Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАТИКА / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / INFORMATICS / PROJECT METHOD / APPLIED PROBLEMS / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонов Юрий Алексеевич, Крайнова Екатерина Анатольевна

В статье представлены преимущества применения активных и интерактивных методов обучения в высшей школе. Рассматриваются возможности и практическое использование данных методов в преподавании информатики. Центральное место в статье отводится методу проектов как инструменту для решения различных исследовательских задач. Разработана методика обучения решению математических задач прикладной направленности на основе метода проектов на практических занятиях по информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS IN TEACHING INFORMATICS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article presents the advantages of using active and interactive teaching methods in higher education. The possibilities and practical use of these methods in teaching Informatics are considered. The Central place in the article is given to the method of projects as a tool for solving various research problems. The method of teaching the solution of mathematical problems of applied orientation on the basis of the method of projects in practical classes in computer science.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат экономических наук, доцент Тихонов Юрий Алексеевич

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Крайнова Екатерина Анатольевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В

ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье представлены преимущества применения активных и интерактивных методов обучения в высшей школе. Рассматриваются возможности и практическое использование данных методов в преподавании информатики. Центральное место в статье отводится методу проектов как инструменту для решения различных исследовательских задач. Разработана методика обучения решению математических задач прикладной направленности на основе метода проектов на практических занятиях по информатике.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, информатика, метод проектов, прикладные задачи, методика обучения.

Annotation. The article presents the advantages of using active and interactive teaching methods in higher education. The possibilities and practical use of these methods in teaching Informatics are considered. The Central place in the article is given to the method of projects as a tool for solving various research problems. The method of teaching the solution of mathematical problems of applied orientation on the basis of the method of projects in practical classes in computer science.

Keywords: interactive teaching methods, Informatics, project method, applied problems, teaching methods.

Введение. Направление сегодняшнего развития профессионального образования высшей школы определяется совершенно иным подходом к формированию учебного процесса высшего профессионального образования. Внедрение многоступенчатой системы образования, организация целостного образовательного пространства, появление федеральных государственных образовательных стандартов ВПО, переход на компетенции как результирующего показателя получения образования, требует кардинальных изменений в организации процесса обучения. Педагог высшего профессионального образования должен не только передавать новые научные знания, но и выбирать для этого наиболее подходящую стратегию, использовать современные методы преподавания, способствующие раскрытию творческого потенциала обучающихся.

Повышение качества учебного процесса должно быть обусловлено созданием таких организационных и педагогических условий, которые необходимы и достаточны для гарантированно качественного обучения [7]. Упор в таком обучении смещается на партнерские отношения, а характер взаимодействия педагога и обучающихся можно назвать как субъект-субъектные.

Трансформация направления процесса обучения с модели, основанной на знаниях, на практико-ориентированную модель к результатам процесса обучения приводит к необходимости выбора необходимых методов и технологий обучения, с помощью которых практико-ориентированная модель будет реализовываться. Главная роль в реализации практико-ориентированной модели обучения должна принадлежать на наш взгляд активным и интерактивным формам и методам обучения [6].

Изложение основного материала статьи. Стандарты третьего поколения принятые государством на федеральном уровне для регламентации образовательной деятельности высшей школы и среднего профессионального образования подвергли существенному изменению цели государственной образовательной системы. На место устоявшихся в системе образования и являющихся мерилом подготовки: знаний, умений и навыков, в качестве критерия уровня подготовки специалиста пришли компетенции. Под компетенцией большинство авторов понимают умение выполнять какую-либо деятельность на высоком профессиональном уровне, умение применять полученные навыки достаточно эффективно [1]. Образовательные государственные стандарты третьего поколения для успешного внедрения компетенций в учебный процесс требуют всестороннего применения активных и интерактивных методов обучения. Активные и интерактивные формы проведения занятий должны занимать не менее трети от общего объема аудиторных занятий и использоваться для всех направлений подготовки.

Обучение студентов можно понимать, как одну из форм овладения различными навыками и умениями, которое происходит на базе защитно-трансформирующей функции субъекта. Изучение и постижение научного характера представляет собой занятие, связанное с поиском и овладением ранее неизвестных знаний. С точки зрения подхода обучения на основе компетенций именно активное стремление самого обучающегося к получению новых навыков и умений путем применения активных и интерактивных форм обучения является необходимой базой для их приобретения и эффективного использования в дальнейшем [2].

Направленность в настоящее время процесса образования на развитие компетенций предусматривает создание, как педагогической среды, так и психологической, в которых обучающийся может активно участвовать в умственной деятельности. Также в этих условиях он может активно выражать свою точку зрения на различные социальные процессы [3].

Характерные черты организации обучения с помощью активных форм:

- организация занятия направлена на создание условий для активной познавательной деятельности обучаемого, вне зависимости от его настроя;

- обучающиеся во время проведения практического или лекционного занятия находятся в состоянии активного взаимодействия с преподавателем большую часть времени;

- нахождение решений на основе индивидуальной работы, высокий уровень эмоциональной мотивации обучающихся;

- контакт преподавателя и обучающегося осуществляется на основе прямых и обратных связей.

Методы активного обучения предоставляют широкие возможности для развития:

- умение приспосабливаться к работе в команде;

- способность налаживать тесные взаимосвязи с коллегами, в том числе по информационному

обмену;

- согласие взять на себя обязательство по получению необходимых результатов работы группы;

- умение конструировать и представлять различные идеи и проекты;

- способность разумно рисковать и предлагать оригинальные, необычные решения;

- способность учиться на ошибках и не допускать их в дальнейшем;

- умение аргументированно преподносить свою позицию, излагать ее кратко, но ясно;

- умение прогнозировать возможные результаты своих действий;

- способность плодотворно распоряжаться своим временем и эффективно организовывать свою работу.

Одной из инновационных тенденций развития активного обучения в настоящий момент времени рассматривается интерактивное обучение. Интерактивное обучение следует понимать, как следующую ступеньку развития обучения студентов на основе активных методов.

Анализ литературных источников посвященных рассмотрению различий между интерактивным и активным обучением позволяет сказать следующее: главным приемом формирования действенной взаимосвязи педагога и обучающегося является не столько двухстороннее взаимодействие между педагогом и обучающимся, сколько осуществление координации действий самих обучающихся между собой, то есть взаимодействие превалирует над воздействием. По нашему мнению, это не совсем соответствует действительности. Активные способы обучения также охватывают групповую форму обучения и обучение путем активного взаимодействия обучающихся между собой. Но при интерактивном обучении существенно изменяются основные обязанности педагога. Педагог осуществляет обязанности координатора и ассистента, организация обучения в небольших группах выступает ведущей моделью обучения студентов.

Под интерактивным обучением следует понимать:

S Обучение, основанное на тесной взаимосвязи обучающегося с учебным окружением и учебной средой, которая является сферой приобретаемого опыта;

S обучение, построенное на психологических аспектах человеческих отношений и взаимодействий;

S обучение, представляющее собой совместный процесс приобретения знаний через коллективную деятельность преподавателя и обучающегося [6].

Применение в обучении интерактивных образовательных технологий требует другой логики построения образовательного процесса. Необходимо двигаться не от теории к практике, а от приобретения новых знаний и опыта к их теоретическому пониманию через использование.

Вавилова Л.Н. и Панина Т.С. определяют следующие эффекты и результаты от применения интерактивного обучения [5]:

1 Использование интерактивных методов обучения дает возможность более интенсивно проводить процесс понимания и усвоения новых знаний, а также их неординарного применения при решении различных задач. Результативность достигается за счет более интенсивного вовлечения обучающихся непосредственно в процесс не только приобретения, но и сиюминутного активного применения полученных знаний. Регулярное применение форм и методов интерактивного обучения позволяют обучающимся научиться более эффективным инструментам приобретения знаний и навыков, не бояться озвучивать ошибочное мнение и устанавливать доверительное взаимодействие с педагогом и другими обучающимися.

2 Интерактивные методы обучения позволяют более интенсивно мотивировать и вовлекать участников в решение обсуждаемой проблемы, что в свою очередь активизирует поисковую активность обучаемых и приводит к конкретным действиям с их стороны. Процесс обучения становится более эффективным.

3. Интерактивные формы обучения помогают формировать умение думать нестандартно, неординарно смотреть на проблемную ситуацию, варианты ее решения; доказывать свою позицию и жизненные принципы; способствует развитию таких качеств, как умение рассмотреть и учесть альтернативное мнение, умение эффективно взаимодействовать и доброжелательно общаться со своими оппонентами.

4. Интерактивное обучение дает возможность осуществления изменения порядка организации работы, приобретения нового опыта при ее выполнении, эффективной ее организации, взаимодействия и ощущений. Интерактивные формы обучения гарантируют не только увеличение объема навыков, знаний, умений, способов организации работы и взаимодействия, но и раскрывают новые способности обучающихся. Интерактивная деятельность необходима для развития и постоянного совершенствования компетенций через вовлечение участников учебного процесса в сознательное сопереживание собственной и совместной деятельности для приобретения опыта, осмысления и принятия необходимых знаний.

5. Применение интерактивных образовательных технологий в обучении дает возможность контролировать усвоение знаний и умение использовать полученные знания, а также умения и навыки в различных ситуациях более гибко и осмысленно.

С помощью интерактивных методов могут проводиться и практические занятия (семинарские) и лекционные. Последние могут проводиться в форме проблемной лекции, лекции с запланированными ошибками, лекции вдвоем, лекции-визуализации, лекции пресс-конференции, лекции-диалога. Интерактивные методы также включают в себя дискуссию, кейс-технологии, игру, тренинг, метод проектов, портфолио.

Определение «интерактивные технологии» используется в настоящее время когда существует необходимость подчеркнуть показатель инициативности обучающихся в ходе организации взаимного обмена информацией между собой в сравнении с существующей практикой.

Современное понимание содержания характерных свойств интерактивных технологий преимущественно определяется интенсивным продвижением и активным применением в процессе обучения компьютерных технологий. Особенно часто дефиниция «интерактивные технологии» фигурирует вместе с информационными технологиями, дистанционным обучением, применением интернет-ресурсов, а также различными электронными ресурсами (учебными пособиями, справочниками), функционированием в on-line режиме.

Компьютерные телекоммуникационные технологии в настоящий момент времени дают возможность участвовать в интерактивном диалоге (письменном или устном) с партнером в онлайн-режиме а также обеспечивают возможность обмениваться сообщениями между пользователем и информационной системой также в онлайн-режиме [6, 9]. Интерактивные средства и устройства позволяют компьютерным обучающим

программам обеспечивать взаимодействие пользователя и компьютера в диалоговом режиме. Обучающиеся могут сами регулировать ход обучения и управлять скоростью изучения материала.

Метод проектов является способом обучения, который позволяет обучающимся получать багаж знаний и навыков путем самостоятельной выработки планов и их исполнения в процессе решения все более сложных прикладных задач - проектов. Проект - это совокупность поисковых, исследовательских, расчетно-графических работ, которые обучающиеся выполняют самостоятельно, но при активном руководстве со стороны преподавателя, с установкой по решению задачи имеющей высокую практическую или теоретическую значимость [4].

Алгоритм реализации того или иного проекта включает в себя следующие этапы: выявление сути проблемы, разработка плана действий по поиску ее решения, выполнение плана действий для разрешения проблемы, представление результата в формализованном виде. Полученный результат может быть приобщен к достижениям, размещаемым в портфолио.

Основой метода проектов является замысел, составляющий сущность дефиниции «проект», его обязательная нацеленность на получение результата, достижение которого происходит при решении различных значимых задач теоретической или практической направленности. Результат можно оценить путем эффективного его применения в практической работе. Для получения столь эффективного результата нужно подготовить обучающихся думать самостоятельно, находить решение проблемы, используя багаж знаний из различных дисциплин, уметь моделировать различные варианты решений для получения необходимого результата.

Перечислим необходимые условия к применению метода проектов [8]:

1. Существование важной с точки зрения творчества и исследования задачи или проблемы, которая требует для решения знаний из нескольких областей и исследовательского подхода.

2. Важность результатов которые могут быть получены как теоретическом, так и в практическом плане. Результаты, полученные в ходе выполнения проектов должны быть эффективными, то есть задача практического или теоретического плана должна иметь конкретное решение.

3. Работа обучающихся должна носить самостоятельный характер (в группе, в паре или индивидуально).

4. Структура проекта должна состоять из отдельных этапов с обязательной фиксацией результатов каждого этапа.

5. Применение различных инструментов, основанных на исследованиях и экспериментах и имеющих строгий алгоритм необходимых действий:

- выявление значимой проблемы, деление ее на последовательность задач требующих исследования. Применение в ходе решения проблемы других интерактивных методов (метод «мозговой атаки», метод «круглого стола»);

- определение возможных вариантов решения задач;

- определение инструментов, применяемых для исследования (метод наблюдений, статистический и экспериментальный методы и т.д.);

- определение формы представления полученных результатов (представление в виде презентации, творческого отчета, защиты проекта и т.д.);

- сбор, привидение в систему и анализ полученных сведений;

- подведение итогов, выбор формы представления результатов, их оформление;

- формирование выводов, выявление новых проблем для исследования.

Решение прикладных задач на практических занятиях по дисциплине «Информатика» требует одновременного применения соответствующего математического аппарата и современных программных инструментов. В то же прикладная задача предполагает исследовательскую работу, проводимую самим обучающимся. Конечной целью, которой является создание расчетной математической модели реализуемой с помощью наиболее подходящих средств программного обеспечения. Таким образом, метод проектов как интерактивный метод обучения наиболее подходит для применения на практических занятиях «Информатика» для решения прикладных задач.

Можно предложить следующую методику обучения решению математических задач прикладной направленности на основе метода проектов:

• Постановка задачи. На этом этапе обучающиеся должны правильно сформулировать задачу, которую им необходимо решить.

• Математическая формализация. На этом этапе необходимо создать математическую модель, с помощью которой задача решалась бы наиболее точно.

• Построение алгоритма решения данной задачи. На этом этапе происходит выбор наиболее оптимального алгоритма решения поставленной задачи.

• Реализация решения задачи с помощью программных средств. На этом этапе происходит выбор наиболее подходящих инструментов программного обеспечения. Допустимо решение задачи с помощью нескольких инструментов. Напрмер Excel, Mathcad, различные языки программирования.

• Отладка и тестирование программы. Этот этап включает в себя отладку синтаксиса программы, расчеты в тестовом режиме, анализ результатов, а также изменение программы в случае необходимости.

• Проведение расчетов. На этом этапе уже готовая программа используется для нахождения необходимых результатов. Также проводится анализ полученных результатов. Если возникает необходимость производится корректировка математической модели и соответствующего алгоритма решения.

• Представление результатов. На этом этапе производится анализ решения поставленной задачи различными инструментами программного обеспечения. Выбирается наиболее эффективный инструмент программного обеспечения для решения данной задачи.

Метод проектов как один из инструментов интерактивных технологий предусматривает самостоятельное рассмотрение поставленной перед обучающимися задачи, ее решение и представление результатов выполненной работы. Группа обучающихся пришедшая на практическое занятие по дисциплине «Информатика» разбивается на подгруппы, каждая из которых состоит из трех или четырех человек. Обучающиеся каждой подгруппы подбирают для решения соответствующую прикладную задачу, разбирают выполнение соответствующих между собой ролей. В результате совместное решение прикладной задачи

позволяет осуществлять тесное взаимодействие обучающихся внутри группы и глубокую самостоятельную работу. После успешного решения прикладной задачи предусматривается защита результатов перед всей группой обучающихся. Это ведет к активному обсуждению самих результатов и лучшему усвоению приобретенных знаний и навыков [5].

Выводы. В данном исследовании мы рассмотрели преимущества активных и интерактивных методов обучения, а также возможности их применения при проведении различных учебных занятий в высшем учебном заведении. Был проведен обзор интерактивных методов обучения. Более подробно был рассмотрен метод проектов и возможности его применения при решении различных исследовательских задач теоретической и практической направленности.

Была разработана методика обучения решению математических задач прикладной направленности с помощью программных средств образовательного назначения на основе метода проектов на практических занятиях по информатике. Данная методика обучения обеспечивает тесные междисциплинарные связи между математикой и информатикой, необходимость глубокого изучения и применения различных программных средств, раскрывает творческий потенциал каждого обучающегося, учит самостоятельной работе и взаимодействию обучающихся внутри группы.

Литература:

1. Алеева, Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. - 2012 - 5 (120) - С. 3-14.

2. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н.В. Борисова. -М.: ИЦПКПО, 2000. - 146 с.

3. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС. - 2004. - 84 с.

4. Краснов, Ю.Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» (реферативный обзор источников, включая рассмотрение концепции Дж. Равена о развитии компетентностей высшего уровня посредством проектного обучения) / Ю.Э. Краснов // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. — Минск: РИВШ БГУ, 2003. — С. 197-221.

5. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

6. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

7. Полат, Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 2003. -С. 39-47.

8. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: уч. метод. пособ. / С.П. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

9. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. - 2-е изд. / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 280 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры финансовых и экономических дисциплин Токова Фатима Аскербиевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ИЗУЧЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Агропромышленный сектор народного хозяйства занимает особо важное место в экономической теории на сегодняшний день. Аграрный сектор преобладает в экономике большинства стран земного шара. В России, как и во многих других странах с активно развивающейся экономикой, это проблема была и продолжает оставаться остроактуальной темой.

Ключевые слова: аграрный сектор, сельское хозяйство, естественные биологические законы, поставщик сырья, аграрная экономика.

Annotation. The agro-industrial sector of the national economy occupies a particularly important place in economic theory today. The agricultural sector dominates the economy of most countries of the globe. In Russia, as in many other countries with rapidly developing economies, this problem has been and continues to be an urgent topic.

Keywords: agricultural sector, agriculture, natural biological laws, raw material supplier, agricultural economy.

Введение. Сельское хозяйство является одним из важнейших направлений развития экономического, промышленного и производственного благосостояния нашей страны. Удовлетворение продовольственных потребностей населения составляет главную задачу сельского хозяйства. Для промышленного комплекса сельское хозяйство является основным поставщиком сырья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная особенность агропромышленного комплекса это применение земли и природной сферы как объекта производства. В сельскохозяйственном секторе, земля играет основную роль, являясь важнейшим средством производства. Использование природных биологических факторов составляют основу производства в сельскохозяйственном секторе, которыми являются животные и растения.

Следовательно, естественные биологические законы задают во многом производственный ритм сельскому хозяйству. Из-за обширного территориального объема нашей страны природные и экономические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.