Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода при обучении иностранным языкам в техническом вузе'

Реализация компетентностного подхода при обучении иностранным языкам в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелинцева Ирина Геннадьевна

Современная система обучения иностранным языкам в техническом вузе строится на основе компетентностного подхода, реализация которого способствует обновлению содержания и методов преподавания иностранного языка в техническом вузе для реализации профессиональных и личностных потребностей студентов,. Содеятельность преподавателя и студентов приобретает личностно-ориентированную направленность на фоне развития субъект-субъектных отношений в системе преподаватель-студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пчелинцева Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода при обучении иностранным языкам в техническом вузе»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

И.Г. Пчелинцева

Аннотация. Современная система обучения иностранным языкам в техническом вузе строится на основе компетентностного подхода, реализация которого способствует обновлению содержания и методов преподавания иностранного языка в техническом вузе для реализации профессиональных и личностных потребностей студентов,. Содеятельность преподавателя и студентов приобретает личностноориентированную направленность на фоне развития субъект-субъектных отношений в системе преподаватель-студент.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетентность, деятельность, система обучения иностранному языку, содержание обучения.

Введение

Значимость иностранных языков в современном мире трудно преувеличить, хотя бы потому, что XXI век назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», то есть знание иностранного языка, а то и нескольких, становится необходимым условием образованности в постиндустриальном обществе. В условиях возрастающей интеграции мирового сообщества и включения нашей страны в мировую хозяйственно-экономическую систему иностранный язык рассматривается как средство общения в будущей профессиональной деятельности. С позиции современного компетентностного подхода стратегической целью обучения иностранным языкам в вузе становится формирование «вторичной языковой личности» специалиста, готового к профессиональной меж-культурной коммуникации. Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству подготовки специалиста является его уровень лингвистической подготовки.

Именно сейчас имеются предпосылки для пересмотра существующего подхода к обучению и применяемых методов и их обновления на основе компетентностного подхода, который отвечает требованиям модернизации профессионального образования, социальному заказу общества и новейшим достижениям в области методики и смежных с ней наук.

В статье будут рассмотрены вопросы адекватности использования компетентност-ного подхода к обучению иностранным языкам в техническом вузе, показаны методы обучения, доказавшие свою эффективность.

Особенности применения компетентностного подхода в техническом вузе

Многие исследователи проблем обучения иностранным языкам в высшей школе выде-

ляют следующие современные направления в образовании:

- более глубокое осмысление образовательных уровней как непрерывной цепочки образования;

- компьютеризация и технологизация обучения, способствующие развитию интеллектуальной деятельности студентов;

- внедрение активных методов и форм обучения, включающие в деятельность студентов элементы проблемности, научного поиска, самостоятельной работы;

- использование активных приемов обучения, стимулирующих и организующих общение, творческую и самостоятельную деятельность студентов;

- акцент на организации обучения как коллективной, совместной деятельности преподавателя и студента, что предполагает использование интерактивных способов обучения.

Вышеперечисленные направления свидетельствуют о том, что деятельностная направленность языкового образования в вузе остается наиболее значимой.

Это не противоречит активно разрабатываемому в настоящее время компетентност-ному подходу, который предполагает заменить систему знаний, умений и навыков набором компетентностей, которые будут формироваться у студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности по овладению этим содержанием.

В последнее время в дидактике высшего профессионального образования разрабатываются идеи рассмотрения результатов обучения через компетентности (ключевые, базовые, специальные). Совершенно очевидно, что знания не передаются, их получают в процессе личностно значимой деятельности и

без определенных умений и навыков их использования невозможно решить проблему качественной подготовки студента к его будущей профессиональной деятельности.

Компетентность в нашем понимании это деятельностная категория: быть компетентным значит быть способным (уметь) мобилизовать полученные знания и опыт в той или иной ситуации. Это понятие своим содержанием охватывает и необходимую информированность, и способность, и возможность ее применения, и фактическое ее воплощение в реальной деятельности.

При этом компетентность не сводится к знаниям, навыкам и умениям, она включает их в себя, поскольку они являются формами проявления компетентности на разных этапах ее формирования. Процесс формирования компетентности в принципе не должен заканчиваться, наоборот проявляться и усиливаться в процессе образования, конечно при условии глубокой личностной заинтересованности человека в том или ином виде деятельности.

Таким образом, компетентность не может быть отделена от конкретных условий ее реализации и может проявляться только в деятельности. Она связывает воедино одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в конкретных ситуациях.

Формируемые компетентности многофункциональны, поскольку могут реализоваться в повседневной жизни студента для решения различных проблем и профессиональных задач, исполнения социальных ролей и т.п. Компетенции поэтому межпредметны и междисциплинарны. Именно они обеспечивают дальнейшее интеллектуальное развитие студента, его мышление, самооценку, саморефлексию.

Опора на деятельность при формировании компетентностей, таким образом, логична и целесообразна для построения системы обучения иностранным языкам в вузе, поскольку учитывает современные тенденции в области лингвистического образования и является условием его модернизации.

Рассматривая компетентностный подход, нельзя исключать его личностную составляющую, которая означает, прежде всего, что в центре обучения находится студент как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных, национальных и статусных особенностей личности студента. Этот учет осуществляется через выбор содержания и форм учебных заданий, через характер взаимодействия со студентом. Адресованные студенту задания в условиях реали-

зации компетентностного подхода стимулируют его личностную, интеллектуальную активность, направляют его учебную деятельность. Следовательно, осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей студентов, но и дальнейшее развитие их познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик.

Таким образом, сущность компетентност-ного подхода заключается в том, в центре обучения находится сам студент, а на основе обновленного содержания образования будет формироваться его компетентность (компетентности или комплекс компетенций) в то время как процесс освоения отобранного содержания будет носить деятельностный характер. Соответственно, технологии обучения будут направлены на формирование у будущего специалиста способностей осуществлять различного вида деятельности, и в процессе осуществления деятельности студент будет осваивать новые компетентности.

Эффективность профессионального и личностного развития будущего специалиста во многом определяется содержанием, которое также соответствует рассматриваемому в статье подходу, который служит теоретическим обоснованием решения многих методических вопросов, таких как отбор, организация, последовательность изучения языкового и речевого материала и способов его предъявления и тренировки с учетом коммуникативных потребностей студентов.

В соответствии с компетентностным подходом усвоение содержания обучения осуществляется не путем передачи информации о нем изучения студенту, а в процессе собственной деятельности студента по овладению этим содержанием. В процессе такой деятельности происходит формирование способностей, умений и навыков студентов. Поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая в свою очередь способствует решению задач продуктивной профессиональной деятельности в условиях социального и профессионального взаимодействия, обучение иностранным языкам непременно носит деятельностный характер. Участники общения решают реальные или воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Таким образом, деятельностная сущность обучения иностранным языкам реализуется через деятельностные задания, приемы и упражнения. Смысл компетентностного подхода применительно к языковому образованию в вузе раскрывается через формирова-

ние коммуникативной компетенции, в состав которой входят языковая, дискурсивная, разговорная, прагматическая, социальнолингвистическая, социокультурная, стратегическая, мыслительная и другие компетенции.

Развитие иноязычной коммуникативной компетентности позволяет студентам быть равноправными партнерами межкультурного общения на иностранном языке, использовать иностранный язык для профессионального развития.

Компетентностный подход обеспечивает реализацию коммуникативной направленности обучения иностранному языку. Особенности проявляются в:

- необходимости реализации коммуникативных технологий формирования умений и навыков во всех видах речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение);

- обязательное использование ком-

плексного обучения всем видам речевой деятельности;

- учет индивидуальных интересов и особенностей студентов, различных когнитивных стилей для повышения эффективности усвоения материала;

- использование подлинно коммуника-

тивных заданий, способствующих формированию различных компетенций;

- аутентичность учебного материала,

который призван предоставлять образцы естественной речи носителей языка различных сфер общения;

- наличие сознательного компонента в обучении и целенаправленность любого действия и деятельности.

В условиях реализации компетентностного подхода при обучении иностранным языкам коммуникативно-направленное содержание обучения иностранному языку обеспечивает развитие активной речемыслительной деятельности студентов. Под содержанием обучения мы понимаем совокупность того, что вовлекается в деятельность студентов, а также совокупность того, что студенты должны усвоить, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали целям, задачам вуза и условиям обучения. Такое определение позволяет включить в компонентный состав содержания обучения иностранному языку задания, представляющие собой такую единицу обучения, которая обеспечивает, во-первых, одно- или многоразовое выполнение ряда операций речевого или языкового характера, а во-вторых, упорядочивает предметные действия с отобранным материалом, т.е. деятельность студентов по усвоению предлагаемого материала.

Особая ценность компетентностного подхода при обучении иностранному языку проявляется в возможности использовать инновационные методы обучения, к которым мы относим когнитивные, креативные и оргдея-тельностные методы обучения, направленные на создание студентами образовательной продукции.

Среди них особый интерес при обучении иностранным языкам вызывают:

Метод эвристического исследования

Он предполагает, что студенты самостоятельно исследуют заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы.

Метод эвристических вопросов

Данный метод был разработан древнеримским педагогом и оратором Квинтилианом. Чтобы отыскать сведения о каком-либо событии или объекте, задают шесть ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: как - когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта, а, следовательно, стимулируют развитие интеллектуальной активности личности студента.

Метод эвристического наблюдения

Студенты, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, который включает: а) информационный результат

наблюдения; б) примененный способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества студентов в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.

Одновременно с получением заданной преподавателем информации многие студенты во время наблюдения видят особенности наблюдаемого объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые знания. Данный метод предполагает развитие наблюдательности - способности выделять в явлениях и фактах их наиболее существенные стороны и взаимосвязи, что является неотъемлемой частью процесса активизации умственной деятельности.

Метод гипотез

Студентам предлагается задание - сконструировать версии ответов на поставленный

преподавателем вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий. Студенты предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов, опираясь на логику и интуицию.

Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если...» и эффективен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования,гипотетичности.

Метод многомерных матриц - нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем сопоставления различных комбинаций известных и неизвестных элементов.

Метод инверсии или метод обращения

- применение принципиально противоположной альтернативы решения, когда стереотипные приёмы оказываются бесполезными и др.

Не менее важным типом методов обучения при реализации компетентностно-деятельностного подхода являются организационные методы, к которым можно отнести:

Метод студенческого целеполагания

Данный метод предполагает выбор студентами целей из предложенного преподавателями набора, их классификацию с последующей детализацией и обсуждение с помощью заданных алгоритмов; становление учащимися собственных таксономий образовательных целей и задач; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей студента и преподавателя.

Метод студенческого планирования

Студентам предлагается спланировать свою собственную образовательную деятельность на определенный период - занятие, день, неделю, или на тему, раздел, творческую работу.

Метод создания образовательных программ студентами

Создание индивидуальных образовательных программ требует от студентов владения комплексом методов: смысловым видением предмета своих занятий; установлением главных целей и направлений деятельности; отбором изучаемых вопросов и тем, методом планирования; методом определения условий для достижения своих целей; методом адекватной самооценки и рефлексии и др.

Личностный компонент компетентностного подхода реализуется при использовании технологий развивающего обучения, таких как

обучение в сотрудничестве, метод проектов, открытое образование, индивидуальный стиль обучения (The Learning Style Approach) и др.

Компетентностный подход к обучению предполагает высокий уровень профессиональной компетентности преподавателя вуза, включающей:

- специальную компетентность - владение собственно профессионально-педагогической деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, умение работать с компьютером, с оргтехникой;

социальную компетентность - владение кооперативной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, приемами профессионально-педагогического общения;

личную компетентность - владение приемами личного самовыражения и саморазвития, способность находить нестандартные решения (креативность), способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

индивидуальную компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, стремление к качеству своей работы;

экстремальную профессиональную компетентность - готовность и способность к быстрой и адекватной модификации своей профессионально-педагогической деятельности при возникновении новых обстоятельств, к работе во внезапно усложнившихся условиях.

Общая направленность системы обучения иностранным языкам на основе компетентностного подхода проявляется в развитии субъект - субъектного характера взаимодействия в системе «студент-преподаватель».

Субъект-субъектные отношения предполагают равноправное сотрудничество, открытость для взаимодействия между студентом и преподавателем. Это взаимодействие выступает как интегрирующий фактор образовательного процесса, способствующий появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса.

Развивая субъект-субъектные отношения между преподавателями и студентами, реально можно способствовать тому, чтобы в процессе обучения в вузе студент мог выбирать ориентиры для формирования собственных отношений к своей деятельности, к себе, к другим.

Практическая реализация компетентностно-го подхода к обучению иностранным языкам осуществляется на основе разработанных УМК.

При определении структуры и набора компонентов УМК мы опираемся на данные А.Р. Арутюнова, который считает, что минимум УМК составляют:

- материалы для студентов и преподавателей, т.е. книга для студента и книга для преподавателя;

- материалы, предназначенные для всех обучающихся и для отдельных профессиональных групп внутри этого контингента, т.е. предлагаются профильные пособия и пособия по специальности;

- материалы для углубленного изучения специальности, обслуживающие групповые интересы студентов внутри широкого контингента, т.е. специальные пособия и пособия для индивидуальной работы студентов.

Книга для студента - это основа учебного процесса, носитель содержания дисциплины, реализующей требования стандарта. Книга для преподавателя выступает в качестве практического руководства организации содеятельности преподавателя и студента, здесь содержатся методические комментарии к учебнику в целом и к каждому уроку в отдельности.

Пособия по специальности необходимы для реализации профессиональных потребностей и личных интересов студентов.

Такие курсы как «Деловой иностранный язык», «Перевод и редактирование спецтекстов», «Деловой этикет», «Технический иностранный язык» и др. реализуют личностный смысл компетентност-но-деятельностного подхода.

Организация процесса обучения ведется поэтапно, с учетом специфических особенностей обучения иностранным языкам в техническом вузе - различный начальный уровень подготовки студентов, выпускников учебных заведений разного типа и разных регионов, ограниченные сроки обучения при достаточно высоких конечных целях и профессиональная направленность обучения, требующая систематизации знаний по специальности уже на I и II курсах.

Реализация принципов дифференциации обучения на некоторых специальностях, постепенное увеличение сроков и плотности обучения иностранным языкам способствует преодолению негативных явлений, обусловленных упомянутыми выше особенностями.

Заключение

Компетентностная модель специалиста, разработанная в вузе, служит ориентиром в достижении результатов обучения и усвоения содержания обучения иностранным языкам. Учет специальных компетенций позволяет более четко определить цели обучения иностранному языку, рационально отобрать содержание, выявить коммуникативные потребности студентов конкретной специальности, которые реализуются через уровни коммуникативной компетенции. При этом содержание обучения иностранному языку служит показателем качественных и количественных характеристик уровня коммуникативной компетенции как итоговой цели обучения иностранному языку.

Профессиональная подготовка специалиста, осуществляемая на основе компетент-ностного подхода, не просто обеспечивает определенный уровень владения иностранным языком, но формирует готовность к саморазвитию и самообразованию.

Implementing of competence approach in the process of foreign language teaching in technical university

I.G. Pchelintseva

The article considers the competence approach to foreign language teaching as a tool for introducing innovative processes in educational system of technical university. The competence approach is proved to be a breakthrough in achieving the professional and personal ambitions of students. It agrees with the changing of teaching methods to be communicative, content of syllabuses to be suppor tive, attitudes and values of collaboration between teachers and students to be personalised.

Пчелинцева Ирина Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой иностранных языков № 2 Тюменского государственного нефтегазового университета. Область научных интересов: Проблемы формирования ценностных отношений студентов вуза, проблемы языкового образования в техническом вузе, современные ИКТ и другие образовательные технологии, развитие профессиональнопедагогической культуры преподавателя вуза. Имеет 72 публикации, в том числе 3 монографии. E-mail: igptmn@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.