Раздел VII. Проблемы образования
УДК 681.3.066:378.1
АХ. Андриенко РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. Стратегия инновационного разв ития современного вуза актуализирует необходимость качественного профессионально-личностного становления человека в процессе образования. В данной связи качество высшего образования должно предусматривать не только определенный программными нормативами уровень предметных знаний, но и формирование духовной, креативной, толерантной, трансперсональной личности, способной адекватно вести себя в различных профессиональных, деловых и жизненных ситуациях, умеющей работать в группе, быть конкурентоспособной в условиях нестабильности рынка труда, быстроразви-вающихся технологий и ускорения темпов устаревания знаний. На современном этапе развития нового информационного общества образовательные институты разных стран активно обращаются к понятиям «компетенция» и «компетентность». Компетентностный подход, формирующийся в сфере образования, определяет важность изучения компетенций и компетентности не только студентов, но и создание модели компетентностного преподавателя, обладающего определенным набором ключевых компетенций, важных для успешной профессиональной дея.
Необходимость введения категорий «компетенция» и «компетентность» в сферу профессионального образования была доказана представителями европейской научной школы 80-х годов прошлого столетия Д. Мертенсом, Б. Оскарсо-ном, А. Шелтеном и др. Определение терминов «компетенция» и «компетентность» вызывает дискуссии, так как понятия или отождествляются, или дифференцируются. В 1965 году понятие «компетенция» в области теории языка было предложено Н. Хомским. В 1982 году В. Макелвил впервые ввел в область научного « ». . . понятия, определяя в качестве основного компонента «компетенции» знания, а под «»
социально-профессиональной активности индивида.
« »,
применительно к человеческой деятельности в целом, учитывающий сущность компетентности современного человека в условиях рыночной конкуренции, внесли исследователи В.А. Болотов, М.Г. Евдокимова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, . . , . . , . . , . . , . . . Ряд авторов считает, что в системе отечественной высшей школы компетентностный подход к обучению в деятельности не является таким новаторским, как для европейских партнеров ДОТ. Татур, ПС. Трофимова).
Но, несмотря на широкое использование понятий «компетент-
ность/компетенция» в научной литературе, специфика данных понятий, по мнению . . , . . , . , . . ,
,
актуальным. В работах некоторых исследователей приведенные термины используются как взаимозаменяемые, тождественные, различия между ними не акцентируются (Н.Д. Гальскова, З.И. Клычникова, Н.Ф. Корячковцева, ЕЛ. Соловова).
В ряде других работ понятие «компетентность» определяется как интеллектуально и личностно обусловленная способность человека к практической деятельности, а «компетенция» как содержательный компонент данной способности в виде знаний, умений, навыков (И.А. Зимняя, М.Г. Евдокимова и др.). По мнению . . , -ции [1]. Особенность теоретической неопределенности рассматриваемых понятий заключается в том, что английские термины «competence» и «competency» часто переводятся синонимично, в двойном значении, как «компетентность» и «компе-». -значной спецификой их трактовки в социальном, психологическом, педагогиче-
, .
Качество высшего образования по дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе характеризуется не только объемом знаний по специальности, но и способностью будущих выпускников к иноязычному общению со специалистами других стран (А.А. Воротникова, М.Г. Евдокимова, Г.В. Елизарова, ИА. Зимняя, ВВ. Сафонова, ЕЛ. Соловова, СТ. Тер-Минасова и др.).
, -
,
как студента, так и преподавателя (Н.Д. Гальскова, ЮЛ. Караулов, ГА. Красно-щекова, ИЛ. Халеева, ИА. Цатурова и др.), обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности. Актуальность компетентностного подхода в проектировании деятельностных результатов языкового образования в неязыковом вузе определяется как необходимость преодоления дегуманизации технического образования путем конвергенции социально-^манитарной и технической подготовки не только студентов, но и преподавателей в процессе изучения « », -щей профильные направления технических специальностей студентов.
Вовлечение российских вузов в Болонские преобразования, предполагает академическое и профессиональное признание отечественных дипломов на европей-. -обходим не только студентам-филологам, но и специалистам технического профиля. Значимость данного положения отмечена в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и в требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к подготовке
, -фессиональную деятельность в иноязычной среде [2]. Поэтому в условиях поли-культурного образовательного пространства (Н.В. Барышников, АА. Миролюбов, . . , . . ) -муникативной компетентности студентов и преподавателей вуза приобретает .
Анализ научных исследований, в которых представлены различные аспекты проблемы компетентностного подхода как условия успешной иноязычной меж-культурной коммуникации (Г.В. Елюарова, ЮЛ. Емельянов, MB. Китайгородская,
. . , . . .), -
стройки работы высшей школы на основе концепции диалога культур (М.М. Бахтин, ЕВ. Бондаревская, АЛ. Леонтьев, ЕЛ. Пассов), трансформации высшего профессионально ориентированного языкового образования в направлении иноязычного межкультурного общения (Д.Б. Гудков, Н.К. Иконникова, М.Г. Корочкина, ТЛ. Персикова и др.).
Данные преобразования представляются особо значимыми в целях развития личностных и творческих качеств будущих специалистов технического вуза, их ключевых (б^овых) общих и специальных компетентностей, обеспечивающих готовность выпускников к адаптации и самоопределению в условиях новых информационных технологий, к непрерывному образованию и саморазвитию [1, 3].
Исходя из вышеизложенного, важно определить необходимый набор ключевых компетенций не только для студентов технического вуза в целях успешного осуществления профессионально ориентированной деятельности на иностранном языке, но и для преподавателей. В этой связи кроме ключевых, базовых, метапро-
, , -
тей сотрудников вуза, независимо от сферы их профессиональной деятельности, необходимо выделить и специфические, профессиональные, предметные компе-, -. -бакалаврами на III и IV курсах преподавателю необходимо иметь представление не только об общенаучных способах мышления, но также изучить комплекс коммуникативных профессионально ориентированных задач обучения на конкретном образовательном уровне в непрерывной многоуровневой структуре курса, включая узкоспециальные знания с учетом вариативных программ по направлению профильных специальностей факультетов, структуры, содержания и условий развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности,
В педагогической сфере деятельности под «компетенцией» понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и , , участие личности в образовательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.
« »
степени эффективности работы преподавателя в достижении поставленной цели.
Н. Хомским подчеркивается фундаментальное различие между «компетенцией» (знанием своего языка говорящим - слушающим) и его употреблением (реадьным
), . . « » -нием набора компетенций. Таким образом, компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием человеческой практики [1]. То есть, - ,
«деятельностный подхода и формирующееся в результате приобретения набора
компетенций. Иными словами, компетентность проявляется в реализации набора компетентностей в практической деятельности.
- , -зующих сущность процесса становления и развития профессионализма, таких как: профессиональная компетентность, профессиональная компетенция, профессиональная культура, культура профессиональной деятельности специалиста. В качестве элементов профессиональной культуры рассматриваются профессиональное самоопределение и саморазвитие специалиста. Также и в зарубежной, и отечественной педагогической науке и практике широко представлена система интегра-
тивных категорий профессионального становления специалиста, включающая в себя следующие составляющие: ключевая квалификация, профессионализм, профпригодность, профквалификация, профготовность, профмастерство, профкомпе-тентность, профобразованность [4].
Педагогическая компетентность может быть определена как включающая в себя знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в дея, , ,
.
. . -
, , -ванности профессиональных знаний и умения их реализации в деятельности [5]. ..
« » « »,
[3].
В системе подготовки студентов технических вузов по дисциплине «Иностранный язык для специальных целей» на образовательном уровне бакалавриата преподавателю необходимо сформировать ключевые компетенции в целях успешного развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов в единстве профессионально ориентированного, методологического, информационного, лингвистического, коммуникативного, социальноповеденческого, социокультурного, этического, стратегического, мировоззренческого и индивидуально-личностного компонентов.
В связи с этим важно определить набор ключевых компетенций в компетентностей модели преподавателя иностранного языка неязыкового вуза. Деятельность преподавателя иностранного языка технического вуза имеет поли,
представляет собой интегрированную структуру. В данную модель могут быть включены следующие значимые, на наш взгляд, профессиональные, социальные и
:
♦ предметная, специальная компетентность в области преподаваемой
, -циальных компетенций по иностранному языку: лингвистическая (языко-, ), , , -тивная компетенции;
♦ методическая компетентность: владение различными методами и
;
♦ методологическая компетентность: способы и методы организации учебной и научно-исследовательской деятельности, интерактивное обучение в режиме совместной партнерской деятельности «с^дент-
», « - » -
;
♦ когнитивная компетентность: способность к познанию, самообразованию, саморазвитию, системному стратегическому мышлению, профес-
, ,
, , ;
♦ информационная компетентность: владение информационными техно-
, -, ,
, -
,
спектру информации в процессе межкультурного иноязычного взаимодействия в профессиональной и бытовой сферах деятельности, определяющее уровень владения информационными технологиями;
♦ технологическая компетентность: владение различными технологиями и подходами к обучению студентов;
♦ социальная (прагматическая) компетентность: совместная (групповая)
, ,
профессии приемы профессионального общения;
♦ персональная (личностная, индивидуальная, экзистенциально-
прагматическая компетентность): развитие индивидуальности в рамках профессии, самореализация, готовность к профессиональному росту, способность быть личностью;
♦ социокультурная компетентность: знание и уважение культурных цен-
, ;
♦ социально-политическая компетентность: способность ориентироваться в языковом поликультурном пространстве, учитывая нормы гражданско-
;
♦ коммуникативная компетентность: умение выбирать адекватные способы взаимодействия в различных ситуациях вербальной и невербальной
, , создать толерантную обстановку на занятии, способность проводить пуб-, , , -, ;
♦ экстремальная компетентность: умение находить адекватные решения в нестандартных ситуациях;
♦ междисциплинарная компетентность: знание междисциплинарных, интегральных особенностей преподавания дисциплины на всех образовательных уровнях вузовского пространства, способность анализировать и творчески структурировать материал, креативно, нестандартно анализировать педагогическую ситуацию и находить решения проблемы,
♦ лингвопрофессиональная компетентность: адекватность выполнения определенных целей профессиональной деятельности, способность решать
-
дисциплины с учетом профильного направления специальности студен,
сфере специальной предметной деятельности, умение оперировать иноязычной общенаучной и специальной лексикой, клише языка для специ, , -лять презентацию текстового материала профессионально ориентирован;
♦ инновационно-креативная компетентность: проявление творческой
инициативы, внедрение инноваций, проявление изобретательности, готовность к нестандартным решениям;
♦ психолого-пед^огическая компетентность: владение педагогической диагностикой, знание возрастной психологии и психологии межличностного и педагогического общения, способность мотивировать студентов к
;
♦ дифференциально-псгиологическая компетентность: умение выявлять личностные особенности, мотивы, способности, установки и направлен-
, , -но строить взаимоотношения.
Заключение. Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что, несмотря на большое количество исследований по проблеме компетентности, струк-
- « », том числе и неязыкового, недостаточно определена. Поэтому требует дальнейшей разработки модель компетенций преподавателя неязыкового вуза: как само поня-, , профессиональной компетентности преподавателя вуза. Определение ключевых компетенций преподавателя вуза взаимосвязано с успешным стратегическим развитием инновационного вуза, позволяет на основе модели компетенций преподавательского состава управлять компетенциями, создать портрет высококвалифици-, -.
БИБЛИОГРДФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зим няя И А. Ключевые компетентн ости как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Материалы к 1-му заседанию методологического семинара 20 мая 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. . практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, МБ. Рыжакова. - М., 2002. - С. 63.
3. Бондаревская ЕМ., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель»,1999.-560 с.
4. . .
// Известия вузов. Поволжский регион. Технические науки. - Пенза: Инф.-изд. Центр ПГУ, 2006, №6. - С.178-190.
5. . . : -
// . - .: - , 2003, Вып. 52. - С. 40-46.
6. Гершунский Б. Философия образования для XXI века. - М., 1998.
7. Общеевропейские компетенции: изучение, преподавание, оценка. - М.: МГЛУ, 2003. - 256 .
8. . // -ства профессионального образования / Под ред. В.И. Байденко, Дж. Ван Занворта. - М., 2001. - С. 44-46.
9. http://www.rost.rU/proiects/education/ed3/ed31/aed31.shtm1#qw1
УДК: 004.81
..
МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ НА ОСНОВЕ ОТВЕТА ИСПЫТУЕМОГО НА ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ
Введение. Тестирование, являясь наиболее технологичным способом педаго-, , -стрируют лишь наличное состояние исследуемых характеристик, не раскрывая особенностей их формирования. В более широком плане тесты выявляют степень приобщённости индивида к культуре общества, реально не зависящую от врождён.