Научная статья на тему 'Развитие компетенций преподавателя неязыкового вуза как актуальная проблема в контексте модернизации высшего образования'

Развитие компетенций преподавателя неязыкового вуза как актуальная проблема в контексте модернизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / МОДЕЛЬ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / COMPETENCE / COMPETENT / COMPETENT APPROACH TO EDUCATION / A MODEL OF KEY COMPETENCES / TOLERANT PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко А. С.

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с определением структурно-содержательной сущности понятий «компетенции» и «компетентность» преподавателя иностранного языка неязыкового вуза с целью достижения эффективной рефлексивной взаимосвязи в режиме взаимодействия «преподаватель-студент» при интегрированном изучении профильных дисциплин по направлению технических специальностей студентов на занятиях по иностранному языку. В работе предпринята попытка определить значимые составляющие модели ключевых компетенций преподавателя, которые являются важным стратегическим ресурсом устойчивого развития инновационного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of competences of a teacher of English as FL for students of non-humanities specialties as an actual problem in the context of Higher School modernization

In the article actual questions connected with the structure and content of the terms «competence» and «competent» are considered. Problems of construction of an integrated model of key competences of a competent teacher of English as FL for students of non-humanities specialties are viewed as an important problem for successful strategic development of innovative Higher School. In the article reflexive interaction between a teacher and a student are evaluated.

Текст научной работы на тему «Развитие компетенций преподавателя неязыкового вуза как актуальная проблема в контексте модернизации высшего образования»

Раздел VII. Проблемы образования

УДК 681.3.066:378.1

АХ. Андриенко РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение. Стратегия инновационного разв ития современного вуза актуализирует необходимость качественного профессионально-личностного становления человека в процессе образования. В данной связи качество высшего образования должно предусматривать не только определенный программными нормативами уровень предметных знаний, но и формирование духовной, креативной, толерантной, трансперсональной личности, способной адекватно вести себя в различных профессиональных, деловых и жизненных ситуациях, умеющей работать в группе, быть конкурентоспособной в условиях нестабильности рынка труда, быстроразви-вающихся технологий и ускорения темпов устаревания знаний. На современном этапе развития нового информационного общества образовательные институты разных стран активно обращаются к понятиям «компетенция» и «компетентность». Компетентностный подход, формирующийся в сфере образования, определяет важность изучения компетенций и компетентности не только студентов, но и создание модели компетентностного преподавателя, обладающего определенным набором ключевых компетенций, важных для успешной профессиональной дея.

Необходимость введения категорий «компетенция» и «компетентность» в сферу профессионального образования была доказана представителями европейской научной школы 80-х годов прошлого столетия Д. Мертенсом, Б. Оскарсо-ном, А. Шелтеном и др. Определение терминов «компетенция» и «компетентность» вызывает дискуссии, так как понятия или отождествляются, или дифференцируются. В 1965 году понятие «компетенция» в области теории языка было предложено Н. Хомским. В 1982 году В. Макелвил впервые ввел в область научного « ». . . понятия, определяя в качестве основного компонента «компетенции» знания, а под «»

социально-профессиональной активности индивида.

« »,

применительно к человеческой деятельности в целом, учитывающий сущность компетентности современного человека в условиях рыночной конкуренции, внесли исследователи В.А. Болотов, М.Г. Евдокимова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, . . , . . , . . , . . , . . . Ряд авторов считает, что в системе отечественной высшей школы компетентностный подход к обучению в деятельности не является таким новаторским, как для европейских партнеров ДОТ. Татур, ПС. Трофимова).

Но, несмотря на широкое использование понятий «компетент-

ность/компетенция» в научной литературе, специфика данных понятий, по мнению . . , . . , . , . . ,

,

актуальным. В работах некоторых исследователей приведенные термины используются как взаимозаменяемые, тождественные, различия между ними не акцентируются (Н.Д. Гальскова, З.И. Клычникова, Н.Ф. Корячковцева, ЕЛ. Соловова).

В ряде других работ понятие «компетентность» определяется как интеллектуально и личностно обусловленная способность человека к практической деятельности, а «компетенция» как содержательный компонент данной способности в виде знаний, умений, навыков (И.А. Зимняя, М.Г. Евдокимова и др.). По мнению . . , -ции [1]. Особенность теоретической неопределенности рассматриваемых понятий заключается в том, что английские термины «competence» и «competency» часто переводятся синонимично, в двойном значении, как «компетентность» и «компе-». -значной спецификой их трактовки в социальном, психологическом, педагогиче-

, .

Качество высшего образования по дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе характеризуется не только объемом знаний по специальности, но и способностью будущих выпускников к иноязычному общению со специалистами других стран (А.А. Воротникова, М.Г. Евдокимова, Г.В. Елизарова, ИА. Зимняя, ВВ. Сафонова, ЕЛ. Соловова, СТ. Тер-Минасова и др.).

, -

,

как студента, так и преподавателя (Н.Д. Гальскова, ЮЛ. Караулов, ГА. Красно-щекова, ИЛ. Халеева, ИА. Цатурова и др.), обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности. Актуальность компетентностного подхода в проектировании деятельностных результатов языкового образования в неязыковом вузе определяется как необходимость преодоления дегуманизации технического образования путем конвергенции социально-^манитарной и технической подготовки не только студентов, но и преподавателей в процессе изучения « », -щей профильные направления технических специальностей студентов.

Вовлечение российских вузов в Болонские преобразования, предполагает академическое и профессиональное признание отечественных дипломов на европей-. -обходим не только студентам-филологам, но и специалистам технического профиля. Значимость данного положения отмечена в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и в требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к подготовке

, -фессиональную деятельность в иноязычной среде [2]. Поэтому в условиях поли-культурного образовательного пространства (Н.В. Барышников, АА. Миролюбов, . . , . . ) -муникативной компетентности студентов и преподавателей вуза приобретает .

Анализ научных исследований, в которых представлены различные аспекты проблемы компетентностного подхода как условия успешной иноязычной меж-культурной коммуникации (Г.В. Елюарова, ЮЛ. Емельянов, MB. Китайгородская,

. . , . . .), -

стройки работы высшей школы на основе концепции диалога культур (М.М. Бахтин, ЕВ. Бондаревская, АЛ. Леонтьев, ЕЛ. Пассов), трансформации высшего профессионально ориентированного языкового образования в направлении иноязычного межкультурного общения (Д.Б. Гудков, Н.К. Иконникова, М.Г. Корочкина, ТЛ. Персикова и др.).

Данные преобразования представляются особо значимыми в целях развития личностных и творческих качеств будущих специалистов технического вуза, их ключевых (б^овых) общих и специальных компетентностей, обеспечивающих готовность выпускников к адаптации и самоопределению в условиях новых информационных технологий, к непрерывному образованию и саморазвитию [1, 3].

Исходя из вышеизложенного, важно определить необходимый набор ключевых компетенций не только для студентов технического вуза в целях успешного осуществления профессионально ориентированной деятельности на иностранном языке, но и для преподавателей. В этой связи кроме ключевых, базовых, метапро-

, , -

тей сотрудников вуза, независимо от сферы их профессиональной деятельности, необходимо выделить и специфические, профессиональные, предметные компе-, -. -бакалаврами на III и IV курсах преподавателю необходимо иметь представление не только об общенаучных способах мышления, но также изучить комплекс коммуникативных профессионально ориентированных задач обучения на конкретном образовательном уровне в непрерывной многоуровневой структуре курса, включая узкоспециальные знания с учетом вариативных программ по направлению профильных специальностей факультетов, структуры, содержания и условий развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности,

В педагогической сфере деятельности под «компетенцией» понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и , , участие личности в образовательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.

« »

степени эффективности работы преподавателя в достижении поставленной цели.

Н. Хомским подчеркивается фундаментальное различие между «компетенцией» (знанием своего языка говорящим - слушающим) и его употреблением (реадьным

), . . « » -нием набора компетенций. Таким образом, компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием человеческой практики [1]. То есть, - ,

«деятельностный подхода и формирующееся в результате приобретения набора

компетенций. Иными словами, компетентность проявляется в реализации набора компетентностей в практической деятельности.

- , -зующих сущность процесса становления и развития профессионализма, таких как: профессиональная компетентность, профессиональная компетенция, профессиональная культура, культура профессиональной деятельности специалиста. В качестве элементов профессиональной культуры рассматриваются профессиональное самоопределение и саморазвитие специалиста. Также и в зарубежной, и отечественной педагогической науке и практике широко представлена система интегра-

тивных категорий профессионального становления специалиста, включающая в себя следующие составляющие: ключевая квалификация, профессионализм, профпригодность, профквалификация, профготовность, профмастерство, профкомпе-тентность, профобразованность [4].

Педагогическая компетентность может быть определена как включающая в себя знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в дея, , ,

.

. . -

, , -ванности профессиональных знаний и умения их реализации в деятельности [5]. ..

« » « »,

[3].

В системе подготовки студентов технических вузов по дисциплине «Иностранный язык для специальных целей» на образовательном уровне бакалавриата преподавателю необходимо сформировать ключевые компетенции в целях успешного развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов в единстве профессионально ориентированного, методологического, информационного, лингвистического, коммуникативного, социальноповеденческого, социокультурного, этического, стратегического, мировоззренческого и индивидуально-личностного компонентов.

В связи с этим важно определить набор ключевых компетенций в компетентностей модели преподавателя иностранного языка неязыкового вуза. Деятельность преподавателя иностранного языка технического вуза имеет поли,

представляет собой интегрированную структуру. В данную модель могут быть включены следующие значимые, на наш взгляд, профессиональные, социальные и

:

♦ предметная, специальная компетентность в области преподаваемой

, -циальных компетенций по иностранному языку: лингвистическая (языко-, ), , , -тивная компетенции;

♦ методическая компетентность: владение различными методами и

;

♦ методологическая компетентность: способы и методы организации учебной и научно-исследовательской деятельности, интерактивное обучение в режиме совместной партнерской деятельности «с^дент-

», « - » -

;

♦ когнитивная компетентность: способность к познанию, самообразованию, саморазвитию, системному стратегическому мышлению, профес-

, ,

, , ;

♦ информационная компетентность: владение информационными техно-

, -, ,

, -

,

спектру информации в процессе межкультурного иноязычного взаимодействия в профессиональной и бытовой сферах деятельности, определяющее уровень владения информационными технологиями;

♦ технологическая компетентность: владение различными технологиями и подходами к обучению студентов;

♦ социальная (прагматическая) компетентность: совместная (групповая)

, ,

профессии приемы профессионального общения;

♦ персональная (личностная, индивидуальная, экзистенциально-

прагматическая компетентность): развитие индивидуальности в рамках профессии, самореализация, готовность к профессиональному росту, способность быть личностью;

♦ социокультурная компетентность: знание и уважение культурных цен-

, ;

♦ социально-политическая компетентность: способность ориентироваться в языковом поликультурном пространстве, учитывая нормы гражданско-

;

♦ коммуникативная компетентность: умение выбирать адекватные способы взаимодействия в различных ситуациях вербальной и невербальной

, , создать толерантную обстановку на занятии, способность проводить пуб-, , , -, ;

♦ экстремальная компетентность: умение находить адекватные решения в нестандартных ситуациях;

♦ междисциплинарная компетентность: знание междисциплинарных, интегральных особенностей преподавания дисциплины на всех образовательных уровнях вузовского пространства, способность анализировать и творчески структурировать материал, креативно, нестандартно анализировать педагогическую ситуацию и находить решения проблемы,

♦ лингвопрофессиональная компетентность: адекватность выполнения определенных целей профессиональной деятельности, способность решать

-

дисциплины с учетом профильного направления специальности студен,

сфере специальной предметной деятельности, умение оперировать иноязычной общенаучной и специальной лексикой, клише языка для специ, , -лять презентацию текстового материала профессионально ориентирован;

♦ инновационно-креативная компетентность: проявление творческой

инициативы, внедрение инноваций, проявление изобретательности, готовность к нестандартным решениям;

♦ психолого-пед^огическая компетентность: владение педагогической диагностикой, знание возрастной психологии и психологии межличностного и педагогического общения, способность мотивировать студентов к

;

♦ дифференциально-псгиологическая компетентность: умение выявлять личностные особенности, мотивы, способности, установки и направлен-

, , -но строить взаимоотношения.

Заключение. Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что, несмотря на большое количество исследований по проблеме компетентности, струк-

- « », том числе и неязыкового, недостаточно определена. Поэтому требует дальнейшей разработки модель компетенций преподавателя неязыкового вуза: как само поня-, , профессиональной компетентности преподавателя вуза. Определение ключевых компетенций преподавателя вуза взаимосвязано с успешным стратегическим развитием инновационного вуза, позволяет на основе модели компетенций преподавательского состава управлять компетенциями, создать портрет высококвалифици-, -.

БИБЛИОГРДФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зим няя И А. Ключевые компетентн ости как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Материалы к 1-му заседанию методологического семинара 20 мая 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. . практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, МБ. Рыжакова. - М., 2002. - С. 63.

3. Бондаревская ЕМ., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель»,1999.-560 с.

4. . .

// Известия вузов. Поволжский регион. Технические науки. - Пенза: Инф.-изд. Центр ПГУ, 2006, №6. - С.178-190.

5. . . : -

// . - .: - , 2003, Вып. 52. - С. 40-46.

6. Гершунский Б. Философия образования для XXI века. - М., 1998.

7. Общеевропейские компетенции: изучение, преподавание, оценка. - М.: МГЛУ, 2003. - 256 .

8. . // -ства профессионального образования / Под ред. В.И. Байденко, Дж. Ван Занворта. - М., 2001. - С. 44-46.

9. http://www.rost.rU/proiects/education/ed3/ed31/aed31.shtm1#qw1

УДК: 004.81

..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ НА ОСНОВЕ ОТВЕТА ИСПЫТУЕМОГО НА ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ

Введение. Тестирование, являясь наиболее технологичным способом педаго-, , -стрируют лишь наличное состояние исследуемых характеристик, не раскрывая особенностей их формирования. В более широком плане тесты выявляют степень приобщённости индивида к культуре общества, реально не зависящую от врождён.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.