсона X2 = 40,253, что превышает расчетное значение х2005(7,815) и х2001(11,345) при v = 3. Таким образом, данные, полученные на заключительном этапе эксперимента, оказались статистически значимыми, что доказывает эффективность экспериментальной методики формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе их профессиональной подготовки.

Профессиональная культура дошкольного педагога — это характеристика уровня и качества его деятельности, которая включает профессиональные знания, практические навыки, необходимые способности и личностные качества, относящиеся к определенному виду работы. Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных организаций

3 Статистика: уч. пособие / В.Я. Крохалев, С.А. Скопинов, В.А. Телешев; ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России. — Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2018. — 114 с.

— это организованный образовательный процесс, направленный на овладение специальными знаниями, компетенциями и навыками, а также развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых для дальнейшей успешной педагогической деятельности.

Установлено, что профессиональная культура будущих педагогов дошкольных образовательных организаций представляет собой сложное интегральное образование в рамках целостной структуры личности, характеризующееся положительным отношением к субъектам и объектам педагогики, глубокими и систематизированными профессиональными знаниями, компетенциями и навыками, личных и профессиональных качеств, которые отражают уровень профессионального освоения компетенции (Психология и педагогика дошкольного образования) и находит их проявление в педагогической деятельности.

Педагогическими условиями формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в процессе их профессиональной подготовки являются:

• активизация образовательной деятельности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в культурно-образовательной среде высшего педагогического учебного заведения;

• обеспечение интерактивного технологического сопровождения образовательного процесса будущих педагогов дошкольных образовательных организаций;

• интеграция содержания нормативных профессиональных дисциплин [15].

Проведённое исследование не охватывает всех аспектов, связанных с формированием профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе их профессиональной подготовки. Перспектива дальнейших научных исследований видится нами в изучении индивидуальных особенностей процесса саморазвития профессиональной культуры будущих дошкольных педагогов, влияющих на результаты и динамику ее формирования; а также технологии создания профессиональной культуры во внеучебное время, что способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольных организаций; а также педагогические условия для развития профессиональной культуры выпускников по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Психология и педагогика дошкольного образования после завершения обучения в высшем учебном заведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлова Н.В. Современные требования к профессиональной подготовке специалиста по дошкольному образованию // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22503 (дата обращения: 14.09.2021).

2. Концепция модернизации общего образования. Без лозунгов, призывов и наставлений, но с ответами на вопросы: Что надо делать? Почему это надо делать? Как это можно сделать? / Л.Л. Любимов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 80 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 2(32)).

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр "Академия", 2002. — 576 с.

4. Шабаева Г.Ф. Теоретические и методические аспекты подготовки студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-metodicheskie-aspekty-podgotovki-studentov-k-pedagogicheskoy-diagnostike-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo (дата обращения: 14.09.2021).

5. Кочетов Г.М. Механизмы процесса профессионализации — книга автора Кочетов Г.М., 192 с. Издано: (1975).

6. Гринева В.Н. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: М-лы Всероссийской научно-практ. конф. — Белгород: БГУ. — 1996. — С. 197-201. — 0,2 авт. л.

7. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С Б. Елканов. — М.: Просвещение, 1989. — 189. — с. 27.

8. Иванова, Т.В. Культурологическая подготовка будущего учителя: [монография]. Киев: ЦВП, 2005. — С. 3-5.

9. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. 200.

10. Лашкова Л.Л. Современные проблемы дошкольного образования как вектор профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-doshkolnogo-obrazovaniya-kak-vektor-professionalnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov-v-vuze (дата обращения: 14.09.2021).

11. Абашина В.В. К вопросу о качестве профессиональной подготовки будущих педагогов для дошкольных образовательных организаций // Концепт. 2017. № S10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kachestve-professionalnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov-dlya-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 14.09.2021).

12. Гринева В.Н. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: М-лы Всероссийской научно-практ. конф. — Белгород: БГУ. — 1996. — С. 197-201. — 0,2 авт. л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ежкова Н.С., Чуканова И.С. Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2. — С. 32-34.

14. Золотухина С.Т., Гринева В.М. Формирование у студентов нового стиля педагогического мышления // Психолого-педагогические основы становления личности учителя: М-лы мижвуз. научно-практической. конф. — Сумы. — 1992. — С. 21-23. — 0,06 авт. л.

15. Ауезов, Б.Н. Педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя / Б.Н. Ауезов, К.М. Беркимбаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4(138). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38803/ (дата обращения: 14.09.2021).

Martynova Irina Sergeevna

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia E-mail: irina_chukanova@mail.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=848016

Pedagogical conditions for the formation of professional culture of future teachers of preschool educational organizations

Abstract. The article reveals the essence of the phenomenon "professional culture of future teachers of preschool educational organizations", considered as a complex integral education within the framework of an integral personality structure. This concept is characterized by a positive attitude to the subjects and objects of pedagogical activity (axiological component), deep and systematized professional knowledge, skills and competencies (cognitive component), as well as personal and professional qualities that reflect the level of mastery of a special field of knowledge (personal component) and are reflected in pedagogical activity (reflexive component). The author defines the criteria (set by indicators) that characterize the levels of development of professional culture of future teachers of preschool educational organizations, including: informational, motivational, behavioral, and evaluative-creative. The article substantiates the pedagogical conditions for the formation of the professional culture of future teachers of preschool educational organizations in the process of their professional training. The above-mentioned pedagogical conditions assume: activation of educational activities of future preschool teachers in the cultural and educational environment of a higher pedagogical institution; provision of interactive technological support for the educational process of future teachers of preschool educational organizations; integration of the content of normative professional disciplines. The author presents a method of forming the professional culture of future teachers of preschool educational organizations.

Keywords: future teachers of preschool organizations; professional culture; professional training of future teachers of preschool organizations; pedagogical conditions; methods of forming the professional culture of future teachers of preschool education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.